Женский бизнес в россии сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, в чем особенности женского бизнеса в России и почему из-за них он сложнее, чем мужской.

Действительно ли мужское и женское предпринимательство отличаются настолько, что встречи для женщин превращаются в легкомысленную болтовню за чашечкой кофе? Разница и правда велика, но совсем не потому, что девушки, выбравшие работу на себя, могут позволить расслабленные посиделки. Ситуация скорее обратная: женский бизнес сложнее мужского и требует больших ресурсов.

Немного цифр

По данным Минэкономразвития РФ на март 2020 года, около трети компаний малого и среднего бизнеса принадлежат женщинам. Доля женского бизнеса в сфере услуг составляет 58%, в торговле — 28%, в производстве — 14%. 90% социального бизнеса в России делают женщины.

Партнер исследовательского центра Deloitte Екатерина Трофимова отмечает, что в небольших компаниях женщины демонстрируют лучшую рентабельность продаж по валовой прибыли: на 16% выше, чем у мужчин. Примерно на том же уровне показатель остается на средних предприятиях и меняется лишь в сегменте крупного бизнеса.

Почему же так происходит и что мешает женщинам России чувствовать себя столь же комфортно, как за рубежом?

Две работы: дома и в офисе


Согласно данным исследования Национального института статистики, женщины тратят на домашнюю работу 26,5 часа в неделю, мужчины — всего 14. Иными словами, 70% невидимого и неоплачиваемого труда по организации жизни семьи выпадает на долю девушек.

К тому же за женщинами всегда остается функция контроля и планирования, не говоря уже форс-мажоре: наемную работницу не отправишь на родительское собрание и не положишь с ребенком в больницу.

В итоге женщинам приходится совмещать бизнес со второй сменой. Велика вероятность, что, выбирая между семьей и собственным делом, девушка предпочтет первое, ведь заменить ее некем.

По данным экспертов Международного валютного фонда, больше 30% предпринимательниц сообщают, что пандемия повлияла на их бизнес именно через домашний труд: возросший объем забот по уходу за членами семьи мешал уделять делу то же количество времени, что и раньше, и тем самым повлиял на прибыль.


Обратите внимание: так считает сотрудник венчурного фонда, который решает, кому достанутся инвестиции, а кому — нет. Это наглядно демонстрирует, что сексистские стереотипы пронизывают наше общество и при ведении бизнеса могут неожиданно сказаться на самых разных его аспектах — от отношения потенциальных клиентов до взаимодействия с подчиненными.

Деловому миру в России и ​​на международном уровне еще предстоит пройти долгий путь для достижения полного гендерного равенства. Мы можем легко назвать такие имена, как Цукерберг, Гейтс, Дуров или Джоббс — это выдающиеся бизнесмены-мужчины. Перечислить пару-тройку женских имен в этом списке уже затруднительно.

Рассмотрим в статье гендерные стереотипы, с которыми сталкиваются девушки-предприниматели, приведем имена бизнес-леди России из рейтинга РБК.

Известные женщины-предприниматели России

Согласно статистике, количество женщин в российском бизнесе — 27% от общего числа предпринимателей. В торговле занято 28%, в производстве — 14% и в сфере услуг — 58%. По миру Россия занимает второе место в женском предпринимательстве.

В 2018 году РБК составил рейтинг из женщин, входящих в топ-менеджмент компаний и собственниц бизнеса. Критерии оценки — динамика выручки и численность персонала.

Вдохновиться историями успеха создания бизнеса девушками в Москве и городах России можно на сайте Комитета по развитию женского предпринимательства.

Женщины в бизнесе: особенности женского предпринимательства

Женщины в бизнесе в современном обществе — явление не редкое. Разберем основные трудности, которые приходится преодолевать девушкам при завоевании места под солнцем.

Обязательно ставьте лайк (палец вверх) этой статье, если она Вам понравилась.

Наталья Попова

Мир изменился, и перед женщинами сегодня открыты большие возможности. Не стоит считать, что все проблемы решены, но определенно глубина горизонта стала больше. К 2021 году необязательно искать миллионные вложения и сложные пути, чтобы начать свой малый бизнес. Студентки, мамы в декрете, молодые специалистки, знающие жизнь активные и предприимчивые пенсионерки легко начинают с самозанятости и превращают свои мечты в конкретные бизнес-идеи. Поддержку женщинам в бизнесе готовы предоставлять инвесторы и государство, идея помощи женскому предпринимательству прочно вошли в повестку Совета Федерации РФ и местного самоуправления. Самое время перестать раздумывать и открыть свой первый бизнес.

Женское предпринимательство — это важно

Последние западные и отечественные исследования подтверждают: гендерное разнообразие выгодно для экономики. Оно увеличивает эффективность малого, среднего бизнеса и крупных компаний. Меняется и само отношение юных девушек и женщин к бизнесу и видение своей роли в нем. В экономически сложный 2020 год количество женщин, зарегистрировавшихся как предпринимательницы и стартовавших в регионах России со своими бизнес-идеями, возросло на 43%. Для сравнения: новых бизнесменов-мужчин стало больше только на 32%.

Вот локальный пример. В Свердловской области число женщин, открывших ИП или оформивших самозанятость, выросло:

  • В возрастной группе от 20 до 30 лет: самозанятость — на 65 %, ИП — на 70%.
  • В группе от 30 до 45+ лет: на 45% — самозанятость, на 48% — ИП.

По всей стране самозанятых предпринимательниц, начинающих развивать стартапы и бизнес-идеи, стало в 25 раз больше, чем десять лет назад. А вот число мужчин-бизнесменов увеличилось только в 14 раз.

Интересно! С 2016 по 2021 год больше 9900 стартапов, созданных в стране, были основаны женщинами. Эти бизнес-идеи оказались устойчивыми к переменам: большинство из них преодолели кризис 2020 года.

Женское предпринимательство постепенно становится тем, чем и всегда могло быть: настоящим драйвером экономики не только в своих городах и регионах, но и на отечественном рынке в целом. Это понимают как на местах, так и на самом высоком уровне. Женщины-предпринимательницы получают зеленый свет даже в тех областях, которые еще недавно считались традиционно мужскими (например, в тяжелой промышленности, IT-сфере, аграрном бизнесе).

Развитие женского предпринимательства и поддержка бизнес-идей женщин стало приоритетным направлением общей программы развития Арктической зоны Российской Федерации. Эта огромная территория объявила о решении создать собственное бизнес-сообщество бизнес-леди Арктической зоны России.

Портрет женщины-предпринимательницы

Согласно Индексу женского предпринимательства (Women Business Index — WBI), первая из отличительных черт и мировых, и отечественных бизнес-леди: женщины перед открытием своего дела более тщательно выбирают бизнес-идею и стратегию ее реализации, проходят обучение. В России ежегодно проводят опрос 600 женщин из разных регионов в возрасте от 18 до 60 лет, намеревающихся начать предпринимательскую деятельность, и 400 женщин-руководителей малого и среднего бизнеса. Почти 80% из опрошенных из года в год говорят о необходимости получения знаний перед открытием бизнеса. В итоге женщины начинают свой бизнес более подготовленными и, как следствие, реже терпят неудачи.

В марте 2021 года приложение Тинькофф Бизнес проанализировало данные около 10 тысяч представительниц малого и среднего бизнеса, чтобы составить усредненный портрет отечественных предпринимательниц, — тех, кто рискует начинать свой бизнес на просторах страны и за ее пределами. Приведем некоторые результаты анализа.

Юрлицо
Выбирая между формами малого и среднего бизнеса, женщины чаще открывают:

  • ИП – 88% (мужчины — 84%)
  • ООО – 12% (мужчины — 16%)
  • розничные продажи;
  • программирование и науку;
  • недвижимость;
  • грузоперевозки;
  • управление ресторанами и гостиницами.

Образование
Две трети (66%) опрошенных предпринимательниц имеют законченное высшее образование, тогда как у мужчин-бизнесменов этот показатель не превысил 55%. Какое это образование:

  • экономическое (у 35%)
  • техническое (у 20%)
  • гуманитарное (16%)
  • педагогическое (10%)
  • юридическое (9%)

Семейное положение
Женщины в бизнесе реже состоят замужем или в гражданском партнерстве (57%), тогда как среди мужчин эта цифра близится к 60%. Дамы-предпринимательницы часто приходят в бизнес и реализуют себя после развода: 17% разведенных женщин против 12% мужчин.

Какой бизнес создают женщины

Другой вопрос, что женщины чаще всего возглавляют небольшие компании (20%). В крупных брендах мы встретим лишь 12% женщин на руководящих позициях: крупный бизнес инертен и пока не готов разбить стеклянный потолок над поднимающейся по карьерной лестнице женщиной.

Интересно! По данным аналитики микрокомпаний, открытых за последние пять лет, именно женщины показывают более высокую рентабельность продаж. Их показатели выше на 16%, чем у коллег-мужчин. Кроме того, исследования говорят, что женщины на 2-3% эффективные в управлении издержками, они демонстрируют более взвешенное отношение к деньгам, риску и тратам. У женщин реже случаются банкротства (на 15%).

Женские отрасли бизнеса

С одной стороны, цифры подтверждают этот стереотип: только в Москве в малом и среднем бизнесе в сегменте услуг и торговли занято порядка 150-160 тысяч женщин (это около 30% представительниц данной сферы по всей стране). Именно женщины часто возглавляют семейный бизнес в этих нишах, многие образовательные программы и курсы поддержки начинающих бизнес-леди ориентированы на эти отрасли.

С другой стороны, уже доказано, что гендер человека не является определяющим качеством его успешности в бизнесе. Последние исследования указывают, что к 2021 году женщины все чаще опережают мужчин в разных областях, в частности:

  • в маркетинге;
  • в искусстве;
  • в дизайне;
  • в фэшн-индустрии;
  • в туризме.
  • 22% — розничная торговля (речь идет о продажах офлайн и онлайн);
  • 6% — крупная оптовая торговля, ретейл;
  • 5% — индустрия красоты и здоровья;
  • 5% — психологическая помощь и поддержка;
  • 4% — бухгалтерия и юридический консалтинг;
  • 4% — наука и технические разработки;
  • 4% — грузовые и пассажирские перевозки;
  • 4% — недвижимость;
  • 4% — IT и разработка ПО;
  • 4% — дополнительное образование;
  • 4% — рестораны и общепит.

География женского бизнеса

Изменились и представления о карте женского предпринимательства. Женщины, обеспечивающие свои семьи в городе и деревне, открывшие свои бизнесы (в том числе производства) с нуля, с минимальными вложениями, своими руками, без поддержки крупных партнеров, работают во всех без исключения регионах страны. Безусловно, Москва и Санкт-Петербург лидируют в статистике женского бизнеса, но есть и другие города.

Топ-10 городов с развитым женским бизнесом

  1. Москва (5% всех женщин-предпринимательниц РФ открыли свой бизнес здесь)
  2. Санкт-Петербург (8%)
  3. Краснодар (2%)
  4. Новосибирск (2%)
  5. Екатеринбург (2%)
  6. Казань (2%)
  7. Самара (2%)
  8. Ростов-на-Дону (2%)
  9. Уфа (1%)
  10. Нижний Новгород (1%)

Женщины — лидеры социального бизнеса

Социальную сферу следует выделить во всем многообразии женских бизнесов. От домашних детских садов до ухода за пожилыми и требующими постоянного ухода людьми — женщины по всей стране заполняют ниши в социально значимых отраслях. Свыше 90% социального бизнеса в России делают женщины.

Женщины приходят в эти направления мотивировано, столкнувшись с проблемой лично или косвенно, в стремлении изменить ситуацию в родном городе или селе в позитивную сторону, четко осознавая значимость проблемы и необходимость ее решения в том числе собственными усилиями.

Топ идей первого бизнеса для женщин

Социальный бизнес

В каждом случае многое упирается в реальность конкретного населенного пункта. Где-то отчаянно нужны сиделки и помощники в уходе за больными или пожилыми родственниками, где-то — частные детские сады или приходящие няни и воспитательницы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Большей популярностью пользуются следующие бизнесы:

Креативные индустрии

  1. Социальные подарки
    Объединения рукодельниц, молодых мам или пожилых женщин в небольшие консорциумы, предлагающие свое рукоделие на корпоративные подарки крупным брендам — работающая, перспективная бизнес-идея. Они могут предлагать вышитые шерстяные носки, авторские сладости и т.д.
  2. Авторские украшения из вторсырья
    Эти бизнес-идеи объединяют две индустрии — красоты и экологии. Колье из отработанных микросхем или крышек от ПЭТ-бутылок, кулоны из расплавленного бутылочного стекла сегодня в тренде.
  3. Сценарии детских и семейных праздников
    Для многих соотечественников вопрос организации семейных праздников стоит остро. Для большинства профессионал, который возьмет в свои руки составление плана праздника (дня рождения, юбилея, годовщины свадьбы, значимой даты), подготовит увлекательные гэги и трогательные речи, так же необходим, как тамада на свадьбе. В этой нише успех ждет хороших сценаристок и мастеров по проведению ивентов.
  4. Бодипозитивная одежда
    Для этого сегмента бизнеса открываются огромные перспективы в мире, где женщины постепенно перестают стремиться соответствовать неким условным стандартам красоты. Молодые и пожилые, высокие, крупные, — все хотят выглядеть эффектно, небанально, а вот мастеров, шьющих подобную одежду, пока не хватает.
  5. Авторские открытки и пожелания к праздникам
    Еще одна ниша не только для женщин-дизайнеров, но и для райтеров. Считается, что именно представительницы женского пола не только более точны в словах, но и тактичны. Почему бы не воспользоваться этим преимуществом?

Услуги и торговля

Кулинария и небольшие производства

  1. Авторский мед и варенья
    В последние годы вернулась мода на сваренные по оригинальным рецептам джемы и варенья, на медовые десерты с фруктами и ягодами. Люди с удовольствием поддерживают такой малый бизнес, если довольны вкусом и уверены в качестве продукции.
  2. Конфеты и сладости ручной работы
    Чем сильнее будут терять в качестве шоколадки и конфеты от крупных производителей (а это, к сожалению, происходит непрерывно), тем больше любители шоколада будут обращать внимание на крафтовые сладости. Сегодня конфеты и шоколадные наборы из натуральных ингредиентов без пальмового масла, с кусочками настоящих орехов, фруктов и ягод люди охотно раскупают и на подарки, и для себя.
  3. Производство интерактивных песочниц
    Последний писк моды и яркий во всех смыслах тренд. В этой игровой и развивающей продукции используются сканер, проектор и программное обеспечение, ее рекомендуют педагоги и психологи, она прекрасно подходит для занятий с тревожными и гиперактивными детьми. Вот оно — будущее увлекательного образования и развития.
  4. Пряничные наборы и домики
    Еще одно кулинарное производство на дому с минимальными вложениями. Мода на подобные домики началась не вчера, но по-прежнему не спадает. Пряничная вселенная позволяет женщинам проявлять свои фантазию, кулинарные и бизнес-таланты.
  5. Креативная роспись резиновых сапог
    Недорогое производство заняло свою нишу не только на столичных рынках, но и в регионах. Технологии подобных франшиз просты, а наносить на обувь можно любые рисунки, какие предложит воображение владелицы бизнеса и заказчиков.

С каждым годом число женщин, которые ведут малый бизнес, начинают свое дело или занимают руководящие должности, увеличивается. Франчайзи или самозанятые, молодые мамы в декрете или дамы на пенсии, — женщины решаются изменить свою жизнь: посещают курсы, конвертируют свои навыки и знания в бизнес-идеи, воплощают их и добиваются успеха. И это позитивный процесс: чем больше женщин придет в бизнес, тем лучше для экономики, утверждают эксперты.

Женщины не боятся осваивать новые области, поднимают экономику небольших поселений, переезжают в более крупный город или другой регион в поиске оптимальных условий для развития своих бизнес-идей или возвращаются с ними в родные места. Локдаун, повсеместная цифровизация и переход торговли, услуг и других направлений бизнеса в онлайн показали, что удаленность от центров больше не преграда для развития своего дела. Этим преимуществом нового времени легко воспользоваться именно женщинам. Так что выбирайте идею — и двигайтесь вперед!


— Как отметил в послании президент России, одна из самых важных и неотложных задач страны — запуск новых факторов роста. Женское предпринимательство, несомненно, является одним из них. Причем фактором отнюдь не второго плана. В некоторых государствах на долю компаний, возглавляемых женщинами, приходится 50–60% внутреннего валового продукта. Например, в Германии и США удельный вес таких предприятий в ВВП составляет 50–52%, в Японии — 55%, в Италии — 60%. По некоторым оценкам, сегодня женщины владеют 10% всей мировой собственности.

Совфед РФ предложил создать дорожную карту для женщин-предпринимателей

Согласитесь, приведенные цифры не могут не впечатлять. Женский бизнес действительно стал значимым сегментом предпринимательства. В силу известных объективных причин мы пока подобными показателями похвастаться не можем.

Вместе с тем, как говорится, процесс пошел. Как только появились возможности, российские женщины двинулись в бизнес, проявляя активность, настойчивость, я бы даже сказала, отвагу и креативность. Если примерно до середины — конца 1990-х годов российская предпринимательница у нас ассоциировалась с фигурой женщины-"челнока", продавца на рынке, в лучшем случае с владелицей парикмахерской или салона красоты, то сегодня ситуация качественно иная. Многие отечественные предпринимательницы по видам бизнеса, его масштабам стоят вровень с мужчинами. Они представлены не только в торговле, сфере услуг, традиционных для женщин, но и в агропромышленном комплексе, строительстве, высокотехнологичных отраслях, банковском деле.

Причем получается у российских деловых женщин очень даже неплохо. Я уже говорила, тем не менее скажу еще раз: Россия занимает первое место в мире по доле женщин — руководителей компаний, предприятий, фирм. Треть всех менеджеров страны тоже женщины.

Большой потенциал и хорошая динамика развития женского предпринимательства в России отмечалась на Евразийском женском форуме, который прошел в 2015 году в Санкт-Петербурге под эгидой Совета Федерации и Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. Продолжением дискуссии, развернутой на форуме, стала наша встреча с женщинами на тему "Женщины в бизнесе", состоявшаяся в апреле минувшего года в Министерстве промышленности и торговли РФ. При министерстве создан Совет женщин, в его состав вошло более 30 женщин, которые руководят крупными промышленными предприятиями.

— В конце 2016 года вы попросили главу корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александра Бравермана создать проект по поддержке женского предпринимательства в российских регионах. На что нацелен данный проект?

— В октябре 2016 года в Совете Федерации состоялась встреча с женщинами — представителями малого и среднего бизнеса, создавшими с нуля собственные уникальные предпринимательские проекты. Тем приятнее отметить, что победителем премии "Бизнес-Успех", учрежденной Общественной палатой Российской Федерации, "Опорой России" и Агентством стратегических инициатив, в номинации "Лучший женский проект" был признан проект одной из участниц нашей октябрьской встречи Елизаветы Федосеевой. Она организовала производство, специализирующееся на разработке и выпуске приправ, востребованных как на российском, так и на международном рынке. Это убедительное свидетельство высокого потенциала женского предпринимательства в нашей стране.

Естественно, в интересах страны поддержать эту тенденцию, открыть как можно более широкий простор развитию женского бизнеса. Собственно, в этом и состоит суть нашего обращения к Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, принятого на названной встрече. Мы предложили руководству корпорации подготовить проект по развитию женского предпринимательства в российских регионах, который не только отразил бы накопленный опыт — отечественный и зарубежный, но и стал бы составляющей Национальной стратегии в интересах женщин. Стратегия эта уже подготовлена.

— Какие шаги уже предприняты в этом направлении?

— Корпорация развернула эту деятельность. Совместно с Минэкономразвития РФ и Банком России разработана программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, реализующих проекты в приоритетных отраслях. Она получила название "Шесть с половиной", поскольку банки, предоставляющие предпринимателям льготные кредиты в рамках данной программы, получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5% годовых. Программа действует с конца 2015 года, а в 2016 году таких кредитов выдано уже на 135 миллиардов рублей. Корпорация анализирует динамику участия в этой программе собственно женского бизнеса с тем, чтобы создать инструменты его стимулирования.

Разработаны две обучающие программы: "Азбука предпринимателя" и "Школа предпринимательства". Обучение в их рамках можно пройти как самостоятельно, так и посетив тренинги, которые проводят организации по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Создан федеральный образовательный проект "Мама-предприниматель", который нацелен на то, чтобы помочь женщинам сделать первые шаги в бизнесе. Он реализуется корпорацией и Комитетом по развитию женского предпринимательства "Опоры России".

Консультативные и обучающие услуги женщинам-предпринимателям оказывают центры инноваций социальной сферы, имеющиеся в регионах. Запущен "Бизнес-навигатор МСП" — бесплатный сервис для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес. С его помощью предприниматель сможет ознакомиться с 75 видами бизнеса, получить информацию о параметрах спроса и предложения и даже готовый бизнес-план с расчетами по окупаемости.

Приятно отметить, что активное участие в этой деятельности принимает и ваше информационное агентство. Знаю, что в партнерстве с корпорацией вы запустили ряд бесплатных сервисов для субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием новой современной коммуникационной площадки "ТАСС-бизнес". Могу сказать, что интерес к ней в регионах большой.

Таким образом, работа по развитию малого и среднего предпринимательства в нашей стране ведется значительная. Вместе с тем приходится признать, что собственно женский бизнес в ней пока не акцентирован в должной мере. Чтобы дать дополнительный импульс процессу, принято решение о создании при Рабочей группе Евразийского женского форума постоянно действующей дискуссионной площадки "Развитие женского предпринимательства в России". Одна из ее задач — разработка совместно с корпорацией комплексной программы развития женского предпринимательства в России. Думаю, что и органам государственной власти субъектов РФ тоже следует уделять больше внимания поддержке женского предпринимательства. Наша палата держит этот вопрос в поле зрения.

— Какие сегодня есть административные барьеры и проблемы, которые мешают развиваться женскому предпринимательству?

— У отечественного женского предпринимательства имеются свои, специфические проблемы. Во избежание недоразумений сразу же скажу, что речь не идет о таких вещах, как проявления неравноправия, дискриминации, неравенства по гендерному признаку. В нашей стране они давно остались в прошлом.

Как я уже сказала, женский бизнес в России представляет собой важную, быстро растущую часть малого и среднего предпринимательства. За последние несколько лет в этой сфере на федеральном уровне приняты законы, подзаконные акты, программы, другие документы, которые создают без преувеличения качественно новые, гораздо более благоприятные условия для развития этого сектора экономики.

Дело теперь за умелым использованием созданных инструментов. Что во многом является задачей регионов, муниципальных образований, где идет практическое осуществление принятых мер. Глава государства в послании специально обратил на это внимание, подчеркнув, что в каждом регионе страны должны быть базовые сервисы для бизнеса: разрешение на строительство, доступ к инфраструктуре и так далее, которые бы в полной мере соответствовали требованиям федерального законодательства. Наша палата намерена вести мониторинг правоприменительной практики на этом направлении государственной экономической политики.

Считаю, что основная задача сейчас — создать правовые, административные условия, финансовые инструменты, помогающие именно женщинам реализовать себя в бизнесе. Если говорить совсем просто — помочь, поддержать женщин в их тяге к предпринимательской деятельности. А такая тяга есть. Если в 1990 году женщины составляли порядка 15% от общего числа предпринимателей, то сейчас их доля 34%. По данным социологов, более половины женщин, работающих по найму, хотели бы начать свой собственный бизнес.

— Так что же мешает развитию женского предпринимательства?

— Это в первую очередь трудности, нагрузки, связанные с ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей. Государство, общество много сделали и продолжают делать для того, чтобы снизить, а то и полностью убрать существующие барьеры. Так, практически обеспечена 100-процентная доступность детских садов для детей 3–7 лет. Более широко используются гибкий график работы, дистанционная занятость. Все больше создается центров, школ, курсов, осуществляющих профессиональное обучение и переобучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

Вместе с тем есть проблемы с доступом к финансированию, кредитам, недостаточные компетенции в области бизнеса. В принципе они, эти проблемы, общие для мужчин и женщин. Но, как показывает жизнь, в этих вопросах со стороны кредитных организаций, потенциальных инвесторов, властных структур отношение к женщинам все же зачастую, скажем так, более сдержанное, осторожное, чем к мужчинам. Что-то вроде пережитка патриархата. Он, разумеется, постепенно уходит, так как российские женщины делом доказывают, что как бизнесмены ни в чем не уступают мужчинам. Тем не менее пока такой настрой дает себя знать.

Полагаем, что определенные преференции для женщин-предпринимателей в нормативных правовых документах будут предусмотрены. Они особенно важны для тех из них, кто только приходит в бизнес, и на начальном этапе реализации проектов, то, что принято называть "стартап".

— На ваш взгляд, на что нужно обратить внимание при оказании поддержки проектам, реализуемым женщинами?

— Остро ощущается потребность в мерах, которые стимулируют направление предпринимательской энергии в секторы, отрасли, имеющие ключевое значение для модернизации отечественной экономики. Сегодня 50% женского бизнеса сконцентрировано в сфере торговли, общественного питания и других услуг. Тогда как, скажем, в промышленности этот показатель составляет всего 15%.

В высокотехнологичных отраслях, выпуске инновационной продукции эти цифры еще меньше. Диспропорцию необходимо преодолевать. Полагаю, стоит посвятить этим вопросам отдельный блок мероприятий в ходе осуществления государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2017–2020 годы.

— Считаете ли вы необходимым создание индивидуальных услуг для женщин-предпринимателей (кредитные программы, консультационные услуги)?

— Такие меры нужны. Некоторые из них в стадии подготовки, другие уже осуществляются. В частности, "Опора России" совместно с одним из банков разработала финансовую программу для женщин-предпринимателей. Она включает в себя специальный кредитный продукт, бухгалтерские, юридические, консалтинговые услуги. Программа реализуется в 30 регионах России.

Среди специальных мер поддержки женщин-предпринимателей могли бы быть налоговые каникулы для одиноких молодых и многодетных матерей, занимающихся бизнесом. Стоит подумать над шагами, стимулирующими предпринимателей к созданию рабочих мест для женщин, имеющих и воспитывающих детей дошкольного возраста. Это важная проблема, особенно для небольших городов, поселков, сельской местности, где женщинам, да и мужчинам, найти работу непросто.

Большое значение имеет трансляция в масштабах регионов, страны в целом лучшего опыта женского предпринимательства. Этому способствуют конкурсы, которые стали уже традиционными и проводятся практически во всех регионах. Тема женского предпринимательства занимает важное место в работе Форума социальных инноваций регионов.

Совет Федерации одобрил федеральный закон, направленный на усиление поддержки некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг. Закон также предусматривает меры по совершенствованию профессиональной подготовки работников и добровольцев, участвующих в деятельности этих организаций.

На форуме парламентариев БРИКС, который прошел 20–21 августа прошлого года в индийском Джайпуре, российские делегаты выступили с инициативой разработки международной программы поддержки женского предпринимательства. Инициатива была встречена положительно.

Словом, работа по развитию женского предпринимательства идет. Полагаю, уже в скором времени в нашей стране будет создана продуманная комплексная эффективная система поддержки женского бизнеса.

Читайте также: