Выразительный язык танца его особенности сообщение

Обновлено: 02.07.2024

1.1 Понятие Пластики……. ………………….………
1.2 Понятие Выразительности…………………………………………….

Глава 3. Применение пластики и выразительности в современном танце

Список используемой литературы ……………………………….

Введение
… напишу !

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что современный танец является самым выразительным и пластическим средством .
Объектом исследования данной работы является …

Предметом исследования данной работы является пластика и выразительность в современном танце ;

Цель курсовой работы:

- изучить и проанализировать источники по данной теме

-Задачи курсовой работы:

1) рассмотреть теоретические аспекты выразительных и пластических средств танца;

2) изучить особенности …

Глава 1 Пластика и Выразительность

Понятие Пластики

Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика в хореографии.
Пластика в силу своей творческой основы считается одним из главных инструментов хореографии. Это мощный способ превратить самый банальный танец с простыми движениями во что-то более интересное и захватывающее. Воспроизведя обычный танцевальный элемент с применением техники пластики, танец сразу же приобретет уникальные очертания.

Пластика является неотъемлемой частью танцевальной культуры человека. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения.

Стоит отметить, что с помощью пластики даже импровизация может стать более простым явлением, и ее применение будет смотреться естественно у любого танцора.
Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.

Пластика в современном танце позволяет танцору раскрывать свои возможности , помогает находить новые

Основой пластики служат: гармоничные движения и по-

зы, пластическая выразительность и мимика, динамика, темп и ритм

движения, пространственный рисунок. Совершенство танцевальных об-

разов определяется их содержанием и формой. Зачатки образной вырази-

тельности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В

том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на

действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств,

своеобразие личности – так создается на сцене пластический образ.

Пластика – это не сумма танцевальных движений, а система художественных выразительных средств, реализованных в игре актера, танцора. Созданный балетмейстером танец является законченным произведением. В этом танце не должно быть ничего лишнего. Танцу, несущему определенную мысль, чуждо всякое привнесение в его композицию дополнительных или случайных элементов. Основное движение или связующее, ярко выраженное в своей форме или едва уловимое, является эмоционально-смысловой необходимостью танцевальной фразы, танца и танцевальной сцены.

Понятие Выразительности

Для меня выразительность - это образ в танце , движения и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но в то же время наделенный изобразительными элементами пластики.

Выразительные средства в хореографии :

1.образ
2.пластические элементы
3.движения
4.пантомима
5.музыкальное сопровождение
6.актерское мастерство
7.рисунок

деформации и наклонах основной оси тела (позвоночника);

динамичном перемещении ног согласно инерциальному движению при общем подержании апломба и смене уровня действия (от партерного до воздушного);

объёмному движению всех центров тела на основе тенденции смены сжатия и расширения;

свободное движение рук и головы независимо от других центров тела;

эмоциональной подлинности и динамике общей позы и конкретного жеста исполнителя;

вращательных движениях как отдельных частей тела так и всего туловища с поступательным нарастание динамики или в фиксированной конструкции;

прыжковые элементы, исполненные на основе изображения непреодолимости гравитационного тяготения.

Выразительность возникает в результате знакового “оформления” фигуры и действий исполнителя. С помощью танцевально-выразительных средств танцовщик осуществляет передачу информации, демонстрируя в виде хореографического текста. Такая информация может отображать пластическую характерность танцевального образа, его эмоциональное состояние, определенное чувство – отношение, конкретное действие героя в сценической ситуации, хореографический образ в целом и наконец содержание всего танцевального действия. Выразительные средства хореографии, рассматриваемые в качестве языковой – знаковой системы, имеют одну особенность. В отличие от вербального языка, в котором слово-знак имеет зафиксированное семантическое значение, танцевальный язык характеризуется нефиксированной семантикой своих знаков. Потому в языке танца большое значение имеет выразительная сторона “произношения” – исполнения, “интонирования”, главенствующая в процессе расшифровки элементов языка – понимания содержания пластического образа.

Глава 2. Современный танец

Понятие Современный танец

На протяжении истории развития и трансформации хореографии каждый балетмейстер вёл творческие поиски собственного пластического языка, который становился средством передачи собственных переживаний и отношения к действительности того или иного автора. Долгое время таким средством являлся классический танец, теория которого заключается в визуальном изображении отсутствия гравитационного притяжения. Впоследствии в сценическом пространстве утвердились другие танцевальные направления, среди которых народно-сценический танец, историко-бытовой, бальный и другие. Каждое из этих направлений выполняло коммуникативную функцию, благодаря которой балетмейстер мог выразить с помощью движения тел исполнителей то, что невозможно передать словами.

В этой связи эволюция танца происходила в параллельном взаимодействии с развитием человеческой истории, породив множество различных танцевальных стилей и направлений. Каждый вид хореографического искусства является уникальным и предлагает свои возможности познания окружающего мира и человеческой природы. Но, одно из лидирующих мест в настоящее время в хореографическом пространстве занимает современный танец.

Современный танец , как средство неординарного выражения идеи и мысли в искусстве определяется неограниченной свободой движения. Его характеристиками являются: глубина мысли, естественность, свобода тела, пластичность и т. д. Движения в современной хореографии в визуальной форме неуловимы. Смена их структуры настолько контрастна и динамична, что очертания тела превращаются либо в размытые кадры, либо в кубические построения.

А. Дункан, которая имела большой успех в Германии. Оригинальные черты ее хореографии, резко отличались от классического балета – мрачная тональность, постоянное использование поз на полу, которыми часто завершались ее танцы, что символизировало тяготение.

2.3 Лексика .

Хореографическая лексика – это набор многообразных хореографических движений, которые балетмейстер-танцовщик использует для выражения своей идеи, создания хореографического образа.

К хореографической лексики относятся: движения, позы, ракурсы, мимика

Хореографическая лексика отражает индивидуальность автора, её качество зависит от профессионального уровня и интеллекта автора. Хореографическая лексика всегда находится в развитии. Всякая новая лексика на протяжении времени, либо забывается, либо остаётся, утверждается и переходит в традиционную – новую.

Диапазон лексики подразделяется на :
1.классический танец
2.народно-сценический танец
3.историко-бытовой танец
4.бальный танец
5.джаз танец
6.танец модерн
7.свободная пластика
8.акробатика (трюки)
9.пантомима (бытовые жесты, мимика).

Балетмейстер может использовать отдельные виды лексики, или их взаимообагощать. Каждый из видов лексики имеет собственную поэтику, т.е. определённую сферу применения, собственную способность, отличительную от других передавать содержание танца. Например: классический танец отражает поэтическо-духовное начало, народный танец особенности национального мироощущения, историко-бытовой и бальный танец предметы эпохи, стиль истории периода, джаз, модерн, свободная пластика передают чувственное проявление человека, приземлённый характер движений, пантомима передаёт конкретную информацию.

1. Имитационно - подражательная (изобразительная) – трудовым процессом, повадкам животных, птиц.

4. Техническая (трюковая) – это наиболее сложные элементы, которые демонстрируют ловкость и индивидуальность исполнителя (доступно не всем).

5. Детская лексика (характерна только детям, для её создания нужно наблюдать за поведением и играми детей).

Создание образной лексики

Балетмейстера ждёт неудача, если он пытается соединить в номере большое количество разных движений. В основе создания хореографического образа лежит отбор необходимых, ограниченных в количественном отношении движений, но обладающих ярко выраженной индивидуальностью, неповторимостью сути образа. Они соответствуют образу на протяжении номера, появляются неоднократно, развиваются (комбинируются) и видоизменяются вместе с развитием образа. Необходимо искать какой-то яркий жест, позу, т.е. лейт-движение (ведущее движение), которое повторяется на протяжении всего номера в различных сочетаниях с другими движениями и напоминающее зрителю основную характеристику героя, более яркую черту того или иного образа.

У зрителя оно остаётся в памяти, а их особенности характера, свойство персонажа подчёркиваются, делают образ отличительным от других. На протяжении номера образ сопутствуют небольшие хореографические пластические мотивы - это небольшая, слитная группа движений, которая имеет значимость для сути образа, становится его характеристикой.

Содержание

Глава 1.Пластика и Выразительность ……………………

1.1 Понятие Пластики……. ………………….………
1.2 Понятие Выразительности…………………………………………….

Глава 3. Применение пластики и выразительности в современном танце

Список используемой литературы ……………………………….

Введение
… напишу !

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что современный танец является самым выразительным и пластическим средством .
Объектом исследования данной работы является …

Предметом исследования данной работы является пластика и выразительность в современном танце ;

Цель курсовой работы:

- изучить и проанализировать источники по данной теме

-Задачи курсовой работы:

1) рассмотреть теоретические аспекты выразительных и пластических средств танца;

2) изучить особенности …

Глава 1 Пластика и Выразительность

Понятие Пластики

Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика в хореографии.
Пластика в силу своей творческой основы считается одним из главных инструментов хореографии. Это мощный способ превратить самый банальный танец с простыми движениями во что-то более интересное и захватывающее. Воспроизведя обычный танцевальный элемент с применением техники пластики, танец сразу же приобретет уникальные очертания.

Пластика является неотъемлемой частью танцевальной культуры человека. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения.

Стоит отметить, что с помощью пластики даже импровизация может стать более простым явлением, и ее применение будет смотреться естественно у любого танцора.
Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.

Пластика в современном танце позволяет танцору раскрывать свои возможности , помогает находить новые

Основой пластики служат: гармоничные движения и по-

зы, пластическая выразительность и мимика, динамика, темп и ритм

движения, пространственный рисунок. Совершенство танцевальных об-

разов определяется их содержанием и формой. Зачатки образной вырази-

тельности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В

том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на

действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств,

своеобразие личности – так создается на сцене пластический образ.

Пластика – это не сумма танцевальных движений, а система художественных выразительных средств, реализованных в игре актера, танцора. Созданный балетмейстером танец является законченным произведением. В этом танце не должно быть ничего лишнего. Танцу, несущему определенную мысль, чуждо всякое привнесение в его композицию дополнительных или случайных элементов. Основное движение или связующее, ярко выраженное в своей форме или едва уловимое, является эмоционально-смысловой необходимостью танцевальной фразы, танца и танцевальной сцены.

Понятие Выразительности

Для меня выразительность - это образ в танце , движения и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но в то же время наделенный изобразительными элементами пластики.

Выразительные средства в хореографии :

1.образ
2.пластические элементы
3.движения
4.пантомима
5.музыкальное сопровождение
6.актерское мастерство
7.рисунок

деформации и наклонах основной оси тела (позвоночника);

динамичном перемещении ног согласно инерциальному движению при общем подержании апломба и смене уровня действия (от партерного до воздушного);

объёмному движению всех центров тела на основе тенденции смены сжатия и расширения;

свободное движение рук и головы независимо от других центров тела;

эмоциональной подлинности и динамике общей позы и конкретного жеста исполнителя;

вращательных движениях как отдельных частей тела так и всего туловища с поступательным нарастание динамики или в фиксированной конструкции;

прыжковые элементы, исполненные на основе изображения непреодолимости гравитационного тяготения.

Выразительность возникает в результате знакового “оформления” фигуры и действий исполнителя. С помощью танцевально-выразительных средств танцовщик осуществляет передачу информации, демонстрируя в виде хореографического текста. Такая информация может отображать пластическую характерность танцевального образа, его эмоциональное состояние, определенное чувство – отношение, конкретное действие героя в сценической ситуации, хореографический образ в целом и наконец содержание всего танцевального действия. Выразительные средства хореографии, рассматриваемые в качестве языковой – знаковой системы, имеют одну особенность. В отличие от вербального языка, в котором слово-знак имеет зафиксированное семантическое значение, танцевальный язык характеризуется нефиксированной семантикой своих знаков. Потому в языке танца большое значение имеет выразительная сторона “произношения” – исполнения, “интонирования”, главенствующая в процессе расшифровки элементов языка – понимания содержания пластического образа.

Глава 2. Современный танец

Понятие Современный танец

На протяжении истории развития и трансформации хореографии каждый балетмейстер вёл творческие поиски собственного пластического языка, который становился средством передачи собственных переживаний и отношения к действительности того или иного автора. Долгое время таким средством являлся классический танец, теория которого заключается в визуальном изображении отсутствия гравитационного притяжения. Впоследствии в сценическом пространстве утвердились другие танцевальные направления, среди которых народно-сценический танец, историко-бытовой, бальный и другие. Каждое из этих направлений выполняло коммуникативную функцию, благодаря которой балетмейстер мог выразить с помощью движения тел исполнителей то, что невозможно передать словами.

В этой связи эволюция танца происходила в параллельном взаимодействии с развитием человеческой истории, породив множество различных танцевальных стилей и направлений. Каждый вид хореографического искусства является уникальным и предлагает свои возможности познания окружающего мира и человеческой природы. Но, одно из лидирующих мест в настоящее время в хореографическом пространстве занимает современный танец.

Современный танец , как средство неординарного выражения идеи и мысли в искусстве определяется неограниченной свободой движения. Его характеристиками являются: глубина мысли, естественность, свобода тела, пластичность и т. д. Движения в современной хореографии в визуальной форме неуловимы. Смена их структуры настолько контрастна и динамична, что очертания тела превращаются либо в размытые кадры, либо в кубические построения.

Содержание

Глава 1.Пластика и Выразительность ……………………

1.1 Понятие Пластики……. ………………….………
1.2 Понятие Выразительности…………………………………………….

Целью работы является изучение выразительных средств танца.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические аспекты выразительных средств танца;
2) изучить особенности выразительных средств танца у разных народов мира.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты выразительных средств танца 5
1.1. Сущность и виды выразительных средств танца 5
1.2. Телесная выразительность, динамика, темп и ритм движения 11
1.3. Пространственный рисунок, композиция 14
2. Особенности выразительных средств танца у разных народов мира 18
2.1. Выразительные средства русской пляски 18
2.2. Выразительные средства танца индийского танца 21
Заключение 26
Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

Выразительные средства танца.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Дисциплина: Основы культурно-художественной деятельности

Выполнил студент 3 курса

Самохвалова Анна Александровна

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что танец является самым выразительным средством для изображения какой-либо деятельности. Танец - вид искусства, зародившийся в глубокой древности и играющий с тех пор большую роль в жизни общества. Возникнув из разнообразных движений и жестов человека, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира, танец с давних пор стал выражением разнообразных душевных состояний человека (радостных и печальных, интимных, лирических и празднично-торжественных) и средством идейно-эмоционального воздействия. Изначально танец находился в единстве со словом и музыкой, но постепенно стал вычленяться из синкретичного искусства, приобретая устойчивые формы. Движения изменялись, подвергались художественному обобщению, в результате чего и сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества.

Целью работы является изучение выразительных средств танца.

1) рассмотреть теоретические аспекты выразительных средств танца;

2) изучить особенности выразительных средств танца у разных народов мира.

Объектом исследования является танцевальное искусство.

Предметом исследования выступают выразительные средства танца.

Методы исследования: библиографический, логический, анализа и синтеза.

Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.

1. Теоретические аспекты выразительных средств танца

1.1. Сущность и виды выразительных средств танца

Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Танцевальные образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность. Специфика танцевальной образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров в танце.

Содержательность танцевального образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла танца, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, живописи.

Таким образом, в той или иной форме авторы единодушны во мнении по поводу пластической выразительности движений - как способности в действиях передать определенное эмоциональное состояние.

Выразительные движения могут иметь и самостоятельное, независимое от слов значение. Здесь речь идет о непосредственно возникающих эмоциях.

В данном случае мы говорим об эмоционально выразительных движениях, отличающихся от иллюстративно выразительных тем, что последние уточняют лишь понятия формы, высоты, размера и т.д.

Выделяют еще условно выразительные движения, характерные для народных танцев, ритуальных и церемониальных жестов. Причем в некоторых народных танцах отдельные жесты имеют важное информационное значение, как, например, в индийских, китайских, японских и т. д.

В тех сценических народных танцах, которые мы видим в исполнении профессиональных ансамблей, имеется определенный психологизм, т. е. Народные движения выполняются не только с привнесением в них определенных эмоций (при этом, чем четче канонизирован народный танец, тем он интереснее, самобытнее). Так, например, руки, поднятые вверх, означали моление, обращение к всевышнему. Сегодня же этот жест получил психологическое звучание, из условного превращается в живое, психологически выразительное движение. Многие подобные движения зарождаются из условных. Их начало - это религиозные обряды и другие формы общения (социальной жизни).

Для узнавания эмоций нужны признаки, знаки. Они вырабатываются в процессе развития человечества и имеют национальные особенности. И в этом смысле хореография, как двигательная деятельность человека, не исключение. Не случайно существует понятие - национальная школа (русская, американская и т.п.).

Ниже приводятся некоторые характерные выразительные признаки, разработанные Э.П. Аверкович главным образом для двух характерных стилей: героического и лирико-романтического 3 .

Героический характер: голова приподнята, запрокинута, реже полуопущена, взгляд направлен по движению позы; руки выпрямлены; высокие полупальцы, туловище прямое, напряжено, ракурс позы - фронтальный.

Следует отметить, что выразительность определяется: с одной стороны - богатством внутренних переживаний, чувств, а с другой - владением двигательной палитрой, хореографической лексикой, способной передать эти чувства.

Конечно, это определяется, прежде всего, природными задатками исполнителя, но и воспитывается той средой, в которой исполнитель, актер живет.

В частности, преподаватель хореографии оказывает большое влияние на формирование личности обучаемого им ребенка, учащегося.

И то, и другое тесно связаны, но главное, пожалуй, духовное начало, потому что без упорства, целеустремленности, честолюбия нельзя достичь высот в любой деятельности человека.

В свою очередь, мастерство исполнителя зависит от природной одаренности, внешних данных, от степени двигательных способностей, чувства позы, музыкальности и т.д.

Коснемся лишь той стороны дела, того, что в значительной степени поддается воспитанию - это овладение мастерством. Здесь можно говорить о трех моментах: о позе, ритме (времени), перемещении (пространстве). В дальнейшем, когда мы конкретно будем говорить о сценическом образе, о средствах, с помощью которых исполнитель хореографических постановок доносит образ до зрителя, отметим подробно важность каждой составной части: поза, жест, движение, мимика, положение и перемещение по сценической площадке.

Следует знать законы размещения позы в пространстве, учитывая специфику сценической площадки, где выступающие открыты зрителю фронтально или иногда со всех четырех сторон (открытая площадка). Нужна ясность, определенность, направленность позы.

Существенную роль играет и время, особенно когда речь идет не об отдельно взятом движении, а о соединении, комбинации танцевальных движений. Здесь следует говорить о двух проявлениях времени - темпе и ритме.

Изменение в исполнении танцевальных движений темпа и ритма позволяет говорить об аналогии и контрасте: медленно - быстро, плавно - резко, сочетание высоких положений с низкими и т. п.

Перемещение - важный фактор выразительности движений. Из разных направлений большей динамикой обладают диагональные движения; образные линии выражают равномерное движение; дуги - мягкость, плавность; круги - цельность; перемещения с резким изменением направления - резкость, угловатость; спираль - напряжение. Следовательно, даже через рисунок танца балетмейстер-постановщик и исполнитель имеют возможность передать эмоциональное состояние, смысл и сценический художественный образ.

Поза, перемещение, темп, ритм - это способы передачи главного смысла музыки: образного, эмоционального или эмоционально-образного.

освоения техники исполнения в общих чертах;

исполнение движения, а за тем и соединения в различном образном, эмоциональном решении, в характере, который определяет музыка.

Танцы всякие разные

Если рисунок танца — это перемещение исполнителей по сценической площадке, то хореографический текст — это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Рисунок танца и танцевальный текст составляют композицию танца.

Танцевальный язык для хореографического произведения столь же важен, как литературный язык для произведения литературы.

Несмотря на явные различия творческой деятельности человека в литературе и хореографии, многие функции литературного языка адекватны языку хореографическому. Общение в хореографическом жанре происходит посредством танцевального языка, который также древен, как и язык литературный. Посредством танцевального языка тоже выражаются мысли, чувства, раскрываются взаимоотношения людей, их характеры, образы героев, идея произведения. Так же как литературный язык одного народа отличается от другого, так и танцевальный язык у разных народов различен.

На развитие танца, его рисунка, хореографического языка влияли и условия быта народа, его занятия, климат и т. п. Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, а также и его жизненный уклад, его социальный строй.

В основе речи человека лежит мысль, выраженная словами, логически организованными в предложения, фразы. Хореографический язык, так же как и разговорный, литературный, состоит из фраз, в которые выделяется наиболее важное. Раз есть танцевальный язык, есть и танцевальная речь, которая является текстом хореографического произведения.

Некоторые балетмейстеры используют иногда (особенно на эстраде) некий непонятный язык, смешивая краски национальных танцев различных народов без связи и смысла. Развивать танце­вальный язык, безусловно, нужно, но сохраняя его национальную первооснову.

Сочиняя танцевальный текст, балетмейстер должен наде­лить своих героев таким танцевальным языком, чтобы в полной мере раскрылись их образы. В свою очередь танцевальные образы дадут возможность раскрыть идею произведения, изложить сюжет номера. Таким образом, раскрытие идеи произведения, образа и характера героев находится в прямой зависимости от хореографического текста, сочиненного балетмейстером.

В жизни, слушая разговор двух людей, мы по манере говорить, темпераменту, с которым они спорят, можем судить об их характерах, культуре, манерах. В хореографическом произведении все черты данного образа должны отразиться в его хореографическом языке, пластике его тела, в его мимике. Взяв за основу какое-либо литературное произведение, балетмейстер обязан рас­крыть языком танца образ, созданный поэтом или писателем. Иногда для этого требуются дополнительные сцены или эпизоды, а часто в самом литературном тексте балетмейстер находит интересные для него образы или описание характеров героев, которые он может раскрыть в танце.

В хореографическом произведении, в танцевальном номере балетмейстер также стремится выделить кульминацию средствами хореографии. В номере, не имеющем связного сюжета, это может быть каскад технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой балетмейстерский прием. Таким образом, танцевальный текст тесно связан с драматическим развитием действия, подчиняется законам драматургии.

В хореографическом произведении одно движение рождает другое, они логически связаны и составляют единое целое, единую, логически развивающуюся фразу, предложение.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Актуальность работы заключается в том, что человек, посвятивший свою жизнь танцевальному искусству, должен владеть средствами выразительности хореографии. Не обладая знаниями основных средств выразительности, ни один хореограф не сможет создать достойное произведение.

Автор: Рябова Анна Сергеевна

1.1 Жестикуляция, мимика и пантомима как основа хореографической

1.2 Танцевальное движение как основной материал в хореографии. Роль

танцевального текста в хореографическом произведении 7

1.3 Пространственное строение как элемент композиции в танце 9

2.1 Музыка как важный элемент хореографического произведения 10

2.2 Художественный образ танцовщика в хореографической постановке.

Развитие сюжета как важная особенность в танце 12

2.3 Значение танцевального костюма в хореографической постановке 14

Список использованных источников 16

Актуальность работы заключается в том, что человек, посвятивший свою жизнь танцевальному искусству, должен владеть средствами выразительности хореографии. Не обладая знаниями основных средств выразительности, ни один хореограф не сможет создать достойное произведение.

Цель: выявить многообразие средств выразительности в хореографическом произведении.

Стремясь к воплощению самых разнообразных жизненных тем и сюжетов, балетный театр в своем становлении и развитии выработал особые специфические выразительные средства по которым можно отличить народно-характерный танец от историко-бытового, классический от гротескового, а так же от пантомимического действия. Все разновидности сценического танца, каждый в своем роде, являются равноценным средством художественного выражения.

Одна из особенностей танца - его подчиненность временным и пространственным законам одновременно - результат его синтаксической природы. Природа обеспечила ему самостоятельность и неповторимость как вида искусства. Неспособность танца изображать формы самой жизни, его эмоционально - выразительный характер сформировали особые сценические средства, определили и отбор материала для образного отображения действительности. Отсюда искусство танца приобрело обобщенно - условный, ассоциативный язык, глубоко эмоционально воздействующий на зрителя.

В постановке любого танца важную роль играют танцевальные элементы жесты, мимика, позы, рисунок, сюжет, музыка, костюмы и т.д.

Искусство пляски древнее всех видов искусств. Первоисточник пляски - жест, которым человек пользовался для выражения физических и душевных переживаний. Жесты человека были разнообразны: жест еды, питья, утверждения, отрицания, гнева, радости, страха. Затем человек начал создавать себе образ божества. Оно представлялось ему великим. В связи с этим возникает новый элемент в плясках - элемент подражания. Быстро усложнявшаяся, культура и богопонимание скоро потребовали новых форм для выражения новых определений. Жестов стало больше и появилось желание связать их между собой. Возникшая после жестов музыка стала соединяться с жестом, а жесты, уподобляясь музыке, принимали общий ритм[3]

Хореография до сих пор является важной частью нашего общества. Благодаря этому искусству мы выражаем себя. Все наши эмоции и желания способны найти свое проявление именно в танце. В хореографическом произведении мы подражаем, изображаем, рисуем образы.

Хореография старается представить события, показать человека во время его действий, рассказать историю его потомству. Одним словом, хореография хочет подражать всем тем явлениям, физическим и моральным, которые могут попадаться нам на глаза[1]

1.1 Жестикуляция, мимика и пантомима как основа хореографической постановки

За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, позволяющие посредством присущей этому искусству выразительности передавать информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии.

Одним из древних средств выразительности хореографического произведения является жест. Жест был доступной формой общения в самых разных отдаленных эпохах. «Жест (от лат. gestus - движение тела) - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Условно жесты можно разделить на 4 группы: 1- Жесты, вызванные непосредственной реакцией организма на явления действительности; 2- Жесты, сложившиеся в условиях определённого жизненного уклада; 3- Жесты изобразительные; 4- Условные жесты, которые бытуют в узком кругу людей, связанных территориально, профессионально и т.п.

В отличие от пантомимы, состоящей из определённой последовательности жестов, в танце жест не играет решающей роли, т.к. танец не имитирует конкретное поведение человека, а отражает его внутреннюю жизнь, используя минимум жизненных движений.

Для выражения характера танца используются почти все выразительные средства пантомимы - жесты всех видов, имитация действия, иногда с бутафорией.

Для имитации действия постановщик должен найти способы хореографического выражения действительности, подобрать такой танцевальный ход, танцевальную комбинацию, которая бы ассоциировалась с этим персонажем.

Бутафория - это средство конкретизации характера, поступков и явлений.

Ещё одним ярким средством выразительности является мимика.

Мимика - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т.п.

Различают: 1- Непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику; 2- Произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика выражает содержание танца. В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. В зависимости от смысла в танце, мы передаем те или иные эмоции. Это может быть радость или печаль, восторженность или отвращение, ненависть и любовь. Благодаря мимике мы делаем танец, произведением искусства, дополняя эмоциями.

Элементом хореографического произведения, объединяющим предыдущие, является пантомима.

Пантомима - вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. Истоки искусства Пантомима в Европе - в театре Древней Греции и Рима.

1.2 Танцевальное движение как основной материал в хореографии. Роль танцевального текста в хореографическом произведении

История развития танцевальных движений - история кинетических средств выразительности (амплитуда, прыжок, вращения, координация, ритмика и т.п.). Подстраивайте под развитую кинетику контактных, телосложенческих, психологических средств выразительности - создание тем самым специфических танцевальных форм человеческого телодвижения.

Трехаспектная невербальная (несловесная) содержательность танцевальных движений: а) собственная (семантическая), б) контекстуальная (синтаксическая), в) интерпретационная (прагматическая). Содержательная палитра в движениях бытового и сценического танца. Содержательная структура танцевального движения (4-х компонентная). Содержательные свойства элементов в каждом компоненте танцевального движения.

Методика структурного анализа невербальной содержательности танцевального движения.

Танцевальный текст (последовательное соединение движений, поз, мимики) - многоаспектное выразительное целое, сложное художественно-образное языковое явление. Как и музыкальный, он обладает схожими построениями: фразами, предложениями, периодами, частями.

Структуры построений текста закрепились в практике танцевального искусства как характерные конкретно-исторические композиции (хоровод, кадриль, пляска; вариация, па де де, гран па и т.д.).

Психофизическая индивидуальность исполнителя, его школа, техническая оснащенность во многом определяют, корректируют создаваемый танцевальный текст, его невербальную содержательность. Индивидуальность танцовщика может соответствовать содержанию данного танцевального текста, а может активно конфликтовать с ним.

Основные принципы построения танцевального текста:

3-Мотивно-вариационный принцип. Он характерен для высокопрофессионального творчества. При этом сначала из пластического языка реальной жизни, из лексики традиционных танцевальных движений отбираются, в соответствии с замыслом, образно-характерные мотивы (контактные положения, телосложенческие и кинетические формулы), а затем кинетически варьируются, открывая в себе разные аспекты своей содержательности и создавая тем самым линию содержательного танцевального повествования. Повествовательность (т.е. сюжетность) при этом может быть более или менее абстрактна, конкретна, психологизирована [2; с.27]

1.3 Пространственное строение как элемент композиции в танце

Рисунок танца - это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом.

Рисунок танца состоит из композиционного рисунка и композиционного перехода. Композиционный переход - это логическое продвижение исполнителей, в результате которого возникает новый композиционный рисунок. Композиционный рисунок - это устойчивое, стабильное положение исполнителей на сцене.

Композиционный переход не имеет ярко выраженной композиции. Сочетание композиционного рисунка и перехода должно быть логическим, рисунок должен выливаться органически из перехода. Рисунок может быть простой одноплановый, двух плановый или многоплановый. Рисунок танца должен развиваться от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Там же, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок здесь может быть не столь сложен).

Рисунок танца зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам, данного народа, его характеру). Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое психологическое воздействие, и задача балетмейстера - добиваться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.

2.1 Музыка как важный элемент хореографического произведения

Музыка как невербальная основа танцевального произведения, определяющая его содержание, образы, драматургию. Проникновение в суть музыкального произведения. Балетмейстерский анализ мелодического и ритмического построения музыкальной фразы, ее динамических оттенков. Слияние музыкальной и танцевальной фразы.

Четырехсторонняя выразительность музыкального звука (высота, длительность, тембр, громкость), определяющая образность музыкального произведения как в целом, так и отдельных его частей.

Танец пытается ориентировать форму и содержательность музыкального звука на свою образность телодвижений, на свойственные обоим искусствам темпы, ритмические рисунки, интонации и т.п. Если выразительность музыкального звука в танце представлять в виде системной организации, то системообразующим свойством здесь должна будет выступать кинетика исполняемых под данную музыку танцевальных движений (неважно, будь то движения свободно-пластические, бытовые, народные, классические, джазовые и пр.). Данное суждение важно для последующего понимания совершенного синтеза всех компонентов-искусств в танцевальном произведении.

Традиционная танцевальная музыка своим метроритмом (вальсы, польки, мазурки и пр.) соответствует основным шагам бытовых танцев. Что же касается мелодической, инструментальной, структурной выразительности, то она в бытовом танце, как правило, не отражается. И это уже составляет проблему.

Современные мастера танца полно слышат и отражают звуковую образность в сценическом действии, варьируя, по своему усмотрению, степень связности музыкального и танцевального текста. В сферу танцевального творчества привлекается музыка разных направлений и стилей. Поэтому балетмейстер, естественно, должен быть знаком с особенностями звучания, текстосложения того или другого конкретного направления, стиля, уметь отражать эти особенности в своих сценических композициях.

Читайте также: