Усиление роли племенных вождей имущественное расслоение сообщение

Обновлено: 28.06.2024

Период разложения первобытнообщинного строя характерен существенными изменениями и в формах общественной органи­зации. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Из общей массы членов рода выделяется обособ­ленная группа вождей, военачальников, жрецов.

Появление войн как постоянного промысла способствовало развитию военной техники и военной организации. В этих усло­виях большое значение приобретает военный предводитель. По­началу это был обычный старейшина, но в дальнейшем, как пра­вило, появлялся особый военный вождь племени или союза пле­мен, оттеснявший на задний план других старейшин. Возникла специфическая организация власти, которую Маркс и Энгельс вслед за Морганом назвали военной демократией. Это была пока демократия, потому что еще сохранялись все первобытные де­мократические учреждения: народное собрание, совет старей­шин, племенной вождь. Но, с другой стороны, это была уже иная, военная демократия, потому что народное собрание было собра­нием лишь вооруженных воинов, а военный предводитель, окру­женный и поддерживаемый своей дружиной, приобретал все боль­ше влияния и власти за счет других старейшин. Система военной демократии еще предполагала равенство всех воинов: каждый участник грабительского похода имел право на свою долю добы­чи. Но, с другой стороны, она уже не знала фактического равен­ства: не только военный предводитель, но и его приближенные и дружинники забирали себе большую и лучшую часть награблен­ного. Эти лица, используя общественное положение, обращали в свою собственность лучшие участки земли, приобретали боль­шее количество скота, брали себе большую часть военной добы­чи. Свою власть они использовали для защиты личных интере­сов, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплемен­ников. Вошедшее в обычай замещение родовых должностей из определенных семей превращается в почти неоспоримое право этих семей на их занятие. Власть вождей и военачальников ста­новится наследственной и усиливается вследствие постоянных войн. Вокруг вождя группируются его приближенные, образую­щие военную дружину, которая с течением времени выделяется в качестве особой привилегированной общественной группы. Это зародыш постоянного войска.

Военная демократия обычно связывается с периодом, когда мир­ному состоянию патриархальных общин приходил конец, а веде­ние войн приобретало все большее значение. Для пополнения числа рабов, труд которых начинает использоваться уже в эпоху патриархата (домашнее или семейное рабство), требовались во­енные набеги. Военная добыча играла особую роль в экономике общины, являясь дополнительным (а подчас и основным) источ­ником существования.

Однако видеть в войнах единственную причину перестройки организации общественной власти в общинах было бы неверно.

От сходки сородичей времен родовой демократии народное ахей­ское собрание отличалось не только более сложной процедурой своего проведения, но и расширением круга своих полномочий. Оно решало вопросы войны и примирения с соседями, раздела добычи, переселения, изгнания или казни предателей, проведе­ния общественных работ, наконец, оно обсуждало кандидатуру и выбирало вождя. Можно сказать, что если раньше общинники от мала до велика толпились вокруг заседающего совета старейшин, выражая криками согласие или несогласие с его решениями, то теперь собрание превратилось в работающий орган, на который допускались только взрослые воины-мужчины и на котором каж­дый воин имел право высказаться.

Как ни велика была еще роль народного собрания в жизни племени, основную роль играли племенная знать и вождь. Преж­де их сила заключалась в моральном авторитете, теперь — в бо­гатстве, родовитости, влиянии на рядовых общинников, а вож­дя — и а военных заслугах перед племенем. Возвышению воена­чальника-вождя способствовала формировавшаяся вокруг него группа воинов, живших в основном военным промыслом (дру­жинников). Усиление роли племенной аристократии как самостоятельной социальной силы в управлении жизнью племени проис­ходило и по мере того, как племенная организация получала пре­обладание над родовой и разрушалось кровнородственное единство коллектива. Влияние племенной знати усиливалось и в результа­те сочетания управления отдельным родом с управлением всей общиной как социально цельной единицей.

Свои экономические и социальные привилегии племенная ари­стократия и вождь стремились передать по наследству. В целом происходила борьба демократических и олигархических начал в управлении. Одним из инструментов этой борьбы была постепен­ная сакрализация власти вождя, в которой племенная знать виде­ла важный фактор укрепления и своих позиций, поскольку они охранялись авторитетом этой власти.

Большинство исследователей, опираясь на данные историчес­кой науки, этнографии и археологии, на анализ содержания ми­фов и древнейших памятников письменности, считают, что фор­мированию государства предшествовали предгосударственные властные структуры. Некоторые авторы (прежде всего Л. С, Васильев) ввели и научный оборот новое

Со временем привычным явлением становилось создание различных союзов: мужских и женских. Число последних было незначительным. Мужские союзы были открытые, куда принимали всех, и тайные – закрытые (в них приём ограничивался).
Члены союзов уплачивали взносы, а союзы устраивали празднества, пиры и т. д. Они также всячески защищали интересы своих членов, их преимущество и привилегии, выводили из-под власти общинно-родовых отношений. Так формировалась прослойка привилегированных людей. Они считали себя благородными, имевшими родословную, и подчеркивали свою исключительность. Бедных же считали простолюдинами, чернью. Низшую ступень занимали зависимые люди – должники, взявшие имущество в долг и не вернувшие его, арендаторы скота, инвентаря и др. Взятых в плен перестали убивать как лишних людей, нахлебников и оставляли в общине в качестве младших членов, слуг, а потом как рабов.

Так формировались классы бедных и богатых, рабов и хозяев. Между ними возникали напряженность, конфликты и борьба за экономические интересы. Чтобы подавлять эту борьбу и сглаживать конфликты, чтобы классы не уничтожили друг друга, чтобы урегулировать их отношения и возникло государство. Таков один из путей возникновения государства. Функция урегулирования конфликтов – одна из основных в деятельности этого нового учреждения, причем урегулирование часто сводилось к подавлению выступлений и протестов низших слоёв населения. Но не менее важной была и функция организации хозяйственной жизни в регионах с мощными оросительными
системами. Неслучайно поэтому первые в истории государства появились в Передней Азии, на севере Африки, в долинах крупных рек Азии.

Возникает вопрос: почему так долго в течение сотен тысяч лет в разных частях нашей планеты существовало первобытное общество, не было имущественного неравенства, классов и государства? Потом вдруг и сравнительно недавно это все появилось. Очевидно, следует ответить, что эволюция человеческого общества шла очень медленно. Получаемых от природы готовых средств существования едва хватало для физического выживания людей. Избыточный продукт, остававшийся после
удовлетворения элементарно необходимых потребностей, впервые стал появляться у высокоспециализированных так называемых высших охотников и рыболовов. У них возникло обособление разных видов деятельности (охота, рыбная ловля, собирательство), что позволяло получать больше средств к жизни.

Получаемый высокоорганизованными охотниками избыточный продукт был не регулярным и не таким большим, чтобы возникли крупные поселения и города. Отсутствовало и значительное имущественное расслоение, классы и цивилизация вообще с присущими ей письменностью, государством и правом.
Избыточный продукт систематически и в значительных объёмах люди стали получать тогда, когда перешли к регулярному, постоянному выращиванию полезных растений и плодов, приручили диких животных, сделав их домашними, стали использовать тягловую силу животных для вспашки земли и для передвижения. Эти процессы происходили относительно медленно (в течение столетий и даже тысячелетий) и получили название – неолитическая революция.
Большая замедленность процессов обусловлена тем, что это было ещё в каменном веке, точнее в последней стадии его развития, называемой неолитом (новым (нео)каменным (литом). Люди использовали каменные орудия труда и соответствующие технологии, получали средства существования в незначительных объёмах, которых едва хватало для выживания.

Стимулы к переходу от собирательства к производству и необходимость этого перехода появились тогда, когда, с одной стороны, стали появляться совершенные орудия из камня (шлифованные и полированные топоры, ножи, орудия с просверленными отверстиями), а с другой – могли подействовать различные природные катаклизмы: засухи и неурожайные годы для дикорастущих растений, массовый падеж диких животных и т. п.
И люди вынуждены были приспосабливаться к изменившимся условиям: постепенно переходили от собирательства к выращиванию полезных растений и приручению диких животных.
Указанные процессы – появление производящей экономики, формирование новых общин и племен, союзов племен и, наконец, возникновение классов, государств – важно исследовать учёным и специалистам разных направлений. Почему появлявшийся избыточный продукт первоначально расходовался на формирование даров и развитие дарообмена? Почему стало престижно делать подарки и чем крупнее и ценнее подарок, тем престижнее? Для создания вещей-даров в определенный период даже возникла престижная экономика. Люди трудились, чтобы сделать подарок. Но через некоторое время избыточный продукт стал постепенно присваиваться отдельными лицами, они
начали богатеть и стали привилегированным слоем общества, а затем и правящим классом, взявшим политическую власть в свои руки. Причем, аналогичные процессы происходили во многих частях: в долинах рек Тигр и Евфрат, в Северной Африке, на территории современных Индии, Китая и др.

Избыточный продукт использовался не только для формирования подарков соседним общинам. Какая-то его часть могла использоваться на поощрение за очень успешный труд. Это было дополнительным трудовым распределением наряду с обычным, традиционным уравнительным. Применение новой формы распределения расширялось. Количество успешно работающих увеличивалось, и они со временем старались отделиться от общины, создать своё хозяйство, семью, чтобы самостоятельно
получать и распоряжаться избыточным продуктом.

Были и такие общины, где выделялись умельцы, у которых получался хороший результат в создании орудий труда, производстве домашней утвари, предметов одежды и т. д. Деятельность таких умельцев называлась домашним промыслом. Они со временем могли стать ремесленниками и тоже выйти из общины. Некоторые из них, наиболее успешные, имели возможность, обособившись, стать зажиточными. Но это очень долгий путь. Больше возможностей получать часть избыточного продукта, создаваемого общиной, имелось у глав родов, лидеров общин и их помощников. Во-первых, за работу по формированию дара, организацию обмена они получали определенное вознаграждение. Во-вторых, другая община что-то дарила первой, и этот ответный дар использовался в общинах. При этом главы родов и общин имели больше возможностей получения увеличенной доли. В-третьих, формирование даров, осуществление обменных операций приносило главам родов и общин дополнительный доход.

Читайте также: