Википедия сообщение композитор романтик р шуман

Обновлено: 19.05.2024

Одержимый — хорошее слово, чтобы описать натуру Роберта Шумана, одного из величайших композиторов эпохи романтизма. С детства ему нравилось заниматься музыкой, играть на фортепиано. Мама хотела, чтобы он выучился и работал юристом, но творчество все больше и больше захватывало его сознание, он не мог противостоять этой страсти. В конце концов родители смирились, Шуман полностью погружается в музыку. Сегодня — 210 лет со дня его рождения

Шуман много времени посвящал занятиям, нагрузка на организм была колоссальной. Профессиональные пианисты и по сей день могут страдать от болей в спине и руках, особенно если в ранние годы постановка рук была неправильной. У Шумана развился паралич на двух пальцах руки, из-за чего ему пришлось оставить мечты о карьере блестящего пианиста.

Вокруг этой истории витает множество легенд. В те времена широко были распространены различные аппараты для растяжки пальцев. Некоторые из них были довольно мазохистской конструкции. Например, безымянный палец мог привязываться к горизонтальной поверхности, а к мизинцу той же руки привязывали грузик. Так пианисты пытались увеличить это самое маленькое расстояние между двумя пальцами.

Юрист, бунтарь, любовник.

Большая растяжка давала и больше возможностей в игре. Таким пианистам поддавались более сложные техники. К тому же многие композиторы (например Сергей Рахманинов или Ференц Лист) сами были обладателями длинных пальцев и писали музыку с большими аккордами, сложными арпеджио, которые вряд ли с легкостью сыграет человек, с трудом берущий октаву большим и мизинцем.

Вот и про Шумана говорят, что болезнь его была вызвана травмой после использования подобного тренажера. Но достоверно доказать это невозможно. К тому же против такой теории говорит и развитие болезни, которое протекало постепенно, а не наступило внезапно. Скорее всего, тренажером Шуман воспользовался, чтобы вернуть себе былую гибкость, и вот это уже повлекло за собой необратимые последствия.

Против консерватизма

Шуман мог играть, но немного и уже не так хорошо, не мог, например, исполнять блистательные сложные фортепианные сочинения, не мог долго заниматься. Но отказываться от музыки он не стал — он посвятил себя композиции, а еще критике, которая только-только начинала набирать обороты в Европе. В 1834 году он организовал одну из самых влиятельных среди себе подобных газет — "Новую музыкальную газету". Там он был и автором, и редактором.

Он был настоящим бунтарем, критикующим все старое. Ему не нравился в музыке консерватизм, он говорил, что все должны отказаться от всего старого во благо эстетики романтизма — чувств, переживаний, эмоций. Конечно, это все откликнулось в сердцах молодых.

И вот тут у Шумана появляется его альтер эго. У него было удивительное воображение, он мыслил образами, и все это отразилось в его творчестве, которое только кажется однобоким и простым, без каких-то двойных смыслов. На самом деле в каждом цикле, в каждой пьесе заложено столько идей, что музыковеды до сих пор разгадывают их, открывая все новые факты из жизни композитора.

Шуман придумал особое музыкальное братство давидсбюндлеров ("Давидово братство"), которое противостояло филистимлянам, то есть людям с узким взглядом на искусство. Членами первого были Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах, Ференц Лист, сам Шуман, а еще — Эвзебий и Флорестан. Эти два персонажа впервые появились на страницах одного шумановского очерка, где они, совершенно разные по характерам и экспрессии, описывают выдуманный бал, где звучат все музыкальные новинки (писал за обоих, естественно, сам Шуман). Там-то, на этом выдуманным композитором балу, и происходят комические стычки между этими двумя группировками.

Этот текст — выдумки композитора — выливается в одно из самых блистательных, любимых пианистами всего мира произведений — фортепианный цикл "Карнавал". В нем Шуман показал себя настоящим мастером переодеваний в музыке. Взяв за основу малюсенький мелодический ход из четырех нот, он создает самые разные образы.

Звуками он рисует и своих давидсбюндлеров, и филистимлян, и Шопена с Паганини (которые тоже входили в общество борцов с консерватизмом), а еще Арлекина, Пьеро, Коломбину и даже танцующие буквы (что бы то ни было). Пишет он и пьесу "Киарина", которая изображает его будущую горячо любимую супругу, а на тот момент ученицу, пианистку Клару Вик.

Это квинтэссенция образов, настроений и жизни Роберта Шумана, ведь туда проникают и персонажи из других его произведений. Например, из фортепианной сюиты "Бабочки", созданной по мотивам романа "Озорные годы" немецкого писателя Жана Поля.

И весь Шуман был такой: невозможный романтик, преданный музыке, он так горячо любил свою Клару (ту самую свою ученицу, на которой потом женился), хотя против их отношений были ее родители, которые не хотели отдавать своего ребенка какому-то учителю музыки без гроша за душой. Они долгое время проводили в разлуке из-за непонимания отца Клары, переписываясь, и Шуман невозможно тосковал по своей возлюбленной, а она смеясь говорила, что он поступает как ребенок.

Он пишет цикл "Детские сцены" — изящный, весь наполненный воздухом, легкостью и меланхолией. Это 13 пьес, которые Шуман написал для взрослых как напоминание о том беззаботном и нежном времени, когда вокруг, кажется, нет зла, а весь мир открыт для тебя. Для Клары это стало очередным музыкальным признанием в любви от будущего мужа, и она этот цикл, конечно, с удовольствием исполняла на своих концертах.

Кстати, уже будучи супругами, Шуман и Вик часто гастролировали вместе, даже приезжали в Петербург и Москву, которые произвели на композитора большое впечатление. И именно эта поездка стала одним из самых последних счастливых воспоминаний для пары.

Роковая ля

У четы Шуманов было восемь детей, и, хоть Клара много и довольно успешно гастролировала, а Роберт устроился музыкальным директором в Дюссельдорфе, денег не хватало. Груз ответственности за семью, постоянное давление нищеты и поиски крошки хлеба сказались на психическом состоянии композитора.

У Шумана были слуховые галлюцинации. Он слышал то отрывки собственных произведений, то чужих, то неизвестно чьих, может быть, придуманных, но незаписанных самим Шуманом. В конце концов композитор постоянно, практически 24/7, слышал у себя в голове ноту ля. У него были невыносимые боли, которые мешали спать, видения, кошмары. Началась затяжная депрессия, которая привела его к попытке самоубийства.

…у Роберта всю ночь были такие сильные слуховые галлюцинации, что он не сомкнул глаз… Каждый шум или шорох звучали для него как музыка. Слуховые галлюцинации усилились до такой степени, что он мог услышать целую оркестровую пьесу от начала до конца, но на последнем аккорде звук застревал и продолжал звучать до тех пор, пока мысль Роберта не переключалась на другую пьесу… 17-го ночью… Роберт снова встал и записал одну музыкальную тему, которую, по его словам, ему подсказали ангелы; после того как он закончил ее, он лег и всю ночь фантазировал с открытыми глазами, устремленными ввысь. Он был твердо уверен в том, что над ним витают ангелы и напевают чудесную музыку…

После этого случая композитора отправляют в психиатрическую лечебницу, а горюющая Клара остается беременная восьмым ребенком и поддерживаемая одним из ближайших друзей ее мужа — композитором Иоганнесом Брамсом.

Шуман пробыл в лечебнице два тяжелых года. Все это время он не писал, жену, друга и детей видел довольно редко — из-за тяжелого состояния врачи не рекомендовали беспокоить пациента. Ангелы уже не являлись ему, музыка звучала в его голове все реже и реже. Он почти не разговаривал, а потом и вовсе замолчал, застыв в одной позе.

Он ушел очень рано — ему было всего 46. Шуман пронесся в музыкальном мире Германии как вихрь, оставив после себя целую россыпь великолепных музыкальных сочинений, острых на язык статей, а также историю, пронизанную тайнами и мифами, которые не разгадать уже никому.


В первой половине XIX века во многих странах жили и работали выдающиеся композиторы. Мы с благоговением относимся к творчеству Чайковского, Листа, Шопена. Однако чаще всего эпоху музыкального романтизма называют шумановским периодом.

Детство

Роберт Шуман, выдающийся немецкий композитор и музыкальный критик, родился в местечке Цвиккау 8 июня 1810 года. Его отец, Фридрих Август, и мать Иоганна Кристиана, испытывали глубокие чувства друг к другу. Но молодой человек был беден, чтобы добиться руки девушки, ему пришлось в течение года прислуживать в книжной лавке. Хозяин магазинчика был щедрым человеком, заработанных средств хватило не только на свадебное торжество, но и на открытие собственного дела.

Семья любящих супругов быстро стала многодетной, родители Роберта воспитывали пятерых детей. Жизнерадостный, озорной мальчуган был больше похож на мать, чем на отца, сдержанного, серьезного человека. В шесть лет мальчик стал школьником, проявил себя среди сверстников как ученик с большими творческими задатками, лидерскими качествами.

Роберт Шуман


Исторические фигуры

Роберт Шуман – выдающийся немецкий композитор-романтик, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, скончался 29 июля 1856 года в клинике для душевнобольных в Энденихе.

Биография Шумана

Будущий композитор Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городе Цвиккау, в семье книгоиздателя. Увлечение музыкой пришло очень рано, уже в 10 лет Шуман начал делать первые шаги в сочинительстве.

В гимназии он увлекся творчеством выдающихся романистов Жан-Поля и Байрона, что наложило неизгладимый отпечаток на его дальнейшее творчество. Некоторое время Шуман даже хотел стать писателем и сделал на этом поприще определённые успехи, но со временем увлечение музыкой все же взяло верх.

В 1828 году Шуман поступил в Лейпцигский университет, но проучился там лишь один год, а после перевелся в Университет Гейдельберга. В это время юноша всерьез подумывал стать юристом, но увлечение музыкой не оставляло его. В 1830 году с благословения матери он вновь вернулся в Лейпциг, надеясь найти там достойного наставника.

Желая стать пианистом виртуозом, он посвятил все свое время учебе. Однако именно фанатичное стремление добиться высоких результатов сыграло с Робертом злую шутку. Экспериментируя со специальным устройством, предназначенным для укрепления мышц руки, Шуман повредил палец, что поставило крест на карьере профессионального пианиста.

12 сентября 1840 года Шуман женился на дочке своего преподавателя – Кларе Вик, которая впоследствии стала выдающейся пианисткой. В тот год композитор написал более 140 произведение. Годы Шумана в браке протекали счастливо. В семье родилось восемь детей. Семейство вместе ездило по гастролям, а Клара Шуман нередко исполняла произведения своего мужа.

Творчество Шумана

Большинство фортепианных произведений композитора представляли собой циклы, состоящие из небольших пьес разных жанров. Что касается вокального творчества Шумана, тут он во многом развивал лирическое направление песенного творчества Шуберта.

Роберт Шуман внес огромный вклад в мировое музыкальное искусство, причем не только как композитор, но и как критик.

Смерть в клинике

В 1854 году психическое здоровье Шумана дало сбой. Во время очередного приступа он пытался покончить жизнь самоубийством, после чего был помещен в психиатрическую больницу в Энденихе. 29 июля 1856 года великий критик и композитор скончался, не выходя из больницы.

Петр Чайковский, Ференц Лист, Фредерик Шопен по праву называются величайшими композиторами 19 века. Но чаще слышится фраза шумановский период, такое название дается эпохе романтизма в мире музыки.

Детство и юность

Немецкий композитор и музыкальный критик Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в Саксонии (Германия) у любящей пары Фридриха Августа и Иоганны Кристианы. Из-за любви к Иоганне, родители которой противились браку с Фридрихом по причине бедности, отец будущего музыканта за год работы помощником в книжной лавке заработал на свадьбу с девушкой и на открытие собственного дела.

Портрет Роберта Шумана

Портрет Роберта Шумана

Роберт Шуман вырос в семье, где было пятеро детей. Мальчик рос озорным и веселым, похожим на мать, и сильно отличался от отца, замкнутого и молчаливого человека.

Роберт Шуман начал учебу в школе в шесть лет, отличался лидерскими качествами и творческими способностями. Через год родители заметили музыкальный талант ребенка и отдали учиться игре на фортепиано. Вскоре у него проявилась способность сочинять оркестровую музыку.

Дом Роберта Шумана

Дом Роберта Шумана

Молодой человек долго не мог определиться с выбором будущей профессии – заняться музыкой или податься в литературу, как хотел и настаивал отец. Но концерт пианиста и дирижера Мошелеса, на котором Роберт Шуман побывал, не оставил шансов литературе. У матери композитора были планы сделать из сына юриста, но в 1830 году все-таки получил благословение родителей посвятить жизнь музыке.

Музыка

Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.

Роберт Шуман в молодости

Роберт Шуман в молодости

Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них - тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.

Рояль Роберта Шумана

Рояль Роберта Шумана

Композитор Роберт Шуман

Композитор Роберт Шуман

В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.

Памятник Роберту Шуману

Памятник Роберту Шуману

При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.

Личная жизнь

С будущей женой Кларой Жозефиной Вик композитор познакомился в юном возрасте в доме учителя по фортепиано – девушка оказалась дочерью Фридриха Вика. В 1840 году состоялось бракосочетание молодых. Этот год считается самым плодотворным для музыканта – написано 140 песен, а также год примечателен присвоением ученой степени доктора философии Лейпцигского университета.

Роберт Шуман и Клара Шуман

Роберт Шуман и Клара Шуман

Клара славилась знаменитой пианисткой, разъезжала по концертам, в которых муж сопровождал любимую. У пары родилось 8 детей, первые годы совместной жизни были похожи на сказку о любви со счастливым продолжением. Спустя 4 года у Роберта Шумана начинают проявляться острые приступы нервного расстройства. Критики предполагают, что причина этого - жена композитора.

До свадьбы музыкант боролся за право стать мужем знаменитой пианистки, в большей степени с отцом девушки, который категорически не одобрял намерения Шумана. Вопреки препятствиям, созданным будущим тестем (дело дошло до судебных разбирательств), Роберт Шуман женился по любви.

Портрет Роберта Шумана и его жены Клары Шуман

Портрет Роберта Шумана и его жены Клары Шуман

После бракосочетания пришлось бороться с популярностью и признанием жены. И хотя Роберт Шуман был признанным и знаменитым композитором, ощущение того, что музыкант прячется в тени славы Клары, не покидало. В результате душевных переживаний Роберт Шуман делает перерыв длиной в два года в творчестве.

Смерть

В 1853 году знаменитые композитор и пианистка отправляются путешествовать по Голландии, где пару принимали с почестями, но через некоторое время симптомы болезни резко обострились. Композитор предпринял попытку самоубийства, спрыгнув в реку Рейн, но музыканта спасли.

Могила Роберта Шумана

Могила Роберта Шумана

После этого случая был помещен в психиатрическую клинику возле Бонна, встречи с женой разрешались редко. 29 июля 1856 года в 46 лет великий композитор скончался. По результатам вскрытия причина болезни и смерти в раннем возрасте – переполненные кровью сосуды и повреждения в мозге.

Читайте также: