Железнодорожное сообщение в англии

Обновлено: 02.07.2024

Вокзалы Лондона — Блэкфраярс (Blackfriars), Кэннон Стрит, Черинг Кросс, Юстон (Euston), Фенчарч Стрит (Fenchurch Street), Кингз Кросс (King’s Cross), Ливерпул Стрит (Liverpool Street), Лондон Бридж (London Bridge), Мургейт (Moorgate), Мэрилбоун (Marylebone), Пэддингтон (Paddington), Сент-Панкрас (St. Pancras), Виктория (Victoria) и Ватерлоо (Waterloo).

Железнодорожная система Великобритании — старейшая в мире сеть, состоящая из стандартных железнодорожных путей длиной 34 000 км.

Пассажирские перевозки

За 2002-2003 гг. операционный год компании, получившие концессию на перевозки, обеспечили 976 миллионов рейсов.

Работу пассажирского поезда в основном оценивают с помощью такого показателя, как Критерий качества работы общественного транспорта (Public Performance Measure), включающего показатели пунктуальности рейсов и надежности. Эти показатели работы поездов стали особенно низкими с середины 2000 года.

Все перевозки осуществляются в соответствии с Национальными правилами железнодорожных перевозок (National Rail Conditions of Carriage), и все билеты используются для оплаты проезда в соответствии с правилами, изложенными в технических руководствах, которые централизовано производят для сети.

Серьезным ударом для британской индустрии железнодорожных грузоперевозок стало прекращение сотрудничества с Королевской почтой (Royal Mail), которая в 2004 году отказалась от эксплуатации 49 составов и после 170 лет использования поездов переключилась на дорожные перевозки. Хотя в январе 2004 года Королевская почта приостановила движение почтовых поездов, в декабре того же года она изменила свое решение и пустила поезда Class 325s на некоторых маршрутах, включая участок между Лондоном, Уоррингтоном и Шотландией.
Высокоскоростная железная дорога

В 2008 году две следующие компании попытались проникнуть на лизинговый рынок:

Железнодорожные компании, предоставляющие составы в краткосрочную аренду

Законодательная структура

Железные дороги в Великобритании принадлежат частным компаниям и не контролируются центральным правительством, но при этом подчиняются установленным им экономическим нормам и правилам техники безопасности.

В 2006 году используя полномочия, установленные Законом о железных дорогах от 2005 года (Railways Act 2005), Департамент транспорта принял большую часть функций теперь ликвидированного Управления развитием железнодорожной сети (Strategic Rail Authority). В настоящее время Департамент транспорта непосредственно распределяет концессии на пассажирские железнодорожные перевозки, а также контролирует и обеспечивает выполнение контрактов с частными компаниями, получившими концессию. Договором концессии оговаривается характер и качество предоставляемых компанией услуг по перевозке пассажиров, а также другие условия. Некоторые концессионеры получают субсидию от Департамента транспорта для выполнения требований договора концессии, а некоторые сами платят Департаменту транспорта за получение контракта. Иногда концессионеры, начинавшие работать на субсидии, через какое-то время могут сами заплатить за получение контракта.

В соответствии с Законом о железных дорогах от 2005 года экономические нормативы деятельности и правила техники безопасности для приватизированных железных дорог устанавливаются Управлением регулирования деятельности железных дорог (Office of Rail Regulation). 5 июля 2004 года его создали вместо Железнодорожной инспекции (Rail Regulator). Кроме того, до сих пор существует Совет по безопасности и стандартизации железнодорожных перевозок (Rail Safety and Standards Board), который был создан в 2003 году по требованию общественности.

Основные действующие законы, регулирующие железнодорожные перевозки:

Закон о железных дорогах от 1993 года (Railways Act 1993)
Закон о конкуренции от 1998 года (Competition Act 1998) (в той части, где он определяет конкурентные полномочия Управления регулирования деятельности железных дорог)
Закон о транспорте от 2000 года (Transport Act 2000)
Закон о безопасности на железных дорогах и транспорте от 2003 года (Railways and Transport Safety Act 2003)
Закон о железных дорогах от 2005 года (Railways Act 2005)

Локальное метро и другие железнодорожные системы

Во многих маленьких и больших городах существуют системы скоростного транспорта. Метрополитены Лондона и Глазго построены на основе ширококолейной подземной железной дороги. Линии легко рельсового транспорта, в центре города, проходящие под землей, имеются в метро Тайн-энд-Уэр (Tyne and Wear) и на ДЛЖД. Линии легко рельсовых сетей в Ноттингеме, Шеффилде, Манчестере, Кройдоне и Уэст-Мидлендсе проходят как в центре города, так и по бывшим линиям пригородных железных дорог. В Блэкпуле сохранилась единственная традиционная трамвайная сеть. В некоторых местах действуют монорельсовые и миниатюрные железные дороги, а также ходят исторические трамваи и фуникулеры. Кроме того, функционируют несколько исторических (в основном паровых) стандартных и узкоколейных железных дорог, а также несколько промышленных железнодорожных и трамвайных линий. Некоторые исторические линии фактически являются частью сети общественного транспорта; Поезда Железной дороги Ромни, Хит и Димчарч (Romney, Hythe and Dymchurch Railway) в Кенте регулярно перевозят школьников.


Уполномоченные органы власти

Исполнительный комитет по здравоохранению и промышленной безопасности (Health and Safety Executive)
Управления регулирования деятельности железных дорог
Железнодорожный комитет Департамента транспорта (Department for Transport Rail Group)
Нотифицированные органы Великобритании (UK Notified Bodies)

Эксплуатация железнодорожной сети и сигнальной системы

Другие государственные организации

Железная дорога Англии, Уэльса и Шотландии

Железнодорожные операторы, осуществляющие пассажирские перевозки на правах свободного доступа или без концессии

Пригородная железная дорога

В Лондоне находится центр обширной радиальной железнодорожной сети, обслуживающей пригороды столицы. Каждый вокзал принимает поезда какой-либо пригородной линии. Большинство жителей пригородной зоны, направляющиеся в центр Лондона (примерно 80 % из 1,1 миллиона) по Метрополитену (400 000 ежедневно) или по наземной железной дороге, прибывают на эти вокзалы.

Пригородная железная дорога Великобритании

Пригородные железные дороги являются частью более крупной железнодорожной сети, поэтому часто пассажирам достаточно легко пересесть с них на магистральные железнодорожные линии. Кроме того, на них принимаются карты оплаты проезда по железной дороге и в большинстве случаев разрешается заносить в вагон велосипеды. Также по действующим пригородным железным дорогам можно переезжать, пока не построят новые легко рельсовые линии.

В отличие от легко рельсовых железных дорог, можно приобрести только один билет для оплаты проезда как по магистральной, так и по пригородной линии. Кроме того, пригородные железные дороги обычно имеют более высокую пропускную способность, чем легко рельсовые, так как по ним ходят более длинные поезда на более высокой скорости из-за меньшего количества остановок.

Перевозки

На некоторых пригородных железных дорогах перевозки осуществляются только в часы пик, а на других поезда ходят менее часто в вечернее время и по воскресеньям.

В больших городах пригородные линии часто связывают несколько главных станций со средними и маленькими станциями. Перевозки могут осуществляться одной компанией, обслуживающей исключительно пригородные железные дороги (как в Мерсисайд) или компанией, также выполняющей региональные и национальные рейсы (как в Бристоле, Кардиффе, Эдинбурге и Глазго).

В пределах Лондона

К 2010 году собираются ввести в эксплуатацию линию Ист-Лондон, которую в настоящее время реконструируют из подземной в наземную. Также было предложено построить линию Саут-Лондон. Планируется, что Лондонская наземка соединит 20 из 32 пригородов Лондона и будет играть ключевую роль в транспортном обслуживании Олимпиады 2012 года.

Планируется, что предварительные работы будут проведены в начале 2009 года, а основное строительство начнется в 2010 году. Маршрут будет проходить через станции пригородных и магистральных железных дорог, а также метрополитена.

Первая междугородняя железная дорога была построена между городами Liverpool и Manchester. Она была разработана Джорджем Стефенсоном и открыта 15 сентября 1830 года.

Железнодорожная сеть росла быстро соединяясь и интегрируя в себя сотни отдельных компаний во время викторианской эпохи. В конечном бум строительства железных дорог закончился к 1922 году, так как все возрастающие издержки стали оказывать тормозящее влияние на развитие железнодорожного транспорта. В 1948 году сеть железных дорог перешла под контроль государства. После 1962 железнодорожная сеть перешла под контроль Британского совета железных дорог, а затем под контроль британских железных дорог (British Rail).

В 1994 и 1995 годах, Британские железные дороги были реструктуризированы и разделены на несколько компаний: инфраструктуры, технического обслуживания, подвижной состав, компаний пассажирских и грузовых перевозок, которые были приватизированы в период с 1996 по 1997 год. Приватизация не дала определенного ответа правильности выбранного решения реструктуризации. Железнодорожная сеть в Соединенном Королевстве, состоит из двух независимых частей – одна часть в Северной Ирландии и вторая в Великобритании. Начиная с 1994 года, последняя была связана с Европой через туннель под Ла-Маншем. Сеть Северной Ирландии связана с Республикой Ирландия. В Великобритании, инфраструктура (главным образом пути, станции, депо и сигнализация) является собственностью и управляется бесприбыльной компанией Network Rail, которая заменила компанию Railtrack, которая в свою очередь обанкротилась в 2002 году.

Пассажирские линии эксплуатируются компаниями управления транспортом (TOCs), которые являются франшизой правительства Соединенного Королевства или шотландского правительства. Грузовые поезда эксплуатируются компаниями управления грузовым транспортом, таких, как EWS. Их отличие от первых в том, что они являются полностью коммерческими и не финансируются правительством. Большинство компаний по эксплуатации поездов не имеют собственных локомотивов и вагонов. Вместо этого, они обязаны арендовать их у одного их трех операторов: Rolling Stock Operating Companies (Rosco's), Bombardier и Alstom.

На сегодняшний день протяженность железных дорог Великобритании составляет порядка 16 200 километров (16 место в мире), из которых 4 928 км. электрифицированы.

Британский железнодорожный транспорт

В Великобритании широкая приватизированная сеть железных дорог, протяжённостью около 34,000 км. Она покрывает большую часть территории страны – от Пензанса (Penzance) в Корнуолле (Cornwall) до Турсо (Thurso) дальнего севера в Шотландии.

Поезда не отличаются такой скоростью, как во Франции или Германии. В Великобритании одна из самых оживлённых пригородных и грузовых сетей в мире. Путешествие на поезде – лучший способ исследования Великобритании.

В результате приватизации, можно найти абсолютно разное сочетание качества и цены. В то время как некоторые компании характеризуются низкой скоростью, надёжностью и чистотой, другие предлагают превосходные услуги, а также отвечают соотношению цены и качества. Билеты можно приобрести на любом вокзале.

Структура Британского железнодорожного транспорта

Пассажирские железнодорожные компании Британского

Планирование поездки на Британском железнодорожном транспорте

Чтобы тщательно спланировать свою поездку по Великобритании, советуем зайти на сайт Национальных железных дорог. Здесь представлена вся необходимая информация о расписании поездов и стоимости билетов.

Также вы можете воспользоваться услугами других операторов:

Билеты на Британском железнодорожном транспорте

Вы можете сэкономить на путешествии, купив билеты заблаговременно – билеты обычно поступают в продажу за 3 месяца до отправления. Кроме того, не следует ехать в час пик (Пн-Пт 06:00 – 09:30, 16:00 – 19:00), поскольку поезда и дороги более загружены. Необходимо купить билет непосредственно перед посадкой.

Если же на вокзале билеты не продаются, их нужно приобрести у контролёра при первой же возможности. Если, конечно, вы не хотите платить штраф и получить повестку в суд за уклонение оплаты за проезд.

Существует три разновидности билетов для национальной железной дороги, которые классифицируются по мере увеличения цены:

Предварительный – покупаются заблаговременно, действуют в особых поездах;

Непиковый – покупаются в любое время, действуют не в час пик;

Неограниченный – покупаются и действуют в любое время.

Предварительные билеты, как правило, в один конец. Они поступают в продажу в ограниченном количестве примерно за 12 недель до отправки. Эти билеты действительны лишь на заданном поезде.

Покупая непиковые и неограниченные билеты, следует помнить о том, что билеты в оба конца выпускаются в более ограниченном количестве, чем билеты в один конец.

Скидки на Британском железнодорожном транспорте

Скидки на эти билеты распространяются для:

Детей в возрасте до 15 лет;

Небольших групп от 3 до 9 человек;

Больших групп от 10 человек и выше;

Железнодорожные скидочные карточки, действительные на протяжении целого года;

Региональные железнодорожные карточки предлагают скидки, действующие в определённых регионах.

Проездные на Британском железнодорожном транспорте

Существует два типа сезонных железнодорожных абонементов:

Билеты Ranger & Rover

Билеты Ranger & Rover предлагают неограниченные поездки практически по всей стране на протяжении 14 дней. Полный список билетов можно увидеть на сайте Национальных железных дорог.

Маршруты на Британском железнодорожном транспорте

Естественно, это список не может включать абсолютно все маршруты, здесь представлены только главные железные дороги:

Услуги на Британском железнодорожном транспорте

За исключением некоторых региональных, местных пригородных маршрутов, поезда бывают двух видов:

В поездах стандартного класса есть по 2 места со стороны прохода или отдельные места, похожие на кресла в самолёте;

В поездах первого класса есть по 3 места с каждой стороны прохода с подставкой для ног. Здесь подают разнообразные напитки, завтрак и газеты. Это позволяет в полной мере насладиться поездкой.

Поезда дальнего следования предоставляют следующие услуги:

Бесплатное бронирование мест;

Буфет-ресторан, магазин или столики на колёсах с напитками и закусками;

Вагон с туалетом для инвалидов и всем необходимым для пеленания ребёнка;

На некоторых поездах действует беспроводной интернет.

Также есть 6 ночных поездов, функционирующих каждую ночь, за исключением субботы:

С наклонёнными сиденьями;

Стандартный класс (купе с двумя спальными местами);

Первый класс (одноместное купе с завтраком, туалетными принадлежностями).


Для путешествия из одного конца страны в другой может потребоваться нескольких пересадок. Дело в том, что большинство маршрутов расходится от Лондона радиально. При этом в Лондоне действуют семь главных вокзалов.

Некоторые отрезки сети иногда закрывают на ремонт. Чаще всего это происходит в выходные дни, поэтому перед поездкой уточняйте расписание поездов. Это можно сделать непосредственно на станции или через Интернет.

Билеты

Железнодорожные билеты можно приобрести на всех вокзалах, а также в офисах крупных турагентов. Цены на билеты первого класса приблизительно на треть выше, чем на стандартные. Иногда дешевле сразу купить билет в оба конца, чем оплатить две отдельные поездки.

Покупка билета может занять некоторое времени. Учтите это при планировании Вашего путешествия. Обязательно поинтересуйтесь специальными предложениями или скидками. Приобретенные заранее билеты обойдутся в меньшую сумму, чем купленные в день поездки. Однако в этом случае будут действовать ограничения на обмен или возврат.

Поезда компании Virgin Trains курсируют на всей территории Соединенного Королевства, а за заказ билетов не взимаются дополнительные сборы.

Если у Вас не окажется действительного билета, контролер может потребовать заплатить штраф на месте. Поэтому всегда покупайте билет до посадки в поезд.

На многих вокзалах установлены автоматы для продажи билетов. В сельской местности вокзальные кассы могут не работать в выходные дни – если Вы не сможете купить билет, его продаст Вам кондуктор непосредственно в поезде.

Железнодорожные абонементы


Если Вы планируете активно перемещаться по Великобритании на поезде, мы рекомендуем приобрести железнодорожный абонемент. Это можно сделать еще до прибытия на Британские острова в офисах многих туристических компаний, например Rail Europe.

Кроме того, в продаже имеется специальный абонемент на столичный общественный транспорт, а также абонемент для поездок в пределах Лондона, Оксфорда (Oxford), Кентербери (Canterbury) и Брайтона (Brighton). Дети от 5 до 15 лет оплачивают половину базового тарифа; для детей до 5 лет проезд бесплатный. Пассажиры с ограниченными физическими возможностями могут воспользоваться различными скидками.

Чтобы оформить тот или иной абонемент, Вам понадобится фотография паспортного формата. Если у Вас уже есть абонемент, не забывайте всякий раз предъявлять его при покупке билетов.

Общие советы

Самые быстрые и удобные поезда курсируют по магистральным маршрутам. Обычно они пользуются большой популярностью, а билеты на них раскупаются быстро. Поэтому мы рекомендуем всегда приобретать билеты заранее. Особенно в том случае, если Ваше путешествие приходится на часы пик, например на вечер пятницы. В поездах магистральных маршрутов имеется вагон-ресторан и система кондиционирования воздуха. Кроме того, они быстро покрывают большие расстояния. Например, дорога из Лондона в Эдинбург займет немногим более 4 часов.

На британских вокзалах может быть трудно найти носильщика. Однако, пассажиры всегда могут самостоятельно воспользоваться специальными тележками. Пассажиры с ограниченными физическими возможностями могут позвонить в справочную службу железных дорог Великобритании, чтобы заказать услуги помощника. Это необходимо сделать не позднее чем за 24 часа до поездки.

Салоны первого класса обозначены желтой линией над окном вагона. Обратите внимание: даже если поезд переполнен, Вы не можете занять место в салоне первого класса, не оплатив полную стоимость соответствующего билета.

Иногда поезда разделяются на определенной станции маршрута, после чего каждая часть состава следует к своему пункту назначения. По этой причине всегда проверяйте, в какой части поезда находится Ваше место.

Время стоянки на каждой станции составляет всего одну минуту, а двери вагонов закрываются за 30 секунд до расчетного времени отправления. Так что не забудьте свой багаж и заранее подготовьтесь к посадке или высадке.

Некоторые станции находятся на некотором удалении от центра города. Но они всегда надлежащим образом обозначены указателями и связаны с городом автобусными маршрутами. По воскресеньям и праздничным дням поезда ходят реже и проводят в пути больше времени, чем в остальные дни.

Читайте также: