Сообщение на тему основы организации двигательного режима

Обновлено: 06.07.2024

Виды двигательных режимов в массовой оздоровительной физкультуре. Режим общей физической подготовки, рассчитанный на практически здоровых физически подготовленных людей. Двигательная активность взрослого здорового человека. Наибольший эффект занятий.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.12.2020
Размер файла 206,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Кафедра физического воспитания и спорта

Характеристика основных форм двигательных режимов для занятий физической культурой

Студентка группы Л-312

Двигательная активность взрослого здорового человека

Двигательный режим - это обязательный процесс занятий физическими упражнениями на протяжении всей жизни человека с постепенным изменением задач и методов, в зависимости от динамики возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.

Двигательный режим в массовой физкультуре отличается от такового в лечебной физкультуре тем, что направлен не столько на лечение заболеваний, сколько на устранение или смягчение остаточных их признаков, укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и работоспособности, привитие необходимых навыков и стремления к здоровому образу жизни.

От режима спортивной тренировки двигательный режим отличается тем, что не ставит своей целью достижение спортивных результатов. При всех режимах используются все 3 вида адаптации: развивающий, оздоровительный, коррегирующий.

Различают следующие виды двигательных режимов в массовой оздоровительной физкультуре:

1. Щадящий (или режим лечебной физической культуры).

3. Общей физической подготовки.

5. Поддержание тренированности и долголетия.

Режимы отличаются друг от друга задачами и контингентом занимающихся.

Распределение занимающихся по группам для назначения двигательного режима:

A. Здоровые (или практически здоровые) люди, достаточно физически подготовленные, в основном молодые и среднего возраста.

Б. Незначительные хронические заболевания, в фазе стойкой компенсации, без склонности к обострениям, не опасные в условиях физических нагрузок.

B. Хронические заболевания с частыми обострениями, недостаточной компенсацией при удовлетворительной или слабой физической подготовленности.

Г. Существенные отклонения в здоровье с неустойчивой ремиссией, отягощенный анамнез (перенесенные в прошлом, не менее 2-х лет назад, инфаркт миокарда, динамическое расстройство мозгового кровообращения, тяжелые травмы и др.

серьезные заболевания, в том числе повлекшие за собой частичную утерю трудоспособности или инвалидность). Физическая подготовленность слабая или очень слабая.

Д. Регулярно занимающиеся лица старших возрастов и ветераны спорта без существенных отклонений в здоровье.

Первому режиму соответствует группа Г, частично - В; второму - В, частично - Б; третьему - А, частично Б; четвертому - А; пятому - Д

I. Щадящий, или режим лечебной физкультуры - один из методов лечения. Назначается врачом, выполняется методистом в больницах, поликлиниках, оздоровительных центрах, санаториях, частично индивидуально при предварительном подробном инструктаже больного. Упражнения подбираются в зависимости от диагноза, периода болезни, состояния больного по программе ЛФК. Если условия и состояние больного позволяют, наряду со специальными упражнениями следует включать и общеукрепляющие - ходьбу в медленном (до 70 шагов/мин) и среднем темпе (71-90 шагов/мин), начиная со 100 м, с ежедневным увеличением на 250-400 м в день, до 2 км, при частоте сердечных сокращений 90-110 уд/мин и восстановлением через 5-10 мин. При хорошем состоянии можно переходить к ускоренной ходьбе (90-100 шагов/мин), а далее чередовать ускоренную ходьбу с медленным бегом. На 20-30 м ходьбы - 1-3 мин легкого бега. Если ЛФК проводится для устранения дефектов осанки, сколиоза, плоскостопия и т.п., при хорошем состоянии больного, а также при наличии необходимых условий (санатория, дома отдыха, оздоровительного центра и т.п.) арсенал используемых общеукрепляющих средств может быть расширен за счет лыж, плавания, подвижных игр, гимнастических упражнений без сложных снарядов и пр. Характер упражнений и величина нагрузки в каждом отдельном случае определяется совместно врачом и методистом ЛФК, постоянно контролируется состояние занимающегося и его реакция на нагрузку.

II. Оздоровительно-восстановительный режим направлен не столько на лечение, сколько на устранение или смягчение остаточных явлений травм и заболеваний, дефектов телосложения, хронических заболеваний (при наличии таковых), доведение основных функциональных показателей до средней физиологической нормы, укрепление здоровья и повышение физической способности. Круг используемых средств расширяется, плотность занятий увеличивается. Уделяется особое внимание развитию или восстановлению утраченных физических качеств и навыков, но без значительных нагрузок.

Обязательны ходьба и бег - естественные движения человека, охватывающие большие группы мышц, благоприятно влияющие на дыхание, сердечную деятельность, сосуды, усиливающие перистальтику кишечника, предупреждающие развитие артрозов. Начинающим позволяется вначале медленная, затем средняя ходьба и при достаточной готовности - быстрая, являющаяся мощным факторном воздействием.

Очень быстрая ходьба (больше 130 шагов/мин) переносится тяжело и поэтому нецелесообразна. Если занимающийся хорошо переносит быструю ходьбу, можно считать, что он готов к бегу.

Занятия бегом предусматривают, в зависимости от состояния человека, 4 этапа: ускоренную ходьбу, чередование ходьбы и бега, переменный и гладкий бег с постепенным увеличение дистанции и в меньшей мере скорости. Пульсовой режим устанавливается тренером в зависимости от динамики состояния и возраста каждого занимающегося. Через 1-2 мин ЧСС не должно превышать 100 уд/мин. Расширяется также круг общеукрепляющих и развивающих коррегирующих упражнений с учетом их влияния на организм и заинтересованности занимающихся - гимнастические упражнения без сложных снарядов, водные виды, лыжи, ближний туризм, подвижные игры невысокой интенсивности, тренажеры. Очень важны занятия на воздухе. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Группы можно объединять следующим образом: сердечно-сосудистые заболевания и неспецифические заболевания органов дыхания; заболевания обмена веществ; периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Для повышения интереса допустимы внутри группы соревнования. Группы относительно здоровых людей можно формировать по возрасту. Занятия проводятся при поликлиниках, диспансерах, ДСО, реабилитационных центрах, санаториях, индивидуально.

III. Режим общей физической подготовки рассчитан на практически здоровых физически подготовленных людей.

Цель - укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей, устранение (при наличии таковых) нарушений, связанных с хроническими заболеваниями, повышение уровня физического развития, оптимизация физиологических функций, профилактика заболеваний, повышение сопротивляемости организма и его надежности. Используются разносторонние физические упражнения с учетом их полезности и желаний занимающихся, в том числе и из арсенала отдельных видов спорта (легкая атлетика, лыжи, гимнастика, спортивные игры, плавание), а также аэробика, занятия на тренажерах, ближний туризм и другие оздоровительные виды. Особое внимание уделяется развитию, поддержанию или восстановлению утраченных физических качеств, поддержанию интереса к занятиям. Объем и интенсивность нагрузки устанавливается тренером при консультации врача. Допустимы элементы соревнований для поддержания интерес к занятиям, привития навыков здорового образа жизни, исключения вредных привычек. При формировании групп учитывается возраст и уровень подготовленности.

IV. Тренировочный режим объединяет здоровых, физически подготовленных людей, преимущественно молодых, ранее занимавшихся спортом либо готовящихся к этому. В занятиях помимо достижения высокой устойчивости, надежности и сопротивляемости организма за счет циклических упражнений, общеразвивающих и коррегирующих упражнений включаются упражнения избранного вида спорта. Цель занятий - повышение функциональных возможностей организма и его надежности при сохранении и укреплении здоровья и предупреждение заболеваний, развитие и поддержание физических качеств и навыков (особенно необходимых для избранного вида спорта), постепенный переход к спорту. Занятия ведутся в соответствии с методическими указаниями спортивной тренировки, избранного вида спорта, но в целом с более низкими нагрузками и меньшей плотностью (пульсовой режим - до 150-160 уд/мин, 75-80% от максимально достижимого с учетом возраста, потребление кислорода - до 70-75% допустимого для данного возраста), большим удельным весом общей физической подготовки. Плотность занятий меньше, вводная и заключительная части удлиняются. Нагрузка постепенно увеличивается. Соревнования включаются в план подготовки. Особенно важен регулярный врачебный контроль в связи с достаточно высоким уровнем применяемых нагрузок. Занятия проводятся в соответствующих секциях или индивидуально 2-3 раза в неделю. Особое внимание уделяется процессу восстановления и реализации здорового образа жизни.

Соревнования возможны, но при условии достаточной готовности к ним, в пределах своих возрастных категорий, без стремления к достижению максимальных результатов. Надо помнить, что пожилые люди тяжело переносят тахикардию, поэтому пульс в процессе занятий не должен превышать 100-120 уд/мин. Особое внимание следует уделять периоду выхода из так называемого большого спорта, поскольку возможное резкое изменение нагрузки и условий жизни может оказаться далеко не безвредным для здоровья.

Таким образом, режим двигательной активности человека после прекращения специальных занятий спортом имеет, при прочих равных условиях, решающе значение для сохранения достигнутого в процессе тренировки высокого уровня здоровья и функциональных возможностей организма. Врачебный контроль в пожилом возрасте должен быть более частым и полным. Особое внимание следует уделять первичной и вторичной профилактике заболеваний.

Наибольший эффект занятий (если они рациональны) чаще всего обнаруживается в период формирования и старения организма.

Двигательная активность взрослого здорового человека

двигательный режим оздоровительный

Какова же в целом должна быть суточная двигательная активность взрослого здорового человека?

2. Ежедневная ходьба или бег - не менее 15-20 мин.

3. 2-3 раза в неделю занятия по избранному двигательному режиму.

4. Активно проведенный выходной день. Всего в целом 10-15 ч в неделю.

Эффективность занятия определяется по состоянию, отсутствию заболеваний и обострений, росту показателей физической подготовленности, работоспособности, посещаемости занятий и отношению к настроению, сну, аппетиту, взаимоотношениям дома и на занятиях.

Наибольший эффект занятий (если они проводятся регулярно) чаще всего обнаруживается в период формирования и старения организма.

1 Любомирский Л.Е Физическая культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях и др. -- М.: Просвещение, 2001. -- 112 с.

3. Меры безопасности на уроках физической культуры: (Все для учителя физической культуры): Учебно-методическое пособие / В.Ю.Давыдов, Т.Г.Коваленко, П.А.Киселев, Г.Н.Попова. -- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. -- 150 с.

4. Матвеев А.П. Физическая культура. 1-11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / А.П.Матвеев. - М.: Дрофа, 2004.

Подобные документы

Понятие нетрадиционных форм занятий физической культурой. Двигательная активность как источник укрепления здоровья. Нетрадиционные виды двигательной активности: атлетическая гимнастика, стретчинг, йога, у-шу, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

реферат [25,7 K], добавлен 01.05.2015

Изучение принципов организации и характеристика основных форм самостоятельных занятий физической культурой: бег, ходьба, велосипед, плаванье. Использование физических нагрузок как один из важных и обязательных факторов здорового режима жизни человека.

реферат [17,7 K], добавлен 01.12.2010

Современное состояние вопроса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Описание основных современных форм оздоровительной физической культуры. Методика занятий по физической культуре со студентами специального медицинского отделения.

дипломная работа [137,2 K], добавлен 07.09.2016

Двигательная активность и ее значение в поддержании здорового образа жизни современного человека. Причины и последствия возникновения и развития гиподинамии. Влияние оздоровительной физической культуры на организм, принципы составления программы.

реферат [29,3 K], добавлен 12.12.2010

Теоретические основы предмета физической культуры в общеобразовательных учреждениях. Характеристика заболеваний специальной медицинской группы "А". Подбор вариантов организации занятий для больных детей с использованием оптимальных двигательных режимов.

Двигательный режим - это обязательный процесс занятий физическими упражнениями на протяжении всей жизни человека с постепенным изменением задач и методов, в зависимости от динамики возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.

Двигательный режим в массовой физкультуре отличается от такового в лечебной физкультуре тем, что направлен не столько на лечение заболеваний, сколько на устранение или смягчение остаточных их признаков, укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и работоспособности, привитие необходимых навыков и стремления к здоровому образу жизни.

От режима спортивной тренировки двигательный режим отличается тем, что не ставит своей целью достижение спортивных результатов. При всех режимах используются все 3 вида адаптации: развивающий, оздоровительный, коррегирующий.

Различают следующие виды двигательных режимов в массовой оздоровительной физкультуре:

1. Щадящий (или режим лечебной физической культуры).

3. Общей физической подготовки.

5. Поддержание тренированности и долголетия.

Режимы отличаются друг от друга задачами и контингентом занимающихся.

Распределение занимающихся по группам для назначения двигательного режима

A. Здоровые (или практически здоровые) люди, достаточно физически подготовленные, в основном молодые и среднего возраста.

Б. Незначительные хронические заболевания, в фазе стойкой компенсации, без склонности к обострениям, не опасные в условиях физических нагрузок.

B. Хронические заболевания с частыми обострениями, недостаточной компенсацией при удовлетворительной или слабой физической подготовленности.

Г. Существенные отклонения в здоровье с неустойчивой ремиссией, отягощенный анамнез (перенесенные в прошлом, не менее 2-х лет назад, инфаркт миокарда, динамическое расстройство мозгового кровообращения, тяжелые травмы и др. серьезные заболевания, в том числе повлекшие за собой частичную утерю трудоспособности или инвалидность). Физическая подготовленность слабая или очень слабая.

Д. Регулярно занимающиеся лица старших возрастов и ветераны спорта без существенных отклонений в здоровье.

Первому режиму соответствует группа Г, частично - В; второму - В, частично - Б; третьему - А, частично Б; четвертому - А; пятому - Д (рис. 1).

Характеристика режимов

I. Щадящий, или режим лечебной физкультуры - один из методов лечения. Назначается врачом, выполняется методистом в больницах, поликлиниках, оздоровительных центрах, санаториях, частично индивидуально при предварительном подробном инструктаже больного. Упражнения подбираются в зависимости от диагноза, периода болезни, состояния больного по программе ЛФК. Если условия и состояние больного позволяют, наряду со специальными упражнениями следует включать и общеукрепляющие - ходьбу в медленном (до 70 шагов/мин) и среднем темпе (71-90 шагов/мин), начиная со 100 м, с ежедневным увеличением на 250-400 м в день, до 2 км, при частоте сердечных сокращений 90-110 уд/мин и восстановлением через 5-10 мин. При хорошем состоянии можно переходить к ускоренной ходьбе (90-100 шагов/мин), а далее чередовать ускоренную ходьбу с медленным бегом. На 20-30 м ходьбы – 1-3 мин легкого бега. Если ЛФК проводится для устранения дефектов осанки, сколиоза, плоскостопия и т.п., при хорошем состоянии больного, а также при наличии необходимых условий (санатория, дома отдыха, оздоровительного центра и т.п.) арсенал используемых общеукрепляющих средств может быть расширен за счет лыж, плавания, подвижных игр, гимнастических упражнений без сложных снарядов и пр. Характер упражнений и величина нагрузки в каждом отдельном случае определяется совместно врачом и методистом ЛФК, постоянно контролируется состояние занимающегося и его реакция на нагрузку.

II. Оздоровительно-восстановительный режим направлен не столько на лечение, сколько на устранение или смягчение остаточных явлений травм и заболеваний, дефектов телосложения, хронических заболеваний (при наличии таковых), доведение основных функциональных показателей до средней физиологической нормы, укрепление здоровья и повышение физической способности. Круг используемых средств расширяется, плотность занятий увеличивается. Уделяется особое внимание развитию или восстановлению утраченных физических качеств и навыков, но без значительных нагрузок.

Обязательны ходьба и бег - естественные движения человека, охватывающие большие группы мышц, благоприятно влияющие на дыхание, сердечную деятельность, сосуды, усиливающие перистальтику кишечника, предупреждающие развитие артрозов. Начинающим позволяется вначале медленная, затем средняя ходьба и при достаточной готовности - быстрая, являющаяся мощным факторном воздействием.

Очень быстрая ходьба (больше 130 шагов/мин) переносится тяжело и поэтому нецелесообразна. Если занимающийся хорошо переносит быструю ходьбу, можно считать, что он готов к бегу.

Занятия бегом предусматривают, в зависимости от состояния человека, 4 этапа: ускоренную ходьбу, чередование ходьбы и бега, переменный и гладкий бег с постепенным увеличение дистанции и в меньшей мере скорости. Пульсовой режим устанавливается тренером в зависимости от динамики состояния и возраста каждого занимающегося. Через 1-2 мин ЧСС не должно превышать 100 уд/мин. Расширяется также круг общеукрепляющих и развивающих коррегирующих упражнений с учетом их влияния на организм и заинтересованности занимающихся - гимнастические упражнения без сложных снарядов, водные виды, лыжи, ближний туризм, подвижные игры невысокой интенсивности, тренажеры. Очень важны занятия на воздухе. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Группы можно объединять следующим образом: сердечно-сосудистые заболевания и неспецифические заболевания органов дыхания; заболевания обмена веществ; периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Для повышения интереса допустимы внутри группы соревнования. Группы относительно здоровых людей можно формировать по возрасту. Занятия проводятся при поликлиниках, диспансерах, ДСО, реабилитационных центрах, санаториях, индивидуально.

IV. Тренировочный режим объединяет здоровых, физически подготовленных людей, преимущественно молодых, ранее занимавшихся спортом либо готовящихся к этому. В занятиях помимо достижения высокой устойчивости, надежности и сопротивляемости организма за счет циклических упражнений, общеразвивающих и коррегирующих упражнений включаются упражнения избранного вида спорта. Цель занятий - повышение функциональных возможностей организма и его надежности при сохранении и укреплении здоровья и предупреждение заболеваний, развитие и поддержание физических качеств и навыков (особенно необходимых для избранного вида спорта), постепенный переход к спорту. Занятия ведутся в соответствии с методическими указаниями спортивной тренировки, избранного вида спорта, но в целом с более низкими нагрузками и меньшей плотностью (пульсовой режим - до 150-160 уд/мин, 75-80% от максимально достижимого с учетом возраста, потребление кислорода - до 70-75% допустимого для данного возраста), большим удельным весом общей физической подготовки. Плотность занятий меньше, вводная и заключительная части удлиняются. Нагрузка постепенно увеличивается. Соревнования включаются в план подготовки. Особенно важен регулярный врачебный контроль в связи с достаточно высоким уровнем применяемых нагрузок. Занятия проводятся в соответствующих секциях или индивидуально 2-3 раза в неделю. Особое внимание уделяется процессу восстановления и реализации здорового образа жизни.

Таким образом, режим двигательной активности человека после прекращения специальных занятий спортом имеет, при прочих равных условиях, решающе значение для сохранения достигнутого в процессе тренировки высокого уровня здоровья и функциональных возможностей организма. Врачебный контроль в пожилом возрасте должен быть более частым и полным. Особое внимание следует уделять первичной и вторичной профилактике заболеваний.

Наибольший эффект занятий (если они рациональны) чаще всего обнаруживается в период формирования и старения организма.

Какова же в целом должна быть суточная двигательная активность взрослого здорового человека?

2. Ежедневная ходьба или бег - не менее 15-20 мин.

3. 2-3 раза в неделю занятия по избранному двигательному режиму.

4. Активно проведенный выходной день. Всего в целом 10-15 ч в неделю.

P.S. Сюда, конечно, надо вводить определенные коррективы в зависимости от характера и объема трудовых и бытовых нагрузок.

Эффективность занятия определяется по состоянию, отсутствию заболеваний и обострений, росту показателей физической подготовленности, работоспособности, посещаемости занятий и отношению к настроению, сну, аппетиту, взаимоотношениям дома и на занятиях.

Наибольший эффект занятий (если они проводятся регулярно) чаще всего обнаруживается в период формирования и старения организма.


В статье рассматривается влияние двигательного режима на здоровье человека и его значение в повседневной жизни, а также виды и особенности двигательных режимов.

Ключевые слова: здоровье, двигательный режим, физическое развитие, физическая культура, спорт.

Двигательный режим — это обязательный процесс физических нагрузок на протяжении всей жизни человека с определенными изменениями задач и методов в зависимости от состояния здоровья, возраста и подготовленности обучаемых. Различают следующие виды двигательных режимов в массовой оздоровительной физкультуре:

– Щадящий — это режим малой физической нагрузки (для начинающих и для больных пациентов). Одинаково используются исходные положения стоя, сидя, лежа. Некоторые упражнения выполняются с опорой на стул, гимнастическую стенку. При этом выполняются упражнения на все основные группы мышц, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на расслабление.

– Оздоровительно-восстановительный — Это режим, направленный не столько на лечение, сколько на устранение или смягчение остаточных явлений травм и заболеваний, дефектов тела, хронических заболеваний, доведение основных показателей до средней физиологической нормы, укрепление здоровья и повышение физических возможностей. Расширяется спектр используемых средств, увеличивается плотность занятий. Особое внимание уделяется развитию или восстановлению утраченных качеств и навыков, но без значительного стресса.

– Общей физической подготовки — Это режим с системой упражнений на укрепление здоровья и самых полезных и необходимых в жизни физических качеств, таких как: ловкость, выносливость, гибкость, скорость, сила, для всестороннего физического развития человека.

– Тренировочный — это режим большой нагрузки. Используется для хорошо обученных людей. Используются различные упражнения, чаще с задействованием больших групп мышц, в среднем темпе. Широко используются спортивный инвентарь, тренажеры, гантели. За 1 секунду выполняется несколько движений, частота повторения более 12 раз.

Из современных исследований можно сказать, что в наше время физическая активность снизилась в сотню раз по сравнению с предыдущими столетиями. И это действительно не преувеличение. В предыдущие века людям приходилось гораздо больше работать физически, чтобы выжить и прокормить свою семью, в то время как сейчас физический труд всё больше вытесняется автоматизированным. Ежедневные нагрузки на тренированный организм оказывают ощутимо меньшее разрушительное воздействие, а также продлевают жизнь. Улучшается система ферментов, нормализуется обмен веществ, человек лучше спит и восстанавливается после сна, что очень важно. В тренированном организме количество богатых энергией соединений увеличивается, и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности. В том числе умственные и физические. Стресс оказывает очень разрушительное воздействие на организм человека, с другой стороны, положительные эмоции помогают стабилизировать многие его функции. Физические упражнения помогают оставаться бодрым и жизнерадостным. Физические нагрузки обладают сильным антистрессовым воздействием. Из-за неправильного образа жизни или просто со временем организм человека накапливает вредные вещества, так называемые токсины. Кислая среда, которая образуется в организме во время существенных физических нагрузок окисляет эти токсины до безвредных соединений, а затем они с лёгкостью выводятся из организма.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышением физической активности, усилением функций опорно-двигательного аппарата, повышением обмена веществ. С помощью тренировок в любом возрасте можно повысить аэробные способности и уровень выносливости — показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Повышение физической активности сопровождается профилактическим действием против факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижение веса и уровня холестерина и триглицеридов в крови, снижение значений ЛИП и ЛВП, снижение артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Итак, в итоге можно сделать такие выводы: В современном обществе, где автоматизация процессов и производств всё больше и больше вытесняет тяжелый физический труд, человека ожидает опасность — гипокинезия — это состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объёма движений [2]. Именно данному состоянию приписывается в значительной мере основная роль в широком распространении так называемых болезней цивилизации. В подобных условиях именно физическая культура играет важную роль в поддержании и укреплении здоровья человека с высокой эффективностью. Благотворное воздействие физических нагрузок на человеческий организм действительно является безграничным. Ведь тело человека изначально было рассчитано природой на повышенную активность и воздействие повышенных физических нагрузок. Сниженная двигательная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма. Под воздействием физических нагрузок совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем организма человека, укрепляется здоровье, повышается работоспособность. Двигательный режим является ведущим фактором оздоровления человека, так как направлен на стимулирование защитных систем организма, на повышение уровня здоровья. Двигательный режим является неотъемлемой частью здорового образа жизни человека, оказывающей заметное воздействие практически на все стороны жизнедеятельности человека.

3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательный режим, нагрузка, физическая активность, физическая культура, организм человека, режим, тренированный организм, укрепление здоровья, упражнение.

Елена Савич
Организация двигательного режима в течение дня. Консультация для воспитателей.

Организация двигательного режима в течение дня

Консультация для воспитателей

Инструктора по физической культуре

Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. А так же способствует:

• повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

• росту физической работоспособности;

• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Из чего состоит режим двигательной активности в течение дня:

Подвижные игры во время утреннего приёма

Динамическая пауза во время обучающих занятий и между ними (физкультминутки, релаксация)

Музыкально-ритмические движения на музыкальных занятиях

Двигательная деятельность на прогулке

Корригирующая гимнастика после дневного сна

Динамический час во второй половине дня

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.

Цель её - повысить или удержать умственную и физическую работоспособность детей, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно мышцы спины, которые находятся в статическом состоянии, мышцы кисти руки.

Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут.

По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.

Физкультурные занятия – основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Проводятся 3 раза в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Продолжительность занятий в детском саду для детей 2-3 лет – 15мин., 3-4 лет – 15-20мин., 4-5 лет 20-25мин. ,5-6 лет- 25-30мин., 6-7 лет – 30-35 мин.

Основные типы физкультурных занятий:

Прогулка. Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное, то лучше прогулку начать с наблюдения, игры и упражнения желательно организовывать в середине или в конце прогулки, продолжительностью 10-15 минут. а если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр продолжительностью 25-30 минут. На прогулке желательно планировать 1 подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения и усвоения этих правил. Кроме того, воспитатель должен наметить движения и игровые упражнения для индивидуальной работы. Этот материал желательно подбирать в соответствии с основными движениями, включенными в занятия.

Кроме п/игр на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании, равновесии. Зимой планируется ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с использованием заданий (присесть, повернуться и т. д.). В программное содержание зимней прогулки могут быть включены игры-эстафеты на санках и лыжах, игры с элементами хоккея. Наличие разнообразных построек способствует развитию основных движений (ходьба и бег, метание снежков, прыжков-спрыгиваний и т. п.).

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке зимой.

3. Спрыгивание со снежных валов.

Корригирующая гимнастика после сна. Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные комплексы гимнастики.

Варианты гимнастики после дневного сна

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- ходьба по массажным дорожкам.

Динамический час во второй половине дня. Каждая группа имеет закреплённое за ней время посещения физкультурного зала, где можно поиграть с детьми, отработать движения, посоревноваться.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность: физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, ленты, платочки, ребристая доска и т. д., шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья, дидактические игры, шашки и др. Для групповых участков подобрать выносное оборудование (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его и подбор должны соответствовать возрасту и поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка. Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей и саморазвития.

Читайте также: