Увертюра 1812 чайковский сообщение

Обновлено: 12.05.2024

В конце мая 1880 году Чайковскому его издатель П.И.Юргенсон сообщает, что Н.Г.Рубинштейн назначен главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года.

Издатель также сообщил и о пожелании Рубинштейна, чтобы Чайковский сочинил торжественную увертюру к открытию выставки или же по случаю 25-летия коронации Александра II.

Заказ Рубинштейна предполагал и 3-й вариант - кантату на открытие Храма Христа Спасителя в Москве.

В одном из ответных писем Юргенсону Чайковский откровенно пишет:
"Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным),
ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддать мне вдохновение.

"Первым побуждением композитора было отказаться.
«Для меня нет ничего антипатичнее, как сочинять ради каких-нибудь торжеств, — читаем в одном из его писем к Н. фон Мекк, много лет финансировавшей композитора, давая ему тем самым возможность спокойного творчества. — Подумайте, милый друг! Что, например, можно написать по случаю открытия выставки, кроме банальностей и шумных общих мест?

Получив письмо лично от Рубинштейна,
Чайковский все же дал ему обещание написать торжественную увертюру. ". Я вовсе не расположен к работе. Тем не менее слово исполню", - писал он брату Анатолию.

В основу содержания заказанного произведения Чайковский решил положить события 1812 года, 70-летие которых приходилось на год выставки. Вторжение в Россию вражеских войск, самоуверенность Наполеона, решившего, что он покорил великую страну, подвиг народа, торжество его победы — это привлекло Чайковского значительно больше, чем три предложенных темы.

Однако композитор сильно сомневался в художественных достоинствах написанного.

В период сочинения увертюры (начало октября) Чайковский признавался в письме к Н.Ф.фон Мекк: "Представьте, дорогой друг мой, что муза моя была так благосклонна ко мне в последнее время. что я с большой быстротой написал две вещи, а именно:

1) большую торжественную увертюру для выставки по просьбе Ник. Григ., и
2) серенаду для струнного оркестра в 4-х частях.

То и другое я теперь понемножку оркеструю.
Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет" ..

Завершена увертюра 7 ноября 1880. На титульном листе партитуры Чайковский написал: "1812.
Торжественная увертюра для большого оркестра.
Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский".

Помог и предшествовавший опыт сочинения торжественных произведений - "Торжественной увертюры на Датский гимн" (1866),

"Славянского марша" (1876) и др.
В этом сочинении Чайковский проявил себя как живописец-баталист, потрясающе нарисовав музыкальными средствами картину великой войны.

Сродни увертюре "1812 год" симфоническая картина в опере "Мазепа" - "Полтавский бой" , в котором нашла свое изображение другая битва, также сыгравшая в судьбе России наиважнейшую роль.


История создания

В последней четверти XIX века, когда музыкальное искусство находилось на этапе динамичного развития, в России по аналогии с Западом стало модным к различным государственным праздникам и юбилейным датам заказывать композиторам торжественные произведения.

В мае 1880 года, Петр Ильич, решивший немного отдохнуть от композиторского труда и на время обосновавшийся в Каменке – имении своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой, получил письмо от Петра Ивановича Юргенсона. В своём послании владелец музыкально-издательской фирмы уведомил композитора, что Николай Григорьевич Рубинштейн, назначенный возглавлять музотдел Всероссийской выставки в следующем 1881 году, выразил желание заказать Петру Ильичу произведение праздничного характера. Предлагалось два варианта: первый - это увертюра, первое исполнение которой должно состояться либо на открытии выставки, либо на празднестве по случаю 25 – летней годовщины восшествия на престол Александра II. Второй вариант – это кантата ко дню освещения, построенного в Москве Храма Христа Спасителя.

Петр Ильич Чайковский

В ответном письме издателю Чайковский откровенно признался, что поступившее предложение ему совершенно не нравиться. Во-первых, маэстро не любил сочинять музыку под заказ, а во-вторых, к правившему в то время императору он относился с большой антипатией, да и архитектура вновь построенного Храма композитора не вдохновляла. Разрешить данную ситуацию помогло лишь личное письменное обращение самого Рубинштейна, просьбе которого Петру Ильичу отказать не хватило духа.

Тщательно выбирая тему для своего произведения, Пётр Ильич остановился на приближающейся знаменательной дате: 70-ти летие победы России в войне с Наполеоном. Помимо того, важную роль при выборе тематики сыграл факт, что Храм Христа Спасителя тоже был построен в память о героях событий 1812 года.


Работа над произведением у композитора шла довольно быстро. Возможно, его вдохновляло то, что участники войны с Наполеоном: дворяне Давыдовы и Раевские, состоявшие друг с другом в близком родстве, были обитателями поместья Каменка, где Чайковский работал над своим сочинением. Между тем, может быть потому, что на написание увертюры Петру Ильичу потребовалось совсем немного времени, им овладевали сильные сомнения относительно художественных достоинств его последнего творения. В посланиях своим друзьям он жаловался, что музыка получается очень громкой и шумной.

Произведение было закончено 7 ноября 1880 года, о чём свидетельствует надпись композитора в конце партитуры. В печать увертюра была отдана лишь в 1882 году, а 8 августа того же года состоялось её премьерное исполнение в рамках Всероссийской промышленно-художественной выставки. Концерт проходил на площади перед Храмом Христа Спасителя, который к тому времени ещё не успели достроить. Слушателей, которыми были десятки тысяч обычных москвичей, поразил увеличенный состав оркестра, пушки, стоявшие по бокам и в ритм музыки выполнявшие триумфальные залпы, а также грандиозный торжествующий колокольный перезвон. Успех превзошёл все ожидания и менее чем через год, 26 мая 1883 года, на том же месте во время освещения храма увертюра была исполнена вновь.

Чайковский
сестра Чайковского, Александра Ильинична Давыдова

Интересные факты


Содержание

Приступая к сочинению увертюры, Пётр Ильич понимал, что это должно быть впечатляющее произведение, которое бы ярко отражало величие русского народа, его героизм, проявленный в борьбе против французских захватчиков. Поэтому маэстро в увертюре весьма изобретательно подошёл к построению драматургии, а помимо того добавил в музыку такие звуковые эффекты как колокольный звон и салютные залпы из настоящих пушек.


Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Торжественная увертюра

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 корнета, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокола (колокола должны быть большие, строй их безразличен; бить в них следует, подражая праздничному перезвону. — Прим. Чайковского), cannone (инструмент, употребляемый в театре для изображения пушечного выстрела. — Прим. Чайковского), banda (ad libitum), струнные.

История создания

Музыка

Пётр Чайковский (Pyotr Tchaikovsky)

В 1880 году Пётр Ильич Чайковский получил заказ на создание музыки, посвященной великой победе русских войск в войне с Наполеоном и приуроченной к 25-й годовщине восшествия на престол императора Александра II.

Годовщина

Идея создания музыкального сочинения на эту тему родилась у Антона Рубинштейна – музыканта, педагога и основателя Русского музыкального общества в Москве.

Чайковский приступил к написанию произведения в 1880 году, а в 1882 году на Художественно-промышленной выставке в Москве состоялась премьера, совпавшая также с освящением Храма Христа Спасителя.

Несмотря на негативное мнение Чайковского о своем сочинении, увертюра прочно закрепилась в классическом репертуаре и стала одним из самых часто исполняемых произведений.

Звуки войны

Увертюра описывает вторжение армии Наполеона в Россию и сражение при деревне Бородино под Можайском. В страшной битве обе стороны – и русские, и французы – понесли огромные потери, тем не менее, Наполеону удалось занять Москву. Однако, благодаря храбрости русских войск, великий полководец вынужден был отступить и с позором покинуть Россию.

Триумфальный финал

В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, используя эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Презентация


Между тем в этом произведении запечатлен один из наиболее драматичных и одновременно славных эпизодов истории России – Отечественная война 1812 года. Французская армия, возглавляемая Наполеоном Бонапартом, покорив к этому времени почти всю Европу, надеялась завоевать Россию.

Война продолжалась менее полугода и закончилась полной победой России, благодаря самоотверженности русского народа. Армия Наполеона была с позором изгнана, а русские войска дошли до Парижа и в 1814 году праздновали там победу.

В 1880 году Петр Ильич, находясь у своей сестры, в имении Каменка, надеялся на время воздержаться от сочинительства и заняться переизданиями своих сочинений, но не утерпел и начал работать. В конце мая Чайковскому его нотоиздатель П.И. Юргенсон сообщает, что Н.Г.

Рубинштейн назначен главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года.

В ответ в письме к нотоиздателю П.И. Юргенсону от 3 июля 1880 года Чайковский возмущается: «По поводу выставочной музыки… Я тебе написал то, что… почувствовал, а почувствовал я крайнее отвращение. Да без отвращения и нельзя приниматься за музыку, которая предназначена к прославлению того, что, в сущности, ни мало не восхищает меня.

Тона и теперь соединяет роскошь отделки с тяжеловесностью пропорций.

Увертюра была написана в считанные дни. Выбранный Чайковским сюжет был близок всей его семье. Ведь многие обитатели Каменки, были героями войны 1812 года: Давыдовы, Трубецкие, Раевские – представители знатных дворянских фамилий, они к тому же состояли в родстве.

В письме к своей покровительнице, Надежде фон Мекк, Чайковский признается: «…Муза моя была так благосклонна ко мне в последнее время … что я с большой быстротой написал большую торжественную увертюру для выставки, по просьбе Николая Григорьевича.

И, как не раз было в жизни Чайковского, написанная по заказу увертюра, которая, казалось, сочинялась с таким трудом, в конечном итоге оказалась произведением, наполненным глубоким чувством, ставшим в дальнейшем выдающимся достижением композитора. Издана партитура в Москве, в издательстве П.И.

Юргенсона, в 1882 году.

Увертюра впервые была исполнена 8 августа 1882 года. Так как оркестровая музыка не может звучать в православном храме, исполнил увертюру Чайковского на площади перед храмом грандиозный по составу оркестр с поставленными по бокам настоящими пушками.

В финале сочинения они дают ритмичные победные залпы, а к оркестру в этот момент мощным звоном присоединяются храмовые колокола. Слушали увертюру не музыканты и даже не любители музыки, наполнявшие тогда концертные залы, а тысячи жителей Москвы.

И, естественно, они вызывали у москвичей нужные композитору ассоциации, а образная инструментовка увертюры сделала музыкальные картины, которые рисовал в ней композитор, ещё более яркими и выразительными.

Увертюра начинается с мрачных звуков церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое осуществлялось в России на церковных службах. Затем, сразу же, звучит праздничное пение о победе русского оружия в войне.

Бегство из Москвы в конце октября 1812 года обозначено нисходящим мотивом. Гром пушек отражает военные успехи при походе к границам Франции. Окончание войны — знаменует хор, сливающийся с оркестром, исполняющим с отзвуки колокольного звона в честь победы и освобождения России от Наполеона.

После первых исполнений сочинение имело такой успех, что прочно вошло в музыкальную жизнь России. Еще при жизни Чайковского увертюра неоднократно исполнялась в Петербурге, Москве, Смоленске, Тифлисе, Одессе, Харькове.

В заключении отметим, что высочайший патриотический подъём, который отразила музыка Чайковского, и проведенная в ней идея державности, чрезвычайно востребованы сегодня и не только в России.

Ведь человеку, где бы он ни жил, свойственно ассоциировать себя с победителями и наслаждаться звуками победы. И великое произведение П.И.Чайковского дает нам такую возможность.

1. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. – Л.: Музыка, 1972.

2. Будяковский А.Е. Жизнь Петра Ильича Чайковского.-СПб: КультИнформПресс, 2003.

3. Музыкальная энциклопедия. Т.6 – М.: Советская энциклопедия, 1982.

4. Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. – М.: Музыка, 1972.

5. Ручьевская Е.А. Петр Ильич Чайковский. Популярная монография. – Л.: Музыка, 1985.

6. Чайковский П. о симфонической музыке. Избранные отрывки из писем и статей / Под

ред. И.Ф.Кунина. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

7. Шух М. Чайковский. Пикантные подробности. – СПб: Северо-Запад Пресс, 2009.


В конце мая 1880 году Чайковскому его издатель П.И.Юргенсон сообщает, что Н.Г.Рубинштейн назначен главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года. Издатель также сообщил и о пожелании Рубинштейна, чтобы Чайковский сочинил торжественную увертюру к открытию выставки или же по случаю 25-летия коронации Александра II.

Заказ Рубинштейна предполагал и 3-й вариант — кантату на открытие Храма Христа Спасителя в Москве.

«Для меня нет ничего антипатичнее, как сочинять ради каких-нибудь торжеств, — читаем в одном из его писем к Н. фон Мекк, много лет финансировавшей композитора, давая ему тем самым возможность спокойного творчества.

В основу содержания заказанного произведения Чайковский решил положить события 1812 года, 70-летие которых приходилось на год выставки. Вторжение в Россию вражеских войск, самоуверенность Наполеона, решившего, что он покорил великую страну, подвиг народа, торжество его победы — это привлекло Чайковского значительно больше, чем три предложенных темы.

Однако композитор сильно сомневался в художественных достоинствах написанного. В период сочинения увертюры (начало октября) Чайковский признавался в письме к Н.Ф.фон Мекк: «Представьте, дорогой друг мой, что муза моя была так благосклонна ко мне в последнее время. что я с большой быстротой написал две вещи, а именно: 1) большую торжественную увертюру для выставки по просьбе Ник. Григ.

Leningrad Military Orchestra

Именно в Каменке были живы воспоминания о её прежних обитателях- героях войны 1812 года: генерале Раевском, князе Волконском, Давыдовых (Василии Львовиче и Денисе Васильевиче).

И, как не раз было в жизни Чайковского, написанное по заказу сочинение, в конечном итоге выходило произведением, наполненным глубоким чувством, выполненным с мастерством и ставшим в дальнейшем выдающимся достижением Чайковского. Издана партитура в Москве, в издательстве П.Юргенсона, в 1882 году.

Василий Верещагин / Vasily Vereshagin
В штыки! Ура! Ура! (Атака). 1887-1895

В этом сочинении Чайковский проявил себя не только как мастер психологических коллизий, но и как живописец-баталист, потрясающе нарисовав музыкальными средствами картину великой войны и подвига русского народа в ней.

Василий Верещагин / Vasily Vereshagin
Наполен на Бородинском поле

Василий Верещагин / Vasily Vereshagin
Отступление. Бегство на большой дороге

Еще при жизни Чайковского, она исполнялась неоднократно в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, в том числе и под управлением самого композитора. Имела она большой успех и за границей: в Праге, Берлине, Брюсселе.


Увертюра принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе.

Это монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).

В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Патриотическая идея увертюры, придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.

Симфонический и участвовавший вместе с ним духовой оркестр исполнили это произведение великого композитора с большим подъемом. Бойцы, одетые в походную форму, стоя аплодировали музыкантам. Оркестр пять раз повторял финальную часть увертюры.

Она прозвучала как гимн великому русскому народу, как призыв к победе над врагом.

Я не специалист по истории музыки, но убеждён, что увертюра написана по конъюнктурным соображениям, с явным намерением польстить Церкви и монархии.

Чайковского, говорится о всех произведениях великого композитора, кроме Торжественной увертюры. Кампания эта продолжается и ныне.

Исполняют: Оркестр штаба Западного военного округа и Центральный военный оркестр Министерства Обороны РФ. Дирижер: генерал-лейтенант Валерий Халилов, 25.09.2011 г.


?mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
2017-04-25 14:22:00mislpronzaya
mislpronzaya
2017-04-25 14:22:00Category:В конце мая 1880 году Чайковскому его издатель П.И.Юргенсон сообщает, что Н.Г.Рубинштейн назначен главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года.

Издатель также сообщил и о пожелании Рубинштейна, чтобы Чайковский сочинил торжественную увертюру к открытию выставки или же по случаю 25-летия коронации Александра II.Заказ Рубинштейна предполагал и 3-й вариант — кантату на открытие Храма Христа Спасителя в Москве.

«Для меня нет ничего антипатичнее, как сочинять ради каких-нибудь торжеств, — читаем в одном из его писем к Н. фон Мекк, много лет финансировавшей композитора, давая ему тем самым возможность спокойного творчества.

В основу содержания заказанного произведения Чайковский решил положить события 1812 года, 70-летие которых приходилось на год выставки. Вторжение в Россию вражеских войск, самоуверенность Наполеона, решившего, что он покорил великую страну, подвиг народа, торжество его победы — это привлекло Чайковского значительно больше, чем три предложенных темы.

Однако композитор сильно сомневался в художественных достоинствах написанного.

В период сочинения увертюры (начало октября) Чайковский признавался в письме к Н.Ф.фон Мекк: «Представьте, дорогой друг мой, что муза моя была так благосклонна ко мне в последнее время,.

, что я с большой быстротой написал две вещи, а именно:1) большую торжественную увертюру для выставки по просьбе Ник. Григ., и2) серенаду для струнного оркестра в 4-х частях.То и другое я теперь понемножку оркеструю.

Завершена увертюра 7 ноября 1880. На титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812.Торжественная увертюра для большого оркестра.


Это до сих пор для меня загадка, хотя сама с любовью и почтением отношусь к музыке нашего композитора. Но столь массовая любовь и почитание в мире — всегда повод задуматься и попытаться найти объяснение этому явлению. Вряд ли у меня здесь это получится — сложно. Но можно попробовать поближе присмотреться к двум произведениям Чайковского и на этих примерах что-то понять.

Что любопытно — оба произведения написаны по заказу. К заказной работе у человека может быть самое разное отношение, но часто случается так, что именно такая работа рождает свои шедевры.

Сейчас даже трудно представить, что музыка писалась по заказу и к работе Чайковский приступил с неохотой. Заказ предполагал три варианта: к открытию Всероссийской выставки 1881 года, либо по случаю 25-летия коронации Александра II, либо на открытие Храма Христа Спасителя в Москве.

Из писем П. И. Чайковского видно, что будущая работа не вызвала у него большого энтузиазма:

Но работа есть работа:

Мог ли композитор предполагать, что художественные достоинства человечество оценит очень высоко, сразу и навсегда? И дело не только в эффектности музыки, но и в настоящем, глубоком и искреннем чувстве, которое пронизывает музыку. Человечество умеет это слышать, понимать и ценить.

Сочинение вызвало фурор. Все первые концерты — на бис целиком. В газетах писали:

Дирижирование — серьезная работа: держать в руках целый коллектив (оркестр) и держать одновременно зал (при этом стоя к нему спиной). Возможно, П. И. Чайковский был довольно замкнутым человеком, даже застенчивым, весь опыт дирижирования до этого был для него самого не самым убедительным.

На сайте Кеннеди-центра написано, что именно им часто заканчивались концерты в городах США, под бурные аплодисменты и возгласы.

А смотришь на лица исполнителей или лица слушателей, читаешь тысячи комментариев к каждому ролику — и снова дивишься тому, с какой любовью принимают музыку Чайковского во всем мире.

И нам неплохо бы тоже периодически вспоминать своих гениев. А лучше — почаще.

Читайте также: