35 в опровержении догм всех философских школ видели свою цель

Обновлено: 30.06.2024

Античная философия прошла в своём развитии более
чем тысячелетний период – с VII-VI в. до н.э. до 529 г.
н.э., когда византийский император Юстиниан издал
указ о закрытии в Афинах всех философских школ.
Родиной философии является Древняя Греция, давшая
миру огромное количество выдающихся философов.
Некоторые исследователи считают, что этому
способствовали особые экономические факторы,
становление античной демократии с её политическими
свободами и правами, развитие ремёсел и расширение
торговли с соседними странами, рост самосознания
граждан демократических полисов Древней Греции.

Как
бы то ни было, именно грекам
принадлежит слава первых по-настоящему
свободных мыслителей древности,
переставших удовлетворяться традиционной
мифологической картиной мира и
попытавшихся самостоятельно, опираясь
лишь на собственное умозрение, постичь
тайны мироздания.
Античной философии была уготована долгая
судьба, она просуществовала в общей
сложности около тысячи лет.

гражданин Эфеса, был одним из самых
оригинальных мыслителей Древней
Греции.
Происходил из
аристократического
рода, но стремился к
одиночеству, жил бедно
и последние годы жизни
провёл в хижине в горах.

Из
различных стихий природы его
внимание привлёк огонь, который был из
всех природных стихий наиболее
подвижным, живым, динамичным.
Огонь для Героклита являлся подлинным
первоначалом мира, а вода – лишь одним из
его состояний.
Путём сгущения огонь превращается в
воздух, воздух – в воду, вода же – в землю.
Сама Земля, на которой мы живём, была
некогда раскалённой частью всеобщего
огня, но затем остыла.

– учёный – энциклопедист, крупнейший
представитель атомистического
направления в философии.
Считал, что существует
бесконечное множество
миров, одни миры
возникают, другие гибнут.
Все они состоят из
множества атомов и
пустоты.

-
древнегреческий философ, жил в Афинах,
активно участвовал в делах города.
Полагал, что познать космос
невозможно, ибо человек в
таком случае запутывается в
безвыходных противоречиях.
Познать человек может
только то, что в его власти,
то есть свою душу.

Сократ считал, что без душевных упражнений
нельзя воспитать в себе добродетели, среди
которых главное – мудрость, справедливость,
умеренность.
Развивая свои добродетели, человек достигает
гармонии души, что означает - человек
становится свободным. А в этом и состоит счастье
человека.
Сократ был одной из тех знаковых фигур в
истории философии, с которых начинается новый
отсчёт в её развитии.
Именно благодаря Сократу, его новым идеям,
философия античности вышла на совершенно
иной уровень мышления.

- родился в знатной семье.
Его настоящее имя – Аристокл.
Познакомившись в 20 лет с Сократом,
стал его учеником.
После смерти
Сократа долго
путешествовал,
встречался с рядом
философов того
времени.

После возвращения в Афины, Платон приобрёл на
окраине города дом с садом и основал там
философскую школу – Академию. Просуществовала
эта Академия более 900 лет.
Почти все философские сочинения Платона дошли
до наших дней. Многие из них написаны в форме
художественного диалога, а главным их
действующим лицом являлся Сократ.
Центральное место в философии Платона занимает
проблема идеального (проблема идей). По Платону,
всё множество идей представляет единство.
Центральной идеей является идея блага, или
высшего добра. Она есть идея всех идей, источник
красоты, гармонии, соразмерности и истины.

Трем
началам души — вожделению, пылу и
рассудительности соответствуют
добродетели: здравомыслие, мужество и
мудрость.
Их согласование дает справедливость как в
отдельной человеческой душе, так и в
государстве, которое устроено аналогичным
образом: в нем трудятся ремесленники, их
защищают мужественные воины, а
управляют всем мудрые правителифилософы.

Душа
и государство равно образуются с
помощью правильно построенного
педагогического процесса: его граждане
получают благодаря искусству грамоты,
пения и игры на кифаре элементарное
музыкальное воспитание, а благодаря
учителю гимнастики и врачу хорошее
физическое воспитание, а лучшие по своим
природным задаткам должны изучать
военное и полководческое искусство, а также
арифметику, геометрию, астрономию.

Венчает
набор искусств диалектика,
подводящая философов-правителей к
постижению подлинного сверхсущего блага,
(оно есть благо каждого отдельного
существа, государства и мира в целом), и
позволяющая им справляться с искусством
законодателя и судьи.
В зависимости от преобладающего в нем
начала государство может быть
правильным (монархия и аристократия)
или неправильным (олигархия, демократия,
тирания).

Открыв
мир нематериальных, независимых
от человека идей, Платон стал основателем
объективного идеализма.
Это направление задало тон в западной
философии на многие столетия вперёд.
Платон развил и научно обосновал учение о
познании, диалектике, риторике, античной
теологии.
Он стал первым, кто начал по-философски
глубоко осмысливать роль и значение в
человеческой жизни искусства, политики,
морали, этики, эстетики.

Отец Аристотеля — Никомах, был врачом при дворе
македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее
домашнее образование, знание античной медицины.
Влияние отца сказалось на научных интересах
Аристотеля, его серьезных занятиях анатомией. В 367,
в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в
Афины, где стал учеником Академии Платона.
Через несколько лет Аристотель сам начал
преподавать в Академии, стал полноправным членом
содружества философов-платоников.
В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с
Платоном, но был самостоятельным и независимо
мыслящим ученым, критически относился к
воззрениям своего учителя.

В 343 году до н.э. македонский царь Филипп II пригласил
ученого стать учителем своего сына Александра.
После того как Александр взошел на престол, Аристотель в
335г. до н.э. вернулся в Афины, где основал собственную
философскую школу.
Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона
Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название
Ликей.
Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками
по дорожкам сада.
Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая
школа (от перипато — прогулка).
Представители перипатетической школы помимо философии
занимались и конкретными науками (историей, физикой,
астрономией, географией).

В 323 г. до н.э. после смерти Александра
Македонского в Афинах начался антимакедонский
мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в
покое. Его обвинили в религиозном непочитании,
и он был вынужден покинуть Афины.
Последние месяцы жизни Аристотель провел на
острове Эвбея.
Научная продуктивность Аристотеля была
необычайно высокой, его труды охватывали все
отрасли античной науки.
Он стал основоположником формальной логики,
учения о логической дедукции.
Логика у Аристотеля — не самостоятельная наука,
а методика суждений, применимая к любой науке.

Философия Аристотеля содержит учение об основных
принципах бытия: действительности и возможности,
о форме и материи, действующей причине и цели.
В основе метафизики Аристотеля лежит учение о
принципах и причинах организации бытия.
В качестве начала и первопричины всего сущего
Аристотель выдвинул понятие субстанционального
разума.
Для классификации свойств бытия Аристотель
выделил десять предикатов (сущность, количество,
качество, отношения, место, время, состояние,
обладание, действие, страдание).
Аристотель установил четыре начала (условия)
бытия: форма, материя, причина и цель.
Главное значение имеет соотношение формы и
материи.

В натурфилософии Аристотель следует следующим
принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и
цель; постигать природу математикой невозможно;
физические законы не имеют всеобщего характера; природа
выстроена по иерархической лестнице; следует не
объяснять мир, а классифицировать его составляющие с
научной точки зрения.
Природу Аристотель разделял на неорганический мир,
растения, животных и человека.
Человека от животных отличает наличие разума. А так как
человек представляет собой общественное существо,
важное значение в учении Аристотеля имеет этика.
Основной принцип аристотелевой этики — разумное
поведение, умеренность.
Именно Аристотель начал специальное изучение свойств и
особенностей человеческой души, что стало началом
современной науки – психологии.

-
Признавал бытие блаженно-безразличных
богов в пространствах между
бесчисленными мирами, но отрицал их
вмешательство в жизнь космоса и людей.
Девиз Эпикура – живи уединенно.
Цель жизни – отсутствие
страданий, здоровье тела и
состояние безмятежности духа
(атараксия); познание природы
освобождает от страха смерти,
суеверий и религии вообще.

(в более позднем произношении – цинизм)
ведёт своё происхождение от ученика Сократа
Антисфена, деятельность которого приходится на
начало IV века.
Киники считали, что богатство, слава, роскошь,
плотские удовольствия – только временные явления,
они губят душу, уничтожая свободу человека.
Истинный мудрец должен жить максимально
упрощённой жизнью, довольствуясь лишь самым
необходимым.
Необходимо отказаться от всех благ цивилизации, от
всех условностей общества, от любой душевной
привязанности и всего, что они считали
предрассудками.
Тогда человек станет абсолютно свободным, а значит,
и счастливым.

Диоген родился в черноморском городе
Синопе в семье изворотливого
фальшивомонетчика, сам в юности
активно помогал отцу в этом деле.
Диоген был изгнан из родного
города по обвинению в
изготовлении фальшивых денег.
Около 385 года Диоген прибыл в
Афины и стал учеником философа
Антисфена, нищенствующего
философа-киника

Диоген много путешествовал, некоторое время
жил в Коринфе. Автор 7 трагедий и 14 диалогов
этического характера, которые не дошли до наших
дней.
Герой многочисленных притч и анекдотов,
которые рисуют Диогена философом-аскетом,
жившем в бочке (пифосе), проповедником
кинической добродетели (разумного возвращения
к естественной природе), ниспровергателя
общественной морали.
По сравнению с Антисфеном, философия Диогена
была более радикальной, он ввел понятие
космополитизма, отрицал необходимость семьи,
законов, проповедовал общность жен и детей.

Зенон сформулировал основные принципы стоической
философии:
1) космос – это одушевленный организм, разумный и
чувственно воспринимаемый;
2) Зевс-Логос управляет космосом и отождествляется с
природой;
3) пневма (огненное дыхание) обеспечивает единство
мира и придает ему внутреннюю одухотворенность;
4) заимствованное у Гераклита положение о
циклическом возникновении и уничтожении миров.
Цель жизни, согласно Зенону, состоит в достижении
безразличия перед ударами судьбы, отрешенности от
внешних обстоятельств и следовании разумной
природе (Логосу).

Идеальным
обществом Зенон считал
государство, в котором не будет денег,
судов, семьи и брака.
Из утверждения о существовании
единого космоса Зенон выводил мысль о
равенстве всех людей по природе
независимо от национальности, пола,
социального происхождения.

Скептицизм
стал своеобразным логическим
завершением долгого и сложного пути
античной философии в поисках объективно
существующей истины.
Скептики видели свою цель в опровержении
догм всех философских школ.
Перед лицом постоянно изменяющегося
мира скептик не может признать наличие ни
добра, ни зла. Остаётся одно: сохранять
внутренний покой, безмятежность, мудрое
молчание.

древнегреческий философ, основатель
скептицизма (пирронизма): человеческие
суждения о вещах произвольны;
следует
воздерживаться от
каких-либо суждений
вообще и пребывать в
состоянии атараксии и
апатии.

По
учению Будды, наша жизнь полна
страданий оттого, что она ограничена.
Человек постоянно стремится с чем-то
себя отождествить.
Человек никак не может стать самим
собой, и его страдания происходят
оттого, что он не может обрести свою
подлинную природу.

Для того, чтобы человек всё же смог найти самого себя, Будда
разработал учение, опирающееся на 8 ступеней мудрости человека:
1. Правильное понимание – полное и правильное усвоение четырёх
благородных истин буддизма.
2. Правильное мышление – принятие четырёх истин в качестве
личной жизненной программы.
3. Правильная речь - отказ от всех форм обмана, клеветы, хитрости.
4. Правильные действия – ненасилие, ненанесение вреда всему
живому.
5. Правильный образ жизни – выработка привычки всегда и во всём
поступать правильно.
6. Правильные усилия – бдительность и внимание к себе и своим
поступкам.
7. Правильное стремление – стремление к тому, чтобы помнить о
преходящести сущего.
8. Правильная концентрация – глубокое духовное самопогружение,
отрешение от всего земного, мирского, сущего.

В
основе учения Конфуция концепция
идеального человека, который должен
избавиться от личных стремлений, стать
совершенным человеком с пятью
добродетелями:
- человечность и любовь к другим;
- мудрость и интеллект;
- справедливость, долг и честность;
- послушание, деликатность, учтивость;
- покорность воле родителей.

Основателем скептицизма является Пирон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как бы три смысла — это, рассмотрение, сомнение и воздержание от суждений. Септики всегда видели и ныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ.

Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека не самостоятельны, чувства лживы, разум противоречив. Скептик согласен с тем, что нельзя избежать многих жизненных вопросов когда речь идёт о реалиях, не зависящих от человека, голоде, жажде, боли. Но дано воздерживаться от догматических суждениях. Такое воздерживается, эпохе, предположения нелепость ума, а его осторожность, ибо познание имеет не вероятный характер.

Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.

Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание (греческое эпохе') от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ.

Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен.

Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека несостоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Скептик согласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека, — голоде, жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматических суждений. Такое воздержание, эпохе, предполагает не леность ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный характер.

Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.


Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения — научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования. Во-первых, это доступность учебника студенту среднего специального учебного заведения и учащемуся-старшекласснику. Во-вторых, доступность не должна достигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса. В-третьих, книга призвана давать достаточно полное представление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все остальное. В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной — при самом ответственном отношении к этому термину — философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных курсов философии прежнего периода. Наконец, в-пятых, книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действительно волнует молодежь.

Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата — студента среднего специального учебного заведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы надеяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудиторию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном.

Автор будет признателен за отклики на настоящий учебник, предложения и рекомендации по улучшению его содержания, которые просит направлять в адрес издательства.

Москва — Обнинск сентябрь 1998 г.

Что такое философия?

В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но великим народом Древней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии — читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

Два примера философствования

В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточно определенно, целесообразно рассмотреть примеры подлинного философствования. Разумеется, такие примеры мы находим прежде всего в творчестве великих философов. Ведь их называют великими не случайно, а потому, что в философствовании они достигли особых высот. Именно у великих философов в первую очередь следует учиться философствованию.

Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впервые это поняли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусств, во многом определила характерные черты современной цивилизации.

Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.

Идеи выражаются в языке отдельными предложениями и их совокупностями. Предложения могут быть как вопросительными, так и повествовательными или повелительными. Разумеется, не всякое предложение прямо и непосредственно выражает содержание именно философской идеи. Рассмотрим, например, три

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних специальных учебных заведений

Посвящаю моим родителям

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения — научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования. Во-первых, это доступность учебника студенту среднего специального учебного заведения и учащемуся-старшекласснику. Во-вторых, доступность не должна достигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса. В-третьих, книга призвана давать достаточно полное представление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все остальное. В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной — при самом ответственном отношении к этому термину — философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных курсов философии прежнего периода. Наконец, в-пятых, книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действительно волнует молодежь.

Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата — студента среднего специального учебного заведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы надеяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудиторию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном.

Автор будет признателен за отклики на настоящий учебник, предложения и рекомендации по улучшению его содержания, которые просит направлять в адрес издательства.

Москва — Обнинск сентябрь 1998 г.

Что такое философия?

В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но великим народом Древней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии — читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

Читайте также: