Заводы во время великой отечественной войны сообщение
Обновлено: 30.06.2024
Предыстория
В августе 1940 года советское правительство приняло решение о строительстве в Куйбышеве группы оборонных заводов. Осенью 1940 года в окрестностях станции Безымянка была заложена огромная строительная площадка, на которой сооружались предприятия, имеющие стратегическое значение.
Согласно первоначальным планам правительства, в окрестностях Куйбышева предполагалось возвести два авиационных завода, моторный завод и заводской аэродром, произвести реконструкцию и расширение Куйбышевской ТЭЦ (ныне Куйбышевская ГРЭС), а также завершить строительство Безымянской ТЭЦ.
К этому в Куйбышеве возвели завод КАТЭК (ныне завод А.М.Тарасова), неподалеку от станции Безымянка был построен Самарский железнодорожный ремонтный завод. Впоследствии на его территории расположился 9-й государственный подшипниковый завод (9 ГПЗ).
Оборудование выгружалось прямо на открытые площадки и монтировалось одновременно со строительством корпусов. Дождь, слякоть, мороз – ничто не могло быть причиной остановки работ. Рабочий день во время войны составлял 11 часов, многие работали по 16-18.
Сюда прибыли десятки крупнейших предприятий, призванных обеспечить нужды фронта. Уже в октябре 1941 года в наш город переехали более 20 предприятий, входящих в наркомат авиационной промышленности СССР (НКАП СССР) и ранее работавших в Москве и в Подмосковье, в городах Прибалтики, Украины и других западных регионах страны.
За годы войны Куйбышев и Куйбышевская область превратились в крупный центр оборонной промышленности. Объем производства в области увеличился в 7 раз, а по городу – в 11.
Эвакуированные москвичи работают на возведении объектов завода. Страшная военная зима 1941 года открыла новую страницу в истории губернии.
Эвакуированные москвичи работают на возведении объектов завода. Страшная военная зима 1941 года открыла новую страницу в истории губернии.
Уже после начала войны Особстрою также было поручено возведение радиостанции близ села Ново-Семейкино (объект №15), крекинг-завода №443 неподалеку от железнодорожной станции Кряж (впоследствии Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод), Куйбышевского нефтехимкомбината близ 1105-го километра Куйбышевской железной дороги (район нынешнего Новокуйбышевска) и еще десятков других предприятий. Эти объекты и по сей день – основа индустриальной мощи всего Самарского региона.
На то, чтобы перевезти авиазавод №18 за тысячи километров, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков, понадобилось всего 35 дней.
Заводы возглавлялись лучшими специалистами того времени – такими, как А.Т.Третьяков, М.Б.Шенкман, В.Я.Литвинов, В.А.Окулов, М.С.Жезлов, А.А.Белянский, А.Г.Солдатов и другие.
Трудовой подвиг
Создание трубопровода Бугуруслан–Куйбышев принято считать первым шагом к зарождению магистральной газопроводной системы страны.
Но даже с таким компетентным руководством запускать производство было исключительно сложно. Не было помещений, не хватало топлива, электроэнергии, сырья, рабочих рук. Места ушедших на фронт мужчин приходилось занимать их женам и детям. Оборудование выгружалось прямо на открытые площадки и монтировалось одновременно со строительством корпусов. Дождь, слякоть, мороз – ничто не могло быть причиной остановки работ. Рабочий день во время войны составлял 11 часов, многие работали по 16-18.
И так развертывались не одно-два, а десятки предприятий. Только неимоверными усилиями эвакуированные заводы уже через один-два месяца после переезда начинали выпускать необходимую фронту продукцию.
В Куйбышев в 1941-м были перенесены ведущие авиастроительные заводы. В голоде, спешке, без сна и отдыха рабочие Москвы, Воронежа, Харькова перебиралась на восток, подальше от фронта. Чтобы, едва выгрузившись с эшелонов, начать делать для фронта самолеты.
В Куйбышев в 1941-м были перенесены ведущие авиастроительные заводы. В голоде, спешке, без сна и отдыха рабочие Москвы, Воронежа, Харькова перебиралась на восток, подальше от фронта. Чтобы, едва выгрузившись с эшелонов, начать делать для фронта самолеты.
Та первая страшная военная зима положила начало удивительной истории знаменитой рабочей Безымянки – района на окраине нашего города, где и сегодня находится большинство предприятий авиакосмической отрасли. Эта кузница военной техники, недоедая и недосыпая, изо всех сил штамповала технику, молотившую врага на далеком фронте.
Предприятия эвакуировались не только в район станции Безымянка. Так, на месте Линдова городка развернули одно из эвакуированных из Москвы предприятий (часть 1-го Московского подшипникового завода, созданного в 1932 году). В сентябре 1941 года Линдов городок решением правительства и обкома партии передали дирекции нового 4 ГПЗ, и уже с сентября 1941 г. в Куйбышев начали прибывать люди и оборудование с 1 ГПЗ.
Каждая пятая авиабомба, каждый третий артиллерийский снаряд и весь морской боезапас для всех флотов страны в годы войны были выпущены в Чапаевске.
4 ГПЗ 1941 год. Оборонное производство сделало Куйбышев центром подшипниковой промышленности страны. Заводы обеспечивали бесперебойное снабжение подшипниками всех предприятий авиационного профиля, танковых заводов
4 ГПЗ 1941 год. Оборонное производство сделало Куйбышев центром подшипниковой промышленности страны. Заводы обеспечивали бесперебойное снабжение подшипниками всех предприятий авиационного профиля, танковых заводов
Заводы Чапаевска в одиночку снабжали все фронты Красной Армии минами, снарядами, гранатами, а флоты – минами и торпедами. Каждая пятая авиабомба, каждый третий артиллерийский снаряд и весь морской боезапас для всех флотов страны в годы войны были выпущены в Чапаевске.
За годы войны Куйбышев и Куйбышевская область превратились в крупный центр оборонной промышленности. Объем производства в области увеличился в 7 раз, а по городу – в 11. Инфраструктура Куйбышева и области просто не выдерживала таких нагрузок. Встал вопрос о скорейшей модернизации энергетического хозяйства региона. Риск потери донецких и бакинских месторождений, в предвоенные годы бывших основой топливного баланса страны, заставил торопиться. Руководство страны дало распоряжения о разработке месторождений и строительстве нефтеперерабатывающих предприятий в регионе.
Уже осенью 1941 года возобновилось строительство Сызранского крекинг-завода. Сюда начали прибывать специалисты и оборудование эвакуированных из Херсона, Одессы и Туапсе заводов. Первый эшелон произведенного в Сызрани бензина был направлен на Сталинградский фронт уже 20 июля 1942 года. Осенью того же года к заводу был проложен первый нефтепровод с Сызранского и Ставропольского месторождений. Когда наши нефтяники оказались отрезанными от Баку, откуда шло все оборудование, в Сызрани был организован свой ремонтно-механический завод.
В тяжелейших условиях военного времени область не только выстояла и оказала неоценимую помощь фронту, но и пережила своеобразную промышленную революцию, превратившись в один из крупнейших индустриальных районов страны.
Говоря о Победе, чаще всего вспоминают бойцов, сражавшихся в самом пекле войны — на передовой. Но и те, кто трудился в тылу, совершили не меньший подвиг. Тысячи людей от мала до велика в тяжелейших условиях круглосуточно работали по всей стране — их руками ковалось оружие Победы.
Чтобы сохранить промышленность в условиях войны, в СССР провели уникальную операцию, аналогов которой не знала история: тысячи заводов были эвакуированы с линии фронта. Это позволило сохранить промышленный потенциал страны и стало одним из основных факторов, обеспечивших победу в войне.
Тульский оружейный завод
Тульский оружейный завод
Условия работы в эвакуации были очень тяжелыми: часто рабочим приходилось ночевать прямо в цеху, многие помещения были не приспособлены для производства оружия и даже не отапливались, а зимы выдались особенно холодными. Оружейники вспоминали, что руки примерзали к станкам и металлу.
Со временем для рабочих построили общежития, баню, ремесленное училище, открыли детские сады и ясли, больницу, столовую и буфеты, мастерскую по изготовлению обуви и даже организовали подсобное хозяйство.
Руководство завода с особым вниманием относилось к квалифицированным специалистам. Например, Владимир Михайлович Сундуков, старейший производственник завода, проработавший на предприятии 50 лет, мастер, чей участок первым был пущен в Медногорске после эвакуации из Тулы, по приказу № 601 от 29 декабря 1942 года был премирован меховой курткой, валенками, топливом и продуктами питания.
В мае 1942 года в Тулу возвратилась часть оборудования из Медногорска. Восстановление оружейного завода на старом месте тоже далось нелегко. Работая сутками, оружейники смогли вскоре приступить к выпуску продукции.
Конструкторское бюро приборостроения имени Шипунова (КБП)
КБП — одно из крупнейших предприятий оборонной промышленности России, созданное еще в 1927 году при Тульском оружейном заводе. В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, на пост начальника предприятия был назначен Федор Петрович Соловьев, на которого легла вся ответственность за увеличение выпуска новых образцов оружия, внедрение в производство систем Березина, Волкова-Ярцева, Токарева. Соловьев руководил эвакуацией Бюро в глубь страны, которая началась после переезда Тульского оружейного завода. Часть КБП отправлялась в Златоуст, отдельные группы — в Ижевск, Ковров, Саратов и другие города, по местам производства образцов оружия тульской разработки.
На Урал выехала примерно половина сотрудников ЦКБ-14. На 7 октября 1941 года (эвакуация началась 9 октября) в Бюро числилось 289 человек, а на 1 января 1942 года сотрудников осталось всего 155 человек, включая и вновь принятых из местного населения. Во время Великой Отечественной войны большим успехом пользовались разработанные КБП авиационные пулеметы ШВАК, ШКАС, УБ, авиационные пушки ВЯ и Б-20. Оружием разработки тульских конструкторов было оснащено более 80 процентов самолетов в составе отечественных ВВС.
Ижевский механический завод
Летом 1942 года приказом Народного Комиссариата Вооружения СССР на базе эвакуированных цехов Тульского оружейного и Подольского механического заводов был создан завод № 622, впоследствии получивший название Ижевский механический завод. За короткий срок завод освоил производство противотанковых ружей, пистолетов, револьверов и другой оборонной продукции.
С 1943 года и до конца войны коллектив завода № 622 регулярно перевыполнял задания. В заводских цехах в годы войны выпускались револьверы системы Нагана, пистолеты Токарева, противотанковые ружья Дегтярева и Симонова. За годы Великой Отечественной на заводе выпустили более 190 тысяч противотанковых ружей, 1 миллион 300 тысяч пистолетов и револьверов, 250 тысяч осветительных пистолетов и другую технику, в том числе и для мирной жизни. За этими цифрами стоят судьбы тысяч людей, которые, не жалея сил, работали в две смены по 12-14 часов, без выходных и отпусков, чтобы обеспечить масштабные поставки оружия фронту и приблизить Победу.
История завода началась в 1932 году в поселке Ступино Московской области. В первые месяцы войны производство было эвакуировано в город Куйбышев (Самара). Монтаж оборудования шел под открытым небом, люди работали в недостроенных корпусах, без отопления, греясь у костров. Недостаток рабочих восполнялся подростками 14-15 лет и женщинами, мобилизованными из других областей и сел.
В начале войны решением правительства заводское оборудование Ржевского завода по производству уплотнительных материалов и прокладок было демонтировано и отправлено в тыл, сначала — в Саратов, затем — в Уфу.
Уральский оптико-механический завод (УОМЗ)
До войны завод № 217, основанный еще в 1837 году, находился в Москве, это было крупнейшее предприятие в СССР, производившее оптические приборы. 7 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение об эвакуации завода в Свердловск (Екатеринбург). За 28 дней полностью вывезли оборудование, лабораторию предприятия, материалы, полуфабрикаты, инструменты, техническую документацию и библиотеку. На Урал выехали 10 тысяч рабочих с семьями. Для эвакуации завода потребовалось 10 эшелонов, насчитывавших 630 вагонов.
Уральский оптико-механический завод
У этого уфимского предприятия не было детства, как и у большинства мальчишек и девчонок, вставших холодной осенью 41-го к станкам. Конструкторское бюро начало свою деятельность в сложнейших условиях, без материальной базы для поисковых работ. Снабжать электроэнергией завод, эвакуированный в 1941 году из Москвы в Уфу, приходилось за счет отключения электроэнергии от жилого сектора. Для освещения использовались коптилки и керосиновые лампы, ведь нужно было немедленно приступить к организации производства – самолеты не могли подняться в воздух без свечей зажигания. Эшелоны находились еще в пути, а дата выпуска первой продукции уже была назначена. Работали с энтузиазмом. Если возникали проблемы, за нее брались все, кто только мог оказать помощь в ее решении, не считаясь с личным временем, невзирая на должности.
Осенью 1941 года из-за угрозы захвата столицы завод был эвакуирован в город Куйбышев (Самара) на площадку строившегося авиамоторного завода № 337. В кратчайшие сроки производство моторов АМ-38, начатое еще в Москве для штурмовика Ил-2, было возобновлено на новой площадке. С 1941-го по 1945 год было выпущено 21 341 двигатель АМ-38Ф, а также двигатели АМ-35 (для МиГ-1), АМ-42 (для Ил-10) и ГАМ-34БС (для торпедных катеров).
В августе 1941 года завод эвакуировался в Омск, для его оборудования потребовалось почти три тысячи вагонов. Уже в Омске рабочие и местные жители совершили беспрецедентный трудовой подвиг, за один день проложив по заболоченной местности шестикилометровую железнодорожную ветку — от омской станции до площадки, отведенной под завод.
Уже 7 ноября 1941 года прошли испытания первого собранного в Омске двигателя М-88Б для бомбардировщиков Ил-4, а с января 1942 года завод заработал в полную силу. Заводчане обеспечивали потребности фронта, работая под открытым небом в лютые морозы. Условия жизни сотрудников тоже были экстремальными: приходилось размещаться в бараках, по девять человек на восьми квадратных метрах. В 1943 году на предприятии начался выпуск моторов АШ-82ФН, которые устанавливались, в частности, на истребители Ла-5 и бомбардировщики Ту-2.
Во время Великой Отечественной войны эвакуированное в Уфу предприятие наладило массовое производство советских авиадвигателей М-105 (в дальнейшем ВК-105). С этого момента дальнейшая история завода неразрывно связана с именем выдающегося конструктора Владимира Яковлевича Климова, работы которого заложили основу для развития отечественного двигателестроения. Под его руководством в 1946 году в Ленинграде образовано Опытно-конструкторское бюро, где в 1948 году был разработан первый в СССР крупносерийный турбореактивный двигатель отечественного производства ВК-1 (РД-45) для истребителей МиГ-15, МиГ-17, бомбардировщика Ил-28.
История Великой Отечественной войны и история Победы никогда не будут полными без упоминания истории создания технологической базы, позволившей Советскому Союзу одержать победу над нацистской Германией. А история ковавших щит и меч для Красной Армии, в свою очередь, немыслима без рассказа о том, как в первые месяцы войны с запада на восток СССР перебрасывались эвакуируемые промышленные предприятия и население.
Что и куда вывозить
Эвакуация хозяйственного имущества советского оборонного завода на Урал, 1942 года
Вывозить в глубь страны планировалось в первую очередь квалифицированных рабочих и служащих, женщин и стариков, а также молодежь, не достигшую призывного возраста, и детей. Все эвакуируемые делились на пять групп. Первая и вторая группы — коллективы заводов и учреждений и учащиеся системы фабрично-заводского образования и ремесленных училищ, они были необходимы для срочной организации производства на востоке. Третьей группой были семьи военнослужащих, к четвертой относились воспитанники детских домов и интернатов. А к пятой группе, едва ли не самой многочисленной, относились те, кто эвакуировался индивидуальным порядком.
Эвакуируемые из подмосковных колхозов коровы проходят по площади перед Большим театром в Москве, октябрь 1941 года
Оборудование оборонного завода, выгруженное возле недостроенных цехов, Урал, осень 1941 года
Постановления требовали, чтобы из районов, оказавшихся под угрозой оккупации, вывозили в первую очередь станки и машины, цветные металлы, горюче-смазочные материалы и другое промышленное оборудование. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то надлежало в первую очередь вывозить запасы хлеба и эвакуировать скот. Не были забыты и культурные ценности: на Восток отправлялись практически все крупные театры и оркестры, упаковывались и увозились экспозиции и запасники крупных музеев, прежде всего Эрмитажа и Русского музея, а также Алмазный фонд СССР и ценности Оружейной палаты. О размерах этих фондов можно судить по таким цифрам: из Третьяковской галереи эвакуировали 18 430 экспонатов, из Русского музея — 300 тысяч, а из Эрмитажа — 1 млн 117 тысяч!
Заводы в чистом поле
Описать в деталях эвакуацию промышленности невозможно даже в рамках монографии, но представить ее можно на примере некоторых эвакуированных предприятий. Ведь процесс везде был одинаковым: демонтаж оборудования, погрузка на эшелоны, отправка на восток, прибытие к месту назначения, срочный монтаж оборудования (порой под открытым небом) и как можно более скорое начало выпуска так необходимого стране оружия, боеприпасов, приборов…
Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности
Сборка танков Т-34-76 в Нижнем Тагиле на оборудовании эвакуированного завода №183 — Харьковского паровозостроительного завода, 1943 год
Посадка на транспортный корабль ленинградцев, отправляющихся в эвакуацию. Лето 1942 год
Эшелоны идут на восток
Ничуть не проще проходила и эвакуация населения, часть которого уезжала вместе со своими предприятиями, а часть приходилось отправлять отдельно. По воспоминаниям участников событий, по плану полагалось сажать в вагоны для перевозки людей по 40 человек, но в реальности их ехало в два, а то и в два с половиной раза больше. К тому же поначалу те, кто уезжал вместе с заводами, зачастую так и ехали на платформах рядом со станками и другим оборудованием, отдав места в крытых вагонах тем, кто больше всего нуждался в этом — старикам, женщинам и детям.
Эвакуация яслей и детских садов из Сталинграда, 1942 год
Масштабы перевозки людей из охваченных войной регионов в тыл поражают воображение. В первые дни войны, несмотря на катастрофически быстрое продвижение немцев, из Белоруссии и Прибалтики эвакуировали более 2 млн человек, а из Молдавии — 300 тысяч. Там же, где врага удалось хотя бы ненадолго задержать или вообще остановить, в первые месяцы войны эвакуировали людей миллионами: так, с Украины удалось эвакуировать 3,5 миллиона человек (в том числе 350 тысяч из Киева), 1,7 млн человек эвакуировали из Ленинграда (в том числе 300 тысяч детей) и 2 миллиона, среди которых было около 500 тысяч детей, — из Москвы.
Существенную часть работников на эвакуированных предприятиях составляли подростки, в том числе и вывезенные из западных областей учащиеся школ фабрично-заводского ученичества и ремесленных училищ. Снимок 1942 года
Эвакуация в цифрах
В общей сложности за два этапа эвакуации — с июня 1941 года по февраль 1942 года и весной-летом 1942 года — из западных и южных областей страны на восток перевезли 2743 предприятия, в том числе 1523 крупных. Больше всего заводов (550) увезли с Украины, почти столько же (498) — из столичного региона, 109 предприятий эвакуировали из Белоруссии и 92 — из Ленинграда. Большая часть этих предприятий — 667 — попали на Урал, 322 — в Сибирь, 308 — в Среднюю Азию и Казахстан и 226 — в Поволжье. За то же время с запада на восток СССР были эвакуированы в общей сложности свыше 20 млн человек —12,4 млн на первом этапе и 8 млн на втором. Подавляющее большинство из них разместились на территории РСФСР, в основном на Урале и в Сибири, около четверти — в Закавказье, Казахстане и республиках Средней Азии.
И предприятия, и люди вынуждены были первое время существовать в малоприспособленных для жизни условиях: заводы разворачивали зачастую под открытым небом, люди обустраивались нередко в землянках или вообще рядом со своими станками. И тем не менее время ввода эвакуированных заводов в строй в среднем составляло порядка полутора-двух месяцев, так что к началу 1942 года практически все вывезенные предприятия уже работали на нужды фронта. И именно их усилиями в течение первых двух лет войны Красная Армия получила все необходимое вооружение, а к маю 1945 года обладала самыми современными и мощными образцами оружия, которое и принесло победу над нацистской Германией.
-Рубрики
-Цитатник
МОИ РАМКИ ВАШ ТЕКСТ ВАШ ТЕКСТ
Простое правило для российского гражданина от Э.Лимонова, ЦН. Перепост! Про.
-Ссылки
-Поиск по дневнику
-Друзья
-Сообщества
-Трансляции
-Статистика
Во время войны все силы были брошены на создание военной техники. Заводы вместо автомобилей выпускали танки, снаряды и мины. Мы собрали фотографии военной промышленности разных стран, чтобы показать масштабы войны, которая объединила производство и раскола мир.
Производство мин для фронта.
Выпуск оружия для фронта на Станкостроительном заводе № 535 в Туле.
Производство штурмовиков Ил-2 в цехах авиационного завода № 18 имени К.Е. Ворошилова в Куйбышеве (Самара).
Читайте также: