На основе таблицы подготовьте сообщение виды орфограмм в корне слова

Обновлено: 05.07.2024

- развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, самовыражении, само актуализации через различные виды работы.

- О чем это стихотворение? Кто его автор? Посмотрите на экран и скажите, о каких орфограммах мы будем сегодня говорить? (Слайд №1)

Унылая пора! Очей оч…рованье!

Приятна мне твоя прощальная кр…са –

Люблю я пышное пр…роды ув…данье,

В б…грец и зол…то одетые л…са,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой в…лнистоюпокрыты н…беса,

И редкий со…нца луч, и первые м…розы,

И отд…лённые с…дой з…мы угрозы. (А.С.Пушкин)

- О правописании проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корнях слов.

- Как бы вы сформулировали для себя цели этого урока?

-Повторить правописание гласных и согласных в корне слов для того, чтобы быть грамотным, правильно писать и говорить.

Слайд №3

-В процессе работы над учебными элементами вы должны:

1.Знать правила написания безударных гласных и согласных в корнях.

2.Уметь применять по алгоритму изученные теоретические сведения на практике, приводить и подбирать свои примеры.

3.Видеть эти орфограммы в тексте.

-Расскажите, как проверить написание безударной гласной в корне слова? А согласной?Как вы объясните значение слова багрец?

Багрянец. Багровый цвет. Багровый. Красный густого, темного оттенка (Чтение словарной статьи уч-ся).

1 уч-ся работает со слайдом (вставляет пропущенные буквы)

- Обратимся к заданию №1.(Рабочий лист).

Рассмотрите таблицу, в которой показаны случаи правописания согласных в корне слова. На основе содержания таблицы восстановите правила, которые вам известны, и расскажите их.

Правописание согласных в корне слова

Запишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в таблице.

Вырубка, айсберг, рюкзак, известный, лестница, ненастный, чувство, подружка. (Слайд №4)

Проверка работы учащегося, работавшего на компьютере .(Слайд №5)

Синтаксический разбор предложения.(1 уч-ся у доски)

В роще сонной и пустой др..жат от хол..да осины.

- Итак, как же проверить написание гласных и согласных в корне слова?

-Прочитайте текст и скажите, какие орфограммы встречаются в нем? (Слайд №6)

День выд…лся со..нечный, теплый. Вокруг п..стрела наб…рающая силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную красоту, которая заставляет зам…рать от восторга.

- Вспомните, пожалуйста, правила о правописании чередующихся гласных в корнях слов.

Повторение правил правописания чередующихся гласных.(Слайды №7-10)

-Посмотрите на последовательность действий при нахождении орфограммы с чередующейся гласной. (Слайд №11)

Используйте в своей работе следующий алгоритм:

1.Определите корень слова.

2.Поставьте ударение.

3. Если корень безударный, то определите, нет ли чередования гласных.

4.Определите часть речи.

5. Выделите корень в глаголах.

Слайды 12-16

-Используя алгоритм, найдите однокоренные слова. Найдите среди них корни с чередующимися гласными.

- Итак, когда вы будете писать в корнях –гор—гар-, -зор---зар-, -кос---кас- -о?

- Выполните задание №2 в рабочих листах.У вас имеются справочные таблицы, которые помогут вам работать.

3. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в таблице.

День выд…лся со..нечный, теплый. Вокруг п..стреланаб…рающая силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную красоту, которая заставляет зам…рать от восторга.

Правописание гласных в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Проверка работы.(Слайд № 17)

- Прослушайте текст и запишите слова с чередующимися гласными в корне слова.

Туман ложится пологом в низинах.

И в зарослях не видно больше птиц,

Скакавших бойко утром по вершинам, -

Их сон касается и клонит клювы ниц.

Природа замирает. На равнине

Луч стелет сочетание теней.

Седеющий туман в долине

Чуть дремлет на перине из камней…

- Какие слова вы выписали из текста?

Горит, заря, ложится, полог, зарослях, касается, клонит, замирает, равнине, стелет, сочетание.

-Вспомните, какие поэтические произведения об осени вы знаете.

(Выразительное чтение наизусть стихотворений).

Иван Алексеевич Бунин:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки ёлочки темнеют

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной.

И.А.Бунин описывает здесь золотую осень. Он сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берез - это желтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Весь этот отрывок у А.И.Бунина - жизнерадостный, ободряющий и не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым, что это - "последние мгновенья счастья".


Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 - 1942)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется,

И заплачет спросонья.

Осень - Лермонтов М.Ю.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

- Какие чувства вызывают у вас лирические произведения об осени?

- Прочитайте текст и расскажите о нем по плану. (Слайд №18)

(1) Самые мягкие, трогательные стихи книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

(2) Осень снимала с полей со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотым пурпуром и серебром. Воздух был чище и холоднее и дали были гораздо глубже, чем летом.

(3) Левитан оставил около ста осенних картин. На них знакомые с детства вещи: маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца.

Словарная работа. – А что такое пурпур?

Пурпур. Темно-или ярко-красный цвет.

1.Докажите, что это текст.

2.Назовите тему текста.

3.Назовите основную мысль текста.

4.Назовите тип текста.

5.Объясните, как вы понимаете выражение Рощи делались сквозными.

6.Найдите в тексте эпитеты и метафоры.

Данное сочинение является текстом, так как в нем есть все основные его признаки.
Во-первых, в нем более двух предложений связанных по смыслу и грамматически.
Во-вторых, в нем есть законченная мысль, выражены тема и идея. И, в-третьих, текст можно озаглавить.
Темой данного текста является тема осени в произведениях художников и в поэзии русских писателей. Основная мысль заключается в любви к осени многих русских гениев творчества.
Тип текста повествовательный, так как ведется рассказ о творчестве русских людей.
На мой взгляд, под выражением:"Рощи делались сквозными ",-автор подразумевал тот факт, что осенью опадают листья ,и деревья остаются голыми, создается ощущение открытости и сквозного пространства.
Передать красоту картин автору помогают эпитеты: дорогое и мимолетное время года, густые цвета, сквозные рощи, воздух чище, холоднее , дали глубже, палая листва; одинокие золотые березы; метафоры: печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца.

- А что вы знаете об Исааке Ильиче Левитане?

(Рассказ учащегося) (Слайды №19,20)

-Обратимся к заданию №3.

- В задании №3 подчеркните орфограммы:

гласные и согласные в корне слова (№1),

проверяемые гласные в корне (№2),

непроверяемые гласные в корне(№3)

2 уч-ся выполняют работу в компьютерном варианте (составляют деформированный текст, удаляя повторяемые орфограммы)

Проверка задания 3.(Слайд №21)

-А сейчас вы попытайтесь создать свой текст об осени.

Самостоятельная работа.(Слайд №22)

- Составьте небольшой текст или напишите 5-6 предложений, используя слова с чередующимися корнями:

касаются неба, пробираются лучи солнца, загораются золотистые зайчики.

- Послушайте, какое сочинение написал один из наших учащихся.

Очень хорош и красив осенний лес. Идешь, и, точно огромные свечи, возвышаются над головой стволы старых деревьев, чуть не касаются неба своими вершинами. Через высокие вершины пробираются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики загораются на стволах. Сказочными великанами стоят старые деревья среди молодого подрастающего леса. Кажется, что охраняют молодую поросль. Волшебный лес завораживает меня.

- О каких орфограммах мы сегодня говорили? Какую цель вы себе определили? В 9 классе вам предстоит проходить аттестацию по русскому языку. В контрольно-измерительных материалах задание А5 требует знания тех орфограмм, о которых мы сегодня говорили. Давайте попробуем выполнить это задание.

Итог урока. -Давайте подведем итоги нашего урока. Что хорошего из урока вы для себя взяли? Оцените работу свою и своих одноклассников. (Слайд №23)

1.Как вы чувствовали себя на уроке?

2.Какие возникали трудности при выполнении заданий?

3. Вспомните цели урока.

4.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?

5.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь;

В) для полного понимания мне нужно повторить тему;

Г) я ничего не понял.

Домашнее задание:

Творчество Василия Поленова

1.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) к..лонна, водор..сли, б..калея

2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

2.В корне пропущена

прик..снуться к стеклу,

а)безударная проверяемая гласная б)чередующаяся гласная

3.Укажите слово с чередующейся гласной в корне

4.Определите вид орфограммы в корне слова вестИбюль.

А)чередующаяся гласная в корне слова

Б)безударная проверяемая гласная в корне

В) безударная непроверяемая гласная в корне

5.В каких словах пишется буква Е?

А) зап..рать дверь; б) подн…маться; в) бл…стать; г)подст…лить; д) соч..тание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Виды орфограмм в корне слова.pptx

Виды орфограмм в корне слова Выполнили работу: Вишневский Владимир. Муниципал.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Виды орфограмм в корне слова Выполнили работу: Вишневский Владимир. Муниципал.

Цель работы: повторить виды орфограмм в кроне слова. Задачи: изучить методиче.

Цель работы: повторить виды орфограмм в кроне слова. Задачи: изучить методические источники информации на предложенную тему; вспомнить орфографические правила; проанализировать и систематизировать полученную информацию.

Что называют орфограммой?

Что называют орфограммой?

Что называют корнем слова?

Что называют корнем слова?

Корень слова Корень слова – это главная значимая часть слова, которая выража.

Корень слова Корень слова – это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Виды орфограмм Виды орфограмм в корне слова: «Проверяемая безударная гласная.

Проверь и закрепи свои знания Вставь (если требуется) пропущенную букву(-ы).

Список литературы Русский язык для старшеклассников. Сборник упражнений и дик.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ Карточки.docx

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 463 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 45. Корень слова

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.02.2018 3579
  • ZIP 103.7 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Вишневский Владимир Андреевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Орфограммы в корне слова – сложная и большая тема, которая изучается школьниками вплоть до 11 класса. В 6 классе изучаются многие разделы языка, поэтому нужно отнестись к ее изучению особенно внимательно. Орфографические ошибки в корне слова не редкость, поэтому важно помнить все правила.


Орфограммы в корне слова: гласные и согласные

Правила могут касаться как гласных, так и согласных букв. Например, что касается гласных, то рассмотреть основные случаи поможет таблица “Орфограммы в корне слова” с примерами:

Проверяемые гласные

Чередующиеся гласные

Непроверяемые гласные

Гласные, которые проверяются ударением

Гласные, которые ударением проверить нельзя

К слову, где сомнительная гласная стоит в безударном положении, можно подобрать однокоренное, поставив ее под ударение: трава – трАвы.

Выбор гласной в корне слова зависит от последующей согласной, суффикса, ударности-безударности, смысла: вскочить – вскакивать, гореть – гарь и т.д.

Гласные, которые не ставятся под ударение и не проверяются ни по одному правилу, их написание нужно запомнить, можно проверить по словарю. Например: винегрет, альфонс и т.д.


Есть еще один способ проверки, который можно использовать только для определенных буквосочетаний – оро, оло, ере. Проверить, что именно такие буквосочетания должны писаться в корне, можно с помощью подбора однокоренных слов с чередованием, например: город – ограда.

Следует помнить, что чередующиеся гласные и гласные, которые проверяются ударением. – это два разных правила, для проверки одной орфограммы нельзя использовать правило для другой.

Но не только гласные могут иметь сомнительное правописание, с согласными тоже не все так просто. Их правописание в корне слова также может проверяться по правилу или просто требовать запоминания (словарные слова).

Основная проблема заключается в написании парных (по звонкости-глухости) согласных на конце слова, когда окончание нулевое. При произношении звонкий согласный оглушается, но как узнать, какая согласная используется на письме? Здесь снова нужно воспользоваться подбором однокоренных слов, выбирая такие, в которых после сомнительной согласной стоит гласная, например: гриб – гриба.

В древнерусском языке такой проблемы не было, поскольку там действовал закон открытого слога, по которому после согласной всегда должна была стоять гласная, так что правописание было понятным.

Что мы узнали?

Орфограммы в корне слова могут касаться как гласных, так и согласных букв. В обоих случаях есть проверяемые и непроверяемые орфограммы. Непроверяемые орфограммы – это когда правописание слова нужно найти в словаре и запомнить. Проверяемые подчиняются определенным правилам, которые нужно знать для того, чтобы писать грамотно. Так, что касается гласных в корне, то основную проблему представляют безударные гласные, которые проверяются ударением, и чередующиеся, правописание которых зависит от разных факторов. Сложности с написанием согласных в корне в основном связаны с правилом оглушения (или озвончения).

Трудности в правописании гласных встречаются тогда, когда звук находится в безударном положении и поэтому слышится неясно. В этом месте может возникнуть ошибка.

Чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением (в сильной позиции).

В некоторых словах безударный гласный корня нельзя проверить ударением, так как во всех однокоренных словах этот гласный безударный.

Такие слова называются словами с непроверяемыми гласными . Правописание этих слов нужно проверять по словарю и запоминать.

В корне слова после шипящих под ударением пишется ё , если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е .


В корнях с чередующимися гласными е / и (пер–/пир–, мер–/мир–, стел–/стил–, бер–/бир–, дер–/дир– и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс – а –.

выб и р а ть — выб е рут, ум и р а ть — ум е реть, расст и л а ть — расст е лить, разд и р а ть — разд е рут, зап и р а ть — зап е реть, бл и ст а ть — бл е стеть.

Читайте также: