Законы и явления механики в литературных произведениях сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Раскрытие тайн и законов природы человеком всегда волновало не только ученых, но и литераторов. Поразительно, насколько точно поэты предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования. В связи с этим нельзя не вспомнить удивительное стихотворение А.С. Пушкина, где каждая строчка – глубокая мысль, под которой с удовольствием подпишется любой современный физик:

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Данная тема на сегодняшний день является актуальной , так как физические явления легче усваиваются через произведения художественной литературы, которые отличаются своей доступностью, образностью и выразительностью.

Цель – создание альбома-задачника по физике на основе литературного материала.

Задачи исследования:

1) найти и систематизировать материал по проблеме исследования;

2) объяснить физические явления;

3) составить задачи на основе физических явлений;

4) проиллюстрировать материал;

5) создать альбом-задачник.

Объект исследования – физические явления.

Предмет исследования – художественная литература.

Проблемный вопрос – в каких литературных произведениях встречаются физических явлений?

Гипотеза исследования – литературный материал способствует более глубокому пониманию физики.

Методы исследования:

1) анализ научно-методической и художественной литературы;

3) моделирование задачных ситуаций.

Практическая значимость: альбом-задачник можно использовать учителям начальной школы, русского языка и литературы, физики на своих уроках, а также при проведении занимательных пятиминуток или во внеклассной работе.

Продукт деятельности: альбом-задачник по физике.

Взаимосвязь физики и художественной литературы

Среди научных дисциплин физика занимает особое место. Физика, являясь основой многих направлений научно-технического прогресса, одновременно дает возможность показа человеку гуманистической сущности научных знаний. Процесс ее изучения содействует формированию творческих способностей личности, ее мировоззрения и убеждений, способствуя воспитанию подрастающего поколения.

Поддержание познавательного интереса у школьников способствует развитию их активности на уроках, улучшению качества знаний, формированию положительных мотивов учения, что, соответственно, вызывает повышение эффективности всего процесса обучения

Художественная литература – это источники, разумное использование которых приносит большую пользу учителю в обучении физике. Применение фрагментов из художественной литературы на уроке стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстративному эксперименту, создавая словесную наглядность, и яркие образы являющиеся опорой дли формирования понятий.

Удачно подобранный отрывок из художественного произведения повышает интерес к изучаемому предмету, позволяет лучше его понять, увидеть красоту физического явления.

- достоверное описание физических явлений (коронный разряд в газах, шаровая молния, полярные сияния, миражи) - художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемого;

- иллюстративное изображение открытий физики – история открытия законов, явлений, изобретения технических устройств мысли ученых, живших в далекие века, обычно всегда привлекает читателей, вызывают у них живой интерес, побуждают задуматься о своей значимости в этом мире;

- описание работы физических приборов и изобретений – фрагменты многих приключенческих и фантастических романов содержат интересные описания физических приборов как существующих в действительности, так и выдуманных авторами.

Произведения художественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами, легко усваиваются. Например, можно проиллюстрировать отрывок из стихотворения Сергея Есенина :

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды,

И мальчишки закричали

Описанное явление здесь – кристаллизация.

Использование литературного материала художественных произведений представляет дополнительные возможности для ознакомления с эпизодами отечественной истории – много драматических страниц связанос внедрением в общество технических изобретений.

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

В большинстве современных произведений развиваются различные гипотезы о строении вещества, о свойствах пространства и времени, гравитации, полей биологического происхождения, предполагаются способы передвижения в пространстве и т.д.

Таким образом, литература и физика помогают нам изучать окружающий мир. Связь с физикой наблюдается в художественных произведениях различного жанра: стихах, прозе и сказках. Благодаря этому физика и литература открылись для меня совершенно с другой стороны – сочетание двух абсолютно противоположных предметов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача: Провести анализ литературных произведений и выявить законы механики , которые действуют в произведениях.

Объект исследования- законы механики.

В творческой работе есть расчёты , так как знания приобретённые без расчётов шаткие и практически бесплодные. Эта работа ставит себе задачу повысить интерес к предмету занимательными сопоставлениями из литературных произведений.

Мы рассмотрели ряд литературных произведений и подобрали характеристики произведений с целью, чтобы лучше понять тему, идею, проблематику произведений, лучше познакомиться с литературными героями. Мы не предоставляем текст произведений, у нас лишь анализ литературного произведения в детальном его содержании.

Силы рака и щуки направлены под углом одна к другой. Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю.

Если бы Святогору был известен закон действия и противодействия, он сообразил бы, что богатырская сила его, приложенная к земле, вызовет равную, а следовательно, столь же колоссальную противодействующую силу, которая может втянуть его самого в землю.

Во всяком случае, из былины видно, что народная наблюдательность давно подметила противодействие, оказываемое землей, когда на нее опираются.

Механика учит, что при скольжении каната, навитого на тумбу, сила трения достигает большой величины. Чем больше число оборотов каната, тем трение больше; правило возрастания трения таково, что, с увеличением числа оборотов в прогрессии арифметической, трение растет в прогрессии геометрической. Поэтому даже слабый ребенок, держа за свободный конец каната, 3 — 4 раза навитого на неподвижный вал, может уравновесить огромную силу. В работе так же рассмотрен ряд вопросов Как Жюль Верн описал путешествие на Луну и как оно должно было бы происходить.

Выполнили студенты:

Гельвер Дмитрий

Волков Максим

Руководители:

Забродкина И.К.

Горожанкина Е.Н.

Общая характеристика проекта. Цель: Показать необходимость развития в процессе обучения механике способностей , позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из различных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности студентов. Задача: Показать возможность межпредметной интеграции дисциплин механики и литературы. Провести анализ литературных произведений и выявить законы механики , которые действуют в произведениях. Объект исследования- процесс развития познавательного интереса при выявлении законов механики и их механическое объяснение.

Общая характеристика проекта.

  • Цель:Показать необходимость развития в процессе обучения механике способностей , позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из различных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности студентов.
  • Задача:Показать возможность межпредметной интеграции дисциплин механики и литературы. Провести анализ литературных произведений и выявить законы механики , которые действуют в произведениях.
  • Объект исследования-процесс развития познавательного интереса при выявлении законов механики и их механическое объяснение.

Лебедь, Щука и рак – басня Ивана Крылова

Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там.

Задача о лебеде , раке и щуке.

Крылов не мог с уверенностью утверждать, что

Былина о Святогоре-богатыре.

Доказательство от чего погиб Святогор-богатырь. Доказательство от чего погиб Святогор-богатырь. Если бы Святогору был известен закон действия и противодействия, он сообразил бы, что богатырская сила его, приложенная к земле, вызовет равную, а следовательно, столь же колоссальную противодействующую силу, которая может втянуть его самого в землю.

Доказательство от чего погиб Святогор-богатырь.

  • Доказательство от чего погиб Святогор-богатырь.

Если бы Святогору был известен закон действия и противодействия, он сообразил бы, что богатырская сила его, приложенная к земле, вызовет равную, а следовательно, столь же колоссальную противодействующую силу, которая может втянуть его самого в землю.

Жюль верновский силач и формула Эйлера Каждый находчивый человек мог бы сделать то же самое! Механика учит, что при скольжении каната, навитого на тумбу, сила трения достигает большой величины. Чем больше число оборотов каната, тем трение больше; правило возрастания трения таково, что, с увеличением числа оборотов в прогрессии арифметической, трение растет в прогрессии геометрической.

Жюль верновский силач и формула Эйлера

Каждый находчивый человек мог бы сделать то же самое!

Механика учит, что при скольжении каната, навитого на тумбу, сила трения достигает большой величины. Чем больше число оборотов каната, тем трение больше; правило возрастания трения таково, что, с увеличением числа оборотов в прогрессии арифметической, трение растет в прогрессии геометрической.

Здесь произошло нечто поистине сказочное: все предметы внутри снаряда утратили свой вес, а сами путешественники, подпрыгнув, повисли в воздухе без опоры.

Этого романист не заметил: он думал, что предметы внутри свободно несущегося снаряда, находящегося под действием одних лишь сил притяжения, будут продолжать давить на свои опоры, как давили тогда, когда снаряд был неподвижен.

Как Жюль Верн описал путешествие на Луну и как оно должно было бы происходить “ — Николь, движемся ли мы? Николь и Ардан переглянулись: они не чувствовали колебании снаряда. — Действительно! Движемся ли мы? — повторил Ардан. — Или спокойно лежим на почве Флориды? — спросил Николь. — Или на дне Мексиканского залива? — прибавил Мишель”.

Как Жюль Верн описал путешествие на Луну и как оно должно было бы происходить

“ — Николь, движемся ли мы?

Николь и Ардан переглянулись: они не чувствовали колебании снаряда.

— Действительно! Движемся ли мы? — повторил Ардан.

— Или спокойно лежим на почве Флориды? — спросил Николь.

— Или на дне Мексиканского залива? — прибавил Мишель”.

— Зацепочка, стало быть, — сконфуженно объяснил изобретатель и опять напрягся и размахал колесо. Но во второй раз повторилось то же самое.

— Трения, может быть, в расчет не приняли?

— И трение в расчете было… Что трение? Не от трения это, а так… Иной раз словно порадует, а потом вдруг… закапризничает, заупрямится — и шабаш. Кабы колесо из настоящего материалу было сделано, а то так, обрезки кой-какие”.

Путешествие на деревянном коне Деревянный конь Сервантеса — прообраз многочисленных аттракционов, придуманных в наше время для развлечения публики на выставках и в парках.

Путешествие на деревянном коне

Деревянный конь Сервантеса — прообраз многочисленных аттракционов, придуманных в наше время для развлечения публики на выставках и в парках.

Гулливер в стране великанов

В работе доказано , что для поднятия руки великан должен выполнить работу в 124 раз большую, нежели человек нормальных размеров. Законы механики в книге

В работе доказано , что для поднятия руки великан должен выполнить работу в 124 раз большую, нежели человек нормальных размеров.

Законы механики в книге

эта русская сказка за двадцать секунд передает основные базовые истины философии Нового и Ветхого Завета.

Можно ли раздавить сырое яйцо одной рукой. Практика показывает, что яйцо одной рукой раздавить можно, причем как левой, так и правой. Нюанс в том, как именно держать яйцо. Если с

Можно ли раздавить сырое яйцо одной рукой.

Практика показывает, что яйцо одной рукой раздавить можно, причем как левой, так и правой. Нюанс в том, как именно держать яйцо. Если с "боков", то вполне возможно, если сверху и снизу, то действительно сложно.

Понятие и структурные элементы системы физических знаний. Примеры литературных произведений (стихи, проза, сказки), в которых описываются различные физические свойства, явления, процессы, законы. Объяснение с точки зрения науки происходящих в них явлений.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.06.2015
Размер файла 53,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Структурные элементы системы физических знаний

2. Элементы физических знаний в художественных произведениях

На первый взгляд физика и литература - предметы не совместимые. Физика - точная наука о природе, изучающая и объясняющая различные свойства, явления, процессы. Литература - это вид искусства, это фантазии, эмоции. Как можно связать физику и литературу? И актуально ли это? Физику и литературу связывает природа, окружающий нас мир. Пусть они объясняют и описывают многие явления и процессы по-разному, но они обогащают друг друга. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что физика всегда присутствует в нашей жизни. Даже в художественных произведениях. Курсовая работа состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассматриваются структурные элементы системы физических знаний, во втором параграфе исследуются тексты некоторых художественных литературных произведений.

Цель курсовой работы: найти описание структурных элементов системы физических знаний в художественных произведениях.

Раскрыть понятие и структурные элементы системы физических знаний.

Найти литературные произведения (стихи, прозу, сказки), в которых описываются различные физические свойства, явления, процессы, законы.

Объяснить с точки зрения физики описываемые в литературных произведениях физические свойства, явления, процессы и законы.

1. Структурные элементы системы физических знаний

физика литературный сказка

Мы знаем, что физика - наука о природе. Результатом познавательной деятельности человека является знание. Физическое знание раскрывает взаимосвязь между объектами и явлениями окружающего мира.

Выделим основные структурные элементы системы физических знаний.

Понятие; сюда относятся:

Структурные формы материи;

Практическое приложение теоретических знаний;

Теоретический анализ [1].

Авторами приведенной выше схемы структурных элементов являются С.А. Суровикина и А.В. Усова.

Рассмотрим подробнее некоторые элементы данной системы.

Е.А. Шашенкова дает следующее определение научному факту. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого языка. Научные факты служат основой теоретических построений, которые были бы без них невозможны. Будучи единичным явлением или событием, факт необходимо связан многообразными отношениями с другими фактами [2]. Самый простой пример научного факта: температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении 100?С.

Следующий элемент физической системы - понятие. Оно включает в себя величину, процесс, явление и свойство.

В Большом Энциклопедическом Словаре дано следующее определение физической величины. Физическая величина - характеристика физических объектов или явлений материального мира, общая для множества объектов или явлений в качественном отношении, но индивидуальная в количественном отношении для каждого из них. Например, масса, длина, площадь, объём, сила электрического тока - физические величины [5].

Следующее понятие в приведенном выше списке элементов - свойство. В словаре С.М. Вишняковой под свойством понимается то, что присуще каждому предмету, что составляет его конкретное существование [7]. С.М. Вишнякова разделяет свойства на существенные и несущественные. Существенные - свойства, без которых предмет существовать не может. Несущественные - свойства, без которых существование предмета возможно. Свойство - это сторона (качество, признак) материального объекта, обуславливающая его различие или сходство с другими материальными объектами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Примерами для данного понятия могут служить такие свойства, как сопротивление проводников, температура кипения, плотность, теплопроводность, диэлектрическая проницаемость.

Приведенные выше элементы системы физических знаний необходимы для полного восприятия и осмысления курса физики.

2. Элементы физических знаний в художественных произведениях

Связь между физикой и литературой уже установлена. Физические явления и процессы гораздо легче усваиваются через произведения художественной литературы. Литературные произведения богаты описанием физических явлений природы. Эти описания отличаются своей доступностью, образностью и выразительностью. Многие учителя, используя отрывки из художественных произведений на уроках физики, помогают ученикам создавать наглядные образы и активизировать их работу. В этой части курсовой работы я проанализирую описание физических явлений и процессов, которые описываются в художественных литературных произведениях.

Поэзия содержит в себе огромное количество описаний физических явлений природы. Думаю, почти каждый поэт всех времен хотя бы раз описывал небо и землю, звезды и планеты, огонь и воду. Многие стихотворения содержат в себе основные элементы системы физических знаний.

«Так человека яблоко сгубило,

Но яблоко его же и спасло, -

Ведь Ньютона открытие разбило

Неведенья мучительное зло.

Дорогу к новым звёздам проложило

И новый выход страждущим дало.

Уж скоро мы, природы властелины,

Это отрывок из стихотворения Дж. Байрона. Здесь идет речь об открытии всемирного закона тяготения. Сформулируем этот закон.

Все тела взаимодействуют друг с другом с силой, прямо пропорциональной произведению масс этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

«Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

«Все молчит, - лучина с треском

Лишь горит багровым блеском

В этом отрывке описывается свойство тел - теплопроводность. Почему лучина горит с треском? Все дело в том, что при горении, влага из древесины интенсивно испаряется, при этом разрывает древесные волокна.

«На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели,

В верхних стеклах - небо ярко-синее

Физическое явление природы, которое встретилось в этом отрывке стихотворения - кристаллизация, т.е. образование инея. Кристаллизация -- процесс фазового перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое кристаллическое с образованием кристаллов [10]. Почему стекла покрылись узором из инея? Потому что водяные пары, содержащиеся в воздухе, охладились, сконденсировались и кристаллизовались, соприкоснувшись с холодным оконным стеклом.

«Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

О каком физическом явлении природы здесь идет речь? О северном сиянии. От чего возникает северное сияние? Северное сияние возникает при вторжении в верхние слои атмосферы заряженных частиц высокой энергии из земной магнитосферы. Сталкиваясь с различными атомами земной атмосферы, они возбуждают их, вызывая свечение. В основном северное сияние происходит на высотах 100-115 км, но иногда оно наблюдается как гораздо ниже, до 70 км, так и выше на высоте до 300 км [10].

«Лопнет в градуснике ртуть,

Или лопнут скулы,

Тяжелей и гуще муть,

При какой температуре замерзает ртуть? Температура замерзания, а точнее плавления ртути равна 38,8?С.

«Под мостами полыньи дымятся,

«С треском лопнул кувшин;

Ночью вода в нем замерзла,

Почему при замерзании воды кувшин лопнул? Замерзая, вода увеличивается в объеме. На температурном интервале между 3,89 и 0 градусов по Цельсию, то есть на подходе к точке своего замерзания, вода начинает расширяться. Молекулы отталкиваются друг от друга с большей интенсивностью и это ведет к увеличению объема воды.

Многие рассказы, повести и романы, которые ученики изучают на уроках литературы, так же богаты различными физическими природными явлениями, свойствами и процессами, как и поэзия. Ниже будет приведено несколько отрывков из литературных произведений, написанных в прозе, и проанализированы физические явления, свойства или процессы, которые в них описаны.

Какая сила вытолкнула Егорушку из воды? Архимедова сила. На тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу жидкости (или газа), вытесненной (или вытесненного) телом.

Как образуется туман? Чаще всего туманы образуются осенью, ночью или утром, когда поверхность водоёмов остывает медленнее, чем находящийся над ней воздух. Тёплая вода испаряется, и мельчайшие капельки испарённой влаги образуют туман. Поверхность земли и находящиеся непосредственно над ней слои воздуха осенними ночами и по утрам, наоборот, быстро остывают. При соприкосновении таких холодных слоёв воздуха с тёплыми также образуется туман [10].

«Здесь старшина задержался: биноклем кустарник обшаривал, слушал, а потом, привстав, долго нюхал слабый ветерок, что сползал по откосу к озерной глади. Рита, не шевелясь, покорно лежала рядом, с досадой чувствуя, как медленно намокает ну мху одежда.

Все сказки наполнены волшебством, магией. Они учат нас мудрости, доброте, справедливости. В сказках четко разделено добро и зло. Перечитывая сказки с целью найти в них структурные элементы системы физических знаний, они открылись для меня совершенно с другой стороны. В них много физических явлений и свойств.

"Вздохнул Колькет, холодный пот со лба вытер. Только оглянулся, а вокруг него повсюду огоньки голубым светом горят, двигаются. Стал Колькет веслом размахивать, за огоньками гоняться. Думает, звери его окружают. А это светлячки оказались!" [15].

Что представляет собой свечение светлячков? Биолюминесценция - способность живых организмов светиться [12].

«Чиновник, приехавший за налогами, стал придираться к отцу мальчика, требуя деньги. Тогда мальчик заступился за отца:

- Почтенный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить.

В этом отрывке описывается физическое свойство тела сохранять свою скорость при отсутствии действия на него других тел. Данное свойство называется инертностью. Это свойство вытекает из первого закона Ньютона поэтому первый закон нередко называют законом инерции.

"Тут лис привязал веревку от колоколов к хвосту волка, раскачал хорошенько колокола, а потом бросил все и ушел. Несчастный волк, привязанный за хвост к колоколам, то взлетал на пятнадцать фунтов вверх, то падал вниз и больно ушибался о землю. Так качался он минут пять" [15].

Как в физике называется движение, которое совершал волк? Колебательные. Почему качания волка прекратились? Потому что волк совершал затухающие колебания - колебания, энергия которых уменьшается с течением времени. Бесконечные колебания невозможны.

"Стояла холодная зима. Деревья трещали от лютого мороза, а снег под ногами так хрустел, словно земля была усыпана битым стеклом. До костей пробирал мороз бедных зверей" [15].

Почему хрустел снег? Хруст под ногами вызван разрушением кристаллов снега.

"Элиза спросила, не та ли это страна, куда они летят, но лебеди покачали головами; она видела перед собой чудный, вечно изменяющийся облачный замок фата-морганы; туда не смеет проникнуть ни одна человеческая душа" [15].

Что такое фата-моргана и какое отношение она имеет оптике? Фата-моргана -- редко встречающаяся форма миража, когда на горизонте появляются сложные и быстро меняющиеся изображения предметов, находящихся за горизонтом. Ее происхождение связано с особым преломлением света.

". В одной руке у него -- маленькая чашечка с мыльной водой, в другой -- глиняная трубочка. Он пускает пузыри, доска (качелей) качается, пузыри разлетаются по воздуху, переливаясь на солнце всеми цветами радуги" [15].

Почему на поверхности мыльных пузырей видны радужные полосы? Радужные полосы возникают в результате интерференции световых волн, отраженных от наружной и внутренней поверхностей мыльного пузыря. Интерференция - перераспределение интенсивности света в результате наложения (суперпозиции) нескольких когерентных световых волн.

Какие силы действовали на репку? На репку действовали следующие силы: сила трения покоя, сила тяжести репки и суммарная сила тяги всех героев.

Почему глина высохла? Здесь происходит такой физический процесс, который называется испарение. В результате нагревания глины, вода из нее испарилась.

Почему лучи расплавили воск? Здесь описывается изменение агрегатного состояния вещества. Под действием солнечных лучей воск совершил фазовый переход из твердого в жидкое состояние.

Почему сабля раскалилась? Из-за трения об воздух. Почему саблю невозможно было держать в рука? Потому что теплопроводность железа очень высока.

Древнегреческая легенда о Персее

Какое физическое явление использовал Персей в борьбе с медузой? Отражение света.

Почему собака увидела себя в реке? Водная гладь имеет отражающие свойства. Может ли изображение предмета, даваемое зеркальной поверхностью быть больше самого предмета? Нет, не может.

"В море у самого берега, там, где малая волна начинается, увидел радугу. Посмотрел и домой пошел. Остановился у дома и снова увидел радугу. Любопытно ему стало, пошел туда. Ступил на то место, где радуга начинается, и увидел женщину, которая огонь в воде разжигает. Очень красивая женщина, все пальцы в перстнях" [15].

Что такое радуга? Радуга -- атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцем (иногда Луной) множества водяных капель (дождя или тумана) [10]. Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра. Можно ли увидеть радугу, находясь у одного из ее концов? Нет: чтобы видеть радугу, ее ось, солнце и глаз наблюдателя должны находиться на одной прямой.

"-- Да, дяденька, это я сказал! Посмотри на эту рыбу -- видел ли ты такую в своей жизни? Присмотрись к ее чешуе -- она разноцветная! Голод притупил твое зрение, и ты перестал замечать красивое и доброе! Это не рыба, а чудо" [15].

Чем объясняется разноцветность чешуи? Разноцветность чешуи объясняется физическим явлением, которое носит название интерференция света.

Из древнегреческой легенды о Персее

"Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч" [15].

Что такое тень и почему она образуется? Тень - пространственное оптическое явление, выражающееся зрительно уловимым силуэтом, возникающим на произвольной поверхности благодаря прямолинейному распространению света [10].

В ходе работы было изучено немало информации на данную тему. Проанализировав некоторые художественные произведения зарубежной и отечественной литературы, можно выделить в них описание основных структурных элементов системы физических знаний. Благодаря этому физика и литература открылись для меня совершенно с другой стороны. Сочетая два абсолютно противоположных предмета - физику и литературу - на уроках физики, учитель не только обогащает учеников знаниями, по и повышает интерес к изучению нового материала. Таким образом, основные физические явления, свойства и процессы можно рассматривать не только через научные энциклопедии и учебники по физике. Литературные произведения тоже описывают физику в природе, но более лаконично и доступно.

Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. - М.: Изд-во НМЦ СПО, 1999. - 538 ст.

Олешков М.Ю. Уваров В.М. Современный образовательный процесс. Основные понятия и термины. - М.: Просвещение, 2006. - 158 ст.

Суровикина С.А. Информационно-технологические основы обучения. Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 104 ст.

Шашенкова Е.А. Исслетовательская деятельность. - М.: Перспектива, 2010. - 237 ст.

Юнацкевич Р.И. Теория образования. Проблемы и задачи. Монография. - М.: Просвещение, 2009. - 123 ст.

Подобные документы

Художественное пространство сказок Василия Макаровича Шукшина (1929-1974). Сказки и сказочные элементы в прозе русского писателя: их роль и значение. Художественные особенности и народные истоки повести-сказки "Точка зрения" и сказки "До третьих петухов".

дипломная работа [67,2 K], добавлен 28.10.2013

Возможности воплощения научных знаний в художественном произведении. "Точки пересечения" физики и литературы. Описание различных физических явлений в русской и зарубежной художественной литературе на примерах. Роль описанных явлений в литературном тексте.

курсовая работа [49,3 K], добавлен 24.04.2011

Значение термина "художественный образ", его свойства и разновидности. Примеры художественных образов в произведениях русских писателей. Художественные тропы в стилистике и риторике - элементы речевой изобразительности. Образы-символы, виды иносказания.

реферат [27,7 K], добавлен 07.09.2009

Мир Антуана де Сент Экзюпери. Краткая биография писателя и характеристика его произведений. История возникновения романа "Маленький принц" и его схожесть с другими произведениями автора. Жанровые особенности сказки, ее анализ с философской точки зрения.

курсовая работа [64,7 K], добавлен 09.01.2014

Изучение жизни и творчества Олега Михайловича Куваева. Краткая биография писателя, тематика его произведений. Образ Севера в рассказах и повестях Куваева с точки зрения его описания: через героев произведений; через изображаемую природу и мифологизацию.

реферат [44,2 K], добавлен 29.12.2011

Наделение вымышленности глубокого философского смысла - один из признаков русской социальной фантастики. Анализ сказочно-мифологической основы научных фантастических литературных произведений. Сказочные элементы романа Стругацких "Улитка на склоне".

дипломная работа [84,0 K], добавлен 18.06.2017

Понятие художественного образа с точки зрения современных исследований. Тема научного преобразования мира в английской литературе рубежа XIX–XX веков. Своеобразие научного мировоззрения А. Конан Дойля. Образ Шерлока Холмса и профессора Челленджера.

Законы механики в литературе. Интегрированный урок.Физика и литература.Презентация. На слайде приведена цитата из художественого произведения, иллюстрация к ней и вопрос с физическим содержаием.

ВложениеРазмер
prezentaciya_vorobevoy_soshno17.ppt 1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МОУ СОШ №17 г. Новокуйбышевск Самарской области Законы Ньютона в литературе Воробьева Татьяна Александровна, учитель физики 2011 г.

“ Страшный вихрь бушевал между небом и землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, … откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру”. “… Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды”. Г. Уэллс. Человек, который умел творить чудеса. Объясните, откуда взялся ветер, и почему пришла в движение вода?

“ Агу, уверенный, что теперь победа над противником, которого он приговорил к смерти, обеспечена, взмахнул палицей и с ужасающей силой опустил ее,… Нао еще раз молниеносно отскочил, и Агу, увлеченный силой удара и тяжестью палицы, подался всем телом вперед, едва не упав на колени. В ту секунду палица Нао опустилась на его затылок”. Какое физическое явление оказалось роковым для Агу? Ж. Рони-старший. Борьба за огонь.

“ Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась. Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлось - Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе…” М.М. Пришвин. Кладовая солнца . Объясните случившееся .

“ Я стал рядом с огромнейшей пушкой,… и когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед… мимо меня пролетело встречное ядро, … я пересел на него и как ни в чем не бывало, помчался обратно”. Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена. С каким ускорением вылетело ядро из пушки, если масса ядра 20 кг, а сила, подействовавшая на ядро, равна 300 Н.?

"Однажды, спасаясь от турок, я попробовал перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь. Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись. Я решил спастись. Но как? Ничего под рукой не было. Но голова-то у нас всегда под рукой. Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил из болота вместе с конём, которого сжал обеими ногами, как щипцами". Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена. Обоснуйте невозможность этого.

Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать? В.М.Гарин. Лягушка-путешественница. “ Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: “Это я! Я!” И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни”.

“ Чиновник, приехавший за налогами, стал придираться к отцу мальчика, требуя деньги. Тогда мальчик заступился за отца: - Почтенный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить. Промолчал чиновник, потом вскочил на коня и пустил галопом. Но конь провалился ногой в кротовую нору, и седок полетел на землю”. Монгольская сказка “ Мудрый малыш”. Почему “седок полетел на землю”?

“ Стоило Коню остановиться. как Рыцарь тут же летел вперед. А когда Конь снова трогался с места. Рыцарь тотчас падал назад”. Л.Кэрролл. Алиса в Зазеркалье Объясните явление.

“ Лечь на железный лист и сильными рывками Магнит подбрасывать. Он лист железный с вами Подтянет кверху. Вы опять. Так до Луны и упражняйтесь!” Сирано де Бержерак. Путешествие на Луну. Возможен ли такой способ путешествия на Луну.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Влажность воздуха. Интегрированный урок ( физика, литература).

Можно начать с того. что начиная с 60 годов физика и лирика противопоставлялись и воспринимались как антагонистичные, хотя многие физики интересовались литературой. а поэты еще с незапамятных времен .


Интегрированный урок физика+литература "Вершина"

Каждый год в нашей школе проходят мероприятия, посвященные предметным неделям. Цели таких мероприятий - развить у детей интерес к предмету и их творческие способности, дать возможнос.

интегрированный урок физика и литература

интегрированный урок физика и литература.


Интегрированный урок (физика+литература) "Изменения агрегатного состояния вещества"

Представленный материал содержит разработку урока "Изменения агрегатного состояния вещества" для учащихся 8 класса; приложение "Задания учащимся" и презентацию к уроку. Данный урок позволит ваши.


Интегрированный урок с презентацией.


презентация к уроку.

Конспект интегрированного урока физика и литература 9 класс

Читайте также: