Влияние на рост человека образа жизни сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Рост и развитие человека — это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам.

Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Рост — это количественные изменения, связанные с увеличением числа и/и ли размеров клеток, размеров и массы органов, тканей, всего организма в целом, накопление определенного объема информации, умений, опыта и т.д.

Развитие подразумевает качественные изменения — морфологическая дифференцировка тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение, угасание со временем, т.е. развитие может идти по двум линиям — восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс).

Различают две формы развития:

  • эволюционную
  • революционную, скачкообразную.

Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя происходит клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).

2. Основные закономерности роста и развития

Процессы роста и развития имеют ряд закономерностей, к которым можно отнести:

• определенные морфофункциональные изменения, характерные для каждого периода жизни человека.

Основной закономерностью соотношения роста и развития является их несовпадение во времени или пространстве, т.е. они не происходят одномоментно: вначале наблюдаются количественные изменения, приводящие затем к качественным. Этим объясняются скачки роста в отдельные возрастные периоды, несоответствие сроков физического и психосоциального развития (особенно выраженное в подростковом периоде), снижение отдельных функций организма в определенные периоды жизни.

Степень и скорость изменений, происходящих с человеком, неодинаковы в различные периоды его жизни: чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы положительного развития, с возрастом они значительно замедляются.

Наиболее существенны темпы роста в раннем детском возрасте, когда происходит значительное увеличение основных морфологических показателей (длина тела к концу первого года жизни увеличивается на 47—50 %, на втором году — на 13—15 %, на третьем — на 9—10 % по отношению к предыдущему; в дальнейшем темпы нарастания длины тела неуклонно снижаются).

В детском возрасте рост и развитие происходят по восходящей линии, в виде прогресса; в зрелом возрасте эти процессы несколько стабилизируются, а в пожилом и старческом — переходят в регресс, т.е. развитие идет по нисходящей линии.

Развитие человека, как существа биосоциального, происходит в различных сферах: физической, социальной, психоэмоциональной и связанной с ней познавательной.

Физическая сфера, или физическое развитие, включает в себя совокупность морфологических и функциональных свойств организма, соответствующих хронологическому и биологическому возрасту. В детском возрасте физическое развитие представляет собой динамический процесс роста — увеличение длины, массы, отдельных частей тела, органов и систем организма — и биологического созревания и становления зрелого организма. Так как в детском возрасте процессы физического развития протекают наиболее интенсивно, его оценку производят чаще, чем в другие возрастные периоды, когда физическое развитие, достигнув определенного уровня, стабилизируется.

Наиболее просто физическое развитие можно оценить, используя антропометрические показатели, к которым относятся длина (рост), масса тела, окружности головы и груди. Антропометрические измерения вошли в практику медицинского обследования в 30-е годы XIX в. Для более точной оценки физического развития пользуются центильными таблицами, а также различными коэффициентами и индексами.

Физическое развитие, включающее, помимо роста и массы тела, ряд физиометрических показателей (мышечная сила, жизненная емкость легких — ЖЕЛ и др.), служит одним из критериев работоспособности, запаса жизненных сил, поэтому оценка физического развития широко используется не то лько в педиатрии, но и при профессиональном отборе, в спортивной, школьной медицине.

Уровень физического развития, скорость увеличения роста, нарастания массы тела, последовательность в увеличении различных частей тела определяются многими факторами:

• наследственные (длина и масса тела родителей, бабушек, дедушек);

• биологические (здоровье индивидуума, его психологическое, эмоциональное состояние, состояние здоровья его родителей);

• климатические и экологические;

• социально-экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, уровень общей культуры и образования родителей, уровень развития здравоохранения и медицинской культуры, профессиональные вредности);

• образ жизни (режим и стиль питания, двигательная активность, вредные привычки, взаимоотношения индивидуума с окружением).

Помимо перечисленных факторов, темпы роста и развития подвержены также половым (так, половое созревание у девочек и мальчиков начинается в разные сроки, основные антропометрические, функциональные показатели у мужчин остаются более высокими, чем у женщин) и индивидуальным различиям. Эти и другие факторы могут влиять на физическое развитие как положительно, так и отрицательно. Например, как чрезмерная физическая нагрузка, так и ее недостаток могут тормозить рост человека, а адекватная физическая активность, являясь стимулятором остеогенеза и роста хряща и мышечной ткани, способствует линейному росту человека.

Некоторые факторы оказывают разнонаправленное действие на рост и развитие. Так, жаркий климат, как один из факторов, влияющих на физическое развитие, тормозит рост, но ускоряет созревание, т.е. развитие, человека.

Степень влияния тех или иных факторов зависит от силы и длительности их воздействия. Так, умеренный и кратковременный дефицит питания не приводит к существенной задержке физического развития; напротив, выраженная недостаточность основных компонентов питания может привести к заметной задержке развития и даже нарушениям здоровья (в частности, дефицит белка, белковое голодание в детском возрасте вызывает — болезнь обмена веществ).

В середине и второй половине XX в. было замечено, что от десятилетия к десятилетию увеличиваются рост и масса тела детей, ускоряются в целом сроки биологического созревания (раньше прорезываются постоянные зубы, закрываются зоны роста, половое созревание наступает в более раннем возрасте). Это явление получило название акселерации (от лат. ассе1егаНо — ускорение). Процессы акселерации связывали с положительными изменениями генотипа, улучшением социальных условий.

Помимо истинной акселерации, выделяют и ускоренное развитие, прежде всего детей, которое в значительной мере обусловлено перекармливанием (особенно за счет белков).

Такое ускоренное развитие может приводить к нарушению биологического созревания, связанного с более ранним созреванием ферментных систем. А это в свою очередь может приводить к раннему появлению различных заболеваний (ожирение, гипертоническая болезнь, атеросклероз, заболевания почек и др.) в зрелом возрасте.

Психоэмоциональное и социальное развитие представляет собой специфический аспект развития человека, связанный с его взаимодействием с окружающей средой и проявляющийся совокупностью душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.).

Основной функцией психики является поиск на основе возникшей потребности определенных действий, направленных на ее удовлетворение, оценка этих действий, контроль за их реализацией. В основе психо-эмоционального и социального развития конкретного человека лежит овладение им общественными потребностями, сформировавшимися в ходе эволюции и необходимыми индивидууму для жизни. Психоэмоциональное развитие продолжается на протяжении всей жизни человека. Каждой стадии его развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивидуум может оправдать или не оправдать.

Краткая характеристика стадий роста и развития человека

Период новорожденности и грудной возраст (0— 1 год)

Масса тела утраивается. Рост увеличивается на

50 % (примерно 25 см). Окружность головы увеличивается

на 12 см, а груди — на 13 — 15 см.

С 1 мес поднимает голову, хорошо держит с 2 мес, с

4 — 5 мес переворачивается с живота на спину, потом

со спины на живот, с 7 мес самостоятельно садится,

Первые зубы — с 5 — 6 мес, к 1 году 8 зубов

Плачет, чтобы дать о себе знать. С 1 мес появляется

слуховое и зрительное сосредоточение, с 2 мес следит

за предметами, улыбается. С 3—4 мес эмоционально

гулит, узнает близких, с 6 мес громко смеется,

лепечет слоги. В 1 год может сказать несколько

простых слов. В 6 мес отличает тех, кто за ним ухаживает.

В 7 мес плачет при виде чужих.

Ребенок изучает окружающий мир с помощью осязания,

слуха, обоняния, вкуса, а также посредством

Преддошкольный возраст (1—3 года)

За второй год ребенок прибавляет в массе тела примерно

3 кг, рост увеличивается на 7—8 см, за третий

— 2 кг и 5 см соответственно.

Делает движения, требующие координированной

работы мышц: бегает, ходит по ступенькам, прыгает,

карабкается, играет с мелкими предметами. Учится

пользоваться туалетом. Одевается с небольшой помощью

К 2 годам имеет 20 молочных зубов.

Любит играть один или рядом с другими детьми. Не

любит получать приказы. Учится быть независимым.

Переполнен массой впечатлений от внешнего мира,

не может их самостоятельно проанализировать,

прибегает к помощи взрослых (период вопросов).

Хорошо отзывается на речь взрослых. Показывает

предметы, названные взрослыми. Следует простым

указаниям, отдаваемым медленно и ясно. Начинает

говорить короткими фразами. Понимает, что предмет,

убранный из виду, продолжает существовать.

Любит сам выбирать деятельность и игрушки

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Средняя прибавка массы тела в год — 2 кг, а длины

В 5 — 7 лет молочные зубы заменяются большими коренными

(моляры). Совершенствуются крупнодвигательные

навыки. Больше контролирует мелкодвигательные

умения (рисует, лепит). Делает много вещей

по самообслуживанию (одевается, принимает

пищу, пользуется туалетом)

Имеет четкое представление о себе. Реагирует на

суждения родителей и других взрослых о нем. Более

независим, чем в раннем детстве. Делает свой выбор.

Легко играет с другими детьми и любит групповые

игры. Наблюдает за взрослыми и подражает им.

Знает много имен людей и названий мест и вещей.

Быстро выучивает новые слова. С 5 лет начинает читать

отдельные слова. Считает. Группирует одинаковые

предметы. Отделяет несхожие с другими

предметы. Следует указаниям. Очень любопытен и

имеет богатое воображение. Задает много вопросов.

Имеет твердую самостоятельную точку зрения,

иногда не в силах понять, что существуют другие

взгляды. Имеет неопределенное представление о

Младший школьный возраст (6—12 лет)

Ежегодная прибавка в массе тела 2—3 кг, в росте

5—6 см. Происходит смена молочных зубов: в 7—

8 лет — внутренние, 8—9 — наружные резцы, 10—

11 лет — передние, 11 — 12 — задние премоляры и

вторые моляры. Движения хорошо координирует.

Развивает мышечный тонус, чувство равновесия,

силу и выносливость. Хорошо развита крупная и

мелкая моторика, что используется для игр и спорта,

езды на велосипеде и танцев. С 10 – 11 лет у девочек и с

12 лет у мальчиков начинается половое созревание

Начинает формировать длительные дружеские

взаимоотношения. Больше времени проводит без

родителей. Образует маленькие замкнутые группы,

не допускающие других детей, особенно противоположного

пола. Начинает понимать, что другие люди

тоже имеют чувства. Имеет много эмоций, иногда их

с трудом выражает. Начало полового созревания,

сопровождающееся гормональными изменениями.

Более внимателен, дольше помнит и следует более

сложным указаниям. Думает логично и принимает

решения относительно реального мира. Способен

использовать новую информацию. Может задавать

вопросы и сопротивляться решениям взрослых.

Старший школьный (подростковый) возраст

(от 12 до 16 — 18 лет).

(от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин)

Масса тела увеличивается на 7—25 кг (чаще на

17,5 кг), рост — на 15—55 см. Достигает репродуктивной

зрелости. Девушки в начале периода, как

правило, выше юношей своего возраста, а в конце

Из-за недавних изменений в своем организме чувствует

себя неуклюже среди родителей и чужих. Легко

смущается, раздеваясь перед взрослыми или при

разговорах о теле, росте и половом развитии. Более

ответственно относится к своему поведению. Часто

восстает против авторитета взрослых. Социальный

и эмоциональный опыт широк, потому что это время

крепкой дружбы и ранних любовных взаимоотношений.

Логично мыслит. Имеет дело с абстрактными или

конкретными понятиями. Размышляет о себе в личном

плане. Планирует будущее. Принимает решение,

представляя себе альтернативы, что делает

принятие решения более трудным. Начинает судить

о себе более здраво. Старается изменить физический

Молодой зрелый возраст

К 23 годам завершается развитие всех функций организма.

Рост у большинства женщин заканчивается

к 17 годам, у мужчин — к 21 году. Достигает максимума

мышечной силы в 25—30 лет, затем она начинает

убывать. Наилучшая мелкая моторика развита до

35 лет, после чего мелкие двигательные навыки начинают

убывать. Это наиболее здоровая часть населения.

Болеет нечасто, быстро выздоравливает.

У женщин циклически происходят созревание яйцеклеток

и менструации, они могут вынашивать детей.

Это наиболее благоприятный период для рождения

Устанавливает длительные близкие отношения с

друзьями и партнерами. Принимает обязательства.

Многие взрослые становятся родителями

Средний зрелый возраст

Слегка утрачиваются физическая сила и координация.

Несколько уменьшается чувствительность. От

случая к случаю испытывает трудности со сном, иногда

бывают проблемы после определенной пищи.

Женщины проходят через климакс между 45 и 55 годами.

Репродуктивная функция (особенно у женщин)

Начинает чувствовать беспокойство перед старением

и осознавать, что смертен и умрет. Чувствует

большее удовлетворение от работы. Женщина может

стать более подавленной, когда дети вырастают

и уходят, а может испытать удовольствие от новой

Пожилой и старческий возраст (

Испытывает снижение зрения с потерей ночного зрения и снижением глубины и цветности восприятия. Испытывает

некоторую потерю слуха и понижение ощущения запаха

и вкуса. Имеет меньше сил и чувства равновесия, подвержен несчастным случаям и падениям.

Меняются походка, осанка, снижается рост, изменяются

Обычно сохраняет интеллектуальные способности,

хотя может перерабатывать информацию не так

быстро. Решения принимает с меньшей скоростью.

В состоянии освоить новую информацию и новые навыки,

но нуждается для этого в большем времени.

Может испытывать некоторую потерю памяти из-за

внешних условий, таких как прием лекарств, необходимость

переезда в новое жилье; либо по физическим

или эмоциональным причинам, таким как плохое

питание, депрессия или болезнь.

Литература для подготовки лекции:

1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО - Москва: Авторская академия, 2016г.

2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО- Москва: Авторская академия, 2016г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Здоровый человек и его окружение. Лекция 1. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья

Лекция 1. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья..Демографическая ситуация в России, регионе.Проведение оценки демографической ситуации в России, районе профессиональной .


Здоровый человек и его окружение Лекция 2. Концепции здоровья

Лекция 2. Концепции здоровья.


Здоровый человек и его окружение Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды


Здоровый человек и его окружение Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности

Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденностиЗакономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде.Период новорожденностиПограничные состоя.


Здоровый человек и его окружение Лекция 16, 17. Период беременности и родов

Сущность оплодотворенияОсновные этапы развития плодного яйцаФизиологические изменения в организме беременной Диагностика беременностиТечение родов Послеродовый период.


Здоровый человек и его окружение Лекция 15. Здоровье семьи

Лекция 15. Здоровье семьиПонятие семьи­.


Здоровый человек и его окружение Лекция 19, 20.Здоровье лиц пожилого и старческого возраста

Понятие о старости и старенииГеронтология и гериатрия: основные понятияОсновные теории и механизмы старенияХарактеристика АФО пожилого и старческого возрастаОрганизация медицинской помощи лицам пожило.


Известно, что одной из характеристик физического развития детей и подростков является рост. “Можно ли как-то повлиять на рост?” — часто спрашивают заботливые родители. На этот и другие вопросы отвечает Елена ЛОБЫКИНА, доктор медицинских наук, профессор, врач-диетолог ГБУЗ КО “Новокузнецкий центр медицинской профилактики”:


— Для ответа на этот вопрос немного напомню, как рост происходит. В течение жизни ребенка, до момента достижения окончательного роста, идет смена периодов ускоренного и замедленного роста. Формирование костей заканчивается в среднем к 25 годам. К этому возрасту происходит формирование так называемого “пика костной массы”, когда происходят ускорение линейного роста, интенсивное нарастание костной массы и увеличение размеров кости. Выделяют три периода наибольшего скачка роста: первый год жизни (рост увеличивается на 50% от длины тела при рождении); 5-6 лет и 13-15 лет (пубертатный скачок роста). Участвуют в процессах роста практически все гормоны, особенно это относится к гипофизу, щитовидной железе и половым железам (особенно в период пубертата). В связи с этим при задержке роста необходимо исключить заболевания этих эндокринных органов.

— Какие факторы способствуют замедлению роста ребенка?

— На рост влияют наследственность, конституциональные особенности и наличие заболеваний. Дефицит гормона роста встречается редко, чаще встречаются конституциональные особенности роста (особенно у мальчиков). Плохо растут дети невысоких родителей с так называемым “семейным замедленным созреванием”. Задержка роста и пубертата могут наблюдаться как при резком дефиците массы тела в результате недостаточной калорийности или несбалансированного питания (нервная анорексия, попытка похудеть на низкокалорийных диетах), так и при ожирении у подростков. Главный ориентир, на который надо обратить внимание при исключении гормональной проблемы задержки роста (дефицита гормона роста), — это отсутствие динамики роста ребенка в течение года.

— Может ли питание влиять на рост ребенка?

— Да, может. Для поддержания концентрации и ритма секреции гормона роста полноценное и сбалансированное питание (достаточное количество и правильный баланс не только белков, жиров и углеводов, но и витаминов и минеральных веществ) крайне необходимо. Это достаточно частая причина отставания в росте у детей.

В первые годы жизни задержка роста может возникнуть из-за недостаточности питания, нарушения кишечного всасывания. Если ребенок с раннего детства отстает в росте от сверстников, а причина отставания неясна, необходимо обязательно исключить скрытое течение у ребенка целиакии — заболевания, сопровождающегося непереносимостью глютена (клейковины) — белка, который содержится в пшенице и некоторых других злаках. Нарушения функции кишечника приводят к развитию всасывания необходимых пищевых веществ.

— Как естественным путем, с помощью питания, повысить секрецию гормона роста?

— Доказано, что белково-энергетическое недоедание, дефицит в питании витаминов (А, Д) и минеральных веществ (кальция, железа, йода, цинка и др.) приводят к нарушению роста. Белок необходим для правильного формирования костной и хрящевой ткани, а также для образования гормонов, регулирующих рост, в том числе и самого гормона роста. Соответственно, недостаток белка в пище напрямую может влиять на задержку роста. Кроме того, дефицит полноценного белка нарушает процессы всасывания витаминов и минеральных веществ из пищи. Дефицит белка может проявляться у детей снижением мышечной массы (в том числе и массы тела) и болью в мышцах, линейной деформацией костей, изменениями со стороны кожи (изменение цвета, сухая шелушащаяся кожа, длительно не заживающие язвы и раны).

— Как на рост влияет витамин D?

— Витамин D за счет регуляции фосфора и кальция и повышения всасывания кальция в кишечнике регулирует костный обмен, предупреждая развитие рахита и остеопороза. Пищевые источники — это печень животных, желток яиц, молоко, масло, сметана, икра. Профилактика дефицита витамина D может быть достигнута путем увеличения солнечного облучения, употребления продуктов, богатых витамином D, и ежедневного приема витамина D. У нас принято активное назначение витамина D детям до 1-2 лет с целью профилактики рахита, затем про витамин D “забывают”, особенно в подростковом возрасте. Между тем в нашей стране среди всех групп населения наблюдается дефицит витамина D различной степени, что требует при ликвидации дефицита подключения лечебных доз, и не в режиме курсового, а более длительного его применения.

— Можно ли передозировать витамин D?

— Получить передозировку можно, если без исследования крови, например, назначить высокие взрослые лечебные дозы витамина D маленькому ребенку. В реальной практике у детей и подростков получить передозировку трудно, если только не принимать месяц по бутыльку капель витамина в неделю. Это крайности. Уж слишком дефицитен витамин D в питании россиян любого, в том числе детского и подросткового возраста. Поэтому вышеуказанные дозировки являются минимальными профилактическими дозами. Наоборот, чаще должен возникать вопрос: “А достаточна ли для моего ребенка эта доза?”

— Что еще поможет “догнать” рост?

— Для образования гормона роста необходим цинк, который стимулирует образование и минерализацию костной ткани, участвует в образовании ферментов, регулирующих рост и обмен белка. Около 30% всего содержащегося в организме цинка находится в костях. Основной источник цинка — мясные продукты. Помимо этого, к продуктам, богатым цинком, относятся тыква, семена кабачков, мясо краба, арахис.

К сожалению, Западная Сибирь относится к регионам не только дефицитным по йоду, но и железу. Отмечают, что латентный (скрытый) железодефицит может встречаться у 50 — 60% подростков. Логично полагать, что питание и дыхание любой клетки, тем более растущей, как кость, будет нуждаться в хороших дотациях железа. Кроме этого, гипоксия, развивающаяся при дефиците железа, будет влиять и на синтез гормона роста.

Контролируют линейный рост (особенно в первые годы жизни ребенка) и гормоны щитовидной железы, для образования которых необходим йод и животный белок. Напомню, что идеальной комбинацией этого являются морская рыба и морская капуста. Гораздо меньше йода содержится в нашем традиционном (“безрыбном”) рационе питания. Не забывайте про любую возможность включать в рацион обогащенные йодом продукты питания (например, соль и хлеб). В организме все очень взаимосвязано.

Таким образом, только разнообразное, не однотипное изо дня в день, питание, с включением всех групп продуктов, может улучшить ростовые показатели ребенка и подростка.

— Какие еще факторы, кроме питания, могут влиять на рост?

¼ взрослых людей во всем мире ведут малоподвижный образ жизни.

Малоподвижный образ жизни (недостаток физических нагрузок) является 4-м по значимости фактором риска смертности, на его долю приходится 6% смертей во всем мире.

Сегодня низкая физическая активность стала глобальной проблемой здравоохранения.

Что такое малоподвижный образ жизни?

Малоподвижный образ жизни, или гиподинамия – это недостаточное количество физических нагрузок средней и/или высокой интенсивности относительно рекомендуемого уровня.

Чем опасен малоподвижный образ жизни?

Как выбрать кардиостимулятор

Малоподвижный образ жизни – основная и непосредственная причина многих опасных хронических заболеваний:

  • Ишемическая болезнь сердца, инфаркт
  • Атеросклероз артерий нижних конечностей
  • Атеросклероз брахиоцефальных артерий, инсульт
  • Артериальная гипертензия
  • Варикозная болезнь нижних конечностей
  • Сахарный диабет II типа
  • Избыточная масса тела и ожирение
  • Патология костной ткани и остеопороз
  • Рак, в особенности рак молочной железы и толстой кишки
  • Заболевания головного мозга и состояния, которые влияют на когнитивную функцию, такие как депрессия, тревожность и болезнь Альцгеймера.

Это далеко неполный список заболеваний, к которым может привести малоподвижный образ жизни.

Что такое физическая активность?

Физическая активность – это любое движение тела, вызванное сокращением скелетных мышц, которое увеличивает расход энергии выше уровня обмена веществ в состоянии покоя.

Физическая активность бывает:

Умеренной интенсивности

Физическая активность умеренной интенсивности требует определенных усилий, но при их выполнении по-прежнему вы можете говорить без затруднений:

  • быстрая прогулка
  • восстановительное плавание
  • работа по дому
  • не быстрая езда на велосипеде
  • работа в саду
  • и другие

Высокой интенсивности

Физические нагрузки высокой интенсивности требуют больше усилий, заставляя Вас дышать глубже и быстрее

  • аэробика
  • занятие фитнесом
  • бег
  • командные виды спорта
  • тяжелый физический труд
  • быстрая езда на велосипеде
  • интенсивное плавание
  • и другие.

Силовые нагрузки

Упражнения, направленные на укрепление мышц, заставляющие мышцы тела работать или противостоять приложенной силе или весу.

  • тренировка в тренажерном зале с отягощением
  • упражнения с эспандером
  • упражнения на перекладине.

Рекомендации по физической активности

150 минут в неделю (2 часа 30 минут) аэробные физические нагрузки средней интенсивности.

х 2 раза в неделю (1 час 15 минут)

ИЛИ

75 минут в неделю (1 час 15 минут) аэробной физической нагрузки высокой интенсивности.

х 1 раз в неделю (1 час 15 минут)

2 дня в неделю силовые нагрузки.

х 2 раза в неделю (с вовлечением всех основных групп мышц)

У взрослых людей с недостаточным уровнем физической активности риск смерти от всех причин на 20-30% выше, чем у тех, кто выполняет указанные рекомендации.

Предпочтительно выполнять аэробные физические упражнения несколько раз в неделю не менее 10 минут.

Практические советы

Физическая активность должна быть постоянной составляющей образа жизни.

Существует несколько способов накопить в общей сложности 150 минут умеренной физической активности в неделю.

Больше двигаться, меньше сидеть!


  • Нагрузка должна быть посильной: небольшая физическая активность – это лучше, чем ничего.
  • Физическая активность должна войти в распорядок дня: выделите для занятий несколько дней в неделю.
  • Начинайте постепенно – если Вы давно ничем не занимались, начните с простых упражнений и понемногу увеличивайте нагрузку.
  • Проконсультируйтесь с врачом, если Вы не уверены в состоянии своего здоровья или не знаете, какая нагрузка Вам нужна.
  • Носите соответствующую одежду и обувь, это поможет избежать травм и других нежелательных последствий
  • Хорошо питайтесь и пейте достаточное количество воды. Правильное питание – залог здоровья
  • Составьте план физической активности. Отведите для нее определенное время в своем графике. Лучше, чтобы она была регулярная в одни и те же дни недели, в одно и то же время.
  • Установите цели, они должны быть реалистичные и достижимые, разбейте цели на более мелкие этапы и добивайтесь успеха.
  • Отслеживайте прогресс, мотивируйте себя, подсчитывая количество шагов с помощью шагомера или мобильного приложения.

Поверьте, стоит только начать и у Вас все получится!

Регулярные физические нагрузки средней или высокой интенсивности, рекомендованные ВОЗ могут:

  • Смерти от любых причин на 33%
  • Сердечно-сосудистых заболеваний
  • Сахарного диабета II типа
  • Развитие некоторых злокачественных заболеваний
  • Артериальной гипертензии
  • Патологического увеличения массы тела

Кроме того, регулярные физические нагрузки снизят чувство тревоги, повысят настроение, сделают Вас бодрыми и активными.

Что делать, если сильно занят?

По пути на работу и домой

  • пройдите пешком или на велосипеде.
  • вместо лифта поднимайтесь по лестнице пешком
  • выйдите из автобуса на одну остановку раньше и пройдите остаток пути пешком.
  • припаркуйте машину подальше от работы и пройдите пешком

Небольшая прогулка перед работой взбодрит Вас, а после поможет снять эмоциональное напряжение.

  • Дойдите до человека вместо того, чтобы писать по электронной почте или звонить.
  • В обеденный перерыв выйдите из офиса и прогуляйтесь на свежем воздухе.
  • Сделайте перерыв, чтобы подвигаться или размять мышцы за рабочим столом.

Небольшая зарядка придаст Вам бодрости, и работа пойдет быстрее.

Активный отдых и развлечения

  • Пригласите друзей на прогулку в парк или пикник вместо того, чтобы общаться в чате.
  • Запланируйте мероприятия на свежем воздухе, например пешую или велосипедную прогулку.
  • Запишитесь в фитнес-клуб или на спортивную секцию, бассейн.

В любом случае, Вы работаете для того, чтобы жить полноценной жизнью, дарить радость себе и близким.

Подарите себе радость быть здоровым. Ведь, если Вы не будете здоровым, все остальное не будет иметь уже никакого значения.

Невысокий рост у человека может быть вызван различными причинами, наиболее серьезные из них это сбои в гормональном фоне, тогда невысокий рост является лишь симптомом серьезных изменений в организме. В данной статье рассмотрим основные причины низкого роста у девушек, мужчин и детей, и главное, как его увеличить.

Проблемы с ростом

Проблемы с ростом могут возникнуть у человека в любом возрасте, подростки в 14 и 15 лет могут переживать о низком росте, но здесь лучше дождаться конца полового созревания. Некоторые дети могут быть ниже, чем их сверстники, в этом случае лучше обратиться к врачу и пройти обследование. Основными причинами невысокого роста у детей и взрослых могут быть наследственность или невысокая выработка гормона роста. Если с наследственным фактором практически ничего нельзя сделать, то при невысокой выработке гормона лучше обратиться к врачу и пройти обследование, ведь это может быть симптомом другого серьезного заболевания.

Гормон роста

Гормон роста или соматотропин вырабатывается в одном из участков мозга. У детей и подростков он вырабатывается особенно активно, с ним связаны резкие скачки в росте и развитии, после полового созревания выработка постепенно сокращается и после 25 лет происходит очень малая его секреция.

В большинстве стран мира последние поколения значительно выше своих предков. В основном это происходит засчет того, что увеличивается уровень жизни, человеку в общем хватает пищи, в употреблении значительно больше белка, чем раньше и сама пища достаточно разнообразна.

Соматотропин влияет не только на рост человека, он отвечает за такие важные функции как:

Для того чтобы выявить проблемы с ростом необходимо обратиться к врачу. После осмотра и сбора анамнеза он может назначить такие исследования (для детей и взрослых):

  • анализ крови на пролактин, кортизол, гормоны щитовидной железы и соматотропный гормон;
  • возможно назначение молекулярно-генетического анализа на обнаружение мутаций в генах;
  • оценка состояния надпочечников;
  • МРТ некоторых участков головного мозга (гипофиз, гипоталамус).

Анализ

Лучше выявить проблемы как можно раньше, особенно в детском возрасте, ведь она может стать причиной не только отставания в росте, но и отставания в физическом, половом и умственном развитии ребенка.

Можно ли вырасти

При правильном подходе и выяснении причины низкого роста человек может его увеличить. Никто не даст гарантии на сколько именно можно стать выше, на 5 см, 10 см или на 1 см, однако возможность существует. Главное подойти комплексно к решению данной проблемы, желательно, если этот процесс будет контролировать специалист.

Если причина лежит в нарушениях работы эндокринной системы, то необходимо выяснить, что это за нарушения и чем они вызваны – с этим поможет только опытный врач. Если же нет патологических причин или они устранены, то для достижения результата необходимо пройти курс специальных препаратов, наладить рацион питания и режим дня, уделить время физической активности и специальным упражнениям.

Средний рост людей, проживающих в восточной Европе, составляет для мужчин чуть больше 176 см, а для женщин почти 165,5 см.

Как можно увеличить свой рост с помощью физических упражнений

Доказано, что гормон роста активнее вырабатывается в организме во время физической активности, поэтому очень важно уделять ей внимание ежедневно, а также заниматься каким-либо видом спорта. Какой это будет спорт выбирает сам человек, но наибольшего успеха можно добиться, если заниматься плаванием, велосипедным спортом и пауэрлифтингом.

Кардио

На данный момент разработаны методики специальных упражнений, которые способствуют увеличению роста:

  • метод Транквиллитати;
  • метод Норбекова;
  • упражнения Лонского
  • метод Палько и другие.

Медикаментозная терапия

Так как соматотропин является основным фактором, стимулирующим рост, то возможно его дополнительное введение в организм. Препараты могут назначаться в качестве заместительной терапии, если количество соматотропина, вырабатываемого организмом мало или назначаться курсом. Лекарственная терапия может назначаться всем: детям, подросткам, в 18 лет и людям после 30 лет.

Somatropin

Препаратов с гормоном роста достаточно много, все они имеют свои побочные эффекты и предназначены для людей с различными анамнезами, поэтому препарат прописывает врач и прием его осуществляется также под наблюдением врача.

Хирургические вмешательства

Сегодня существует возможность увеличения роста засчет удлинения костей ног. Операции достаточно сложные, требуют серьезного послеоперационного восстановления, стоят немалых денег и поэтому не пользуются особой популярностью.

Наиболее эффективный операционный метод – это метод Илизарова. Он заключается в том, что в кости ног вставляются специальные прутья и устанавливается механизм. Потихоньку с помощью этого механизма прутья раздвигаются, таким образом стимулируя и рост самой кости. Весь процесс длиться около года (в зависимости от того на сколько выше нужно стать), все это время человек должен ходить на костылях.

Аппарат Илизарова

Естественные способы увеличения выработки самототропина

Человеку в любом возрасте необходимо придерживаться правил здорового образа жизни: в 16 лет, в 17, в 20, в 30 лет и позже, чтобы продлить свою жизнь и не потерять ее качество.

Как было отмечено выше, спорт является хорошим стимулятором для выработки самототропина. Кроме этого большое его количество вырабатывается во время сна, поэтому дети так много спят в раннем возрасте, а вот взрослые нередко пренебрегают сном за что и платят потом болезнями и усталостью.

В поддержке нормального уровня всей гормональной и эндокринной системы важную роль играет питание. Оно должно быть максимально разнообразным, богатым белками и полезными жирами, необходимо уменьшить потребление сахара. Особенное важное внимание необходимо уделить родителям, которых интересует как увеличить рост ребенка без медикаментов.

Не стоит пренебрегать и ежегодным посещением врачей. Специалисты смогут только на основании осмотра и оценки образа жизни сделать предположение о наличии или отсутствии заболеваний. Важно следить за работой щитовидной железы: сдавать анализ на гормоны, УЗИ и консультироваться со специалистом.


К какому специалисту обратиться

Врач-эндокринолог – это специалист в области эндокринологии, именно к нему необходимо обращаться при подозрении на заболевания эндокринных органов и систем, а также при гормональных изменениях.

Я, Романов Георгий Никитич, врач-эндокринолог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук. Моя непрерывная врачебная практика насчитывает более 20 лет, за которые мне встречались пациенты с различными заболеваниями. Я владею обширными знаниями в области медицины, как классическими, так и современными методами диагностики и лечения. Я точно могу ответить на вопрос можно ли увеличить рост – я и мои пациенты с данной проблемой добивались замечательных успехов при лечении.

На данный момент я веду прием в медицинском центре в г.Гомеле, куда может записаться любой желающий. Также я предоставляю услугу платной онлайн консультации. В рамках такой консультации я могу помочь расшифровать и оценить результаты диагностики, разобраться с симптомами и назначить необходимое лечение, корректировать лечение и следить за его ходом. Для записи на консультацию пишите мне в любой из предложенных аккаунтов: Viber, Skype, Instagram, Вконтакте, WhatsApp.

Читайте также: