Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета сообщение

Обновлено: 30.06.2024

1.1 Понятие опорно-двигательной системы. Её строение и функции.

1.2. Костная система.

1.3. Мышечная система.

2.1. Развитие и формирование опорно-двигательного аппарата

2.2. Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы.

3.1. Заболевания опорно-двигательной системы

3.2. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы

3.3. Влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему

3.4. Первая помощь при повреждениях скелета

Гипотеза: на развитие опорно - двигательного аппарата влияют такие факторы как наследственность, гуморальная регуляция, питание и физические нагрузки.

Для подтверждения или опровержения указанной гипотезы считаю необходимым поставить следующие задачи для моего исследования:

  • Изучить строение опорно-двигательного аппарата и его функции.
  • Рассмотреть условия формирования опорно-двигательной системы.
  • Изучить факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы.
  • Определить причины заболеваний опорно-двигательной системы
  • Разработать рекомендации по профилактике этих заболеваний
  • Провести анкетирование учащихся моей школы
  • Проанализировать полученные результаты
  • Сделать вывод о проделанной работе

Цели моей работы:

  • изучить факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы человека
  • информировать учащихся о необходимости вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

Объект исследования: учащиеся моей школы

Метод исследования: анкетирование, обработка данных по ЛФК учащихся

Практическая значимость: эта работа поможет больше узнать о строении и функциях опорно-двигательного аппарата и предупредить его заболевания.

Строение опорно-двигательной системы.

1.1 Понятие опорно-двигательной системы. Её строение и функции.

Опорно-двигательная система - это комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве 1 . Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, суставов, связок, мышц, их нервных образований, обеспечивающий опору тела и передвижение человека в пространстве, а также движения отдельных частей тела и органов. Примерно 2/3 веса тела человека приходится на костно-мышечную систему. От неё зависит наши размеры, телосложение и внешний вид.

Пассивной частью опорно-двигательного аппарата является скелет — прочная основа тела, осуществляющая также защиту внутренних органов от ряда механических воздействий. К костям скелета прикрепляются поперечнополосатые (скелетные) мышцы, деятельность которых через нервные окончания в них управляется центральной нервной системой.

Мышцы составляют активную часть опорно-двигательного аппарата. Благодаря согласованной деятельности всей мускулатуры тела осуществляются многочисленные и многообразные движения. Опора тела при стоянии или сидении, передвижение в пространстве и движения отдельных частей тела требуют активного напряжения мускулатуры. Опорно-двигательная система выполняет множество функций в организме человека.
Функции двигательного аппарата:

  1. опорная — фиксация мышц и внутренних органов;
  2. защитная — защита жизненно важных органов (головной мозг и спинной мозг, сердце и др.);
  3. двигательная — обеспечение простых движений, двигательных действий (осанка, локомоции, манипуляции) и двигательной деятельности;
  4. рессорная — смягчение толчков и сотрясений;
  5. биологическая - участие в обеспечении жизненно важных процессов, такие как минеральный обмен, кровообращение, кроветворение и другие.
  6. кроветворная - система органов организма, отвечающих за постоянство состава крови.

2.2. Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы.

На развитие костей влияют внутренние факторы и факторы внешней среды. К внутренним факторам относятся наследственность и гуморальная регуляция. Наследственность человека определяет границы изменений роста, мышечной массы. А гормоны таких желёз, как щитовидная, половые и гипофиз, регулируют формирование опорно-двигательной системы.

Воздействия внешней среды многообразны, но наиболее важное значение среди внешних факторов имеют питание и физические нагрузки. Вещества и элементы, входящие в состав костей, должны поступать в организм с пищей в достаточном количестве.

Из органических веществ для формирования костей особенно важен белок. Недостаток белков в первые годы жизни может привести к низкорослости, так как белки необходимы для участия в обмене веществ и для роста. В результате обменных процессов в костях происходит постоянное разрушение (рассасывание) и возобновление костного вещества.

Среди элементов неорганических веществ костей особую
значимость имеют кальций и фосфор. Недостаток кальция приводит к нарушению костей и возникновению заболеваний (рахит, остеопороз). Лучше усваивается кальций, содержащийся в молочных продуктах. В яйцах, мясе, овощах и фруктах этого элемента меньше. Повышена потребность в кальции у детей и у больных с травмами костей. Фосфор также необходим для формирования костей. Его источниками являются продукты животного происхождения, зерновые и бобовые.

В пище должны быть витамины. Недостаток витаминов нарушает обменные процессы в опорно-двигательной системе.

На развитие опорно-двигательной системы влияют физические нагрузки. При низкой двигательной активности кости становятся тоньше, длиннее и слабее. Форма их изменяется в зависимости от видов физической нагрузки. В раннем возрасте игра на музыкальных инструментах задерживает процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению. При длительном стоянии, переносе больших тяжестей, ношении узкой обуви стопа уплощается и развивается плоскостопие.

На развитие мышц оказывают влияние те же факторы: наследственность, гуморальная регуляция, физическая активность. Значение наследственности и деятельности гормонов сходно для всей опорно-двигательной системы. Особую роль в развитии мышц и их работоспособности играют мужские половые гормоны. Иногда люди, занимающиеся культуризмом или бодибилдингом, используют эти гормоны или их синтетические заменители для наращивания мышечной массы. Подобные препараты относятся к группе запрещенных, потому что оказывают отрицательное влияние на здоровье человека, подавляя деятельность половых желёз. У мужчин уменьшаются в размерах половые железы и количество выделяемой спермы. У женщин нарушается менструальный цикл, грубеет голос, могут появиться волосы на лице.

Для формирования и поддержания сбалансированной мышечной массы необходимо употреблять белковую пищу в достаточных количествах. Это связано с тем, что мышцы в основном состоят из белков. Источником энергии для работающих мышц являются жиры и углеводы. Сильное влияние на формирование мышц оказывает двигательная активность. При малоподвижном образе жизни уменьшаются работоспособность и масса мышц. Прием алкоголя и табакокурение вредят формированию опорно двигательной системы. Доказано, что даже после однократного применения алкоголя уменьшается запас углеводов в мышцах, что ведет к снижению работоспособности. При неоднократном употреблении алкоголя ухудшается выносливость. При длительном табакокурении изменяется растяжимость мышц и интенсивные мышечные сокращения сопровождаются болью.

Вывод по работе

Изучив большое количество литературы по данной теме, я делаю следующий вывод:

1. Актуальность избранной мною темы не вызывает сомнений.

2. Привитие здорового образа жизни в настоящее время имеет очень большое значение.

3. Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательной системы учащихся является необходимым условием сохранения физического здоровья школьников, комфортного состояния их психики, залогом будущей успешной профессиональной деятельности.

4. Школьники должны как можно больше знать о факторах, влияющих на развитие опорно-двигательной системы.

5. Моя практическая направленность в работе - это выступление перед учащимися с целью информирования о необходимости вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

В своей работе я рассказала о строении опорно-двигательной системы и функциях, которые она выполняет. Также мною были приведены факторы, влияющие на развитие и формирование опорно-двигательного аппарата. Проведенный мною анализ литературы в целом убеждает меня в необходимости правильного питания и расчета физических нагрузок, чтобы опорно-двигательную система человека была в отличной форме.

Также я не оставила без внимания болезни, которые могут возникнуть при пренебрежении здоровьем опорно-двигательного аппарата, их симптомах, последствиях и способах профилактики.

В практической работе я провела анкетирование учащихся 5 и 10 классов с целью выявления отношения учащихся к спорту и спортивным занятиям.

На основании вышеизложенного материала, считаю поставленную мной гипотезу доказанной, а задачи выполненными.

Ключевые слова: СКЕЛЕТ; СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА; НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ; SKELETON; SKELETON STRUCTURE; THE NEGATIVE FACTORS OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT.

Человек 21 века круто изменил свою жизнь. Сейчас у нас есть все, о чем мы когда-то мечтали. Несомненно, это очень большой плюс современной жизни человека. Но, как и у всего, у современной жизни есть обратная сторона. Она оказывает очень разрушительное воздействие на наш организм.

Одним из самых страдающих органов является скелет человека. Скелет — это совокупность костей, играющие пассивную опорную роль. На скелете, по сути, держится весь наш организм. К нему прикрепляются мышцы, двигающие части нашего тела и органы, помогающие нам функционировать.

Скелет выполняет целый ряд функций:
1. Опорно-двигательная. Она заключает в себе две функции, что часто объединяют вместе – это опорная и двигательная. Опорная функция скелета прослеживается в том, что скелет выступает опорой, каркасом для всего тела. Скелет держит на себе все остальное тело: ткани, органы, сосуды и т.д.

Двигательная функция заключается в осуществлении передвижения человеческого тела и его органов в пространстве. Скелет, связки и мышцы обеспечивают нашему телу подвижность и гибкость.

2. Защитная. Скелет выступает как щит, обеспечивая безопасность внутренней полости тела и органов. Он защищает от механических повреждений: ударов, порезов, падений, ушибов и т.д.

3. Формообразующая. Человека как двуногого прямоходящего двурукого гуманоида мы знаем благодаря скелету. Он является формирующим фактором для определения формы и размера тела. Все животные отличаются друг от друга и от человека, благодаря различному строению скелета.

Скелет растет вместе с организмом человека. Если при рождении наш рост составляет от 40 до 60 сантиметров, то в момент смерти он может быть от полутора метров до 3 – 4 метров в среднем (так же допустимы и другие значения, но это происходит в результате вмешательства).

4. Кроветворная. В губчатом веществе костей происходит формирование красных кровяных телец. Оно получило название – костный мозг. Также костный мозг выполняет иммунную функцию. В добавок можно упомянуть тот факт, что внутри костного вещества содержится большое количество недифференцированных стволовых клеток, изучение которых активно идет на данный момент.

5. Обменная. Так же скелет человека является источником жизненно необходимого кальция и фтора и целого ряда других микроэлементов, без которых невозможно нормальное функционирование человеческого организма.

Это лишь часть функций, выполняемых скелетом человека, но они самые важные из всего списка и пропустить из при рассмотрении скелета просто нельзя.

Так какое же влияние современная жизнь оказывает на скелет человека? Ответ очевиден. Самое негативное. В наше время человек привык быть окруженным всеми благами цивилизации, и он стал мало сил прикладывать к поддержанию нормального состояния организма.

Нас постоянно окружает целый перечень вредных факторов.

В современном рационе питания среднестатистического человека увеличилась концентрация сахара и соленого.

Превышение нормы употребления сахара и так оказывает целый ряд негативных последствий, но также является одним из факторов болезней, связанных с недостатком витаминов группы B и кальция. Эти микроэлементы необходимы для нормального развития человеческого скелета. Кальций обеспечивает рост и крепость костей. При понижении уровня кальция кости становятся очень ломкими, и шанс переломов возрастает. Без должного уровня кальция вред наноситься не только скелету, а также сердечно-сосудистой и нервной системах.

Соль оказывает схожий эффект на организм человека. Чрезмерное употребления соли приводит к тому, что она вытесняет другие полезные микроэлементы из крови. Тем самым кости лишаются необходимых элементов, что приводит к ухудшению качеств кости как при повышенном употреблении сахара.

Не допустить этого можно простым ограничением приема сахара и соли, и придерживаем диеты. Занятия спортом тоже могут помочь с приведением в норму уровня сахара или соли в организме.

Рассмотрим другой аспект жизни человека. С самого юного возраста мы учимся. Сначала в детском саду потом в школе затем в колледже, техникуме или же в университете с институтами. Все это занимает не один десяток лет. Учебный процесс заключается в длительном пребывании за партой.

Не имея возможности встать и размяться, провести ряд упражнений направленные на восстановление осанки, наш позвоночник начинает понемногу изменяться. Еще несколько десятков лет назад мы не знали о таких заболевания как: кифоз, лордоз, сколиоз. А сейчас они стали обыденностью. Нет такого молодого человека что не страдал бы одним из перечисленных заболеваний.

Но не только учебный процесс приводит к такому заболеванию. После учебы мы идем на работу. И если у нас будет сидячая работа, то нам так же не избежать искривления позвоночника.

Так же с появлением компьютерной техники, мы все чаще стали проводить время сидя дома в неудобных позах. Частый сидячий образ жизни приносит нам большой вред. Пока мы растем наш позвоночник очень податлив. Сидя сгорбившись за партой или же за столом дома, мы наносим гигантский вред своему позвоночнику и внутренним органам.

Это лишь два самых важных фактора что наносят нам вред, а их очень много. Все они в большой или меньшей степени негативно влияют на наш организм и скелет, в частности.

Но можно избежать их воздействия. Самым легким способом будет соблюдать режим питания. Контроль за употребляемыми продуктами поможет держать наш организм в порядке. Занятия спортом также окажутся полезными. Правильная физическая нагрузка поможет нам с осанкой и выведением лишнего сахара и соли из организма. Но не стоит злоупотреблять спортом. Неправильно подобранные или выполняемые упражнения нанесут еще больший вред: начиная переломом и вывихом, заканчивая грыжей. Но современная тенденция направленна на то, что спорт мало популярен в массах. И пока такая тенденция будет главенствовать в мире, количество людей с проблемами, связанными с костями будет расти в прогрессии.


“Богатство нации — это ее здоровье” А.Д. Сахаров

Приоритетный национальный проект развития России имеет четыре направления, одно из них — повышение качества здоровья человека, пропаганда здорового образа жизни.

Одним из основных показателей экологической безопасности является здоровье отдельного человека и населения в целом. Люди все чаще задумываются о своем будущем и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.

Скелет и мышцы — опорные структуры и органы движения человека. На развитие опорно-двигательной системы влияют внутренние факторы и факторы внешней среды. Воздействия внешней среды многообразны, но наибольшее значение среди внешних факторов имеют питание и физические нагрузки.

Для человека окружающей средой является не только природа, но и общество, которое живёт по своим законам и правилам.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Состояние здоровья у разных людей существенно отличается. Оценить его в целом позволяют: уровень работоспособности и социальный активности человека, способность противостоять обстоятельствам жизни, способность адаптироваться в окружающей среде.

Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитания.

Факторы, влияющие на здоровье человека, можно разделить на генетические, экологические и социальные. Основным из них, обусловливающим здоровье человека, является образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности, уровень культуры (в том числе поведенческой), гигиенические навыки, позволяющие сохранить и укрепить здоровье.

Опорно-двигательная система человека — это функциональная совокупность костей скелета, сухожилий, мышц, суставов, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции, поддержание позы и другие двигательные действия. С помощью опорно-двигательной системы осуществляется одна из важнейших функций организма — движение.

Совокупность твердых образований — костей, хрящей и укрепляющих их связок — называют скелетом. Он служит опорой и защитой всего тела и отдельных органов. Живая кость наполовину состоит из воды почти на четверть — из минеральных веществ, остальная часть — 30 % — органические соединения. Минеральные вещества представлены в основном солями кальция, фосфора и магния. В молодом возрасте между концами (эпифизами) и телом (диафизом) длинных костей сохраняются хрящевые прослойки. Их клетки способны размножаться, за счёт чего кость растёт в длину. Полное окостенение наступает к 20-25 годам.

Мышцы — органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Мышцы являются активной частью системы опоры и движения.

Статическая работа характеризуется непродолжительной непрерывной активностью одни и тех же мышц. При более длительном статическом напряжении мышц сдавливаются питающие их кровеносные сосуды, ухудшается снабжение мышц кислородом и питательными веществами, нарушается отток венозной крови.

И.М. Сеченов показал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности мышц наступает не при полном покое, а при активном отдыхе.

Для формирования и поддержания сбалансированной мышечной массы необходимо употреблять белковую пищу в достаточных количествах. Это связано с тем, что мышцы в основном состоят из белков. Источником энергии для работающих мышц являются жиры и углеводы.

Осанка (привычное непринужденное вертикальное положение тела человека, сохраняющееся в покое и при движении) является важнейшим показателем физического развития человека. (рис.1)


Рис. 1 Наиболее распространённые виды осанки:


Дефекты осанки быстрее всего возникают в тот период, когда в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани. Лордоз — это отклонение позвоночника выпуклой стороной вперед. Его подразделяют на два вида: шейный и грудной. Кифоз — это сутулость, избыточный изгиб позвоночника в грудном отделе. При кифозе сохраняется относительная симметрия тела.

С развитием цивилизации человеку приходится затрачивать меньше мышечных усилий. Это ведёт к снижению двигательной активности — гиподинамии.

Гиподинамия у детей способствует быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы. Недостаточная мышечная активность может явиться причиной наращивания избыточной массы тела за счёт отложений жира. Длительная гиподинамия сказывается на обмене веществ, что проявляется в ухудшении деятельности пищеварительной системы и увеличении слоя ткани.

Чтобы смягчить последствия гиподинамии, необходимо заниматься физкультурой, спортом, туризмом, физическим трудом. Под влиянием физических упражнений совершенствуются строение и деятельность всех органов и систем органов, повышается работоспособность и укрепляется здоровье.

При активном образе жизни процесс старения задерживается на 10-20 лет. Занятия в спортивных секциях могут дополнить ежедневные движения, но не заменить их. В день необходимо посвятить не менее 30 минут умеренной мышечной нагрузке. Многие малоподвижный образ жизни объясняют отсутствием возможности или времени для занятий спортом. Нужно использовать все виды двигательной активности: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, прогулки и игры на открытом воздухе, помощь по дому и школе. Общая продолжительность движений в режиме дня должна составлять: в 7-10 лет — 4-5 часов; в 11-14 лет — около 4 часов; в 15-17 лет — 3-4 часа.

Под влиянием физических упражнений совершенствуются строение и деятельность всех органов и систем органов, повышается работоспособность и укрепляется здоровье.

В результате проведенных исследований нами было установлено, что наиболее частыми заболеваниями опорно-двигательной системы учащихся 5-11 классов являются сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие. Процент заболеваний увеличивается с возрастом учащихся. Процент учащихся, у которых выявлен сколиоз в 5 классе составляет — 3 %, а в 11-х — 40 %. Кифосколиоз в 5 классе составляет — 5 %, в 11 классе — 15 %. Такой вид нарушения как плоскостопие встречается у 5 % учащихся 5-х классов и у 60 % 11-классников. Процент нарушений осанки у школьников с 6 % возрастает до 23 %. Одним из факторов, приводящих к нарушениям опрно-двигательного аппарата, является ожирение, которое выявлено в наибольшем процентном соотношении у школьников 9-х, 11-х классов. Излишняя жировая ткань, откладываясь в разных местах, усложняет поддержку равновесия и перегружает межпозвоночные суставы, приводит к остеохондрозу.

В результате социологического опроса, нами было выяснено: около 40 % учащихся (девушки) неправильно подбирают обувь для повседневного ношения, 10 % учениц носят обувь на высоком каблуке с 10-11 лет, 17 % учащихся не предпочитают заниматься спортом, и ведут малоактивный образ жизни, несмотря на то, что школа предлагает бесплатные занятия в спортивных кружках и секциях, 32 % учащихся неправильно носят школьную сумку. При переносе тяжестей нагрузка должна распределяться равномерно. Учащиеся должны помнить, что нельзя носить сумку, портфель в одной руке.

У 16 % учащихся парта не соответствует росту, несмотря на то, что в начале года классные руководители рассаживают всех учащихся в соответствии с ростом и показателями здоровья (рис. 2).


Рис. 2. Неправильные (А, Б) и правильные (В) позы учащихся, сидящих за партами

Учащиеся во время учебного процесса пересаживаются со своего места, тем самым нанося вред своему здоровью. 14 % учащихся не знают о последствиях нарушений опорно-двигательной системы. Многим учащимся, а это составляет 33 %, родители не делают замечаний при неправильном положении тела во время письма. Учащиеся недостаточно уделяют время прогулке на свежем воздухе. Утреннюю зарядку делают лишь 17 % учащихся, а ведь она способствует разминке мышц, суставов и связок.

На родительских собраниях было проведено анкетирование законных представителей, в котором приняло участие 500 человек. В ходе исследования было выявлено, что многие родители не владеют информацией о том, к каким последствиям могут привести нарушения опорно-двигательной системы. 29 % респондентов предпочитают не делать замечания детям при неправильном положении тела при письме или работе за компьютером. Однако 59 % опрошенных изъявили желание узнать больше о заболеваниях опорно-двигательной системы, о причинах и профилактике нарушений осанки. Наиболее предпочтительный вид получения информации — это презентации, буклеты и видеоролики.

В интервьюировании приняли участие медицинские работники школы и детской городской поликлиники № 48. В результате этого подтвердилось то, что процент заболеваний опорно-двигательной системы с каждым годом увеличивается. Основными причинами заболеваний являются: генетическая предрасположенность, гиподинамия, чрезмерные физические нагрузки, неправильное питание.

Находясь в общеобразовательном учреждении, необходимо заниматься физическими упражнениями на уроках физкультуры в следующих группах: основная, подготовительная и специализированные (группы А, Б).

Актуальность проблемы в том, что в данный момент развития нашей цивилизации достаточно большое количество людей являются носителями генов, несущих различную патологию. Необходимо заниматься самостоятельно, чтобы себя оздоравливать: зарядка по утрам, зарядка в школе перед занятиями, переменки с физическими упражнениями. Если в школе отсутствует зарядка, то ученики гиподинамичны (ограничена двигательная сфера). Образовательная организация предлагает спортивные занятия в секциях, но часто дети не идут на встречу, поэтому одна из главных задач нашей проектной работы — это разбудить интерес у подрастающего поколения к своему оздоровлению. Во время обучения в школе дети должны следить за своей осанкой, больше двигаться, чтобы их позвоночник и стопы были здоровыми. На основании проведенных исследований нами были разработаны красочные буклеты, содержащие информацию по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы в доступной форме. В настоящее время особенно важно, чтобы население овладело элементарными медицинскими знаниями, необходимыми в быту.

1. Агаджанян З.Б., Торшин В.И. Экология человека /М.: Крук, 1994

3. Григорьев А.И. Экология человека: учебник для вузов / 2008.

4. Казначеев В.П. Экология человека. / М.: Наука, 1988.

6. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология./ М.: Издательство Приор.- 1999г

7. Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. Атлас анатомии человека.

9. А.С. Степановских. Экология учебник для вузов.

11. Фёдорова М.З. , Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. / М.: Вентана-Граф, 2004 г

Основные термины (генерируются автоматически): опорно-двигательная система, учащийся, окружающая среда, здоровье, мышца, внешняя среда, грудная клетка, двигательная активность, здоровый образ жизни, неправильное положение тела.

Похожие статьи

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат.

На формирование костно-мышечной системы учащихся негативно влияют несоответствие

Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в

упражнение, грудная клетка, опорно-двигательный аппарат, нарушение осанки, внешняя.

Скандинавская ходьба как один из видов физической нагрузки.

Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, умственная работоспособность, физические упражнения, обмен веществ. Значение физической активности в жизни человека. Интенсивная двигательная деятельность, поддерживая структуру и функции органов и тканей.

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат.

Внешняя среда производит изменения не непосредственно в тех органах и тканях, на которые она влияет, а опосредованно, через ряд систем организмами, в первую очередь, через нервную. Организм реагирует на воздействие внешней среды как целое, деятельность одних органов и.

Физическая культура – как основополагающий фактор укрепления.

Двигательная активность имеет огромное значение, как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья. Недостаток двигательной активности приводит к нарушению в организме человека нервно-рефлекторных.

Двигательная активность и здоровье | Статья в журнале.

Одним из факторов здорового образа жизни является двигательная активность человека, его привычный и двигательный режим, от которой в значительной степени зависит здоровье, морфофункциональное состояние организма, по особенностям которого можно судить о.

Теоретические знания по физической культуре | Статья в журнале.

Теоретические знания развивают познавательную активность у учащихся. Но в основном этот познавательный процесс проводится в форме лекций, очень монотонно и не интересно. Так как лекционные уроки не воспринимаются и в памяти у учащихся остаётся очень маленькая.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника.

‒ Длительное сидение с неправильной осанкой за партой во время уроков, а

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что общая двигательная активность детей с поступлением в.

Роль двигательной активности в формировании личности детей.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего.

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

В основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) лежат такие его составляющие, как

С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая, и предел истощаемости нервных клеток

Одним из важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность.

Рассмотрение организма как единой саморегулирующейся биологической системы. Оценка влияния внешних факторов на строение и развитие скелета. Выяснение роли двигательной функции в повышении устойчивости организма человека к условиям внешней среды.

Рубрика Медицина
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 27.05.2015
Размер файла 20,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Г.СЕМЕЙ КАФЕДРА АНАТОМИИ И ГИСТОЛОГИИ

Тема: "Роль труда, спорта, социального и биологического факторов на строение костей"

Подготовила: студентка Назарова А.Т.

Проверила: доцент, к.м.н. Милюшина И.Н.

Влияние внешних (социальных) факторов на строение и развитие скелета

Трудовые процессы оказывают значительные влияния на тело человека в целом, на его аппарат движения, включая и костную систему.

Особенно ярко отражается на скелете работа мышц. В местах прикрепления сухожилий образуются выступы (бугры, отростки, шероховатости), а на местах прикрепления мышечных пучков -- ровные или вогнутые поверхности (ямки). Чем сильнее развита мускулатура, тем лучше выражены на костях места прикрепления мышц. Вот почему рельеф кости, обусловленный прикреплением мускулатуры, у взрослого выражен сильнее, чем у ребенка, у мужчин -- сильнее, чем у женщин.

Длительные и систематические сокращения мускулатуры, как это имеет место при физических упражнениях и профессиональной работе, постепенно вызывают через рефлекторные механизмы нервной системы изменение обмена веществ в кости, в результате чего наблюдается увеличение костного вещества, названное рабочей гипертрофией.

Эта рабочая гипертрофия обусловливает изменения величины, формы и строения костей, легко определяемые рентгенологически на живых людях.

У лиц, занимающихся физкультурой, скелет развит значительно лучше, чем у лиц, не занимающихся. У детей более крепкого телосложения костная система дифференцируется гораздо лучше, чем у детей слабого телосложения. Благодаря рациональным физическим мероприятиям скелет детей развивается лучше во всех отделах, включая и грудную клетку, что благотворно отражается на развитии заключенных в ней жизненно важных органов (сердце, легкие). Следовательно, данные о развитии скелета важны для школьной гигиены. Изменения костей под воздействием физической нагрузки являются результатом функциональных условий. Об этом свидетельствуют следующие факты. Если симметричные конечности нагружаются одинаково, то и кости с обеих сторон утолщаются одинаково. Если же нагружается больше правая или левая рука или нога, то более утолщаются соответствующие кости правой или левой конечности. Следовательно, не только врожденные факторы (право- или леворукость) являются решающими в степени развития костного вещества, но также и характер физической нагрузки после рождения в течение всей жизни человека.

Индивидуальная изменчивость костной системы обусловлена как биологическими, так и социальными факторами. Раздражители внешней среды воспринимаются организмом биологически и приводят к перестройке скелета. Способность костной ткани приспосабливаться к меняющимся функциональным потребностям путем перестройки есть биологическая причина изменчивости костей, а характер нагрузки, интенсивность труда, образ жизни данного человека и другие социальные моменты есть социальные причины этой изменчивости.

ЧЕЛОВЕК -- общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Сущность человека нельзя свести к особенностям его анатомического строения, например вертикальному положению тела, специфическому строению конечностей и сложной организации мозга. Человек со всеми его специфическими особенностями есть продукт общественно исторического развития. При этом он имеет не только свою общественную историю, но и свою естественную предысторию. Эволюция анатомо-физиологического строения животных постепенно подготовила возможность перехода к анатомо-физиологическому строению человека. А возникновение сознания было подготовлено всем предшествующим ходом естественной истории умственного развития животных. Начало изготовления искусственных орудий труда ознаменовало собой начало возникновения человека. И в результате неуклонно развивающейся трудовой деятельности человек не только видоизменял природу, но и видоизменялся сам. Пока наконец не достиг в течении сотен лет современного типа строения и не превратился в новый биологический вид, именуемый Homo Sapiens (разумный человек). Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Отличительная особенность человека - сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

Механической основой тела является скелет, к которому относятся кости и их соединения; вместе с мышцами он составляет опорно-двигательный аппарат, причем кости являются пассивной его частью, а мышцы -- активной. Функциями скелета являются: опора всего тела и всех его мягких частей (мышц, внутренностей); защита особо важных частей организма (мозг, сердце и другие); осуществление с помощью мышц произвольных движений. Характер движений определяется геометрической формой суставов и расположением связок. Функции опорно-двигательного аппарата подчинены так называемой соматической (телесной) нервной системе. Все функции организма -- движение, передача нервных импульсов, секреция желез, рост, воспроизведение потомства и прочие -- связаны с лежащими в основе их процессами обмена веществ организма с внешней средой. Внешняя среда служит источником всех необходимых для организма веществ и той средой, в которой возникает все внешние изменения, поддерживающие функциональную активность и тем самым интенсивность обмена.

организм скелет двигательный внешний

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 - 25 годам.

Как правило, юношеский возраст (16 - 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (~2 - 60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пожилому возрасту (61 - 74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки снижение активных возможностей организма и его систем - иммунной, нервной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения

Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

Развитие двигательных и вегетативных функций организма у детей и совершенствование их у взрослых и пожилых людей связано с двигательной активностью. Оздоровительное значение физической культуры общеизвестно.

Имеется огромное количество исследований, показывающих положительное влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, кровообращение, дыхание, выделение, обмен веществ, теплорегуляцию, органы внутренней секреции. Велико значение физических упражнений и как средства лечения.

В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с тем, что физиологические и биологические вопросы сопоставляются с социальными проблемами развития человека и общества. Действие факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов организма, всегда было комплексным. Так, все живые организмы в ходе эволюции приспосабливались к земным условиям существования: барометрическому давлению и гравитации, уровню космических и тепловых излучений, газовому составу воздуха, окружающей атмосфере. Животный мир адаптировался и к смене сезонов - времен года, которые включают изменения освещенности, температуры, влажности, радиации и т.д. Смена дня и ночи определенным образом связана с перестройкой организма и изменениями биологических ритмов деятельности его функциональных систем.

Человек может мигрировать, оказываться в равнинных или горных условиях, в условиях жары или холода, при этом он оказывается связан с особенностями питания, обеспечения водой, различными условиями индивидуального комфорта и цивилизации. Все это связано с развитием дополнительных механизмов адаптации, которые достаточно специфичны. В зависимости от силы воздействия раздражителей окружающей среды, условий и функционального состояния организма адаптивные факторы могут вызывать как благоприятные, так и неблагоприятные реакции организма.

Систематическая тренировка формирует физиологические механизмы, расширяющие возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные периоды (фазы) развертывания приспособительных физиологических процессов.

Для готовности организма к адаптации и эффективности в ее осуществлении значительную роль играют факторы, укрепляющие общее состояние организма, стимулирующие его неспецифическую резистентность (устойчивость): 1) рациональное питание;2) обоснованный режим; 3) адаптирующие медикаментозные средства; 4) физическая тренировка;

5) закаливание. Из многообразия факторов развития адаптации особое место отводится физической тренировке. Еще Л.А. Орбели, известный русский физиолог, в развитие учения об упражняемости Ж. Ламарка, Ч. Дарвина и других исследователей 19-го в., отмечал, что физическая тренированность, развивая механизм координации в нервной системе, обусловливает повышение обучаемости, тренируемости нервной системы и организма в целом.

Лечебная физкультура применяется в различных формах: гигиеническая гимнастика; лечебная гимнастика; подвижные игры; различные формы ходьбы, спортивные развлечения.

Гигиеническая гимнастика -- комплекс физических упражнений, оказывающий общеукрепляющее воздействие на организм.

Лечебная гимнастика -- комплекс физических упражнений, назначаемых больному с лечебно-профилактическими целями. Комплексы составляются не только из специальный упражнений применительно к данному заболеванию, но и обязательно из упражнений, оказывающих общее воздействие на организм. В зависимости от заболевания, содержание комплексов лечебной гимнастики и методика их проведения различны.

Наиболее широко в практике лечебной работы с детьми применяются игры. Игры как форма лечебной физкультуры характеризуются ярко выраженным интересом к действиям: наличие интереса вынуждает играющего производить движения и действия, от которых он обычно отказывается, мотивируя нежеланием или болезненностью.

Спортивные развлечения -- прогулки пешком, верхом, на лыжах, на велосипеде и другие (применяемые главным образом в домах отдыха и санаториях) должны быть строго дозированы в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности, метеорологических и других условий, в которых они проводятся.

Сейчас науку анатомия человека рассматривает как форма и строение органов человека, различных систем человека и организма человека в целом, как основа наследственности, которая имеет свойство видоизменяется в зависимости от определенных условий биологической и социальной среды человека, и выполняемой организмом работы во времени (фило- и онтогенез) и пространстве (в разных регионах земного шара) .

На современном этапе развития науки, анатомия человека в своем арсенале использует огромный спектр методик анатомического исследования. Данные методики анатомического исследования постоянно видоизменяются, улучшаются, совершенствуются и дополняются в соответствии с развитием и достижениями смежных наук, а также под действием постоянного технического и информационного прогресса.

К. В. Майстрах «Профиль

М. Г. Привес Н.К.Лысенков В.И.Бушкович // Анатомия человека - С-П., и.д. СПбМАПО, 2009.

М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина Введение // Анатомия человека. -- М.: Просвещение, 1995.

Тегако Л. И., Марфина О. В. Практическая антропология. -- Ростов-на-Дону, 2003 (информация об антропометрии)

Подобные документы

Трудовая теория о происхождении человека. Воздействие внутренних и внешних факторов на развитие скелета. Взаимоотношение социального и биологического в строении костей. Влияние занятий спортом на изменение состава, процессов роста и окостенения кости.

презентация [1,6 M], добавлен 21.05.2014

Строение, функции и значение эндокринной системы. Общие анатомо-физиологические свойства желез внутренней и внешней секреции; нейрогуморальная регуляция. Классификация эндокринных органов. Влияние гормонов на обмен веществ, рост и развитие организма.

презентация [6,1 M], добавлен 19.04.2015

Регуляция функций организма, согласованная деятельность органов и систем, связь организма с внешней средой как основные функции деятельности нервной системы. Свойства нервной ткани - возбудимость и проводимость. Строение головного мозга и его зоны.

реферат [2,7 M], добавлен 04.06.2010

Расположение и форма легких, их функции и роль в обеспечении жизнедеятельности организма. Анатомическое строение легких. Особенности разветвления (бифуркации) бронхов. Микро- и макроскопическое строение ткани. Характеристика сегментарного строения.

презентация [755,4 K], добавлен 18.10.2014

Строение скелета человека, схема соединения костей. Суставы как подвижные соединения костей, образованные суставными поверхностями. Гиалиновые, эластические и волокнистые ткани хрящей, их особенности и характеристика, роль и значение в организме.

презентация [1,6 M], добавлен 07.04.2014

Строение скелета головы, взаимосвязь его развития с развитием головного мозга, органов чувств, начальными отделами дыхательного и пищеварительного путей. Особенности строения костей мозгового и лицевого черепа. Сошник, его расположение и характеристика.

реферат [25,3 K], добавлен 07.11.2009

Головной мозг как главный регулятор всех жизненных функций организма. Строение сердца человека. Роль и значение печени и почек в жизнедеятельности организма человека. Влияние табачного дыма на легкие. Воздействие наркотиков на центральную нервную систему.

Читайте также: