Сообщение о любом головном уборе

Обновлено: 08.07.2024

Особой популярностью пользовался кокошник. Его изготавливали из плотной ткани, по краям шла бахрома, украшали речным жемчугом. Также носили кику, замужние женщины ходили в повойниках. Зимой барышни щеголяли в меховых шапках или шерстяных платках.

Повязки и тесемки

Этот головной убор носили юные девушки. Основная часть волос была не прикрытой, маленькие девочки носили обычные тряпичные тесемки. Старшие девочки надевали на голову повязку. Повязка полностью обхватывала лоб, крепилась на затылке несколькими узлами.

Венчик

Изготавливали венец из металлической ленты, ширина которой не больше 2,5 см. Головной убор схож с повязкой. На праздники девушки надевали венчики с жемчужными нитями.

Платок, или убрус

Убрус изготавливали из тонкого полотна прямоугольной формы, шириной до 50 сантиметров, длиной около 2 метров. Платок декорировали вышивкой, для этого использовали шелковые нити, серебра и золота. Через некоторое время изменилась его форма, платок стал треугольным.

Сорока

Головной убор изготавливали из парчи или бархата, с декором из речного жемчуга и золотых нитей. Надевали сороку молодые барышни только в праздники, так как убор стоил дороже породистого скакуна.

Кокошник

Кичка рогатая

Это самый древний головной убор, берет свое начало от язычества. Такую кику носили только замужние женщины. Надеть его женщина могла только после рождения первого ребёнка.

Кика копытообразная

Головной убор напоминает копыто или подкову. Лицевая часть изготавливалась из твердого материала, затем обтягивали украшенной тканью. Данный аксессуар на праздники надевали все без исключения замужние дамы.

Тульская сорока

Убор состоял из боковых частей (крылья) и задней (хвост). В итоге изделие очень напоминало павлиний хвост.

Сборник (самшура, моршень)

Сборник предназначался для повседневного ношения. Низкий моршень похож чепец. Высокий вариант убора надевали на торжества, так как выглядел богато.

Кокошник псковский (шишак)

Это часть свадебного наряда, в виде вытянутого треугольника, украшенного шишками. Сверху надевали белый платок, обшитый золотыми нитями.

Меховые шапки

Головной убор для зимнего времени года. Шапки были очень высокими, изготавливали их из меха лисицы, бобра или соболя. Молодым девушкам больше нравились изделия из зайца или белки.

Каптур

Каптур также предназначался для зимы, он хорошо защищал от сильных морозов. Чаще всего данный его носили вдовы. Каптур очень напоминал цилиндр, обрамленный мехом. Данная шапка покрывала голову и даже лицо с обеих сторон. Сшивали убор из меха бобра, сверху обязательно накидывали повязку.

Мужские головные уборы

В 14 веке все мужчины носили шапки, сшитые из меха или войлока, напоминающие колпак. В 15 веке в гардероб вошли тюфьи, при выходена улицу сверху надевали колпак. В 17 веке мужчины начали носить науруз, также появились муромки. При Петре Первом в мужском гардеробе появились шляпы и парики.

Мужские шапки на каждый день

Кроме изделий, которые перечислены выше, которые носили знатные особы, был еще ряд головных уборов, которые носили крестьяне:

  • Барловка. Шили из барловых шкур, круглой формы с небольшими околышами.
  • Бриль. Шляпка соломенная с полями.
  • Бурк. Убор из меха лисы без ушей.
  • Ермолка. Головной убор из овечьей шерсти.
  • Зырянка. Убор из сукна с дном в виде четырехугольника.
  • Картуз. Фуражка с небольшим козырьком.

Заключение

Народные головные уборы Русского народа – это неотъемлемая часть любого костюма. У наших предков было несколько определенных правил по носке головного убора.

Из этого видеоролика вы узнаете историю кокошника.

Женские головные уборы - важнейшая и обязательная часть повседневной и праздничной русской одежды. Головной убор мог многое рассказать о своей владелице, т.е. он являлся "говорящей" частью национального костюма. Попробуем разобраться в правилах ношения и видах женских головных уборов.

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

По головному убору можно было определить из какой губернии женщина прибыла, каково ее социальное положение, примерный достаток, но самое главное - замужем ли она или девица на выданье.

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Разделения в прическах у молодых незамужних девиц и замужних женщин было очень четким. Девушка всегда носила одну косу и обязательно (в теплое время года) открывала макушку и саму косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и при этом скрывать волосы от посторонних глаз. В те времена даже существовал такой свадебный ритуал - девичью косу распускали и затем переделывали под особую женскую прическу.

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Косы девушки украшали лентами, но основная красота женской прически - длинные, блестящие, здоровые волосы по которым женихи могли судить о здоровье потенциальной невесты. Две косы у замужней женщины символизировали пару - муж и жена. Голова замужней женщины всегда должна была быть покрыта платком или головным убором, не дозволяющим даже пряди выпасть из-под него.

Огромным позором считалось опростоволоситься - т.е. остаться с непокрытой головой. Даже если покров срывался случайно, например во время ссоры, женщина имела право обратиться в суд за наказанием обидчика.

Косы расплетались лишь во время магических обрядов, во время родов или на похоронах родителей.

Старинные головные уборы

Платок на голове замужней женщины, особенно после Крещения Руси, считался символом женской чистоты и благородства, покорности и смирения перед мужем и Богом.

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Также считалось, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить. Платок давал женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, а также добавлял женственности, скромности и целомудрия.

Основной женский головной убор девушек имел единую основу - венок (перевязка, очелья)

Коруна (коруна, обруч, чильце, почелок, ряска, венец) — славянский девичий головной убор, из того же ряда, что и венок

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Кичка - головной убор на твердой основе, отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и пр.

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Борушка (морхатка, моршень, сборник) - головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников. Мягкая шапочка, расшитая золотыми и серебряными нитями

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Сорока - старинный русский головной убор замужних женщин

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Намётка (намитка) — старинный традиционный женский головной убор восточных славян. Представляет собой полосу из очень тонкого белого кужельного полотна, завязанного особым образом вокруг головы

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Повойник (повой, повоец от повивать; укр. очіпок; белор. каптур) - старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Убрус - часть головного убора замужней женщины - полотенце, прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину, богато украшенное вышивкой

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Укладывался вокруг головы поверх подубрусника (мягкой шапочки, закрывавшей волосы) и завязывался или закалывался булавками.

Кокошник - самый известный женский головной убор. Правда, в том виде, каким мы его привыкли видеть ( у Снегурочки, например, с косой наружу) - современная выдумка. Кокошник в своем первоначальном виде - шапочка на голову

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Однорогий кокошник - богатый головной убор для замужней женщины, волос сзади прятались под платок. Вышивка, количество драгоценностей и размер показывал социальное положение женщины

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась затылочная часть кокошника.

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити - рясны, а спереди сетка из жемчуга - поднизь.

Двурогий кокошник

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Однорогие кокошники (крайний справа - с шишками - олицетворение плодородия)

Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Кокошник - праздничный головной убор и бывает он разных видов: однорогий, двурогий и седлообразный кокошник, а также в виде шапочки с плоским дном и высоким очельем


Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. В некоторых источниках говорится, что традиция обязательно покрывать голову, появилась на Руси с древнейших времён. Волосы женщины, особенно замужней, считались опасными (прежде всего для мужчин) и могли привлечь злые силы. Не случайно в Европе, когда рисуют портрет ведьмы, изображают её с распущенными, часто неубранными, волосами. Наверное, отсюда же пошла традиция входить в церковь с покрытой головой, а также выражение "опростоволоситься", ведь сорвать убор с женщины, обнажив её голову, было страшным оскорблением.

Совсем по - другому относились в те времена к девичьим волосам. Девушки носили либо косу, которая начинала плестись очень низко на затылке, либо распущенные длинные волосы. Головной убор девушки "оставлял" макушку открытой и был призван подчёркивать её красоту. А иначе как ещё могли обратить на неё внимание молодцы ? Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.

Корзухин. Девушка, заплетающая косу . 1880


Константин Маковский. Под венец. 1890 г.

Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.

С древних времён у девушек головным убором был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. У каждого славянского племени они были свои, особенные : браслетообразные у кривичей, семилопастные у вятичей, спиралевидные у северян и т.д. Иногда по видам височных колец археологами даже определяются границы расселения тех или иных племён. Крепились такие кольца у виска на металлический обруч или даже вплетались в волосы, одевались кольцом на ухо и т.д. Из праздничных уборов уже тогда существовало у девушек некое подобие кокошника, повязка ("чело кичное") и венец, а из украшений - височные кольца, очелье, подвески, бляшки, пряжки.

Женские традиционные русские народные головные уборы: Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”. Как уже говорилось выше, замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.

С проникновения на Русь православной веры платок стал самым актуальным и незаменимым атрибутом в одежде женщины. Тогда он начинает вытеснять убрусы и головные полотенца, становясь основным убором. Данный аксессуар являлся символом благочестия, для женщины или девушки было немыслимо появиться в общественном месте без платка. Незамужние девушки носили платки как знак чистоты помыслов и поступков, а платок на замужней женщине означал полную покорность своему мужу. Примечательно и то, что платки незамужних женщин отличались от платков замужних как цветом, так и величиной. В старину платок был самым желанным подарком, знаком любви, заботы и уважения. Его мог подарить парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, крестный, приглашенный на торжество. В наши дни ношение платка на голове является для православной женщины не только данью традиции, но и указывает на ее благочестие и целомудрие.




Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской. 1891 год.

Повязка (="налобник") - один из самых древних ленточных головных уборов ( у же известен в X веке), представляющий собой полоску шёлковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани. Сначала - это просто кусок ткани, сложенный в несколько раз и завязанный на голове так, чтобы закрывать лоб или темя. Такую ленту часто украшали вышивкой.
Несколько более сложную конструкцию имеет повязка с нашитыми сверху бляхами или лентами. На лбу или темени она могла иметь основу-подкладку длиной около 50 см. Под косой её завязывали верёвочками, а вниз, на спину, спускали уже сузившееся продолжение повязки- ленты.
Повязки носили девицы из небогатых сословий. Их одевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу, вместо венца. Замужние женщины также могли использовать повязки, но одевали их уже на покрытую голову.

В. И. Суриков. Портрет Матвеевой. 1909. Акварель.

Венец и обруч: На Руси девицы всегда носили крепившиеся на затылке узкие металлические обручи. К ним крепились височные кольца и другие украшения. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями) становился венцом. Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.

Все височные украшения могли крепиться уже не только к волосам, но и к самому венцу : сначала это височные кольца, а к XIV веку - подвески из бисера или драгоценных камней, которые получили название рясы.

Скорее всего, венец является продолжением венка, одного из самых древних девичьих украшений на Руси. Цветы венка крепились на берестяном или железном ободке и также обильно украшались перьями, бусами, золотом и лентами разных цветов.
В древности венок девицы носили на распущенные волосы. Здесь он неотъемлемая часть любого обряда, в котором принимает участие незамужняя девушка (сбор трав, прыжки через костёр). После проведения любого ритуала венок "полагается сжечь или бросить его подальше : на дерево, крышу дома или другого строения" .
Однако чаще всего венец - это головной убор девушки, надеваемый ею на свадьбу или по праздникам. Как известно, главной красой девичьей на Руси была её коса, а потому в большинстве девичьих уборов макушка оставалась на голове открытой. Если девушка могла носить венец, она была незамужней. Отсюда венец - символ девичества. Выходя замуж, девица прощается со своим венцом или его похищает жених (обычай) .

На Руси девицы всегда носили крепившиеся на затылке узкие металлические обручи. К ним крепились височные кольца и другие украшения. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями) становился венцом. Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.

Венец - очень древний головной убор. Само слово "венец" происходит от русского "венить"="заниматься жатвой". "Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу "на вено" (="на жатву"), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Обряд венчания также происходил с использованием венков. Надев венки из цветов, жених и невеста ходят вокруг цветущего кустарника (обычно венчание происходило весной, когда особенно славился Руссами бог Ярило). Отсюда же пошла поговорка : "Вокруг куста венчаны".

Художник Владислав Нагорнов.

Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы.

Повойник (подубрусник) - это старинный головной убор замужних женщин, он полностью закрывал волосы, которые заплетены в две косы и уложены на голове. Повойник представляет из себя полотняную шапочку с твердым очельем.


В XIII в. на Руси повойник служил нижним головным убором, сверху на него одевали платок (убрус), кику, сороку, кокошник. Со 2-й пол. XIX в повойники стали одевать как самостоятельный головной убор, иногда с платком. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. Обычно повойник и подзатыльник изготавливали из одинаковой ткани. Поверх всего этого одевали волосник.

Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/Portrait_of_a_Merchant%27s_Wife_%28Tropinin%2C_1830s%29.jpg

Тропинин В. А. Портрет купчихи в синем повойнике. 1830 год.


Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40 - 50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Описанные способы не исчерпывают всех вариантов повязывания убруса, которых было множество.


Boyaryna Morozova by V.Surikov - sketch 03 (Tretyakov gallery).jpg

Суриков В. И. Боярская дочь.

Кика или кичка – женский русский народный головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.
В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом одевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.


Впервые само название "кокошник" встречается в документах XVI века. Слово "кокошник" происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курицу-наседку или петуха. Тем не менее уже в погребениях Новгорода, относящихся к X - XII веку встречаются некоторые подобия кокошника : твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. Кокошники считаются головными уборами замужних богатых женщин, учёные полагают, что крестьянки того времени вместо них предпочитали носить убрусы и сороки.

Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности : кокошники отличаются по форме и украшениям. В Центральных районах России были треугольные, кокошники, напоминавшие полумесяц, на севере - однорогий конус (="шишак"), в южных - двурогий (разные виды кокошников. "Твёрдая часть кокошника часто пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника могли украшать жемчугом, бисером и цветным стеклом в металлической оправе", а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи.


Иван Семенович Куликов. В русском наряде. 1916 г.


Часто поверх кокошника одевали платок (завязывали у подбородка или закалывали). Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб. Разновидностью кокошника можно считать кику, по форме напоминавшую птицу. Её название происходит от названия лебединого крика (кликать, кричать). Кика получила распространение около XV века, будучи тогда убором цариц. Её надевали поверх повойника. Главным её отличием от кокошника можно считать то, что она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом. Иногда имелись по бокам части, прикрывавшие уши.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0b/EkaterinaII_kokoshnik.jpg

Эриксен Вигилиус . Портрет Екатерины II в кокошнике.

Сорока (кичка, рога) - один из самых древних русских головных уборов замужней женщины. По данным археологических раскопок сороку носили в XII веке и уже тогда она была широко распространена по всей территории России. Обычно сорока состояла из следующих частей : кичка, сорока, позатылник, налобник, платок. Кичка - круглая холщовая шапочка, на её передней, лобной, стороне прикрепляли твёрдую часть из луба (подкорье липы или вяза), деревянных дощечек, бересты или других материалов. Верхняя, возвышающаяся над шапочкой часть называлась кичкой (или "роги", "сдериха"). Они были самых разных форм : лопатообразной, полукруглой и в виде рогов.

Рога - издавна символ плодородия, возможно, такой же смысл они несут в сороке. Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.




Суриков В. И. Боярыня.


Сама сорока представляла собой вытканное длинное полотно которое крепилось на кичке и спускалось ниже на спину и плечи. Позатылник - ткань на твёрдой основе, уложенный сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник - расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки ещё завязывался платок. Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.
Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.


Женские зимние русский народные головные уборы. Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.


Клавдий Васильевич Лебедев. Боярыня.


Важнейшим элементом повседневного и праздничного костюма русского народа являлся головной убор. Они непросто украшали наряд девушек и парней, но и могли многое рассказать о своих владельцах. По внешнему виду люди определяли семейный статус, возраст и положение в обществе. Каждая славянская губерния имела собственную моду и по-своему декорировала головной убор. Что не менее важно данная деталь костюма говорила об уровне достатка владельца.

Головные уборы русских девушек и женщин


Славянские барышни уделяли особое внимание этому предмету гардероба. Популярностью пользовался кокошник, по форме напоминающий головку луковицы. Для их изготовления брали плотную ткань, по краям пропускали бахрому. В качестве украшений для головного убора использовали речной жемчуг, поскольку он стоил дешево.

В зимнее время года барышни облачались в маленькие меховые шапочки или платки из шерсти. Царицы носили венец, оформленный одним или несколькими зубьями.

Повязки и тесемки

Классический головной убор, предназначенный для юных барышень. Они не прикрывали макушку, основная часть волос оставалась открытой. Маленькие девчушки на Руси носили тряпочные тесемки.
В старшем возрасте изделие из материи заменяли на повязку, в некоторых регионах ее именовали увяслом.

Головной убор полностью обхватывал лоб и крепился на затылке с помощью нескольких узлов. Для изготовления повязки использовали бересту, парчу или ленточки из шёлка.

Даже в древние времена каждая девушка хотела выделиться из толпы, поэтому придумывала оригинальное украшение для аксессуара: вышивку, декорирование стеклярусом или драгоценными камнями. Барышни из состоятельных семей могли позволить себе оформить повязку золотом.

Венчик

Еще одна разновидность головного убора на Руси – венец. Прародителем аксессуара является сплетение из цветков, которое часто создавали славянские барышни в летний период. Согласно древним поверьям, головной убор защищал хозяина от нечистой силы.

Для изготовления венца брали тонкую ленту из металла, шириной максимум два с половиной сантиметра. Также для создания аксессуара использовали бронзу и серебро. По внешнему виду головной убор напоминал повязку. Основным отличием были крючки для ленты, чтобы надежно зафиксировать аксессуар на затылке.

Часто для декорирования изделия применяли орнамент с поднятыми кверху зубчиками. На праздничные мероприятия барышни облачались в венчики, украшенные жемчужными нитями, которые свисали вдоль щек.

Платок, или убрус


Женские головные уборы на Руси поражали своим разнообразием, но наибольшей любовью у девушек пользовался этот аксессуар. В каждом регионе его именовали по-своему. Самые распространенные названия: полотенце, наметка, фата и т.п.

Убрус состоял из тонкого полотнища прямоугольной формы. Ширина головного убора достигала пятидесяти сантиметров, а длина была около двух метров. Один из концов платка декорировали вышивкой из шелковых нитей, серебра и золота. Его опускали на плечо и никогда не скрывали за верхней одеждой. Еще бы, прятать такую красоту!

Второй конец использовали для обвязывания головы, его скалывали под подбородком. В десятом веке поверх убруса было принято размещать набор ювелирных изделий и разнообразных украшений.

Спустя некоторое время аксессуар изменил форму и стал треугольным. Его скалывали обоими концами под подбородком либо завязывали фигурным узлом на макушке. В последнем случае требовались определенные навыки, которыми обладала не каждая барышня. Красиво оформленные концы спускали на плечи или спину. Подобная мода ношения платков пришла в Россию в восемнадцатом веке из Германии.

Сорока

Аксессуар создавали из дорогостоящей парчи или бархата. Для декорирования головного убора применяли речной жемчуг или вышивку золотыми нитями. Молодые барышни надевали сороку в праздники и бережно к нему относились. Ведь на Руси изделие стоило больше чем породистый скакун.
Вернуться к оглавлению

Кокошник

Многих современников интересует происхождение название головного убора, который часто можно увидеть в наши дни на девушках. Носить кокошник тяжело, поскольку он имеет приличный вес. Несмотря на это нашим предкам было в радость облачиться в подобный аксессуар.


Изначально головной убор предназначался для женщин, связанных узами браками. Но спустя некоторое время его облюбовали и молодые девчата.

Кокошник обтягивали плотной материей или кожей. Для декорирования использовали бусинки, стеклярус, жемчужные нити. К убору крепили покрывало, выполненное из дорогой материи, на которую нанесен уникальный узор. Сверху носили фату или платок, сложенный в форме треугольника.

Позатыльник

Основной элемент головного убора под названием кика. Его создавали из бисера или парчовой ткани. Подвязывали под сороку, чтобы сзади прикрыть волосы.

Кичка рогатая


Один из самых древних головных уборов, восходящий к язычеству. Для славян рога символизировали плодородие, поэтому носить подобную кику могли лишь замужние женщины. Впервые надеть аксессуар девушка имела право после рождения ребёнка.

Кика копытообразная

По внешнему виду изделие напоминает копыто или подкову. Налобную часть изготавливали из твердого материала и обтягивали богато украшенной тканью. Очелье крепили поверх основной шапочки с помощью лент, завязанных вокруг головы.

Считалось, что головной убор, подобно подкове, защищает от дурного глаза и несчастий. Аксессуар на торжественные мероприятия надевали все замужние дамы.

Сорока тульская

С аксессуаром соединяли яркие розетки, которые крепили сзади на поневу. Подобные вариации изделия дамы носили лишь в праздничные дни.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор был частью повседневного костюма. Низкий моршень по внешнему виду напоминал чепец. Высокий вариант аксессуара надевали на торжественные мероприятия, поскольку выглядел он богато и внушительно.

Для изготовления повседневной модели использовали дешевую материю, поверх накидывали платок. Сборник пожилой женщины было сложно отличить от простого чепца из черной ткани. Праздничные модели самшуры декорировали лентами и покрывали драгоценными камнями.

Кокошник псковский (шишак)


Аксессуар был часть свадебного наряда. Имел традиционную форму вытянутого треугольника, для украшения использовали шишки. Собственно, эти видоизмененные побеги, символизирующие плодородие, и дали название изделию.

Шишки нашивали на переднюю часть убора и украшали с помощью жемчуга. Поверх аксессуара накидывали белоснежный платок, вышитый золотыми нитями. По нижней кромке изделия пропускали сеточку из жемчуга.

Стоимость кокошника в те времена могла достигать семи тысяч рублей серебром, поэтому его хранили как семейную реликвию и передавали от матери к дочери.

Был в моде на протяжении всего девятнадцатого века. Оригинальная разновидность кокошника. Надевали его исключительно на торжественные мероприятия. Для пошива аксессуара брали дорогие ткани: бархат или шелк. Изделие украшали драгоценными камнями.

Меховые шапки

В холодное время года барышни облачались в бархатные шапки с меховой оторочкой. Верхняя часть была выполнена из тканевой материи или клееной бумаги. Аксессуар шили в форме конуса, цилиндра или круга. Для украшения убора применяли камни, вышивку и речной жемчуг.

Шапки были очень высокими, чтобы в них не гулял ветер, внутри делали подкладку из атласа или легкой меховушки. Дамы очень бережно относились к аксессуару. Некоторые историки утверждают, что по завершении зимы дочери царя сдавали шапки на хранение в Мастерскую палату. Их размещали на болванках и накрывали чехлами.

Для изготовления зимнего головного убора брали мех лисицы, бобра или соболя. Молодые барышни предпочитали изделия с оторочкой из зайца или белки.

Треух

Женский головной убор позаимствованный у мужчин. Верх изделия покрывали материей, лобная часть опушалась. Чаще всего для этой цели использовали соболиный мех. В качестве декора применяли кружева или речной жемчуг.

Каптур


Еще один головной убор, предназначенный для холодного времени года. Наибольшей популярностью пользовался у женщин, потерявших мужей. Он прекрасно защищал от лютых морозов. По внешнему виду аксессуар напоминал цилиндр, отороченный мехом. Шапка полностью покрывала голову и лицо с двух сторон.

Для пошива аксессуара брали мех бобра, простолюдинам приходилось довольствоваться изделием из овчины. Сверху обязательно надевали повязку.
Вернуться к оглавлению

Традиционный мужской головной убор

В четырнадцатом веке все представители сильной половины человечества носили одинаковый аксессуар. Это были шапки, пошитые из меха, войлока или плетенки. По внешнему виду они напоминали колпак.

Бояре носили поярковые головные уборы, выполненные из дорогостоящей овчины. В зимнюю пору мужчины отдавали предпочтение шапкам-ушанкам, которые плотно облегали голову и закрывали уши от морозов.

В этом же столетии славяне впервые примерили тюбетейку. К ней пришли меховую опушку и создали новый русский мужской головной убор.

Ближе к шестнадцатому столетию набрал популярность колпак. Это головной убор в форме конуса с широким меховым отворотом. На нем крепили пуговицы, именующиеся запоны. Для пошива аксессуара использовали бархат, войлок или поярку.

В семнадцатом веке мужчины присмотрелись к новому изделию – науруз. Это русский народный головной убор, являющийся разновидностью колпака. Шапка имела небольшие отвороты из меха, ее украшали кисточками и пуговицами.

В этом же столетии появилась муромка, характеризующаяся плоской и расклешенной тульей, по внешнему виду напоминающую усеченный конус. Шапка имела меховую оторочку, которую придерживала пара пуговиц. Для пошива аксессуара использовали бархат, шёлк или парчу.

После того как Петр Первый открыл окно в Европу, в гардеробе русских парней появились шляпы и парики.

Повседневные мужские шапки


За исключением вышеперечисленных моделей, которые предпочитали носить знатные особы, крестьяне останавливали свой выбор на следующих изделиях:

  • Барловка. Для пошива использовали барловые шкуры, имела круглую форму и небольшие околыши.
  • Бриль. Соломенная шляпка с полями и плоской тульей. Предназначалась для защиты от солнечных лучей.
  • Бурк. Старинный убор из лисьего меха, без ушей. Плотно прилегал к голове, имелся аккуратный околыш.
  • Ермолка. Шапка из шерсти овцы с конусообразной тульей.
  • Зырянка. Головной убор из сукна с четырехугольным дном.
  • Картуз. Фуражка из простого материала с небольшим козырьком.
  • Краган. Аксессуар в виде капюшона, пошитый из домашнего сукна.
  • Кубашка. Шапка с круглой тульей, изготовленная из серой овчины.
  • Малахай. Имела четыре клапана из меха или овчины и четырехугольный конец.

Заключение

Русские народные головные уборы – это важная и неотъемлемая часть костюма. В современном мире люди вольны носить любой аксессуар в зависимости от настроения и погоды за окном. А вот у наших предков существовало несколько незыблемых правил в отношении данного изделия. Многие их старинных уборов до сих пор пользуются популярностью у молодежи, например, кокошник. Барышни с удовольствием надевают его на народные гуляния.

Читайте также: