Тематическое сообщение уровни педагогических технологий

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Единарова Наталья Анатольевна

Организация: МДОУ детский сад №60

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

Педагогическая технология – это наука о педагогическом мастерстве, которым владеет мастер-педагог и которое является его личным достоянием, так как является уникальным сплавом опыта и личностных особенностей.

Педагогическая технология представляет с собой систему способов, приемов, шагов, последовательное выполнение которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития ребенка, и сама деятельность представлена как определенная система действий. Педагогическая технология обеспечивает гарантированный результат, она конкретизирует методику.

Три аспекта педагогической технологии:

  1. научный: изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения
  2. процессуально-описательный - описание процесса, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех педагогических средств.

В отечественной педагогике понятие “педагогическая технология” относится и к процессу обучения и к процессу воспитания. Поэтому педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В зарубежной педагогике – ограничено сферой обучения.

Воспитательная технология - это функции педагога во время взаимодействия с детьми:

  • педагогическое воздействие
  • педагогическое общение;
  • работа с группой;
  • педагогическое требование;
  • информативно-речевое воздействие педагога;
  • педагогическая техника.

Технология обучения – способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Структура технологии обучения включает в себя следующие компоненты:

  • предварительная диагностика уровня усвоения детьми учебно-познавательного материала;
  • мотивация и организация учебно-познавательной деятельности детей;
  • действие дидактических средств;
  • контроль качества усвоения материала.

Три уровня педагогических технологий:

  1. общепедагогический уровень технологии –это целостный образовательный процесс образовательного учреждения (в данном случае ДОУ).
  2. частнометодический уровень технологии (термин употребляется в значении “частная методика”) охватывает отдельные аспекты педагогической системы, соответствующие частным методикам;
  3. локальный(модульный)уровень технологии – это воспитание отдельных личностных качеств, технология отдельных мероприятий, технология усвоения новых знаний.

В чем отличие технологии от методики обучения?

Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения.

Приём обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод.

Если методика – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента:

В современной педагогике нет единой, общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются

  • практические (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование);
  • наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы);
  • словесные (рассказы педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка);
  • игровые методы (внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий, инсценировки коротких рассказов, воображаемая ситуация в развернутом виде (ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием), элементы драматизаций, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации).

Выделим основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения:

Три основные функции педагогической технологии:

Описательная функция раскрывает аспекты практического процесса обучения (воспитания, развития) на основе профессиональной терминологии.

Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов (например, эффективность различных методов) обучения (воспитания, развития) и определить оптимальные их комбинации.

Проектировочная функция осуществляется при описании процесса обучения (воспитания, развития) на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, – высший уровень владения педагогической технологией.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки.

Однако педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии)

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

ПРИМЕНЕНИЕ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Игры-путешествия
  • Обучение математике
  • Использование мультимедийных презентаций в программе Рower Рoint необходимо для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей.

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

ИКТ в работе педагога:

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  4. Оформление групповой документации, отчетов.

Используемая литература:

Гост

ГОСТ

Сущность и аспекты педагогической технологии

Педагогическая технология – это комплекс различных методов, приемов, средств воспитательного и образовательного воздействия, применяемых в качестве основы организации эффективного учебно-воспитательного процесса.

Педагогическую технологию можно охарактеризовать, как модель, тщательно разработанную и направленную на организацию тесного взаимодействия между участниками педагогического процесса, с целью выполнения ими учебных и воспитательных целей и задач.

Применение педагогической технологии позволяет создать комфортную обстановку реализации учебно-воспитательного процесса, в которой будут продуктивно работать педагог и учащийся. Иными словами, можно сказать, что педагогическая технология представляет собой процесс, системного характера, объединяющий инструментарий, методологию, порядок функционирования всех процессов и средств, используемых для достижения целевого назначения образовательного процесса.

Понятие педагогической технологии может быть рассмотрено с тех основных аспектов:

  1. Научный аспект – рассматривает педагогическую технологию, как составной элемент системного процесса педагогической науки, занимающийся постановкой целей, определением содержания и методов, форм организации учебного процесса.
  2. Процессуально-описательный аспект – предназначен для создания алгоритма прохождения процессов обучения и воспитания, разработки проектов и планов учебно-воспитательной деятельности.
  3. Процессуально-действенный аспект – рассматривает педагогическую технологию, как способ практического осуществления педагогического процесса, путем реального функционирования всех личностных, инструментальных, материальных и технических средств.

Педагогическая технология функционирует на основе применения дидактических процессов, выбора оптимальных условий их реализации и средств обучения.

Вертикальное и горизонтальное строение педагогической технологии

По своему устройству, педагогические технологии могут иметь два типа строения:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Вертикальная структура.
  • Горизонтальная структура.

При вертикальном построении педагогической технологии выделяют четыре взаимосвязанных и взаимозависимых группы педагогических технологий:

  1. Метатехнологии – это общепедагогические технологии, охватывающие организацию всего процесса образования.
  2. Макротехнологии – это технологии, связанные с деятельностью одной из отраслей образования. Например, сюда входит технология преподавания определенной дисциплины, технология компенсирующего обучения.
  3. Мезотехнологии – это технологии, направленные на реализацию отдельных компонентов учебно-воспитательной работы или решение частных задач дидактического и методического направления учебно-воспитательного процесса. К примеру, технология организация урока, преподнесения темы, проведения текущей проверки знаний.
  4. Микротехнологии – технологии ориентированные на решение текущих небольших задач учебно-воспитательной работы.

При горизонтальном построении педагогических технологий организация учебно-воспитательного процесса реализуется, исходя их трех аспектов, определяющих сущность технологии. Иными словами, педагогическая технология может функционировать в качестве научного направления, являясь разделом педагогической теории и, проводящей исследования в области поиска оптимальных путей обучения и воспитания, в качестве алгоритма организации процессов обучения и воспитания и непосредственного учебно-воспитательного процесса, направленного на практическую реализацию образовательных целей и задач.

Горизонтальные технологии могут строиться на базе комплексного взаимодействия всех трех аспектов, либо на частичном взаимодействии аспектов, или же, на основе только одного аспекта.

Структурные компоненты педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна включать в свой состав следующие элементы:

  • Содержание технологии. В нем отражаются комплексные знания о способах достижения целевого назначения учебно-воспитательной работы, продуктивной реализации учебно-воспитательных направлений деятельности, дидактическая сущность обучения, его содержание, методы и приемы учебной и воспитательной работы, сведения о профессионализме и квалификации педагогического состава и отдельных педагогов, специфике коллектива учащихся и личностного развития каждого из них, информация об уровне интеллектуального развития и способностях учащихся, инструменты, применяемые для реализации управленческих и контрольных функций педагогической работы. Основными компонентами этой части являются: концептуальная база, цели и задачи обучения, содержание программ обучения и воспитания;
  • Процессуальный компонент. Представляет собой практическую модель ранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, включающего организационные вопросы деятельности учащихся, связанные с формированием компетенций и координированием учебного процесса. В состав этой части входят: приемы организации, методы и формы учебной деятельности, методика и техника деятельности педагога, диагностика учебно-воспитательной работы, управление процессом обучения и воспитания.

Основные уровни педагогических технологий

В практике современного образования, реализация педагогических технологий осуществляется на трех уровнях, находящихся во взаимосвязи и соподчинении друг с другом:

  1. Общедидактический уровень – включает общепедагогические технологии, отражающие работу целостного процесса образования в стране, регионе, определенном учебном заведении, на конкретном этапе обучения. В данном случае педагогическая технология отражает сущность педагогической системы.
  2. Предметный уровень – включает педагогические технологии частного характера, отражающие частную, предметную методику реализации конкретного содержания учебно-воспитательной работы в области одной дисциплины, одного коллектива, одного педагога.
  3. Модульный уровень – применение педагогической технологии для отдельных компонентов реализации учебно-воспитательной деятельности.

Помимо этого, реализация педагогической технологии происходит с применением технологических микроструктур – частей, звеньев, приемов. Они составляют логическую последовательность, формируя тем самым единый, целенаправленный технологический процесс т.е. формируют целостную систему – педагогическую технологию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила Калашко Е. Е. учитель изо и технологии МБОУ СШ №44

1.Введение. Сущность и понятие педагогической

2. История возникновения и развития педагогических

3. Обзор педагогических технологий обучения. Стр.9

5. Литература . Стр.34

1.Сущность и понятие педагогической технологии.

В основе технологий образования и воспитания лежит идея управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.

Педагогическая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе лежит определенная идея автора. Технологическая цепочка педагогических действий, операций коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. Приведём некоторые определения педагогических технологий:

Педагогическая технология - искусство, мастерство, умение. Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. (Википедия)

Вот ещё одно понятие этого термина. Педагогическая технология - система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. (Г. М. Коджаспирова, Педагогика-2010г., стр. 622)

научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Специфические черты педагогических технологий :

разработка диагностично поставленных целей обучения и воспитания;

ориентация всех процедур на гарантированные достижения поставленных целей;

оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

воспроизводимость педагогических процедур.

В диагностично поставленной цели описываются действия ученика в терминах: знает, понимает, применяет, поступает и пр.

Признаки педагогических технологий:

содержательность - наличие педагогической концепции имеющей технологическую реализацию в виде педагогической модели, алгоритма, правила;

управляемость и эффективность - гарантированное достижение результата;

экономичность - оптимизация труда учителя;

воспроизводимость - возможность воспроизведения в широких масштабах без потери результативности;

корректируемость - возможность использования связи в виде контроля, рефлексии, ТСО, треннингов;

постановка цели взаимодействия;

анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач;

осуществление целенаправленного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с ним, управление учебно - воспитательным процессом;

передача опыта речевыми (вербальными) и невербальными способами;

организация жизнедеятельности детей и воспитательного пространства; предъявление педагогических требований;

оценка воспитанника и ее положительное подкрепление;

разрешение возникающих конфликтов.

Содержание педагогических технологий представляется как совокупность педагогических умений и приёмов реализации педагогического воздействия и взаимодействия. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям :

по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (средства воздействия дающие лучшие результаты);

по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения. Различие заключается в том, что педагогические технологии удаётся вводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. Методики часто не гарантируют должного качества. Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии например, имеется определенная методика оценки знаний.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое, мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.

2. История возникновения и развития педагогических технологий.

1)использование технических разработок (техники) в образовании;

2)совокупность средств и методов педагогического процесса, неизбежно ведущая к запланированному результату;

3)оптимизация учебного процесса на основе достижений науки и техники;

4)новые информационные технологии обучения;

5) передача и освоение учебной информации с использованием технических средств обучения.

Основные этапы развития технологий:

(1) Боголюбов В.М. Введение в педагогическую технологию. - Пятигорск, 1996. - стр. 19.

Второй период . Для середины 1950 - 1960-х годов характерны развитие теоретических разработок в области педагогики их экспериментальная проверка. Они были направлены на комплексное использование средств для построения учебного процесса, основанного на самостоятельной работе обучающегося. В дополнение к уже используемым аудиовизуальным средствам были разработаны специальные средства обучения, соответствующие концепции программированного обучения и предназначенные только для учебных целей. К ним относятся средства обратной связи, электронные классы, обучающие машины, лингафонные кабинеты, тренажеры и др.

Третий период . Значительные успехи исследователей в 1960-х годах привели к укреплению педагогической науки. В эти годы появились такие дисциплины, как информатика, теория телекоммуникаций, педагогическая квалиметрия, системный анализ, психология обучения, научная организация педагогического труда. Научные поиски опять были направлены в область дидактики и методики. Ученые предположили, что можно создать описание организации педагогического процесса таким образом, что он станет воспроизводимым и почти технологичным. Это приводит к тому, что в 1960-е годы появляется новая дисциплина - педагогическая технология, основной целью которой становится разработка системы планирования, реализации и оценивания педагогической деятельности (А.Ламсдейн, Д. Финн). Процесс организации учебного процесса теперь разрабатывается на основе системного подхода, а исследователи понимают педагогическую технологию как применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники.

Успехи в применении компьютеров в обучении к началу 1990-х годов начали нарастать, и поэтому внимание многих исследователей было обращено на использование информационных технологий. Это привело к активизации поисков в этой области, и естественно под технологией в сфере образования стали понимать обучение с помощью новых информационных технологий.

Четвертый этап - это этап разработки новых учебных компьютерных средств и включение обучающихся в локальные и глобальные информационные сети).

Пятый период . С середины 1990-х годов в ряде учебных заведений высшего профессионального образования разработаны введены в практику комплексные системы, позволяющие перерабатывать обучающимся учебную информацию и организовывать процесс ее освоения без учителя с использованием средств обучения. Для этого используется комплекс различных средств обучения в который могут входить: специально подготовленные учебные пособия, набор видеофильмов и аудиокассет, специальные обучающие и контролирующие компьютерные программы, а также аудио и видеотехника, компьютеры, локальные и глобальные сети, специальные средства обучения и контроля.

Любая педагогическая деятельность, выстроенная на осознаваемой основе тех или иных педагогических технологий, строится на определенных принципах, таких как, педагогический такт - чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт является одной из форм реализации педагогической этики. Скрытая педагогическая позиция - принцип, полагающий, что только тогда педагогическое влияние будет активным, когда в подавляющем большинстве случаев позиция педагога (воспитателя) не является открытой и доступной. У воспитанника формируется установка на то, что до всего додумывается сам или почти сам. Педагог только консультирует, стимулирует, вдохновляет.

Сочетание требовательности и уважения к ребёнку - этот принцип является общепедагогическим естественно напомнить о нем и как о принципиальном приёме педагогических технологий. Личностно - ориентированная педагогическая деятельность, прежде всего, доверие, уважение к каждой личности, учет её уникальности. В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно, выделить следующие технологии:

по уровню применения: общепедагогические, частно методические (предметные) и локальные (модульные);

по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;

по научной, концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, , развивающие;

по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов; умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей);

по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.

Педагогические технологии также классифицируются по доминированию целей и решаемых задач; по применяемой форме организации обучения; по доминирующим методам , которым отдается предпочтение, и, другим основаниям. В каждой технологии автор должен видеть:

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии :

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- взаимосвязью его частей,

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

· Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя

· игровая технология

· Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :

· от типа дошкольного учреждения,

· от продолжительности пребывания в нем детей,

· от программы, по которой работают педагоги,

· конкретных условий ДОУ,

· профессиональной компетентности педагога,

· показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи :

· идти в ногу со временем,

· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

· наставником в выборе компьютерных программ,

· сформировать основы информационной культуры его личности,

· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

· Легкость для самостоятельных занятий детей

· Развитие широкого спектра навыков и представлений

· Развитие воображения, мышления, памяти

· Говорящие словари иностранных языков

· Простейшие графические редакторы

· Обучение чтению, математике

· Использование мультимедийных презентаций

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· обладает стимулом познавательной активности детей;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий :

· Недостаточная методическая подготовленность педагога

· Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

· Бесплановость, случайность применения ИКТ

· Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога :

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

1. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

· заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Педагогические технологии воспитателя ДОУ Цели (принципы) деятельности воспитателя ДОУ Виды работ, посредством которых реализовывалась каждая задача Результаты, достигнутые при решении.

Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология.

Педагогические технологии Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической.

Педагогические технологии в работе воспитателя Педагогические подходы это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися,.

Современные педагогические технологии настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых.

Читайте также: