Национальный костюм чувашей сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Чуваши – народ тюркской языковой группы, проживающий в Поволжье: в Чувашской республике, Татарстане, Башкортостане, в Самарской и Ульяновской областях. Этот небольшой по российским меркам народ бережно хранит свои традиции. Чувашский народный костюм – национальное достояние! Некоторые образцы нарядов сохранились с XVIII века! Бабушкины и дедушкины наряды надеваются по большим национальным праздникам и являются предметами гордости владельцев.

Традиционный костюм – традиционные материалы

По вековым традициям одежду чуваши делали сами. Полотно из конопли и льна, овечью шерсть ткали женщины в каждой семье. Девочек прясть, ткать и вышивать учили с детства. Для шитья верхней одежды использовали домашнее сукно, кожу, войлок.

Основным цветом в одежде был белый – естественный цвет полотна. Для придания большей белизны ткани выкладывали на снег ранней весной под яркие лучи солнца.

Цветные нити для вышивки получали окрашиванием пряжи отварами из коры дуба, корней и листьев марены и других растений.

Рубахи кепе из конопляного полотна носили и мужчины и женщины. Отличались они длиной, разрезом по вороту и обережной вышивкой.

Особенности женских нарядов

Летняя одежда

На женских рубахах вырез ворота был посредине, в орнаменте – обереги в виде Солнца. Считалось, что особые узоры защищают от злых духов. Вышивка и тесьма, которой закрывались швы, были чаще всего красного цвета. Он символизировал жизнь. Женщины поверх рубах носили фартуки или передники, тоже обильно вышитые. Не зря Чувашию называют краем ста тысяч узоров! На ноги надевали штаны, так как длина рубахи была примерно до середины икры. Комплект дополняли пояс сара и украшение на бёдрах яркая с вышивкой шёлком и шерстью, с бахромой. Орнамент символизировал устройство Вселенной.

женский костюм

Тёплая одежда

ВАЖНО. Чем больше сборок было на шубе, тем богаче её хозяйка: больше шкур использовано при пошиве!

Одежда для девочек

По одежде девочек можно было узнать и их семейное состояние: в верхней части рубашки у сирот вышивали одну косую полоску вместо двух. Другим украшением были простые узоры по подолу. С 12-14 лет девочки сами готовили приданое.

Головные уборы

Тухъя – шапочка незамужних девушек — похожа по форме на русский воинский шлем. Вышивка, бисер и прикреплённые в особом порядке монеты закрывали всю поверхность шапочки. Тухъи носили до замужества, а потом передавали младшей сестре.

Замужние женщины в будни носили сурпан – покрывало в виде полосы белой ткани с вышивкой. По праздникам – хушпу: шапку, полностью покрытую бисерной вышивкой и серебряными монетами. От затылка до пояса (иногда и ниже) к хушпу прикреплялась хури – широкая полоса также с рядами монет и бисерной вышивки. Чем длиннее хури, тем богаче её обладательница.

Особенности мужских костюмов

Летняя одежда

мужской чувашский костюм

Мужские рубашки кепе имели разрез ворота справа. Повседневные рубахи были без украшений, праздничные и обрядовые вышивались по горловине, плечам, низу рукавов и подолу. В узоре присутствовали символы неба и огня. Еще мужчины носили штаны (йем) и безрукавку без украшений.

Тёплая одежда

ВАЖНО. Богатые чуваши к шубам добавляли тулуп из чёрной овчины.

Одежда для мальчиков

Мальчиков одевали, как взрослых, только без ритуальной вышивки. Однотонный узор по вороту рубахи – единственное украшение.

Головные уборы

Мужчины носили летние шляпы ялкас из тонкого войлока и зимние шапки селек с высоким околышем и вытянутым верхом. Их не украшали.

Обувь

Летней обувью повсеместно были лыковые лапти особого плетения, с онучами или суконными чулками зимой. До XIX века валенки и сапоги были признаком богатства. В 19 веке появляются кожаные сапожки и у женщин.

Свадебные наряды невесты и жениха

Особенно красивыми были свадебные наряды.

свадебные наряды чувашей

Женское свадебное одеяние с головным убором, ожерельями, нагрудными украшениями, браслетами, подвесками, кольцами весило около пуда (16 кг)! Поверх невесту накрывали белым покрывалом перкенчек с ритуальной вышивкой. В процессе свадебного обряда невесте девичий головной убор меняли на женский.

Жених одевался в расшитую рубаху, кафтан с поясом синего или зелёного цвета, сапоги и меховую шапку с монетой впереди.

ВАЖНО. Особым предметом был платок, который жених носил на плечах с момента успешного сватовства до самой свадьбы. Платок вышивала девушка заранее, а отдавала жениху. Это означало, что она согласна выйти замуж.

Особенности национальных нарядов разных этнических групп

Среди чувашей выделяют две этнические группы по проживанию относительно Волги: верховые (вирьял) и низовые (анатри). Между них находятся средне-низовые чуваши (анат-енчи), их говор ближе к вирьялам, а детали костюма — к анатри.

Анатри

анатри

Анатри многое позаимствовали у татарских народов. В вышивке основной цвет красный, а крупный геометрический рисунок переходит в растительный. В 19 веке анатри позаимствовали у купцов анилиновые красители для ткани. Повседневная одежда стала разноцветной под названием пестрядь. Тканые узоры в полоску и клетку – обычное явление. Праздничные и обрядовые одеяния остались белыми. Шапочка тухъя остроконечная, как воинский шлем, с наушниками, вышивкой из бисера и большим количеством серебряных монет. Сурпан замужней женщины анатри очень большой – до 2,5м. Его украшали позументом, лентами, кружевами, и конечно, вышивкой. Закреплялся он повязкой пус тутри.

Анат-енчи

анат енчи

У анат-енчи в узорах преобладают яркие краски салатового, жёлтого, красного цветов, присутствует и геометрический, и растительный орнамент. Пестрядь также стала их излюбленной одеждой. Тухъя анат-енчи очень похожа на шапочку анатри, но без острого кончика на макушке. Сурпан — уже и короче, чем у анатри, украшался кумачом, вышивкой и кружевом. Закрепляла его повязка масмак.

Вирьял

вирьялы

Традиции вирьял ближе к фино-угорским, так как они территориально соприкасались с горными марийцами. В орнаментах вышивки используются геометрический рисунок, тёмные тона зелёного, синего и красного цветов. Вирьял не приняли пестрядь и даже наказывали модников физически. Тухъя вирьял богато вышита, но серебра на ней гораздо меньше, чем у более южных соседей. Сурпан, по сравнению с предыдущими, был маленьким (всего 1,2-1,5 м) и узким. Его украшением была двухсторонняя вышивка с геометрическим узором, бисер и бахрома. Масмак – в виде узкой полоски цветной ткани, вышитой символами сотворения мира.

Самарская губерния, с. Большое Микушкино, 1888г.

Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.

Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.

Мужская и женская традиционная чувашская рубаха кĕпе

В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха (кĕпе), которая ниспадала до щиколоток. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги кĕске в виде солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник (чĕрçитти), а представительницы верховой группы (вирьял) вместо него в основном носили белый вышитый фартук (саппун).

Девичья рубаха, узор кĕске и вышитый передник

Композиции чувашской нагрудной вышивки, мотивы и техники исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. Согласно народным поверьям, узоры защищали владелицу рубашки от злых духов. Со временем сакральное значение вышивки было утеряно, и нагрудные символы стали просто украшением.

Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.

Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.

Старинные фотографии чувашских детей и вышивальшицы

Чувашские дети. Казанская губерния, Чебоксарский уезд

Вышивальщица, деревня Пустынькассы, 1930-е гг.

К 12−14 годам юные рукодельницы становились профессиональными мастерицами и начинали готовить приданое к своему совершеннолетию. Юные девушки уже могли носить передник (чěрçитти) или фартук (саппун).

Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле.

Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.

Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).

Чувашский праздничный мужской наряд

Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2−3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.

Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.

Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1−2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.

Тухья — девичий головной убор

Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

Хушпу — женский головной убор

Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).

Большинство чувашей ходили в лаптях из липового лыка (çăпата). Представители верховой группы носили их с онучами черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками (чăлха). Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.

Чувашские лапти

В 30-х гг. XX столетия национальные наряды отошли на второй план и стали замещаться одеждой городского типа. Сегодня в некоторых деревнях и отдаленных районах Чувашии по-прежнему надевают традиционные костюмы, но уже в исключительных случаях (свадьба, обряды и т.п.). Также в них выступают на сцене деятели искусства и работники культурных учреждений республики.

Будьте оригинальными — носите одежду с чувашской национальной символикой!

Благодарим за предоставленные материалы о чувашской одежде сотрудников Чувашского национального музея, Музея чувашской вышивки, а также Чувашского государственного художественного музея, в частности, Геннадия Иванова-Оркова, специалиста по чувашским костюмам.

Суваз — одно из тюркско-булгарских племен средневекового государства Волжско-Камская Булгария. Видимо, оно и дало имя чувашам, одному из российских народов Поволжья, который с XIII в. входил в состав Золотой Орды, а с XV в. — Казанского ханства. Чуваши делятся на три группы: вирьял (т. е. верховые) проживают на севере и северо-западе Чувашии, анатенчи (средненизовые) — в центре и на северо-востоке, а анатри (низовые) — на юге. Вирьял сохранили связь с финно-угорскими традициями (их костюмы схожи с марийскими), а анатри — с традициями тюркских булгар. Костюмы анатенчи близки к костюмам анатри.

Народный костюм Чувашии

Женский костюм

Основной частью костюма была узкая рубаха-платье туникообразного покроя — кепе. Вирьял обильно покрывали ее вышивкой и носили с напуском. У анатри кепе была широкой, расширенной книзу и с оборками, как у татарок. Поверх рубах носили передник: вирьял — с высокой грудкой, анатри — из красной пестряди и без грудки. Анатри надевали один пояс, а вирьял — три. Первый повязывали на кепе, второй и третий — поверх напуска и фартука. Все чувашки носили узорчатые поясные и набедренные украшения с бахромой. Верхней одеждой вирьял был кафтан шубор из белого холста, анатри — сахман из сукна. Зимней одеждой служила овчинная шуба керек.

На девушке шапочка тухья и рубаха кепе; мужчина одет в праздничный шубор

Головные уборы и украшения. Полотенчатое покрывало чувашек анатри — сурпан из белого полотна длиной 2,5 м, украшенный на концах вышивкой, позументом и кружевом, носили с пустутри — повязкой, закрепляющей сурпан на голове. Сурпаны вирьял — узкие и не такие длинные (1,2 м), с двухсторонней вышивкой, бисером, бахромой, носили с узкой повязкой масмак. Анатенчи поверх сурпана надевали хушпу — шапочку с наспинной лопастью, украшенную монетами, бисером и кораллами. Ее головную часть сплетали из бисерных узоров, а по бокам подвешивали ряды монет, мелодично звенящих при ходьбе. Девушки носили тухью — шлемовидную шапочку с острием. Чувашки носили чересплечные перевязи (тевет) и много нагрудных, наспинных, шейных, поясных украшений.

Мужской костюм

Мужской костюм включал белую холщовую рубаху кепе, носимую навыпуск с поясом; штаны йем; легкий белый кафтан шупар (по праздникам с шелковой вышивкой и нашивками); теплый суконный сухман, подпоясанный кушаком и лаптей.

Чувашский народный костюм, фото № 1

В чувашском женском костюме рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.

Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью, нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое к сегодняшнему дню время - V-VII (районы Северного Таджикистана, древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века . В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить в туркменской тахъе.

Чувашский народный костюм, фото № 2

Чувашский народный костюм, фото № 3

Чувашский народный костюм, фото № 4

Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные - ама, шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески к поясам - сара, к сурпанам - сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.

Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей.

Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев,мордвы, удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто - треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.

Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли двадцать пять видов швов.

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.

Чувашский народный костюм, фото № 5

Чувашский народный костюм, фото № 6

Чувашский народный костюм, фото № 7

Чувашский народный костюм, фото № 8

Чувашский народный костюм, фото № 9

Чувашский народный костюм, фото № 11

Чувашский народный костюм, фото № 12
Чувашский народный костюм, фото № 13

Чувашский народный костюм, фото № 14
Чувашский народный костюм, фото № 15

Чувашский народный костюм, фото № 16

Чувашский народный костюм, фото № 17

Чувашский народный костюм, фото № 18

Чувашский народный костюм, фото № 19

Чувашский народный костюм, фото № 20

Чувашский народный костюм, фото № 21

Чувашский народный костюм, фото № 22

Чувашский народный костюм, фото № 23

Чувашский народный костюм, фото № 24

видео с чувашскими узорами

Фото - из книги-альбома "Чувашский костюм от древности до современности" (2002) и альбома "Чувашское народное искусство" (1981).

ролик с фотографиями костюмов, под мелодичную песню (книга-альбом "Чувашский костюм от древности до современности" (2002) и альбом "Чувашское народное искусство" (1981). .

Читайте также: