Сколько стоит сообщение на федресурсе в 2021 году

Обновлено: 17.05.2024

В этой статье расскажем, что такое Единый федеральный реестр сведений (так называемый Федресурс), зачем нужна публикация аудиторского заключения, а также о том, как публиковать сведения и что может быть за неисполнение этой обязанности.

Директор по развитию, методолог. Аттестованный аудитор, диплом АССА по международной финансовой отчетности DipIFR

Федресурс: для чего он нужен

Федресурс ведется только в электронном формате и служит для сбора и единения данных, имеющих большое значение для бизнеса.

Также обратите внимание, что для акционерных обществ размещение сведений из АЗ на Федресурсе не отменяет размещение АЗ на своем сайте и направление его в налоговую (в ГИР БО).

Ольга Легонькова
Директор по развитию, методолог. Аттестованный аудитор, диплом АССА по международной финансовой отчетности DipIFR

Следует, однако иметь ввиду, что Федресурс — это информационный портал, который аккумулирует общедоступные сведения о деятельности организаций.

В связи с этим публикации не подлежат результаты заключений, которые содержат гос.тайну или коммерческую тайну (охраняемую законом).

Кроме сведений об аудиторском заключении компании обязаны также публиковать и прочие сведения о себе. Например, сейчас Федресурс предлагает чек-лист сведений, которые подлежат публикации. Приведем небольшую выдержку из него:

Сведения, подлежащие публикации в ЕФРСФДЮЛ
1. Сведения о результатах обязательного аудита
2. Сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности
3. Сведения о стоимости чистых активов (для АО)
4. Сведения о членстве в СРО и прекращении членства в СРО
5. Сведения о возникновении признаков недостаточности имущества (при размере чистых активов 02 марта 2022 в 10:00

Публиковать аудиторские заключения должны.

Как уже говорилось, аудиторское заключение должны опубликовать те компании, которые подлежат обязательному аудиту. С 2021 года критерии обязательного аудита обновлены, но, как и прежде, АЗ должны опубликовать (п.1 ст.5 Закона об аудите):

Кто занимается публикацией аудиторских заключений на Федресурсе?

Размещением сведений на федеральном ресурсе занимается сама аудируемая организация.

Опубликовать заключение необходимо в течение 3 рабочих дней после завершения проверки, то есть 3 дня с даты подписания АЗ аудитором или с даты подтверждённого факта передачи аудиторского заключения заказчику аудита (абз.2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

За несвоевременное предоставление информации компания понесет административную ответственность.

Самостоятельную публикацию отчета можно и обойти, прибегнув, например, к помощи нотариуса или специализированной компании (например, сервис Федресурс 24). Они подают уведомления от имени организации или ИП, при этом используя свой сертификат ключа цифровой подписи. В этом случае заказчику придется оплатить не только стоимость публикации, но и услуги сторонней организации или нотариуса.

Как самостоятельно разместить аудиторское заключение?

  • название компании, налоговые номера ИНН/ОГРН/ОГРНИП;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена,
  • идентифицирующие аудитора данные (ИНН, ОГРН);
  • период составления отчетности;
  • мнение аудитора о достоверности данных;
  • дата аудиторского заключения.

Если все этапы пройдены корректно, то сведения будут опубликованы. При наличии ошибок в размещении информации будет отказано.

Например, если у компании есть проблемы с ЭЦП, услуга не оплачена, или произошел какой-то сбой в системе.

Возможные проблемы из-за неопубликования сведений на Федресурсе

Передача актуальной информации в реестр обязательна. В случае неопубликования сведений или подаче недостоверных сведений КоАП РФ предусмотрены штрафы:

Если организация опоздала с размещением АЗ на Федресурсе, то ее руководитель может отделаться предупреждением или ему придется заплатить штраф 5000 руб. (п. 6-8 ст.14.25. КоАП РФ).

Непредставление или представление недостоверных сведений (с ошибками) грозит должностному лицу организации потерей 5-10 тыс. руб. А внесение заведомо ложных сведений (например, когда организация не получила АЗ, а в Федресурсе указала придуманные данные) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10.000 до 15.000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

С января 2021 Прокуратура РФ сама выявляет нарушителей, которые не разместили в Федресурсе обязательную информацию и направляет им протоколы о возбуждении дел об административном правонарушении.

Пока от публикации сведений на Федресурсе даже с введением системы ГИР БО от ФНС невозможно уйти.

Бухотчетность и аудиторское заключение может увидеть любой пользователь: и на Федресурсе и в системе ГИР БО. Поэтому важно, чтобы бухгалтерская отчетность давала полное и точное представление внешним пользователям о состоянии компании, а аудиторское заключение к ней подтверждало достоверность отраженных в бухотчетности данных.

Бухгалтерская отчетность, составленная по всем правилам действующего законодательства— это кропотливый труд.

Ведь системный комплексный аудит (СКА) проводится в несколько этапов. Это позволяет выявлять проблемы по мере обнаружения, своевременно скорректировать учет, чтобы к моменту составления годовой отчетности она соответствовала всем требованиям законодательства и после аудиторской проверки компания могла разместить в Федресурсе положительное аудиторское заключение.

Кроме того, СКА обладает рядом преимуществ и бонусов:

  • К проверке привлекаются разнопрофильные специалисты аудиторы, эксперты по налогам и бухучету, налоговые юристы, что позволяет взглянуть на компанию не только с точки зрения бухгалтерской отчетности, но и выявить налоговые риски и возможности компании.
  • Консалтинг с аудиторами, экспертами, в т.ч. по применению новых ФСБУ, с налоговыми юристами и консультантами по Вашим вопросам.
  • Юридическая защита от претензий налоговых органов в течение 3-х лет, следующих за проверенным аудиторами периодом: анализ правомерности требований, подготовка и подача разногласий, представление интересов в налоговом органе при рассмотрении материалов налоговой проверки.
  • Расширенная страховка до 30 млн рублей от риска необнаружения ошибок и некорректных рекомендаций по одному страховому случаю, в т.ч. компенсация доначисленных штрафов и пеней по результатам налоговой проверки, если нашим юристам не удастся оспорить претензии ФНС.

Поэтапный аудит с консалтинговой поддержкой поможет сформировать достоверную бухгалтерскую отчетность, подчеркнув положительные результаты деятельности компании, чтобы солидно выглядеть в глазах партнеров, кредиторов и инвесторов, получить дополнительные заказы, льготные кредиты и новые инвестиции.

Получите индивидуальную консультацию в области бухучета, налогов и права в виде подробного ответа по Вашей ситуации


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Общества взаимного страхования

Организации - организаторы торговли

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Жилищные накопительные кооперативы

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

КАКИЕ СВЕДЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПУБЛИКОВАТЬ:

Сведения о регистрационных действиях в ЕГРЮЛ и ЕГРИП:
1). Уведомление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве Индивидуального предпринимателя
(Актуально для: ИП , подробнее: абз. 3 п. 11 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
2). Уведомление об уменьшении уставного капитала
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: пп. н.7 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
3). Уведомление о реорганизации юридического лица
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: пп. н.6 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
4). Уведомление о ликвидации юридического лица
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: пп. н.5 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ ).

Сведения о заключении Сделок и Договоров:
5). Сведения об обременении залогом движимого имущества
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: пп. н.1 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
6). Сведения о заключении договора Лизинга
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ );
7). Сведения о заключении договора Факторинга
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: пп. н.3 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
8). Сведения о Продаже предприятия или передаче его в Аренду
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: пп. н.4 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ).

Сведения о Лицензиях, СРО, Независимых гарантиях:
9). Сведения о Лицензии
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: пп. м п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
10). Сведения о членстве в СРО
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ );
11). Сведения о выдаче Независимой гарантии, за исключением Банковских гарантий
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: пп. н.2 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ ).

Сведения об обязательных Оценке и Аудите:
12). Сведения об Отчете оценщика, если такая оценка обязательна в силу закона
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: ст. 8.1. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ );
13). Сведения о результатах проведения обязательного Аудита
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: ч. 6 ст. 5. Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ ).

Сведения о Стоимости чистых активов, Финансовой и Бухгалтерской отчетности:
14). Сведения о стоимости чистых активов АО на последнюю отчетную дату
(Актуально для: АО , подробнее: пп. к п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
15). Сведения о финансовой и бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ
(Актуально для: АО , подробнее: пп. л.2 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
16). Сведения о стоимости чистых активов, о финансовой и бухгалтерской отчетности – в случае публичного размещения ООО облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг
(Актуально для: ООО , подробнее: пп. л п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ ; пп. л.2 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ ).

Сведения об Исполнительном производстве:
17). Сведения об обращении взыскания ФССП РФ по исполнительному документу на недвижимое имущество, на имущественные права и другие основные средства должника-организации
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ ).

Сведения, связанные с Банкротством:
18). Сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: пп. л.1 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
19). Сведения о вынесении Арбитражным судом определения о введении Наблюдения
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: пп. н п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
20). Уведомление конкурсного кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом – опубликовывается не менее чем за 15 дней до обращения в Арбитражный суд
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: п. 2.1 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ );
21). Уведомление должника о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом – опубликовывается не менее чем за 15 дней до обращения в Арбитражный суд
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: абз. 2 п. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ).

КАК ОПУБЛИКОВАТЬ СВЕДЕНИЯ В ФЕДРЕСУРСЕ:

Срок подачи: в течении 3-х рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта (есть исключения с большим сроком).

Главное преимущество использования своей электронной подписи перед услугами нотариуса:
+ При сопоставимой стоимости, свою электронную подпись Вы сможете использовать в течение 1 года неограниченной число раз, в том числе и для других целей на других сервисах.

СТОИМОСТЬ ПУБЛИКАЦИИ СВЕДЕНИЙ В ФЕДРЕСУРСЕ:

1). Тариф оператора Федресурса

2). Электронная подпись

Вариант 1 – Стоимость изготовления своей квалифицированной электронной подписи, подходящей для работы с Федресурсом составляет: 3 550 рублей.
В указанную стоимость входят: Выпуск электронной подписи на 1 год с неограниченным количеством использования, Носитель информации, Лицензия КриптоПро.
Указанная стоимость является ориентировочной. Итоговую стоимость определяет Удостоверяющий центр изготавливающий электронную подпись.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ПУБЛИКАЦИИ СВЕДЕНИЙ В ФЕДРЕСУРСЕ:

Законодательством предусмотрена ответственность в отношении:
– Индивидуальных предпринимателей;
– Должностных лиц юридических лиц;
– Арбитражных управляющих;
– Субсидиарная ответственность для Контролирующих лиц при банкротстве юридического лица в случае нарушения требований об обязательном раскрытии сведений.

Ответственность Индивидуальных предпринимателей и Должностных лиц юридических лиц, предусмотрена ст. 14.25 КоАП РФ:

  • Представление сведений с опозданием – влечет Предупреждение или Штраф в размере 5 000 руб.
  • Непредставление сведений – влечет Штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.
    За повторное нарушение – Штраф от 10 000 руб. до 50 000 руб. или Дисквалификация (лишение права быть директором) на срок от 1 года до 3-х лет.
  • Представление недостоверных сведений (например, сведений с ошибкой) – влечет Штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.
    За повторное нарушение – Штраф от 10 000 руб. до 50 000 руб. или Дисквалификация (лишение права быть директором) на срок от 1 года до 3-х лет.

Ответственность Арбитражных управляющих, предусмотрена ст. 14.13 КоАП РФ:

Неисполнение арбитражным управляющим, обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве) – влечет Предупреждение или Штраф на Должностных лиц в размере от 25 000 руб. до 50 000 руб.; на Юридических лиц – от 200 000 руб. до 250 000 руб.
За повторное нарушение – Дисквалификация должностных лиц на срок от 6 мес. до 3-х лет; штраф на юридических лиц в размере от 350 000 руб. до 1 000 000 руб.

Более подробную информацию Вы можете получить

В целях своевременного уведомления потенциальных кредиторов и контрагентов, необходимо сделать публикацию на ФедРесурсе.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Пунктом 7.1 Закона №129-ФЗ установлено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее также — Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц).

Порядок публикации на ФедРесурсе.

Сделать публикацию достаточно просто, при условии что делаешь это второй и более раз. Основное время уходит на настройку браузера и изучение незнакомого интерфейса.

Личный кабинет (главная страница):



Предварительно электронная подпись должна быть установлена на компьютере:


Сайт найдет все подписи, которые у вас установлены и покажет их в отдельном окне.

Нужно будет только выбрать нужную:


Личный кабинет на ФедРесурсе.




Порядок оплаты публикации на ФедРесурсе:


Читайте также: