Сообщение о притче 4 класс

Обновлено: 26.04.2024

Что такое притча, определение

Что называется притчей

Приятная слуху, притча легко запоминается, поэтому может быть использована в качестве нравоучений, в воспитательных целях педагогами и родителями. Она открывает простор для размышлений, философии. Чаще всего бывает короткой, чтобы не отвлекаться от основного хода мысли. Очень удобно использовать на уроках русского языка для увлечения новыми знаниями.

Младшим школьникам сложно понять, что такое притча, определение для 4 класса должно доноситься проще. Можно привести пример со времён Эзопа, где отец, устав повторять сыновьям, чтобы жили дружно, предложил сломать несколько веточек, связанных вместе. Никому не удалось это сделать. По одной каждый брат с лёгкостью переломал их. Здесь можно выделить мысль, что сплочение ведёт к успеху.

Определение, что такое притча в литературе одинаковое у всех народов, но описано на разных языках, сейчас – в современном варианте. В далёкие века каждую мысль старались перевести в образ, любое высказывание могло быть притчей. Поэтому притча не имела границ в жанре, а в произведениях поэтов современности нередко можно встретить стихотворение или прозу притчевого содержания.

Что имеется в виду? Как и когда возник этот жанр, и какие особенности помогают отличить его от множества других? Поищем ответ вместе.

Старик рассказывает внуку притчу

Притча — это.

Притча — это краткое прозаическое (реже – стихотворное) произведение, содержащее нравственный урок, сформулированный в иносказательной форме.

Истории, рассказанные в форме притчи, обязательно несут в себе поучение, указание в сторону правильного пути. Понять его каждый может на том уровне, который ему доступен.

Что такое притча

Основные признаки притчи:

  1. малый объём;
  2. обыденность сюжета;
  3. обращённость к главным нравственным вопросам жизни;
  4. иносказательность;
  5. философский подтекст;
  6. наличие нескольких уровней смысла.

Из всех литературных жанров притча более всего напоминает басню, от которой она отличается отсутствием открытой морали в конце.

Урок, заложенный в притче, нужно расшифровать самому, поэтому можно сказать, что притчевые произведения сложнее и богаче басенных.

Из истории жанра

Первые притчи появились на Востоке. Они представляли собой сборники бесед учителя с учениками и были призваны не только передать некие знания и опыт, но и пробудить привычку к самостоятельному поиску истины, духовному погружению в мир главных вопросов человеческого бытия.

Суфийские дервиши оставили богатое наследие. Известно, например, собрание бесед поэтов Руми, Джами, Навои.

Поэт Навои

Ветхий Завет Библии частично сохранил для нас знаменитые притчи царя Соломона. На рубеже XIII-XIV веков они широко интерпретировались в древнерусской литературе. Основой же русской культуры, невидимыми кирпичиками, которые легли в её основании, стали притчи Нового Завета.

При анализе многих литературных произведений 18, 19 и 20-го столетий обращение к евангельским притчам становится обязательным. На их сюжете и содержании построено большинство романов Ф.М.Достоевского.

Примеров использования материала древних притч в художественной литературе множество, но немногие авторы решались определять этим термином собственные произведения.

Притчи Сумарокова

Современные притчи

Современная литература отходит от жанра притчи в чистом виде, но он встречается как вставной элемент в структуре постмодернистских произведений.

В первозданном состоянии притчу можно встретить в творчестве православных авторов.

Стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина) представляют собой образец глубоких поэтических притч, по высоте исполнения приближающихся к молитве, исповедальному рыданию, плачу по русской земле.

Ярким исполнителем музыкальных переложений многих общеправославных и собственно авторских притч можно назвать Светлану Копылову.

Если вы ищете притчи о жизни с моралью, короткие и ёмкие, обратитесь к любому из следующих ресурсов:

Также любопытно будет познакомиться с фильмом, наглядно иллюстрирующим притчевые истории на современном материале:

Заключение

Чтение поучительных историй детьми и взрослыми в былые времена являлось делом привычным. Сборники притч имелись в каждой семейной библиотечке.

Теперь эта традиция возвращается, помогая людям задавать важнейшие вопросы и самостоятельно находить ответы на них.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Многие даже сейчас используют притчи для нравоучений, но поскольку все сюжеты придуманы давно, их мораль безнадежно устарела.

Возможно, когда-то эти поучительные рассказы и были полезны, но контекст, обстоятельства, да и сами люди настолько изменились, что сейчас это совершенно не актуально. Теперь это просто переоцененные развлекательные истории.

Вряд ли в притчах можно найти ответы хоть на какие-то современные вопросы, тем более, что человеческая жизнь более прозаична и людей интересуют совершенно приземлённые вопросы, где бы выгоднее что-то купить или где бы заработать деньжат. Притча же учит нравственности, а она сейчас не в почёте.

Притчи для детей на уроках в


Предлагаемые притчи можно использовать на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в начальной школе, а также на уроках литературного чтения, уроках развития речи. Тесты притч можно использовать для работы над изложением.

Они направлены на формирование общеучебных навыков- понимать текст, выделять главное, анализировать, озаглавливать.

К притчам предлагается ряд заданий, которые дети должны выполнить и которые требуют повторного чтения притчи. Данные притчи носят огромную воспитывающую нагрузку.

В пособии использованы притчи для детей монаха Варнавы.

Встала над полем радуга.

И решил воробей:

- Сколько мне уже можно таким невзрачным быть?

Выкупаюсь я в ней и стану таким же красивым, как попугай! Полетел он к радуге, но та уходила все дальше и дальше. А после и вовсе исчезла.

Опустился воробей на землю и так огорчился, что даже не заметил, как угодил в разложенную на траве сеть.

- А-а, это всего-навсего воробей! – разочарованно воскликнул птицелов, увидев добычу, и выпустил воробья.

А стань тот, и правда, похож на попугая, до конца своих дней лишился б свободы! (90 слов)

- Прочитай текст. Назови главного героя притчи.

- Каким ты себе представляешь воробья?

- Почему птицелов отпустил воробья?

- Что спасло воробья?

- Объясни смысл последнего предложения.

- Чему учит притча? Сделай вывод о предназначении каждого живого существа на земле.


Летела птица по небу, не замечая ни солнечного света, ни белоснежных облаков, ни земной красоты.

И вдруг – солнечное затмение!

Мрак объял всё вокруг.

Потемнев, исчезли облака.

Не стало видно ни земли, ни неба.

Испугалась птица и подумала, что ослепла.

Как же я теперь без всего этого жить буду? Как мне быть-то дальше?

А дальше – снова стало светло.

Просветлели и стали опять белоснежными облака.

И, наконец, показалась земля, которая еще никогда не казалась такой прекрасной!

Ахнула и запела от радости птица.

И, не в силах насытиться, словно впервые взирала на всю эту красоту…

…Как полезно и нам, людям, время от времени – такое затмение солнца!( 107 слов)

- Что не замечала птица во время своего полета?

- Какое природное явление случилось во время ее полета?

- Почему птица заплакала?

- Какой показалась земля птице после того, как появилось солнце?

- Почему людям тоже полезно затмение солнца?

Жили два брата-берега и сестра-река.

Один берег был высокий и поросший густым лесом, отчего считался богатым.

А другой, низкий и песчаный – бедный.

Попросил как-то бедный берег у богатого брата немного дров, чтобы развести костер и погреться.

Возмутился богатый берег:

- Если я каждый раз буду давать тебе даже понемногу, то так, глядишь, у самого ничего не останется. И стану я, как и ты, – бедным!

Услышало это небо, нахмурилось.

Сверкнула молния и ударила в большой дуб на высоком берегу.

И такой начался пожар, что взмолился высокий берег: - Сестрица река! Братец берег! Выручайте! Спасайте! Без воды и песка – пропаду!

Не раздумывая, река и бедный берег бросились на помощь брату.

И так старались, что она, заливая пожар водой, отдала себя до последней капли, а он, засыпая его песком, – все до последней песчинки.

Так они и погасили пожар.

Но это не принесло облегчения богатому брату.

Ведь осталась теперь перед ним лишь большая пустая низина.

И не стало у него ни сестры, ни брата…( 185 слов)

- Почему берег остался совсем один?

- Почему так печально закончилась притча?

- Как ты думаешь, чем закончилась притча?

- Прочитай окончание притчи

И когда кто-нибудь оставался здесь переночевать, высокий берег, виновато вздыхая, щедро одаривал его лучшими дровами, которых неизменно хватало до самого рассвета, несмотря на то, что ночи в этих местах всегда были длинными и холодными…


Взгляд на этот древний жанр позволит нам показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности

-проследить историю развития жанра притчи, изучив материал о творчестве Эзопа

-рассмотреть темы, свойства и способы использования притч в учебном процессе

Притча – это короткий рассказ, который содержит какое-либо нравоучение в иносказательной форме. Притча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Притча - рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение, поучение в примере. Малый жанр дидактической литературы, по основным признакам тождественный с басней.

Притча – это короткий рассказ, который содержит какое-либо нравоучение в иносказательной форме.

Притча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Притча - рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение, поучение в примере. Малый жанр дидактической литературы, по основным признакам тождественный с басней.

Темы притч: Свойства притчи: мудрость, долголетие, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу. краткость, не требует доказательств, подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации, дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность.. осуждается не человек, а порок, строится на сравнении, предполагает мыслительную деятельность.

Свойства притчи:

  • мудрость,
  • долголетие,
  • любовь к ближнему,
  • усердие, самообладание,
  • разумное пользование
  • богатством,
  • сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей,
  • милосердие,
  • выбор друзей,
  • трудолюбие, честность,
  • непримиримость ко злу.
  • краткость,
  • не требует доказательств,
  • подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,
  • дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность..
  • осуждается не человек, а порок,
  • строится на сравнении,
  • предполагает мыслительную деятельность.

Способы использования притч в учебном процессе

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Беседа по притче:

- Как поступит герой притчи?

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла? Конечно же, это совесть.

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Беседа по притче :

- Кто главные герои притчи?

- C чем сравнивает старик внутренний мир человека?

- Что представляет собой каждый волк?

- Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

- В чём нравственный урок притчи?

 Вывод Притча – источник мудрости, которая объясняет : твори добро и будь добрым Притча учит тому, что если ты будешь кому-нибудь помогать, рано или поздно он тоже поможет Притча учит тому, что не надо быть злым. Если ты в душе злой, то надо меняться в лучшую сторону. Кого в себе воспитал, тем ты и будешь

ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ!

Притчи – это семена.

Попав в сердце ребенка,

они обязательно в

будущем прорастут и

дадут свои всходы.


-75%

Читайте также: