Сообщение об истории развития буддизма в забайкалье

Обновлено: 16.05.2024

Ныне в Бурятии действуют 16 дацанов, 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, католический костел в Улан-Удэ, 7 древнеправославных общин, свыше 20 религиозных сект.

Шаманизм и тэнгрианство

Возрождение шаманизма – это, с одной стороны, возвращение к архаичной религии, с другой – стремление к обновлению жизни, к творчеству, к свободе, возвращение в лоно природы. Современные шаманизм и тэнгрианство мало связаны с прежним мистицизмом (отрицают сглаз и порчу). Ныне в них более важны функции лечебные, психоэнергетические, нравственные, объединяющие. Успешным и богатым может быть человек, почитающий предков, а неблагоприятную карму исправляют покаянием, духовным самоочищением и медитацией. Присутствие на ритуалах и праздниках включается в туристские программы. Путешественники получают более глубокие и полные представления об истории и культуре Бурятии.

Буддизм

Буддизм проник в Забайкалье из Монголии и Тибета в сер. XVII в.

Бурятская кухня

Позы (буузы)

Наиболее популярное блюдо в Бурятии. Готовятся из фарша разных сортов мяса и теста, на пару.

Баранья голова

Блюдо по традиции подается особому гостю. Вареная голова – символ угощения, знак высшей степени уважения.

Бухулер

Готовятся из рубленой баранины с жиром, луком и чесноком. Отличаются от традиционных пельменей грушевидной формой и обладают оригинальным вкусом. По преданию, рецепт приготовления указан Чингисханом.

Кровяная колбаса

Варится из бараньей крови, подается в горячем виде. Очень вкусное, питательное блюдо. Мясо и кровь отборных баранов, чье сердце останавливалось в один миг (древним способом кочевников – прерыванием аорты), не успевали насытиться ядовитыми веществами и считались целебными при анемии, болезнях сосудов, сердца, почек и печени.

Саламат

Традиционное и любимое многими блюдо. Готовится из кипяченой сметаны и муки. Подается в горячем виде. Блюдо очень питательно и высококалорийно. Молочные пенки. Лакомство, изготовленное из охлажденных молочных пенок. Обладает нежным, мягким вкусом.

Кумыс

Приготавливается из кобыльего или верблюжьего молока. Обладает лечебными свойствами, содействует исцелению легочных и желудочно-кишечных болезней.

Тараг

Молочный напиток, особенно приятен в холодном виде в летнюю жару. Хорошо утоляет жажду, обладает ценными диетическими свойствами.

Айраг или хурэнгэ

Отличный диетический напиток из коровьего молока. Полезен при пониженной кислотности желудка. Хорошо утоляет жажду в жаркое время года.

Арса

Продукт перегонки молочной водки. Употреблялась зимой как сытный, согревающий продукт.

Зеленый чай с молоком

Готовится из зеленого брикетированного чая с веточками. Молоко вливается во время кипячения. Пьют горячим и холодным. К чаю подается топленое масло и шаньги.

Шаньги

Круглые лепешки, выпеченные с топленым маслом. Хорошо сочетаются с зеленым чаем.

Среди буддийских священников – лам – всегда было много высокообразованных людей, одним из которых был Агван Доржиев. Во время своего пребывания в Тибете он был одним из наставников Далай-ламы XIII. По его инициативе в 1915 г. в Санкт-Петербурге был построен первый буддийский храм в Европе. Успехи братьев Бадмаевых, личных врачей семьи Романовых, в тибетской медицине были высоко оценены императором России Александром III.

Представительство традиционной Буддийской Сангхи России

В Москве: тел. (495) 245 22 89.

тел. (30140) 2 11 83; 2 33 36;

Улан-Удэ, тел. 21 57 17.

Знаменитые люди

Аюшеев Дамба (род. 1962), глава Буддийской традиционной Сангхи России. Пандита Хамбо-лама – 24-й Хамбо-лама (глава буддистов в России). Закончил педагогическое училище, работал учителем. В 1983 г. поступил в Буддийский университет им. Дзанабадзара в Улан-Баторе. Специализировался по тибетской медицине. В 1991 г. назначен ширээтэ-ламой (настоятелем) Мурочинского дацана Балдан-Брэйбун – первого дацана на территории Бурятии. В 1995 г. избран Хамбо-ламой. С этого времени возведен дацан в Верхней Березовке (Улан-Удэ) – вторая резиденция Пандита Хамбо-ламы, открыты два буддийских института (в Иволгинском и Агинском дацанах).

Религии о самоубийствах

Религии о самоубийствах По-разному относятся к самоубийствам различные мировые религии. Попытка избежать страданий, ниспосланных Всевышним, объявлялась религиозными теоретиками христианства грехом, лишающим удавленника или утопленника прощения и спасения души.Им

Мировые религии

Мировые религии Буддизм — старейшая из трех основных мировых религий. Возникла в Древней Индии в VI–V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Достиг расцвета в Индии в V в. до н. э. — начале I тыс. н. э.;

О религии и морали

О религии и морали Религия – распространенный суррогат веры.* * * Религии умирают тогда, когда бывает доказана заключенная в них истина. Наука – это летопись умерших религий.* * * Скептицизм – начало веры.* * * Что есть Истина? Если дело идет о религии, это не более чем

О БОГЕ И РЕЛИГИИ

Религии

Религии

Религии Католики Вассаи Католики Вассаи Католики Вассаи Католики Вассаи Индийские евреи Синагога Мусульмане Индии Изображение меноры Мечеть Храм парсов – огнепоклонников Поклонение

Религии

Религии Ныне в Бурятии действуют 16 дацанов, 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, католический костел в Улан-Удэ, 7 древнеправославных общин, свыше 20 религиозных сект.Шаманизм и тэнгрианствоВозрождение шаманизма – это, с одной стороны, возвращение к

Религии

Религии

Религии Католики Вассаи Католики Вассаи Католики Вассаи Католики Вассаи Индийские евреи Синагога Мусульмане Индии Изображение меноры Мечеть Храм парсов – огнепоклонников Поклонение

Религии

Религии Ныне в Бурятии действуют 16 дацанов, 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, католический костел в Улан-Удэ, 7 древнеправославных общин, свыше 20 религиозных сект.Шаманизм и тэнгрианствоВозрождение шаманизма – это, с одной стороны, возвращение к

панорама

Среди Забайкальских степей и пустынных холмов издалека можно увидеть одно из главных культурных сокровищ края – Агинский дацан. Сюда стекаются истинные последователи буддийской философии, поэтому здесь не встретишь толп обычных туристов, мало интересующихся восточной культурой. Вот в чем заключается прелесть этого места.

Общие сведения

Монастырский комплекс – дацан – расположился в Агинском районе Забайкальского края, в деревне Амитхаша, в шести километрах на юг от поселка Агинского и в паре часов езды от Читы. Раскинувшийся на левом берегу речки Аги, он открывает незабываемый вид на гору Улиртуй, широкие степные просторы и уютные малоэтажные домики местных жителей.

летом

Вид на Агинский дацан

Дацан входит в состав Буддийской традиционной сангхи России. Здесь из поколения в поколение передаются традиции направления Гелуг тибетской буддийской мысли. На территории расположен монастырь, где монахи получают образование, занимаются медициной, а также астрологией.

Исторический экскурс

Двухвековую историю Дэчен Лхундублинг нельзя назвать простой, за это время он пережил взлеты и падения: постройку, расцвет, упадок, закрытие, разграбление, новое открытие, пожар и снова расцвет. Но обо всем по порядку.

Главный храм – Цогчен дуган – был построен еще в 1811 году. К строительству привлекались русские мастера: каменщики, плотники, зодчие. В свое время именно они строили Анинский дацан в Бурятии.

Это во многом сказалось на архитектуре буддийского храма. В основу был взят план традиционной однокупольной православной церкви, которую адаптировали под традиции монгольских, тибетских китайских храмов. Такой фасад не строился по определенным канонам, сочетал в себе несколько традиций, но именно это делало его особенным: вздернутые вверх крыши, узоры с буддийскими мотивами, резные карнизы, традиционная восточная яркость в конструкции русской церкви.

20в

Агинский дацан

Практически одновременно с центральным зданием были построены четыре небольших храма:

Позже, к концу XIX века, к ним добавилось еще 4 храма, а также открылся институт, сыгравший огромную роль в подготовке многих монахов. На тот момент действовало четыре факультета:

  • философии;
  • тантрического учения;
  • медицины Тибета;
  • Калачакры.

Здесь ламы овладевали медицинской мудростью, делали собственные астрологические открытия, занимались переводами священных текстов, книг об основах буддийской философии для монахов и мирян, изданием азбуки, словарей, пособий по грамматике монгольского и тибетского языков. Тут же печатались все эти книги, а в библиотеке хранились многие экземпляры важнейших изданий, около 40000 дощечек с нанесенными на них священными текстами, трафареты из дерева для создания книжных рисунков.

монахи

Внутри храма. XX век

Сибирская энциклопедия говорила, что ценность вещей, принадлежавших Агинскому дацану, насчитывала больше миллиона рублей золотом.

На стыке веков дацан получил свою главную святыню – статую Майдари. Именно в это время дацан достиг апогея своего развития и становления как одного из крупнейших буддистских центров не только в Российской империи, но и на тибетских, монгольских просторах.

Все изменилось после революции, при советской власти, которая выступала против религии во всех ее проявлениях. В начале 30-х годов началось преследование монахов, и уже к 1937 году в Агинском монастыре осталось чуть более трех десятков лам.

К концу десятилетия дацан вовсе закрыли. Великолепные здания, хранившие в себе многовековую буддийскую мудрость, частично снесли, а частично отдали под тубдиспансеры, наркодиспансеры. Реликвии, картины, предметы поклонения, статуи, книги по большей части отвезли в музейные комплексы в Москву, Ленинград, Читу, Улан-Удэ, хотя немалое количество ценностей изчезло от набегов грабителей.

Накануне Великой Отечественной войны на территории храмового комплекса основали воинскую часть. С ее окончанием, уже в 1946 году, монастырь снова открыли.

после войны

Монахи дацана. XX век

В начале 90-х местные жители стали требовать возвращения дорогих сердцу буддистов вещей, отправленных в другие города. Из двух столиц вернулись сотни предметов культурного наследия, в том числе главная статуя. После этого в дацан приехал действующий Далай-лама XIV Тензин Гьяцо и провел обряд освящения территории.

В начале нового тысячелетия впервые за семьдесят лет в отреставрированном главном дугане прошел молебен – хурал. Приблизительно тогда же восстановили важную Ступу примирения, которая высится сейчас больше чем на двадцать метров. Жизнь дацана начала налаживаться.

около храма

Ступа примирения Агинского дацана

2014 год приготовил храму новое испытание – в конце мая произошло возгорание в Цогчен-дугане. Горели травы для наполнения статуй, лекарственные растения, книги, листочки с текстами мантр. В результате полностью сгорели верхние этажи, выполненные из дерева.

Для восстановления дугана Минкульт Российской Федерации выделил почти 70 миллионов рублей. Кроме того, неравнодушные собрали пожертвования в размере 11 млн.

Для восстановления после огненного пламени понадобилось несколько лет. Даже сейчас работа не завершена, и проводится внутренняя отделка. Но все же дацан ежедневно открыт для посетителей, здесь проводятся хуралы и служения во время великих праздников буддийских последователей.

Дацан сегодня

Несмотря на все тяготы, лишения, трудности, монастырь в Забайкалье не перестает действовать, накапливать восточную мудрость, передавать ее прихожанам, преображаться и расцветать.

украшен резьбой

Фасад Агинского дацана

Восстановленный Цогчен-дуган поражает своим видом: колонны у входа, массивные красные двери, зеленая остроконечная крыша, резные рамы и столбы, лепнина буддийской тематики на светлых стенах. Весь экстерьер сооружений щедро украшен подобными мотивами:

Территория дацана довольно просторная, здесь соседствуют разные здания, ступы, молитвенные барабаны. Главные из них – дом священного дерева Бодхи, резиденция Далай-Ламы, двадцатиметровая ступа Юнден-Чоден – ступа примирения, храм Зулын-Сумэ, домики лам и, конечно же, легендарный Майдари-Сумэ – храм, где хранится ценнейшая статуя Будды Будущего. Невдалеке стоит ряд из восьми белоснежных ступ, которые символизируют каждое из главных событий Великого Учителя Будды Гаутамы.

около храма

Ступы около храма

Главное достояние комплекса – созданная в 1993 году Агинская Буддийская академия. Она продолжила традиции четырех факультетов, действовавших здесь в период расцвета. Сегодня здесь все так же занимаются медициной, философией буддизма, астрологией.

Здешние монахи используют знания, переданные от предшественников, и постигают лекарское искусство. Они изучают зарубежные препараты и создают их аналоги из трав и лекарственных растений Забайкалья, более адаптированных для местных жителей, полезных и доступных.

зимой

Молитвенный барабан на территории Агинского дацана

Кроме того, каждый год местные опытные ламы составляют лунный календарь, где отмечают праздники буддистов, дни благоприятные и не очень. Для буддистов такой календарь очень важен: с помощью него они планируют даты свадеб, крупных покупок, новых начинаний.

Полезная информация

Чтобы попасть в Агинский дацан, необязательно знать точный адрес. Достаточно добраться на машине или общественном транспорте до деревни Амитшаха в Агинском районе Забайкальского края – каждый местный с радостью покажет дорогу.

Важно знать, что ворота комплекса открыты каждый день с девяти утра до шести вечера. В определенные часы монахи принимают желающих. На территории можно кормить животных, делать подношения. По знаменательным датам проводятся молебны.

вид на алтарь

Агинский дацан. Внутри храма

Заключение

Семейские привезли с собой любовь к красоте. Эта черта народа ярко проявила себя во всем: в строительстве домов, в одежде и вещах обихода, в песнях, обрядах, отношениях внутри общин. Это были отношения единоверцев и братьев по судьбе. Среди них широко распространены обычаи взаимной помощи. Очень высоки моральные требования, – семейские не злоупотребляют спиртным и табаком, соблюдают семейные устои, отличаются здоровьем и долголетием.

Семейские делятся на поповцев, признававших священников и молельные дома, и беспоповцев, молящихся дома. Каждый дом – это одновременно и жилье, и алтарь.

Культ чистоты, физической и духовной проявляется во всем: в быту, в одежде, в мыслях и делах. Дома и ворота усадеб, как правило, украшают росписью, расписывают мебель, посуду, полы застилают домоткаными половиками.

Семейские сохранили удивительно богатый фольклор. Их песни и танцы поражают своей выразительностью, напевностью, многоголосием, иногда необыкновенной веселостью и юмором, а обряды вызывают особый интерес своей первозданностью. Переселяясь за Байкал, старообрядцы привезли с собой и фолианты древних богослужебных книг.

Ныне в Бурятии действуют 16 дацанов, 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, католический костел в Улан-Удэ, 7 древнеправославных общин, свыше 20 религиозных сект.

Возрождение шаманизма – это, с одной стороны, возвращение к архаичной религии, с другой – стремление к обновлению жизни, к творчеству, к свободе, возвращение в лоно природы. Современные шаманизм и тэнгрианство мало связаны с прежним мистицизмом (отрицают сглаз и порчу). Ныне в них более важны функции лечебные, психоэнергетические, нравственные, объединяющие. Успешным и богатым может быть человек, почитающий предков, а неблагоприятную карму исправляют покаянием, духовным самоочищением и медитацией. Присутствие на ритуалах и праздниках включается в туристские программы. Путешественники получают более глубокие и полные представления об истории и культуре Бурятии.

Буддизм проник в Забайкалье из Монголии и Тибета в сер. XVII в.

Позы (буузы)

Наиболее популярное блюдо в Бурятии. Готовятся из фарша разных сортов мяса и теста, на пару.

Баранья голова

Блюдо по традиции подается особому гостю. Вареная голова – символ угощения, знак высшей степени уважения.

Бухулер

Готовятся из рубленой баранины с жиром, луком и чесноком. Отличаются от традиционных пельменей грушевидной формой и обладают оригинальным вкусом. По преданию, рецепт приготовления указан Чингисханом.

Кровяная колбаса

Варится из бараньей крови, подается в горячем виде. Очень вкусное, питательное блюдо. Мясо и кровь отборных баранов, чье сердце останавливалось в один миг (древним способом кочевников – прерыванием аорты), не успевали насытиться ядовитыми веществами и считались целебными при анемии, болезнях сосудов, сердца, почек и печени.

Саламат

Традиционное и любимое многими блюдо. Готовится из кипяченой сметаны и муки. Подается в горячем виде. Блюдо очень питательно и высококалорийно. Молочные пенки. Лакомство, изготовленное из охлажденных молочных пенок. Обладает нежным, мягким вкусом.

Кумыс

Приготавливается из кобыльего или верблюжьего молока. Обладает лечебными свойствами, содействует исцелению легочных и желудочно-кишечных болезней.

Тараг

Молочный напиток, особенно приятен в холодном виде в летнюю жару. Хорошо утоляет жажду, обладает ценными диетическими свойствами.

Айраг или хурэнгэ

Отличный диетический напиток из коровьего молока. Полезен при пониженной кислотности желудка. Хорошо утоляет жажду в жаркое время года.

Арса

Продукт перегонки молочной водки. Употреблялась зимой как сытный, согревающий продукт.

Зеленый чай с молоком

Готовится из зеленого брикетированного чая с веточками. Молоко вливается во время кипячения. Пьют горячим и холодным. К чаю подается топленое масло и шаньги.

Шаньги

Круглые лепешки, выпеченные с топленым маслом. Хорошо сочетаются с зеленым чаем.

Среди буддийских священников – лам – всегда было много высокообразованных людей, одним из которых был Агван Доржиев. Во время своего пребывания в Тибете он был одним из наставников Далай-ламы XIII. По его инициативе в 1915 г. в Санкт-Петербурге был построен первый буддийский храм в Европе. Успехи братьев Бадмаевых, личных врачей семьи Романовых, в тибетской медицине были высоко оценены императором России Александром III.

Призрак буддийского царства в Забайкалье

Кижингинский дацан сегодня

Бурятское национальное движение зародилось в первые годы ХХ века на фоне обострения отношений между российской властью и русским населением, с одной стороны, и бурятами (бурят-монголами) – с другой. Общественное и экономическое развитие России в конце XIX - начале XX веков характеризовалось ростом национализма европейского типа, а также вовлечением южносибирских территорий в капиталистические отношения. Рост национализма был знамением времени: он затронул все народы европейского культурного круга; в России он означал стремление царской власти выделить русских (великороссов) в качестве государствообразующей нации, и, соответственно – ассимиляторские намерения в отношении нерусских народов. Разумеется, это затронуло и коренное население Южной Сибири, в том числе бурят. Поскольку официальная принадлежность к великороссам определялась вероисповеданием, во второй половине XIX века производились попытки насильственного крещения бурят, чего не бывало в более ранние времена. Одновременно производились попытки приобщить скотоводов-бурят к земледелию – это, по мнению властей, способствовало их скорейшему обрусению. Если в Прибайкалье, где буддистов было мало и преобладал шаманизм, христианизация бурят шла относительно успешно, то в Забайкалье, где буддизм глубоко укоренился, а русское влияние оставалось незначительным, христианизация и вообще русификаторские усилия властей привели к обратному эффекту: бурятские сообщества начали внутренне отгораживаться от властей и русского населения, замыкаться в себе.

Обострению межнациональных отношений способствовала и переселенческая политика правительства. Желание ввести в коммерческий оборот свободные земли Сибири, одновременно расселив на них страдавших от малоземелья русских и украинских крестьян, совершенно естественно, но так же несомненно, что интересам коренного населения это противоречило. К началу Первой Мировой войны буряты лишились примерно половины принадлежавших им ранее земель: часть была передана в переселенческие фонды, часть просто отобрана переселенцами и властями. Ситуацию усугубляло также неприязненное отношение переселенцев к коренным жителям: если с русскими старожилами – в основном казаками и старообрядцами – у бурят были налажены взаимоуважительные соседские и родственные отношения, то с новопоселенцами было гораздо хуже. Бытовые конфликты происходили постоянно. Еще одной напастью было большое количество лиц, ссылаемых в Сибирь за различные преступления, а также оставшихся там после отбытия наказания: уровень преступности в Прибайкалье и Забайкалье был гораздо выше, чем в среднем по России.

Жизнь бурят в результате этих перемен серьезно ухудшилась. Уменьшились доходы, усилилось пьянство и болезни, увеличилась преступность и моральное разложение. Некоторые наблюдатели считали, что бурятский народ оказался на грани вымирания (это, безусловно преувеличение – численность бурят росла, но падение уровня жизни было несомненным).

Бурятская семья в начале ХХ века

Со своей стороны, атаман Семенов был страшным порождением Великой Смуты 1917-22 гг. Он мог быть грамотным и даже образованным, говорить красивые слова о Великой России, симпатизировать бурятам и монголам, но оставаться при этом жестоким самодуром, отчаянным и одновременно слабовольным деятелем местечкового масштаба, зависимым от своих настроений, от собутыльников, от злой и алчной любовницы Марии Глебовой. Отряды семеновцев (барона Р.Ф.Унгерна, генерала А.И.Тирбаха и др.) зверствовали, грабя и убивая всех подряд.

Атаман Семёнов - в первом ряду третий

Поэтому буряты не желали участвовать в гражданской войне на любой стороне. Для них это была война чужаков, и у них было одно желание – выжить, и чтобы их оставили в покое. Это желание – отделиться от России, объятой кровавой смутой – оформилось в теократическом движении, возникшем в Хоринском аймаке (большая его часть сегодня составляет Кижингинский район Бурятии). Это был район с относительно многочисленным бурятским населением (общая его численность, всех национальностей, составляла 50 тысяч человек), и сильнейшим влиянием буддизма (в дацанах аймака насчитывалось около 3 тысяч лам). Буддизм в этой части Забайкалья не был формальным: там существовала тибетская медицина, большое количество духовной литературы, процветало искусство, работали монастырские школы. Большим авторитетом в районе пользовался ширетуй (настоятель) Кодунского (Кижингинского) дацана Лубсан-Сандан Цыденов. Он был ламой-созерцателем и главой собственной буддийской школы. В 1919 г. представители 30 сомонных (сельских) обществ обратились к нему с просьбой о совете: как реагировать на призыв бурят в семеновскую армию. Лама предложил создать независимое буддийское государство: зная об уважении свирепого атамана к бурятам и буддизму, он рассчитывал, что тот не решится использовать силу против земляков.

В результате в регионе резко активизировалось балагатское движение - так стали называть сторонников Цыденова и его царства. В апреле 1921 г. в бурятских сомонах начались собрания, на которых создавались балагаты и независимые органы управления. Буряты отказывались платить налоги и сборы, участвовать в работах, служить в армии. В мае балагаты объединились в Центральное управление объединенных бурятских обществ (его главой стал Ц.Цыденжабон), объявившее о неподчинении советской власти. На этот раз бурятам пришлось покончить с принципами ненасилия: балагаты сформировали собственную милицию (Амгалани сахигша), которую возглавил Ц.Базаров.

Балагатское движение вышло за пределы бывшего Хоринского аймака: оно развернулось в Баргузинском, Чикойском и Агинском районах. Примечательно, что оно носило не столько национальный, сколько политический характер: мятежные районы вышли из состава Бурят-Монгольской автономной области, но были согласны объединиться с сопредельными русскими районами (отношения с казаками и крестьянами-старожилами оставались хорошими)!

Мятежным балагатам было уже не до собственного государства, но они продолжали борьбу за свободу. Вооруженные балагатские отряды под общим руководством Б.Цымпилова в апреле 1922 г. начали военные действия против советской милиции, отрядов ГПУ, красноармейских частей и вооруженного большевистского партактива. В Восточной Бурятии развернулись ожесточенные бои. В конце июня большая часть балагатских повстанцев была уничтожена, но их остатки не сдавались – они перешли к партизанской войне. В мае 1923 г. в составе РСФСР была создана Бурят-Монгольская АССР, власти которой призывали повстанцев сложить оружие, обещая амнистию, но повстанцы, разбившись на мелкие группы, продолжали сопротивление. Только в феврале 1927 г., после пяти лет партизанской войны, балагатское движение окончательно угасло.

Буддийское царство в Забайкалье, основанное на принципах ненасилия, не могло выжить в условиях гражданской войны и советской диктатуры. Оно с самого начала было миражом, призраком, несбыточной мечтой бурятских скотоводов, хотевших только мира и покоя. Им все равно пришлось взять в руки оружие, и, решившись на войну, они проявляли в боях большое мужество.

***

В 1972 г. последний хан-лама умер, предварительно оповестив сокамерников, что уходит в самадхи (последняя ступень «благородного восьмеричного пути, подводящая человека вплотную к нирване).

Читайте также: