Сообщение о салманове композиторе

Обновлено: 16.05.2024

22 октября 1912 ( 4 ноября 1912 г. по григорианскому календарю )
Санкт-Петербург

Народный артист РСФСР ( ru )
Государственная премия РСФСР им. М.И. Глинки ( ru ) ( 1970 г. )

Вадим Николаевич Салманов (г. Санкт-Петербург , 4 ноября 1912 г. - Ленинград, 27 февраля 1978 г. ) - русский композитор . Его самое известное произведение - его Симфония № 2.

Резюме

биография

Салманов учится игре на фортепиано со своим отцом в детстве. В восемнадцать лет, собираясь поступить в Ленинградскую консерваторию , он решил изучать геологию и работал геологом до 1935 года, когда, наконец, решил посещать уроки композиции в консерватории у Михаила Гнесина . После окончания института работал композитором до начала Великой Отечественной войны , когда его записали в Советскую армию . После войны он написал цикл стихов Александра Блока и Сергея Есенина о войне. Позже Салманов положил на музыку стихи Федерико Гарсиа Лорки и Пабло Неруды , а также русских поэтов.

Симфония № 1 ре минор Салманова была написана в 1952 году и посвящена дирижеру Евгению Мравинскому , записавшему все его симфонии. Произведение основано на славянских народных мелодиях, а лейтмотив, прозвучавший в начале первой части, повторяется в Финале . Его Симфония № 4 также была посвящена Мравинскому.

Хотя Салманов был менее политическим, чем Тихон Хренников , он занимал различные политические должности, в том числе должность секретаря Союза композиторов. Также он преподавал в Ленинградской консерватории, где получил образование.

Помимо симфоний, сочинения Салманова включают, в частности, шесть струнных квартетов (1945–1971) и два скрипичных концерта (1964, 1974).

Вадим Николаевич Салманов

В. Салманов - выдающийся советский композитор, автор многих симфонических, хоровых, камерных инструментальных и вокальных произведений. Его оратория-поэма "Двенадцать" (по А. Блоку) и хоровой цикл "Лебедушка", симфонии и квартеты стали подлинными завоеваниями советской музыки.

Салманов рос в интеллигентной семье, где постоянно звучала музыка. Его отец, инженер-металлург по профессии, был хорошим пианистом и в свободные часы играл дома сочинения широкого круга композиторов: от И. С. Баха до Ф. Листа и Ф. Шопена, от М. Глинки до С. Рахманинова. Заметив способности сына, отец начал приобщать его с 6 лет к систематическим занятиям музыкой, и мальчик не без сопротивления подчинился воле отца. Незадолго до поступления молодого, подававшего большие надежды музыканта в консерваторию скончался отец, и семнадцатилетний Вадим пошел работать на завод, а позднее занялся гидрогеологией. Но однажды, побывав на концерте Э. Гилельса, взволнованный услышанным, он принял решение посвятить себя музыке. Встреча с композитором А. Гладковским укрепила в нем это решение: в 1936 г. Салманов поступил в Ленинградскую консерваторию в класс сочинения М. Гнесина и инструментовки - М. Штейнберга.

Салманов воспитывался в традициях славной петербургской школы (что наложило отпечаток на его ранние сочинения), но вместе с тем жадно интересовался современной ему музыкой. Из студенческих работ выделяются 3 романса на ст. А, Блока - любимого поэта Салманова, Сюита для струнного оркестра и Маленькая симфония, в которых уже проявляются индивидуальные черты стиля композитора.

С началом Великой Отечественной войны Салманов уходит на фронт. Его творческая деятельность возобновляется по окончании войны. С 1951 г. начинается и длится вплоть до последних лет жизни педагогическая работа в Ленинградской консерватории. За полтора десятилетия сочинены 3 струнных квартета и 2 трио, симфоническая картина "Лес", вокально-симфоническая поэма "Зоя", 2 симфонии (1952, 1959), симфоническая сюита "Поэтические картинки" (по новеллам Г. X. Андерсена), оратория-поэма "Двенадцать" (1957), хоровой цикл ". Но бьется сердце" (на ст. Н. Хикмета), несколько тетрадей романсов и др. В творчестве этих лет уточняется концепция художника - высокоэтическая и оптимистическая в своей основе. Ее суть в утверждении глубоких духовных ценностей, помогающих человеку преодолевать мучительные искания и переживания. Параллельно определяются и оттачиваются индивидуальные черты стиля: происходит отказ от традиционной трактовки сонатного аллегро в сонатно-симфоническом цикле и переосмысление самого цикла; усиливается роль полифонического, линеарно самостоятельного движения голосов в развитии тем (что приводит автора в будущем к органичному претворению серийной техники) и т. д. Ярко звучит русская тема в бородинской, эпической по замыслу Первой симфонии и др. сочинениях. Гражданственная позиция отчетливо проявляется в оратории-поэме "Двенадцать".

Начиная с 1961 г. Салманов сочиняет целый ряд произведений с использованием серийной техники. Это квартеты с Третьего по Шестой (1961-1971), Третья симфония (1963), Соната для струнного оркестра и фортепиано и др. Однако эти сочинения не провели резкой грани в творческой эволюции Салманова: он сумел использовать новые приемы композиторской техники не как самоцель, а органично включив их в систему средств собственного музыкального языка, подчинив их идейно-образному и композиционному замыслу своих произведений. Такова, к примеру, Третья, драматическая симфония - наиболее сложное симфоническое произведение композитора.

С середины 60-х гг. начинается новая полоса, вершинный период в творчестве композитора. Как никогда ранее он работает интенсивно и плодотворно, сочиняя хоры, романсы, камерно-инструментальную музыку, Четвертую симфонию (1976). Его индивидуальный стиль достигает наибольшей цельности, обобщающей искания многих предшествующих лет. Вновь появляется "русская тема", но уже в ином качестве. Композитор обращается к народным поэтическим текстам и, отталкиваясь от них, создает собственные мелодии, проникнутые народной песенностью. Таковы хоровые концерты "Лебедушка" (1967) и "Добрый молодец" (1972). Четвертая симфония стала итогом в развитии симфонической музыки Салманова; вместе с тем это его новый творческий взлет. В трехчастном цикле преобладают светлые лирико-философские образы.

В середине 70-х гг. Салманов пишет романсы на слова талантливого вологодского поэта Н. Рубцова. Это одни из последних сочинений композитора, передающие и стремление человека к общению с природой, и философские раздумья о жизни.

Произведения Салманова являют нам большого, серьезного и искреннего художника, который принимает близко к сердцу и выражает в своей музыке различные жизненные коллизии, неизменно оставаясь верным высокой морально-этической позиции.


Салманов Вадим Николаевич. Композитор. Народный артист РСФСР (1972).




Вади́м Никола́евич Салмано́в (1912 ― 1978) ― советский композитор.

. "Никогда ничего не бойся, кроме плохо исполненной работы"
В.Н.Салманов



Вадим Николаевич Салманов родился в Петербурге 22 октября (4 ноября) 1912 года
в интеллигентной и состоятельной семье.
Его отец, Николай Германович, инженер-металлург по образованию, был весьма неплохим пианистом, учеником знаменитой Есиповой.
Сведения о матери, Елене Александровне, урожденной фон Фрикен, крайне скудны:
она скоро оставила семью, и маленький Вадим оказался на попечении ее младшей сестры Ольги, полностью посвятившей себя племяннику.

Когда пришло время поступать в школу, Вадима отдали в одну из лучших в городе — бывшее Тенишевское училище, с прекрасным педагогическим составом, высоким уровнем обучения.
Хотя время было послереволюционное, когда в образовании царила анархия и, как правило,
так называемая единая трудовая школа не могла дать подлинных знаний,
Салманов вынес из своей школы блестящие разносторонние знания,
в том числе — безупречное владение французским языком, знание английского и немецкого. Одновременно с занятиями в б. Тенишевском училище, Салманов прошел полный курс теории музыки и гармонии под руководством учеников Римского-Корсакова и Лядова Ф. Акименко,
а затем С. Бармотина.
Занятия по фортепиано продолжались с ученицей Есиповой профессором О. Калантаровой.

Юноша готовился к поступлению в консерваторию, но в год окончания училища умер Николай Германович, уже давно тяжело болевший.
Переехав в 1930 году из престижного района города на Гороховую улицу,
где он стал жить с теткой и матерью, Салманов поступил учеником механика на завод.
Через год он перешел на работу, связанную с гидрогеологией,
и поступил на вечернее отделение геологоразведочного техникума.
Несколько лет прошло в длительных поездках, в основном, на север.
Тогда и началось продолжавшееся всю жизнь увлечение фотографией —
увлечение настолько сильное, что впоследствии Салманов, шутя, говорил,
что фотография — его профессия, а музыка — хобби.

Решение переменить жизнь пришло в 1933 году, после концерта Эмиля Гилельса,
произведшего на юношу колоссальное впечатление.
Салманов вновь начал занятия музыкальными предметами, а в 1936 году поступил в ленинградскую консерваторию в класс композиции профессора М. Ф. Гнесина, талантливого педагога, хранителя традиций Римского-Корсакова.
Обучение в консерватории пришлось совмещать с работой, так как стипендии на жизнь не хватало.
К счастью, работа нашлась по специальности — студент второго курса
настолько хорошо проявил себя в инструментоведении,
что ему поручили вести этот предмет в училище при консерватории.
Кроме того, он стал концертмейстером в хоровом и вокальном кружках самодеятельности Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.
Не исключено, что непосредственная постоянная работа с вокалистами и хористами,
пусть не очень профессиональными, привила ему любовь к хоровому пению и вокальным жанрам
и обусловила в дальнейшем появление прекрасных произведений.

Салманов сдавал государственные экзамены, когда началась Великая Отечественная война.
Сразу после получения диплома он был призван в армию.
Гнесин, горячо относившийся к своему талантливому ученику, всеми силами старался освободить его от этой службы, но хлопоты профессора увенчались успехом лишь в 1945 году,
когда война уже заканчивалась. Гнесин вызвал Салманова в Москву и устроил преподавателем в свой (имени Гнесиных) Музыкальный институт. Там Салманов преподавал до 1949 года.

Так проходят годы. Последняя, Четвертая симфония, написана в 1976 году. К этому времени композитору становится все труднее в консерватории.
Уходят старшие коллеги, с которыми он начинал педагогическую деятельность.
Он чувствует, что его высокие требования, его бескомпромиссность не находят отклика в молодых членах кафедры, с которыми он все более теряет взаимопонимание.
Салманов с его интеллигентностью, знанием языков, довольно необычной для музыканта общей образованностью, широкой эрудицией, да к тому же острым и чрезвычайно язвительным,
саркастическим умом, чувствует себя чужим среди людей другого поколения, другого воспитания и взглядов.


1938—1941 и 1946—1952 преподаватель (в 1947—1951 зав. композиторским отд.) Муз. училища при Ленингр. конс. В 1952—1973 преподаватель Ленингр. конс. (с 1965 проф.).
С 1968 секретарь правления Союза композиторов РСФСР.
Гос. премия РСФСР им. М. Глинки (1970).

Салманов скончался 27 февраля 1978 года в Ленинграде.



Л. Михеева
**********************************************************************
Здесь можно послушать Музыку Вадима Николаевича.:

Сочинения:
балет Человек (по Э. Межелайтису, 1964);
для солистов, хора и симф. орк. — поэма-оратория "Двенадцать" (по А. Блоку, 1957),
кантата "Скифы" (по А. Блоку, 1973);
для солиста, хора и симф. орк. — кантата "Ода Ленину" (сл. П. Неруды, 1970);
для симф. орк. — картина "Лес" (1949),
Русское каприччио (1950),
Славянский хоровод (1952),
Поэтические картинки (по мотивам стихотворений в прозе X. К. Андерсена, 1955),
Детская симфония (1962),
симфонии: I (1952),
II (1959),
III (1963),
IV (1976);
для скр. и симф. орк. — концерты: I (1964), II (1974);
для голоса и симф. орк. — поэма "Зоя" (сл. М. Алигер, 1951);
для струн. орк. — Маленькая симфония (1941);
для ф-п. и струн. орк. — Соната (1961);
для скр. и кам. орк. — сюита "Ночи большого города" (1969);
для влч. и кам. орк. — Монолог (1972);
для голоса и кам орк. — Три русские песни (сл. нар., 1975);
для 2-х скр., альта и влч. — Сюита (1939),
квартеты: I (1945), II (1958), III (1961), IV (1963), V (1968), VI (1971);
ф-п. квартет (1948); ф-п. трио — I (1946), II (1949);
для скр. и ф-п. — сонаты: I (1945), II (1962),
Лирические страницы (пять пьес, 1954);
для ф-п. — Пятнадцать детских пьес (1951);
для хора и органа — вокализы: De profundis, In memoriam (1973),
кантата "К молодым" (сл. А. Твардовского, 1976);
для голоса и ф-п. — циклы: на cл. А. Блока (1945), А. Фета (1947), Я. Купалы (1947), С. Есенина (1955), Испания в сердце (сл. Ф. Гарсиа Лорки и П. Неруды, 1959),
Песни об одиночестве (сл. Ф. Гарсиа Лорки, 1967),
на cл. Ф. Тютчева (1970), Т. Ружевича (1971),
П. Б. Шелли (1975);
для хора — концерты: Лебедушка (сл. нар., 1970),
Добрый молодец (сл. нар., 1972),
Четыре хора на cл. совр. чешских поэтов (1976),
циклы на cл. Р. Гамзатова, С. Есенина, Я. Купалы, Ф. Тютчева, Н. Хикмета;
музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Природное дарование, активное участие в художественной самодеятельности, увлеченность музыкой привели его к профессиональному музыкальному искусству. В 1947 году Рафик Сальманов стал студентом башкирской студии при Московской консерватории им.П.И.Чайковского.

Завершив образование, он возвратился в Уфу и деятельно включился в музыкально-общественную жизнь республики: работал музыкальным редактором Башкирского радио, научным сотрудником фольклорного кабинета при Управлении по делам искусства БАССР, музыкальным консультантом Республиканского Дома народного творчества и руководителем секции самодеятельных композиторов. В 1961 году Рафик Сальманов был принят в Союз композиторов Башкирии, впоследствии неоднократно избирался членом Правления Союза композиторов БАССР.

Последние годы жизни композитор жил на родине, в селе Аскарово – административном центре Абзелиловского района. Скончался он 4 июля 2003 года на 86 году жизни и похоронен здесь. Имя композитора Рафика Сальманова носит одна из новых улиц Аскарово.

Читайте также: