Железнодорожное сообщение тюменской области

Обновлено: 04.07.2024

Тюмень — это крупный железнодорожный узел Транссибирской магистрали, именно отсюда отходит ветка на Тобольск, Сургут и Нижневартовск. Через Тюмень курсируют поезда международного направления до Баку, Улан-Батора, Пекина, Минска, Пхеньяна, Берлина.

На запад идут поезда дальнего следования - на Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфу, Самару, Казань, Челябинск, Пензу, Астрахань, Волгоград. На восток - до Красноярска, Благовещенска, Читы, Хабаровска, Омска, Владивостока, Барнаула, Иркутска, Томска, Абакана, Ишима, Новосибирска, Северобайкальска, в Тынду. На север составы идут на Нижневартовск и Новый Уренгой.

Скорый фирменный поезд "Тюмень" Москва-Нижневартовск ездит по этому маршруту уже больше 30 лет - с 1973 года - раз в двое суток. Поезд состоит из купейных вагонов, плацкарта, вагонов СВ, вагона-ресторана. Купить билет на него можно по системе электронной регистрации с совершением посадки только по удостоверению личности. В поезде можно выбрать женское или мужское купе по желанию. Он выкрашен в синий фирменный цвет с изображением символа Тюмени - соболя. Соболь украшает не только вагоны, но и полотенца, занавески и прочую атрибутику. В вагонах установлена компьютеризированная климат-система, позволяющая поддерживать комфортную температуру в любое время года: зимой это 22 градуса, а летом - 26.

В западном направлении расписание электричек содержит маршруты до Талицы, Екатеринбурга, Ощепково, в восточном - Вагай, Ишим, Заводоуковская. Отдельный пригородный поезд идет на Тобольск.

В 2010 году капитально был реконструирован железнодорожный вокзал Тюмени, построенный в 1974 году. Теперь вокзал принимает до полутора тысяч пассажиров в сутки, а к железнодорожным платформам ведет подземный пешеходный переход.

Информация о расписании поездов и электричек по станции Тюмень:

Расписание поездов и электричек по станции Тюмень на сегодняшний день включает в себя 117 поездов дальнего следования, пригородных поездов и электричек (в том числе дизелей) - 18, 112 из них проходящие и 23 - начинают или заканчивают свой путь в этом населенном пункте. Больше всего поездов прибывает утром. Первый, согласно расписанию, отправляется в 00 ч 02 м по направлению к станции Улан-Удэ Пасс., а последний прибывает в 23 ч 45 м. Среднее время стоянки на платформе составляет 0 ч 38 м.
Некоторые поезда, проходящие по станции Тюмень курсируют не каждый день(имеют особый график движения).
Тюмень - не единственный вокзал в населенном пункте Тюмень(все вокзалы), здесь также есть вокзалы:
Тюмень-Северная.
Расписание поездов и электричек по станции Тюмень, представленное на данной странице учитывает сезонные изменения, то есть всегда доступны зимний и летний вариант расписания.
Билеты на поезда и электрички на станции Тюмень можно прибрести онлайн или в кассе.

<> > > > > > > >

Возврат билетов на пригородные поезда без указания мест не производится. Исключения составляют случаи незапланированного перерыва в движении таких поездов более чем на 1 час.

Покупка электронных билетов на пригородные поезда без указания мест в настоящее время возможна только на поезда, следующие по маршрутам Ярославского направления: Москва – Пушкино – Болшево и Сочинского региона: Сочи – Роза Хутор – Туапсе – Имеретинский курорт – Аэропорт Сочи – Лазаревская.

Оформление "единых билетов" в Крым и обратно осуществляется при следующей длительности пересадки с поезда на автобус:

  • из населенных пунктов Крыма от 4 до 24 часов;
  • в населенные пункты Крыма от 30 минут до 24 часов.

На поезда, отмеченные значком "Отл.опл.", действует услуга отложенной оплаты

Оформление безденежных электронных билетов для проезда детей в возрасте до 5 лет без занятия отдельного места в сопровождении взрослых со станций, расположенных на территории Украины, на сайте не производится. ВНИМАНИЕ! С 1 марта 2015 г. паспорт гражданина РФ и свидетельство о рождении не действуют для въезда, транзита, пребывания и передвижения по территории Украины, необходим загранпаспорт.

Если ЭР не пройдена или невозможна, то необходимо получить посадочный купон на бланке в билетных кассах или терминалах самообслуживания ОАО "РЖД" ТОЛЬКО на территории Российской Федерации.

На данный поезд действует автоматическая электронная регистрация! Для посадки в поезд Вам необходимо после оплаты заказа самостоятельно распечатать Ваш билет на бумаге (формата А4) из раздела "Мои заказы" или сохранить билет на мобильном устройстве и предъявить его проводнику вместе с документом удостоверяющим личность, указанным в билете.

Оформление билетов на бланке в кассе или терминале не требуется!

Оформление "единых билетов" в Крым и обратно осуществляется при следующей длительности пересадки с поезда на автобус:

  • из населенных пунктов Крыма от 4 до 24 часов;
  • в населенные пункты Крыма от 30 минут до 24 часов.

Оформление "единых билетов" в Абхазию и обратно осуществляется при следующей длительности пересадки с поезда на автобус:

  • из населенных пунктов Абхазии от 4 до 24 часов;
  • в населенные пункты Абхазии от 30 минут до 24 часов.

Оформление ЭБ в вагоны Люкс класса 1А, 1М или 1И производится с выкупом целого купе, в котором могут ехать один или два пассажира. В случае оформления проезда в одном купе более одного пассажира должны быть указаны данные каждого пассажира.

Со взрослыми пассажирами в купе вагонов Люкс могут следовать дети без занятия места (подробнее см. раздел 6 оферты). Оформление ребенка без занятия отдельного место возможно в билетной кассе.

Классы обслуживания:

В вагонах Люкс: 1А, 1М, 1И, 1Г – VIP купе с с/у; 1/1 – при выкупе целого купе 1 пассажиром; 1/2 – за целое купе для проезда 2 пассажиров.
В вагонах СВ (2 местн. купе): 1Э, 1У, 1Н – с услугами; 1Е – с с/у в поезде "Стриж"; 1Л – без услуг; 1Б – целое купе (для поездов АО "ФПК"); 1/1 – при выкупе целого купе 1 пассажиром; 1/2 – за место для 1 пассажира.
В купейных вагонах: 2У, 2Э, 2Т – с услугами; 2И – трехместные РИЦ; 2К, 2Л – без услуг.
В плацкартных вагонах: 3Л, 3П, 3Э – плацкартный; 3У – перевозка животных (для поездов АО "ФПК").
В вагонах для сидения: 1Р, 2Р, 2Е – с услугами; 1С, 2С, 3С – без услуг; 2В, 3Ж – перевозка животных. Для "Сапсан": 1В – первый класс; 1С – бизнес-класс; 2В – эконом-класс+; 2С – эконом-класс; Р – купе-переговорная.
В общих вагонах: 3О – общий.

Вы можете выбрать номер места, если в заказе только 1 пассажир с местом. Если указываете требования к местам, резервирование может быть осуществлено в другой вагон поезда!

Категории вагона:

У(N) – вагон с дополнительными услугами, где N – количество рационов питаний;

Протяженность сети железных дорог общего пользования в регионе составляет 2344,98 км.

Плотность железнодорожной сети - 0,006 км. дорог на 1000 кв.км. территории.

На 2016 год общий пассажиропоток составил - 3555,85 тыс. человек, из них:

на международных направлениях - 1,062 тыс. человек;

на российских направлениях - 3554,791 тыс. человек.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет - 877,3 км.

Расстояние от центра и крупных городов региона до региональных центров соседних регионов составляет:


История строительства и эксплуатации Сибирской железной дороги составила целый пласт специальной литературы, часть которой к сегодняшнему дню сохранилась преимущественно в главных книгохранилищах страны, другая - была утрачена. Фонд научной библиотеки Тобольского музея-заповедника также располагает огромным количеством изданий, связанных как с историей Сибирской железной дороги в целом, так и отдельных её участков Урало-Сибирского региона.

Первая паровая железная дорога появилась в России на Урале в 1834 году. Случилось это событие на Нижнетагильском металлургическом заводе благодаря братьям Черепановым и их великому изобретению[1].

С тех пор в России строились отдельные участки железных дорог, постепенно превращаясь в сеть дорог определённой местности, в первую очередь, местности с хорошо развитой промышленностью, рудниками. В этом отношении был привлекателен Урал с его рудной и горнозаводской

Отдельные общества, купеческие круги Тюмени, московское купечество поддерживали проект Е.В. Богдановича, но практические шаги по строительству дороги не предпринимались ещё долго. Причинами задержки назывались: утрата технических данных к его проекту 1868 года в канцелярии МПС, необходимость проведения повторных изысканий, неразбериха со множеством других проектов, обладающих также и технической документацией, утверждённой разными ведомствами.

История строительства дороги Екатеринбург-Тюмень (1883-1885) неплохо представлена в современной литературе[10], экономическое значение дороги проанализировано в многочисленных статьях, опубликованных в периодических изданиях и сборниках. Важно, что именно эта дорога стала одной из предпосылок привлечения внимания Правительства Российской империи к строительству Великой Сибирской дороги.

Впервые вопрос о строительстве железных дорог на сибирской окраине России поставил в 1857 году Н.Н. Муравьёв-Амурский[11], генерал-губернатор Восточной Сибири, он же поручил разработать первый проект дороги инженеру Д. Романову[12]. В 50-70-е годы XIX века российские специалисты

разработали ряд проектов, не нашедших поддержки в правительственных кругах. Лишь в середине 80-х Правительство приступило к решению вопроса о строительстве Сибирской дороги. Идея прокладки дороги через всю Сибирь витала в воздухе, то и дело появлялись работы с рассуждениями о её пользе и выгоде[13]. Подталкивали к решению вопроса о железной дороге на Востоке и напряжённые отношения с Японией.

В первое десятилетие XX века появилось много изданий справочного характера о Сибирской железной дороге, где сообщались этапы и факты исторического строительства, описывались изменения жизни населённых мест, соединённых дорогой. Часто такие издания выходили в подарочном варианте, со множеством фотографий, карт[16]. Всё это будоражило общественное мнение, люди мечтали, чтобы железнодорожный путь прошёл через их город, село. Конечно, не остался в стороне от этого вопроса и губернский город Тобольск. Проект, подготовленный К.Н. Николаевым ещё в 1870 году[8], не был забыт тоболяками.

В начале XX века Екатеринбург и Тюмень остро почувствовали свою оторванность от основной Сибирской магистрали, снизился грузооборот и доходность дороги. Администрация городов хлопотала о присоединении своих линий железнодорожного пути к главной Сибирской магистрали.

Из предлагаемых проектов сооружения железной дороги более реальными выглядели проекты спрямления Сибирской магистрали на участках Тюмень-Омск или Екатеринбург-Курган. Именно они активно обсуждались учреждениями, обществами, заинтересованными лицами. Составлялись различные ходатайства, записки, предлагались проекты, в которых каждая сторона защищала свой вариант, старалась выставить конкурентов в наименее выгодном свете. Особенно яростно схлестнулись интересы управленческих структур Тюмени и Шадринска, проекты поддерживались представителями купечества, нередко входящими в эти структуры. К примеру: купец А.И.

Текутьев – городской голова Тюмени, купец Т.Е. Углицких – заступающий место председателя железнодорожной комиссии в городе Шадринске[18].

К этому времени уже существовало экономическо-статистическое исследование Тюмень-Омской железной дороги А.И. Дмитриева-Мамонова, известного статистика, исследователя, управленца, связанного многие годы с работой в Тобольском губернском управлении[21]. Им исследованы были естественные условия местности, население, вопросы землепользования, продовольствия, развития отраслей экономики, вопросы колонизации (переселения), водоснабжения, ожидаемого грузооборота дороги. И всё же, Государственная Дума, рассмотрев вопрос, постановила произвести дополнительные изыскания по предложенным вариантам как в техническом, так и в экономическом отношении.

Вместе с тем борьба Тюмени и Шадринска продолжалась. В ответ на майские записки шадринской городской Думы и поступившую от неё в Правительство телеграмму, городской голова Тюмени А.И. Текутьев передаёт депутату В.И. Дзюбинскому докладную записку от 20 сентября 1908 года для

раздачи членам Государственной Думы, в которой обличает измышления в свой адрес, прилагает также к ней свой проект, в котором подчёркивает преимущества дороги Тюмень-Омск[22]. Надо отметить, что в поддержку тюменцев и их проекта выступали городские думы многих сибирских городов и центра, многие общества. Яркий тому пример - позиция Ялуторовского отдела Императорского Московского Общества сельского хозяйства под председательством К.С. Колмакова. В 1903 году в Обществе был заслушан доклад Н.И. Бенедиктова о прокладке рельсового пути в ряде районов Тобольской губернии, в том числе Ялуторовского уезда[23]. Позднее представлен был проект железнодорожной линии Тюмень-Омск, с приложением докладной записки за подписью К.С. Колмакова[24].

изданиях последующих лет можно ознакомиться с управлениями Томской, Омской, Пермской железных дорог.

Роль дорог Урало-Сибирского региона в перевозке пассажиров и грузов, в решении вопросов переселенческого движения в Сибирь исследовалась в начале их эксплуатации, специалистами и краеведами изучается в наши дни. Фонд научной библиотеки Тобольского музея-заповедника, условия его содержания и предоставления посетителям очень к этому располагают.

Примечания и литература:

Читайте также: