Музыка звучание времени сообщение

Обновлено: 01.07.2024

В данной статье делается попытка найти подходы к проблеме – время в музыке. Очевидно, что для этого необходимо рассмотреть черты "больших" музыкальных стилей и ряд основных понятий, касающихся музыкального ритма и музыкальной формы, в культурологическом освещении. То есть для решения поставленной задачи целесообразно выйти за пределы собственно музыковедения, чтобы вновь затем в него вернуться.
Музыка — это искусство запечатлённого времени. По сути дела, именно время является той категорией, которой подчинена вся её организация, в том числе и пространственные параметры, т. е. высота звука и интервалы между высотами; тембр звука и способ звукоизвлечения, т. е. артикуляция, также существуют в длящемся времени. Время в музыке не неизменно, оно меняется, не будучи изолированным от общекультурного процесса, в котором — от перехода от эпохи к эпохе — происходят трансформации понятия времени и — что очень важно — и его восприятия. Они во многом определяют изменения категории времени в музыке, что подчас составляет сущность стиля.
Классическая теория музыки, описывающая её феномены в пределах классико-романтической эпохи (с 1750 приблизительно по 1910 гг.), выработала строгую иерархию длительностей и их кратных соотношений (целая длительность делится на дробные, кратные степеням двойки), метров и ритмических группировок, а также частей музыкальной речи (перечислим от меньшего к большему: мотив, фраза, предложение, период). По мере увеличения структурной сложности построения возрастает роль цезур, отделяющих друг от друга эти отрезки музыкальной речи, и роль факторов гармонии и мелодии в формировании этих отрезков и в их различении.
На этих представлениях и по сей день базируются школьные курсы элементарной теории и музыкальной формы; в той или иной форме они пригодны и для описания музыкальных текстов, относящимся к другим эпохам. Однако сейчас, в современной композиторской практике рубежа XX и XXI веков, большинство этих представлений давно утратило свою актуальность. Породившая их эпоха музыкального классицизма была лишь одним из эпизодов музыкальной истории, перед которым и после которого понимание музыкальною времени было иным и, во всяком случае, более близким к субъективному восприятию человеком феномена времени. Оно непосредственно направлено на объект (в нашем случае — звук) и, соответственно, более сложно, чем то, которое свойственно эпохе классицизма.
Музыка – это часть системы культуры, организованной по единым законам, о некоторых из них мы кратко скажем, обратившись для большей наглядности к искусствам визуальным. Архитектура классицизма, её соединение с природой в регулярных парках, создававшихся по прототипу Версаля и ставших интернациональным явлением, перенимавшим и имя прототипа: "Версалем часто называли любой регулярный сад" (Свирида 2006, 377), имеют аналогии с музыкой. И для архитектуры, в том числе садовой, и для музыки характерна классическая форма с её апологией четности, "квадратности" (без кавычек это реально существующий музыкальный термин) и телесности. О последнем общем признаке архитектуры и музыки скажем подробнее — как архитектурное пространство обживается человеком и его присутствие в нём предполагается, так и музыкальное пространство эпохи классицизма без него немыслимо. Ведь истоки его форм лежат в марше и танце, четность которых антропоморфна — она обусловлена физической природой человека. Символическое значение в этом контексте принимает гайдновская симфония "Часы", с её Andante, изображающим чёткое двудольное тиканье часов.
Музыка, созданная в рамках иной картины мира, где человек выступает одной из метафизических категорий, как в эпоху Возрождения или в новейших религиозно-этических концепциях, не могла проявлять четность, квадратность и телесность. Вот как о ней провидчески сказал Поль Верлен:

"De la musique avant toute chose,
Et pour cela prefere l'Impair
Plus vague et plus soluble dans l'air,
Sans rien en lui qui pese ou qui pose".

Литература
Свирида 2006 - Свирида И. Я. Чужое имя в искусстве и три "Версаля" // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006.
Элиаде 1994 - Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.
Tinctoris 1963 - Tinctoris. Scriptorum de musica mcdii aevi nova series a Gerbertina altera, 4 vols., ed. Edinond de Cousscmaker. Paris: Durand. 1864-1876; reprint ed., Hildesheim:Olms, 1963.


С.Дали. Мягкие часы.

Было время, когда все часы тикали. И не только тикали, но и производили каждые пятнадцать минут какие-нибудь звуки: мелодично звонили или пугали внезапно выскакивающей из окошечка кукушкой. А ещё раньше напольные, настенные или настольные часы были снабжены сложными механизмами, игравшими целые музыкальные произведения.

Для таких часов писали музыку классики. У Гайдна, например, есть целая коллекция забавных пьесок, которые он написал по заказу своего приятеля. Мотив одной из них он позже использовал в своей Симфонии №101.

Время в этой музыке — это бытовая категория, переведённая на язык простых понятий тиканьем часов. Оно течёт ровно так, как нужно добродетельному человеку, который делает то, что должно, никуда не опаздывает и с толком проживает каждую минуту своей жизни.

Берлинский филармонический оркестр, дирижёр Джованни Антонини (фрагмент второй части)

Эту музыку Свиридов написал к одноимённому фильму Михаила Швейцера о строительстве металлургического завода. Позже он включил её в симфоническую сюиту.

Здесь совсем другое ощущение времени.

Стрелка часов близится к полуночи. Золушка должна успеть убежать с бала. Вот-вот её бальное платье превратится в тряпки, карета в тыкву, и её упоительное счастье в одну секунду будет обращено в прах.

Прокофьев разыгрывает здесь настоящую звуковую фантасмагорию. Никогда так страшно (с воем и хрипом) часы не били двенадцать раз.

4. Людвиг ван Бетховен. Лунная соната, 1 часть

Лунная соната не про луну, конечно, а про момент, когда человек выпадает из течения жизни в омут тяжёлых мыслей. В такие моменты время движется не линейно, оно начинает мучительно вращаться внутри круга, очерченного бедой.

Классик американской музыки Чарльз Айвз в этой гениальной пьесе дал философское выражение времени как вечности.

Струнные инструменты, труба и четыре флейты во время исполнения располагаются в разных точках зала.

Леонард Бернстайн и Нью-Йоркский филармонический оркестр

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыкальное искусство во времени Понятие времени в музыке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыкальное искусство во времени Понятие времени в музыке

Музыкальное искусство во времени Понятие времени в музыке

Время: - продолжительность, длительность чего-либо; - промежуток той или иной.

Понятие времени в музыке. единица измерения, способ измерения, длительность з.

Понятие времени в музыке. единица измерения, способ измерения, длительность звучания ноты. - развитие событий во времени (эпоха, период, время в муз. Произведении, времена года).

Музыка – как точная наука Время – единица измерения длительности звука (основ.

Музыка – как точная наука Время – единица измерения длительности звука (основа для разучивания и исполнения муз. произведения)

 Длительность нот.

Шкала музыкальных темпов.

Шкала музыкальных темпов.

Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие.

Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции.

Принадлежность музыки к определенной эпохе

Принадлежность музыки к определенной эпохе

Антонио Вивальди. Анто́нио Лю́цио Вива́льди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4.

Антонио Вивальди. Анто́нио Лю́цио Вива́льди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) —итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе.


Четыре времени года Весна – юность; Лето – расцвет личности; Осень – зрелость.

Четыре времени года Весна – юность; Лето – расцвет личности; Осень – зрелость, мудрость; Зима – старость.

Время: единица измерения, способ измерения (длительность звука, ноты); развит.

Время: единица измерения, способ измерения (длительность звука, ноты); развитие событий во времени (время как эпоха, как исторический временной период, время в музыкальном произведении; пора природы (время года).

Краткое описание документа:

Поколение наших детей живет в эпоху технологий, которая насыщена компьютерами, DVD и MP3 плеерами, мобильными телефонами и т.д. Идти в ногу со временем и применять современные технические средства в учебном процессе, позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика.

Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point . В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, а также во внеурочной деятельности. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация иллюстрирует рассказ учителя. Программа позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте и, кроме того, дает возможность вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.

Музыка - это искусство, средством которого является звук и тишина. Наверное, любой человек в своей жизни слышал хоть раз журчание ручейка в лесу. Не напоминает ли оно вам мелодичную музыку? А шум весеннего дождя по крыше - разве это не похоже на мелодию? Именно тогда, когда человек начал вокруг себя замечать подобные детали, он осознал, что его повсюду окружает музыка. Это искусство звуков, создающих вместе уникальную гармонию. И человек стал учиться у природы. Однако для того, чтобы создать гармоничную мелодию, недостаточно было простого понимания того, что музыка - это искусство. Чего-то не хватало, и люди стали экспериментировать, искать средства передачи звуков, самовыражаться.

что такое музыка рейки

Как появилась музыка?

Человек со временем научился через песню выражать свои эмоции. Песня, таким образом, была первой музыкой, созданной самим человеком. Ему захотелось впервые с помощью мелодии рассказать о любви, этом замечательном чувстве. Первые песни были сложены именно о ней. Затем, когда пришло горе, человек задумал исполнить песню и о нем, выразить и показать в ней свои чувства. Так возникли панихиды, погребальные песни, церковные песнопения.

Для поддержания ритма со времени развития танца появилась исполненная телом самого человека музыка - щелканье пальцами, хлопки в ладоши, удары в бубен или в барабан. Именно барабан и бубен - первые музыкальные инструменты. Человек с их помощью научился производить звук. Эти инструменты являются настолько древними, что их появление тяжело отследить, поскольку их можно найти у всех народов. Музыка сегодня фиксируется с помощью нот, а реализуется она в процессе исполнения.

Как музыка влияет на наше настроение?

Что такое музыка для человека? Она является видом искусства, посредством которого можно передавать чувства и настроения. Главными выразительными средствами и элементами ее являются: темп, метр, ритм, мелодия, инструментовка, гармония, тембр, динамика и другие. Музыка обладает свойством воздействовать на наше настроение.

Существует в психиатрии особый отдел музыкотерапии. С помощью нее можно воздействовать даже на здоровье человека. Музыка частично, а порой и полностью, передает слушателям настроение исполнителя. Ее нужно выбирать, так как существует позитивная музыка, а бывает и содержащая в себе много агрессии. Музыка также имеет свойство обострять духовное восприятие окружающего мира. Она способна очищать наш рассудок, также может наполнять яростью, тревогой, глупостью. Музыка способна при живом исполнении вызвать радость, спокойствие, легкость, раздражение, скуку, депрессию. Она оказывает наибольшее воздействие на нас, если написана была вживую, а не под фонограмму.

что такое музыка для человека

Музыкальная фармакология

Сегодня применение музыкальных композиций для лечения становится все более популярным. Многие слышали о том, что такое музыка Рейки, а некоторые даже используют эти исцеляющие мелодии на практике для лечения различных заболеваний. Кроме того, существует целое направление в медицине, называемое музыкальной фармакологией. Его суть заключается в том, что можно излечить различные болезни, просто слушая определенные мелодии. Широко распространена в этой сфере классическая музыка.

Чем объясняются различные музыкальные предпочтения у разных людей?

Почему же каждый из нас имеет собственные музыкальные предпочтения? Оказывается, ритмами головного мозга определяется вкус в музыке. А они являются сугубо индивидуальными. Когда мы слышим музыку, соответствующую именно нашим ритмам, она нам нравится. У кого они учащенные, тот предпочитает композиции поэнергичнее, у кого ритмы спокойные - те выбирают расслабляющие, медленные мелодии. Впрочем, у людей наблюдается с возрастом замедление ритмов, что вызывает в у большинства пожилых людей желание слушать именно спокойную музыку.

Музыкальные стили

Музыкальный стиль представляет собой совокупность различных элементов, приемов, средств выражения, которая воплощает собой определенное идейное направление в музыкальном творчестве. На данный момент имеется множество стилей. Однако мы остановимся на нескольких: рок-музыка, классическая, духовная и хоровая.

Классическая музыка

Что такое музыка классическая? Можно привести несколько определений. Во-первых, она прошла испытание временем. Это музыка прошлого, имеющая и сегодня свою аудиторию. Например, в свое время вальсы Штрауса считались развлекательной музыкой. Сегодня мы относим эти композиции к классике. Во-вторых, классической музыкой с исторической точки зрения является западная середины 18 - начала 19 века. В качестве примера можно привести творчество Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, Бетховена и т.д.

что такое музыка определение

В-третьих, классикой считается также музыка академическая, созданная по особым канонам европейской музыки 17-19 веков. Она наследует жанры указанной эпохи. Примеры: соната, опера, симфония.

Рок-музыка

Рассмотрим теперь, что такое музыка в стиле "рок". Этот стиль - общее название для различных направлений популярной музыки. Можно сказать, что ее особенностями являются драйв, энергия ритмов, усложненная структура и ритм. Популярными инструментами в рок-музыке являются барабаны и электрогитара. Она считается музыкой для молодых. Можно привести следующие примеры рок-стилей: джаз-рок, прогрессивный рок, панк-рок, хард-рок, классический рок, психоделический рок, гаражный рок, фолк-рок, рокабилли, рок-н-ролл и т.д.

Хоровая музыка

Ответим теперь на вопрос о том, что такое музыка хоровая. Она предназначена для исполнения в хоре. Такая музыка бывает профессиональной и народной. Исполнение ее зависит прежде всего от певческих особенностей, которыми обладают члены хора. Хоровая музыка в чистом виде представлена в виде пения a capella, то есть многоголосного, без музыкального сопровождения. Предназначена такая музыка для широкого круга слушателей. В прошлом она служила средством идеологической и политической борьбы, да и сегодня оказывает на людей большой влияние.

Духовная музыка

Теперь скажем пару слов о том, что такое музыка духовная. Она имеет религиозный характер, исполняется в храме во время службы, а также в быту верующими людьми. Духовная музыка в узком смысле - христианская церковная.

что такое музыка

Принято сегодня всю музыку делить на духовную и светскую. Основная область, в которой используется духовная - культовая (музыка буддистского ритуала является самой древней из сохранившихся сегодня). Развитие музыкальной педагогики, теории нотного письма в европейском варианте связано с европейской культовой музыкой, которую называют обычно церковной. Музыкальные тексты в ней имеют большое значение. Они строятся либо по канонам, либо в свободной форме пишутся, основываясь на священных книгах. Хор Григорианских монахов - пример духовной музыки.

Камерная и оркестровая музыка

Многие из вас слышали понятие "камерная музыка". Что это такое, знают далеко не все. Поэтому это понятие требует пояснения. Скажем пару слов о том, что это такое и чем она отличается от оркестровой. Камерная музыка исполняется небольшим музыкальным коллективом вокалистов и/или инструменталистов. Каждую партию при исполнении сочинения играет обычно лишь один инструмент (голос). В отличие от камерной, в оркестровой музыке имеются группы инструментов, которые играют в унисон.

Коллектив, который исполняет камерную музыку, именуется камерным ансамблем. В него, как правило, входят от 2 до 10 человек, иногда больше. Существует также камерный оркестр - это сокращенный состав струнного оркестра (около 15-20 человек), к которому добавляется иногда несколько духовых инструментов.

Характеристика музыки по звучанию и построению

музыка это искусство

Также музыку можно охарактеризовать по звучанию и построению. Одна звучит более динамично, другая - спокойно. Музыка может иметь четкий гармоничный ритмический рисунок, а может обладать рваным ритмом. Множество элементов определяет общее звучание различных композиций. Рассмотрим четыре термина, которыми интересуются наиболее часто: лад, динамика, минусовка и ритм.

Динамика и ритм в музыке

Динамика в музыке - нотные понятия и обозначения, связанные с громкостью ее звучания. Относятся к динамике резкие и постепенные изменения в музыке, громкость, акцент и несколько других терминов.

Ритм представляет собой соотношение долготы нот (или звуков) в их последовательности. Он построен на том, что некоторые ноты звучат несколько дольше, чем другие. Все они объединяются вместе в музыкальном потоке. Ритмические вариации рождает соотношение длительности звуков. Объединяясь, эти вариации образуют ритмический рисунок.

Лад как понятие в музыке имеет множество определений. Он занимает в гармонии центральное место. Приведем несколько определений лада.

музыка это искусство звуков

Ю.Д. Энгель считает, что это схема построения некоторого звукового ряда. Б.В. Асафьев - что это организация тонов в их взаимодействии. И.В. Способин указывал на то, что лад - система связей звуков, объединенная некоторым тоническим центром - одним звуком или созвучием.

Музыкальный лад по-своему определяли различные исследователи. Однако ясно одно - благодаря ему гармонично звучит музыкальное произведение.

Минусовка

Рассмотрим следующее понятие - минусовка. Его непременно следует раскрыть, говоря о том, что такое музыка. Определение минусовки следующее - это композиция, из которой был удален вокал, или же в ней отсутствует звучание некоторого музыкального инструмента. Одна либо несколько партий инструментов и/или вокала отсутствует в минусовке, которая/которые до изменения композиции присутствовала(и) в изначальном варианте. Самая распространенная форма ее - удаление из песни слов так, что музыка звучит одна, без текста.

музыка это искусство чего

В данной статье мы рассказали вам о том, что такое музыка. Определение этого прекрасного вида искусства было представлено лишь кратко. Конечно, тем, кому она интересна на глубоком, профессиональном уровне, имеет смысл изучить ее теорию и практику, законы и основы. Наша статья ответы дает лишь на некоторые вопросы. Музыка - это искусство, изучать которое можно очень долго.

Музыка сопровождает человека от рождения до самой смерти. Мать поет колыбельную новорожденному, ребенок разучивает песенки, подросток слушает композиции любимой группы, взрослый смотрит фильмы. Ведет ли человек светскую жизнь или предпочел мирской суете тишину монастыря, ходит ли он на работу в офис или отправляется рано утром кормить кур и коров на ферме,— это не имеет значения. Звуки, художественно организованные и гармоничные, едины для всех и способны тронуть любую душу и открыть любое сердце.

Как же родилась и развивалась та музыка, которую теперь мы называем классической?

Рисунок на древнегреческой вазе: урок музыки

Точка отсчета — средневековье

С одной стороны, рождением музыки правильнее было бы считать то время, когда первобытный шаман впервые завел танец вокруг костра, подпевая и аккомпанируя себе притопыванием ног и хлопками рук. Но, с другой стороны, мы так мало знаем о том историческом периоде, что неизбежно попадаем в область сплошных догадок и теоретических построений. Поэтому периодизацию классической музыки принято начинать примерно с 1000 года — с эпохи позднего Средневековья, вплоть до 1600 года — до Возрождения.

Григорианский хорал (от лат. cantus gregorianus — григорианское пение), традиционное литургическое песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Является основой ранних форм европейской полифонии

Огромное влияние на все сферы жизни в то время имела церковь. Поэтому нет ничего удивительного, что пение священных текстов стало одним из первых музыкальных направлений. Григорианские хоралы известны по сей день и заслуженно считаются одними из красивейших образцов вокальной музыки.

До 1025 года музыкальные знания, как и во многих других областях, передавались от учителя к ученику. Единого способа звуковой записи не существовало. Но именно этот год стал поистине поворотным в истории музыки. Монах Гвидо д'Ареццо разработал и предложил систему музыкальной нотации, то есть изобрел ноты. Отныне любой музыкант мог прочесть и в точности воспроизвести любую записанную в этой системе мелодию.

Хоральное пение и песенная традиция трубадуров, многоголосые мессы, ставшие первыми полифоническими произведениями, богатейшие аранжировки произведений для церкви и светские мадригалы и мотеты — вот наследие, оставленное нам музыкантами того времени. Еще одним поворотным моментом, а заодно и витком, завершившим ранний период, стало возникновение оперы. Опера — это революционное сочетание музыки и поэтического искусства.

Из-под церковных сводов — в светские дворцы

Изображение Гвидо д’Ареццо в рукописи из монастыря близ Аугсбурга, около 1100 года

По мере того как церковь начинает уступать часть прежде почти безраздельно принадлежавшей ей власти правителям светским, главным заказчиком музыкальных произведений становится знать. А это означает, что музыка уже является не языком общения с Богом, а развлечением для богатых.

Период барокко охватывает около полутора столетий — с 1600 по 1750 годы. Именно в это время Жан-Батист Люлли, придворный музыкант короля Людовика XIV, вводит новшества в оркестровую музыку, создавая первые подобия современных симфонических оркестров. Арканджело Корелли закладывает основы так называемого большого концерта — музыкального произведения, в котором оркестр делится на две части по группам инструментов и поочередно исполняет партии.


Людвиг ван Бетховен (16 декабря 1770 г. — 26 марта 1827 г.) — немецкий композитор и пианист, представитель венской классической школы, один из наиболее исполняемых композиторов в мире

Период барокко — это время перехода музыки в плоскость светской традиции и рождения множества новых жанров.

Классика — на краткий миг

В это время на музыкальном небосклоне восходят звезды трех величайших композиторов — Гайдна, Моцарта и Бетховена. Полностью формируются жанры классической симфонии и концерта в том виде, который известен нам сейчас.

Ференц Лист за фортепиано

Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк, сыновья Иоганна Себастьяна Баха — Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан,— Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф, Луиджи Боккерини, Антонио Сальери (да-да, тот самый!) — все они внесли огромный вклад в развитие классической музыки и всего лишь за 80 лет классического периода изменили ее практически до неузнаваемости.

Яркая эпоха романтиков

Подобно представителям романтизма в других видах искусства, музыканты-романтики большее внимание уделяли чувствам и восприятию музыки, делая из нее инструмент для выражения своих переживаний. Эта эпоха хоть и продлилась столько же, сколько классический период — с 1830-х по 1910-е годы, но была невероятно щедра на великие имена. И это было время людей страстных и преданных своему делу.

Это были еще 80 лет колоссальных перемен и создания музыкальных произведений невиданного ранее эмоционального накала.

А. П. Бородин

Ц. А. Кюи

Н. А. Римский-Корсаков

М. П. Мусоргский

М. А. Балакирев

Век прошлый, двадцатый

Многим людям кажется, что с годами время ускоряется. Но всякий, кто возьмется за изучение истории любого явления, скажет вам, что так и есть на самом деле. В истории человечества на XX век приходится немыслимый взрыв прогресса во всех областях жизни. И музыка не стала исключением.

Выделить одно основное направление для ХХ века просто невозможно. Мир менялся стремительно, и композиторы пытались отразить эти изменения как можно более полно.

Это была эпоха экспериментов. Импрессионизм Дебюсси и Равеля, додекафония и сериальность Шёнберга, народные мотивы и модернистское новаторство подлинных гигантов ХХ века — Стравинского и Прокофьева, мгновенно узнаваемые мелодии, на которые был так щедр Гершвин, и невероятное многообразие, подвластное Шостаковичу,— это все одно столетие. И оно сделало музыку настолько разнообразной, насколько это только возможно.

Век же двадцать первый только в самом начале, и делать выводы о том, каково будет его музыкальное сопровождение, предстоит нашим потомкам.

Читайте также: