Вепсы в вологодской области сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Народов много, страна одна. Под таким лозунгом проходит в этом году Большой этнографический диктант. Акция стартовала накануне Дня народного единства. Вологжане смогут поучаствовать в диктанте уже в шестой раз. Онлайн-опрос продлится до 7 ноября. Задания теста посвящены традициям разных этносов России, их языку, быту и национальной кухне. Участникам предлагают ответить на двадцать общефедеральных вопросов. Ещё десять заданий посвящены региону. Есть вопрос и про вепсов. Этот малочисленный народ Русского Севера живёт в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях. В нашем регионе небольшие вепсские деревни можно посетить в Вытегорском и Бабаевском районах. Побывать в одной из них и познакомиться с уникальной культурой удалось Илоне Черепановой.

Фольклорный коллектив исполняет народные танцы на разных фестивалях, а также поет частушки на вепсском языке. Он совсем не похож на русский. Но услышать его можно в нашей Вологодской глубинке. Например, в деревне Тимошино Бабаевского района.

Вепсы — представители малочисленных народов Севера

Вепсы — представители малочисленных народов Севера

Вепсы — представители малочисленных народов Севера. На Вологодчине их осталось всего примерно 400 человек — в Вытегорском и Бабаевском районах. А в России — шесть тысяч. Чтобы подрастающие поколения не забывали свои корни, в деревне Кийно есть даже школа, где дети помимо русского, обязательно учат еще и вепсский язык. Они занимаются по специальным учебникам. По словам педагогов, уроки не такие сложные, как кажется.


Помимо языка, вепсы стараются сохранить и другие традиции. Так, в деревне Берег больше десяти лет назад открыли Музей вепсской культуры. Им заведует Вера Медникова — она сама вепсянка. В этом доме можно узнать, чем раньше занимались местные жители, какими предметами пользовались и что носили.

Если знаешь алфавит, то легко читать. Букв немного, 26

Если знаешь алфавит, то легко читать. Букв немного, 26

Загадочное и мистическое, даже языческое, имеет для вепсов важное значение. Народность появилась примерно в седьмом веке. Тогда они селились рядом с озерами и занимались рыбной ловлей. Чтобы промысел шел хорошо, заговаривали духов.

В деревне Берег больше десяти лет назад открыли Музей вепсской культуры

В деревне Берег больше десяти лет назад открыли Музей вепсской культуры

Позже вепсы приняли православие. Особое место в традиционной культуре занимает кухня. Вепсы на все праздники готовят уху, рогульки, и пирги — сладкую выпечку.

Особое место в традиционной культуре занимает кухня

Особое место в традиционной культуре занимает кухня

Не смотря на то, что вепсы ведут довольно закрытый образ жизни, они гостеприимны, всегда готовы встретить любого гостя. Жители любят малую родину и ценят свои корни, которые пытаются сохранить.

В конце ХХ века вепсы оказались на грани исчезновения. Их численность в Российской Федерации составляла 12,1 тыс. человек (1989 г.). 48% из них проживала в Карелии, 34% — в Ленинградской области, остальные — в Вологодской области.

Один из самых малочисленных народов проживает, в том числе, и на территории Вологодской области

Сейчас вепсы живут только в трёх регионах: в Карелии, в Ленинградской и Вологодской областях. На Вологодчине поселения вепсов находятся в Бабаевском и Вытегорском районах. Здесь оказались вепсы в 1937 году, когда при образовании области к ней из Ленобласти передали Шольский и Оштинский районы. В них в то время проживали около 5 тысяч вепсов. Сейчас в Вологодской области по переписи 2010 г. всего 412 вепсов. Конечно, особая ценность народности – это их культура и язык. Давайте сначала обратимся к истории, а затем рассмотрим сегодняшнюю ситуацию.

Живой язык и живая культура

Как известно, в 1930 году было написано более 30 учебников на вепсском языке, причём начальное образование полностью предполагалось на родном для вепсов языке. Также на вепсском стали издавать художественную литературу и прессу. В итоге уровень национального самосознания народа резко повысился. Именно на 30-е годы 20 века приходится самая высокая численность вепсов — около 35 тысяч человек.

Позже начался новый период. Ему соответствует сложная социально-политическая обстановка в стране. Преподавание вепсского прекращается, школы закрывают, а авторов учебников репрессируют.

В конце ХХ века вепсы оказались на грани исчезновения. Их численность в Российской Федерации составляла 12,1 тыс. человек (1989 г.). 48% из них проживала в Карелии, 34% — в Ленинградской области, остальные — в Вологодской области.

Ситуация существенно изменилась к лучшему позже, с началом демократизации российского общества. Немногочисленная вепсская интеллигенция сумела привлечь внимание общественности и органов власти.

В этом же 89 году в Бабаевском районе был создан Куйский национальный вепсский сельский совет. Там из 545 человек населения вепсы составляли 60%. В самом посёлке Куе в начальной школе преподается вепсский язык, а в 2004 г. был открыт музей вепсской культуры. Ежегодно проводятся праздники вепсской культуры.

Так жили вепсы, так развивалась их уникальная культура.

Что сейчас с вепсским языком?

Школ, где учатся вепсы, несколько. Одна из них находится в Куе (мы говорим, конечно, о Вологодской области). Подготовка детей в школе хорошая. Тем более, это единственное место в Вологодской области, где преподают вепсский язык. Он был введен в учебный план с 1990 года. Сначала всего 1 час факультатива в 5-9 классе, а с 1992 - года как предмет в начальной школе. Сейчас вепсский язык изучается с 1 по 9 класс.

Директор куйской школы Людмила Загуляева рассказала, что в школе работают 2 специалиста по преподаванию вепсского языка - Ольга Балабан и Елена Шалаева. Оба педагога являются выпускницами школы. Преподавание языка имеет познавательно-практическую направленность, оно дает школьникам знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Учащиеся постоянно ставят театрализованные сценки, проводят праздники, в которых большое внимание уделяется именно фольклору.

Но совсем другая ситуация, например, в Тимошинской школе. Там вепсски й язык не преподаётся, несмотря на многочисленные опросы населения. Как сообщают в администрации района, в школе неоднократно проводился опрос детей и родителей о необходимости систематического изучения вепсского языка, но каждый раз педагоги получали отказ. Возможно, это связано с тем, что непосредственно на территории деревни Тимошино проживает только четверо из 23 официально установленных вепсов. Большинство из официально установленных вепсов проживают на территории бывшего Куйского национального вепсского поселения (14 человек), 5 человек - на территории бывшего Комоневского сельского поселения. И да, ещё одни веский признак - из всех официально установленных вепсов Тимошинскую школу никто не посещает. Так что, стало быть, и вепсский язык изучать незачем (или некому?).

Но родители учеников (10- и 11-классников) вознегодовали. Ведь придётся возить детей в школы за несколько километров. 1 сентября они даже бунтовать собирались: никто из детей не должен был прийти в школу на День знаний. Но планы не реализовались.

Родители возмущаются, только вот не очень понятно, почему. Позиция властей вполне ясна: контингент Тимошинской школы постоянно уменьшается - с 74 детей в 2010 году до 64 в 2015 году. Кроме того, в школе работают 17 педагогов, из них 11 имеют внутреннее совместительство. При этом 6 предметов ведутся не специалистами (образование педагогов не соответствует преподаваемому предмету). При достаточно высоких для района средних показателях качества обучения, результатах сдачи единого государственного экзамена и основного государственного экзамена, в последние годы в Тимошинской школе они более низкие, чем в среднем по району. В том числе по ряду предметов в этой школе имелись случаи получения неудовлетворительных результатов в ходе государственной итоговой аттестации. Поэтому цель оптимизации одна – повысить качество образования для детей. Чтобы старшеклассники могли поступать в вузы. Кроме того, что тоже немаловажно, в школе, куда предлагают перевестись детям, есть профильные классы.

Как сообщают в администрации Бабаевского района, профилизация старшей ступени средних школ является одной из основных составляющих проведения модернизации российского школьного образования. Уже сегодня введен профильный уровень сдачи ЕГЭ по математике, который необходим для поступления в вузы. В дальнейшем количество профильных экзаменов будет увеличиваться. Поэтому для успешного поступления в вузы учащимся должна быть предоставлена возможность обучаться в профильных классах, в которых созданы соответствующие современные условия обучения.

Такие условия созданы, например, в базовой Бабаевской средней школе №1. В этой школе имеется компьютерное цифровое учебно-лабораторное оборудование по естественным дисциплинам. Кто будет спорить, что это не нужно детям? Там отремонтирован спортивный зал, обновлено спортивное оборудование, проведена реконструкция спортивной площадки. Поставлено современное оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, что тоже имеет значение. В этой школе даже имеется компьютерное оборудование (комплексы для дистанционного обучения школьников).

Кроме того, уже в 2015-2016 учебном году на территории Бабаевского района для обучающихся 10-ых классов будут реализовываться физико-математический и химико-биологический профили (в Бабаевской средней школе №1), для учеников 11-ых классов - химический и физико-математический профили (тоже в Бабаевской средней школе №1 и социально-экономический в Бабаевской средней школе №65 ).

Помимо всего прочего, в Бабаевской средней школе №1 имеется благоустроенный интернат, в котором проживают обучающиеся сельских школ района. Понятно, что хочется каждый день бывать дома, но если нет другого выхода, то придётся выбирать: образование или пятидневная отдалённость от родных.

Вепсы, потомки легендарной веси – одна из коренных малочисленных народностей России.

Тонкости светского этикета молодых людей XVIII-XIX веков узнают вологжане

Шимозеро, Пяжозеро, Куя, Войлахта – край девственных лесов и голубых озер – вепсский край. Мир легенд, настоящее Зазеркалье.

А вот для кошки было другое предназначение. Среди вепсов до сих пор широко распространено поверье: тот, кто первым начинает жить в новом доме, первым умирает. Поэтому сначала новоселье в избе справляла кошка - ее первой оставляли там всю на ночь, а сами хозяева вселялись только на следующий день.

Сегодня вепсы, которые в основном уже ассимилировались с другими народами, стараются сохранить некоторые жанры обрядового фольклора, разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они воссоздают традиционную одежду, сценки из жизни и мн. др.

Вологодская область получает из федерального бюджета дополнительные средства в рамках программы поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов, в том числе вепсов.

В БАБАЕВСКОМ РАЙОНЕ ТЕПЕРЬ МОЖНО ПОСЕТИТЬ ВЕПССКУЮ ИЗБУ VEPSLÄINE PERT׳

В ВЫТЕГОРСКОМ РАЙОНЕ СОСЧИТАЛИ ВЕПСОВ

Вепсы ― один из малочисленных северных народов, проживающий в основном в Ленинградской и Вологодской областях России и в Республике Карелии. По данным переписи 2010 года, их численность составляет около 6 тысяч человек. Предками этого народа были жившие близ Балтийского моря финно-угорские племена. Сохранив национальную идентичность, свой язык, своеобразные обряды, обычаи и традиции, вепсы представляют интерес для современных ученых — историков и этнографов.

Традиции вепсов

Праздничные традиции

Большинство вепсов исповедует православие, однако приняв в ХII веке христианство, они не забыли свои языческие корни. Существуют интересные факты о традициях вепсского народа, касающихся верований. Так, вепсы считают, что кроме Всевышнего в мире существует живая сила, с которой нужно поддерживать дружелюбные отношения. Они верят в дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев, почитают домовых, водяных, лесных духов, и всегда ублажают их жертвоприношениями или угощениями. У этого народа сохранились древние языческие ритуалы, которые, по поверьям, оказывают лечебное, оградительное или наказующее действие, их проводят с использованием соли, воды и растений.

Музей вепсов

Год у вепсов начинается с многодневного праздника Syndyma, который отмечается с Рождества Христова до Крещения. В этот период на столе должно быть много хорошей еды, чтобы весь год был сытым. Завершала зимний период Масленица, после которой наступал Великий пост.

Далее по календарю отмечаются:

  • Благовещение (25 марта).
  • Пасха (переходящий праздник, отмечается в период с 4 апреля по 8 мая). В пасхальные дни проводятся богослужения, домашние молебны. На праздничном столе должны быть мясные, рыбные и мучные блюда, и как непременный атрибут ― крашеные яйца.
  • Троица (отмечается на 50-й день после Пасхи). Главная традиция праздника ― украшение домов зелеными ветками.
  • Иванов день (отмечается в день летнего солнцестояния). В этот день женщины занимаются сбором лекарственных растений, которые, по народным поверьям, приобретают наивысшие лечебные свойства.
  • День Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по юлианскому календарю и 28 августа по григорианскому).
  • Воздвижение Животворящего Креста Господня (15 сентября). По вепсским поверьям, с этого дня для змей закрывался вход под землю.
  • Покров Святой Богородицы (1 октября). Этот праздник знаменует встречу осени с зимой и конец сельскохозяйственного года.

Национальные традиции вепсов

Этнокультура вепсов

Национальные традиции вепсского народа включают все сферы материальной, социальной и духовной жизни народа. Для вепсов характерно проживание в небольших общинах, основным занятием было земледелие. Мужчины занимались также рыболовством и охотой, женщины ― ткачеством, шитьем и изготовлением изделий из бересты.

Национальная одежда вепсов отличалась искусной вышивкой. Мужчины носили рубахи с воротником-стойкой, сшитые из домотканого холста и широкие штаны, женщины ― сарафаны из ярких тканей. Девушки ходили с непокрытой головой, волосы заплетали в косы и украшали их лентами. Замужние женщины носили чепцы ― головные уборов в виде капора, закрывающего волосы.

Вепсские одежды

Свадебные традиции

Практически все значимые события в жизни вепсского народа сопровождаются традиционными ритуальными действиями. Свадебных ритуалов так много, что в общинах существовали специальные книги, где была записана очередность их проведения.

Свадьбе предшествовал сговор, на котором решались вопросы о приданом и организации предстоящей свадьбы. За день перед назначенной свадьбой в доме невесты традиционно справляли девичник, а в доме жениха ― мальчишник. В день бракосочетания родственники жениха собирались у его родителей, обедали, оставляя на столе материальную помощь для проведения свадьбы. Затем кортеж отправлялся в дом родителей невесты, где его встречали свадебными песнями и приглашали во двор.

Традиционная свадьба

На этом первая часть свадьбы заканчивалась. Жениха и невесту ставили на вывернутый мехом наружу тулуп, и дружка жениха или его крестный отец благословляли новобрачных, трижды возлагая на их головы икону и хлеб. Далее все отправлялись в церковь, где проводилось венчание.

Последний свадебный обряд ― публичная доставка молодому супругу приданого жены. Его привозили через трое суток после свадьбы, в состав приданого обычно входили комплекты постельного белья, ткани для пошива одежды, посуда и другие необходимые в хозяйстве вещи.

Вепсская свадьба

Вепсские обряды погребения

После смерти тело покойника обмывают, чаще всего для проведения этого ритуала приглашают пожилых женщин. В доме, где умер человек, занавешивают окно и зеркала, а в переднем углу вывешивают вышитое полотенце. Покойника не оставляют одного даже ночью, а в комнате, где он лежит, должен постоянно гореть свет.

Усопших вепсы раньше хоронили в белой одежде без вышивки. Считалось, то яркая вышивка на саване усопшего будет причиной его мучений на том свете. В настоящее время покойника обряжают в одежду, которую пожилые люди обычно готовят себе заранее.

Похоронные традиции

Национальная кухня

В отличие от других народов, кулинарные традиции вепсов можно описать кратко, так как особо изысканных блюд в ней нет. Основой рациона вепсского народа служат мучные продукты, овощи и рыба, мясо включалось в рацион в основном осенью, в период забоя скота.

Из первых блюд вепсы обычно варят щавелевый или крапивный суп, в который кладут картошку, перловую или ячменную крупу, лук и укроп. Подают со сметаной и сваренными вкрутую яйцами. Праздничное блюдо ― сытный и очень вкусный крестьянский суп-гуляш, который готовят из большого количества мяса с костями, картофеля, крупы и лука.

Популярные мясные блюда ― жаркое из мяса с картошкой и вепсские колбаски. Жаркое готовят по классическому рецепту, колбаски делают, набивая тонкие кишки толокном (мука грубого помола из пропаренных и слегка обжаренных зерен ячменя или овса) и жарят в большом количестве масла.

Дополнительные материалы:

В Белом танце красавиц-берез,
По полгода под шалью из снега,
Где дурманит травой сенокос,
Манят Ладога, Свирь и Онега.
Заселили давно, в годы грез,
Край, как Белое озеро, синий,
Обладатели лунных волос,
Вепсы - белые люди России.
В мягкой дреме тех белых ночей,
Что являются сном в Межозерье,
Несказанно поет соловей,
И хранится, как вечность, поверье.
Лунной мудростью явит Руси,
Край серебряный дивные вести,
Чтоб Отчизну от бедствий спасти,
Как когда-то славяне и вепсы.
И польется молочной рекой,
Предрассветный туман исцеленья.
Обретет Межозерье покой,
Явит миру свое вдохновение

Музей вепсской культуры:
Вологодская область, Бабаевский район, д. Берег, 4

Вепсская горница: Вологодская область, Бабаевский район. д. Григорьевская

Читайте также: