Сообщение о серии картин модный брак уильяма хогарта

Обновлено: 07.05.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

История создания

В этой серии художник высмеивает ситуацию, в которой оказались люди из-за безнравственности общества, поэтому герои картин вызывают у зрителя скорее жалость, чем насмешку. На основе серии Хогарт в дальнейшем создал серию гравюр.

По-настоящему серия была оценена лишь в XX веке. Сейчас все шесть картин из цикла находятся в Национальной галерее Лондона.

Модный брак. Брачный контракт

"Брачный контракт" повествует о начале типичной для того времени истории. Граф по фамилии Сквандер ("мот") решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа.

Богато одетый пожилой граф (крайний справа) гордо восседает на диване, демонстрируя лист со своим генеалогическим древом. Тут же видны и принадлежащие ему костыли, без которых он уже тоже не может обойтись из-за развившейся подагры. Склонность к расточительству (помимо говорящей фамилии графа) и тут имеет наглядное подтверждение: сквозь окно видно здание нового еще недостроенного дворца.

Торговец, весьма скромно одетый, держит в руках текст брачного контракта в то время, как его дочь, сидящая позади него, внимательно слушает молодого адвоката по фамилии Сильвертан ("сладкоречие"). Сын графа, Виконт, тем временем любуется своим лицом, изучая его прелести при помощи зеркала. Две собачки, объединенные одной цепью (нижний левый угол), возможно, символизируют брачный союз.

Отдельные детали, особенно картины, висящие на стене, являются дополнительными комментариями к произведению. Так, большой портрет, выполненный во французской манере, висящий на стене рядом с окном, сильно контрастирует с находящейся на соседней стене головой Медузы, выражающей ужас. Очевидно, что ничего не предвещает этому браку счастья.

"Вскоре после свадьбы"

Из картины "Вскоре после свадьбы" ясно видно, что брак молодого аристократа и дочки торговца даёт первую трещину. Молодые люди быстро поняли, что они очень и очень разные люди, и поэтому стараются проводить свободное время порознь.

Утомленная жена, которая, похоже, провела предыдущий вечер за партией в карты, завтракает в ставшем общим для неё с мужем новом дорогом доме: пьёт кофе, как знатная дама, но при этом вульгарно потягивается. Повсюду заметен беспорядок. Виконт, уставший и измотанный, сидит на стуле: он только недавно вернулся домой после ночного кутежа. Всю ночь его не было дома, возможно, молодой аристократ пропадал в борделе. Наглядное доказательство этому — дамский чепчик, который вытаскивает у него из кармана собачка.

Посетивший семейную чету дворецкий (слева) медленно удаляется, унося деловые бумаги, и, глядя на окружающий беспорядок, в отчаянии возносит вверх правую руку.

Декорации комнаты и здесь являются символами. Картина, размещенная над камином, — это Купидон над руинами, общим беспорядком в доме, семье. Стоящий на камине бюст со сломанным носом символизирует импотенцию, возможные нежелательные последствия супружеской неверности молодого аристократа.

Модный брак. Визит к шарлатану

Действие "Визита к шарлатану" происходит в комнате так называемого доктора, которого зовут месье де ла Пилюль. Виконт сидит на стуле, а справа от него — его любовница, возможно, содержанка, совсем ещё девочка; слева от него, возможно, мать девочки.

Очевидно, что это не визит вежливости. Более того, это не первое посещение месье де ла Пилюля. Виконт болеет венерическим заболеванием. Об этом свидетельствует чёрное пятно на его шее (символ венерического заболевания для художника). В то время единственным средством излечения от подобного считалось принятие ртутных пилюль, что и посоветовал ему принимать "доктор".

Похоже, что пилюли не подействовали, поэтому все требуют от доктора найти альтернативный способ излечения. Виконт держит в руке коробочку с бесполезными пилюлями, желая их вернуть и обменять на что-то действительно стоящее или получить назад свои деньги. Ещё одна коробочка — на стуле Виконта, и ещё одна — в руке девочки-проститутки.

В качестве способа убеждения посетители используют не только слова: в левой руке Виконта увесистая трость, угрожающе приподнятая; женщина, предполагаемая мать девочки, сжимает в руках нож.

Модный брак. Будуар графини

После смерти престарелого графа жена его сына становится графиней, о чём свидетельствует корона над кроватью и туалетным столиком в комнате новоявленной аристократки. Она также стала матерью, и у её ребенка, лежащего в люльке, режутся первые зубки.

Адвокат Сильвертан ("Сладкоречие", говорящая фамилия), сидящий справа от знатной дамы, уговаривает её принять участие в предстоящем маскараде, именно на изображение маскарадного шествия он и указывает. Граф на картине отсутствует вовсе. Возможно, между адвокатом и графиней завязался настоящий роман.

Остальные гости, расположившиеся в стороне (слева вдоль стены), с интересом слушают оперного певца, возможно, кастрата, которому аккомпанирует флейтист.

Африканский паж (справа) распаковывает коллекцию редких вещей, купленных на аукционе, включая статую древнегреческого мифологического героя Актеона.

Картину "свободной любви", начинающей царить в новой семье аристократов, дополняют некоторые из картин, висящих на стенах в комнате графини: "Лот с дочерьми" и "Юпитер и Ио" Антонио Корреджо (центральная стена) и портрет адвоката и "Похищение Ганимеда" Микеланджело (стена слева).

Модный брак. Дуэль и смерть графа

Эпизод происходит в багнио. Первоначально под словом "багнио" в Англии подразумевались кофейни, где также можно было посетить турецкие бани, но к 1740-м гг. значение слова изменилось: теперь так стали называть дома с множеством комнат, любую из которых без лишних вопросов мог снять каждый желающий на любой срок (например, на ночь).

Графиня и адвокат после шумного бала-маскарада изрядно подустали и решили снять в таком багнио себе комнату, где графиня изменила своему мужу. Виконт тем временем, ещё прежде заподозрив неладное, проследил за влюбленными голубками и застал их во время постельной сцены. Отношения решили выяснять тут же при помощи дуэли на шпагах, в результате которой муж графини получил смертельную рану.

На картине запечатлен момент, когда графиня просит прощения у умирающего мужа. Второй дуэлянт успешно ретировался через окно. Встревоженные шумом в комнату входят хозяин багнио и сторож.

Картину всеобщей горечи и разврата дополняют висящие на стене картины — "Суд Соломона" и портрет куртизанки.

Действие происходит в доме отца графини, городского торговца. Девушка приняла яд, узнав о смерти своего любовника-адвоката, который был повешен за убийство графа, её мужа. Об этом она узнала из листовки, лежащей у её ног.

Дитя-калека обнимает тело своей бездыханной матери, а отец графини снимает с её руки кольцо, поскольку по законам Англии того времени имущество самоубийцы конфисковывалось. В центре картины аптекарь обвиняет слугу в том, что он по просьбе графини достал яд, и просит его во всём признаться.

Сквозь окно виднеется Старый лондонский мост. За всей этой суматохой никому нет дела ни до вида из окна, ни до того, что делается на столе. Собака городского торговца, отца графини, не теряет времени даром: она взгромоздилась на стул и поедает жареную курицу.

Простоватые картины голландских мастеров на стенах дома при этом иллюстрируют не только вкусы хозяина дома. Это — иллюстрация обыденности, типичности и вместе с тем жизненности и актуальности семейной трагедии, представшей перед нами в серии "Модный брак", не подвластной ни времени, ни пространству.

Вплоть до XVIII века английская школа живописи находилась в упадке. Постоянные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции, к тому же главной религией Англии был протестантизм, который не давал художникам по сути никаких заказов.

Уильям Хогарт стал первым художником английского Просвещения. Первоочередной задачей деятеля искусства он видел демонстрацию социальной драмы через свои работы. Воплощая просветительские идеи, Хогарт создает целые серии полотен на сатирическую тему, правдиво изображая реалии современной жизни и сатирически высмеивая ее отрицательные стороны. Свои произведения Хогарт выстраивает как драматург, а действие в них разыгрывает, как настоящий режиссер. Каждая из картин целостна по смыслу и содержанию, однако главные персонажи и несколько ключевых деталей связывают ее с предыдущей сценой и последующей.

Внимание на детали.

Собаки, скованные одной цепью – аллегория будущего брака.

Мушка на шее жениха. Такой мушкой в XVIII веке прикрывали следы от сифилиса. Позже она, как чеховское ружье, еще выстрелит.

Акт II. На второй картине изображено типичное утро молодоженов. На часах 1:20 дня, супруга бодра и свежа, она явно только что проснулась. Муж, напротив, весьма потрепан. Судя по костюму и шляпе, он вернулся домой после бурной ночи. Из его кармана торчит чужой чепец, который пытается выхватить собачка. Управляющий делами супружеской пары держит стопку неоплаченных счетов, но эта ситуация явно волнует только его.

Внимание на детали.

Картина на стене. На картине изображен амур, играющий на волынке, но у него нет стрел. Это символ неудавшегося брака.

Книга. У ног молодой жены лежит книга о висте, а чуть дальше разбросана колода карт. Это намек на то, как графиня провела прошлый вечер.

Мушка на шее жениха. Она на месте. Терпение…

Акт III. На следующей картине запечатлен визит молодого виконта к доктору-шарлатану. Он обращался к нему за лечением сифилиса (вот и мушка), но ртутные таблетки, которые ему были выписаны, не помогли.

Внимание на детали.

Трость. Виконт явно готовится треснуть шарлатана.

Мушка. Теперь уже не только на шее жениха, но и на всем лице то ли помощницы доктора, то ли гетеры.

Акт IV. Графиня принимает у себя светское общество. Всем ее вниманием завладел уже известный по первому акту адвокат Сильвертанг. Остальные гости музицируют, беседуют и пьют шоколад. В общем, изо всех сил пытаются соответствовать.

Внимание на детали.

Корона на зеркале. Это значит, что старый граф умер, и молодой супруг стал графом.

Соска на стуле. Графиня явно стала матерью.

Фигурка с оленьими рогами. Супруг в этой семье - роганосец.

Мушка . Куда без нее. Она перекочевала с шеи мужа на губу одного из гостей.

Акт V. В следующей сцене начинает сбываться пророчество первой картины. Любовник графини, уже всем известный адвокат, в ходе дуэли убивает молодого графа и скрывается через окно. Графиня простил прощения у умирающего мужа.

Внимание на детали.

Мушка. Осталась со своим хозяином до конца.

Акт VI. Графиня, прочитав в газете (валяющейся у ее ног), что ее любовник казнен, принимает смертельный яд. Няня подносит маленькую дочку для прощания. Практичный отец снимает обручальное кольцо с пальца умирающей дочери.

Внимание на детали.

Картины. Сцены жизни низших классов кисти фламандских мастеров намекают на упадок семьи.

Протез на ноге дочери. У девочки рахит, продолжения рода скорее всего не будет.

Истощенная собака – символ упавшего достатка и разрушенного брака.

Мушка. Перекочевала на щечку малышки в наследство от отца.

Благодаря творчеству Уильяма Хогарта и его обращению к языку острой социальной сатиры английская живописная традиция начала сближение с литературой и театром, что впоследствии сформировало предпосылки для зарождения критического реализма XIX века.

Знакомьтесь, Уильям Хогарт (1697 - 1724 гг.) - английский художник, представитель направления рококо в живописи. Социальную сатиру в своих работах Хогарт использовал с целью нравственного воспитания человека и искоренения его пороков. Подробнее о последних мы и поговорим с вами сегодня.


Уильям Хогарт. Автопортрет. 1745 год.

Это предупреждение, показывающее катастрофические последствия опрометчивого брака по расчету.


Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена первая. Брачный контракт.

Сцена первая. Брачный контракт.

Две семьи изображены на картине. С правой стороны та, у которой нет денег. С левой стороны — состоятельная и зажиточная семья. Будущие супруги не смотрят друг на друга: жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг.

Отец жениха, граф Сквандер держит в руках свиток с изображением генеалогического древа, а отец невесты — брачный контракт. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты получит связи в высшем обществе.

Собаки, изображенные на картине, — символ пророчащий печальный конец этого предприятия.


Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена вторая. Вскоре после свадьбы.

Сцена вторая. Вскоре после свадьбы.

Утро из жизни супружеской пары. Проведя весь вечер за игрой в карты супруга энергично и радостно подтягивается. Супруг, судя по костюму и шляпе, все ночь провел вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка. У ног — сломанная шляпа, как возможный намек на импотенцию. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченный счета.


Фрагмент второй сцены. Молодая супруга в экстазе.

В отличие от мужа графиня бодра и весела. Сидит в неженственной позе с широко раздвинутыми ногами. На юбке виднеется влажное пятно. Полузакрытыми глазами она смотрит вправо и с помощью карманного зеркальца, дает сигнал кому-то находящемуся за пределами картины.

Развал в доме, неоплаченный счета и безразличие молодых супругов друг к другу. Так рисует Хогарт первые дни брака между обедневшим аристократом и дочерью богатого буржуа.


Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена третья. Визит к шарлатану.

Сцена третья. Визит к шарлатану.

К доктору-шарлатану по имени де ла Пилюль приходит молодой супруг с любовницей и ее матерью. Судя по черному пятну на шее, виконт болен венерическим заболеванием, сифилисом. Доктор ранее прописал виконту ртутные пилюли, которые не помогли. Коробочки в руках держит в руках доктор и девочка. Виконт с требованием нового лекарства угрожающе приподнял трость, а мать девочки держит в руках нож.

Очевидно, что это не визит вежливости.


Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена четвертая. Будуар графини.

Сцена четвертая. Будуар графини.

Утренний туалет графини, принимающей гостей и кокетничающей со своим любовником адвокатом Сильвертангом. Тем самым, кого мы видели в первой сцене. Со свадьбы уже прошло некоторое время, о чем свидетельствует коралловая соска на спинке стула графини, намекающая что графиня уже стала матерью.

Слуга-негритенок в правом углу держит в руках статуэтку Актеона с рогами — символ обманутого мужа. В комнате присутствуют и другие намеки на супружескую неверность графини,— картины на стене.


Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена пятая. Дуэль и смерть графа.

Сцена пятая. Дуэль и смерть графа.

Графиня со своим любовником адвокатом снимают комнату в доме для тайных встреч. Граф, следивший за ними, ворвался в комнату и застал супругу за изменой.

Было решено выяснить отношения с помощью дуэли на шпагах. Во время дуэли граф получил смертельное ранение, его соперник - адвокат убежал через окно.


Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена шестая. Смерть графини.

Сцена шестая. Смерть графини.

Прочитав в газете, что адвокат Сильвертанг казнен, графиня принимает смертельный яд. К ней подносят дочку для прощания. На лице ребенка черное пятнышко, указывающее на сифилис, доставшийся ей от умершего отца. Кроме того, девочка хромает на одну ногу. Так художник подчеркивает, что потомство этой семьи вряд ли выживет.

Отец графини снимает с ее пальца обручальное кольцо. Символ нищеты и разрухи — собака тянется к пище на столе.

Искусство Хогарта, безусловно, несет в себе завуалированную мораль, которую каждый воспримет по-своему.

Интересно узнать, как вы относитесь к этой истории. Поделитесь личным опытом.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Уильям Хогарт(1697- 1764гг.) -английский художник,основатель и крупный представитель английской школы живописи,иллюстратор,автор сатирических гравюр.


"Брачный контракт" повествует о начале типичной для того времени истории. Граф по фамилии Сквандер ("мот") решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа.

Богато одетый пожилой граф (крайний справа) гордо восседает на диване, демонстрируя лист со своим генеалогическим древом-единственное своё достояние. Тут же видны и принадлежащие ему костыли, без которых он уже тоже не может обойтись из-за развившейся подагры. Склонность к расточительству (помимо говорящей фамилии графа) и тут имеет наглядное подтверждение: сквозь окно видно здание нового еще недостроенного дворца.

Торговец, весьма скромно одетый, держит в руках текст брачного контракта в то время, как его дочь, сидящая позади него, внимательно слушает молодого адвоката по фамилии Сильвертан "серебрянный язык" . Сын графа, Виконт, тем временем любуется своим лицом, изучая его прелести при помощи зеркала. На переднем плане две собаки, скованные одной цепью, символизируют этот брак (обычно в произведениях, изображающих влюбленных или супругов, собака — символ верности).


Вскоре после свадьбы, 1743—45гг.

Мы видим молодых, совершенно не интересующихся друг другом. Костюм свежеиспеченного мужа и его шляпа говорят о том, что он провел ночь вне дома, в отличие от молодой супруги, которая, по-видимому, только что встала.

Беспорядок в комнате свидетельствует о характере празднества, имевшего место накануне. Из комнаты уходит управляющий имением, в руке которого пачка неоплаченных счетов и всего лишь один оплаченный, одиноко болтающийся на штыре для нанизывания расписок.

Впавший в апатию хозяин не замечает, что из его кармана торчит дамский чепчик, которым живо интересуется собачка. Декорация комнаты, как и всегда, живо комментирует происходящее: над камином висит картина, изображающая Амура среди развалин.

Художник подтрунивает над манерами новоявленной графини: пьет кофе, как настоящая знатная дама, и при этом вульгарно потягивается. Следует отметить, что художник скорее высмеивает ситуацию, а не людей, которые в ней оказались. Молодая пара предстает жертвой безнравственности, царящей в обществе, и вызывает у зрителя не насмешку, а сочувствие.


Визит к шарлатану, 1743—45

Действие "Визита к шарлатану" происходит в комнате так называемого доктора, которого зовут месье де ла Пилюль. Виконт сидит на стуле, а справа от него — его любовница, возможно, содержанка, совсем ещё девочка; слева от него, возможно, мать девочки.

Очевидно, что это не визит вежливости. Более того, это не первое посещение месье де ла Пилюля. Виконт болеет венерическим заболеванием. Об этом свидетельствует чёрное пятно на его шее (символ венерического заболевания для художника). В то время единственным средством излечения от подобного считалось принятие ртутных пилюль, что и посоветовал ему принимать "доктор".

Похоже, что пилюли не подействовали, поэтому все требуют от доктора найти альтернативный способ излечения. Виконт держит в руке коробочку с бесполезными пилюлями, желая их вернуть и обменять на что-то действительно стоящее или получить назад свои деньги. Ещё одна коробочка — на стуле Виконта, и ещё одна — в руке девочки-проститутки.

В качестве способа убеждения посетители используют не только слова: в левой руке Виконта увесистая трость, угрожающе приподнятая; женщина, предполагаемая мать девочки, сжимает в руках нож.


Будуар графини, 1743—45гг.

Третий эпизод серии показывает будуар графини. После смерти старого графа бывшая дочь торговца получает титул графини (в ознаменование этого события ее будуар украшен несколькими золотыми коронами).

В центре картины изображена графиня, принимающая ранних посетителей во время своего утреннего туалета. Она не сводит глаз с адвоката, в то время как ее подруга увлечена оперным певцом. Два напыщенных гостя наслаждаются горячим шоколадом, а тучный гость мирно дремлет в кресле.

Кажущаяся комичной и безобидной, эта сценка полна тайных намеков, предвещающих приближение большой беды. Два чопорных джентльмена слушают флейтиста и оперного кастрата. Один из джентльменов сидит в бумажных папильотках, которые на темном фоне выглядят маленькими рожками. Этот господин еще как следует не проснулся, поэтому лениво подносит к своим губам чашечку горячего шоколада. Рядом сидит гость в парике с черной наклейкой на лице, прикрывающей сифилитическую язву. Он кривой улыбкой показывает, что слушает певца, и даже пытается слегка дирижировать.

Позади этой пары расположился тучный розовощекий джентльмен. Он мирно похрапывает, сидя с открытым ртом. В руке он держит стек, что позволяет угадать в нем сельского сквайра, большого любителя выпить и закусить, но не выдерживающего скуки, которая обычно царит на этом утреннем приеме графини. Кстати, спящий вполне мог бы оказаться мужем склонившейся перед певцом женщины в белом.


Дуэль и смерть графа, 1743—45гг.

Графиня и адвокат после шумного бала-маскарада изрядно подустали и решили снять в себе комнату, где графиня изменила своему мужу. Виконт тем временем, ещё прежде заподозрив неладное, проследил за влюбленными голубками и застал их во время постельной сцены. Отношения решили выяснять тут же при помощи дуэли на шпагах, в результате которой муж графини получил смертельную рану.

На картине запечатлен момент, когда графиня просит прощения у умирающего мужа. Второй дуэлянт успешно ретировался через окно. Встревоженные шумом в комнату входят хозяин дома и сторож.

Картину всеобщей горечи и разврата дополняют висящие на стене картины — "Суд Соломона" и портрет куртизанки

Смерть графини, 1743—45гг

Действие происходит в доме отца графини. Прочитав в газете (которая валяется у ее ног) о том, что Сильвертанг казнен, графиня решает отравиться. К умирающей для прощания подносят ребенка. Так как в сиротах остается девочка, а в роду нет детей мужского пола, титул, ради которого и был устроен этот брак, оказывается потерянным.

Отец графини снимает с её руки кольцо, поскольку по законам Англии того времени имущество самоубийцы конфисковалось. Справа врач беседует со слугой, обвиняя последнего в приобретении яда.
Через раскрытое окно виден старый Лондонский мост. Собака, пользуясь всеобщей сумятицей, добралась до еды, лежащей на тарелке. Слева на стене висят картины фламандских художников, изображающие жизнь низших слоев общества, что говорит о вкусах хозяина дома.

Серия убедительна потому, что в ней почти нет назидательного элемента, зло остается ненаказанным, мораль отсутствует. Граф погибает во время дуэли от раны, нанесенной любовником графини, а она бросается перед ним на колени, внезапно осознавая непоправимость утраты. Между двумя молодыми людьми возможны были искренние чувства, но они были обречены на неудачу из-за навязанных им фальшивых ролей.

Хогарт впервые создает социальную сатиру, опережая своего современника писателя Филдинга и открывая путь в литературе Уильяму Теккерею и Чарлзу Диккенсу в XIX веке, но в живописи Англии ни при Хогарте, ни позже уже ничего подобного не было .

Искусство Хогарта, бесспорно, значительнее, чем это представляли себе современники, и мы лишь теперь начинаем осознавать всю глубину и смелость его поисков.

С творчеством этого художника познакомилась совсем недавно.Мне понравилась одна из картин"Брачный контракт",а оказалось,что это целая серия картин.Прежде всего мне нравится умение художника подчёркивать сюжет мелкими деталями:это и темы картин,которые висят на стенах,и животные ,и дети.Даже статуэтки на полках расскажут нам многое об их хозяевах.

Поразило то,что так много людей болели сифилисом в те времена.Художнику удалось показать нам жизнь этих людей изнутри.Вроде живут в роскоши,всё у них есть,а разъедает их изнутри.Я не помещала очень подробное описание этих картин,вы сами разберётесь и скажете своё мнение.

Чтобы иметь представление о художнике и его гравюрах помещаю его цикл 4 стадии жестокости:

Читайте также: