За сообщение о коррупции

Обновлено: 15.05.2024

Новый проект минюста предлагает выплачивать информаторам определенный процент от суммы, возвращенной в бюджет.

Но сначала коррупционера должны будут осудить, предоплата сигналов не предусмотрена. Точнее, такие вещи проходят по другому ведомству.

Идея посадить сознательных граждан на процент записана в новой концепции взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией. Документ разработан специальной рабочей группой, которую патронировало министерство юстиции.

Возможно, такая инициатива примирит некоторых граждан с мыслью, что закон теперь позволяет взяточнику не обязательно сидеть в тюрьме. Коррупционеру вместо казенного дома могут назначить огромные штрафы.

Свежий пример: в Нижегородской области суд приговорил полицейского из отдела борьбы с экономическими преступлениями к штрафу в 11 миллионов рублей за получение взятки в 500 тысяч. С такого штрафа любой процент - хороший.

Когда вводились наказания взяточников рублем, некоторые недовольные ворчали, мол, рушатся устои, тюрьма наше все, страх перед посадкой пропадет.

Теперь можно спросить у этих скептиков, что бы они предпочли: содержать за счет наших налогов взяточника в тюрьме или разоблачить его за хороший процент, пусть платит и живет - без денег, без должности, без чести. Правозащитники, опрошенные "РГ", отнеслись к предложению неоднозначно.

Мол, конечно, заманчиво, но. "Не напоминает ли это 37-й год, - заметил один из собеседников. - Мы нечто подобное уже проходили. За разоблачение врага народа можно было получить его квартиру, имущество. А потом кто-нибудь разоблачал тебя самого".

Однако другие эксперты считают, что такие аналогии неуместны. "Представьте, напишем донос, что сосед-врач берет по тысяче рублей за липовые больничные. Его в тюрьму, нас в его квартиру. Это вообще реально? - говорит другой собеседник. - Ответ очевиден: нет. Сейчас такое исключено".

Предложенная идея, по его словам, не имеет ничего общего с наследием мрачных времен. Одного сигнала, мол, такой-то берет борзыми щенками, мало. И вину коррупционера, и ущерб еще надо будет доказать. Расскажи, где и когда, помоги взять с поличным, тогда прокурор не просто пожмет тебе руку, но и выпишет счет.

Охотиться за мелкой коррупционной сошкой выгоды нет. Штраф за взятку, скажем, в тысячу рублей составит где-то 25 тысяч. Каким бы ни был процент, информатор от этой суммы не озолотится. Коррупционную погоду делают чины повыше, берущие много больше. Заставь их работать с чистыми руками, усохнет и бытовая коррупция.

Концепция, разработанная при активной поддержке минюста, предлагает массу революционных идей, призванных сделать наше чиновное общество честнее и прозрачнее. О многих положениях проекта "РГ" уже писала. Это и предложение ввести рейтинги чиновников, и создать "индексы коррумпированности" отраслей, и обнародовать реестры коррупционеров (лиц, осужденных за такие преступления), а также многое другое.

Однако предложение выплачивать процент информатору вызывает особый трепет. По мнению авторов документа, "процентный порядок" позволит стимулировать граждан активней доводить правду до сведения компетентных органов.

Предлагается принять федеральный закон о защите заявителей о коррупции, чтобы информаторам спокойно жилось после процесса

Предполагается "законодательное закрепление и поощрение активности граждан и организаций, помогающих выявлять и пресекать коррупционные правонарушения, в том числе путем решения вопроса о выплате им в качестве вознаграждения определенного процента от суммы, возвращенной в бюджет". Цитата - из документа.

Под коррупционными правонарушениями могут подразумеваться и взятки, и откаты, и многие другие выдумки нечестных столоначальников. Правда, если понимать формулировку буквально, штраф за взятку не будет "возвращенной суммой". Возвращают обычно то, что там и лежало. А здесь деньги берутся напрямую из кармана гражданина. Однако, по мнению экспертов, штрафная доля со взятки здесь тоже подразумевается, иначе было бы несправедливо. В конце концов, концепция - это концепция, конкретные статьи, механизмы и проценты будут указаны в соответствующем законопроекте. Если, конечно, предложение пройдет.

Сегодня, кстати, стало опасно не только брать, но и предлагать. Кратные штрафы распространяются не только на взяточников, но и на граждан, предлагающих конверты. Рука берущая и рука дающая закону одинаково неприятны.

По статистике, за дачу взятки у нас осуждают гораздо чаще, чем за получение. За шесть месяцев этого года были осуждены 1038 взяточников. А за дачу взятки обвинительные приговоры получили 1457 человек. Так что в нынешние времена надо семь раз отмерить, один - не дать. Иначе попытка подкупа может дорого обойтись. В той же Нижегородской области не так давно некий гражданин попытался за 7 тысяч рублей откупиться от инспектора транспортной полиции. Однако в конечном счете был вынужден заплатить в 50 раз больше - уже по суду. За дачу взятки человеку назначено 350 тысяч рублей штрафа.

Многие ведомства премируют своих сотрудников за сигналы о подкупающих предложениях. Интересно, будет ли распространяться и на чиновников правило "честного процента"? Тогда договариваться о мзде станет еще опасней, чем сейчас.

Не исключено, что стороны в итоге будут соревноваться, кто первый добежит до правоохранителей. Ничего личного, голый расчет: честно заработанные проценты безопасней грязных денег.

Давно подмечено, честным людям, как правило, живется тяжело. Возможно, именно теперь быть честным окажется выгодно. Весь вопрос только в величине ставки. Хорошая информация должна дорого стоить.

Отдельный вопрос - безопасность информатора. Концепция предлагает принять федеральный закон о защите заявителей о коррупции. Говорить правду станет не только выгодно, но и нестрашно. Сегодня люди порой боятся заявлять на коррупционеров. Не потому, что побьют, просто дальше придется жить с клеймом "разоблачителя".

"Мы расследовали коррупцию в дорожном строительстве некоего региона, - рассказал "РГ" оперативник одной из спецслужб. - Воровство и откаты там огромные. Приходим к предпринимателям, говорим: вы устали от такой системы? В один голос отвечают: да, устали. Просим написать официальное заявление. Они машут руками: нет. По секрету, говорят, все расскажем, но нигде ничего не подпишем, нам еще здесь работать".

Система защиты заявителей, как подразумевается, позволит человеку и получить свой честный процент, и самому потом не пострадать.

Программа защиты свидетелей предусматривает, например, что подзащитному могут изменить имя, внешность, а его самого переселят в другой регион. Теоретически человек, разоблачивший коррупционера, может попасть под эту программу, если будет фигурировать, как участник процесса. Правда, надо будет доказать, что заявителю угрожает физическая опасность. Если же чиновники-коррупционеры не собираются нанимать киллеров, а просто намерены сжить гражданина со света бюрократическими методами (они в этом мастера), никакие меры безопасности не предусмотрены. По мнению авторов концепции, ситуацию надо исправлять.

фото с официального сайта РАНХиГС

Оказывается, на борьбе с коррупцией можно неплохо заработать. Например, в Корее заявителю о коррупционных нарушениях выплачивается достойное денежное вознаграждение. Первое Антикоррупционное СМИ побывало на конференции, посвященной проблемам корпоративной культуры и этики на госслужбе, а также международному обмену опытом выявления коррупции.

Конференция прошла 20 ноября в Российской академии народного хозяйства и государственной службы. В ходе мероприятия проректор РАНХиГС Александр Сафонов обозначил одну из важных проблем взаимодействия власти и общества и предпосылок коррупции: обществом изначально сформировано негативное отношение к госслужащим. Присутствующие разобрали различные аспекты кодексов этики для госслужащих, где, в том числе, прописаны меры борьбы с коррупцией. Например, с помощью последних поправок в Кодекс этики в Самарской области чиновникам запретили подмигивать, щелкать пальцами и смотреть под стол (намекать словами или жестами на получение взятки). Однако эксперты очень сомневаются в эффективности таких мер борьбы с коррупцией. Тем более что подобные случаи выявить достаточно сложно.

Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев рассказал о системе выявления коррупционных рисков в деятельности государственных органов в РФ. По его словам, одной из главных направлений в системе выявления коррупционных рисков и предотвращения проявления коррупции является обеспечение прозрачности взаимодействия госслужащих и граждан. Алексей Херсонцев также сообщил, что Минэкономразвития проводит социологические исследования по оценке уровня коррупции и эффективности принимаемых антикоррупционных мер. По его словам, работа ведется по двум направлениям — анализ внутри системы и внешние меры. Цель исследований — составить карту рисков. Представитель Минэкономразвития отметил, что пока результаты работ используются недостаточно полно, так как есть споры в методологии и критериях оценки различных показателей. Кроме того, результаты исследований зачастую воспринимаются как рейтинг оценки деятельности тех или иных структур, что вызывает негативную реакцию руководства на высшем уровне, и поэтому они не принимаются во внимание.


Начальник Отдела совершенствования мер по противодействию коррупции Минтруда России Наталья Давыдова рассказала о том, что в РФ установлена обязанность госслужащих уведомлять компетентные органы об обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционных действий. Более того, установлена ответственность за невыполнение данной обязанности вплоть до увольнения.

— Однако у нас эта мера пока не работает, — отметила эксперт. — Четкий порядок обращений не урегулирован, также как и вопросы конфиденциальности и защиты заявителя. Кроме того, в нашей стране пока к заявителям относятся крайне негативно, и поэтому большинство граждан молча негодуют от того, что они знают.

Кстати, по словам Натальи Давыдовой, сообщать о коррупции должны и работники Центрального банка, пенсионного фонда, государственных корпораций. Напомним, что сообщить о фактах коррупции может любой гражданин, обратившись в отдел расследований нашего Первого Антикоррупционого СМИ.

— С помощью этих и других мер мы уже вернули в бюджет более 50 млн долларов. Максимальная сумма, которая была выплачена заявителю, составила 400 тысяч долларов (за подтвердившийся факт коррупции со стороны органов местного самоуправления при прокладке водопровода), — рассказал господин Янг.

По его словам, в Корее, как и у нас, к гражданам, сообщающим о фактах коррупции, относятся негативно, поэтому предусмотрена особая защита заявителей и полная гарантия их конфиденциальности. Старший советник по вопросам политики Кабинета министров Великобритании госпожа Уолш Аткинс (Eirian Walsh Atkins) рассказала, что их законодательство также предоставляет защиту для госслужащих, заявивших о коррупционных нарушения со стороны руководства.

– Мы поощряем, чтобы жаловались на вышестоящих сотрудников, это британская манера поведения, — отметила она.

Представительница Соединенного Королевства рассказала, что в части борьбы с коррупцией в законодательстве предусмотрено также требование о транспарентности: члены кабинета министров, члены парламента, различные госслужащие должны отчитываться о подарках и представительных расходах. По ее словам, на данный момент ведется работа в части развития законодательства для лоббистов.

Рисунок1

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Игорь
Барциц рассказал о российской истории борьбы с коррупцией и обозначил основные направления нашей антикоррупционной работы, среди которых — обеспечение прозрачности деятельности органов государственного управления, антикоррупционная экспертиза, совершенствование судебной системы, меры контроля доходов и расходов госслужащих и политиков. По его мнению, помимо прочего, необходимо также повышать роль СМИ в осуществлении общественного контроля и по возможности наладить взаимодействие с зарубежными антикоррупционными центрами.

— Никто не признается, поэтому с помощью одной системы информирования проблему не решить, — считает эксперт.

что такое коррупция

На самом деле эта тема очень интересная, многосторонняя и распространённая. Так как сегодня о коррупции говорят все кому не лень, и винят во всех бедах и неудачах. Жалуются на чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники, и знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны. Но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если на самом деле коррупция это так удобно?

Что такое коррупция

Простыми словами, коррупция – это злоупутребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

К лицам, которые злоупотребляют собственной властью могут относиться как политики, чиновники, так и представители медицины и образования. А сама коррупция включает в себя злоупотребление властью, мошенничество, вымогательство, отмывание денег и растрату.

Виды коррупции и ее формы

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

  • судейской;
  • парламентской;
  • корпоративной;
  • политической;
  • экологической;
  • полицейской;
  • образовательной;
  • профсоюзной;
  • церковной и т. д.

Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Основные коррупционные методы

что такое коррупция

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:

1.Взятки и подкуп.

Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..

2.Расхищение, воровство.

Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.

3.Вымогательство и шантаж.

Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.

4.Мошенничество.

Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.

5.Фаворитизм, кумовство, непотизм

Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.

6.Лобби

Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.

7.Злоупотребление полномочиями

Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Причины появления коррупции

На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.

Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.

Другими первоочерёдными мотивами выступают:

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Основные меры противодействие коррупции

что такое коррупция

На сегодняшний день не существует таких мер противодействия коррупции, которые гарантировали бы полное ее исключение. Однако пример стран с низкой коррупцией позволяют выявить ряд действий, которые способствуют ее снижению:

Внутренний контроль — включает в себя стандартизацию действий чиновников и строгий надзор за госслужащими.

Внешний контроль — создание независимых механизмов наблюдения за чиновниками.

Демократическая система выборов — свободные выборы способствуют отстранению людей, совершивших преступление, от власти.

К мерам общего характера относятся снижение ограничений, вызывающих коррупцию, создание открытых ведомственных систем, повышение социальной обеспеченности чиновников и др.

Чем опасна коррупция

На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

В заключение….

В этой статье мы коротко и ясно дали определение коррупции, рассмотрели ее негативные последствия и то, как с ней бороться.

Коррупция оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны, способствует росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже. Может быть вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не нужно снимайте с себя ответственность. В конце концов, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

Хотя абсолютная победа над коррупцией невозможна, ее можно загнать в такие рамки, которые не будут влиять на развитие общества.

zakon.kz

zakon.kz

В Казахстане граждане, сообщившие о факте коррупции или иным образом оказывающие содействие в борьбе с ней, освобождаются от уголовной ответственности, в случае их подтверждения могут быть поощрены в форме единовременного денежного вознаграждения, передает Zakon.kz со ссылкой на директора департамента по связям с общественностью АДГСПК Армана Бердалина.

В прошлом году по обращениям неравнодушных граждан Национальным бюро по противодействию коррупции Агентства выявлено немало коррупционных преступлений.

Из них по коррупционным преступлениям небольшой тяжести поощрены 2 гражданина на 192 400 тенге, средней тяжести – 73 лица на 9,04 млн тенге, тяжким – 106 лиц на 18,1 млн тенге.

За два месяца текущего года территориальными органами Национального бюро поощрено 29 лиц на общую сумму 4,5 млн тенге.

Из них по коррупционным преступлениям средней тяжести – поощрены 9 граждан на сумму 1,1 млн тенге, тяжким – 20 лиц на 3,4 млн тенге.

Поощрение осуществляется в случае, если информация, представленная лицом, соответствует действительности и в отношении виновного лица:

1) вступило в законную силу постановление суда о наложении административного взыскания;

2) вступил в законную силу обвинительный приговор;

3) вынесено постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Согласно действующим правилам, поощрение устанавливается в зависимости от категории правонарушения.

При отказе от денежного вознаграждения, могут устанавливаться поощрения в виде награждения грамотой или объявления благодарности.

Читайте также: