Европейское искусство 18 века сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Европейская культура XVIII века не только продолжает культурное развитие предшествующего (XVII) столетия, но и отличается от него –по стилю, колориту, тональности.

Вольтер и Руссо во Франции, Гете и Шиллер в Германии, Юм в Англии, Ломоносов и Радищев в России – все великие просветители–гуманисты XVIII столетия выступали как убежденные сторонники и защитники человеческой свободы, широкого и универсального развития личности, непримиримые противники рабства и деспотизма. Во Франции, где противоречия общественной жизни переживались особенно остро, идеология Просвещения, материалистическая и атеистическая по преимуществу, стала теоретической, духовной предпосылкой великой революции 1789–1793 гг., а затем начавшегося широкого реформистского движения на континенте. Десятилетием ранее на идеях Просвещения создавалось государство Северо–Американских Соединенных Штатов.

Понять XVIII в. – значит постичь его контрасты и парадоксы. Утонченность, изящество классицизма, великолепие Лувра и Версаля, величие Прадо и Вестминстерского аббатства соседствовали с суевериями, темнотой и неграмотностью масс, с бесправием и нищетой крестьянства, с деградацией и одичанием городских люмпенов. Блеск и нищета еще больше усиливали и оттеняли друг друга.

В производстве, в базисной структуре общества осуществлялся переход от мануфактуры к более развитым и сложным технологиям, к освоению новых видов сырья и источников энергии – к использованию природных сил не в первозданном, а в качественно измененном, преобразованном виде.

В науке монополия механико–математического знания уступала место выдвижению – наравне с ними – опытных и описательных дисциплин: физики, географии, биологии. Естествоиспытатели–натуралисты(Д.Геттон, К.Линней и др.) коллекционировали, систематизировали великое многообразие явлений и образований природы. Качество и количество заняли теперь уже равнозначное, сопоставимое место в логике, языке и мышлении теоретика.

Но и на родине революции – во Франции – идеи Просвещения не были однородны, претерпев существенную эволюцию – от реформизма (в первую половину столетия) к откровенно революционным программам действия (в 60–80–е гг. XVIII в.). Так, если у представителей старшего поколения просветителей– Монтескье и Вольтера,выражавших интересы и умонастроения верхушечных слоев дореволюционной французской буржуазии, преобладала идея постепенного обуржуазивания феодального общества по образцу соседней Англии, давно уже утвердившей у себя конституционно–монархический строй, то у идеологов следующего поколения антифеодальных мыслителей –Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха – прослеживался уже другой настрой: решительное отрицание помещичьей собственности и сословных привилегий, открытый призыв к свержению деспотической власти.

Историческое время смягчило, сгладило эти противоречия. В глазах потомков великие деятели Просвещения –с каких бы позиций ни вели они критику идеологии и практики отживающего строя – делали одно, общее дело. Но в актуальном переживании современниковаристократический и демократический пути борьбы за переустройство общества были более чем двумя равноценными и равнозначными, равновозможными вариантами прогресса. Каждый изних не только по–своему выражал исторический опыт прошлого (вследствие давно уже происшедшей и продолжающейся дивергенции в культуре материального и духовного, нравственного и умственного развития), но и был по–своему продолжен в будущем – в европейской истории следующего, XIX столетия.

Судьба идей и учения Руссо еще более сложна и необычна. Изних рождались лозунги Французской революции: свобода, равенство, братство и во имя свободы появлялись вопреки логике – императивы и программы якобинской диктатуры, оправдывающие не только теорию, но и практику массового, истребительного террора (о чем сам философ, умерший за 10 лет до революции, конечно, и не помышлял).

Но Руссо был не только (и не столько) предтечей Робеспьера и Марата. Имя женевского мудреца стоит у истоков и другого духовного течения, которое в целом можно охарактеризовать как романтически–патриархальное и антитехнократическое. (Через 100 лет после него эти же идеи у нас в России отстаивал Лев Толстой.) Руссо, Толстой, их единомышленники и последователи выразили протест широких масс (Руссо – городских низов, Толстой – крестьянства) против той тяжелой поступи цивилизации, которая осуществлялась не для, а за счет народа. На заре первой промышленной революции Руссо не дал обольстить себя скороспелыми плодами материального прогресса, предупредив об опасности неконтролируемого воздействия человека на природу, громко заявив об ответственности ученых и политиков не только за ближайшие, но и за отдаленные последствия принимаемых ими решений.

Европейское Просвещение вписалось в историю культуры как эпоха гордого и самонадеянного сознания Ее современники гордились cобой и своим временем. Поэт века – Гете – с олимпийским величием и глубоким удовлетворением взирал на ход мировых событий который – казалось тогда – полноcтью подтверждал разумность и моральную оправданность действительности.

Культура Западной Европы XVIII века (эпохи Просвещения)

В XVIII веке Франция была главный законодательницей мод и художественных стилей для всей Европы. Большое влияние на культурную жизнь не только французской, но и всей европейской аристократии оказывали нравы и вкусы царившие при дворе французских королей.

Живопись XVIII столетия

Три основных направления в искусстве XVIII века (на примере живописи):

Классицизм - произведения искусства должны создаваться на основе строгих канонов, обнаруживая стройность и логичность мироздания. Культ разума и гармонии, большое внимание к общественно-воспитательной функции искусства.

классицизм 18 век, Ж.-Л. Давид, Клятва Горациев

Рококо - направление в изобразительном искусстве, отличающееся изяществом, изысканностью, обилием декоративных элементов. Отражение культа наслаждений и галантности, царивших с начала XVIII в. при дворе французских королей и подражавших им монархов других стран Европы.

рококо 18 век, Ж. О. Фрагонар, Качели

Сентиментализм - возникшее в конце XVIII в. направление в литературе и искусстве, для которого характерен культ чувства и душевных переживаний.

сентиментализм 18 век, Ж. Б. Грёз, Паралитик

Если при дворе Людовика XIV царила атмосфера торжественной парадности, то при его преемниках в придворных кругах стал господствовать культ наслаждения, любовного флирта и беззаботных развлечений.

интерьеры рококо, рококо 18 век

Ф. Буше

Литература эпохи Просвещения

 Дефо, Робинзон Крузо

Путешествия Гулливера, Д. Свифт

Архитектура XVIII века

дворец Фридриха II, Сан-Суси

Церковь Святой Женевьевы, пантеон, архитектура 18 века

Церковь Святой Женевьевы (1790) в Париже, которая была возведена по образцу римского Пантеона, представляет собой пример классицизма. Ее строительство было начато еще при Людовике XV(1715-1774), а закончилось незадолго до Великой Французской революции. Впоследствии стала Пантеоном, местом захоронения великих людей Франции.

Музыка Венской классической школы XVIII столетия

Этот период знаменуется переходом от духовной музыки к светской. Яркие представители направления:

И. С. Бах (более 1000 музыкальных произведений),

В. А. Моцарт (около 1000 музыкальных произведений),

Своеобразие яркого вклада, которое внесло европейское искусство 18 века в историю мировой художественной культуры, определяется в основном тем, что этот период был последним историческим этапом длительной переходной от феодализма к капитализму эпохи. 18 век в истории западноевропейского искусства является временем дальнейшего развития ряда национальных художественных школ, среди которых ведущее значение приобретает французская. Яркий расцвет переживают и некоторые другие национальные школы, прежде всего английская. Последняя впервые после эпохи средневековья начинает играть видную роль в развитии мирового искусства. Вместе с тем Фландрия и Голландия, пережившие в 17 веке период исключительного подъема художественной культуры, в 18 веке уже не выдвигают в искусстве крупных явлений, которые могли бы претендовать на европейское значение. Это в значительной мере относится и к Испании, где возрождение национальной художественной культуры наступает лишь в последней четверти 18 века.

В Италии в этот период оригинальные и значительные произведения создает в основном лишь венецианская школа. Оживление художественной жизни можно отметить в Германии. К концу 18 века относится и ряд достижений в искусстве Соединенных Штатов Америки.

XVIII век принято называть веком Просвещения, хотя в действительности его идеалы формировали культуру и искусство только со второй половины столетия. Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей затем новой волной классицизма (неоклассицизм). В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братства. Идеи эти как будто должны были воплотиться во Французской революции 1789—1794 гг., однако, она стала их крушением.

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) —характерные черты искусства XVIII в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти особенности художественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.

Архитектура позднего барокко, более динамически усложненная, декоративно перегруженная и менее величаво-монументальная, чем в 17 в., получила широкое развитие в тех странах, где не назревали еще предпосылки к ликвидации абсолютизма и переходу к капитализму. Например, в Италии барочные традиции продолжали существовать на протяжении первых двух третей 18 в. не только в архитектуре, но и в живописи и в скульптуре.

Наряду с классицизмом в культуре второй половины 18 в. получили развитие такие направления, как сентиментализм и так называемое предромантическое движение в искусстве. Эти направления наиболее полно воплотились в поэзии, театре, прозаической литературе. В изобразительных искусствах их влияние было менее заметным и, особенно во Франции, менее плодотворным. Если классицизм выражал преимущественно высокие гражданские и этические идеалы эпохи в их наиболее всеобщей и отвлеченной форме, то сентиментализм и предромантизм обращались непосредственно к утверждению ценности личного мира чувств человека или драматичности его конфликтов с окружающей действительностью.

Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В лишенной национального единства Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции, уже прочно ставшей законодательницей новых художественных веяний, прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве и особенно в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма развитого буржуазного общества. Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством, по сути, подготавливал романтизм нового столетия. Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Европейское Искусство и Музыка XVIII века.
Плетухина Елена Сергеевна
учитель Истории и Обществознания

Портрет Людовика XV

Огромное значение для развития прогрессивных идей культуры XVIII века имело французское Просвещение. Религия, понимание природы, общество, государственный порядок — все было подвергнуто самой беспощадной критике: все должно было предстать пред судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Французские просветители, начиная с Ж. Мелье, Монтескье, Вольтера, Руссо и кончая энциклопедистами во главе с Дидро, плеяда писателей, в числе которых были Лесаж, Прево, Мариво, Бомарше, и мастеров изобразительного искусства в лице Ватто, Шардена, Латура, Пигаля, Буше, Греза, Фрагонара, Гудона, Давида распространили французскую культуру и французское искусство по всей Европе, придав им ту своеобразную и неувядаемую прелесть и ценность, которые пленяют и не могут не интересовать современников до наших дней.
Дидро

Вольтер
Монтескье
Лесаж Ален Рене
ЖАК ЛУИ ДАВИД
Гудон, Жан-Антуан

Мастера изобразительного искусства XVIII века состояли в гораздо более тесном контакте со зрителями и критиками, чем в прошлом. От них требовали, чтобы их работы служили средством развлечения, призывали наслаждаться жизнью. Наиболее яркими мастерами, характерными для игриво-кокетливой, праздничной, декоративной живописи, господствовавшей в придворном искусстве в первой половине XVIII века во времена Регентства и недолгого царствования Людовика XV, были изысканно нарядный Франсуа де Труа (1679—1752), декоративно чувственный Франсуа Лемуан (1688—1737), грациозный Шарль Натуар (1700—1777), изящный Шарль Антуан Куапель (1694—1752), манерный и малоестественный Карл Ванлоо (1705— 1765) и самый крупный художник искусства рококо Франсуа Буше (1703—1770).

Жан Франсуа Де Труа
Шарль Жозеф Натуар.

Шарль Антуан Куапель
Карл Ванлоо
Франсуа Буше

Таким образом, начиная с середины XVIII столетия и особенно во второй половине века, изобразительное искусство все более меняется, обращаясь к поискам более правдивых, реалистических образов.
Конец XVIII века характеризуется Французской буржуазной революцией 1789—1794 годов и началом нового периода в истории Европы.
В изобразительном искусстве это время ознаменовано господством классицизма; наиболее яркий и передовой художник революции Луи Давид утверждал суровые и мужественные идеалы борьбы за общественный долг, за свободу личности. Его энергичный художественный язык был лаконичным и сдержанным. Он выражал чувства патриотизма и гражданской доблести.

Век Просвещения, век развития интеллектуальной мысли не мог не интересоваться выражением в искусстве индивидуального, психологического. Мастерские, проникновенные портреты, исполненные Латуром и Перронно, Шарденом и Аведом, Хогартом, Рейнольдсом и Гейнсборо, Грезом и Гисланди повлияли на развитие портрета в XIX веке. Без тех правдивых, поэтичных и непосредственных изображений природы, которые дали пейзажисты XVIII века, такие, как Ж. Верне и Г. Робер, Каналетто и Гварди, Фрагонар и Гейнсборо, немыслимы также и достижения пейзажной живописи XIX века.
И, наконец, неоспорим вклад, внесенный Шарденом и Грезом, Хогартом и Ходовецким, Креспи и Бонито в развитие реалистической жанровой живописи, которая получит столь широкое распространение лишь в последующее столетие. Таким образом, мы видим, что XVIII век принес много нового в изобразительное искусство Западной Европы как со стороны развития техники живописи, так и дальнейшей разработки различных жанров в искусстве. Помимо успехов, достигнутых многими отдельными художниками, нельзя не отметить и тех факторов, которые оказали положительное влияние на организацию художественного воспитания.
Восемнадцатое столетие характеризуется повсеместным созданием Академий художеств, учреждений, объединявших крупнейших мастеров изобразительного искусства и подготовлявших молодых художников.
В 1697 году была создана Академия в Дрездене.
В 1699 — в Берлине.
В 1726 — в Вене.
В 1754 — в Копенгагене.
В 1755 — в Венеции.
В 1758 — в Петербурге.
В 1768 — в Лондоне.

В 17–18 вв. центр музыкального профессионализма перемещается из церкви во дворцы королей и вельмож, а к середине 18 в. – в публичные городские учреждения: оперные театры, концертные площадки на открытом воздухе, музыкальные общества, учебные заведения.
19 в. - эпоха инструменталистов-виртуозов, часто заслонявших славой и популярностью фигуры композиторов. Многие композиторы того времени получали известность прежде всего как выдающиеся исполнители, покорявшие публику изумляющей виртуозностью и пылким темпераментом.

Современников восхищала непревзойдённая игра Баха на органе. Однако постоянно слыша в свой адрес восторженные отзывы, Бах неизменно отвечал:
- Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время - и тогда инструмент играет сам.

Третье важнейшее для истории музыки имя – Людвиг ван Бетховен(1770-1827). Он творил на рубеже 18 и 19 веков во всех существовавших тогда музыкальных жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Бетховен считается первым представителем романтизма в классической музыке.
Сонаты для фортепиано -"Лунная ", " Патетическая’’
Опера - "Фиделио "
Симфонии -"Героическая "

Одним из наиболее выдающихся произведений композитора считается 9-я Симфония, однако немногим известно, что Бетховен создал её будучи совершенно глухим.

Читайте также: