9 дмитрий дмитриевич семенов о преподавании географии в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

География – наука о Земле; землеописание. С этих слов начинается изучение данной дисциплины в школе. Бесспорно, это – фактически единственный предмет, который знакомит обучающихся с окружающим их миром, заставляет думать, строить цепочки причинно-следственных связей, понимать закономерности природы и общества и т. д. и т. п. Однако за последние десятилетия накопился ряд проблем, требующих особого внимания со стороны педагогического сообщества. За 3 года работы в должности учителя географии мне удалось выделить, как мне кажется, основные из них.

Во всех учебных планах образовательных организаций общего образования география отнесена к предметной области общественно-научных дисциплин . Казалось бы, незначительный факт, который никак не отражается в содержательном плане. Но в таком случае география ставится в один ряд с такими предметами как история и обществознание. А это разве так? На протяжении 4 лет обучения (5 – 8 классы) обучающиеся знакомятся с особенностями природы Земли, материков, океанов и России, фактически не затрагиваются темы общественной географии. Да, географию социально-экономическую, которую школьники изучают в 9 – 10 (11) классах, бесспорно стоит относить к общественно-научной предметной области, но курсы физико-географической направленности считать таковыми просто безграмотно.

Введение географии в 5-х классах – одна из главных методических ошибок . Дело в том, что в данном возрасте у обучающихся только начинает формироваться понятийное мышление (в начальной школе оно было наглядно-образным), а тут им сразу на головы сваливается огромное количество терминов, которые тяжело понять и запомнить. Начальный курс географии авторами учебников разбивается на 2 года (5 – 6 классы), те или иные сложные темы приходятся изучать в течение всего 1-го урока, что приводит к низким образовательным результатам. Помимо всего прочего, ощущается нехватка математических знаний у школьников при изучении ряда тем, особенно связанных с градусной сеткой на карте, азимутами, построением графиков и т. п.

Сокращение часов при изучении географии материков и океанов в 7-м классе . На протяжении долгих лет (до принятия стандартов в 2004 г.) данный курс географии изучался при нагрузке 3 часа в неделю, теперь всего 2. Результатом этого стало снижение не только познавательного интереса у обучающихся, но и серьёзное падение уровня знаний. Общие закономерности природы Земли изучаются не более 10 уроков, каждый материк – около 5 – 7 уроков, на океаны отводится не более 1 – 2 уроков. Следствием этого является быстрое забывание школьниками изученного материала, т. к. фактически не остаётся времени на повторение и обобщение.

Внедрение страноведческого подхода при изучении любой территории . Это значит, что и природа, и население, и его хозяйственная деятельность изучаются в рамках одного курса. К чему это приводит? Стирается грань между физической географией и социально-экономической. Школьники не понимают, где заканчивается одна ветвь географии и начинается другая. Это выражается в профориентации: те выпускники, которые выбрали для сдачи ЕГЭ по географии, зачастую не понимают, куда им поступить, на какое направление подготовки – метеорология или регионолистика, биогеография или экономическая география России и т. п.

И вот возникает вопрос: как решить обозначенные выше проблемы? Я в данном случае выступил как эксперт, хотя и с небольшим опытом работы в школе. Задача эксперта – найти проблемы и доступно сформулировать их для дальнейшего обсуждения и поиска решений, но всё равно приведу несколько возможных выходов из ситуации.

Ответ второй : для начала следует всему педагогическому сообществу организовать круглые столы и семинары для обсуждения тех или иных проблем географии в школе (я лишь обозначил, на мой взгляд, самые явные, есть и другие), выстроить систему реформ и т. д. Но, главное, – не хватает молодых популяризаторов науки в разных социальных сетях. Жизнь подростков сейчас сосредоточена именно там, где практически нет качественного научно-популярного географического контента. Пора нам – учителям географии – задуматься об этом!

Презентация по географии на тему

Презентация по географии на тему"Д.Д. Семенов. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ КАК НАУКИ. Презентацию можно использовать так же в профессиональном образовании или для учеников 11-10 классов. а так же как доп. образование взрослых и детей.

Презентация по географии на тему"Д.Д. Семенов.

Презентация по географии на тему

Дмитрий Дмитриевич Семёнов НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ КАК НАУКИ Выполнила: Рузанова И.В.

Презентация по географии на тему"Д.Д. Семенов.

Презентация по географии на тему

Презентация по географии на тему"Д.Д. Семенов.

Презентация по географии на тему

Д. Д. Семёнов родился в деревне Осиновка (Витебский район). В 1852 году окончил Витебскую гимназию, в 1859 — учительские курсы Петербургского университета. С 1859 года преподавал русский язык, географию и историю в Витебске в еврейском четырёхклассном и торгово-промышленном училищах. С 1857 года преподавал в гимназии, женском Мариинском училище, Смольном институте, на Высших педагогических курсах при 2-й Петербургской военной гимназии в Петербурге. С 1873 года директор Кубанской, с 1878 — Закавказской семинарий. С 1883 года Д. Д. Семёнов инспектор училищного комитета Петербургской городской думы. Одновременно (1888— Витебскую гимназию Первая Санкт- Петербургска я гимназия

Презентация по географии на тему"Д.Д. Семенов.

Презентация по географии на тему

Презентация по географии на тему"Д.Д. Семенов.

Презентация по географии на тему

На формирование педагогических идей Семенова большое влияние оказало сотрудничество , в последствии и дружба с К.Д.Ушинским.

Презентация по географии на тему"Д.Д. Семенов.

Презентация по географии на тему

Презентация по географии на тему"Д.Д. Семенов.

Презентация по географии на тему

Огромная заслуга Д. Д. Семенова со- стоит в том, что он одним из первых по- пытался осмыслить и обобщить опыт изучения географии в отечественной школе. Результат этой деятельности ученого, следует определить как создание первой в географическом образовании научно- методической концепции, появление которой знаменует собой качественно новый этап развития методики обучения географии — этап ее становления как самостоятельной области научных исследований.

Презентация по географии на тему"Д.Д. Семенов.

Презентация по географии на тему

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История развития методики преподавания Естествознания

Описание презентации по отдельным слайдам:

История развития методики преподавания Естествознания

История развития методики преподавания Естествознания

Древняя Русь В школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных кни.

Древняя Русь В школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных книг и пению в церкви. Предметов о природе не было

М.В.Ломоносов Поиск неизвестных руд, дорогих металлов и камней Составлена анк.

М.В.Ломоносов Поиск неизвестных руд, дорогих металлов и камней Составлена анкета из 30 вопросов

Зуев Василий Федорович (1754 – 1794) Определена последовательность изучения п.

Севергин Василий Михайлович (1765 – 1826) По мнению автора, исследовательская.

Севергин Василий Михайлович (1765 – 1826) По мнению автора, исследовательская работа, проводимая в одной и той же местности ежегодно, должна иметь большое научное и практическое значение. Это обеспечивало связь обучения с жизнью, с нуждами развивающегося государства. Надо отметить, что В.М. Севергиным впервые рекомендовалось использовать учебник в виде руководства к практической деятельности вне урока. Учебный процесс таким образом обогатился внеурочной практической работой учащихся

1809 г. – учебник В.Ф.Зуева заменяется учебником А.М.Теряева «Начальные основ.

К.Д.Ушинский (1824 – 1870) Всю систему изучения природы, усвоения представлен.

Дмитрий Дмитриевич Семенов (1835-1902) Семенов разработал методику проведения.

Александр Яковлевич Герд (1841 – 1888) Основоположник передовой русской метод.

Александр Яковлевич Герд (1841 – 1888) Основоположник передовой русской методики преподавания Естествознания в школах России Воплотил в учебнике зоологии идеи дарвинизма; Создал методическое пособие для учителей (1883); Обосновывал, что изучение Естествознания следует начинать с изучения неживой природы; Создал образцы этих уроков с показом; Публиковал статьи, в которых проявлялась борьба с консерватизмом и идеализмом в преподавании естествознания в школе

Дмитрий Никифорович Кайгородов (1846-1924 В 1901 году в гимназиях действовала.

Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924) педагог, методист начальной школы Ши.

Леонид Сафонович Севрук (1867 – 1918) Методист по естествознанию. В 1902 г. и.

Иван Иванович Полянский (1872 – 1930) 1904 году И.И. Полянский издал учебник.

Валериан Викторович Половцов (1862-1918) Впервые в истории Петербургского уни.

Константин Павлович Ягодовский (1877-1943) Большое значение для развития мето.

Перроте Александра Александровна (1880 – 1963) методист по естествознанию в н.

Павлович Сергей Андронникович (1884 – 1976) методист-биолог Уделял большое ос.

Валерьянова Екатерина Александровна (1885 – 1970) методист по естествознанию.

Валерьянова Екатерина Александровна (1885 – 1970) методист по естествознанию в начальных классах Уделяла большое значение работе с учителями; Использование принципа наглядности при обучении естествознанию; Создала ряд наглядных пособий и методических руководств к ним, в т.ч. и диафильмов, диапозитивных серий, была консультантом учебных фильмов

Половинкин Александр лександрович 1887-1955 Большой вклад в развитие методики.

Половинкин Александр лександрович 1887-1955 Большой вклад в развитие методики естествознания внес А.А. Половинкин, профессор МГПУ им. В.И .Ленина. Он разрабатывал методику преподавания начального курса географии. В своих трудах Половинкин много внимания уделял активным формам и методам обучения младших школьников: экскурсиям по изучению окружающей местности, работе с планом и картой, применению педагогического рисунка на уроках.

Сонгайло Михаил Александрович 1874-1941 методист-географ Разработкой занятий.

Сонгайло Михаил Александрович 1874-1941 методист-географ Разработкой занятий по курсу географии с краеведческим содержанием в начальной школе занимался известный методист К.А. Сонгайло. С 1935 года в третьих и четвертых классах действовали составленные им программы по географии. Большую работу К.А. Сонгайло проделал по созданию различных типов наглядных пособий: таблиц, диапозитивов, диафильмов и методических указаний по их применению. Основное внимание в его работах уделено методике про-ведения практических работ на местности и экскурсий.

Завитаев Петр Алексеевич (1890 – 1970) Разработал методику проведения наблюде.

Завитаев Петр Алексеевич (1890 – 1970) Разработал методику проведения наблюдений, опытов и экскурсий для формирования природоведческих понятий; Наметил систему предметных уроков, определил их содержание и методику проведения; Уделял большое внимание занятиям на пришкольном участке Совершенствовал методику применения оборудования и наглядных пособий на уроках

Скаткин Михаил Николаевич (1900 – 1991) методист по преподаванию естествознан.

Скаткин Михаил Николаевич (1900 – 1991) методист по преподаванию естествознания в начальных классах Автор программ по естествознанию; Автор учебников по природоведению для 3 и 4 классов; Сгруппировал методы обучения Большое внимание проведению экскурсий, ведению календарей, наблюдению в природе, внеклассной работе по природоведению; Созданы серии наглядных пособий, таблиц, картин, коллекций, кинофильмов, а также методические указания к их применению на уроках

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970) советский педагог Создавал д.

XVIII век. В школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных книг и пению в церкви. Предметов о природе не было.

С середины XVIII в. в русской педагогике стали появлять­ся высказывания о необходимости естественно-научного образования детей.

В 1761 г. у М.В. Ломоносова возникла идея привлечь крестьянских детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней. Великий ученый считал, что детская любознательность поможет в обследовании минеральных богатств России. Им была составлена анкета из 30 вопросов, которые охватывали сведения о городах, губерниях и про­винциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территорий.

Зарождение методики преподавания естествознания свя­зано с именем Василия Федоровича Зуева (1754-1794). Онбыл сыном солдата Семеновского полка, получил хорошее академическое образование, защитил диссертацию. В.Ф. Зуев 6 лет посвятил изучению природы Сибири, участвуя в экспе­диции под руководством П.С. Палласа. После возвращения из экспедиции ученый начал преподавать в учительской се­минарии. Именно ему было поручено написать первый рос­сийский учебник по естественной истории.

В XVIII в. существовали зарубежные учебники, в которых изучение природы начиналось с описания строения челове­ческого тела и организмов животных. Эти руководства не могли служить образцами для учебника В.Ф. Зуева, так как не подходили к российским условиям. Не было в них и ме­тодических руководств для учителей, помогающих препо­давать курс естествознания. Автору российского учебника впервые пришлось решать методические вопросы об отборе содержания и последовательности изучения курса естество­знания.

Отбор содержания учебного материала осуществлялся с учетом практической направленности обучения. В учеб­нике описаны 148 растений и 157 позвоночных животных, имеющих значение для человека. Причем раз­нообразие растительного мира В.Ф. Зуев объясняет не всемогуществом творца, а следствием великого разнообразия климатических и поч­венных условий, существующих на Земле. Подобно К. Лин­нею, ученый поместил человека среди животного царства, что было с его стороны смелым поступком.

Описание животных составлено по единому плану: внеш­ний вид и образ жизни животного, указание приносимой пользы и его хозяйственного применения. Впервые В.Ф. Зуев высказал требования по охране промысловых животных. При описании домашних животных помещены советы по уходу за ними. Материал учебника изложен живым, образным языком.

К первой части учебника картин не было, так как автор считал, что изучение минералов и растений должно прохо­дить с применением натуральной наглядности. В предисло­вии к учебнику автор дал методические указания учителям.

Для знакомства с местной природой предлагалось прово­дить экскурсии.

На фоне общепризнанного словесного преподавания эти мысли В.Ф. Зуева были передовыми и важными для осущест­вления связи обучения с практическими вопросами жизни.

Первая половина XIX века . По уставу 1804 г. преподавание естествознания было вве­дено во 2 классах малых народных училищ. В гимназиях этот предмет преподавался как во 2, так и в 4 классах. Каждая гимназия была обязана иметь комплект натуральной нагляд­ности по трем царствам природы (минералы, растения, жи­вотные). Собирался преимущественно местный материал. Учителям рекомендовалось опираться на интерес детей.

Несмотря на то что в уставе гимназии 1804 г. содержалась мысль о привлечении учителей и уче­ников к изучению местной природы, она получила свое раз­витие лишь в единственном отечественном учебнике естест­вознания академика В.М. Севергина. По мнению автора, исследовательская работа, проводимая в одной и той местности ежегодно, должна иметь боль­шое научное и практическое значение. Это обеспечивало связь обучения с жизнью, с нуждами развивающегося госу­дарства.

В начале XIX века во все средние учебные заведения было введено преподавание географии по учебникам Е.Ф. Зябловского. Учебник содержал достоверные данные, но был перегружен фактическим материалом. При изучении предмета тоже преобладала зубрежка. Изучение материала осложнялось отсутствием наглядных пособий.

Предмет был вновь введен только через 20 лет в кадетских корпусах, а в 1852 г. – в гимназиях. Новым стал порядок изучения курса: зоология – ботаника – минералогия.

Новые школьные программы были построены согласно принципам А. Любена, талантливого немецкого педагога, выступившего в качестве реформатора школьного естество­знания в 30-е годы XIX в. Им была написана первая методи­ка естествознания. Педагогом предлагался индуктивный метод изучения естествознания, при котором познание при­роды шло от простого к сложному, от известного к неизвест­ному, от конкретного к отвлеченному. В основе индуктивно­го метода лежали непосредственные наблюдения учащимися натуральных объектов и осмысливание отношений между ними. В российскую школу идеи А. Любена проникли три десятилетия спустя. Это был, несомненно, прогрессивный подход в преподавании естествознания. Однако содержание учебников ботаники Н.И. Раевского, зоологии Д.С. Михай­лова, построенных на принципах Любена, не соответствова­ло методическим рекомендациям. Они были перегружены однообразным систематическим материалом и не развивали мышление учащихся.

Огромное влияние на развитие этого направления в обуче­нии младших школьников оказал прогрессивный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870).

Огромное влияние оказали идеи К.Д. Ушинского на педа­гогическую и литературную деятельность Дмитрия Дмит­риевича Семенова (1835-1902) – талантливого педагога-географа.

В предисловии к учебнику Дмитрий Дмитриевич Семенов писал, что лучше всего на­чинать преподавание географии с окрестности той местности, на которой живут учащиеся и посредством сравнений близ­ких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно получают самые верные понятия различных явлений природы.

Д. Д. Семенов считал, что приготовительным курсом к изу­чению географии могло служить отчизноведение, но в нем должно заключаться и начало естественных наук и истории.

Д.Д. Семенов составил такой учебник для окрестностей Петербурга. Сначала он рассказывает о городе, затем харак­теризует его окрестности, уезд и всю Петербургскую губернию и далее переходит к изучению земли в целом.

В целях более глубокого разъяснения отдельных вопросов педагог предлагал ставить несложные опыты и проводить демонстрации:

– по парообразованию воды и конденсации па­ров,

– определению сторон света по компасу,

– измерению атмо­сферного давления барометром и др.

Деятельность Д.Д. Семенова способствовала появлению в России учебников, основанных на принципе отечествове­дения.

В противовес систематике и морфологии К. Линнея во второй половине XIX в. в России стало популяризоваться биологическое направление, ставшее впоследствии фунда­ментом экологии (позднее оно было выдвинуто в Германии в трудах Ф. Юнге и О. Шмейля). Российское биологическое направление (или метод) было обосновано в работах про­фессора Московского университета К.Ф. Рулье. Автор предложил изучать жизнь во всех ее проявлениях. ( Рулье К.Ф. Жизнь животных по отношению к внешним условиям. –М.,1852).

Эта задача была необычной для того времени, она требо­вала обратить внимание на обыденные проявления жизни, нацеливала на их изучение и объяснение. В отличие от гер­манских методистов, Рулье был эволюционистом. Для него организмы были не приспособлены, а приспособляемы к среде. При изучении организма животного он прежде всего выяснял причину образования того или иного органа.

Говоря о процессе обучения, Ж.Ф. Рулье подчеркивал, что одним из важнейших его условий является наглядность.

Развитие методики естествознания во второй половине XIX в. связано с именем Алекссандра Яковлевича Герда (1841-1888). Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку.

Во вторую часть так же включалось изучение истории Земли с элементами эволюционного учения.

Такое построение курса педагог справедливо обосновал тем, что наблюдения над минералами легче и проще наблюдений над растениями и животными. Автор отмечал, что знакомство с минеральным царством доставляет детям сведения, необходимые для полных наблюдений над растениями и животными. Животное необ­ходимо рассматривать в связи со всей его обстановкой, расте­ние – в связи с почвой, на которой оно произрастает. Поэтому-то прежде всего следует ознакомить детей с минеральным царством. Кроме этого, законы эволюции природы не могут быть познаны без понимания тех взаимосвязей, которые суще­ствуют между неорганическим иорганическим миром.

А.Я. Герд считал, что прежде чем приступать к систе­матическому курсу естественных наук, преподавателю необ­ходимо пробудить в детях интерес к природе. Пробуждение интереса возможно лишь при непосредственном столкновении детей с естествен­ными предметами в их естественной обстановке. А.Я. Герд утверждал, что преподава­ние естествоведения должно по возможности начинаться в саду, в лесу, в поле, на болоте. Когда таким образом дети изучат окружающее, тогда можно перейти к растительному и животному миру отдаленных местностей, определяя и оживляя их сравнениями с хорошо известными картинами родины. (Герд А.Я. Избранные пед.труды/ Под. ред. Б.Е. Райкова. 1953 ).

Таким образом, А.Я. Герд впервые решил основные общие проблемы методики преподавания естествознания. До на­стоящего времени труды А.Я. Герда служат основой для методических разработок по курсу естествознания.

Вклад А.Я. Герда в теорию методики естествознания труд­но переоценить, но практическое значение его работ в то время было невелико в связи с исключением естествознания в 1871 г. из числа преподаваемых в народных училищах предметов.

Развитие капитализма в конце XIX в. потребовало широ­кой реформы школьного образования и обязательного введе­ния естествознания в систему школьных предметов.

XX век. Развитие методики естествознания до 1917 г. В начале XX в. Министерство народного просвещения было вынуждено ввести изучение естествознание до 7 класса сред­ней школы.

В 1901 г. в гимназиях действовала программа, составлен­ная профессором лесного института, знаменитым натурали­стом Д.Н. Кайгородовым. По научным взглядам Д .Н. Кайгородов был креационистом и антидарвинистом. Ученый отрицал необходимость формирования у младших школьни­ков научной системы знаний о природе.

– растений и животных, с их разнообразны­ми взаимодействиями друг на друга, в связи с неорганической природой (почва, берег, дно) и в связи с временами года.

По мнению Кайгородова краеугольным камнем в преподавании природоведения должна быть экскурсия.

Программа Кайгородова просуществовала всего один год, но труды ученого послужили толчком к развитию:

экскурси­онного дела,

– методики проведения фенологических наблюдений.

Разработкой содержания образования в начале XX в. за­нимался известный методист-естественник Иван Иванович Полянский (1872-1930). Он считал, что материалом для первоначального курса природоведения должно быть то, что окружает ребенка (окружающие школу деревья, разводимые человеком растения, домашние животные, на­блюдаемые поблизости пласты земли и камни, соседний ру­чеек и т.п.) и лишь постепенно, по мере умственного развития ребенка можно переносить его воображение к дальним странам.

Большое внимание И.И. Полянский уделял разработке различных форм организации учебного процесса.Основной формой он считал уроки, которые подразделял на несколько типов:

– уроки изучения нового материала,

И.И. Полянский указывал, что домашние задания должны быть дополнением к урокам.

Важной формой изучения естествознания наряду с уро­ком он считал экскурсию. По мнению педагога, кругозор наблюдений во время экскурсий должен постепенно рас­ширяться, и к коротким выходам из школы должны при­соединяться экскурсии более отдаленные. На экскурсиях изучается как природа местности, так и различные сторо­ны человеческого быта и знаний.

Таким образом, И.И. Полянский поднял и частично решил новые проблемы:

· о развитии познавательной деятельности младших школьников,

· о классификации и взаимосвязи раз­личных форм учебных занятий.

В период с 1901 по 1917 г. особенно ярко проявилась дея­тельность известного методиста Валериана Викторовича Половцова (1862-1918). Ему принадлежит заслуга внедре­ния в русскую школу биологического направления.

Однако внедрение передового опыта преподавания естест­вознания в массовую школу было затруднено. При составле­нии программ и учебников зачастую не учитывались психо­логические особенности младших школьников. Материал был сложен для понимания, оторван от жизни.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: