Война и час у творчасці васіля быкава сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Цель. Воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины и уважения к героям прошедшей войны.

Задачи:

расширить исторический кругозор, укрепить уважительное отношение к традициям народа и людям;

воспитать чувство гордости к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту войну.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход мероприятия

Учитель. Сегодня мы будем говорить об историческом прошлом нашей Родины, о тех страницах Великой Отечественной Войны, которые не вправе забывать. Это победа наших дедов и прадедов. Вы и ваше поколение должны сберечь память о тех, кто отдал жизнь, защищая нашу Родину, заботиться о живущих рядом с нами людях, переживших войну.

Учащиеся читают стихи

-Июнь.…Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море.

И раздавался громкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.

-Июнь…Тогда еще не знали вы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

-Янтарные рассветы и закаты,

И белизна снегов и зелень трав –

Все это сберегли солдаты,

Врага разбив и смертью смерть поправ.

Учитель. На рассвете 22 июня 1941 года, тысячи фашистских орудий открыли огонь по нашим городам, селам. Сотни самолетов бомбили мирных жителей. Началась война, которая длилась 1418 дней.

Что оставила нам война, о которой каждый раз мы вспоминаем с содроганием? Она оставила нам неподдельную человеческую боль, что не станет слабее даже через несколько десятилетий. Каждую семью затронула война, и в каждой семье из поколения в поколение, из уст в уста передаются рассказы о том страшном времени, что пришлось пережить нашим дедушкам и бабушкам, отцам и матерям.

А еще война оставила нам память, долгую и глубокую… Память эта бродит между книг на полках в шкафу, живет в архивах и музеях, кричит на братских могилах.

На морях, реках, на суше и в небе, в лесах и болотах шли ожесточенные бои. Многие не вернулись с войны, но память о них вечно живет в наших сердцах. Мы всегда помним о них.

75 лет назад шли белорусы на защиту Белой Руси. Опалённые, истекающие кровью, они победили… И настал первый день мира. Весна и Победа пришли вместе, вернув на многострадальную землю Беларуси тепло, свет, мир, любовь, счастье.

Учащиеся читают стихи

Третье июля – веха в нашей жизни,

А в государстве праздник большой.

Свобода пришла для любимой отчизны,

Добытая кровью и верой святой!

За Белую Русь сражались все вместе,

Били захватчиков с разных сторон.

И Минск, весь израненный, освобожден!

Сегодня окажем дань уваженья

В сраженьях погибшим за Родину-мать.

Брать с них пример молодым поколеньям.

Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. В день Победы мы приходим к могилам павших воинов, к обелискам и замираем в молчании. Высоким чувствам не нужны слова. Трепетные минуты молчания – как бы наша клятва павшим в Великой Отечественной войне хранить и нести сквозь годы благодарную память о них.

Звучит музыка. Минута молчания.

Учащиеся читают стихи

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К Победе шел, страна, твой солдат,

И не сломила сердце, не сгубила

И душу не растлила им война.

Видать нечеловеческая сила

Ему, солдату нашему, дана.

Затянулись тяжелые раны…

Только шрамы траншей –

Как наследство минувшей войны…

Память сердца жива…

Это звезды на братских могилах

Средь лесов и полей –

Непросохшие слезы страны –

Память сердца говорит сегодня с нами.

-Спасибо вам за все, отцы и деды!

Тем, кто врага штыком и пулей брал!

И тем, кто, приближая День Победы,

Неделями цеха не покидал.

-Спасибо женщинам, трудившимся на нивах

Осиротевших сел и деревень.

Спасибо Вам за праздник наш счастливый,

За этот трудный и прекрасный день!

Течет река времени. Минуло 75 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросла шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения.

Наш народ знает цену миру и мирной жизни. Чтобы взрослые и дети жили счастливо на свете, что нужно? (Дети – МИР)

1-й ребенок. Мир - это солнечное утро.

2-й ребенок. Мир - это когда день полон забот.

1-й ребенок. Мир - это золотые поля и цветущие сады.

2-й ребенок. Мир - это когда открыты двери школ и садов.

1-й ребенок. Мир - это когда гремит весенний гром и не грохочут пушки.

2-й ребенок. Мир - это когда папа, мама и я рядом.

Все. Мир - это жизнь!

Что МИР подарили,

Тогда - в сорок пятом!

Вы кровью и потом

Сейчас - уже деды.

Вовек не забудем!

Пусть МИРНОЕ солнце

Сияет всем людям!

Пусть счастье и радость

Живут на планете!

Ведь мир очень нужен -

И взрослым, и детям!

Информационный час

Я БЕЛАРУС - И ЭТИМ ГОРЖУСЬ

IХ класс

Балукова Людмила Ивановна,

учитель, выполняющий функции классного руководителя

Цель. Формирование представления обучающихся о республике, в которой они живут.

Задачи:

формировать положительный образ родной страны и чувство любви к ней

углублять знания обучающихся о Родине;

развивать потребность в знаниях о Родине; обогащать словарный запас обучающихся;

воспитывать чувство любви к родной стране, уважения и гордости за свой народ, его язык, историю и культуру.

Ход учебного занятия

1. Организационный момент.

- Вы пришли сегодня в школу,

Чтобы научиться жить,

Быть помощниками дома,

Крепко дружбой дорожить.

Мы без знаний жить не сможем,

Очень нам нужны они.

Станем мы полезны людям,

Мы – хозяева Земли!

Чтоб над нашею планетой

Вечно солнышко светило,

Чтоб всегда смеялись дети.

- На планете Земля очень много стран. (Показ на глобусе.) Но одна из них особенная. У этой страны красивое и светлое имя. Говорят, что своё имя она получила за характер окружающей природы, за большое количество снега, что выпадает зимой, благодаря белому цвету, который преобладает в одежде людей.

- Какое имя у этой страны? (Ответы детей.)

- Это Беларусь – имя нашей родины, где мы родились, живём, учимся.

- Ребята, посмотрите, это карта нашей республики. (Показ карты Республики Беларусь.) Вот какая красивая наша Родина. На сколько частей разделена наша республика? (6 частей.)

- Как называются эти части? (Области.)

- В каждой области есть главный областной город. Давайте назовём областные центры и области. (Дети называют.)

- Какой город главный среди городов? (Минск.)

- Как его можно назвать ещё? (Столица.)

- Поднимите глазки на доску и посмотрите, я провожу по контуру государственной территории Республики Беларусь. (Карта на доске.) На что похожа наша страна? (На кленовый лист.)

- Кто соседи нашей страны? Сколько их? (Ответы ребят.)

- По названию страны легко понять, кто в ней живёт. В Литве – литовцы, в Польше – поляки, а в Беларуси? (Ответы детей.)

- Ребята, Мудрая Сова подготовила для вас задание. Она хочет проверить, умеете ли вы работать дружно и знаете ли вы города нашей страны.

- Распределите области страны на правильное место на карте.

- На земном шаре, ребята, много государств, и каждое из них имеет свои знаки отличия – символы. Какие государственные символы есть в Республике Беларусь? (Ответы детей.)

- Правильно, государственный герб, государственный гимн, государственный флаг. Их уважают белорусы как родной язык, родной дом, родную культуру, потому что они символизируют для каждого человека Родину.

· Я вижу красную звезду.

· Я вижу кленовый листок – контур нашей республики.

· Я вижу красные цветки клевера.

· Я нашёл голубые цветки льна.

· В середине находится земной шар.

· Я вижу лучи солнца.

· Внизу красно-зелёная лента.

· Я вижу буквы «Рэспубліка Беларусь”.

- Каждый элемент содержит важные сведения о Беларуси и белорусском народе. Венок из колосьев, переплетённый с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой – голубыми цветками льна, - символ памяти и связи с предками. Венок издревле использовался народами как награда победителю.

Клевер – символ связи с миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он лучший корм.

Лён – прекрасный материал для одежды. Издавна изо льна изготавливали красивые и прочные ткани. Лён – символ труда, знак добра и достатка.

В золотых лучах восходящего солнца изображён земной шар. Земной шар – это знак того, что РБ относится ко всем народам земли как к друзьям, готова с ними дружить и сотрудничать.

Земля и Солнце – знак жизни.

Пятиконечная красная звезда – символ человека и человечества, знак мужества. Знаете ли вы, когда приходилось белорусскому народу проявлять мужество? (Ответы детей.) Да, во время многочисленных войн с различными чужеземными захватчиками.

Венок из колосьев перевит красно-зелёной лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета – “Рэспубліка Беларусь”.

Таким образом, герб нашей страны – яркая и запоминающаяся “книга”.

6. Игра “Знаете ли вы герб своей страны?”

- Ребята, Мудрая Сова хочет проверить, запомнили ли вы герб РБ? Сова будет вам задавать вопросы, а вы, несмотря на герб РБ, отвечать на них. Готовы показать свои знания Сове?

- Какого цвета цветки льна? (Голубого цвета.)

- Что находится на самом верху герба? (Пятиконечная красная звезда.)

- Солнце или его лучи нарисованы на силуэте карты?

- Колосья размещены с одной стороны или с двух? (С двух.)

- По сколько колосьев с каждой стороны?

- Молодцы, ребята! Мудрая Сова гордится, что в Республике Беларусь учатся такие умные граждане.

- Ребята, что мы можем увидеть в праздничные дни на зданиях? (Флаг РБ.)

- Да, это флаги. В разных странах они разные, но флаг нашей страны вы должны легко отличать от других.

- Посмотрите на флаги, которые лежат у вас на парте. Сколько цветов имеет белорусский флаг? (Три цвета.)

- Каждый цвет имеет значение. Красный цвет связан с борьбой за свободу и независимость. Это знак победы и счастливой жизни. Кроме того, красный цвет – символ солнца.

- Что вам напоминает зелёный цвет? (Ответы детей.)

- Зелёный цвет – символ природы, зелёной растительности полей, лесов, лугов.

Белый цвет – цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости.

- Что ещё можно увидеть на флаге РБ?

- Флаг РБ имеет ещё одну важную деталь – красный орнамент на белорусском фоне. В его основе народный узор.

- В нашей стране День государственного герба и государственного флага отмечают во второе воскресенье мая.

· Беседа о государственном гимне РБ.

- Какое главное музыкальное произведение страны мы слушали на торжественной линейке? (Гимн РБ.)

- Как нужно слушать гимн? (Стоя. Этим мы выражаем уважение к Родине.)

- Когда мы можем услышать гимн РБ? (На Олимпийских играх в честь победителя, на торжественных мероприятиях и др.)

7. Физкультминутка.

8. Беседа о столице РБ. Игра “Расшифруй слово”

- Ребята, Мудрая Сова подготовила для вас ещё очень интересное задание. Если вы расшифруете слово, а для этого нужно соединить числа в порядке возрастания, то узнаете название одного из самых красивых городов нашей родины.

- Молодцы, ребята, вы снова порадовали Мудрую Сову. Какое звание носит Минск? (Город-герой.)

- Как вы думаете, за какие заслуги? (За мужество жителей города в годы войны.)

- В нашей стране много городов, больших и маленьких, но есть один – самый большой и главный город. Это – Минск. В Минске работает Президент страны и Правительство.

В Минске много красивых мест (архитектурных сооружений): Привокзальная площадь, Дом Правительства, Дворец Республики, цирк, Минск-Арена.

Национальная библиотека РБ является одной из самых больших в мире. Библиотека имеет книгохранилище, много читальных залов, культурных центров.

Минск-Арена представляет собой спортивно-развлекательный комплекс.

В Минске есть подземная дорога – метро.

Минск – один из самых красивых городов Европы.

Минск был полностью разрушен в годы войны. Минск – современный город с широкими проспектами, зелёными улицами, новыми высокими зданиями.

· Задание “Достопримечательности Минска”.

- Ребята, перед вами лежат листочки с заданием. Что на них изображено? (Достопримечательности Минска.) Закрасьте те кружочки, под которыми изображены достопримечательности Минска, где вы уже побывали.

· Проверка задания. Рассказ ребят о самых красивых местах в Минске.

9. Беседа “Растительный и животный мир Республики Беларуси”.

- Ребята, вам понравилось расшифровывать слова? Тогда Мудрая Сова предлагает вам расшифровать ещё одно слово. Если соедините кораблики по порядку, то вы узнаете название реки, которую можно увидеть в Минске.

- Правильно, это красивая река Свислочь. Её можно увидеть в удивительном месте нашей столицы – в Троицком предместье. Посмотрите на изображение на доске.

- Нашу Беларусь называют синеокой. Как вы думаете, почему её так называют? (Ответы детей.)

- В Беларуси много рек и озёр, которые нужно беречь. Озеро Нарочь – самое большое, чистое и красивое озеро нашей страны. Очень красивые Браславские озёра, озеро Свитязь.

- Рассмотрите картинки на доске. Назовите животных, которые населяют леса нашей страны. (Ответы детей.)

- Назовите деревья, которые растут в лесах и парках нашей страны. (Ответы детей.)

· Игра “Да или нет?”

- Ребята, я буду произносить названия растений и животных. Если они обитают в Беларуси, то вы хлопайте, если не произрастают и не проживают, то тихонько топайте ногами.

Сосна, можжевельник, бамбук, тополь, ива, ландыш, королёк, папоротник, рысь, сова, лебедь, страус, крокодил, бегемот, медведь, купальница, барсук, ветреница, змееяд, пустельга,орлан. (Показ незнакомых детям животных и растений.)

- В нашей республике есть уникальный заповедник – Беловежская пуща. Там живут очень редкие животные – зубры. Посмотрите на картинки, на которых изображены животные. Что у них общее? (Эти животные занесены в Красную книгу РБ: чёрный аист, дикий кабан, косуля, норка, куница.)

10. Беседа “Великие люди нашей страны”.

- В нашей стране родились и жили люди, известные всему миру. Посмотрите на изображение на доске. Это известная просветительница Ефросинья Полоцкая. Она много помогала людям. Ей основаны школы, библиотеки, моностыри и мастерские, в которых переписывались книги. За её деньги в Полоцке было построено две церкви. Добрые дела Ефросиньи Полоцкой помнят и в наши дни.

Раньше книги не печатались, а переписывались вручную. На это тратилось много времени и книги были дорогие. Кто из белорусов первым напечатал книгу на белорусском языке? (Франциск Скорина.)

- Пётр Климук – первый белорус, который полетел в космос.

В современной Беларуси очень много талантливой молодёжи. Ученики участвуют в различных республиканских и международных конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места. Наше государство поддерживает таких детей. Существует Специальный фонд Президента РБ по поддержке талантливой молодёжи. Я надеюсь, что и вы будете участвовать в таких мероприятиях и вами будет гордиться наша родина.

11. Беседа “Промышленность Беларуси”.

- Белорусский народ – трудолюбивый народ. На фабриках и заводах нашей страны работают настоящие мастера своего дела. Они прославляют Беларусь своей работой. Продукция, которая вырабатывается на наших предприятиях, ценится далеко за пределами территории нашей страны. (В Веносуэлле, России, Китае, Украине и др.) Какую продукцию выпускают фабрики, заводы нашей страны? (Тракторы “Беларусь”, самосвалы, комбайны “Белаз”, МАЗ-автобусы, трамваи, троллейбусы, телевизоры “Горизонт”, холодильники “Атлант”, одежда “Элема”, сладости “Комунарка”, “Спартак”, велосипеды “Мотовел”, часы “Луч”.)

Для того, чтобы получились хорошие тракторы, холодильники, часы, телевизоры, нужно много и добросовестно работать.

Вайну 17-гадовы Быкаў сустрэў на Украіне. Потым ён адстаў ад сваёй калоны, быў арыштаваны і ледзь пазбегнуў растрэлу. Потым будаваў ваеныя аб’екты, вучыўся ў чыгуначнай школе і пяхотным вучылішчы Саратава. Пасля атрымаў званне малодшага лентэнанта і ваяваў на украінскіх франтах, быў паранены. Удзельнічаў у вызваленні Румыніі, прайшоў Балгарыю, Венгрыю, Югаславію, Аўстрыю.

З 1947 па 1978 год з перапынкам на вайсковую службу жыў у Гродна, дзе працаваў мастаком, літкансультантам, з’яўляўся сакратаром Гродзенскага аддзялення Саюза пісьменнікаў БССР і, канешне, пісаў свае шматлікія творы пра вайну.

Вайна Быкава — гэта не гераізм і савецкая ідэалогія, гэта пакуты, гэта трагедыя і выпрабаванне чалавека на вайне. І Быкаў як ніхто іншы пра гэта ведаў.

У гадавіну смерці пісьменніка і пачатку Вялікай Айчыннай вайны мы ўспамінаем цытаты і выказванні Васіля Быкава пра вайну:

Мы пісалі, што Васіль Быкаў пражыў у Гродне шмат гадоў. Кожны аматар творчасці пісьменнніка ведае гродзенскія будынкі на Парыжскай Камуны, Свярдлова і Кашавога, дзе ў розныя годы жыў Быкаў за сям’ёй.

Але да гэтага часу Гродна не аддзячыў славутаму пісьменніку: у горадзе няма ні вуліцы, ні мемарыяльнай дошкі, ні бюсту, ні поўнавартаснага музею, ні пасмяротнага звання Ганаровага грамадзяніна Гродна, а памяць пра гэтага чалавека існуе ў сэрцах неабыякавых да Беларусі, беларускай гісторыі і культуры людзей.

22 чэрвеня адзначаецца 80-ая гадавіна пачатку Вялікай Айчыннай вайны і 18 гадоў, як пайшоў з жыцця славуты беларускі пісьменнік Васіль Быкаў. У гэтую жалобную дату для беларускага народа мы ўспамінаем чалавека, які прайшоў дарогамі вайны і пакінуў вялікі след у гісторыі Гродна і сусветнай літаратуры.

Вайну 17-гадовы Быкаў сустрэў на Украіне. Потым ён адстаў ад сваёй калоны, быў арыштаваны і ледзь пазбегнуў растрэлу. Потым будаваў ваеныя аб’екты, вучыўся ў чыгуначнай школе і пяхотным вучылішчы Саратава. Пасля атрымаў званне малодшага лентэнанта і ваяваў на украінскіх франтах, быў паранены. Удзельнічаў у вызваленні Румыніі, прайшоў Балгарыю, Венгрыю, Югаславію, Аўстрыю.


З 1947 па 1978 год з перапынкам на вайсковую службу жыў у Гродна, дзе працаваў мастаком, літкансультантам, з’яўляўся сакратаром Гродзенскага аддзялення Саюза пісьменнікаў БССР і, канешне, пісаў свае шматлікія творы пра вайну.

Вайна Быкава — гэта не гераізм і савецкая ідэалогія, гэта пакуты, гэта трагедыя і выпрабаванне чалавека на вайне. І Быкаў як ніхто іншы пра гэта ведаў.

У гадавіну смерці пісьменніка і пачатку Вялікай Айчыннай вайны мы ўспамінаем цытаты і выказванні Васіля Быкава пра вайну:


Мы пісалі, што Васіль Быкаў пражыў у Гродне шмат гадоў. Кожны аматар творчасці пісьменнніка ведае гродзенскія будынкі на Парыжскай Камуны, Свярдлова і Кашавога, дзе ў розныя годы жыў Быкаў за сям’ёй.

Але да гэтага часу Гродна не аддзячыў славутаму пісьменніку: у горадзе няма ні вуліцы, ні мемарыяльнай дошкі, ні бюсту, ні поўнавартаснага музею, ні пасмяротнага звання Ганаровага грамадзяніна Гродна, а памяць пра гэтага чалавека існуе ў сэрцах неабыякавых да Беларусі, беларускай гісторыі і культуры людзей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Калі Васіль у 15 год закончыў школу, ён паступіў на скульптурнае аддзяленне Віцебскага мастацкага вучылішча. Юнак добра маляваў і марыў звязаць з мастацтвам сваё жыццё. Аднак праз год вучобы Быкаў вымушаны кінуць навучанне. Справа ў тым, што Сталін у той год загадаў адмяніць стыпендыі, на якія тады жылі многія вясковыя хлопцы. Мала таго, навучанне зрабілі платным. У год трэба было заплаціць прыкладна столькі грошай, колькі каштавала карова. Бацька Быкава не мог пакінуць сям’ю без карміліцы, і сын вярнуўся дадому. Сястра Васіля ўспамінала, што ён нават плакаў, калі прыехаў у вёску.

ФАКТ 2. У ЧАС ВАВ БЫКАЎ БЫЎ “ПАХАВАНЫ”

Калі Васіль Уладзіміравіч удзельнічаў у баях за вызваленне Украіны (Кіраваградская аперацыя), пісьменніка цяжка параніла ў жывот і плячо. Быкава палічылі забітым і паслалі яго родным “пахаронку”, а на абеліску ў памяць загінуўшых у тых баях з’явілася і яго прозвішча.

ФАКТ 3. ДЛЯ МАГІЛЫ БЫКАВА ПРЫВЕЗЛІ ВАЛУН З ФІНЛЯНДЫІ

З 1997 года пісьменнік жыў за межамі Беларусі. Спачатку па запрашэнні ПЕН-цэнтра Фінляндыі жыў у наваколлі Хельсінкаў, потым у Германіі, а потым у Чэхіі. Вярнуўся на Радзіму толькі за месяц да смерці. Калі Быкаў памёр, яго пахавалі ў Мінску. На магіле ўсталяваны валун, які прывезены з Фінляндыі. Знаходзячыся у гэтай краіне, пісьменнік часта любіў сядзець на гэтым камені і разважаць.

Читайте также: