Станюкович севастопольский мальчик сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Род Константина Михайловича Станюковича. Отношение к войне. Первые очерки Станюковича из жизни моряков. Работа в журнале "Дело". Рассказы "Побег" и "Севастопольский мальчик". Упоминания о героях Севастополя адмиралах Корнилове и Нахимове в произведениях.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.12.2015
Размер файла 13,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Род Константина Михайловича Станюковича

1. Николай (1822--1857),

2. Александр (1823--1892),

4. Константин (1843--1903),

6. Анна (1827--1912),

7. Екатерина (1831--1859),

8. Елизавета (1844?-1924).

Отношение к войне

Его отец, адмирал Станюкович, отличался железной волей, честностью, преданностью флоту, но в то же время деспотическим характером. Поэтому в семье адмирала царила атмосфера постоянного страха. Константин выделялся среди других детей адмирала своим непокорным духом.

Станюковичу было одиннадцать лет, когда союзники осадили Севастополь. Он был очевидцем Крымской войны, видел героизм русских солдат и матросов. Его повести и рассказы полны благоговейных упоминаний о героях Севастополя адмиралах Корнилове и Нахимове.

Крымская война застала его на посту севастопольского военного губернатора и командира севастопольского порта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тема Крымской войны и обороны Севастополя лейтмотивом прошла через творчество писателя. Об этом его рассказы и повести: "Кириллыч", "Маленькие моряки", "Письмо знатного иностранца, не пропущенное цензурой". Наблюдения за жизнью моряков Черноморского флота легли в основу рассказов "Смотр", "Волк", "Глупая причина".

К 35-летию творческой деятельности писателя общественностью Москвы и Петербурга были собраны средства, чтобы в Севастополе открыть народную читальню. Но царское правительство не пошло на это, стремясь предать забвению имя крамольного писателя. За несколько месяцев до смерти Станюкович закончил повесть "Севастопольский мальчик", которая заслуженно является одним из лучших произведений об обороне Севастополя.

станюкович война севастополь моряк

Первые очерки Станюковича из жизни моряков были опубликованы в начале 1860-х. В 1867 они вышли отдельной книгой - "Из кругосветного плаванья".

На некоторое время он оставляет "морской" материал, в течение ряд лет сотрудничает в различных петербургских изданиях. В 1872 начинает работать в журнале "Дело", что способствует определению его идейных и политических позиций. Его "Письма знатного иностранца" и "Картинки общественной жизни" - острая и меткая критика пореформенной действительности. Той же теме посвящены романы "Два брата" (1880), "Омут" (1881). Находясь за границей в 1877 - 79, сблизился с революционными эмигрантами, за связь с которыми в 1885 был сослан в Томск.

В 1886 - 1902 пишет самое значительное свое произведение - "Морские рассказы", в которых добивается "жизни и правды". Морская тема отныне будет жить в его книгах. В 1893 выходит очерк "Маленькие моряки", в котором автор дает изображение жизни флота, в 1894 - "Беспокойный адмирал" и др.

Такие качества человеческого характера, как гражданское мужество, независимость, ответственность, душевная стойкость, вызывают обостренное внимание автора - "Шутка" (1898), "Утро" (1901), "Собака" (1902) и т.д.

Мальчик, сын крупного морского военачальника, очень хороший, добрый и честный парнишка подружился с арестантами, работавшими в отцовском саду. Жалел этих людей, проникся их рассказами о реальной жизни народа в России того времени. И однажды помог бежать одному из арестантов, рискуя собственной судьбой, а, может, даже и жизнью

В повести нашла отражение оборона Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 гг. Мальчиком Станюковичу довелось быть не только свидетелем, но и посильным участником севастопольской обороны. Писатель-демократ рассказал о героизме русского солдата и в то же время вскрыл военную и экономическую отсталость крепостнической России, которая и привела к поражению в Крымской войне.

Книга: Станюкович К.М. "Севастопольский мальчик"

Издательство "Cоветская Россия", Москва, 1985

С 75. В шторм. Повести и рассказы. Сост.: М. А. Соколова. Илл.:

П. Пинкисевича. - М., Моск. рабочий, 1974. - 392 с.

Подобные документы

Исследование понятия и толкований художественного образа, способов изображения персонажа. Анализ художественных произведений К.М. Станюковича, А.П. Чехова, А.И. Куприна, Н.Г. Гарин-Михайловского, Л.Н. Андреева в аспекте способов изображения детей.

дипломная работа [95,5 K], добавлен 25.04.2014

Основное содержание и культурно-просветительское значение "Севастопольских рассказов" как цикла из трех рассказов, написанных Львом Толстым, посвященных Крымской войне. Описание в произведениях героизма защитников города, бесчеловечности завоевателей.

презентация [972,2 K], добавлен 11.10.2015

Использование цвета в своих произведениях Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым. Прием цветописи в произведениях, необходимый для создания более глубоких образов героев. Использование цвета, перекликающееся со статикой и динамикой в изображении обстановки.

реферат [35,9 K], добавлен 27.11.2010

Таинственная недосказанность в произведениях Хемингуэя, его отношение к своим героям, используемые приемы. Особенности раскрытия темы любви в произведениях Хемингуэя, ее роль в жизни героев. Место войны в жизни Хемингуэя и тема войны в его произведениях.

реферат [28,2 K], добавлен 18.11.2010

Война длинною в жизнь. Юность поэтессы. Первые стихи. Стихотворения о Великой Отечественной войне: из-за парты в блиндаж; "основное дело" ее жизни; Юлия Друнина и Зинаида Самсонова. О войне после войны. Ю. Друнина - секретарь Союза писателей. О любви.

реферат [29,5 K], добавлен 09.02.2008

Исследование жизненного и творческого пути русского советского писателя Константина Михайловича Симонова. Описания детства, юности, учебы в литературном университете. Характеристика его работы военным корреспондентом. Анализ стихотворений и произведений.

презентация [4,9 M], добавлен 29.11.2012

Детство писателя, учеба в Таганрогской гимназии. Обучение на медицинском факультете Московского университета. Первые сатирические рассказы. Особенности языка и поэтики раннего Чехова. Воспоминания о Сахалине, их отображение в творчестве. Рассказы Чехова.

Контроль исходного уровня знаний, умений, навыков.

2.Основной этап

Актуализация опорных знаний обучающихся (проверка домашнего задания, словарная работа, беседа, опрос и т.д.)

Ялик – двухвесельная или четырёхвесельная небольшая шлюпка.

Марсовый матрос -на парусных судах флота разряд матросов, которые во время управления парусами находятся на мачтах, по марсам, салингам; во время взятия рифов, постановки парусов и т. д. они расходятся по реям. Так как подобные занятия требуют особой ловкости

Мортирка - огнестрельное оружие, предназначавшееся для стрельбы ручными гранатами. Являлось прообразом современных гранатомётов)

Сведения из жизни и творчества Станюковича

Русский писатель родился 18 (30 по новому стилю) марта 1843 года в Севастополе. Отец - потомственный моряк, адмирал русского флота, командир севастопольского порта, севастопольский военный губернатор. Мать - дочь капитан-лейтенанта Митькова. Прапрадед принадлежал к старинному дворянскому роду Станюковичей. Кроме Константина, в семье было еще семеро детей. В 1854 году, когда Константину было 11 лет, началась оборона Севастополя. Исполняя обязанности курьера при отце, видел адмиралов Корнилова и Нахимова. В конце сентября семья Станюковичей эвакуируется в Симферополь.

В 1900 году писатель много времени проводит в Крыму - лечится. В ноябре 1902 года здоровье писателя ухудшается, в том числе из-за переутомления. Он по настоянию врачей выезжает в Италию. Пробыв несколько дней в Риме, переезжает в Неаполь, где, несмотря на болезнь, продолжает работать. Болезнь обостряется, и писателя кладут в госпиталь. В январе 1903 года выписывают из госпиталя, он слаб, плохо видит, не может читать. В марте 1903 года начал подумывать о возвращении в Россию. Уже были приобретены билеты для отъезда, но в конце марта здоровье опять стало ухудшаться: сначала кладут в немецкий госпиталь, оттуда перевозят в частную клинику. В ночь с 6 на 7 мая скончался. 9 мая похоронили в Неаполе. Жена - Любовь Николаевна Арцеулова . В браке родились 4 дочери и сын.

Повесть "Севастопольский мальчик" вышла 15 сентября 1903 г с подзаголовком "Повесть из времени Крымской войны, со снимками и портретами".

Повести "Севастопольский мальчик" отведено особое место в литературном наследии писателя

В Маркушке мы узнаём Костю Станюковича. Маркуше, как и Косте, на момент начала осады Севастополя исполнилось 12 лет. Литературный герой Маркуша, как в жизни адмиральский сын, за подвиги отмечен наградами.

Станюкович на всю жизнь сохранил трепетные воспоминания о своей военной юности в этом славном городе. Вот почему он всегда имел страстное желание высказаться начистоту, явив российскому читателю сплав конкретных воспоминаний очевидца и участника Первой обороны Севастополя и исторически честно обнажённых оценок и причин того позора 1856 года, который ему довелось пережить вместе со своим народом. Книга посвящена подвигу Севастополя, с раскрытием истинных причин сдачи города и поражения России в Крымской баталии. Через восприятие матросского сына автор повести ставит перед собой сложную и важную задачу - предложить читателю правдивую оценку событий первой обороны Севастополя.

Станюкович резко говорит о неподготовленности властей, о страшных злоупотреблениях, об отсутствии необходимого вооружения, медицинского обеспечения. Он беспощадно обличает бездарных главнокомандующих русской армии (Меншикова, Горчакова), пользовавшихся полным доверием и поддержкой царя. Через всё произведение проходит мысль о том, что Севастополь держался только героическим мужеством народных защитников, которых власти бросили на произвол судьбы.

По этой причине у "Севастопольского мальчика" был сложный путь прохождения через цензуру. Чтобы усыпить бдительность царской цензуры, Станюкович уже заглавием "Севастопольский мальчик" пытался придать произведению некий благопристойный оттенок. Раз мальчик — значит, это сугубо детское произведение.

Повесть "Севастопольский мальчик" была издана в 1903 г., в канун русско-японской войны. С таким великим трудом, по сути, одурачив цензуру, Станюкович как бы провидчески обратился к русскому народу с призывом заблаговременно извлечь горький урок из реалий Севастопольской страды. Ведь всё повторялось вновь.

- «Очень просто. Французский император не из настоящих. А так, из бродяг. Однако потребовал, чтобы все ему оказали уважение. И все уважили. Стали называть, по положению, братцем. А наш Николай Павлович император не согласился.

Вот и дошло до войны. Французский император подбил аглицкую королеву и пишут нашему:

А наш ответил вроде как:

Самому Маркушке тоже пришлось убивать. После гибели старика яличника он пришёл на батарею, где когда-то служил его отец, и начал помогать канонирам.

Детские книжки обязаны иметь счастливые концовки. Однако финал этой повести трудно назвать безусловным хеппи-эндом.

. Севастополь оставлен русскими войсками. Маркушку взял на воспитание артиллерийский офицер. И однажды утром мальчик, проснувшись, ощущает, что его переполняет радость: оттого, что долгая одиннадцатимесячная осада осталась позади, оттого, что небо синее, а солнце яркое, оттого, что ему двенадцать лет.

3.Заключительный этап

Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

1.Какие события в жизни К.М.Станюковича стали для вас наиболее интересными?

2.Какие именно из этих событий повлияли на выбор писательской деятельности Станюковичем?

6. Как вы думаете, почему автор называет главного героя Маркушкой? Можно ли предположить каково его отношение к мальчику?

7. Как вы думаете, почему Маркушке было легко убивать людей?

8. Почему молчал его внутренний голос?

9. Предположите, какова дальнейшая судьба мальчика?

Что вызвало вопросы или трудности в новом материале?

На что нужно обратить внимание на новом уроке?

Что было новым и интересным?

Достигнута ли цель урока?

Анализ и оценка деятельности студентов на занятии.

Домашнее задание.

Хронологическая таблица биографии К.М.Станюковича. Выписать главных, второстепенных и исторических персонажей

Время хотя бы в несколько строк сказать об отце Константина Станюковича — Михаиле Николаевиче. На момент высадки десанта союзников в районе Евпатории Станюкович-старший в адмиральском чине года три занимал в Севастополе должность командира порта и военного губернатора. Михаил Николаевич пользовался доверием и расположением царя, что не единожды находило отражение в монаршьих рескриптах. Да и как было не отмечать такого морского волка. Его послужной список состоял из громких дел. Еще в 1817 году Михаил Станюкович принял командование экипажем брига "Мингрелия". Не в бытность ли Михаила Николаевича капитаном на нём Александр Пушкин совершил на "Мингрелии" плавание "из Феодосии в Гурзуф, где находилось семейство Раевского" (из письма Л.С. Пушкину)? Ещё поэт сообщает брату: "Ночью на корабле написал я элегию: "Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. " А может, ко времени крымского путешествия поэта Михаил Станюкович уже нёс нелёгкую морскую службу на бриге "Диана". Позже на другом корабле Михаил Николаевич на целых три года отправился в сверхдальний поход из Кронштадта на Камчатку и обратно. Два подряд полных риска кругосветных путешествия под парусами.

С 1837 года — контр-адмирал, а с 1848 года — вице-адмирал Михаил Станюкович занимал высокие командные должности то на Чёрном море, то на Балтике, то снова на Чёрном море. Он имел репутацию строгого командира. Михаил Николаевич любил военную морскую службу, иначе он не настоял бы, чтобы и его сын пошёл на флот. Константин Станюкович окончил учёбу в Кадетском корпусе. Молодой офицер принял участие в растянувшемся на три года кругосветном плавании. А вернувшись домой, твёрдо заявил родителям о планах свою дальнейшую жизнь целиком посвятить литературе. У Константина Станюковича был папин характерец. После состоявшегося между ними объяснения отец и сын более не встречались и не переписывались. Вчерашнего лейтенанта-моряка приняла пёстрая среда разночинцев. Их идеями была проникнута большая часть творческого наследия Константина Станюковича. Но славу ему принесли не эти произведения, а повести и рассказы на морскую тему.

Откроем наконец пятый том серии книг "Севастополь. Историческая повесть". Помещённые в нём повести "Беспокойный адмирал", "Севастопольский мальчик" и рассказ "Максимка" предваряет выдержка из статьи Леонида Соболева, посвящённой Константину Станюковичу. Известный писатель-маринист советской поры отмечает, что "из тринадцати томов собрания сочинений, вышедшего при жизни Станюковича, морские рассказы и повести составляют только три". И эти три тома создали имя Константину Михайловичу как писателю. Современники справедливо и точно называли его и флагманом русской морской литературы, и Айвазовским пера.

В "Беспокойном адмирале" мы без труда узнаём отца писателя. Да, строгого, да, предельно жёсткого, когда речь шла о службе, требующей в кульминационные моменты предельной самоотдачи, но адмирал Корнев — литературный герой, прототипом которого мы вправе считать отца автора повести, — человечен, справедлив в жизненных ситуациях.

Михаил Николаевич Станюкович умер в декабре 1869 года. Принадлежность сына к кругу разночинцев и народников обернулась для него ссылкой в Сибирь. На плечах же революционеров-романтиков в российскую действительность въехали и начали утверждаться капиталисты.

Вдали от дома Константин Станюкович обращается к образу отца и представителям его поколения. Он их называет "последними рыцарями чести". Константин Михайлович словно возвращается в атмосферу служения Отечеству, так его воспринимал отец-адмирал. Для сыновней исповеди остаётся литература. Вот и в повести "Севастопольский мальчик" мы вновь встречаемся с адмиралом Михаилом Станюковичем. Нет, в этом произведении он не назван ни своим именем, ни по имени вымышленного героя, а по должности командира Севастопольского порта и военного губернатора. Положение его было сложным. Он, адмирал николаевской эпохи, не верил в возможность появления флота союзников у крымских берегов, тем более в высадку вражеского десанта. Неприятель же не только повалил на сушу, но и нанёс жестокое поражение русским в Альминском сражении. К командиру порта и военному губернатору за советом пошёл обыватель: "Что будет с Севастополем? Меншиков разбит, мы беззащитны. Отдадим Севастополь? Французы будут здесь?" — "Не слушайте болтовни и сами меньше болтайте! Да-с!" — ответ адмирала. "Он сам, — читаем мы дальше, — всё откладывал отправку своей семьи и посмеивался над теми сослуживцами, которые торопились выслать жён и детей вслед за известием, что огромный флот союзников вошёл в Чёрное море…"

"Севастопольский мальчик" — прелюбопытнейшее произведение Константина Станюковича. Ему отведено особое место в литературном наследии писателя. Маркуша — главный герой повести. В нём, сыне рядового моряка, мы легко узнаём Костю Станюковича. Маркуше, как и Косте Станюковичу, на момент начала осады Севастополя исполнилось 12 лет. Литературный герой Маркуша, как в жизни адмиральский сын, за подвиги отмечен наградами.

Через восприятие матросского сына автор повести ставит перед собой сложную и важную задачу предложить читателю правдивую оценку событий первой обороны Севастополя. По этой причине у "Севастопольского мальчика" был сложный и тернистый путь прохождения через цензурные рогатки. Об этом замечательно и полно рассказал журналист "Славы Севастополя+" Леонид Сомов в помещённом в 23-м номере литературно-исторического альманаха "Севастополь" очерке "Айвазовский слова". Чтобы усыпить бдительность свирепой в то время царской цензуры, Константин Станюкович уже заглавием "Севастопольский мальчик" пытался придать произведению "некий благопристойный камуфляжный оттенок. Раз мальчик — значит, это сугубо детское чтиво" (Л. Сомов).

Для публикации литературного детища автором был избран журнал "Юный читатель". В ином месте бдительный цензор, как верно заметил Л. Сомов, "должен был, по идее, не истончить, а обломать свой карающий карандаш". В самом деле, не для детского читателя давались картины подобно той, которая сложилась на третьем бастионе: "обезображенные и обгоревшие трупы их (матросов и офицеров. — Авт.) валялись во рву и между орудиями: там груды рук, тут одни головы без туловища, а вдали, среди грохота выстрелов, слышались крики торжествующего врага. Бастион представлял картину полного разрушения…" Для детского ли восприятия Константин Станюкович — очевидец и невольный участник первой обороны Севастополя — обратился к анализу просчётов военачальников, обнажал факты бездарно принятых ими решений? На закате своей жизни Константин Михайлович считал своим долгом донести людям то, что стало плодом его наблюдений и размышлений.

Очерк "Айвазовский слова" опубликован в 2004 году. Леонид Сомов предлагал в нём "явить севастопольцам эту книгу ("Севастопольский мальчик". — Авт.) в рамках издания многотомника, посвящённого нашему городу". Радостно от того, что "Севастопольский мальчик" пришёл к нам в пятой книге серии "Севастополь. Историческая повесть". Уместным дополнением произведения Константина Станюковича явились раритеты — воспоминания участников первой обороны города Ф. фон Драхенбельса и Валериана Зарубаева.

Остаётся ещё сказать, что у редактируемой известной севастопольской писательницей, лауреатом многих престижных премий Валентиной Фроловой серии книг "Севастополь. Историческая повесть" обновлена редакционная коллегия. В неё, например, вошли первый заместитель председателя городской государственной администрации В.П. Казарин, начальник управления культуры городской государственной администрации Т.В. Зенина, председатель постоянной комиссии горсовета по культуре С.А. Бурштейн. Появились также новые люди и в составе общественного совета издания.

Константин Станюкович - Севастопольский мальчик

Константин Станюкович - Севастопольский мальчик краткое содержание

В повести нашла отражение оборона Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 гг.

Мальчиком Станюковичу довелось быть не только свидетелем, но и посильным участником севастопольской обороны.

Писатель-демократ рассказал о героизме русского солдата и в то же время вскрыл военную и экономическую отсталость крепостнической России, которая и привела к поражению в Крымской войне.

Севастопольский мальчик - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Константин Михайлович Станюкович

Повесть из времени Крымской войны

Фото

На окраине красавца Севастополя, поднимающегося амфитеатром, на склоне горы, лепились белые домишки матросской слободки, в которой преимущественно жили жены и дети матросов и разный бедный люд.

На вид мальчику можно было дать лет двенадцать-тринадцать. Его загорелое лицо, открытое и смелое, с бойкими глазами, дышавшими умом, было озабочено.

К нему уже прибегала депутация звать играть в бабки, но он категорически отказался.

— Маркушка! — вдруг долетел из открытого оконца слабый, глухой женский голос.

Черномазый мальчик вбежал в хату и подошел к кровати, стоявшей за раскрытым пологом, в небольшой комнате с низким потолком, душной и спертой.

Под ситцевым одеялом лежала мать Маркуши, матроска с исхудалым, бледным лицом, с красными пятнами на обтянутых щеках, с глубоко впавшими большими черными глазами, горевшими лихорадочным блеском.

Она прерывисто и тяжело дышала.

— Не идет? — нетерпеливо спросила матроска.

— Не видно, мамка! Верно, придет…

— Не зашел ли в питейный?

— Там нет… Бегал… Тебя знобит, мамка?

— То-то знобит. Прикрой, Маркушка!

Маркушка достал с табуретки старую шубейку, подбитую бараном, и накрыл ею больную.

Затем он поднес ей чашку с водой и заботливо проговорил:

— Выпей, мамка. Полегчает.

И с уверенностью прибавил:

— Скоро поправишься… Вот те крест!

И Маркушка перекрестился.

Больная ласково повела красивыми глазами на сына и отпила несколько глотков.

— Наши не допустят. — возбужденно проговорила матроска, сама торговавшая до последних дней на рынке разной мелочью. Как почти все на рынке, она повторяла, что французы и англичане не осмелятся прийти к нам, а если и осмелятся, то их не пустят высадиться на берег, и союзники с позором вернутся.

Разумеется, эти толки на рынке были отголоском того общего мнения, которое высказывала большая часть севастопольского общества.

Хоть Маркушка, как и подобало шустрому и смышленому уличному мальчишке, и видал на своем коротком веку кое-какие виды и кое-что слышал на Графской пристани и на бульваре, куда бегал слушать музыку по вечерам, — но еще не знал, что французы, англичане, турки и итальянцы уже беспрепятственно высадились первого сентября в Евпаторию [1] и, направляясь в Севастополь, заняли позицию на реке Альме, ожидая русских.

И потому Маркушка не без хвастливого задора воскликнул:

— Сунься-ка! Их Нахимов [2] шуганет, мамка!

— Дай только ему волю. Шуганул бы…

— А кто может не дать воли… Сам царь ему Георгия прислал…

— Князь Менщик [3] не пущает, Маркушка…

— Самый, значит, главный над всеми старик… Такой худой и храмлет… Видел его раз… Ничего не стоит против Нахимова.

— Лукав старик… Все хочет по-своему… И горд очень…

Испуганная приступом кашля, больная с еще большим нетерпением ждала мужа, и ей казалось, что он нехорошо поступает… Дал знать через матросика, что забежит сегодня утром, а уж одиннадцатый час, а его нет…

— Ты, Маркуша, думаешь, что тятьку не спустили на берег?

— Очень даже не спустили по случаю француза… Ни одного матроса нет в слободке… А то тятька бы пришел!

— А как же ты одна?

— Позови Даниловну… Посидит. Верно, дома?

— Куда идти старой карге! — не особенно любезно назвал Маркушка соседку, старую вдову боцмана.

И прибавил деловитым заботливым тоном:

Маркушка поправил одеяло и шубейку на больной, поставил у кровати кружку с молоком и чашку с водой, с серьезным видом потрогал голову матери и исчез.

Через минуту он сказал Даниловне:

— Присмотрите за мамкой, бабушка… Бегу в город…

— Зачем, чертенок? — сердито воркнула боцманша.

— Затем, что мамка послала… Посидите с ней… Будьте добренькая…

— Посижу… Плоха твоя мать… Ох, плоха…

— Вы, бабушка, перед ней не каркайте… Мамка выздоровит! — решительно вымолвил Маркушка, сдерживая желание обругать Даниловну одним из ругательств, имеющихся у него в памяти в большом запасе.

— И очень ты дерзкий, дьяволенок… Весь в отца-пьяницу… Мать твоя только хорошая… Для нее и войду… А вы оба…

Но конца Маркушка не слыхал.

Он спустился до Петропавловской красивой церкви, пробежал мимо каменной стены, окружающей большой сад, около дома командира севастопольского порта [4], — тот сад, куда нередко по вечерам перелезал через забор и лакомился виноградом и другими вкусными фруктами, — и когда вышел на главную улицу, то с галопа прямо перешел на шаг.

Во-первых, ему надо было отдышаться, а во-вторых, его поразило зрелище, которого он еще до сих пор не видал.

И он даже приостановился.

Он видел, что улица запружена матросами, которые на себе тащили большие орудия, и услышал, что орудия эти с кораблей и везут их на бульвар, чтобы поставить там, и на другие места на Южной стороне вокруг Севастополя.

Читайте также: