Сообщение трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме мцыри

Обновлено: 19.05.2024

М. Лермонтов поэтическое произведение “Мцыри” создал в 1839 году. С темой он определился во время пребывания на Кавказе. Лермонтову в этом помог служитель монастыря, знакомый монах, история жизни которого стала предпосылкой для начала написания поэме.

В произведении изображается конфликт между личностью человека и действительностью, что окружала его.

М. Лермонтову удалось сделать яркое отображение конфликта в поэме.

Герой, образ которого создал автор, был “Душой дитя – судьбой монах”.

Мцыри не по собственному желанию

оказался в монастыре, из-за чего он вступает в конфликт с окружающей его реальностью. Разве можно было избежать ему данного конфликта? Человек, лишенный свободы по чьей-то воле, априори обречен, оказаться участником спорной ситуации, возникшей между ним и сложившимися обстоятельствами в его жизни.

Произведение это причисляется к романтическому направлению, свидетельством чего считается любовь главного персонажа к свободе, возникновение необычных обстоятельств (боя с барсом) и непосредственно самой гибели романтического героя. Отображение конфликта наблюдается и в описании монастырской обители:

“сумрачные стены”, молитвы и “кельи душные “. Кульминационным моментом произведения стал бой с барсом, олицетворяющим судьбу Мцыри. Ему приходиться вести с ней борьбу.

Побеждает герой, сумевший бросить вызов предназначенной ему судьбе, своим побегом из монастыря.

Герой гибнет в монастыре, ведь автор дает Мцыри уйти из жизни, в которой он не может обрести желанную свободу. М. Лермонтовым отображается конфликт между личностью с обстоятельствами.

Своим поступком Мцыри кинул вызов обстоятельствам, в которые он попал.

Таким образом, конфликт личности и обстоятельств в поэме М. Ю. Лермонтова отображен с помощью судьбы Мцыри. Сначала рок оставляет его в незнакомом месте без родных и близких, после он лишает персонажа осуществленной мечты. Обстоятельства оказываются сильнее рвения Мцыри, и он, как романтический герой, покидает этот мир, чтобы обрести свободу хотя бы таким образом.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Поэма Мцыри урок 2.docx

Планируемые результаты:

Предметные : анализировать художественное произведение, характеризовать героя.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Оборудование: иллюстрации к поэме, учебник, тетрадь.

I. Оргмомент.

Эмоциональный настрой. Приветствует учащихся, создает положительный настрой на

2.Слово учителя.

3.Определение темы и целей урока.

- К чему может привести противостояние человека и обстоятельств, как вы думаете?

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Определите цели урока.

4.Изучение нового материала.

1)История создания поэмы.

Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.

Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…

2)Беседа по тексту.

- Понравилось ли вам произведение?

- Прочитайте эпиграф к поэме.

- Как вы считаете, что является медом для Мцыри?

- Что по – вашему является темой произведения М.Ю. Лермонтова?

- В чем заключается идея произведения?

(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)

- Такой герой какого героя нам напоминает?

- Докажите, что Мцыри – романтический герой?

(Романтический герой – личность исключительная. )

- Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?

(Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).

- Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.

- Как Мцыри оказался в стенах монастыря?

- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?

- Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?

- Какова причина побега?

- Как называет автор монолог Мцыри по-другому?

- В каком значении употреблено это слово?

Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

Столкновение мировоззрений

(заранее подготовленный ученик)

3) Работа по карточке

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?

(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).

Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном

- Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.

- Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?

(романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)

- Что символизирует образ грозы? Глава 8

(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).

- Какие картины природы ему открываются?

(Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.)

Встреча с грузинкой… (гл. 12). Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Встреча с барсом… (гл. 16-18)

- Какие строки являются кульминацией всего произведения?

- Что случилось в 3 день?

Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.

- Найдите слова, подтверждающие его состояние.

4)Работа в группах.

- Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?

- Подберите определения, характеризующие личность Мцыри. ( С вободолюбивый, независимый, мятежный, непокорный, страстный, смелый, гордый…)

- Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни? (Человек должен сам выбирать свой путь.)

-Назовите основные черты романтического произведения. (Идея разлада мечты и реальности, в центре – романтический конфликт, романтический герой резко противопоставлен обществу, резко выделяется из него, романтический мир необычен, экзотичен.)

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Михаил Юрьевич Лермонтов – величайший поэт и писатель 19-го века. Он являлся представителем такого литературного течения, так романтизм. Во многих его произведениях лирические герои жили мечтой и не могли смириться с реальностью. Они искали то одиночества, то свободы. Ярким примером, подходящим под это описание, можно считать популярную поэму Лермонтова "Мцыри ". Как же в этом произведении отображён конфликт личности и обстоятельств? Попробуем разобраться.

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, следует вспомнить содержание поэмы. Мцыри – это несчастный мальчик, который ещё в детстве попал в монастырь. Там герой жил в неволе, но спустя некоторое время он попытался смириться со своей участью.

Однако ему это не удалось. Накануне важного события, пострига, мцыри пропал. Через три дня его нашли недалеко от монастыря при смерти.

На побег герой пошёл сознательно. Его мучило пребывание в святом месте, его всегда тянуло к родным местам . Своим поступком он хотел выразить протест против жестокой реальности, где человек не может быть счастливым. Самым главным для мцыри являлась свобода, всю жизнь он жаждал её и решил наконец преподнести себе такой подарок. Во время своего трёхдневного отлучение из монастыря герой испытал массу эмоций, Которых он не ощущал ранее. Встреча с прекрасной девушкой, поединок с барсом, просто взаимодействие с природой помогли мцыри по-настоящему почувствовать, что значит жить. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Порой ему было трудно одному, но он совсем не желал возвращаться в монастырь.

К сожалению, мир не справедлив. Спустя некоторое время Мцыри вновь оказался рядом с роковым местом. Надеясь на то, что он уйдёт от него как можно дальше, Герой испытал катастрофическое разочарование. Он впал в беспамятство, начал бредить. В последние минуты своей жизни он успел поведать свою историю священнику. Конец поэмы трагичен – герой умер.

в итоге, вспомнив содержание "мцыри ", мы можем сделать вывод, что протест против жестоких обстоятельств был выражен в произведении Через смерть героя, ведь она не случайна. Подобно Катерине из драмы Островского "гроза ", Мцыри ушел из этого мира, не желая больше мириться со сложившейся ситуации.


Мцыри – романтическое произведение М. Ю. Лермонтова, навеянное легендами и пейзажами Кавказских гор и впервые опубликованное в 1840 году. Лермонтов долго вынашивал замысел поэмы.

Главный герой поэмы, юноша, плененный в горном (возможно, черкесском) ауле, и увезенный русским генералом. Из-за тяжелой болезни ребенок был оставлен в монастыре, где вырос среди монахов. Авторское отношение к Мцыри легко понять, если прочитать поэму. В ней показан идеал свободного духа. Юноша не желает покоряться судьбе, мечтает вернуться на родину, обнять близких, и потому бежит из монастыря.

История создания

  • В качестве основы сюжета поэмы Лермонтов взял случай из реальной жизни. Во время своей первой ссылки на Кавказ поэт встретил монаха из горцев, который рассказал ему, что ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловым, но был оставлен в монастыре из-за болезни. Юноша долго не мог прижиться в непривычной для себя обстановке и неоднократно пытался сбежать. После очередной попытки он заболел и едва не умер, а в итоге смирился со своей судьбой и остался монахом.
  • Работу над поэмой писатель начал в 1873 году, взяв за основу, но изменив историю жизни монаха и разнообразив повествование элементами кавказского фольклора, вроде боя главного героя с тигром. Эту историю юный поэт узнал еще в детстве, путешествуя по Кавказу вместе с бабушкой.
  • Еще одной историей из жизни, вдохновившей поэта на славный труд, могла быть биография художника П.З. Захарова, которого в детстве тоже похитили из родного края и зачем-то привезли в Тифлис. Сделал это все тот же генерал Ермолов все с теми же непонятными целями.

Жанр, направление и размер

  • Конфликт
    . Сюжет романтической поэмы строится на конфликте между идеальным во всех отношениях героем и несовершенным миром.
  • Место действия
    . Порочной цивилизации противопоставляются экзотические южные края, в которых живут простые и искренние люди.
  • Сюжет
    . Герой вступает в безнадёжное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.
  • Роль природы
    . Мцыри обретает в естественном мире долгожданную свободу и реализует себя. Только в лесу за стенами монастыря он обретает радость жизни. Также природа Кавказа манит его сквозь детские воспоминания. Она воплощает идеал красоты и вольности.

Художественные средства


Композиция и конфликт

  1. Первая часть включает в себя экспозицию, когда нам представляют место действия и рассказывают судьбу главного героя, а также завязку, в которой нам говорят о зарождении конфликта между ним и абсолютно чуждым ему окружением.
  2. Вторая часть содержит в себе кульминацию, когда побег героя приводит его к сражению с диким барсом, развязку, в которой Мцыри на пороге смерти продолжает отстаивать идею свободы, и, наконец, финал, в котором герой умирает, и его сюжетная линия приходит к его логичному завершению.

Конфликт, лежащий в основе сюжета поэмы, заключается в противостоянии героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольным рабом и смертью свободным человеком.

Смысл названия

ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич

Название: Мцыри

Жанр: Поэма

Год написания: 1839 год

Суть: о чём поэма?

Поэма начинается с того, что недалеко от горного монастыря русский генерал вёз захваченного им мальчика-горца. Мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его на попечении монахов.

Монахи выходили героя и оставили его в обители. Сначала мальчик не мог ужиться в незнакомой ему обстановке, но со временем выучил русский язык и даже проникся православием. Ребенок превратился в прекрасного юношу и, казалось бы, был уже готов посвятить свою жизнь служению Богу, но однажды он бесследно исчез.

Героя находят через три дня в лесу, израненного и больного. Уже фактически на смертном одре юноша рассказывает о тех трёх днях, которые он провёл в горах, и в итоге приходит к выводу, что те три дня свободы были для него гораздо ценнее жизни в неволе. После этого главный герой умирает.

Подробнее о содержании поэмы Вы можете узнать в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника,

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образом отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

ГеройХарактеристика
МцыриЮный послушник– горец, пленённый в детстве русским генералом и воспитанный православными монахами. Прекрасен и душой, и телом. Горд, свободолюбив и принципиален. Готов умереть за свои идеалы, но никогда не примет чужие. Любит родину и тоскует по семье. Тяготится своим одиночеством. Жаждет упокоиться в родной земле. На протяжении всей жизни терзался сомнениями, где ему будет лучше — в монастыре или на родине. В итоге юноша решает для себя этот вопрос и умирает счастливым, хоть и жалеет о том, что не добрался до родных мест, чтобы найти покой среди своих гробниц.
МонахПеред смертью юношу исповедует спокойный, терпеливый и молчаливый старик. Он составляет контраст с пылким и страстным юношей. Характер монаха передает атмосферу монастыря — родную для старца, но чуждую для юного сердца. Там спокойно и мирно, но не того нужно юноше от жизни.
ГенералМы не знакомы с генералом и не знаем, зачем ему понадобился мальчик. Однако очевидно, что герой довольно легкомысленно и эгоистично вырвал птенца из его гнезда и отправился в рискованный путь, в ходе которого ребенок еще и заболел. Словом, дальновидным и отзывчивым генерала точно не назвать.
ГрузинкаПрекрасная, тонкая и веселая девушка в бедном наряде, которую повстречал Мцыри в своем странствии.

Вместо послесловия

Напоследок Мцыри просит монаха, которому исповедуется, похоронить его в дальнем углу монастырского сада, откуда видны его родные края. Он не сломлен, он не отказывается от своей цели и надеется на то, что после смерти бренного тела его душа все же сможет достичь заветной дали.

Эта романтическая поэма, написанная мелодичным языком и наполненная философскими раздумьями, не сможет оставить равнодушным читателя!

Образ героя

Образ Мцыри в поэме – это портрет человека, которого оторвали от корней, поэтому он обречен на гибель. Но почему герой так и не смог возвратиться домой, несмотря на такое сильное желание? Трудно ответить. Возможно, юноша не был готов морально, а быть может, он боялся, что и там его будут принимать за чужака. Ведь столько лет прошло! А может, его судьба была предначертана высшими силами, и ему они не позволили вернуться в родные и милые сердцу места.

образ героя мцыри

Проблемы

  1. Одиночество
    – основная проблема в поэме. Герой Лермонтова зажат между двумя мирами: мрачным, но безопасным монастырём и прекрасным, но смертельно опасным Кавказом. В итоге для него не находится места ни в одном из этих миров. Больше всего в своей исповеди Мцыри сетует на то, что лишен семьи и родины, братьев и единомышленников. Если монахи сделали свой выбор отречения сознательно, то за героя все решили обстоятельства.
  2. Побег Мцыри и бунт против тюрьмы
    – борьба главного героя против системы и своей собственной судьбы заранее обречена на поражение, однако Лермонтов показывает, что только этот путь правилен, и человек, если он действительно человек, а не животное, выберет его.
  3. Отчаяние
    – всю свою жизнь юный горец был на грани отчаяния, так как не мог найти своего места в монастыре и боялся покинуть место своего заточения. Однако в итоге его сила воли побеждает, герой обретает свободу и счастье. Даже смерть оказывается не способной поколебать его.
  4. Война
    – на примере своего героя, поэт показывает, как война на Кавказе ломает судьбы людей, не несёт ничего, кроме несчастий — не только для отдельных людей, но целых народов. Судьба Мцыри — наглядный пример того, как боевые действия отражаются на жизни мирного населения. В плен попадают даже дети, которые и не воевали вовсе.
  5. Смысл жизни
    – герой Лермонтова искал смысл своего существования. В итоге он понял, что именно к свободе и родному краю он стремился всю свою жизнь и перед смертью обрёл покой.

Анализ и отзывы

Исповедь Мцыри. Илл. Л. О. Пастернака. Чёрная акварель. 1891 год.

Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто живописный фон, но и действенная сила, заключающая в себе грозную опасность. И в то же время приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.

Образ монастыря в поэме — это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте, которой противодействует Мцыри. Позиция Лермонтова определяется утверждением, что в природе человека — залог возможной гармонии, между тем как в обществе, напротив, — источник дисгармонии. Проблематика поэмы предвосхищает типично толстовскую литературную ситуацию: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать своё стремление к ней[2].

Основная идея

СПАДИЛО.РУ

История создания

Смысл названия

Главная тема произведения

Главная тема произведения — стремление к свободе.

Страдающему от одиночества и непонимания Лермонтову очень импонировала тяга кавказских народов к свободе. История одинокого монаха лишний раз подтверждала его высокое мнение о врожденной независимости горцев.

Анализ Мцыри


Окружающие Мцыри смиренные монахи добровольно отреклись от живого мира. Его упреки собеседнику вполне справедливы. Старик прожил много лет, он познал ненависть и любовь, много видел и ощутил. Сполна пресытившись жизнью, он может спокойно жить в монастыре, подавив все желания. Мцыри даже не успел насладиться красотой мира.

Три дня, проведенных Мцыри на воле, стали самым счастливым временем в его жизни. Он наконец-то смог оценить свою силу и молодость, которые больше ничто не сдерживало. Его случайная встреча с молодой грузинкой пробудила смутные надежды на любовь.

Проблематика

Центральная проблема произведения — нелегкий выбор между жизнью в рабстве и смертью на свободе.

Свободолюбивый Мцыри решает эту проблему однозначно. Превыше всего он ценит вольную жизнь, о которой судит лишь на основании смутных воспоминаний. Мцыри смело идет навстречу любой опасности. Для него поимка и возвращение в монастырь выглядят намного страшнее, чем схватка с диким зверем.

Еще одна проблема, которая была актуальна на протяжении всего XIX века и вновь обострилась в конце XX века, — сопротивление народов Кавказа российскому владычеству. Образ Мцыри — яркий символ врожденного стремления горцев к независимости.

Композиция

Поэма представляет собой монолог главного героя, который предваряет небольшое авторское вступление.

Чему учит автор

Во время первой ссылки Лермонтову не довелось принять участие в боевых действиях. Не чувствуя личной неприязни, он очень уважительно относился к народам Кавказа. Изучая местный фольклор, поэт по достоинству оценил свободолюбивые традиции горцев. Образ несчастного пленника Мцыри вызывает жалость и сострадание.

Чему учит?

Читайте также: