Сообщение горцы соседи степняков

Обновлено: 02.07.2024

На древней земле нашего края судьба свела адыгов и славян – кубанских казаков. Адыги являются аборигенами Северо-Западного Кавказа. Славяне появились на Кубани в эпоху средневековья, когда было образовано Тмутараканское княжество. Заселение черноморскими казаками правобережья Кубани в конце XVIII столетия окончательно связало наши народы.

ВложениеРазмер
doklad.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

История соседства: соприкосновение двух народов, двух культур

На древней земле нашего края судьба свела адыгов и славян – кубанских казаков. Адыги являются аборигенами Северо-Западного Кавказа. Славяне появились на Кубани в эпоху средневековья, когда было образовано Тмутараканское княжество. Заселение черноморскими казаками правобережья Кубани в конце XVIII столетия окончательно связало наши народы. Мирные контакты стали нормой отношений соседей и немало способствовали взаимообогащению национальных культур. И даже в условиях, когда царское правительство, осуществляя завоевание Кавказа, сделало казаков орудием захватнической политики, между нашими предками развивались экономическое сотрудничество, дружба, куначество межнациональные браки, культурные связи [1] . В исторической литературе и в архивных документах можно встретить свидетельства об историко-культурном единстве адыгов и казачества. Если специально изучать это явление, то процесс взаимодействия горских культур с казачьей культурой, оказывается многогранным и своеобразным. Хочу остановиться лишь на самых ярких примерах взаимопроникновения двух культур на Кавказе.

Заимствования в области материальной культуры у русских и горцев были взаимными. Приезжая в села и станицы на ярмарки или в гости к кунакам, горцы видели, как выглядели русские поселения, как было устроено жилище, и перенимали то, что казалось им удобным и практичным. При строительстве новых аулов усадьбы стали располагаться вдоль улиц, проходивших через все поселение. Окна домов размещались на той стороне дома, которая выходила на улицу. Такие изменения во внешнем облике селений оказались возможны с установлением мирной жизни на Кавказе, когда дом и двор горцу уже не нужно было устраивать как крепость.

Учитывая крайнюю земельную тесноту горского населения, российское правительство выделило земли на равнине для расселения наиболее малоземельных аулов. При переселении на равнину горцы стали использовать новые строительные материалы, менять технику постройки домов. Так, карачаевцы Малого Карачая стали строить турлучные жилища, как у черкесов, а позже – саманные, как у русских. Шире применялись привозные строительные материалы, в частности, жесть, в срубовых домах появились большие окна, которых не было в традиционном горском жилище.

Черкесы стали увеличивать площадь дома пристройками к основному помещению. Богатые горцы возводили дома из дерева на каменном фундаменте, часто с галереей и застекленными окнами. Двери делали на железных петлях, иногда настилали в домах деревянные полы. Значительным новшеством было появление в горских домах русских печей. Сначала их ставили в комнате для молодоженов. А там, где жили старики, обходились очагом с дымарем. В некоторых домах очаг на зиму обкладывали и обмазывали глиной, превращая в печь. Дома знати всех горских народов в конце ХIХ в. все больше походили на дома русского населения.

Изменилось и внутреннее убранство жилищ. У богатых горцев появилась европейская мебель – столы, стулья, металлические кровати, шкафы, комоды, зеркала. На окна стали вешать занавеси и портьеры из фабричных тканей, столы накрывать скатертью, пользоваться постельным бельем. Зажиточные горцы и кочевники покупали самовары, швейные машины, изредка даже граммофоны и пианино.

Очень популярны стали в селах и станицах настенные ковры, которые покупали у горцев. Позже появились в русских селениях мастерицы, которые сами научились изготавливать ковры без ворса. Причем, если у хозяина не было денег на ковер, то его заменяли куском ситца, который вешали на стену, а некоторые девушки раскрашивали стену, имитируя ковер. Казаки по горскому обычаю стали вешать на стену оружие. По словам историка терского казачества И.Д. Попко, русские много переняли у горцев во внутреннем убранстве дома. По одной стене, иногда по-кавказски украшенной коврами, было развешено оружие и доспехи, в углу горкой возвышались постели и одеяла, сложенные на кавказский манер ровными кипами; на самом видном месте красовалась на полочках тщательно вычищенная и парадно расставленная посуда, причем особой любовью пользовалась металлическая – главным образом медная и более редкая серебряная (кувшины для воды, блюда, кубки и т.д.). Все это сочеталось с традиционной русской печью с широким устьем, просторными русскими лавками, порой на кавказский манер покрываемыми коврами, столами, стульями, сундуками, иконами в красном углу [6] .

Что случилось с адыгом кунаком моим?

То ли дали далекие мрак покрыл,

Может, нежная лебедь взмахнула крылом,

Закружила, завеяла, увела к себе в дом?

Пусть скорее приходит весенняя рань,

И откроется синевой Адыгеи даль,

Может сердце кунака вспомнит друзей,

Приезжай, прилетай ты в Россию скорей [9] !

Ещё одним обычаем, перенятым казаками у горцев было - аталычество. Обычай аталычества (тюрск, аталык - отцовство) является одной из древнейших традиций у многих народов, особенно у горцев, в воспитании подрастающего поколения. Некоторые исследователи объясняют аталычество как пережиток древней старины, когда в горах Кавказа обитали амазонки. В это время между женщинами-амазонками и мужчинами-воинами заключались союзы.

Каждый год осенью они собирались в определенном месте, приносили жертвы своим богам и свободно вступали во временные браки. Рожденные от этих браков дети делились по половому признаку: девочек забирали амазонки, а мальчиков - воины. Отсюда будто бы и возник обычай воспитания мальчиков чужими мужчинами - аталыками. У горских народов правом передачи на воспитание своих сыновей в другие семьи пользовались только знатные роды князей и узденей (воины, зарекомендовавшие себя незаурядной храбростью, поразительной находчивостью, геройской стойкость) . Тот, кто брал на воспитание княжеского сына, становился для князя одним из самых ближних родственников, так как он был для княжича отцом - аталыком. Аталык относился к своему воспитаннику с большим вниманием и заботливостью. Мальчика в семье аталыка кормили грудным молоком наравне с собственными детьми. Подросшие дети становились на всю жизнь молочными братьями. Аталык и его семья со временем становились уважаемыми в своем роду и в ауле, а молочные братья пользовались уважением не только в семье князя, в своем роду, ауле, но и среди горцев вообще. Впоследствии, когда княжеский сын становился взрослым, его молочные братья сопровождали его повсеместно, становясь дружинниками, а нередко и узденями. Знатные родители отдавали своих новорожденных детей в другие семьи на воспитание. При достижении аталыком определенного возраста происходило возвращение его в родную семью. Этот своеобразный обряд также проходил в торжественной обстановке.

Можно еще много и долго приводить примеры культурного заимствования казаков и адыгов за всю историю их совместного проживания на территории Северного Кавказа. Это и свадебные обряды, и семейный уклад, и фольклор , и медицина, и сельское хозяйство, и образование, и даже кулинария. Но бесспорно одно – изучая историю казачества не стоит забывать, что она теснейшим образом связана с историей других народов Северного Кавказа. Не смотря на различие в языке, религии, образе жизни эти народы постоянно контактировали друг с другом. Конечно горцы далеко не всегда мирно относились к чужакам, пришедшими и поселившимися по соседству. Но мы должны в первую очередь помнить, что именно общение с горцами способствовало тому, что казаки легко адаптировались на Кавказе, переняв некоторых их хозяйственные традиции, духовную и материальную культуру. Как бы то ни было мы должны уважать культуру и традиции обоих народов, живущих рядом веками, чтобы лучше понимать истоки некоторых традиций.

Об этих народах не так много интересной информации, поскольку они долгое время предпочитали жить обособленно и в соединении с природой. Кто такие горцы? Это станет главной темой нашего исследования.

горцы это

Большая история

В прошлые столетия русский народ много блуждал по необъятным просторам, открывая горизонты, края и степи, завоевывая новые территории. Первое упоминание о горцах уходит далеко корнями в историю. В конце XVIII века наши предки-соотечественники пришли на правый берег Кубани – реки на Северном Кавказе. И увидели картину заселения народами, называющими себя горцами. Так впервые появилось обозначение этих людей, которое сохранилось и по сей день. Часто говорят, что горцы – это живущие в горах люди. Это, несомненно, правда: для жизни они выбирают преимущественно высокие горные районы.

Территориальная принадлежность

Спустя столетие Кавказ стабилизировался. Его северо-западную часть заселяло большое количество народов. Они поделили между собой всю территорию живописного края: Черноморское побережье, верховья и междуречья рек Белая и Лаба. Если, к примеру, тапантинцы облюбовали Кубанские равнины, то кавказские горцы оставались в горах. На протяжении долгого времени они были лишены возможности заниматься привычными вещами в полной мере. За Кавказ по-прежнему боролись державы. Периодически районы охватывали эпидемии, свирепствовали болезни. Одним из занятий оставалось скотоводство. Не желая находиться в центре побоищ, поначалу горцы обходили центральные районы, где могли бы попасть под кровопролитные войны завоевателей. Потому, учитывая характер их поведения, правильно говорить о том, что горцы – это жители горных и предгорных массивов.

кавказские горцы

Сражения за земли

Но сказать, что они не принимали участие в войнах, нельзя. Самое известное их сражение – Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 годы. На тот момент горцы занимали Главный хребет, и когда русские все ближе подбирались к Кавказу, оказали мощное сопротивление. Но если русские солдаты были подготовлены и продвигались медленно, но осторожно, то горцы, не владевшие внушительными средствами защиты и оружием, часто предпочитали отсиживаться в горных лесах.

Однако за последние годы продолжительной войны горцы все яростнее и активнее отстаивали свои территории. Они держали русские батальоны в напряжении, устраивали атаки и восстания, завладели Михайловским укреплением, Лазаревским и Николаевским фортом, а позже построили небольшие заводы по изготовлению пушек, оружия, которые все же оставались на уровень ниже, чем были в распоряжении русской армии.

Оставаться вольными

В XIX веке началась массовая перепись населения. Данные о численности были приблизительными. Горцы учета не вели, встречая подобные попытки весьма жестко. Известно, что они не любили подпускать к себе чужаков. Идеология этих народов считала за грех заниматься пересчетом. Они боялись, что данные попадут к царствующим властям, которые могли увеличить налоговый гнет, ввести обязательный воинский призыв или вовсе предпринять меры по уничтожению горцев. Их численность так и не была подтверждена официально. Но однозначно, что она претерпевала изменения из-за участия междоусобицах и битвах по отстаиванию территории. Горцы покидали свои районы в поисках новой жизни; примыкали к другим народностям, разумеется, без какого-либо документального оформления.

песни горцев

Прошлое и настоящее

В современном периоде этнографы часто задавались вопросом: "Кто такие горцы?" Чтобы проследить историю их развития и становления, сравнить с нынешним положением, они не раз отправлялись в районы, в которых те обитали. Например, неподалеку от города Нальчик жили большие колонии еврейских горцев. Путешественники обратили внимание на порядок, в которых они содержали свои скромные жилища. Чистоплотность по праву отличала их от многих европейских народов.

Проводя описание, в более обобщенном варианте можно говорить, что горцы – это дикие племенные народы со своими жизненными принципами. Их часто называли “детьми природы”. Вместе с тем, это нисколько не умаляет их человечности, духовности, а местами и вовсе разрушает возникший стереотип отшельников. Этот народ известен своим веселым нравом. Их отличала готовность к мирным отношениям, которые, правда, часто нарушались войнами. Горцы участвовали в меновых дворах, ярмарках, базарных пунктах, поддерживали традиции куначества, сформировали свои обычаи и образ жизни.

кто такие горцы

Любители слова, ценители красоты

Среди горцев были хорошие поэты. Они не любят бросать слов на ветер. Но особо акцентируют внимание на окружающем пейзаже. Песни горцев непременно восхваляют облик родной земли. Природа принимала участие во всем, что происходило в их жизни. В песнях горцы часто обращались к скалам, рекам, лесам и дорогам, полагая, что у них можно попросить о помощи, найти утешение.

1)Основные занятия?
2)Ремесло(дополнительные занятия)?
3)Где размещают населенные пункты?
4)Из чего строят жилища?
2)Из чего шьют одежду?
6)Средство передвижения?
7)Что подают и покупают?

золотце, вопрос не совсем корректен, горцы это общее название этносов проживающих в горной местности. это как спросить "чем Христиане занимаются? ")

Во все времена традиционными занятиями горцев были скотоводство и пашенное земледелие. В горах, где пахотных земель было немного, занимались садоводством и виноградарством. На северных равнинах Дагестана добывали соль и нефть, которыми снабжалась большая часть горного края. На перекрестках дорог с давних времен бурно развивалась торговля.

Аулы чаще всего располагались на южных склонах гор. Из-за недостатка места дома стояли очень плотно, занимая каждый свободный участок скалы или утеса и нависая над самыми пропастями.

Селения горцев выглядели как большая каменная лестница, в которой крыша одного дома являлась полом или двором для дома сверху. Жилища строились из камня, которого в горах всегда было достаточно. Нередко дома имели по три, четыре и даже пять этажей.

На равнине жилье было другим. Со строительным материалом здесь было труднее, поэтому камень и дерево в строительстве почти не применяли. Стены домов делали из самана (смеси соломы и глины), а крышу покрывали соломой. На размерах жилья не экономили. В каждом доме обязательно была кунакуй – комната для гостей.

Одежда у разных народов Дагестана была схожей. Мужчины носили рубаху, штаны, бешмет и черкеску. На голову надевали папаху. Верхней одеждой были башлык, овчинная шуба или бурка. Обувь делали из кожи и войлока. У каждого горца на поясе висел кинжал.

Традиционный женский костюм состоял из штанов, платья-рубахи, длинного распашного платья с двойными рукавами.

Голову повязывали платком. Женские платья украшались вышивкой и серебряными изделиями. Больше остальных любили украшать свои костюмы табасаранцы. Не только одежда, а еще и предметы быта, ковры и даже портянки у них были отделаны узорчатой каймой.

Горцы жили сельскими общинами (джамаатами), которые управлялись советом старейшин. Для решения общих дел созывался сход мужчин. У горцев существовало сословное разделение, были сильны обычаи кровной мести и платы за убийство, а также гостеприимство и уважение к старшим. У некоторых народностей существовал обычай искусственного родства – побратимства, когда детей из одной семьи воспитывали в другой.

Мужская работа в семье заключалась в уходе за домашним скотом, заготовке сена и дров, выполнении полевых работ. На женщине были все дела в доме. Она убирала, готовила еду, растила детей. В горских семьях было не принято сильно ласкать детей. Мальчиков с малых лет готовили к самостоятельности и ответственной роли главы семьи. Они должны были стать хорошими работниками и защитниками. Девочек воспитывали покладистыми, приучали во всем повиноваться мужу.

В еде горцы придерживались мясных и молочных продуктов. Самые распространенные блюда – шурпа, хинкали. Кроме них готовили кашу, вареники с различной начинкой, блины. По праздникам ели пироги и плов. Из солода и толокна готовили слабоалкогольный напиток чачу, в горных долинах делали вино. В летнее время года на столе непременно были свежие овощи, фрукты и ягоды.

У народов Дагестана есть множество сказок, пословиц и легенд, есть свои лирические и героические эпосы. Из танцев особенно известна лезгинка. Традиционные музыкальные инструменты – агач-гумуз, чунгур, зурна, саз, свирель и бубен. Национальная литература Дагестана представлена такими известными писателями советского периода, как Акай Акаев, Бадрутдин Магомедов, Сулейман Стальский, Расул Гамзатов.

Из ремесел в Дагестане наиболее распространенными были ткачество, производство войлока, ковров, медной посуды, обработка кож, гончарное, кузнечное, оружейное дело, чеканка по металлу. На весь Кавказ славились ювелирные изделия кубачинских мастеров.

Люди, живущие в горах и у подножия, должны обладать сильным характером, чтобы выдержать все испытания природы. Они могут спокойно обходиться без благ цивилизации и тем самым внушают уважение и страх городским жителям. Кто знает, что творится в голове у этих горцев? Давайте узнаем, как живут эти люди и стоит ли опасаться встречи с представителями этого народа.

Горцы — это звучит гордо!

В современном обществе некоторые представители Кавказского региона именуют себя горцами, тем самым придавая значимость собственной персоне. На самом деле эти молодые амбициозные ребята в рваных джинсах и кожаных куртках сами имеют слабое представление о том, кто такие горцы. Эти юноши считают, что достаточно пожить несколько лет в селе, которое расположено неподалеку от возвышенностей, и можно смело именовать себя столь гордым и звучным словом. Углубимся в историю, чтобы понять, откуда взялись первые горцы.

горцы это

Это Кавказ!

Впервые упоминание о суровых нравах жителей скалистых гор появились в 1823 году в книге русского генерал-лейтенанта Броневского. Он подробно описал, как нагло и дерзко орудуют банды. Смелые кавказские жители разработали целый план по обогащению за счет рассеянных русских помещиков. Они переплывали Терек и ловко обворовывали зазевавшихся богачей. Затем пленника садили на лошадь задом наперед и несколько раз пускали в разных направлениях, чтобы сбить его с курса. Доставив похищенного человека в горные районы, она морили его голодом и заставляли писать письма своим потенциальным выкупщикам. Если человек был богат и за него могли дать хороший откуп, то его начинали хорошо кормить и давали некоторую свободу. Если же был беден, то продавали или оставляли работать пастухом. Нередко пленники заводили там же семьи и уже не пытались вернуться домой.

горцы это кто

Насильно мил не будешь

Царское правительство подвергало этот народ жестким репрессиям — их перевозили целыми селами на равнины, пытались провести перепись. На все это горцы реагировали резко и болезненно: начались восстания и первые военные конфликты. Сжигались гектары посевов с кормовыми культурами и целые аулы. В 1828 году разразилась настоящая многолетняя война. Горцы из Чечни и Дагестана принимают шариат и обрывают все связи с Россией. Кровопролитные сражения принесли огромные потери обеим сторонам. Война закончилась лишь в 1864 году. Так россияне впервые узнали, кто эти горцы и как опасно иметь дело с такими отчаянными людьми. Однако спустя 127 лет потомки забыли об этом и вновь развязали долгую кровопролитную войну.

Слайды и текст этой презентации

IV век до н.э. началось Великое переселение народов. Полчища гуннов вторглись на территорию Кубани, разгромили приазовских готов,

IV век до н.э. началось Великое переселение народов. Полчища гуннов
вторглись на территорию Кубани, разгромили приазовских готов, захватили
Боспорские города Кепу и Фанагорию и двинулись через Керченский пролив на
Запад. В этот период времени в степях Предкавказья кочевали болгарские племена.
По названию одного из этих племен – оногуров – вся Приазовская низменность
называлась Оногурией. С появлением гуннов в Приазовье господствовал гунно-
Болгарский союз племен с сильным влиянием сарматской культуры. Предгорные
Районы Закубанья занимали предки адыгов – зихи, касоги.

Болгары и печениеги. В 635 году благодаря болгарскому хану Курбату произошло объединение болгар причерноморских и прикубанских. Возникла

После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским князем Святославом Игоревичем на месте Таматархи возникла Тмутаракань, которая стала

После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским князем Святославом Игоревичем на месте Таматархи возникла Тмутаракань, которая стала политическим центром созданного здесь Тмутараканского княжества, крупным торговым городом с хорошей гаванью.

Тмутаракань, древний русский город на Таманском полуострове у станицы Таманской. В 8—9 вв. на месте Тмутаракани располагалось поселение Таматарха, подчинявшееся Хазарскому каганату.

Владения Руси на Тамани. Договор 944 года, заключенный князем Игорем с византийским императором, упоминается Косунская страна

В 1023 князь Мстислав Владимирович, правивший с 988 по 1036, построил церковь Богородицы.

В 1023 князь Мстислав Владимирович, правивший с 988 по 1036, построил церковь Богородицы.

1023 год. Мсислав пошел войной против своего брата Ярослава во главе дружины, состоявшей из русских, касожских и

В Тмутаракани жили касоги, греки, аланы, хазары, готы, болгары, русские и армяне. Т. в 10 в. была

В Тмутаракани жили касоги, греки, аланы, хазары, готы, болгары, русские и армяне. Т. в 10 в. была обнесена мощной стеной из кирпича.

Через Тмутаракань поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией.

Через Тмутаракань поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией.

В 1068 тмутараканский князь Глеб измерил по льду Керченского пролива расстояние от Тмутаракани до Корчева (Керчь).

В 1068 тмутараканский князь Глеб измерил по льду Керченского пролива расстояние от Тмутаракани до Корчева (Керчь).

Тмутараканский камень, мраморная плита с высеченной на ней русской надписью 1068, найденная в 1792 на Таманском полуострове.

Тмутараканский камень, мраморная плита с высеченной на ней русской надписью 1068, найденная в 1792 на Таманском полуострове. Текст надписи гласит: "В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен".

1061-1074 год близ Тмутаракани жил крупнейший церковно-политический деятель Киевской Руси писатель и летописец Никон. Им основан монастырь,


1078 год – внук Ярослава Мудрого Олег Святославович использовал Тмутаракань для сбора сил в борьбе за Чернигов. Не получив его, Олег стал на несколько лет полноправным правителем в Тмутаракани. Но междоусобицы на Руси негативно отразились и на положении Тмутараканского княжества. Его правители не имели прежнего авторитета и могущества. К XII веку Тмутараканью овладела Византия. А в конце XII века город перешел к кочевникам-кыпчакам (половцам).

Групповая работа. Маршрут №1 Половцы.

Групповая работа. Маршрут №1 Половцы. Стр.49,50. Маршрут №2 Завоевательные походы золотоордынцев. Стр.50

Читайте также: