Е и радина о ознакомлении детей с трудом взрослых сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Смирнова Екатерина Александровна

Населенный пункт: Костромская область, с. Гнездниково

Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом,

далеко не каждому суждено открыть порох,

но поэтом, художником в своем труде должен стать каждый.

В.А.Сухомлинский

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из самых важных задач нашего общества.

Раньше в старые времена профессий было мало. Есть такая детская считалочка: "На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?"

Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.

По словам педагога-новатора А. С. Макаренко: "Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания, не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным".

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

  • Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.
  • Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)
  • Подвижная (сюжетная, несюжетная)
  • Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

  • углубить практические знания воспитанников;
  • выявить интересы и склонности воспитанников;
  • развивать интерес и умение осуществлять действия.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

  • традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
  • различные виды игр;
  • наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
  • чтение художественной литературы;
  • трудовая деятельность;
  • экспериментальная деятельность;
  • решение проблемных задач и ситуаций;
  • развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);
  • театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в
  • различных ситуациях, имитационные упражнения);
  • изобразительная деятельность.

Нетрадиционные формы:

  • творческое моделирование и проектирование;
  • разработка и составление алгоритмов;
  • просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
  • виртуальные экскурсии.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару фартук и колпак ?, зачем космонавту скафандр и т.д.

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.

Я решаю задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и вне их (проводим с детьми наблюдения, экскурсии, встречаемся с людьми интересных и редких профессий, рассматриваем иллюстрации, читаем художественную литературу, играем в сюжетно-ролевые игры и прочее).

Мной были организованы наблюдения за работой дворника - по сезонам. В каждом из времен года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращали внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагали оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку.

Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада.

Отсюда возможно обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим.

Кто трудится, чтобы нас накормить и напоить?

Конечно, - родители! Но мама и папа - это не профессии. Многие мамы и папы делают дома очень большую работу. Но профессией эта работа не считается. Другое дело, если мама или папа - повар, продавец, машинист тепловозов или пекарь. Поэтому, дети решили дома поближе познакомиться с профессиями своих родителей. В результате ознакомления с профессией, детьми и родителями совместно были сделаны книжки-самоделки "Профессия моей мамы (моего папы)", которые дети представили на ярмарке профессий в детском саду.

Такие представления о профессиях позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

-адаптированность материала возрасту.
*Систематичность и последовательность:
- постоянная подача материала от простого к сложному;
-частое повторение усвоенных правил и норм.
*Наглядность:
- учет особенностей мышления.
*Динамичность:
- интеграция в разные виды деятельности
Предпрофильное развитие детей в нашем детском саду осуществляется по трем направлениям:
1. Ознакомление с миром профессий,
2. Труд и самообслуживание,
3. Самостоятельная практикоориентированная деятельность детей.
Для ознакомления детей с профессиями мы выбрали 3 популярных ( артист, продавец, пожарный) и 3 непопулярных (кулинар, библиотекарь, моряк).
Для решения поставленных задач мы выбрали следующие формы работы:
1. Экскурсии и ответный визит специалистов в детский сад.
2. Беседы с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях.
3. Чтение и обыгрывание стихов, рассказов о профессиях
4. Дидактические и Сюжетно Ролевые игры
5. Выставки рисунков, создания фотоальбома профессий
6. Просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях.
7. Создание музея профессий.
8. Непосредственная образовательная деятельность
9. Совместная деятельность с детьми
10. Самостоятельная деятельность детей
11. Взаимодействие с семьей •
12. Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях •
13. Составление рассказов по картинам.
Мы ожидали получить следующие результаты :
1. Сформированность у детей представлений о мире профессий.
2. Сформированность ранних профориентационных склонностей.
3. Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность.
4. Появление новых слов в активном и расширение пассивного словарях.
5. Развитие творческих способностей
В результате проведённой работы, мы увидели, что та система НОД и формы работы, которые были подобранны, показали свою эффективность. Мы не можем предполагать, выберут ли они эти профессии в будущем, но мы постарались развивать интерес к профессиям родителей и профессиям ближайшего окружения и сформировать умения детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям.
На творческом совете, решили продолжать работу по данной проблеме, так как увидели в этом заинтересованность родителей, детей и самих педагогов.


ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА C ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе социального развития, общество нуждается в гражданах, которые ответственно относятся к реализации трудовых задач, стоящих перед обществом. Данная потребность вынуждает обратить пристальное внимание к трудовой деятельности, мобилизации духовных, интеллектуальных и физических сил каждого российского гражданина, его активного, творческого участия в труде.

Одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, является трудовое воспитание, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции трудовых действий;

– формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, развитие творческой активности [1].

В настоящее время существуют различные способы приобщения детей дошкольного возраста к миру взрослых:

– через ознакомление с трудом взрослых (В.И. Глотова, С.М. Котлярова, Г.П. Лескова, Э.М. Разбаева и др.);

– через овладение детьми трудовыми навыками и операциями (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, Л.А. Мишарина и др.);

– через интерес к личности взрослого человека и отношение к нему (С.А. Козлова, С,Г. Журат, О.В. Дыбина, А.Ш. Шахматова др.).

Теоретический анализ трудов отечественных ученых, специалистов в области дошкольного образования свидетельствует о том, что за последние десятилетия накоплен достаточный теоретический материал и опыт практической деятельности в области трудового воспитания детей дошкольного возраста, а также в формировании некоторых проявлений трудовой деятельности – трудолюбие, отношение к труду. В то же время следует отметить, что далеко не все вопросы по вопросам приобщения ребенка к труду и развития субъектной позиции дошкольника уже удалось решить. Одним из них является оптимизация технологии ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых.

а) наличие необходимых знаний и представлений (когнитивный компонент);

б) характеристику эмоциональной окраски деятельности ребенка в работе (аффективный компонент);

в) степень активности в деятельности (поведенческий компонент) [3].

Работа по ознакомлению детей с трудом взрослых должна проводиться в течение года в специально организованной непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Для этого необходимо использовать разнообразные технологии активизации мыслительной деятельности, способные в интересной для детей дошкольного возраста форме приобщить их к трудовой деятельности:

– целевые прогулки, экскурсии, включающие наблюдение за трудом взрослых;

– рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, познавательные, этические беседы с людьми различных профессий, рассматривание репродукций и картин, просмотр анимационных фильмов;

– сюжетно-ролевые и дидактические игры, включение детей в воображаемую трудовую ситуацию, совместная трудовая деятельность детей и взрослых [4].

Очень важно в процессе организации работы по приобщению детей среднего дошкольного возраста к труду взрослых учитывать возрастные особенности дошкольников, их возможности, а также интересы и накопленный социальный опыт. По этой причине ознакомление дошкольников с трудом взрослых необходимо начинать с профессий людей, входящими в ближнее окружение детей. Постепенно переходить от профессий сотрудников дошкольной организации и родителей к ознакомлению с профессиями абсолютно незнакомых, чужих для дошкольников людей [2].

Наблюдая за трудом взрослых, необходимо концентрировать внимание дошкольников на самого человека, а не на трудовых действиях, орудиях труда, тем самым вызывая у детей чувство сопереживания, желания трудиться. В процессе наблюдения особое внимание необходимо уделять развитию у дошкольников уважительного отношения к труду человека, акцентировать их внимание на нравственных, положительных деловых и личностных качествах людей, таких как ответственность, добросовестность, стремление принести пользу людям.

Необходимо доносить до детей социальную значимость каждого вида труда, его пользу и важность для человека. Для этого после наблюдений за трудом взрослых необходимо проводить обобщающую беседу, с помощью которой дети могут подвести итог увиденных трудовых процессов, осмыслить их результаты, значимость и необходимость. Например, фермер сеет пшеницу, чтобы потом собрать урожай зерна, из которого сделают муку и выпекут хлеб, которым накормят много людей.

В повседневной жизни, рассматривая иллюстрации, картинки с изображениями людей разных профессий, инструментов, предметов-помощников в труде, дети переживают положительные эмоции, что вызывает у них уважение к людям данных профессий.

Также необходимо обращать внимание детей на то, сколько времени и сил затратил человек на его достижение результата труда, с какой любовью и творчеством трудился. Это дает возможность дошкольникам понять, то, что к итогам работы взрослых необходимо относиться аккуратно, с уважением. Также необходимо заострять внимание дошкольников на том, что очень часто результат труда достигается усилием большого количества людей, т.е. является результатом коллективного труда, представителей нескольких профессий. Детям необходимо пояснить, что люди помогают друг другу в труде, аккуратно и старательно выполняют свои обязанности и поручения, так как от трудовой деятельности каждого в отдельности зависит конечный результат.

Для знакомства детей с трудом взрослых в ходе образовательной деятельности необходимо использовать специальные вопросы и указания, помогающие увидеть зависимость трудовых действий и конечного результата труда, определить значимость каждого вида труда, особенности трудовой деятельности, которые без помощи взрослого дети не в состоянии заметить.

В процессе бесед - рассуждений детей следует подвести к заключению о том, что каждая профессия взрослых заключается в том, чтобы приносить какую-либо пользу обществу, возможность проявлять заботу о людях.

У дошкольников возрастает заинтересованность к труду взрослых, если они имеют возможность принять в нем участие. Почувствовав удовольствие от трудовых действий, ощутив реальные итоги результаты своих трудовых действий, они с особенным желанием продолжают потом трудиться, выполняя своих небольшие обязанностей в детском саду и семье. Наблюдая с детьми, например, за трудом дворника, можно привлечь дошкольников к сбору опавших листьев, сломанных веток, к оказанию помощи взрослым в посадке кустов.

Для того, что закрепить полученные представления дошкольников о труде взрослых, их (представления) необходимо перенести в практическую деятельность ребенка, т.е. в игру, художественно-творческую и посильную трудовую деятельность.

Также важно в процессе ознакомления дошкольников среднего возраста с трудом взрослых проводить беседы о выборе дошкольниками профессии.

Педагогу необходимо дать понять детям, что профессий большое количество, но для того чтобы профессия доставляла удовольствие, необходимо подобрать себе такую, чтобы в этой профессии была возможность достичь успеха, принести пользу другим людям, обществу, стране.

Одна из эффективных форм работы по ознакомлению дошкольников с профессией взрослых это взаимодействие с родителями, привлечение их к конкретной помощи для детской организации. Необходимо организовывать помощь родителей по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования в присутствии детей, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Например, во время субботников по благоустройству территории детского сада дошкольники могут посильно трудиться вместе с родителями: сгребать листья, сажать кусты, цветы. Развивая у родителей интерес к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, они способствуют возникновению у детей чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.

Таким образом, знакомя детей дошкольного возраста с трудом взрослых необходимо применять разнообразные технологии активизации мыслительной деятельности, основанные на активных и интерактивных методах, что способствует наиболее полному осознанию значимости каждой профессии и результатов труда для людей. В процессе совместной, партнерской деятельности воспитатели, дети и родители получают немаловажный опыт в достижении поставленных целей, что становится востребованным на следующем уровне образования.

Список использованных источников:

Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст] : учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. – М.: ИНФРА-М, 2016. –146 с.

Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду [Текст] / Л.И. Сайгушева. – М.: Феникс, 2013. – 224 с.


Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

А как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача воспитателя. Воспитатель, учитывая психологические особенности ребенка; используя разные формы и методы, разрабатывает занятия, проводит экскурсии, беседы; подбирает подходящий иллюстрационный материал; знакомит с правилами сюжетно — ролевых игр; использует в своей работе литературный материал; загадки, стихи, пословицы, а также привлекает к этой работе родителей.

Большое значение в своей воспитательной работе придаем знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Во время экскурсий в медицинский кабинет, дети узнали, что в нем хранятся — бинты, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в медицинском кабинете. А из беседы с медсестрой детского сада дети узнали, чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок. Что форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.

На прачечной дети проявили активность в диалоге, интерес к профессии, узнали: какие машины стирают, отжимают и сушат белье. Где хранится чистое белье. Чем гладят белье, что прачка стирает, гладит, сушит.

Во время общения с людьми разных профессий, дети обратили внимание на их форму, рассуждали. В ходе наблюдения за конкретными трудовыми действиями помощника воспитателя старались раскрыть детям цель и мотив её деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя необходимость. Например, столы не накрыты — нельзя обедать. О сервировке столов позаботится помощник воспитателя. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрывали через осознание детьми их собственных потребностей. Внимание детей направляли на получение результата труда.

Отбор предметов труда осуществляли на глазах детей, предлагая малышам выполнить элементарные трудовые поручения — расставить на столы хлебницы, салфетницы. Это давало нам возможность поставить дошкольников в субъектную позицию, сделать из пассивных наблюдателей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого.

Беседуя с поваром, дети узнали, что:

- повару для работы нужны: нож, кастрюли, сковородки, мясорубка;

- форма одежды повара: белый халат, обязательный головной убор.

Достижение желаемого результата в работе с детьми, по ознакомлению с трудом взрослых, невозможно без участия родителей. Мы попросили родителей, чтоб они сходили с детьми в парикмахерскую. Из беседы с парикмахером они узнали:

- парикмахеру для работы нужны: ножницы, фен, лак, расческа, краска для волос.

- парикмахер делает стрижки, прически.

Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид. Дали задание родителям, чтоб они придумали и обыграли дома игру с предметом — заместителем. Многие родители откликнулись на нашу просьбу. В течение года родители оказывали помощь в приобретении игрушек и развивающих игр, участвовали в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милиционера, не смогут разыграть роль милиционера. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

- получения сведений о профессиях от родителей;

- воспитателей детского сада;

- от сверстников и детей старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).

Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики и девочки.

Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживания ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.

В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребенка на всем своем протяжении: от возникновения желания поиграть и до после игрового периода.

В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психолого-физические особенности дошкольников.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974.-192с.

4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56–63.

5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.

6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№ 10.- с. 64–69.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия, родитель, белый халат, дидактическая задача, дошкольный возраст, медицинский кабинет.

Похожие статьи

Формирование представлений о труде взрослых у детей.

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель, работа, вид труда, трудовая деятельность, воспитательный процесс.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор профессии, ранняя профориентация.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности.

Ребёнку легче исполнять роль врача, когда он в белом халате и шапочке. В старшем дошкольном возрасте ребёнок всё меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.

Игра как средство развития личности ребенка младшего.

ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская игра, вид деятельности, сфера деятельности ребенка.

Развитие социальной компетентности дошкольника при.

ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление детей, младший возраст, картинка, вид труда взрослых, человек этой.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале.

игра, ребенок, детский сад, чувство, роль, жизнь, дошкольный возраст, игровая деятельность, кукольный театр, творческая деятельность.

Научите детей трудиться | Статья в сборнике международной.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, труд взрослых, труд, детский сад, умение, навык, трудовая деятельность, трудовое воспитание, качество

Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей (в том числе детей с ОВЗ) в условиях ФГОС ДО.

Похожие статьи

Формирование представлений о труде взрослых у детей.

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель, работа, вид труда, трудовая деятельность, воспитательный процесс.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор профессии, ранняя профориентация.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности.

Ребёнку легче исполнять роль врача, когда он в белом халате и шапочке. В старшем дошкольном возрасте ребёнок всё меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.

Игра как средство развития личности ребенка младшего.

ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская игра, вид деятельности, сфера деятельности ребенка.

Развитие социальной компетентности дошкольника при.

ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление детей, младший возраст, картинка, вид труда взрослых, человек этой.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале.

игра, ребенок, детский сад, чувство, роль, жизнь, дошкольный возраст, игровая деятельность, кукольный театр, творческая деятельность.

Научите детей трудиться | Статья в сборнике международной.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, труд взрослых, труд, детский сад, умение, навык, трудовая деятельность, трудовое воспитание, качество

Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей (в том числе детей с ОВЗ) в условиях ФГОС ДО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе. Дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых.

Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

В детских садах имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.

В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. В сельской местности дети видят труд в огороде, фруктовом саду, цветнике. Нередко в семьях имеет место художественный и технический труд (выпиливание, ремонт аппаратуры, конструирование и т. д.).

Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые.

В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).

Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Здесь возможны различные пути.

Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения;

второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Естественно, возникает вопрос: как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых? Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.

Беседы о том, как трудятся няня, прачка, повысили аккуратность детей во время еды, при умывании. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле. На поведение детей оказывают опосредованное влияние наблюдения за трудом взрослых.

Сильное влияние на детей, особенно младшего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п., а также различные действия медицинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.

Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и в беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т. п.

Кроме повседневного бытового труда, детей следует знакомить с трудом, который протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер, например труд, монтера. Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как швея шьет одежду, белье, как маляр окрашивает стены, точильщик точит ножи, стекольщик вставляет стекла и т. д.

Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям и строителей, и работников транспорта, и колхозников. Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении. Разумно организованные наблюдения за трудом по выращиванию овощей, фруктов, по уходу за домашними животными отражаются на поведении детей.

Труд, характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду у детей, составляет ту среду, из которой дети могут постоянно черпать образцы для подражания. Не надо упускать из виду и того обстоятельства, что в этом труде часто принимают участие родители и другие близкие детям люди; это усиливает впечатления детей, полученные в детском саду.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей..

Важно вызвать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: серое шершавое бревно превращается в гладкую блестящую балку; старые грязные стены покрываются новой штукатуркой, краской, становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов, кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т. п.

Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.

При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Очень важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале, привлекает внешняя сторона труда — видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых— наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.

В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых оказываются особо действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Это усиливает стремление детей сохранить возможно дольше блеск натертого пола, белизну чисто выстиранной скатерти.

Детей поражают ловкие движения столяра, умелость радиотехника, чудесные превращения вещей, которые происходят в результате труда людей. Все это вызывает симпатии детей к тем, кто трудится.

Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с глиной, стараются не сорить; если кто-либо насорит, без напоминания сам за собой убирает.

Дети могут подолгу наблюдать, как трудятся рабочие; все вызывает у них чувство восхищения: и блестящие инструменты, и дружная слаженная работа, и результат ее.

Особенно эмоционально насыщены наблюдения за сельскохозяйственным трудом.

Здесь следует обращать внимание детей на красоту весеннего поля: земля черная, влажная, блестит на солнце.

У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, они с особой охотой продолжают потом трудиться при выполнении своих небольших обязанностей в детском саду и семье.

В городских условиях можно найти способ доступного включения детей в труд взрослых. Наблюдая с детьми, например, - труд по благоустройству городского парка, следует привлечь их к сбору цветочных семян, опавших листьев, помочь взрослым в посадке кустов.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.

Читайте также: