Артикуляционная гимнастика для детей 3 4 лет в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится наш язычок. У нас уже автоматизирован навык. А ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести, этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Артикуляционную гимнастику проводить лучше в виде сказки 5-7 минут.

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастики

Язык в ротике живет.

Никогда не устает.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

В зоопарк пойдем сейчас,

Посмотреть, кто встретит нас.

Здравствуй, милый мой цветочек.

Я с тобою поиграю,

Аромат твой повдыхаю.

А за воротами зоопарка — пруд. А там. Бегемотик!

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну.

Тут мы увидели лодочку с парусом. Она была очень красивая, с розовым парусом. Давайте покажем, какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом по пруду плывет

На прогулку лодочку язычок зовет.

Улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Так мы развиваем растяжку подъязычной связки; умение расслабить мышцы языка в приподнятом положении.

Подбежал к нам щенок, хвостиком махая.

Я бы точно также смог,

Вот, смотри. Сейчас!

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.

Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим. слоник!

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим. слоник!

Раз — лягушка с толстым брюшком,

Два — большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

Как под душем ту лягушку

Поливал из шланга он.

От слоненка в полуметре домик хомячка.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Наш щеночек подустал, ушки свесил.

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

А котенок у березы, молоко лакает.

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Мы решили отдохнуть и зашли на детскую площадку. Покатались мы на горке, на качель пошли кататься.

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Время быстро очень мчало. Мы часов не замечали.

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Он, как и ты, старается.

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пришли к вольеру мишки.

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пошли налево. И на мостик все взошли.

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку :

Он по мостику идет.

Жарко станет — шланг возьмем

и водой себя польем!

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10. Тем самым мы учимся напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать в таком положении.

Вдруг шланг, зашевелился. Тут мы увидели, что это была… змея! Давай изобразим змею!

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения делать в медленном темпе. Выполнять 5-6 раз. Таким образом мы развиваем боковые мышцы языка.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили говорить отчетливо и красиво, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.

К сожалению, далеко не все дети в возрасте 3-4 лет обладают хорошей дикцией, но это исправимо. На помощь родителям может прийти логопед и домашняя зарядка для улучшения артикуляции. О том, как делать артикуляционную гимнастику детям раннего дошкольного возраста, мы расскажем в этом материале.


О методе

Артикуляционный комплекс упражнений – это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Если они слабые, то с произношением у малыша будут проблемы. По мере укрепления губ, голосовых связок, щек и шеи, а также язычка произносить различные звуки и их сочетания ребенку становится проще. А постепенно правильное произношение становится привычным.

Гимнастика имеет лечебно-профилактическое предназначение, то есть она способствует исправлению неправильной речевой привычки, а также может предотвратить появление дефектов речи.

В ходе выполнения упражнений улучшается кровообращение речевых мышц, снижается повышенный мышечный тонус, который мешает малышу беспрепятственно произносить определенные звуки. В ходе выполнения статических упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение речевого аппарата, а динамические задания помогут в освоении произношения.


Кому показаны и противопоказаны занятия?

Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, тогда же, увы, формируются и дефекты речи. Разумно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если малыш относится к категории раннеговорящих, то и в 2,5 года.


Гимнастические артикуляционные упражнения помогут в установлении дикции, силы голосовой подачи, произношении, увеличат скорость говорения, улучшат разборчивость речи.

Однако есть ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или абсолютно не стоит.

Больные зубки или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, ангина в самом разгаре – все это состояния, при которых артикуляционную гимнастику проводить не рекомендуется.


Общие требования

Если принято решение делать вместе с малышом такую гимнастику, помните, что стартовать надо с легких заданий и поэтапно переходить к более сложным.

Наиболее легкими и доступными для новичков считают статические упражнения, при которых нужно удерживать речевые мышцы в заданном положении. С динамическими упражнениями спешить не стоит. В возрасте 2-4 лет эти упражнения пока считаются довольно сложными, но по мере совершенствования статической группы можно добавлять и динамические задания.

Важно проводить занятия в игровой форме, иначе зарядка очень быстро наскучит малышу и он откажется выполнять задания.

В каждое задание постарайтесь включать 2-3 упражнения, не более. Обязательно повторяйте уже усвоенные ранее задания и приемы, и лишь одно задание в ходе занятия выбирайте новое, еще не знакомое.


Гимнастика проводится в сидячем положении. Шею и руки ребенок должен научиться расслаблять. Лучше всего проводить занятия перед зеркалом. В нем ребенок может увидеть себя, свои губы и мимику во время произношения, а также сравнить их с вашими мимикой и расположением губ и языка.


Не обижайте малыша, не критикуйте, не ругайте его, если что-то не получается.

Обида и огорчение лишь усилят мышечные зажимы, подорвут у него веру в свои силы, он начнет отказываться от занятий. Голос мамы должен быть мягким и негромким, не требовательным.


Рекомендованные упражнения

Для конкретного ребенка комплекс может быть назначен индивидуальный, но среди базовых заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:












Полезные советы


Не заставляйте и не принуждайте ребенка продолжать занятие, если он устал и начал отвлекаться и капризничать. Лучше прерваться и вернуться к занятию позже, когда малыш будет настроен поиграть и позаниматься. От принуждения пользы не будет.


Узнать о других интересных артикуляционных упражнениях для детей вы можете из следующего видео.

Артикуляционная гимнастика для детей

Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение.

Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.

В этой статье мы описываем виды артикуляционных упражнений и требования к их проведению. Рассказываем о том, как подобрать для ребенка комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от задач (например, научить произносить звук Р или увеличить подвижность губ и языка) и возраста (от 2 до 7 лет) и поясняем, как сделать занятия увлекательными и интересными.

Что такое артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.

Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.

Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь малышу быстрее освоить звукопроизношение, родители могут заниматься с ним дома самостоятельно.

При этом важно соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи ребенка. И, конечно, нужно подбирать артикуляционный комплекс соответственно возрасту и возможностям малыша.

Обычно детям в 1, 5 — 2 года рекомендуют посетить логопеда. Специалист уточнит, соответствует ли норме речевое развитие малыша, присутствуют ли нарушения речи. Он может посоветовать комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, по которому родители смогут сами проводить занятия с ребенком.

Логопеды работают и в детском саду. На занятиях они исправляют нарушенное звукопроизношение у ребенка и улучшают артикуляцию. Родителям стоит тренироваться с ребенком дома, закрепляя эффект от занятий со специалистом.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры.
  • Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  • Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
  • Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
  • Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  • Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое).
  • Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  • Упражнения в комплексе даются от простого к сложному.
  • Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения.
  • При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

В четком и правильном произношении огромную роль играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и правильно произносить звуки.

Комплекс для развития мышц губ

Комплекс для развития мышц языка

Комплекс для развития мышц щек

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)

Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)

Артикуляционная гимнастика по возрастам

Артикуляционная гимнастика в 2 года

В этом возрасте можно делать самые простые артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут.

Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение.

Можно попробовать такие задания.

Артикуляционная гимнастика в 3-4 года

В этом возрасте комплекс упражнений можно немного усложнить. Но он должен оставаться коротким по времени, и в нем нужно чередовать статические и динамические упражнения.

Артикуляционная гимнастика в 5-7 лет

К этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненными, заданиями.

Рекомендуем:

Это пособие считается одним из самых востребованных у логопедов и родителей. Здесь представлены артикуляционные упражнения с подробным описанием действий, наглядное изображение положений губ и языка, а также стихотворения и иллюстрации по теме упражнения. Детям наверняка понравится выполнять артикуляционную гимнастику в компании книжных щенка, слоненка или бегемотика.

Артикуляционная гимнастика в стихах

Существуют стихотворения для занятий артикуляционной гимнастикой. Они помогают разнообразить артикуляционные комплексы и привлекают внимание ребенка. Например:

Тик-так, тик-так.
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!

Нашей Маше очень смело
На губу варенье село.
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Книжки для родителей с артикуляционной гимнастикой

Чтобы научить ребенка правильно и четко произносить звуки, очень полезнос ним заниматься артикуляционной гимнастикой.

Для того, чтобы занятия дали максимальный эффект, нужно соблюдать ряд вышеуказанных правил и требований при выполнении упражнений.

Важно подобрать артикуляционный комплекс, учитывающий возраст ребенка и задачи, которые необходимо решить (укрепить мышцы языка или научить произносить шипящие звуки и т.д.).

Огромное значение имеет интерес малыша к занятиям и ощущение успеха.

Выполняя советы и упражнения, которые мы привели в этой статье, ребенок обязательно научится выговаривать звуки четко и правильно.

Комплекс артикуляционной гимнастики в детском саду детям 3-4 лет

С первых дней жизни малыш познает мир через тактильное, осязательное и речевое восприятие окружающей среды. Активному развитию помогают взрослые. Уже через несколько месяцев ребенок начинает выражать свои эмоции через мимику (улыбка, слезы), жесты (тянет ручки) и буление (агуканье и произношение отдельных слогов).

При регулярном общении и своевременном развитии ребенок уже в годик может сказать до десяти слов или короткое предложение. У двух-трехлетнего малыша возникают проблемы с произношением сонорных и шипящих звуков. Это связанно еще со слабо развитыми мышцами речевого аппарата. Их полное развитие происходит к четырём–пяти годам.


Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Активный помощник для развития речевого аппарата – артикуляционная гимнастика, которая подбирается специалистом для детей 3-4 лет, чтобы к 5-6 годам избежать проблем с произношением (картавостью).

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика бывает 2-х видов:

  • Статическая – замирание в одной позе, направленное на тренировку мышц лица, щёк, губ, языка.
  • Динамическая – поза речевого аппарата при произношении звуков или слов.

В каких случаях детям нужна логопедическая зарядка

Современный детский сад – это не только воспитание и образование ребенка, но и своевременная коррекция физического, психологического и логопедического развития. Логопедия – ветвь педагогики, направленная на диагностику, коррекцию и развитие артикуляционного аппарата ребенка на ранней стадии.

Обратите внимание! Именно логопед может сказать, в норме или отклонении находится артикуляционный аппарат в соответствующем возрасте.

Случаи, в которых родителям следует обратиться к специалисту:

  • по достижении трёх лет продолжается буление;
  • трёхлетний малыш понимает речь взрослого, но продолжает молчать;
  • к четырём-пяти годам речь остается невнятной, возникают сложности с произношением отдельных звуков.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой

Разговаривая, взрослые не задумываются о положении артикуляционных органов. Однако самостоятельная детская речь нуждается в визуальном восприятии.


Занятия перед зеркалом

Рекомендации по проведению занятий детям 3-4 лет

Дети подражают взрослым, следовательно, на период коррекции родителям придется контролировать положение артикуляционных органов, скорость и четкость речи. Рекомендуется проводить гимнастику перед зеркалом. Это мотивирует ребенка к правильному положению речевого аппарата при произношении звуков.

  • Гимнастика и зарядка в форме игр хорошо усваивается в отличие от обычных упражнений. В связи с кратковременным вниманием на занятие отводится не более 15 минут.
  • Применение наглядных карточек или мультимедиа с изображением положения языка, губ, мимики, способствуют быстрому восприятию и качественному отображению увиденного материала.
  • Трех–летки любят повторение, поэтому гимнастика проводится ежедневно по 5-7 раз на упражнение. Обычно специалист дает список упражнений на дом для закрепления пройденного материала.
  • Следует начинать с легкого задания и плавно переходить к более трудному упражнению.
  • Задержка положения (статистическое упражнение) длится не больше 15 секунд.

Важно! Домашние условия не являются преградой к проведению занятий, а наоборот, служат источником закрепления пройденного материала. Подборка артикуляционных упражнений должна соответствовать возрасту 3- 4 лет.

Разновидности артикуляционной гимнастики для детей 2-й младшей группы

У детей 3-4 лет мимика лица еще не полностью окрепшая, поэтому в комплекс занятий подбираются упражнения на развитие мимики губ, щек, языка, челюсти и дыхания.

Упражнения для губ

Задания подбираются с целью увеличения подвижности губ при произношении определенных звуков. При слабом развитии мышц малыши испытывают трудности в произношении как отдельных звуков, так и слов.

Упражнения для губ и щек

Щеки – это вспомогательный инструмент в воспроизведении слов, а также при формировании эмоций (смех, улыбка, плач). Развитие мышц губ и щёк позволяет ребенку выстраивать выразительные предложения. Это очень важно при чтении стихотворений или пересказе сказок.

Упражнения для языка

Язык – главный орган речевого высказывания, поэтому зарядка для языка для детей 3-4 лет является главным помощником в формировании речи. При его малой подвижности становится невозможным произношения даже самых простых звуков.

Обратите внимание! Чаще всего при укреплении мышц органа применяются наглядные пособия.

Упражнения на произношение звуков


Позиция губ, щек, языка

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания

Система артикуляционных заданий выстраивается в соответствии с возрастными особенностями 2 младшей группы. Комплекс упражнений подбирается таким образом, чтобы происходило развитие мышц всего речевого аппарата.

Применение вспомогательных средств (сказки, стихи, игры и др.)

Ведущий вид деятельности у дошкольника – игровой, что характеризуется слабой усидчивостью и активной подвижностью. Особое внимание в возрасте 3-4 лет уделяется играм и наглядности:

Картотека артикуляционных упражнений для 2-ой младшей группы с целями по ФГОС

Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая часть учебного процесса дошкольников, а следовательно, в картотеке упражнений ставятся цели, соответствующие требованиям ФГОС к дошкольной организации:

  • развитие моторики конкретных и общих органов артикуляционного аппарата через проведение гимнастики;
  • укрепление мышц речевого аппарата способом логопедических упражнений;
  • формирование навыков контроля мимики в процессе разговора.

Примеры упражнений для второй младшей группы по ФГОС

Цель: развитие моторики верхней и нижней челюсти.

– Ребята. Кто приплыл к нам в гости?

– А как Нэмо разговаривает?

Дети смыкают и размыкают губы.

Цель: развитие моторики щёк и губ.

– От улыбки станет всем светлее, повернитесь к соседу и улыбнитесь ему так, что бы он увидел ваши ровные зубки.

Цель: развитие артикуляционной моторики губ.

– Что показывают губки на картинке?

– А давайте подудим?


Заключение

Логопедические упражнения во 2-й младшей группе служат для укрепления мышц органов артикуляции. Отсутствие заданий на укрепление речевого аппарата приведет к нечеткой речи, которую в младшем школьном возрасте практически невозможно скорректировать.

Читайте также: