Традиции античного мира в европейской культуре сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, а потому античность – это и часть духовного опыта всего человечества, и основа формирования культур многих стран, особенно европейских.

В разные эпохи античность оказывала воздействие на другие культуры, поэтому неслучайно к античности стал возникать не только эстетический, но и научный интерес. Это имело место и в Средневековье, и в эпоху Возрождения. В эпоху Просвещения, когда человечество повернулось лицом к науке, стали появляться научные работы частных лиц, где обобщался опыт греческих и римских открытий. В конце XVIII -- начале XIX веков античным наследием стали заниматься уже государства (особенно европейские): разрабатывались и финансировались целые проекты по античным исследованиям. Проводились раскопки, организовывались музеи, создавались первые научные труды об античной культуре, особенно искусстве. Непрестанный интерес к вопросам античности, пронесенный через XIX век, сохранился и в веке XX: и сейчас продолжается всестороннее изучение античности. И все-таки до сих пор многие антиноведы полагают, что история античной культуры, в частности искусства, еще не написана.

Актуальность темы, цели и задачи ее раскрытия

Раскрыть влияние античной традиции в искусстве мировых и европейский (с уклоном к последнему) культур есть цель работы. Достигнуть ее возможно при решении следующих задач:

1) описать особенности разных видов искусств в античной культуре;

2) рассмотреть проявление этих особенностей в искусстве послеантичных эпох;

3) выявить характерные тенденции заимствования античных традиций в разные эпохи;

4) сделать заключение как обобщение изложенного материала по данной теме.

Такие аспекты, как быт и нравы античной жизни, наука и просвещение, образование, государственное устройство и права граждан античного периода не рассмотрены, так как это должно подлежать отдельному глубокому изучению.

Обзор литературы, использованной в реферате

Мифология и античный эпос, их отражение в постантичном искусстве

Религия древних греков и римлян, как у многих народов мира, представляла собой веру в многобожие. Первоначально боги-культы были общинно-местного характера, затем наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами (в Греции – богами-олимпийцами, в Риме – верховными богами, причем греческие традиции пантеона переселились в Рим). Несомненно, у древних греков и римлян была языческая вера, она подкреплялась мифологическими верованиями, а мифология стала отражением миропонимания древнего человека. Создание больших и сложных мифологических повествований было делом многих поколений, поэтому неслучайно пласт мифов представлялет собой ценную часть мировой литературы.

Основные черты античного эпоса перенимались средневековыми сказителями, и поэтому можно выделить множество общих черт между античным и средневековым эпосом:

1) в центре повествования – человек, его судьба и участие в судьбе государства (города и т.д.);

2) форма повествования – путешествие с приключениями и совершением подвигов;

3) образ героя – образ воина: победителя, героического человека;

4) обязательное наличие героев особого плана – сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являются боги);

5) язык и стиль очень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторских отступлений;

6) автор в ходе повествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, то историкописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи с существованием большинства произведений в устной форме).

Если миф теряет свои свойства, он превращается в сказку. В подлинном мифе всегда отражена действительность, это позволяет писателям вплоть до современности использовать его для различного истолкования и нового осмысления в трактовке своих произведений.

Традиции античной литературы в мировой и европейской литературе

Хронологические рамки античной литературы охватывают период от IX-VIII веков до нашей эры до V века нашей эры. Первые античные произведения (греческие) появились в условиях разложения родового строя и формирования рабовладельческого; последние произведения (и греческие, и римские) появились в период разложения рабовладельческого строя. Для понимания античной литературы и ее отличия от европейской не следует забывать, что рабовладение наложило отпечаток на развитие античной литературы, - в этом ее первая особенность. Второй особенностью является органическая связь с мифологией: античные авторы черпали из нее свои сюжеты и образы. Античная литература значима своим влиянием на европейскую и мировую литературу в целом.

В эпоху феодально-христианской идеологии погибла огромная часть текстов античности в связи с их языческим характером.

В XIV-XV веках, в эпоху Ренессанса, вновь обратились к идеям античной литературы, потому что она стала близка новому классу, появившемуся в Европе -- буржуазии – своим человеколюбием, свободомыслием, жизнеутверждающей силой. Писатели использовали для своих сочинений латинский язык, античные темы, произведениям старались придать максимальное сходство с античными.

Люди и тексты. Исторический альманах. Античная традиция в исторической культуре западноевропейского средневековья

В поле зрения авторов этого сборника оказались правила работы средневековых эрудитов с сочинениями древних писателей, механизмы адаптации языческих текстов для нужд актуальной христианской традиции, принципы отбора информации, почерпнутой у античных авторов, условия и обстоятельства распространения памятников античного историописания, судьбы рукописной традиции отдельных памятников, способы и формы цитирования, соотношение римских и греческих текстов в разные периоды времени, переосмысление христианского античного историописания в рамках средневековой культуры. Это издание заполняет ощутимую лакуну в отечественной историографии. Сборник предназначен для профессиональных историков и всех, кто интересуется проблемами исторической культуры.

Вместо предисловия

Представление о том, что античная традиция активно питала западноевропейскую средневековую культуру, давно стало общим местом в современной науке. Более того, по образному выражению А.Я. Гуревича, обращение к античному наследию только усиливалось по мере отдаления от него во времени. В этом определенно есть своя логика, ведь между каролингским возрождением – первым внятным свидетельством интереса к античности в средневековой Европе, – и общеевропейским Ренессансом XIV – XVI вв. разница огромна. Но, может быть, эта разница лишь только кажется нам столь значительной по той причине, что культура мышления гуманистов нам ближе и понятнее культуры мышления каролингских монахов? Может быть, на самом деле вторые знали об античности ничуть не меньше первых, просто знали по-своему, иначе, чем люди XV и тем более ХХI века?

Этот тезис обретает дополнительное оправдание, когда речь заходит об историописании и – шире, – исторической культуре Средневековья, которая тоже в значительной степени питалась соками античной культуры.

Почти весь пул римских историков, трудами которых наслаждались гуманисты, был собран и широко растиражирован еще в IX в. Сюда же следует отнести древних писателей и поэтов, чьи сочинения также рассматривались в качестве исторических. Однако знакомство с этим наследием происходило неравномерно и разнонаправленно. Одни авторы (например, Светоний) вдруг обретали популярность, а потом уходили в небытие, чтобы спустя несколько столетий с триумфом возвратиться в поле эрудитских и академических штудий. Другие (Юстин, Саллюстий, Вергилий, Лукан, Иосиф Флавий) пользовались стабильно высоким вниманием на протяжении всего Средневековья. Третьи (Тацит, Аммиан Марцеллин), напротив, оказались в поле зрения заинтересованных читателей лишь на его исходе. Почему это происходило?

Очевидно, виной тому не только наличие достаточного количества рукописей или, напротив, отсутствие таковых. Средневековье вчитывалось в античность, исходя из своих задач и потребностей. Одно и то же сочинение римского историка осваивалось по-разному читателем IX, XII, XIV или XVI в.

На пороге Нового времени, когда гуманисты обратились к изучению эллинистической традиции, круг античных исторических или историко-литературных сочинений существенно расширился за счет трудов греческих писателей. В свете новых знаний эрудиты стали иначе оценивать и римское наследие.

Думается, было бы ошибкой непременно искать поступательное развитие в этом процессе. Эволюционистская модель сама по себе мало что объясняет. Не лучше ли признать за каждой эпохой свое право на античность? Это право не предполагало непременного восхождения знания от простого к сложному, но скорее представляло собой сложную динамику, определявшуюся конкретными социальными потребностями.

Участники Круглого стола в ИВИ РАН, каждый на своем сугубо конкретном материале, постарались показать, как именно осваивалось античное историческое наследие в разные периоды Средневековья, насколько сложным, противоречивым и нелинейным был этот процесс. В ходе дискуссии обозначился целый ряд ключевых моментов, дающих представление о том, в каком направлении могло бы идти дальнейшее изучение указанной проблематики. Обозначу здесь лишь некоторые и наиболее существенные из них.

Участники Круглого стола сошлись на том, что, прежде всего, необходимо определить круг античных писателей, а также конкретных сочинений, знакомых средневековым читателям в данное время и в данном месте. Круг этот долгое время оставался более или менее стабильным. Однако стабильность не означала ни равномерности распространения, ни одинаковости освоения определенных произведений. Судьба тех или иных текстов представляет собой сложную мозаику, состоявшую из случайностей, персональных амбиций читателей, личных отношений между эрудитами, школьных традиций, библиотечных фондов и еще множества иных сугубо конъюнктурных обстоятельств.

Изучение этого вопроса невозможно без обращения к рукописной традиции отдельных памятников, без выяснения судьбы каждого конкретного манускрипта и понимания того, в каких именно формах и в каком кодикологическом окружении античное сочинение представало перед средневековым читателем. Образно выражаясь, можно сказать, что Средневековье не знало ни Цезаря, ни Саллюстия, но имело дело с десятками разных Цезарей и Саллюстиев.

Далее следует посмотреть, каким образом использовалось античное наследие в средневековом историописании. Здесь нужно обращать внимание на способы и характер цитирования, на заимствование исторических моделей и литературных форм, на подражание им, сознательное или, напротив, не до конца отрефлексированное.

Статьи, представленные в сборнике, охватывают самые разные аспекты освоения античной традиции в Западной Европе между IX и XVI вв. В поле зрения исследователей оказались принципы отбора и правила работы средневековых эрудитов с сочинениями древних писателей, условия и обстоятельства распространения памятников античного историописания, способы и формы цитирования, соотношение римских и греческих текстов, переосмысление христианского атичного историописания, бытование античных элементов (сюжетов, событий, героев) не только в историописании, но в исторической культуре Средневековья, в целом. Мы уверены, что эта работа непременно будет продолжена.

Александр Иванович Сидоров

Черных А.П.
Образы античной истории в геральдике XV–XVI вв.

Бобкова М.С.
Источники знаний о прошлом: античные историки в сочинениях авторов Раннего Нового времени

[1] Материалы Круглого стола опубликованы в сборнике: Локальные исторические культуры и традиции историописания / Отв. ред. А.И.Сидоров. М.: ИВИ РАН, 2011.

Наследие античной культуры и его ценность для современного общества

Под наследием античной культуры стоит понимать все, что оставили нам предки, жившие в период античности, а также все, что можно считать культурными достижениями той эпохи. Это очень важно определить сразу, поскольку речь здесь будет идти именно об этих достижениях в разных культурных сферах: в архитектуре, литературе, скульптуре, а также в науке. Какое же наследие античности имеет сегодня человечество и какова его роль для современных людей?

Архитектурное наследие

В настоящее время известны несколько античных цивилизаций, и все они оставили свои следы, их можно увидеть и по сей день. В первую очередь речь идет о множестве архитектурных объектов. Они сохранились преимущественно на территории южной Европы и Азии, там, где были Древняя Греция, Древний Рим, Македония, Персия, Вавилон и другие государства. Даже сейчас можно посмотреть на эти объекты, разнообразие в их формах, планировки помещений и, конечно же, обратить внимание на формы и декорации.

Но важно даже не столько то, что это памятники античности, сколько то, как эти идеи трансформировались в современной архитектуре. Если здание украшено колоннами, например, то смело можно сказать, что этот элемент заимствован из античной архитектуры. То же самое и со стилизованными фасадами, стадионами-колизеями и другими постройками – множество элементов трансформировались из античных в современные, а другие были переняты дважды, первый раз в эпоху Возрождения, второй – сейчас.

Античных памятников скульптуры также крайне много. Это как сохранившиеся целиком образцы, так и неполные скульптурные композиции. Все античные скульптуры для той эпохи были огромным культурным прорывом, а сейчас они ценятся как достояние. Чем же привлекателен именно этот вид искусства? В первую очередь совершенством форм. Это удивительно, но вспомнив древнегреческие скульптуры, например, бюсты, можно отметить сходство черт лица и пропорций. Античные скульптуры очень точны в исполнении, это довольно тонкая работа, причем даже современные профессионалы могут выполнить с помощью дополнительных приспособлений и долгого моделирования. Античные же мастера выполняли их только с опорой на свои умения.

Скульптура сегодня многое переняла из античного прошлого. Это и сами формы, и материалы, и методы выполнения. Именно античная скульптура считается одной из самых прогрессивных, она же является классической, потому как все ее известные образцы не имеют аналогов и выполнены крайне точно.

Литературное наследие невероятно богато. Это в основном труды философов и поэтов. В основном литература мифологична, что позволяет многое узнать о верованиях в античном обществе.

Литературных произведений в большем количестве дошло из Древней Греции и Древнего Рима. Здесь можно оценить поэтический слог того времени – гегсаметр. Такие поэтические произведения на оригинальном языке можно спеть, а при долгом пении возникает чувство погружения в транс. Не до конца понятно, как именно это делали предки, потому что в истории ничего подобного даже на античных языках написано не было.

Что касается письменности, то самой интересной можно назвать не латынь, хотя она по сей день употребляется, а клинопись. Это письменность в Древнем Вавилоне и у шумер, открытие ее поразило мир.

Античность – время и научных открытий. Наследием можно считать знания геометрии, математики, некоторых физических и химических законов. Также в науку были привнесены многие изобретения, такие как система водоснабжения и орошения. Впечатляют географические и астрономические открытия античности.

Античная наука была толчком к развитию всех цивилизаций. До сих пор многие научные сведения, полученные в то время, можно назвать бесценными. Также множество механизмов и изобретений, открытых в то время, используются и по сей день, и лишь немного они были усовершенствованы.

Культура античности оказала значительное влияние на развитие Европы и всего современного мира. В ней находятся истоки европейской цивилизации.

Примеры наследия античной культуры

Древнегреческие ученые Архимед, Евклид, Аристотель стали основоположниками современной науки. Одним из крупнейших ученых является Пифагор, ставивший число в основу мироздания и сделавший много открытий в математике и геометрии. Древнегреческому ученому Эратосфену принадлежит изобретение системы меридианов и параллелей.

В архитектуре и строительной технике европейцев используется кирпич, строительный элемент римлян. На основе архитектуры базилик возводились церкви и общественные здания в романском стиле. В начале XI века с использованием античной техники создавались церковные витражи, мозайки, стены украшались росписью.

Изобразительное искусство античности основано на утверждении гармонии и красоты человека и природы. К периоду античности принадлежат скульптуры "Венера Милосская", "Ника Самофракийская", а также "Колосс Родосский" - одно из чудес света.

Ценность античной культуры для современного общества

Государства Западной Европы осваивали наследие античности благодаря древнеримским авторам и латинским переводам древнегреческих авторов. На страны Восточной Европы античная культура оказывала влияние благодаря связям с Византией. С VIII века, когда труды Аристотеля были переведены на сирийский язык, а в IX веке работы греческих ученых и философов – на арабский, традиции античности получили распространение и в восточных государствах. После принятия христианства рукописи древнегреческих авторов были переведены на славянские языки. При Ярославе Мудром собирались и переводились труды античных авторов по истории и философии, о сотворении мира, о животных, растениях и камнях. К XVI веку на Руси уже были известны: Гомер, Цицерон, греческая мифология.

Достижения античности ценились и в средние века, и в эпоху Возрождения. Основой европейского образования было изучение латинского и греческого языков. Любой образованный европеец хорошо знал постулаты авторов античности.

Немецкие философы XVIII-XIX веков преклонялись перед эстетическим совершенством и величием Древней Греции, признавали вечную драгоценность греческого классического искусства. Представители российской интеллигенции также признавали всемирно-историческую ценность культуры античности.

Ф. Энгельс говорил, что Греция и Рим заложили фундамент, без которого не существовало бы современной европейской цивилизации. Чтобы понять основные закономерности дальнейшего развития европейских государств необходимо изучать античность.

Фраза Достоевского "красота спасет мир" отражает роль наследия античности для современного общества. В мире, где идет борьба за нравственность и духовность, античная культура, являясь объектом эстетического наслаждения, продолжает волновать людей. Искусство Древней Греции и Древнего Рима живо, оно формирует духовный мир человека, его ценности. Без наследия античности дальнейшее развитие человечества представить невозможно.


В действительности эта фраза Вергилия знаменита и составляет важную часть в основном поэтической античной литературной традиции о Туле, дающей о ней неправдоподобную информацию, которая тем не менее в последнее время начинает привлекать внимание исследователей.

Суть статьи М. Мунд-Допчи состоит в том, что она прослеживает влияние античной романтической традиции о Туле в европейской литературе нового времени. Европейские писатели, получив античное наследие, пошли по следам своих предшественников и зафиксировали в западном мышлении романтическое представление о сказочном северном острове. В действительности проблема более сложна, чем это представляется автору статьи. Античная романтическая литературная традиция о Туле была связана с достаточно своеобразными социально-политическими и философскими теориями античного мира времени кризиса греческого полиса. (Лурье С. Я. История античной общественной мысли. М. —Л., 1929. С. 40)

Как известно, политический кризис полиса был осознан раньше всего. Философы, политики-теоретики пытались найти выход из создавшегося положения. Появляются разного рода философские построения, в которых противопоставлялись теперешнему упадку и разложению другие общества со счастливой и прекрасной жизнью. (Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. М., 1925. С. 90.)


Афинская школа философов. Рафаэль (1509–1511)

В Туле прекращается также влияние римской цивилизации. Ювенал в XV сатире, с насмешливостью говоря о сильнейшем воздействии на страны, входящие в сферу римского влияния, римской цивилизации, которая все унифицирует, перемешивает и, по мнению римлян, поднимает на новый, более высокий уровень, в качестве самого невероятного её результата представляет возможность в скором времени именно в Туле находить лучших риторов, чтобы нанять их на работу:


Общим местом в поэтической литературе является противопоставление Туле пылающим от солнца африканским пустыням:

В панегирике, посвященном третьему консулату Гонория Августа, Клавдиан опять использует этот поэтический образ:

Таким образом, благодаря Антонию Диогену Туле, кроме того, что она в первый, но не в последний раз в истории европейской литературы связывается с историей о влюбленных, становится также частью
фантастического мира.


Наконец, в третью группу античных текстов фантастической традиции о Туле входят такие, в которых Туле играет роль сакрального инициирующего центра. Важное место в этой группе источников занимает один текст Плутарха, автор которого не предполагал, какие выводы можно сделать из его рассказа.

Другие же детали текста Плутарха бесспорно относятся к острову Туле и его окрестностям, как они были описаны Пифеем. За архипелагом — море, почти непроходимое,


Спящий Сатурн напоминает великого кельтского бога потустороннего мира Дагду, который приостанавливает течение времени.


Плутарх сообщает сведения об обитателях чудесного острова, полученные, по его словам, от тех же варваров. Они рассказывают, что примерно в пяти тысячах стадий от Огигии лежит большой континент. Море, разделяющее континент и остров Сатурна, называется морем
Кроноса или Сатурна. Пересечь его можно, только идя на веслах, потому что воды этого моря позволяют лишь медленное плавание. Когда звезда Сатурна подойдёт под знак Быка, что
происходит раз в тридцать лет, обитатели континента приступают к жертвоприношению, совершаемому с давних пор в таких случаях, и подготавливают морскую экспедицию следующим образом: люди, выбранные по жребию, снаряжают корабли, снабженные всем
необходимым для морского путешествия на веслах и для достаточно долгого пребывания на чужбине.


TУЛАР-РАСНАЛ = ГРАНИЦА Этрусков

Таким образом, в перспективе синкретического направления, предложенного текстом Плутарха, Туле становится крайней границей, где кончается Наш мир и начинается Другой Мир, сакральный, находящийся рядом с нашим. Его обитатели совершенно свободны и могут приглашать людей погостить у них.


Клавдиан уточняет местоположение Другого Мира кельтов таким образом:

Вот как описывает Иоанн Цец, каким образом осуществлялся через Бретань переход душ умерших из Нашего мира в Другой:

Этот поздний византийский текст XII века сохраняет легендарный след религиозных концепций, идентичных и для Галлии, и для Ирландии. (Scholia on Hesiod, printed in the editions of Hesiod by Trincavelli. Vienne, 1537) Кельтологи называют Армориканскую Бретань
Летавией (кельтский общий — Letavia, галльский — letavis, ирландский — Letha, что означает дверь Другого Мира) (Guyonvarc’h Ch. Letavia // Ogam 19, 1967. P. 490-494. 60)


Солин, использовавший труды Плиния Старшего, так описывает священный Остров силуров:

Таким образом, этот остров является сакральным в самой высокой степени, так как все его обитатели обладают даром прорицания.
Плутарх говорит о сакральности всего островного окружения Британии:

География, как античная, так и современная, может оказать очень слабую помощь для объяснения текста Плутарха. Что это — опять описание Другого Мира кельтов? Или греческая экскурсия к гиперборейцам, под ними греки подразумевали все тех же кельтов. О каких островах идёт речь? Однако от точной локализации, по-видимому, надо
отказаться. Имеется достаточное количество архипелагов и островов в Северозападной Европе.
Греки и римляне не были удивлены сверх меры изобилием священных островов, которые усеивали берега кельтских морей.

Вполне естественно поэтому, чтобы друиды Нашего мира ходили к нему на Туле-Огигию, чтобы усовершенствовать свои знания о сакральном. Цезарь, удержав только центральную идею — факт передачи знаний, в отличие от греков до предела упростил и рационализировал миф, связав его с современными ему друидами. Однако друиды размещались в реальной географии, поэтому Цезарь вместо легендарного острова Туле греческих античных текстов в качестве сакрального инициирующего центра друидического знания называет Британию. По словам Юлия Цезаря, считается, что друидизм зародился в Британии и оттуда был перенесен в Галлию, и те, кто хотят тщательнее изучить его принципы, отправляются в Британию (Caes. В. G., VI, 12,12).

Напрашивается также и второй вывод о том, что в формировании
культурной нордической традиции важную роль играла кельтская мифология, являвшаяся мифологией северного народа.

Далее... 3. Ultima Thule и нордическая традиция в европейской культуре

Наследие античной культуры и его ценность для современного общества

Под наследием античной культуры стоит понимать все, что оставили нам предки, жившие в период античности, а также все, что можно считать культурными достижениями той эпохи. Это очень важно определить сразу, поскольку речь здесь будет идти именно об этих достижениях в разных культурных сферах: в архитектуре, литературе, скульптуре, а также в науке. Какое же наследие античности имеет сегодня человечество и какова его роль для современных людей?

Архитектурное наследие

В настоящее время известны несколько античных цивилизаций, и все они оставили свои следы, их можно увидеть и по сей день. В первую очередь речь идет о множестве архитектурных объектов. Они сохранились преимущественно на территории южной Европы и Азии, там, где были Древняя Греция, Древний Рим, Македония, Персия, Вавилон и другие государства. Даже сейчас можно посмотреть на эти объекты, разнообразие в их формах, планировки помещений и, конечно же, обратить внимание на формы и декорации.

Но важно даже не столько то, что это памятники античности, сколько то, как эти идеи трансформировались в современной архитектуре. Если здание украшено колоннами, например, то смело можно сказать, что этот элемент заимствован из античной архитектуры. То же самое и со стилизованными фасадами, стадионами-колизеями и другими постройками – множество элементов трансформировались из античных в современные, а другие были переняты дважды, первый раз в эпоху Возрождения, второй – сейчас.

Античных памятников скульптуры также крайне много. Это как сохранившиеся целиком образцы, так и неполные скульптурные композиции. Все античные скульптуры для той эпохи были огромным культурным прорывом, а сейчас они ценятся как достояние. Чем же привлекателен именно этот вид искусства? В первую очередь совершенством форм. Это удивительно, но вспомнив древнегреческие скульптуры, например, бюсты, можно отметить сходство черт лица и пропорций. Античные скульптуры очень точны в исполнении, это довольно тонкая работа, причем даже современные профессионалы могут выполнить с помощью дополнительных приспособлений и долгого моделирования. Античные же мастера выполняли их только с опорой на свои умения.

Скульптура сегодня многое переняла из античного прошлого. Это и сами формы, и материалы, и методы выполнения. Именно античная скульптура считается одной из самых прогрессивных, она же является классической, потому как все ее известные образцы не имеют аналогов и выполнены крайне точно.

Литературное наследие невероятно богато. Это в основном труды философов и поэтов. В основном литература мифологична, что позволяет многое узнать о верованиях в античном обществе.

Литературных произведений в большем количестве дошло из Древней Греции и Древнего Рима. Здесь можно оценить поэтический слог того времени – гегсаметр. Такие поэтические произведения на оригинальном языке можно спеть, а при долгом пении возникает чувство погружения в транс. Не до конца понятно, как именно это делали предки, потому что в истории ничего подобного даже на античных языках написано не было.

Что касается письменности, то самой интересной можно назвать не латынь, хотя она по сей день употребляется, а клинопись. Это письменность в Древнем Вавилоне и у шумер, открытие ее поразило мир.

Античность – время и научных открытий. Наследием можно считать знания геометрии, математики, некоторых физических и химических законов. Также в науку были привнесены многие изобретения, такие как система водоснабжения и орошения. Впечатляют географические и астрономические открытия античности.

Античная наука была толчком к развитию всех цивилизаций. До сих пор многие научные сведения, полученные в то время, можно назвать бесценными. Также множество механизмов и изобретений, открытых в то время, используются и по сей день, и лишь немного они были усовершенствованы.

Культура античности оказала значительное влияние на развитие Европы и всего современного мира. В ней находятся истоки европейской цивилизации.

Примеры наследия античной культуры

Древнегреческие ученые Архимед, Евклид, Аристотель стали основоположниками современной науки. Одним из крупнейших ученых является Пифагор, ставивший число в основу мироздания и сделавший много открытий в математике и геометрии. Древнегреческому ученому Эратосфену принадлежит изобретение системы меридианов и параллелей.

В архитектуре и строительной технике европейцев используется кирпич, строительный элемент римлян. На основе архитектуры базилик возводились церкви и общественные здания в романском стиле. В начале XI века с использованием античной техники создавались церковные витражи, мозайки, стены украшались росписью.

Изобразительное искусство античности основано на утверждении гармонии и красоты человека и природы. К периоду античности принадлежат скульптуры "Венера Милосская", "Ника Самофракийская", а также "Колосс Родосский" - одно из чудес света.

Ценность античной культуры для современного общества

Государства Западной Европы осваивали наследие античности благодаря древнеримским авторам и латинским переводам древнегреческих авторов. На страны Восточной Европы античная культура оказывала влияние благодаря связям с Византией. С VIII века, когда труды Аристотеля были переведены на сирийский язык, а в IX веке работы греческих ученых и философов – на арабский, традиции античности получили распространение и в восточных государствах. После принятия христианства рукописи древнегреческих авторов были переведены на славянские языки. При Ярославе Мудром собирались и переводились труды античных авторов по истории и философии, о сотворении мира, о животных, растениях и камнях. К XVI веку на Руси уже были известны: Гомер, Цицерон, греческая мифология.

Достижения античности ценились и в средние века, и в эпоху Возрождения. Основой европейского образования было изучение латинского и греческого языков. Любой образованный европеец хорошо знал постулаты авторов античности.

Немецкие философы XVIII-XIX веков преклонялись перед эстетическим совершенством и величием Древней Греции, признавали вечную драгоценность греческого классического искусства. Представители российской интеллигенции также признавали всемирно-историческую ценность культуры античности.

Ф. Энгельс говорил, что Греция и Рим заложили фундамент, без которого не существовало бы современной европейской цивилизации. Чтобы понять основные закономерности дальнейшего развития европейских государств необходимо изучать античность.

Фраза Достоевского "красота спасет мир" отражает роль наследия античности для современного общества. В мире, где идет борьба за нравственность и духовность, античная культура, являясь объектом эстетического наслаждения, продолжает волновать людей. Искусство Древней Греции и Древнего Рима живо, оно формирует духовный мир человека, его ценности. Без наследия античности дальнейшее развитие человечества представить невозможно.

Читайте также: