Виды равновесия в цирковых трюках сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Эквилибри́стика (лат. aequilibris − находящийся в равновесии) — жанр циркового искусства.

Способность артиста удерживать равновесие при неустойчивом положении тела (на проволоке, на канате, на руках, на голове, на катушках, на бутылках, на стуле, на шаре и др.).

Иногда сочетается с игрой на музыкальных инструментах, акробатикой и жонглированием, балансированием других предметов.

Известные эквилибристы

  • Волжанские
  • Иншин, Сергей
  • Маслов, Александр Александрович

См. также

Ссылки

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эквилибристика" в других словарях:

ЭКВИЛИБРИСТИКА — [ Словарь иностранных слов русского языка

ЭКВИЛИБРИСТИКА — ЭКВИЛИБРИСТИКА, эквилибристики, мн. нет, жен. (от лат. aequilibris равновесный). Упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях (напр. на проволоке, канате и т.п.; спец.). || перен. Крайняя изворотливость (книжн … Толковый словарь Ушакова

эквилибристика — изворотливость, жонглирование Словарь русских синонимов. эквилибристика сущ., кол во синонимов: 2 • жонглирование (6) • … Словарь синонимов

эквилибристика — и, ж. équilibriste <лат. aequilibris находящийся в равновесии. 1. Искусство сохранять равновесие при неустойчивом или необычном положении тела, делая при этом какие то сложные упражнения, движения; цирковой жанр этого искусства. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭКВИЛИБРИСТИКА — (от латинского aequilibris находящийся в равновесии), жанр циркового искусства. Артист демонстрирует умение удерживать равновесие при неустойчивом положении тела (на канате, шаре и др.), в движении или статике. Часто сочетается с акробатикой,… … Современная энциклопедия

ЭКВИЛИБРИСТИКА — (от лат. aequilibris находящийся в равновесии) жанр циркового искусства. Способность артиста удерживать равновесие при неустойчивом положении тела (на проволоке, шаре и др.). Сочетается с акробатикой и жонглированием … Большой Энциклопедический словарь

ЭКВИЛИБРИСТИКА — ЭКВИЛИБРИСТИКА, и, ж. Вид циркового искусства Ч жонглирование, акробатические упражнения при неустойчивом положении тела с сохранением равновесия (напр. на канате, шаре, на руках). Э. на шесте. Умственная э. (перен.). Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

Эквилибристика — (от латинского aequilibris находящийся в равновесии), жанр циркового искусства. Артист демонстрирует умение удерживать равновесие при неустойчивом положении тела (на канате, шаре и др.), в движении или статике. Часто сочетается с акробатикой,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

эквилибристика — и; ж. [от лат. aeqilibris находящийся в равновесии] Вид циркового искусства умение делать сложные акробатические упражнения, не теряя равновесия при неустойчивом положении тела (например, на канате, на шаре, на руках). ◁ Эквилибристический, ая,… … Энциклопедический словарь

эквилибристика — и, только ед., ж. 1) Вид циркового искусства: совокупность упражнений и трюков, выполняемых на неустойчивых предметах и требующих от исполнителя способности сохранять равновесие. Искусство эквилибристики неразрывно связано с акробатикой. В своей… … Популярный словарь русского языка

Эквилибристика — (от лат. aequilibris находящийся в равновесии) жанр циркового искусства. Способность артиста удерживать равновесие при любом неустойчивом положении тела (на проволоке, шаре, трапеции и др.). Сочетается с акробатикой и жонглированием … Большая советская энциклопедия

Однако стоит споткнуться о камень или встать на одну ногу - это нарушает баланс и чтобы не упасть, мы стараемся найти устойчивое положение. Именно это и лежит в основе эквилибристики – поиск баланса тела в любом положении. Еще в средние века артисты развлекали публику, балансируя на бутылках, канате, стоя на одной или двух руках.

Профессиональное же значение термин обрел в цирке, выделившись в отдельный жанр, обозначая определенный набор трюков, который совершает артист. В работе каждого циркового артиста так или иначе присутствует баланс, однако, эквилибристикой называются только те номера, в основе которых лежит именно удержание равновесия собственного тела в нестандартных положениях.

Самым распространённым видам эквилибристики является ручной эквилибр. Его может освоить любой желающий, в каком бы он ни находился возрасте в центре AirDance . К элементам ручного эквилибра относятся:

Кроме этого эквилибр может быть не только сольным, но и парным, а также групповым.

Все, что требуется для освоения этого сложного вида циркового искусства – тотальная концентрация и глубокое осознание собственного тела. А возможности для развития практически безграничны.

В цирке Вы часто видите удивительно ловких канатоходцев и эквилибристов. Даже дрессированные животные поражают нас своими умениями удерживать на носу разноцветные шары. Может быть все дело в том, что они знают какие-то секреты?
А все секреты - в законах физики! Равновесие предмета зависит от положения его центра тяжести.

Так при ходьбе по натянутому канату или проволоке канатоходцы идут обычно с расставленными в обе стороны руками, балансируют, причем явно заметно покачивание из стороны в сторону. При каждом шаге артист старается установить центр тяжести своего тела над опорой. С длинным шестом в руках удерживать равновесие легче. Выдвигая шест влево или вправо, канатоходец может удерживать свой центр тяжести точно над точкой опоры.



А как жонглер удерживает длинный вертикальный шест, установленный обычно на лбу? Он постоянно переступает, сдвигаясь то в одну, то в другую сторону, подгоняя центр тяжести шеста на одну вертикаль с точкой опоры.



Фактически то же самое делает и велосипедист, пытаясь удержать равновесие. Искусство езды на велосипеде заключается в умении поворачивать руль в нужную сторону! Если присмотреться к следу, оставленному колесами велосипеда на мягком грунте, то видно, что сравнительно прямой след заднего колеса пересекается с извилистым следом переднего. При начале падения велосипедист поворачивает руль, и велосипед снова "въезжает" под центр тяжести велосипедиста.

 Класс!ная физика - YouTube

На какие же ещё ухищерения идут артисты цирка, чтобы порадовать нас с вами? Знаете ли вы, что если опустить центр тяжести тела ниже точки опоры, то возникает легко сохраняемое устойчивое состояние равновесия! Этим и пользуются знающие циркачи, прикрепляя к горизонтальному шесту- балансиру с двух сторон грузы ( например, свешивающиеся на тросах вниз) так, чтобы общий центр тяжести человека с шестом оказывался ниже точки опоры. Вот так-то!

Опыты. Попробуем сами?

Мяч на кончике пальца

Поработаем с неустойчивым равновесием.



Если Вы захотите удержать мяч на кончике пальца, такое равновесие будет неустойчивым, но оно возможно! Ведь в цирке такие выступления делают даже дрессированные животные! Надо только быстро передвигать точку опоры под центр тяжести мяча. Как только мяч начнет падать, он сдвинется с вертикальной линии, соединяющей его центр с точкой опоры. Тут-то и надо выправлять положение, подводя палец под центр тяжести мяча. Удачнее всего такое балансирование выполняется с большим мячом. Как Вы думаете, почему?

Если же центр тяжести находится ниже точки опоры и точно под ней, то мы получим самое устойчивое положение равновесия.



Если поставить хорошо заточенный карандаш на коньчик пальца, предварительно воткнув в него кончик раскрытого перочинного ножа, то оказывается, очень легко добиться равновесия на первый взгляд неустойчивой конструкции. Однако, все очень просто! Центр тяжести данной конструкции находится на пересечении вертикальной линии, проведенной через точку опоры и рукоятку ножа, т.е. в самой рукоятке ножа, значительно ниже точки опоры.



Воткните в бутылочную пробку две вилки с противоположных сторон под некоторым углом. Снизу в пробку по цетру можно воткнуть обычную иголку. А теперь поставьте иголку свободным концом, например, на крышку стоящей бутылки. Ура, оно не падает! А все потому, что и здесь центр тяжести системы "пробка-вилки" лежит на вертикали ниже точки опоры. Опять выполняется условие устойчивого равновесия.

Еще один цирковой трюк!

А что будет, если воткнуть в низ пробки предыдущего сооружения из вилок не одну иглу, а две - рядышком, как две ноги, и поставить эти "ножки" на линейку ?
"Ничего!" - скажете Вы. Ну тогда Вы просто ничего не понимаете в фокусах!
Слегка наклоните линейку и чуть-чуть качните вилки.
Они пошли! Сами! Вдоль линейки! Вы настоящий фокусник!
Но в чем же дело?



сделайте такую игрушку, обладающую удивительным устойчивым равновесием!

1.Почему трудно передвигаться на ходулях?


2. Когда канатоходцу легче удержать равновесие: при обычном передвижении по канату или при переносе сильно изогнутого коромысла, нагруженного ведрами с водой?


Другие страницы о Ваньке-встаньке, центре тяжести и равновесии:





Азбука физики

Научные игрушки

Простые опыты

Этюды об ученых

Решение задач

Презентации

Это наиболее легкий вид балансирования. Занимающемуся вначале нужно будет приобрести одну катушку и одну доску.

Катушку несложно сделать из сухого бревна, отпилив кругляш диаметром 15 см и длиной 25—30 см. Доска должна быть длиной 60—70 см, шириной 25—30 см и толщиной 1—1,5 см (рис. 1). Поверхность катушки, так же как и до­ску, следует хорошо отшлифовать. Это самая простая катушка, которая может быть использована для начальных тренировок. В дальнейшем по­требуются более усовершенствованные катушки. Размеры их можно ме­нять с приобретением технических навыков (вообще размеры реквизита должны соответствовать индивидуальным особенностям исполнителя и быть удобными для него).

Балансируют и на бутылках из-под шампанского, так как они из тол­стого стекла и могут выдержать большой вес. Но в этих случаях сле­дует брать доску, ширина которой была бы равна утолщенной части бу­тылки.

Делают катушки и из алюминиевой трубы соответствующего диамет­ра и из фанеры. Чтобы сделать катушку из фанеры, следует взять четыре-пять кружков, нарезанных из 10—12 мм фанеры диаметром 15 см (и более). Кружки распределяют на равном расстоянии друг от друга на отрезке нужной длины, соединяют их планками, врезая планки в круж­ки одну против другой (рис. 2). Планки ставят на клей и прикрепляют гвоздиками. Затем кружки с прибитыми планками обтягивают двух-трехмиллиметровой фанерой, которую предварительно мочат. В стыке фанеру следует подогнать так, чтобы на катушке не было ребра. Затем катушку оклеивают полотном, дают ей хорошо просохнуть и красят. Она получается легкой и прочной.

Катушки могут быть и металлическими, выточенными на токарном станке. Металлическая катушка состоит из двух дисков и оси. На дисках вырезают пазы, стачивая на две трети диски по ширине и на 1 —1,5 см по высоте (рис. 3). Затем берут две металлические полосы, соединен­ные между собой. Длина полос 60—70 см, ширина их должна равнять­ся длине катушки между желобами до упора (рис. 4).

Катушки могут быть и металлическими, выточенными на токарном станке. Металлическая катушка состоит из двух дисков и оси. На дисках вырезают пазы, стачивая на две трети диски по ширине и на 1 —1,5 см по высоте (рис. 3). Затем берут две металлические полосы, соединен­ные между собой. Длина полос 60—70 см, ширина их должна равнять­ся длине катушки между желобами до упора (рис. 4).

Начинают изучение балансирования на катушках следующим об­разом: Вначале катушку кладут на пол (если пол неровный, катушку сле­дует положить на доску такого же размера, как и доска, которая будет положена поверх катушки). Затем катушку покрывают доской так, что­бы один край ее касался пола или нижней доски.

Занимающийся ставит левую ногу на опущенный край доски, а пра­вую — на приподнятый. Затем он переводит центр тяжести тела вправо до тех пор, пока опущенный край доски не приподнимется и доска не примет горизонтального положения (рис. 5).

Первое время это упражнение следует выполнять с помощником, ко­торый поддержит занимающегося за руку. Если же помощника нет, уп­ражнение можно выполнять, держась за какой-нибудь предмет или опи­раясь рукой о стену. Через две-три репетиции (а каждая репетиция должна длиться не менее 1 час) упражнение будет получаться без по­сторонней помощи. Впоследствии тренировочное время можно увели­чивать.

На катушках

Когда доска примет горизонталь­ное положение, занимающийся движе­нием ног в стороны (корпус его дол­жен оставаться на месте, в середине доски) удерживает ее равновесие — балансирует, — не давая катушке ухо­дить из-под ног. Во время первых тре­нировок не следует допускать слиш­ком резкого и широкого колебания доски, иначе катушка может выско­чить из-под нее.

После того как занимающийся на­учится свободно балансировать, стоя на катушке, он может приступить к ос­воению профессионального входа на доску. Занимающийся кладет доску на катушку так, чтобы она левым краем касалась нижней доски или пола. При­держивая приподнятый край доски правой рукой, занимающийся левую вытянутую руку отводит в сторону.

Затем, поставив левую ногу на левый край доски, занимающийся перево­дит центр тяжести тела в сторону правой руки. Когда доска примет горизонтальное положение, он ставит правую ногу на край доски рядом с пра­вой рукой, переводит центр тяжести тела на обе ноги, освобождает пра­вую руку и выпрямляет корпус (рис. 6).

Освоив такой вход на доску, можно переходить к еще более сложному. Занимающийся кладет доску серединой на катушку. Отводя в сторону вытяну­тую левую руку (для сохранения ба­ланса), занимающийся поддерживая доску в горизонтальном положении правой рукой, ставит левую ногу на край доски, распределяя вес тела меж­ду правой рукой и левой ногой (рис. 7). Стоя в таком положении, надо научить­ся балансировать. Затем занимаю­щийся убирает с доски правую руку, одновременно ставя на это место пра­вую ногу, и выпрямляет корпус, не теряя баланса. Освоить такой вход на доску необходимо, так как при построении номеров площадка, на которую придет­ся класть катушку, может оказаться небольшой, и тогда левый край доски не на что будет опереть.

На катушках

Когда занимающийся хорошо освоит баланс, стоя на катушке, он мо­жет переходить к выполнению более сложного баланса с вспомогатель­ным реквизитом. В качестве примера приведем несколько эквилибри­стических трюков на катушках. Наиболее простой трюк: исполнитель кладет на катушку доски, соеди­ненные между собой так, как показано на рис. 8. Длина и ширина сдво­енной доски должны быть такими же, как и размер доски, на которой исполнитель тренировался. Высота боковых стенок делается по усмот­рению исполнителя. Но чем боковые стенки выше, тем трюк по­лучается эффектней, хотя и выполнение его становится немного труднее.

Исполнитель, держась руками за края верхней доски, поочередно ставит ноги на края нижней доски. Затем, балансируя, он переводит центр тяжести тела на руки, ставит ноги, также по очереди, на края верхней доски вместо рук и, когда центр тяжести тела пе­рейдет на ноги, выпрямляет корпус.

На катушках

Встав на первую доску, исполнитель ставит на каждый ее край по два стакана (стаканы должен подать помощник; их можно до полови­ны наполнить жидкостью). Затем исполнитель кладет на стаканы, на­полненные жидкостью, доску и, не теряя равновесия, переставляет ноги на эту доску. Теперь он снова ставит стаканы на верхнюю доску, а на стаканы кладет новую — и так до последней доски (рис. 10). Побалансировав на такой пирамиде, исполнитель начинает осторож­но спускаться на нижние доски, разби­рая пирамиду. Если нет помощника, то стаканы и доски кладут на подстав­ку, а подставку ставят так, чтобы с нее можно было легко достать нуж­ный реквизит.

Стоя на катушке с положенной на нее одной доской, а также стоя на всех вышеописанных фигурах, испол­нитель может жонглировать, баланси­ровать на лбу какой-либо предмет или выполнять и то и другое сразу (рис. 11). Но это сложно и требует предварительной тренировки на полу.

Все вышеописанные трюки хорошо выполнять на специальном пьедестале, особенно во время концертов (для тренировок можно использовать обыкновенный стол). Форма пьедестала и его размеры показаны на рис. 12.

На катушках

Их можно изменить по желанию исполнителя, сохранив при этом устойчивость пьедестала.

Интересен и такой трюк. Исполнитель, балансируя на катушке, берет в правую руку металлическое кольцо и продевает в него правую ногу. Выполняется это следующим образом: не отрывая ноги от доски и не прекращая балансирования, исполнитель приподнимает носок правой ноги и пропускает под него кольцо, затем, встав на носок, он приподнимает пятку и надевает кольцо на ногу (рис. 13). Далее, согнув корпус, исполнитель продевает в кольцо левую руку и голову, а затем правую руку. После этого исполнитель проталкивает кольцо по корпусу так, чтобы оно оказалось надетым на левую ногу (в этот момент кольцо надо держать левой рукой). Теперь, опустив кольцо, исполнитель приподнимает пятку левой ноги и пропускает под нее кольцо, затем он опускает пятку, поднимает носок и освобождает кольцо. Все упражнение следует выполнять очень осторожно, не теряя равновесия. Кольцо должно быть не слишком большим, но таким, чтобы корпус исполнителя легко проходил сквозь него.

Во время первых тренировок упражнение лучше выполнять с помощником, который будет поддерживать исполнителя за ноги. Умея хорошо выполнять стойку на руках, исполнитель может демонстрировать ее на любой из вышеописанных фигур.

На катушках

К эквилибристике на катушках относится еще один оригинальный трюк. Исполнитель берет доску и две небольшие деревянные лесенки, которые должны по высоте и ширине соответствовать доске, лежащей на катушке. На нижние концы лесенок плотно надевают по железному кольцу с приваренной к нему стальной шпилькой. Шпильки должны выходить за края лесенки на 1,5—2 см, то есть на толщину доски. По краям доски, немного отступя от бортика, надо просверлить отверстия, в которые должны плотно войти шпильки (рис. 15). Положив доску на катушку, исполнитель встает на нее и, балансируя, вставляет лесенки шпильками в отверстия доски. Далее он переходит в стойку на руках (стойку на руках надо выполнить жимом, а не толчком; рис. 16), Причем на такой фигуре стойку на руках можно выполнять и разведя ноги в стороны и с соединенными ногами.

Этот трюк красив, и хотя сложен, но вполне выполним. Чтобы облегчить выход в стойку на руках, исполнитель может сначала подняться по ступенькам лесенки до удобной высоты.

На катушках

Выполнение такой пирамиды развивает чувство двойного баланса. Исполнитель должен сохранять равновесие одновременным движением ног в стороны, вперед и назад. 15 лом и заключается сложность двойного баланса. Освоив двойной баланс, исполнитель сможет строить пирамиды сразу на нескольких катушках, приучая себя к высоте и тренируя технику входа па фигуру и спуска с нее.

На катушках

Чтобы во время поворота верхняя доска, на которой стоит исполнитель, не со­скользнула с катушки, в центре ее надо про­вернуть неглубокое отверстие для шпильки, шпильку следует укрепить в центре верхне­го донышка третьей катушки. Этот трюк можно начинать репетировать только после того, как исполнитель научится балансиро­вать на двух катушках, так как во время поворота ему придется дважды устанавливать равновесие не только движениями ног в стороны, но и движениями ног вперед и назад.

Освоив балансирование на трех катуш­ках, можно переходить к балансированию на четырех катушках. Пирамида на четы­рех катушках строится так же, как и на трех. Первую катушку ставят торцом на нижнюю доску, на нее боком вдоль нижней доски кладут вторую катушку. Третью катушку ставят торцом на бок второй катуш­ки, а на нее поперек нижнем доски кладут четвертую катушку и поверх четвертой катушки — вторую доску (рис. 19). Если фигура получится слишком высокой и исполнителю трудно будет взобраться на нее, тогда около нижней доски на удобном расстоянии ставят пятую катушку, которая будет служить в качестве ступеньки.

На катушках

Освоив трюки на катушках, исполнитель может строить эквилибри­стический номер для выступления перед зрителями. Мы расскажем о не­скольких сценарных планах такого номера.

Второй вариант эквилибристического номера, который включает пи­рамиду с несколькими стаканами и досками, может строиться следую­щим образом. Вначале исполнитель балансирует на одной катушке, за­тем выполняет пирамиду со стаканами. Этот трюк будет и финалом но­мера. Демонстрируя пирамиду со стаканами, все время следует подчер­кивать, что стаканы могут лопнуть, а значит, и вся пирамида может рас­сыпаться. Закончив финальный трюк, исполнитель спрыгивает с пьеде­стала и, поклонившись зрителям, убегает за кулисы. Спрыгивать с фи­гуры со стаканами нельзя, ее надо обязательно разобрать, не прекращая балансирования. Это создает большее впечатление у зрителей. Такой номер (и первый и второй варианты) продолжается 5—7 мин, то есть столько, сколько и должен продолжаться любой эстрадно-цир­ковой номер.

На катушках

Если исполнитель умеет жонглировать и держать баланс на лбу, то он может включить эти трюки в программу своих номеров, подготовлен­ных для выступления. Если исполнитель умеет только жонглировать или только держать баланс на лбу, ему следует эти трюки включать в испол­нение финальной пирамиды. Но если он владеет и жонглированием и балансированием предметами на лбу, то жонглирование следует демонстрировать при исполнении первой пирамиды, а балансирование на лбу — в финале номера. В том случае, если исполнитель умеет жонгли­ровать и держать баланс на лбу одновременно, ему следует этот трюк демонстрировать во время финальной пирамиды (рис. 20).

Исполнитель, освоив описанные выше трюки, в дальнейшем сумеет сам придумывать реквизит для построения эквилибристических фигур. Это сделает его номера более разнообразными и интересными.

Читайте также: