Воля сообщение по биологии 8 класс

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " ВОЛЯ 8 класс биология. Воля Под волей обычно понимают сознательную регуляцию человеком своего поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути." — Транскрипт:

1 ВОЛЯ 8 класс биология

2 Воля Под волей обычно понимают сознательную регуляцию человеком своего поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями на пути к достижению цели и преодолевать их, и тормозную – способность удерживать себя от нежелательных поступков.

3 Выдержка и сдержанность – такие же проявления воли, как и активность в достижении задуманного. Образно говоря, воля – это желание, ставшее действием. Волевое действие, являясь результатом тщательного анализа всех возможных вариантов, кончается оценкой того, что было совершено, и исправлением ошибок, если они были допущены.

4 Волевой акт начинается с выбора цели. Прекрасно, когда цель, продиктованная чувством долга, совпадает с желанием получить удовольствие от будущей работы. Тогда энергия человека утраивается. Возникает состояние страсти, вдохновение. Наилучшие произведения искусства, научные открытия, спортивные подвиги были совершены в этом состоянии. Но гораздо чаще между чувством долга и сиюминутным желанием возникает конфликт. Тогда происходит борьба побуждений, борьба мотивов. Человек должен решить, что он будет делать, и остановиться на чем-то одном.

6 Процесс выбора – трудное состояние, иногда мучительное. У нерешительных людей оно может затягиваться на долгие часы, иногда дни и даже годы, если цель связана с выбором жизненного пути. Но вот решение принято, цель поставлена, и человек снова оказывается перед выбором: как достичь задуманное.

7 Сценарии будущих действий как бы проигрываются в сознании, пока, наконец, не находится вариант, который кажется оптимальным. Только после этого следует само действие. Оно является завершающей, но не конечной стадией, потому что сознание контролирует каждый этап деятельности и при необходимости вносит в нее поправки, коррекцию результатов.

8 Способность человека оценивать сложную ситуацию и принимать нестандартные решения называется находчивостью. Она связана с волевыми качествами личности. Для иллюстрации приведем один факт из биографии Ф.И. Шаляпина. Когда Федор Иванович прибыл в Италию на гастроли, вокруг него сложилась неблагоприятная обстановка: в газетах появились нападки на русское национальное искусство. За день до премьеры к нему пришли люди, которые наживались на том, что срывали спектакли, и потребовали большой выкуп.

9 Шаляпин отказался платить и выгнал вымогателей, хотя угроза была далеко нешуточной. И вот день премьеры. Ставили оперу Гуно "Фауст". На сцене Шаляпин в костюме Мефистофеля. Оркестр проиграл вступление – Шаляпин молчит. Проиграли вступление снова – то же самое. Публика в недоумении. И вдруг Шаляпин сбрасывает плащ Мефистофеля и исполняет романс "Очи черные". Публика взрывается аплодисментами. Опера проходит с небывалым успехом.

10 Для того чтобы достичь главной цели – рассеять предубеждение к русскому искусству и сохранить спектакль, Шаляпин нашел остроумный способ: неожиданной выходкой завоевал внимание зрителей. Каждый человек живет среди людей. Они дают советы, пытаются убедить, а то и заставить делать по-своему. Волевой человек способен обдумать предложения, советы, согласиться с необходимым и полезным, отбросить неприемлемое.

11 Лица с недостаточно развитой волей либо идут на поводу у других, либо действуют наперекор тому, что им советуют. В первом случае проявляется внушаемость, во втором – негативизм. При анализе их действий выясняется, что они не могут обосновать свое поведение, поскольку действовали импульсивно, на уровне подсознания и эмоций.

12 Выводы Под волей понимают сознательную регуляцию поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к цели. Волевое действие может выполнять как побудительную, так и тормозную функцию.

13 Эмоции связаны с возможностью (или невозможностью) удовлетворить потребности. Эмоциональные реакции (смех, плач, физиологические сдвиги в работе сердца, гормональной системы) имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные состояния (настроение, волнение, стресс, страсть, аффект и пр.) или благоприятствуют деятельности (астенические эмоции), или нарушают ее (аастенические эмоции). Эмоциональные отношения, или чувства в узком смысле (любовь, ненависть, ревность и пр.), всегда направлены на определенный объект и обладают динамикой.

14 Вниманием называют сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии. Различают непроизвольное (возникающее независимо от воли и сознания) и произвольное внимание, которое поддерживается волевым усилием и требует от человека большой затраты энергии. Активная работа с объектом позволяет без напряжения сохранить внимание на длительный срок.

Вопрос 1. Вопрос 1. Что такое волевые действия?
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Волевые действия — это действия, которые требуют преодоления внешних препятствий или внутренних трудностей.

Вопрос 2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда — тормозную.
При подготовке к экзамену воля будет выполнять побудительную
(к учебным занятиям) функцию. Тормозная функция воли состоит в удерживании себя от нежелательных поступков, например отказ от вредных привычек.

Вопрос 3. Какое значение имеет внушаемость и негативизм?
Если человек пассивно следует за лидером, мы говорим о внушаемости, а если человек действует наперекор лидеру — о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли, самостоятельности.

Вопрос 4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции.
Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции отражают переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к миру в целом, к людям, к их поступкам и т. д.) и к самому себе.
Эмоции выполняют функцию оценки деятельности и ее результатов.
Эмоции играют значительную роль в общении людей. Внешнее выражение эмоций сходно у людей разных национальностей.

Вопрос 6. Что такое стресс?
Стресс — состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии чрезвычайного раздражителя.

Вопрос 7. Что такое внимание?
Внимание — внешнее выражение доминанты, направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное и произвольное.

Вопрос 8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?
Ориентировочный рефлекс является элементарной формой внимания.
Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее и ярче будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.

Вопрос 9. Каковы физиологические основы внимания?
В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, может оказаться в центре нашего внимания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на важных для нас.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на важных для нас предметах и явлениях. Виды внимания: непроизвольное (пассивное) – преобладает у дошкольников; произвольное (активное) – у всех школьников.

Внимание может быть пассивным ( ориентировочный рефлекс) и активным ( произво.

Внимание может быть пассивным ( ориентировочный рефлекс) и активным ( произвольное, с его помощью мы общаемся с окружающей средой). Внимание характеризуется способностью к концентрации ( способность работать в шуме) и способностью к переключаемости.

Свойства внимания: Концентрация Объём Распределяемость Устойчивость Переключа.

Свойства внимания: Концентрация Объём Распределяемость Устойчивость Переключаемость

Патология внимания. 1. истощаемость – человек долго не может удержать активно.

Патология внимания. 1. истощаемость – человек долго не может удержать активное внимание; характерно для всех расстройств астенического круга, главным образом астенического синдрома, неврастении. Это выявляется в беседе. 2. Отвлекаемость внимания – наблюдается как при астенических так и при маниакальных состояниях ( легкая патологическая переключаемость). 3. Затрудненная переключаемость – характерна для эпилепсии, ограниченных поражений головного мозга ( застреваемость). Объем внимания – возможность делать несколько дел одновременно. Сужается при сосудистых заболеваниях головного мозга ( атеросклероз).

Для воспитания внимания необходимо: Найти интерес к каждому предмету (учебно.

Для воспитания внимания необходимо: Найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес сохранить устойчивость внимания. Старайтесь работать в привычной обстановке: постоянное и хорошо организованное рабочее место влияет на устойчивость внимания. Если возможно исключите из окружения сильные раздражители. Выясните, какие слабые раздражители (например, тихая музыка) помогают вам поддержать внимание и работоспособность. Внимание зависит от правильно организованной деятельности: 50 минут работы, 5 – 10 минут перерыва, после 3 часов работы 20 – 25 минут перерыва. Лучше, если отдых будет активным. Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь её разнообразить или ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.

Попытайтесь представить усеченную пирамиду (рис. 119), обращенную усеченным к.

Попытайтесь представить усеченную пирамиду (рис. 119), обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас. При каждом изменении образа надо заносить в тетрадь штриховую черту, не глядя в нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя! По числу колебаний этих образов можно судить об устойчивости внимания. Обычно измеряют число колебаний внимания в минуту. Для экономии времени можно измерить число колебаний за 30 с и результат удвоить. Перед проведением опыта подготовьте таблицу

1. Заполнить таблицу. Условие внимания Число колебаний внимания за 30 секунд.

1. Заполнить таблицу. Условие вниманияЧисло колебаний внимания за 30 секундза 1 минуту 1. Непроизвольное внимание (без установки) 2. Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ) 3. Произвольное внимание при активной работе с объектом

1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания? 2) Рез.

1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания? 2) Результаты второго эксперимента “Удержание образа при произвольном внимании” Если фигура исчезала не более 11 раз – повышенное устойчивое внимание; 12–20 – нормальная устойчивость внимания; более 20 раз – недостаточная устойчивость внимания. 3) Как можно уменьшить число колебаний внимания?


http://azps.ru/

Можно ли стать А. Шварценеггером? Бобровская Е.В.

Можно ли стать А. Шварценеггером? Бобровская Е.В.

Познавательная задача Как удалось Шварцнеггеру приобрести титул «самого прево.

Воля – это способность человека совершать целенаправленные действия и поступк.

Воля – это способность человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей и возникающих эмоций.

Воля выполняет две функции: побудительную, заставляющую преодолевать препятст.

Воля выполняет две функции: побудительную, заставляющую преодолевать препятствия, и тормозную, способную удерживать человека от нежелательных поступков.

Этапы волевого действия. выбор цели (осознание) выбор средств для достижения.

Этапы волевого действия. выбор цели (осознание) выбор средств для достижения цели (планирование) достижение цели(исполнение) оценка результата (анализ)

Волевые качества школьника Дисциплинированность. Самостоятельность. Настойчив.

Волевые качества школьника Дисциплинированность. Самостоятельность. Настойчивость. Выдержка. Организованность. Решительность. Инициативность.

Патология собственно волевого поведения. 1. Усиление – гипербулия. Появляется.

Патология собственно волевого поведения. 1. Усиление – гипербулия. Появляется при сверхценных идеях, некоторых видах бреда. Например, при бреде ревности, дабы доказать неверность своей жены, больной предпринимает очень много усилий: круглосуточно следить за ней, звонит на работу, допрашивает и т.п. также наблюдается при всех формах болезненных пристрастий ( алкоголизм, наркомания). 2. Гипобулия – снижение воли, встречается при астении, депрессии. Бывает постоянно прогрессирующей вплоть до абулии – у человека нет мотивации к деятельности, встречается у больных шизофренией.

3. Парабулия – извращение волевой активности. Проявляется в кататонической си.

3. Парабулия – извращение волевой активности. Проявляется в кататонической симптоматики: Немотивированное противодействие: • негативизм – больного просят дать руку, а он ее прячет за спину. • мутизм – немотивированное молчание • отказ от еды • задержка физиологических отправлений 4.Пассивная подчиняемость ( эхо – симптомы)- человек делает что – либо, то что делают окружающие: • эхолалия – пассивное повторение слов окружающих • эхопраксия – повтор действия окружающих • эхомимия – повтор мимики Восковая гибкость – человек очень долго держит приданную ему позу. Сейчас встречается в виде симптома воздушной подушки – больной лежит на спине, а голова его не на подушке, а над нею. Стереотипы: • двигательные, • речевые

Рекомендации. Для того, чтобы человек смог добиться многих результатов в свое.

Эмоции Бобровская Е.В.

Эмоции Бобровская Е.В.

…Только человек из всех живых существ Открытым отличается лицом. Имеет нос, м.

…Только человек из всех живых существ Открытым отличается лицом. Имеет нос, миниатюрный рот И очи с заострёнными углами… И тайны изумительных пропорций Лик может радовать, сулить блаженство, Дарить доверье, внушать надежды. В нём мысли волшебство и чувств запечатлённость Лицо – природы дар и гордость человека. Иоганн Лафатер

Эмоции - это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему.

Эмоции - это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе. Различают эмоции: простые (свойственные и человеку и животным); сложные (свойственные только человеку) – чувства.

Задание: Всмотритесь в рисунки и по нескольким деталям выражений лиц определи.

Задание: Всмотритесь в рисунки и по нескольким деталям выражений лиц определите эмоциональное состояние человека. 1 2 3 4 5 6

Недовольство. Отвращение (человек морщит нос, поднимает верхнюю губу, прищур.

Недовольство. Отвращение (человек морщит нос, поднимает верхнюю губу, прищуривает глаза). Злость, ярость (прижатые к оскалённым зубы губы, пристальный взгляд, нахмуренное лицо). Горе, печаль (брови сгибаться дугой, углы рта вытягиваются и опускаются вниз, могут быть слёзы). Радость (смех, улыбка). Удивление (поднимаются брови, широко открыты глаза и рот).

Эмоциональная реакция: смех, плач, задержка дыхания, изменение сердцебиения и.

Эмоциональная реакция: смех, плач, задержка дыхания, изменение сердцебиения и пр. - это безусловнорефлекторные реакции. Они общие для всех людей, а некоторые из них имеются и у высших приматов. Например, смех, плач, улыбка человека и шимпанзе Эмоциональные реакции могут не совпадать со знаком самого чувства

Эмоциональные состояния - спокойствие, волнение, стресс, депрессия - определя.

Эмоциональные состояния - спокойствие, волнение, стресс, депрессия - определяются внутренним настроем, фоном, в котором находится человек. Они отличаются резкой полярностью, т.е. имеют либо положительную, либо отрицательную окраску. Но в то же время и положительные и отрицательные эмоциональные состояния могут по-разному повлиять на выполняемую деятельность. Те эмоциональные состояния, которые способствуют деятельности, называются стеническими ("стенус" - сила), а те, которые препятствуют деятельности, - астеническими.

В состоянии аффекта у человека происходит помрачение сознания, действия его с.

В состоянии аффекта у человека происходит помрачение сознания, действия его становятся импульсивными.

Эмоции свойственные не только человеку, но и животным и даже растениям. Эмоци.

Эмоции свойственные не только человеку, но и животным и даже растениям. Эмоции делятся по длительности: 1. собственно эмоции или эмоциональное реагирование человека 2. настроение – основной тон эмоций на более или менее длительном промежутке времени Здесь можно провести следующую аналогию: существуют 2 понятия – климат и погода. Климат – на определенном участке суши есть величина постоянная, но в условиях этого климата сегодня светит солнце, а завтра идет дождь. Так вот, климат – это собственно эмоции а погода – настроение. Аффекты – эмоции бурные, сопровождающиеся двигательным разрядом.

Иерархическое построение эмоций. 1. Низшие, связанные с инстинктами ( голоден.

Иерархическое построение эмоций. 1. Низшие, связанные с инстинктами ( голоден – плохо, поел – хорошо). 2. Потребности – инстинкты, пропущенные через социальную призму ( человек голоден, но он не будет жевать сырое мясо и сырую крупу, а все приготовит, потушит, пожарит). Здесь формируется 2 этап – эгоистические эмоции. 3. Высшие эмоции ( этнические, эстетические, моральные, нравственные). В большинстве своем люди ни грабят, ни крадут, ни убивают, ни насилуют не потому что боятся, а потому что существуют высшие эмоции ( чувства).

Патология эмоционального реагирования. 1. Усиление • эмоциональная лабильност.

Патология эмоционального реагирования. 1. Усиление • эмоциональная лабильность – при астении • эмоциональное слабодушие, характерно для астении, атеросклероза сосудов головного мозга. Оба эти варианты усиления эмоций могут встречаться вместе при неврастении, тогда говорят о раздражительной слабости. 2. Ослабление • эмоциональное оскудение – тот самый случай, когда исчезают высшие эмоции, а на первый план выходят эгоистические эмоции. Человек интересуется лишь собственным благополучием, ему неинтересно политика, искусство, живопись, книги и т.д. человек становится лживым ( может обмануть ради собственной выгоды). Это характерно для алкоголизма, органических заболеваний головного мозга. • Эмоциональная тупость – характерна для шизофрении, и только для нее. В данном случае страдают все три этажа иерархического построения эмоций.

3. Отсутствие эмоций – апатия. Эмоционального реагирования нет. “Как дела” –.

3. Отсутствие эмоций – апатия. Эмоционального реагирования нет. “Как дела” – “Ничего”. Психиатры апатию называют бодрствующая кома, смерть с открытыми глазами. Апатия может исходным состоянием шизофрении. 4. Извращение эмоционального реагирования – характерно только для шизофрении: • эмоциональная неадекватность. Больной разговаривает на неприятную для себя тему, а на лице его улыбка • амбивалентность – одновременное сосуществование различных, противоположных эмоций: нравится – не нравится, любовь – ненависть. “ Я его люблю, а он меня – нет. Поэтому я его, любимого, начинаю ненавидеть, а для того, чтобы он никому не достался, я его убью, любя” Таким образом, для шизофрении можно выделить три А: атаксия, абулия, апатия.

Рекомендации: 1. Для успокоения, снятия физического и психического напряжения.

Рекомендации: 1. Для успокоения, снятия физического и психического напряжения рекомендуются дыхательные упражнения. Одним из них является чередующееся носовое дыхание: Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, а правую зажимая пальцем. Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т.д. Повторить 5 – 6 раз. Старайтесь делать это упражнение не реже одного раза в день. Оно полезно при подготовке к встрече или событию, которые могут вызвать сильные эмоции.

2. Почаще улыбайтесь. Радостные эмоции помогают любить жизнь, повышают силу ж.

14.07.20 Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на важных для нас предметах и явлениях. Виды внимания: непроизвольное (пассивное) – преобладает у дошкольников; произвольное (активное) – у всех школьников.

14.07.20 Внимание может быть пассивным ( ориентировочный рефлекс) и активным ( произвольное, с его помощью мы общаемся с окружающей средой). Внимание характеризуется способностью к концентрации ( способность работать в шуме) и способностью к переключаемости.

14.07.20 Свойства внимания: Концентрация Объём Распределяемость Устойчивость Переключаемость

14.07.20 Патология внимания. 1. истощаемость – человек долго не может удержать активное внимание; характерно для всех расстройств астенического круга, главным образом астенического синдрома, неврастении. Это выявляется в беседе. 2. Отвлекаемость внимания – наблюдается как при астенических так и при маниакальных состояниях ( легкая патологическая переключаемость). 3. Затрудненная переключаемость – характерна для эпилепсии, ограниченных поражений головного мозга ( застреваемость). Объем внимания – возможность делать несколько дел одновременно. Сужается при сосудистых заболеваниях головного мозга ( атеросклероз).

14.07.20 Для воспитания внимания необходимо: Найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес сохранить устойчивость внимания. Старайтесь работать в привычной обстановке: постоянное и хорошо организованное рабочее место влияет на устойчивость внимания. Если возможно исключите из окружения сильные раздражители. Выясните, какие слабые раздражители (например, тихая музыка) помогают вам поддержать внимание и работоспособность. Внимание зависит от правильно организованной деятельности: 50 минут работы, 5 – 10 минут перерыва, после 3 часов работы 20 – 25 минут перерыва. Лучше, если отдых будет активным. Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь её разнообразить или ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.

14.07.20 Воля – это способность человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей и возникающих эмоций.

14.07.20 Воля выполняет две функции: побудительную, заставляющую преодолевать препятствия, и тормозную, способную удерживать человека от нежелательных поступков.

14.07.20 Этапы волевого действия. выбор цели (осознание) выбор средств для достижения цели (планирование) достижение цели(исполнение) оценка результата (анализ)

14.07.20 Волевые качества школьника Дисциплинированность. Самостоятельность. Настойчивость. Выдержка. Организованность. Решительность. Инициативность.

14.07.20 Патология собственно волевого поведения. 1. Усиление – гипербулия. Появляется при сверхценных идеях, некоторых видах бреда. Например, при бреде ревности, дабы доказать неверность своей жены, больной предпринимает очень много усилий: круглосуточно следить за ней, звонит на работу, допрашивает и т.п. также наблюдается при всех формах болезненных пристрастий ( алкоголизм, наркомания). 2. Гипобулия – снижение воли, встречается при астении, депрессии. Бывает постоянно прогрессирующей вплоть до абулии – у человека нет мотивации к деятельности, встречается у больных шизофренией.

14.07.20 3. Парабулия – извращение волевой активности. Проявляется в кататонической симптоматики: Немотивированное противодействие: • негативизм – больного просят дать руку, а он ее прячет за спину. • мутизм – немотивированное молчание • отказ от еды • задержка физиологических отправлений 4. Пассивная подчиняемость ( эхо – симптомы)- человек делает что – либо, то что делают окружающие: • эхолалия – пассивное повторение слов окружающих • эхопраксия – повтор действия окружающих • эхомимия – повтор мимики Восковая гибкость – человек очень долго держит приданную ему позу. Сейчас встречается в виде симптома воздушной подушки – больной лежит на спине, а голова его не на подушке, а над нею. Стереотипы : • двигательные, • речевые

14.07.20 … Только человек из всех живых существ Открытым отличается лицом. Имеет нос, миниатюрный рот И очи с заострёнными углами… И тайны изумительных пропорций Лик может радовать, сулить блаженство, Дарить доверье, внушать надежды. В нём мысли волшебство и чувств запечатлённость Лицо – природы дар и гордость человека. Иоганн Лафатер

14.07.20 Эмоции - это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе. Различают эмоции: простые (свойственные и человеку и животным); сложные (свойственные только человеку) – чувства.

14.07.20 Задание: Всмотритесь в рисунки и по нескольким деталям выражений лиц определите эмоциональное состояние человека. 1 2 3 4 5 6

14.07.20 Недовольство. Отвращение (человек морщит нос, поднимает верхнюю губу, прищуривает глаза). Злость, ярость (прижатые к оскалённым зубы губы, пристальный взгляд, нахмуренное лицо). Горе, печаль (брови сгибаться дугой, углы рта вытягиваются и опускаются вниз, могут быть слёзы). Радость (смех, улыбка). Удивление (поднимаются брови, широко открыты глаза и рот).

14.07.20 Эмоциональная реакция: смех, плач, задержка дыхания, изменение сердцебиения и пр. - это безусловнорефлекторные реакции. Они общие для всех людей, а некоторые из них имеются и у высших приматов. Например, смех, плач, улыбка человека и шимпанзе Эмоциональные реакции могут не совпадать со знаком самого чувства

14.07.20 Эмоциональные состояния - спокойствие, волнение, стресс, депрессия - определяются внутренним настроем, фоном, в котором находится человек. Они отличаются резкой полярностью, т.е. имеют либо положительную, либо отрицательную окраску. Но в то же время и положительные и отрицательные эмоциональные состояния могут по-разному повлиять на выполняемую деятельность. Те эмоциональные состояния, которые способствуют деятельности, называются стеническими ("стенус" - сила), а те, которые препятствуют деятельности, - астеническими.

14.07.20 В состоянии аффекта у человека происходит помрачение сознания, действия его становятся импульсивными.

14.07.20 Эмоции свойственные не только человеку, но и животным и даже растениям. Эмоции делятся по длительности: 1. собственно эмоции или эмоциональное реагирование человека 2. настроение – основной тон эмоций на более или менее длительном промежутке времени Здесь можно провести следующую аналогию: существуют 2 понятия – климат и погода. Климат – на определенном участке суши есть величина постоянная, но в условиях этого климата сегодня светит солнце, а завтра идет дождь. Так вот, климат – это собственно эмоции а погода – настроение. Аффекты – эмоции бурные, сопровождающиеся двигательным разрядом.

14.07.20 Иерархическое построение эмоций . 1. Низшие, связанные с инстинктами ( голоден – плохо, поел – хорошо). 2. Потребности – инстинкты, пропущенные через социальную призму ( человек голоден, но он не будет жевать сырое мясо и сырую крупу, а все приготовит, потушит, пожарит). Здесь формируется 2 этап – эгоистические эмоции. 3. Высшие эмоции ( этнические, эстетические, моральные, нравственные). В большинстве своем люди ни грабят, ни крадут, ни убивают, ни насилуют не потому что боятся, а потому что существуют высшие эмоции ( чувства).

14.07.20 Патология эмоционального реагирования . 1. Усиление • эмоциональная лабильность – при астении • эмоциональное слабодушие, характерно для астении, атеросклероза сосудов головного мозга. Оба эти варианты усиления эмоций могут встречаться вместе при неврастении, тогда говорят о раздражительной слабости. 2. Ослабление • эмоциональное оскудение – тот самый случай, когда исчезают высшие эмоции, а на первый план выходят эгоистические эмоции. Человек интересуется лишь собственным благополучием, ему неинтересно политика, искусство, живопись, книги и т.д. человек становится лживым ( может обмануть ради собственной выгоды). Это характерно для алкоголизма, органических заболеваний головного мозга. • Эмоциональная тупость – характерна для шизофрении, и только для нее. В данном случае страдают все три этажа иерархического построения эмоций.

14.07.20 3 . Отсутствие эмоций – апатия. Эмоционального реагирования нет. “Как дела” – “Ничего”. Психиатры апатию называют бодрствующая кома, смерть с открытыми глазами. Апатия может исходным состоянием шизофрении. 4. Извращение эмоционального реагирования – характерно только для шизофрении: • эмоциональная неадекватность. Больной разговаривает на неприятную для себя тему, а на лице его улыбка • амбивалентность – одновременное сосуществование различных, противоположных эмоций: нравится – не нравится, любовь – ненависть. “ Я его люблю, а он меня – нет. Поэтому я его, любимого, начинаю ненавидеть, а для того, чтобы он никому не достался, я его убью, любя” Таким образом, для шизофрении можно выделить три А: атаксия, абулия, апатия.

14.07.20 Рекомендации: 1. Для успокоения, снятия физического и психического напряжения рекомендуются дыхательные упражнения. Одним из них является чередующееся носовое дыхание: Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, а правую зажимая пальцем. Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т.д. Повторить 5 – 6 раз. Старайтесь делать это упражнение не реже одного раза в день. Оно полезно при подготовке к встрече или событию, которые могут вызвать сильные эмоции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро.


Открытый урок по трудовому обучению (швейное дело) : "Воланы. Раскрой волана к нижнему срезу рукава и соединение его с рукавом" - 2010 год, 8 класс.

Открытый урок в 8 классе. Трудовое обучение. Швейное дело.


Разработка урока по теме "Эмоции, воля, внимание"

УМК Пасечник В, В. Раздел "Высшая нервная деятельность человека".


Внимание и воля

презентация 8 класс.


Беседа "Внимание. Внимание? Внимание!"

Материал полезен для работы с подростками. рассказано об особенностях внимания, как психического процесса. Приведены упражнения. помогающие развивать внимание.

8 кл." Особенности высшей нерв-ной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание, школьный", 2017г.

8 кл." Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание, школьный", 2017г.


Учащиеся продолжают знакомство с высшей нервной деятельностью человека. На уроке рассматриваются первая и вторая сигнальные системы, их различия. Подробно раскрывается формирование волевого акта, приводятся классификация и описание эмоций


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Особенности высшей нервной деятельности. Речь, воля и эмоции."

На нашей планете обитает огромное количество живых организмов. Самыми близкими родственниками человека, являются представители класса Млекопитающие. К которому, собственно, мы и относимся.

Так вот, на сегодняшний день насчитывается около 5000 видов млекопитающих. И только один из них обладает уникальным свойством. И это свойство – речь.

Конечно, общаться могут и умеют и другие виды животных. Но используют они при этом только, так называемую, первую сигнальную систему.

Павлов назвал сигнальной системой совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма. Общение животных не выходит за пределы той информации, которая непосредственно поступает в головной мозг от их органов чувств. Проявляется такое общение в определённых жестах, позе тела, издаваемых звуках и раскраске тела, например, в брачный период. Животные могут предупреждать особей своего вида об опасности, наличии корма, зазнятости территории и так далее.

Но все эти предупреждения имеют смысл только в той ситуации, для которой предназначены и не могут быть использованы в иной. То есть не могут нести другого смысла.

Человеку же, как социальному существу, присуща и вторая сигнальная система. Когда всё то, что могут передавать друг другу животные в жестах и нечленораздельных звуках, он способен закодировать и передать определённым набором звуков.

Такие определённые звуки человек может отразить буквами, а наборы звуков, соответственно, словами. Слова мы строим в словосочетания, словосочетания в предложения, а последние могут быть выстроены в связный текст. Который при озвучивании превращается в речь, способную дублировать первую сигнальную систему и несравнимо расширяющую способности к общению, выполняя функции второй.


Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека вследствие общественного образа жизни и коллективного труда.

Слово, речь, письмо являются не только слуховыми и зрительными раздражителями, они несут также определённую информацию о предмете или явлении, то есть определённую смысловую нагрузку.




Собственно, человек также нередко попадает в подобные ситуации. Оказавшись, например, в иной языковой среде. Только выучив иностранный язык, мы начнём различать не только набор звуков, но и их смысл.

Собака на это не способна. Но последние исследования в области этологии (науки о поведении) животных позволяют высказать предположения о том, что китообразные, в частности дельфины, обладают очень сложным (по сравнению с другими животными, конечно) языком общения, а соответственно и поведением. Они не просто обмениваются сигналами, а именно разговаривают, используя не только звуковые сигналы, например, свист, но и жесты. При этом обращаясь друг к другу по именам.

Но существуют объективные трудности экспериментального изучения их общения, связанные с различными средами обитания (человек живёт на суше – дельфины в воде), а также тот факт, что при общении эти китообразные используют ультразвуки. Недоступные человеческому уху.

Обладание второй сигнальной системой не передаётся человеку по наследству. Наследуются только способности.


Поэтому, если человек с рождения оказывается вне сферы языкового общения, что демонстрирует эта известная нам история, то связи между нейронами не устанавливаются и способность общаться при помощи второй сигнальной системы не формируется. А с ней отсутствует и речь.

Воля. Понятие воли родилось в философии, где она определялась, как способность разума к самоопределению. В первую очередь, моральному. Но с переходом в психологию понятие воли утратило моральный аспект и стало трактоваться, как психическая функция. Говоря образно, воля – это желание, ставшее действием.

Воля определяет наше поведение, с одной стороны направленное на преодоление трудностей при достижении поставленной цели, а с другой удерживает от нежелательных поступков. Сдержанность и выдержка, которые мы при этом проявляем будут, скажем так, совсем не меньшая воля, чем активные действия, направленные для достижения цели.


Волевой акт начинается с выбора цели. Если поставленная цель продиктована чувством долга и совпадает с желанием получить удовольствие от будущей работы – энергия человека увеличивается многократно. Возникает вдохновение, страсть, спортивный интерес.


Самые значительные произведения искусства, научные открытия, спортивные достижения совершаются именно в этом состоянии.

Но жизненные подвиги скорее являются исключением из правил, чем обыденным явлением, потому что между чувством долга и сиюминутным желанием гораздо чаще возникает конфликт.

Начинается борьба побуждений и мотивов. Человек погружается в трудное, а иногда и мучительное состояние процесса выбора. Когда же выбор сделан, а цель поставлена, человек снова оказывается перед выбором – как достичь задуманного. Многократное обдумывание сценария приводит к появлению оптимального варианта осуществления задуманного. И только за этим следует действие. Волевые и находчивые люди, способные к нестандартным решениям, скорее проходят все эти стадии, в отличие от нерешительных, которые зачастую идут на поводу у других, действуют импульсивно. На уровне подсознания и эмоций.

В таких случаях может помочь тренировка силы воли.

Эмоции. Жизнь – полоса чёрная, полоса белая. Радость и безудержное веселье сменяется горечью и унынием и наоборот. У нас нет задачи сегодня разобраться, почему так происходит с нашим организмом (вы всегда это можете сделать самостоятельно, обратившись к дополнительному материалу).

Эмоции – реакции организма на некоторые раздражители или результаты своих действий, имеющие ярко выраженные субъективные переживания и внешние проявления.

Эмоции подразделяют на положительные и отрицательные.

Положительные, а это радость и удовольствие, мы получаем в виде приятного ощущения удовлетворения каких-либо потребностей.

Отрицательные возникают, когда наши потребности, наоборот, не удовлетворяются. К ним относятся страх, горе, гнев, отвращение, стыд, вина и т.д.


По характеру проявления различают стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие).

Стенические эмоции сопровождаются улучшением самочувствия, жизненного тонуса, психической активности и ощущением собственной силы. Сюда относят не только все положительные, но и часть отрицательных эмоций (ярость и гнев).

Вспомнив о физиологии нервной системы, вы можете сделать вывод, что проявления стенических эмоций чаще всего связаны с возбуждением симпатического отдела вегетативной нервной системы. Который командует выбросить в кровь адреналин, увеличивает частоту сердечных сокращений, а вместе с ним кровяное давление и газообмен.


Человек краснеет и может покрываться капельками пота. Эмоциональное возбуждение способно практически мгновенно мобилизовать резервы организма и обеспечить действия, направленные на преодоление препятствий.

Астенические эмоции угнетают настроение, снижают психическую активность, жизненный тонус и самочувствие. Обычно это происходит тогда, когда мы мобилизовали все силы на выполнение какой-либо задачи, но ресурсов для достижения цели недостаточно. Астенические эмоции ведут к снижению защитных сил организма и способствуют развитию заболеваний.


Интересно, что имеются различия роли правого и левого полушария в формировании эмоций. Правое полушарие лидирует в формировании отрицательных эмоций, их распознавании и внешнем выражении в мимике.

Эмоции проявляются эмоциональными реакциями – плачем, смехом.

Эмоциональными состояниями – различным настроением, тревогой, волнением, бурной эмоциональной вспышкой (аффектом).

Эмоциональными отношениями, или чувствами в узком значении этого слова – любовью, ненавистью, ревностью. Эмоциональные отношения всегда направлены на определённый объект и в этом их отличие от эмоциональных состояний.


Чувства часто очень противоречивы. Любовь может быть смешана с радостью, досадой, грустью. В зависимости от обстоятельств знак эмоций может меняться.

Также чувства очень динамичны. Можно проследить за их рождением, как они достигают высшей силы и угасают. А возможно и становятся противоположными. Ненависть странным образом переходит в любовь, а пылкая любовь сменяется равнодушием. Особенно скоротечны увлечения в подростковом возрасте. Несмотря на пылкость, они быстро угасают после первого достигнутого результата.

Кстати, эмоциями, как и волей, тоже можно управлять.

Согласно теории Джеймса-Ланге, сформулированной в конце XIX века американским философом и психологом Вильямом Джеймсом и датским медиком, и анатомом Карлом Ланге – если отсечь от эмоции её внешнее проявление, то от неё вообще ничего не останется.

Только физиология. Помните про симпатический отдел? Более того – наблюдаемые признаки есть не столько следствие эмоции, сколько её причина.

Например, испытуемых просили оценить анекдоты и карикатуры. При этом требовалось держать во рту карандаш. Но одни испытуемые должны были удерживать его зубами, невольно изображая подобие улыбки, а другие — губами, отчего лицо принимало хмуро-напряженное выражение. Первая группа сочла предъявленные им истории и картинки гораздо более смешными.

Но в ходе дальнейших исследований выяснилось, что возникновение эмоций не сводится только к физиологическим процессам.

Читайте также: