Сообщение про софью губайдуллину

Обновлено: 30.06.2024

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.



София Губайдулина. Фото Ларисы Педенчук


С Эдисоном Денисовым


Альфред Шнитке


Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского


Марк Пекарский


С Джоном Кейджем


Личный архив Виктора Суслина

Сам Анатолий Гринденко, к слову, пройдя путь от изучения барочной музыки и увлечения арт-роком, занялся в итоге иконописью — уехал в Троице-Сергиеву лавру учиться у легендарного мастера Дионисия Гарсиа, начал исследовать традицию древнерусского духовного песнопенья. Уже много лет он регент мужского хора Московской патриархии.


1 Сохранена авторская орфография оригинала текста.

2 Мустафин Р. Незабываемая встреча. Казань, № 8, 2001.

4 Мирханова А. ВО-время Марка Пекарского. Интервью до третьего звонка. Казань, № 11, 2013.

Детство

Детство и юность Сании Губайдуллиной прошли в историческом центре Казани на тихой и уютной улице Тельмана доме № 29. В Казани София Губайдулина прожила около 23 лет – с 1932 по 1954 год.

Учеба

В период с 1937 по 1954 годы София Губайдуллина прошла непростой путь от школы до консерватории. Начиная с музыкальной школы, куда ее в виде исключения приняли в пятилетнем возрасте, она обучалась у первоклассных педагогов.


В период учебы С. Губайдулиной в музыкальном училище в классе заслуженного учителя школы РСФСР М.А.Пятницкой, однокурсники восхищались ее абсолютным слухом, вдохновенными импровизациями за фортепиано. Юная Сонечка, также как и в школе, много и охотно выступала в самом училище, на городских концертах, а также в составе концертных бригад, разъезжавших по районам республики.

С 1949 по 1954 г.г. Сания Губайдуллина обучалась в Казанской консерватории, открытой сразу после войны в 1945 году, и получила там блестящее образование. Профессора Московской и Казанской консерваторий Л.Г. Лукомский и Г.М. Коган дали ей великолепную пианистическую подготовку. А композиторы Н.Г. Жиганов и А.С. Леман (в то время молодые, еще только начинавшие педагогическую деятельность), поддержали и развили в ней интерес к композиции и преподали ее основы.

Отъезд в Москву

А потом - оба решили уехать в Москву. Она – учиться в Московскую консерваторию, а он - вернулся в родной город, который часто видел в своих казанских снах. Позднее, уже в Москве они поженились, и у них родилась дочь Надежда.

В Москву юную Сонечку провожали всем миром: родители, сестры, друзья. Близкие понимали – это надолго, может и навсегда.

420111, г. Казань, ул. Тельмана, 29

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

В тот час, душа, верши
Миры, где хочешь
Царить, — чертог души,
Душа, верши.

М. Цветаева

София Асгатовна Губайдулина / Sofia Gubaidulina

С. Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука — характера его тембра, исполнительского приема.

Среди исполнителей музыки Губайдулиной — известнейшие музыканты: дирижер Г. Рождественский, скрипач Г. Кремер, виолончелисты В. Тонха и И. Монигетти, фаготист В. Попов, баянист Ф. Липс, ударник М. Пекарский и др.

Читайте также: