Бурятские национальные игры сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Главный принцип традиционных игр у бурят: кто быстрее пришел - победил, кто первый упал - проиграл. Национальные бурятские игры всегда славились азартом: игроки проверяли силу и выносливость, а также смекалку. Многие жители Бурятии по сей день интересуются национальными играми, поскольку они - неотъемлемая часть культуры, истории. Председатель Федерации традиционных игр народов Бурятии Алексей Гыргенов рассказал в беседе с корр. ИА UlanMedia, что бурятские народные игры существуют со времен Чингисхана, ими всегда заканчивались молебны и большие мероприятия.

"Слепая баба" или "Жмурки"

История традиционных игр бурят уходит своими корнями в далекое прошлое. До революции значительная часть бурят (забайкальские буряты) вели кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством и охотой. Только в западной части Бурятии развивалось земледелие, крупной промышленности не существовало. Еще в конце 19 века английский путешественник Диксон, посетив бурятский край, писал: "Сюда, кажется, никогда не дойдет европейская цивилизация".

- Бурятские народные игры существовали на протяжении многих тысячелетий, со времен Чингисхана, - рассказывает Алексей Гыргенов. - Традиционные игры были неотъемлемой частью обрядовой культуры, в том числе частью больших молебнов. Все эти мероприятия обязательно заканчивались играми.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Федерация этноспорта Республики Бурятия

Народные игры у бурят обязательно были приурочены к уборке урожая, к окончанию покоса в советский период. Кстати, советские годы наложили огромный отпечаток на культуру Бурятии, в том числе на игры. Именно в это время игры бурят немного видоизменились. Широкое распространение получили национальные игры и виды спорта. Во многих из них произошло переосмысление сюжетов, изменились условия применения этих игр. Например, игра "Слепая баба" (Хохор хамга-шаалга") носила прежде обрядовый характер, отображая условно мор, падеж скота от болезней. Играющие убегали от "слепой бабы" как от слепой силы, от злой судьбы. Теперь обрядовый смысл забылся и получилась веселая детская игра вроде "Жмурок".

В советский период преобразились и популярные в народе праздники игровых танцев и песен ("Наа-дан"), и праздник народных спортивных состязаний и игр ("Сурхарбан"). Раньше участники праздника ютились в юрте какого-нибудь состоятельного скотовода, а теперь праздник проводится на стадионе, специально оборудованных и украшенных площадках. Праздники эти стали всенародными. В современный "Сурхарбан" входит целый комплекс народных национальных игр и состязаний: национальные виды стрельбы из лука, конных скачек, бурятская борьба (барилдаан), бег, прыжки, которые раньше считались традиционными народными играми у бурят.

Современные игры в Бурятии сейчас такие же в своей основе, как и в других советских республиках, но многие из них имеют и самобытные черты, связанные с особенностями истории народа и с природными условиями республики.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Федерация этноспорта Республики Бурятия

В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или используют кости животных (разные виды игры "Шагай", игры "Хонгордоолго", "Таалсалга"). В популярных среди молодежи шуточных танцах-играх часто также изображаются действия животных или птиц ("Медвежий танец" - "Баабгайн наадан", "Танец тетеревов" - "Хурайн наадан"). В этих танцах-играх нашел отражение охотничий промысел, распространенный в лесных районах Бурятии.

- Вообще игры формировались в климатических и географических условиях, - рассказывает Алексей Гергенов. - Если монголы в степи играли в одни игры, то хори-буряты играли в другие игры, так как находились ближе к горам. Игру диктовали климатические условия - человек, который проживал в горах, играл в одни игры - пересекал местность, прыгал, к примеру. Элементы охоты также присутствовали в играх. Например, после охоты у бурят происходили игрища, связанные с культом силы - "Бухэ Барилдаан" или стрельба из лука.

"Верблюжонка верблюд ловит"

В Бурятии существует огромное множество национальных игр - от подвижных до интеллектуальных. Каждая игра отличается от другой по смысловой нагрузке, которая участвует в развитии логики, мышления, скорости и быстроты реакции. Также в играх присутствует много понятийных вещей - названий на бурятском языке, ассоциаций с животным миром и другое. Игру можно расценить и как метод воспитания ребенка, который с малых лет узнает пять основных видов скота в Бурятии - баран, овца, лошадь, корова, коза.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Эльвира Долговых, UlanMedia

- Благодаря играм ребенок с малых лет формировался как личность - он становился серьезнее и в итоге вырастал настоящим мужчиной, который мог стрелять на скаку, бороться с соперником, пользоваться ножом, - рассказывает Алексей Гергенов. - Дух у него был очень крепкий. Если сравнить современного молодого человека и парня 13-14 века, то это будут совершенно разные люди по физическому состоянию, по мировоззрению, по духу.

Тем самым, игры принесли большую роль в формировании личности.

Например, игра "Верблюжонка верблюд ловит" ("Ботогон буурашалга") напоминает игру "Кошки-мышки", только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. "Верблюжонок" становится в круг, а "верблюд" остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если "верблюду" все же удается прорваться, то он пытается схватить "верблюжонка". Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а "верблюда" снова задерживают. Если "верблюду" долго не удается поймать "верблюжонка", его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда "верблюжонок" пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.

Еще одна игра - игра в "Лодыжки" ("Шагай") широко распространена среди бурят. Лодыжки - специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног. Игра с такими костями имеет несколько разновидностей, принять участие в которой могут два человека и более. Игроки кладут на землю, на дощечку или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например, каждый по пять костей. Первый игрок подбрасывает одну лодыжку и той же рукой берет лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш подсчитывают, когда в куче не останется лодыжек.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Эльвира Долговых, UlanMedia

Игра "Белое дерево" ("Сагаан модон") широко распространена едва ли не у всех народов, для которых традиционным является скотоводство, особенно степное. Ее считают своей народной игрой казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, буряты и, многие другие народы. Поиск нужного предмета (белой палки, белого шерстяного мяча и т. п.) в степи лунной ночью позволяет развить и проявить навыки, высоко ценимые среди потомственных скотоводов. Отсюда популярность и традиционность игры во многих скотоводческих районах, включая Бурятию. Здесь эта игра имеет некоторые особенности, связанные с наличием в Бурятии не только степной, но и лесистой местности: в игре используются большая жердь и маленькая деревянная палочка.

Одна из самых популярных игр у бурят - "Разбивание хребтовой кости" ("hээр шаалган"), которая является древней бурят-монгольской традиционной игрой. Сначала производится жеребьевка костей, после чего спортсмены должны разбить такую кость одним ударом руки. Оказывается, для этого не нужна особая сила. Нужно просто точно и резко ударить кость тыльной стороной ладони, и тогда она переломится. Бывает такое, что игроки ломают себе руки. Но, несмотря на травмоопасность, национальная забава очень популярна, причем в ней принимают участие даже женщины. Шээр шаалган - совершенно зимний спорта, поскольку хребтовые кости крупного рогатого скота собираются именно зимой, во время заготовки мяса. Чаще всего в эту игру играют в дни Праздника белого месяца (Сагаалгана).

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Федерация этноспорта Республики Бурятия

- Разбивание хребтовой кости - древнейшая игра, которая пришла из глубин, - рассказывает Алексей Гыргенов. - Эта игра была популярна у скотоводов и кочевников. Во время забоев у скота доставали кость. Мужчина должен уметь управляться с ножом. Эта игра носила глубинный характер и смысл. Умение разбивать кость, характер, глубина, мужской стержень - все это проявлялось в игре. Отец учил сына, мать - дочерей. Умение разбивать кость - это, в первую очередь, дань уважения к предкам, дань традициям. Каждый мужчина обязан был научиться разбивать эту кость.

Традиции и современность

По словам Алексея Гыргенова, сегодня большая часть молодежи не знает, что такое традиционные национальные игры.

- Традиционные игры не поддерживаются на государственном уровне в том объеме, в котором нужно было бы. Под мощнейшим влиянием олимпийского спорта традиционные игры уходят в небытие и забываются. Если только подумать, какие огромные средства вливаются в олимпийское движение - в рекламу, в пропаганду, в атрибутику, в сознание и умы. С этим бороться уже смысла нет. Отмечу только, что все олимпийские виды спорта раньше тоже были играми.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia

Сегодня у традиционных игр несколько путей развития, считает эксперт.

- Нормативно-правовую составляющую нужно всю прописать, чтобы традиционные игры получили какую-то поддержку. Сегодня традиционные игры - не вид спорта. По республиканскому закону у нас четыре вида спорта - стрельба из лука, борьба, шатар и конные скачки. Все остальное, что не входит в список, - это традиционные игры. Для поддержки традиционных игр необходим закон. Один из путей развития - внести игры в реестр, - убежден Алексей Гыргенов. - Но тут еще одна проблема: если мы начнем все традиционные игры аккредитовывать, то нужно будет отказаться от многих национальных вещей. Необходимо будет подумать над секундантами, подумать, нужно ли танцевать танец орла и многое другое. От этих вещей нужно будет отказаться, потому что будет очень тяжело.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Эльвира Долговых, UlanMedia

Традиционная игра сегодня может развиваться и в рамках культурных этнофестивалей, которые проходят в республике очень часто.

- Это хороший путь развития традиционных вещей и правил, которые были заложены столетиями и тысячелетиями. От них отказываться не нужно, поэтому продвигать это можно в рамках таких мероприятий, - говорит Алексей Гыргенов.

Игры и туризм

Традиционные национальные игры могут сыграть роль и в развитии туризма в Бурятии. Важный момент при этом - правильно преподнести эти традиции.

- Событийный туризм - один из вариантов подачи, но столько событий не наберешь. Нужно, чтобы наши турагентства вносили в свои программы и традиционные игры бурят, - считает Гыргенов. - Нужно создавать площадки, чтобы было, куда водить туристов - некие кластеры в туристических центрах. Почему бы не организовать в Тункинском районе какой-то центр, где будет все, начиная от еды, заканчивая традиционными играми? Тогда туристу будет интересно.

Традиционные игры Бурятии. Наши дни

Традиционные игры Бурятии. Наши дни. Автор фото: Эльвира Долговых, UlanMedia

Отметим, что подобный опыт уже есть в селе Ацагат Заиграевского района.

- Они все правильно преподносят. Там не только песни и танцы, но и игры, - говорит Алексей Гыргенов. - Туристы могут сами попробовать. Туристам это очень нравится, в их глазах горит огонь, когда они окунаются в уклады жизни и быта бурят. Если в каждом районе такой кластер будет, то будет хорошо. Но здесь тоже нужно обучать людей, потому что любая игра несет в себе свою философию, и туристу необходимо знать ее подтекст и скрытый смысл.

праздник

Что может рассказать о нраве народа, его отношении к жизни, повседневных привычках, мировоззрении, о его силе, ловкости, проворности? Конечно же, игры!

Мы сегодня поговорим про бурятские национальные игры: подвижные и не очень, соревновательные и развлекательные, для детей и взрослых.

Народ гуляет

Игры – это не просто невинные забавы и способ развлечься, выплеснуть энергию. Это еще и отличный повод продемонстрировать свои умения, навыки, скорость, меткость, научиться командной работе, справедливости, дружбе. Нередко они учат людей с достоинством принимать поражения и радоваться за других людей.

Народные игры Бурятии раскрывают тайну местных жителей: их веселый нрав, терпение и силу, которые уходят корнями в кочевой образ жизни, и даже любимые кушанья. Они уникальны, хотя схожесть с нашими привычными играми очередной раз доказывает, как мы близки.

горы в Бурятии

Так, например, их древние детские игры так погружают в воспоминания нашего общего детства:

  • хоргодоон – прятки;
  • дандаалха – салочки;
  • урилдаажа наадаха – перегонки.

Молодые парни и девушки не упускают шанса поучаствовать в тематических танцах-играх, которые пародируют поведение животных или птиц. Знаменит, например, танец медведя – баабгайн наадан – или вальс тетерева – хурайн наадан. Эти шуточные привычки всерьез указывают на страсть бурят, проживающих в лесной полосе, к охоте.

Стрельба из лука

Эта традиция восходит к временам, когда у родственных друг другу бурятов и монголов практически единственным орудием были лук и стрелы. Они развлекались, как могли – ставили на определенное расстояние мишени на высоте лука, который достигал размеров больше полутора метров, и стреляли.

Главной целью было, конечно же, поразить все мишени.

соревнования стрельба из лука

Скачки на конях

Один из лучших способов не только показать собственную ловкость во всей красе, но и похвастать своей лошадью перед остальными. Раньше в соревнованиях могли участвовать только кони, причем два животных, пришедших первыми, дарились ламе и нойону.

Сейчас на скачки допускаются и кобылы. Кстати говоря, без приза не остается никто: ни победитель, ни его хозяин.

конные скачки

Борьба

Борьба – настоящее искусство и по совместительству вид спорта целой нации. Такие состязания проводились с давних пор, даже на религиозных праздниках. Единственное условие – участники должны были попросить благословение у ламы, а после победы поделиться с ним наградой.

Шагай

Шагай может играться по разным правилам, иногда для игры достаточно даже двух человек. Почти во всех случаях состязание сводится к тому, что нужно своими шагай сбить кости оппонента.

национальная игра бурят

Ломание костей

Еще одна игра, связанная с костями. Это незабываемое зрелище, которое может стать не просто конкурсом на силу, но и воплощением сценического искусства, актерского мастерства. Здесь важен не столько физический удар, сколько практика и отточенная техника.

Главное орудие – заранее сваренная и очищенная большая говяжья кость. Важное условие – это должна быть хребтовая кость, которая похожа на длинную и широкую рукоятку (размером примерно 30х6 сантиметров). Бойцу нужно пробить трубчатые стенки, за которыми прячется костный мозг.

Прочную кость порой сложно сломать даже специальными приспособлениями для рубки мяса. А бурятские спортсмены рушат все законы физики — конкурсантам предстоит разломить ее напополам собственными ладонями.

ломание костей

Мастер левой кистью держит за основание кость, в то время как правая ладонь аккуратно прицеливается таким образом, чтобы в воздухе резко и уверенно ударить по кости в правильную область. Здесь должна быть эффективно задействована и левая рука, которая регулирует твердость удара.

Заключение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Гындунова З.Д. БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: Гындунова З.Д. БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Выполнила: Гындунова З.Д. БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Национальные игры всегда занимали значительное место в повседневной жизни бу.

Национальные игры всегда занимали значительное место в повседневной жизни бурятского народа. Существовали различные виды состязаний и игр: стрельба из лука, конные скачки, борьба.

Сурхарбан — бурятский спортивный народный праздник. Древнее название — «Эрын.

С древности у бурят-монголов были очень популярны конные скачки. Раньше на с.

С древности у бурят-монголов были очень популярны конные скачки. Раньше на соревнования допускали только коней-меринов, а теперь допускаются производители и кобылицы. Из двух меринов, пришедших первыми, один подносился в дар старшему ламе, второй - старшему нойону, а имена владельцев лошадей даже не объявлялись; теперь владельцы лошадей-победителей получают специальный приз и поощрение к улучшению породы. Получает приз и наездник. Конные скачки

Третий вид соревнований на сурхарбане - борьба, которая считается национальн.

Третий вид соревнований на сурхарбане - борьба, которая считается национальным видом спорта у бурят. На ламаистских праздниках также устраивались соревнования по борьбе и проходили они в соответствии с религиозным этикетом: перед схваткой борцы подходили к ламе за благословением, а после схватки победитель подносил ламе часть своего приза. Борьба

Бабки-лодыжки (Шагай наадан) Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много р.

Бабки-лодыжки (Шагай наадан) Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей: 1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек. 2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе. 3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника. 4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась. 5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе. Правила игры: следует точно соблюдать приемы игры.

Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад) Один игрок — волк, другой — овца, остальные.

Иголка, нитка и узелок (Зун, утахн, зангилаа) Играющие дети становятся в кру.

Иголка, нитка и узелок (Зун, утахн, зангилаа) Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Правила игры: - иголка, нитка, узелок держатся за руки; - их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Ищем палочку (Модо бэдэрхэ) Участники игры становятся по обе стороны бревна.

Табун (Хурэг адуун) Участники игры становятся в круг лицом к его центру, кре.

Табун (Хурэг адуун) Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков. Правила игры: - волк может разрывать круг; - пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.

Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан) Стрельба из лука по связкам соломе.

Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан) Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше. Правила игры: соблюдать правильный прием стрельбы.

Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!

Краткое описание документа:

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Бурятии существует огромное множество национальных игр - от подвижных до интеллектуальных. Каждая игра отличается от другой по смысловой нагрузке, которая участвует в развитии логики, мышления, скорости и быстроты реакции. Также в играх присутствует много понятийных вещей - названий на бурятском языке, ассоциаций с животным миром и другое. Игру можно расценить и как метод воспитания ребенка, который с малых лет узнает пять основных видов скота в Бурятии.

Бурятские народные игры

Подвижные игры

Большое место в жизни детей занимают народные подвижные игры, которые физически укрепляют ребенка, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, воспитывают характер и волю.

Табун (Хурэг адуун)

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанию. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в своё логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он оскалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьёт всех волков.

Правила игры: Волк может разорвать круг. Пойманного жеребенка, он должен ловко увести к себе в логово.

Ищем палочку (Модо бэдэрхэ)

Правила игры: Осаленный должен быстро передать палочку.

Иголка, нитка, узелок (Зун, утахн, зангилаа)

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей.

Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры:Иголка, нитка, узелок, держась за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)

Один игрок - волк, другой – овца, остальные ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

- Что волк ты здесь делаешь?

- Вас жду – говорит волк.

- А зачем нас ждешь?

- Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.

Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан)

Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием Сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой её вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.

Правила игры: Соблюдать правильный прием стрельбы.

Волк и тарбаганы (Шоно Тарбагашааха)

Считалкой выбирается волк, остальные дети – тарбаганы. Чертят два круга – норы. Тарбаганы перебегают из одной норы в другую. Волк их ловит, а тарбаганы стараются не стать добычей волка.

Обмен песнями (Дуу андалдаан)

Дети закрепляют выученные песни, учатся ритмичным движениям под мелодию песни. Это импровизированный конкурс песен для старшей группы. Умело направляя игровую деятельность детей интерес к народному творчеству.

Шапка (Малгай нюуха)

Загадывание и отгадывание (Таабари таалсаха)

На начальном этапе игры воспитатель сама загадывает детям загадки, а дети отгадывают их. Если дети затрудняются, воспитатель показывает картинки-отгадки.

Когда дети знают достаточное количество загадок, они делятся на подгруппы, соревнуются между собой в загадывании и отгадывании загадок. В старшей группе дети не только отгадывают загадки, но сами и придумывают их. Сначала воспитатель учит придумывать загадки, отмечать в предмете характерные признаки. Постепенно дети самостоятельно придумывают загадки.

Прятать золотинку (Алта нюуха)

Охота на кабанов (Гахай шэдэхэ)

Игра "Верблюжонка верблюд ловит" ("Ботогон буурашалга") напоминает игру "Кошки-мышки", только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. "Верблюжонок" становится в круг, а "верблюд" остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если "верблюду" все же удается прорваться, то он пытается схватить "верблюжонка". Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а "верблюда" снова задерживают. Если "верблюду" долго не удается поймать "верблюжонка", его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда "верблюжонок" пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.

Читайте также: