Железнодорожное сообщение в абхазии

Обновлено: 05.07.2024

Как-то раз услышал я в одной дискуссии такое мнение. Зачем нужна железная дорога в Абхазии, надо ее разобрать, а на ее месте построить новые санатории и отели. Мне такой подход показался странным, у абхазской железной дороги интересная история и перспективы тоже есть. Рассказываю подробнее.

Как строили железную дорогу в Абхазии

Во второй половине XIX века начались работы по проектированию и сооружению Черноморской железной дороги. К этому времени Российская империя уже достаточно контролировала черноморское побережье. Возникла необходимость строительства магистральной железной дороги, которая должна была связать центр России с закавказскими губерниями.

Уже в 1872 году открылось движение на линии Тифлис -Поти, еще через 5 лет Рион-Кутаис-Ткибули. Железная дорога соединила Черноморское побережье с Каспийским, а в 1899 году она была присоединена к общероссийской железнодорожной сети. В 90-е годы позапрошлого века группа инженера Гартмана исследовала побережье Сухумского округа и Черноморской губернии и пришла к мнению, что строительство целесообразно при условии объединения линии Афипская - Туапсе-Сухум -Новосенаки в один общий проект и предоставлении государственных субсидий сроком на 15 лет.

В 1903 году началось строительство Владикавказской железной дороги, но из-за Русской -Японской войны и революционных событий оно заглохло. Лишь в 1911 году появилось Технико-экономическое обоснование Черноморской железной дороги. В 1912 году было создано паевое «Общество Черноморской железной дороги, а летом 1914 гола началось строительство участка Туапсе-Адлер, предполагалось построить железнодорожные станции, мосты и тоннели на участке Адлер-Сухум, но началась гражданская война, когда Абхазию контролировали, то грузины, то большевики, то Добровольческая армия и планы так и остались планами.

Строительство железнодорожного моста через реку Беслетка. Южный портал тоннеля под Сухум-горой. Фото с сайта Абхазская железная дорога

Строительство железнодорожного моста через реку Беслетка. Южный портал тоннеля под Сухум-горой. Фото с сайта Абхазская железная дорога

Абхазская железная дорога во времена СССР

Железная дорога на территории Абхазии в советское время существовала в качестве участка Закавказской железной дороги, долгое время носившей имя Лаврентия Павловича Берия, того самого, который потом вышел из доверия.

В феврале 1951 года открыли железнодорожный вокзал "Новая Гагра", а 1 декабря того же года заработал и сухумский вокзал, ставший одной из достопримечательностей Сухума, а ныне вызывающий горестные чувства своим запущенным видом. В 1956 году электрифицировали участок от Сухуми до Веселого и запустили электрички.

Во времена СССР железная дорога в пределах Абхазской АССР имела большое значения, перевозили множество пассажиров, особенно, в курортный сезон и грузов. Рекордными оказались 1970 год, когда перевезли 4 миллиона пассажиров и 1975 год - перевезено 3154 тысяч тонн грузов.

Абхазская железная дорога во время грузино-абхазской войны

Все изменилось с началом грузино-абхазского конфликта 1992-1993 годов. СССР развалился, в ставшей независимым государством Грузии нарастали межэтнические противоречия. В 1992 году вспыхнуло мегрельское восстание, а 14 августа 1992 года войска Госсовета Грузии при поддержке банд "Мхедриони" вошли на территорию Абхазии под предлогом якобы защиты железной дороги от грабежей". Началась Отечественная война народа Абхазии.

Абхазская железная дорога в современной Абхазии

В 2008 году накануне к "принуждению к миру" Грузии российские военные отремонтировали пути на участке Сухум -Очамчыра. в 2011 году случилась достаточно сомнительная история с выделением из российского бюджета 2 миллиардов рублей ОАО "РЖД" на восстановление абхазской железной дороги. В итоге, непонятно, куда ушли гигантские деньги, а кредит повис на абхазском бюджете. Абхазия его выплачивает до сих пор.

В последние годы увеличилось количество поездов из России до Сухума, ходит туристический поезд из Туапсе, в летнее время функционирует пригородный поезд Адлер-Гагра. Большинство вокзалов и станций находятся по прежнему в аварийном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте, включая и сухумский вокзал. Грузоперевозки по железной дороге есть, в основном, это инертные материалы для строительства.

Самостоятельно абхазский бюджет восстановить полностью инфраструктуру не в состоянии. Проблему можно было бы решить с привлечением инвесторов, например, в виде государственно-частных партнерств, но закон о ГЧП в Абхазии отсутствует и не видно желания абхазских властей действовать в этом направлении. Между тем, современная железная дорога могла бы увеличить туристический поток в Восточную Абхазию , дать толчок к экономическому развитию территорий, прилегающих к железной дороге. Это куда дешевле, чем запускать аэропорт.

Перспективы открытия железнодорожного транзита через Абхазию

В целом, Абхазия совсем не против восстановления транзитного движения через свою территорию в сторону Грузии, как равноправный участник проекта. Об этом не так давно говорил и президент Абхазии Аслан Бжания и абхазские депутаты. Но Грузия резко против такого представительства Абхазии.

Дело в том, что, Грузии, по большому счету, открытие транзита не принесет больших экономических дивидендов. Напротив, может уменьшиться загрузка морского порта в Поти и снизиться грузооборот существующей уже железной дороги Баку-Тбилиси-Ахалкалаки. При этом, экономический эффект от этого проекта не гарантирован.

А вот политические моменты как раз куда существеннее экономических. сразу встает вопрос, где должна располагаться грузинская таможня и какой статус будет у абхазского участка будущей трассы. Грузия не будет признавать Абхазию, абхазы не дадут согласия на прохождение грузов без подтверждения своего статуса участника проекта. Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Билеты на поезд до Абхазии можно купить за 90 суток до даты отправления поезда.

поезд на фоне заката

самолет

Отели в Гаграх

Расписание и цены на поезда до Абхазии 2022:

Поезд Москва — Сухум (№ 306 м)

Ежедневно: Отправление с Казанского вокзала Москвы в 19:50; прибытие 10:24 в Сухум. Время в пути 1д. 14ч.

Станции крупных городов по пути следования поезда — Москва(Казанский вокзал), Рязань, Воронеж, Ростов, Краснодар, Туапсе, Сочи, Гагра, Гудаута, Новый Афон и конечная Сухум.

Поезд Москва — Сухум (№547М)

В зимний период не ходит. Отправление с Курского вокзала города Москвы в 14:30; прибытие в Сухум 20:35. Время в пути 2д. 6ч.

Поезд Санкт Петербург — Сухум(№ 479 А)

Отправление из Санкт Петербурга Московский вокзал 00:40; прибытие в Сухум 09:17. Время в пути 2д.8ч.

Станции городов по пути следования поезда — Санкт Петербург, Тверь, Москва, Тула, Узловая, Елец, Липецк, Ростов, Армавир, Туапсе, Сочи, Гагра, Гудаута, Новый Афон и конечная Сухум.

На нашем сайте можно купить недорогие Туры в Абхазию с авиаперелетом

А вы уже забронировали жильё в Абхазии если нет, обязательно смотрите варианты проживания в без посредников и предоплаты Отели и частный сектор

Как добраться до границы с Абхазией от Железнодорожного вокзала Адлера.

От Ж/Д вокзала Адлера вы можете добраться до Границы с Абхазией на маршрутных Автобусах № 125 П. и №58 или заказать такси. Так же можно заказать трансфер в Абхазию до места назначения. Подробней читайте на странице как добраться до Абхазии.

Так же в Абхазию можно доехать из Ж.Д вокзала Адлера на электричке которая едет до города Гагра. Электричка Адлер — Гагра ходит два раза в день. Время в пути 2:10 мин. Расписание электрички будет опубликовано в июне.

Так же из вокзала Адлера можно доехать на поезде Москва — Сухум и Санкт Петербург — Сухум которые едут через города Абхазии: Цандрипш, Гагра, Гудаута, Новый Афон и Сухум.

Цены на билеты смотрите воспользовавшись поисковой формой.

Как купить билет на поезд через интернет?

Для покупки билета вам необходимо выбрать город отправления и назначения, указать дату выезда и нажать кнопку найти. Далее из результатов выдачи выбрать подходящий вам поезд выбрать вагон и места. Затем перейти к заполнению данных о пассажирах и перейти к оплате, оплата производится банковской картой или электронными деньгами. После оплаты билета вам нужно распечатать билет на принтере или сохранить в телефоне. При посадке в поезд вам достаточно иметь при себе только паспорта пассажиров.

Продажа билетов на поезд в Абхазию:

в 2022 году начинается за 90 дней до даты отправления поезда.

Преимущества покупки жд билетов в Абхазию через интернет быстро и удобно, вам не нужно ездить на вокзал и стоять в очередях, покупка и возврат билета осуществляется онлайн. Электронная регистрация для большинства поездов для посадки вам достаточно иметь при себе только паспорт. Удобная оплата.


Два года я откладывал публикацию материала из моего путешествия по Абхазии летом 2014 года. И вот, наконец- то дошли руки. Ура! В Абхазии я уже был, зимой того же года - провел там январские праздники. Отчетики с зимней поездки можно почитать по тегу " Абхазия " . Будучи большим фанатом заброшенностей разного рода, Абхазия тогда мне показалась настоящим апокалиптическим раем, поросшим субтропическими лианами. Проведя неделю в этой чудесной стране, я понял, что придется сюда еще вернуться. Летом того же года эту мечту я реализовал. В предстоящем цикле обзоров мы погуляем по столице Абхазии - городу Сухуму, которому изрядно досталось во время войны, съездим к высокогорным озерам - Большой и Малой Рице, поблуждаем по заброшенным авто- тоннелям Гагры и еще раз заглянем в Новый Афон. А начну я с Абхазской железной дороги, уникальной в своем роде, как истрорически, так и конструктивно.

Но революция и гражданская война не позволили осуществить этот план. Лишь в 1923 году было открыто движение до Сочи, а в 1927 году был введён в эксплуатацию участок Сочи — Адлер.

Спустя некоторое время строительство было продолжено. В начале 1930-х годов магистральная железная дорога пришла на территорию Абхазии. В 1940 году был открыт участок от станции Ингури (Ингири) до Сухуми, с ветвью Очамчира — Квезани (позднее Ткварчели, ныне Ткуарчал).

В 1942 году, после завершения укладки пути на участке Сухуми — Адлер, началось сквозное рабочее движение на всём протяжении Черноморской железнодорожной линии. В постоянную эксплуатацию она была принята лишь в 1949 году, и вошла в состав Закавказской железной дороги.

К началу 1960-х годов железная дорога на территории Абхазии была полностью электрифицирована. Пассажиропоток на ней с каждым годом возрастал. Помимо поездов дальнего следования, почти везде были пущены пригородные электропоезда. Рост объёмов движения требовал приступить к строительству вторых путей. Изначально железная дорога была однопутной на всём своём протяжении.

Но этому препятствовали сложные природные условия — ограниченность пространства, изобилие скальных участков и тоннелей. Как результат, вторые пути появились на некоторых перегонах только между Туапсе и Адлером. На территории Абхазии железная дорога осталась полностью однопутной. Это приводило к длительным простоям поездов на станциях и разъездах.

На последнем перегоне Ткварчельской ветки (от станции Ткварчели до станции Акармара) пассажирское движение просуществовало около двух лет. Пассажирские перевозки до Акармары были запрещены в связи со сложными условиями линии.


Во время войны железнодорожное полотно было сильно повреждено, однако после было частично восстановлено и стало использоваться для перевозки войск российского миротворческого контингента. Было открыто движение пригородных поездов из Сухума до Псоу, Очамчыры и Ткуарчала. В связи с нехваткой средств железная дорога находилась в аварийном состоянии и постепенно разрушалась.

В 2004 году силами РЖД был произведён капитальный ремонт участка пути Псоу - Сухум, и 10 сентября 2004 года открыто движение беспересадочных вагонов по маршруту Москва — Сухум.


Еще раз повторюсь, поезд едет ну очень медленно. И очень долго стоит на границе. К слову, указанное время прибытия на билете, как правило, не совпадает с фактическим. Мой поезд приехал на конечную станцию Сухум примерно на полтора часа позже.

На местных маршрутках, что стоят прямо за шлагбаумами Псоу, добраться может оказаться в разы быстрее. Но если вы хотите посмотреть Абхазию с иного ракурса, такая поездка безусловно того стоит.


Общая протяженность железной дороги - 221 км, из которых в настоящее время функционирует лишь 100 - км участок от Адлера до Сухума. На всем протяжении поездка сопровождается металлическим скрежетом из - за низкой прокатаности железнодорожного полотна.


Вокзалы на всех станциях заброшены. Лишь в на трех станциях были частично проведены восстановительные работы - отремонтированы и открыты кассы ( Цандрыпше, Гагре, Гудауте и Сухуме)
Первая остановка - Цандрыпш .


Немногочисленных отдыхающих встречают местные таксисты.


К Гаграм я еще вернусь в одном следующих обзоров, а поездка продолжается.


Моя фото - позиция.


Заброшенная пригородная платформа.



Практически весь местный подвижной состав находится в сильно изношенном состоянии, и требует списания либо капитального ремонта. Светофоры и сигнализация не работают, координация движения осуществляется посредством сотовой связи :D





Мост через реку Бзыпь.




Укрепленный участок с навесом - защита от камнепада.


Хотя участок до Сухума электрифицирован, мой поезд почему- то ехал на дизельной тяге. При проезде тоннелей ощущается запах гари.



Тоннелей по ходу поездки очень много - я насчитал больше десятка. Строил их, кстати, никто иной, как всем известный метрострой.






Мост через реку Мчишту.


Внезапно на очередном разветвлении появляется грузовой состав с военной техникой и Российскими солдатами - миротворцами.


Ребята передают привет.




Делаем остановку на станции Гудаута.


Платформа почти необитаема.



Летнее море так и манит поскорее окунуться.



Мост через реку Аапсту.


Заброшенная безымянная платформа.



Участок ж/д у самого берега моря.





Мост через Сухумское шоссе.




Выезжаем в очередной тоннель (№14).


Этот оказался особенно длинным, его протяженность составляет 1 км.


Зимой мы с друзьями устроили здесь небольшую фотосессию :)



Выезжаем на самую необычную станцию Абхазской ж/д - Псырцху, буквально втиснутую между двумя гор. Протяженность платформы - всего 180 метров.


Поезд делает здесь небольшую 2-хминутную передышку и затем снова отправляется в путь. Ныряем в очередной тоннель (№16). Этот оказался еще длиннее предыдущего - 1,6 км!\



Подъезжаем к очередной крупной станции.


На оживленной платформе встречают вновь прибывших отдыхающих.


Станция Новый Афон.



Мое фото - путешествие из тамбура последнего вагона близится к завершению.


Следующая станция - Сухум. Пора собирать вещи :)


Спасибо проводнице за понимание, а Советским инженерам и архитекторам за такую красоту! От Абхазской ж/д у меня остались очень яркие впечатления!


Некогда шикарные даже после пожара смотрятся величественно.


Над боковыми секциями крыша полностью отсутсвует.




На путях покрываются ржавчиной старые вагончики.


И даже ржавые паровозы!


Рядом с основным зданием вокзала восстановили небольшой корпус с залом ожидания и кассами.


На этом все. В следующем обзоре мы познакомимся ближе с Сухумом, посмотрим на город с крыш высотных домов и посетим парочку атмосферных брошечек.


Еще каких-то три десятка лет назад эта железная дорога соединяла единую советскую страну с курортами черноморского побережья и Закавказья. А сейчас же она на территории Абхазии наполовину разрушена войной и фактически является тупиковой веткой, а красивейшие вокзалы сталинской архитектуры времен СССР тихо разваливаются. Посмотрим, как сейчас выглядит абхазская железная дорога.


Когда начался конфликт за независимость между Грузией и Абхазией, первым пострадала железнодорожная сеть, т.к. военные пытались пойти в Сухум по железке. Были взорваны мосты и нарушены пути и контактная сеть.


К 2008 году при участии РЖД был восстановлен участок от Псоу до Сухума, но остановки делаются не на всех станциях, многие до сих пор заброшены


Из России в Сухум ходит два пассажирских поезда: 479А Спб — Сухум и 306м Москва — Сухум, остановки делаются на станциях: Цандрыпш (Гантиади), Гагра, Гадаута, Новый Афон, Сухум


Путешествие в Сухум на поезде — это вообще отдельное приключение, благодаря чему можно увидеть Абхазию совершенно по-иному. По территории Абхазии поезд идет по одноколейке около 100 километров, но ужасно медленно — примерно 3.5 часа.


За которые можно проехать через десяток тоннелей (строили их кстати метростроевцы)



Конечная станция в Сухуме, дальше пассажирские поезда не ходят


На участке от Сухума до границы с Грузией железнодорожное полотно было повреждено и частично разобрано.


Так местами выглядит этот участок


А это отдельная ветка, которая шла через Очамчиру в шахтерские поселки Ткуарчал и Акармару


Заброшенный вокзал в Ткуарчале


Здесь жд проходит прямо рядом с дорогой


Самый колоритный участок дороги идет через горы от Ткуарчала в Акармару


Железная дорога давно разобрана и сдана вандалами на металл, но остались шикарные мосты, которые выглядят не хуже, чем в Швейцарии. Жаль только, что про них уже не прокатиться.

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Для перевозки пассажиров будут курсировать поезда по двум маршрутам: Москва — Сухум и Санкт-Петербург — Сухум.

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Составы из Санкт-Петербурга (с беспересадочной группой вагонов Псков — Сухум — Елец) начнут ходить с 7 по 27 августа по нечетным числам, а также 2 и 9 сентября. Из Сухума в Петербург поезда (с беспересадочной группой вагонов Елец — Сухум — Псков) будут отправляться с 9 по 29 августа по нечетным числам, а также 4 и 11 сентября.

Продажа билетов на указанные поезда будет открыта в ближайшее время.

Перевозка пассажиров также осуществляется в обратном направлении. Дети до пяти лет в сопровождении взрослых перевозятся бесплатно с предоставлением отдельного места.


Читайте также: