Усиление роли племенных вождей имущественное расслоение сообщение
Обновлено: 28.06.2024
Период разложения первобытнообщинного строя характерен существенными изменениями и в формах общественной организации. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Из общей массы членов рода выделяется обособленная группа вождей, военачальников, жрецов.
Появление войн как постоянного промысла способствовало развитию военной техники и военной организации. В этих условиях большое значение приобретает военный предводитель. Поначалу это был обычный старейшина, но в дальнейшем, как правило, появлялся особый военный вождь племени или союза племен, оттеснявший на задний план других старейшин. Возникла специфическая организация власти, которую Маркс и Энгельс вслед за Морганом назвали военной демократией. Это была пока демократия, потому что еще сохранялись все первобытные демократические учреждения: народное собрание, совет старейшин, племенной вождь. Но, с другой стороны, это была уже иная, военная демократия, потому что народное собрание было собранием лишь вооруженных воинов, а военный предводитель, окруженный и поддерживаемый своей дружиной, приобретал все больше влияния и власти за счет других старейшин. Система военной демократии еще предполагала равенство всех воинов: каждый участник грабительского похода имел право на свою долю добычи. Но, с другой стороны, она уже не знала фактического равенства: не только военный предводитель, но и его приближенные и дружинники забирали себе большую и лучшую часть награбленного. Эти лица, используя общественное положение, обращали в свою собственность лучшие участки земли, приобретали большее количество скота, брали себе большую часть военной добычи. Свою власть они использовали для защиты личных интересов, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Вошедшее в обычай замещение родовых должностей из определенных семей превращается в почти неоспоримое право этих семей на их занятие. Власть вождей и военачальников становится наследственной и усиливается вследствие постоянных войн. Вокруг вождя группируются его приближенные, образующие военную дружину, которая с течением времени выделяется в качестве особой привилегированной общественной группы. Это зародыш постоянного войска.
Военная демократия обычно связывается с периодом, когда мирному состоянию патриархальных общин приходил конец, а ведение войн приобретало все большее значение. Для пополнения числа рабов, труд которых начинает использоваться уже в эпоху патриархата (домашнее или семейное рабство), требовались военные набеги. Военная добыча играла особую роль в экономике общины, являясь дополнительным (а подчас и основным) источником существования.
Однако видеть в войнах единственную причину перестройки организации общественной власти в общинах было бы неверно.
От сходки сородичей времен родовой демократии народное ахейское собрание отличалось не только более сложной процедурой своего проведения, но и расширением круга своих полномочий. Оно решало вопросы войны и примирения с соседями, раздела добычи, переселения, изгнания или казни предателей, проведения общественных работ, наконец, оно обсуждало кандидатуру и выбирало вождя. Можно сказать, что если раньше общинники от мала до велика толпились вокруг заседающего совета старейшин, выражая криками согласие или несогласие с его решениями, то теперь собрание превратилось в работающий орган, на который допускались только взрослые воины-мужчины и на котором каждый воин имел право высказаться.
Как ни велика была еще роль народного собрания в жизни племени, основную роль играли племенная знать и вождь. Прежде их сила заключалась в моральном авторитете, теперь — в богатстве, родовитости, влиянии на рядовых общинников, а вождя — и а военных заслугах перед племенем. Возвышению военачальника-вождя способствовала формировавшаяся вокруг него группа воинов, живших в основном военным промыслом (дружинников). Усиление роли племенной аристократии как самостоятельной социальной силы в управлении жизнью племени происходило и по мере того, как племенная организация получала преобладание над родовой и разрушалось кровнородственное единство коллектива. Влияние племенной знати усиливалось и в результате сочетания управления отдельным родом с управлением всей общиной как социально цельной единицей.
Свои экономические и социальные привилегии племенная аристократия и вождь стремились передать по наследству. В целом происходила борьба демократических и олигархических начал в управлении. Одним из инструментов этой борьбы была постепенная сакрализация власти вождя, в которой племенная знать видела важный фактор укрепления и своих позиций, поскольку они охранялись авторитетом этой власти.
Большинство исследователей, опираясь на данные исторической науки, этнографии и археологии, на анализ содержания мифов и древнейших памятников письменности, считают, что формированию государства предшествовали предгосударственные властные структуры. Некоторые авторы (прежде всего Л. С, Васильев) ввели и научный оборот новое
Со временем привычным явлением становилось создание различных союзов: мужских и женских. Число последних было незначительным. Мужские союзы были открытые, куда принимали всех, и тайные – закрытые (в них приём ограничивался).
Члены союзов уплачивали взносы, а союзы устраивали празднества, пиры и т. д. Они также всячески защищали интересы своих членов, их преимущество и привилегии, выводили из-под власти общинно-родовых отношений. Так формировалась прослойка привилегированных людей. Они считали себя благородными, имевшими родословную, и подчеркивали свою исключительность. Бедных же считали простолюдинами, чернью. Низшую ступень занимали зависимые люди – должники, взявшие имущество в долг и не вернувшие его, арендаторы скота, инвентаря и др. Взятых в плен перестали убивать как лишних людей, нахлебников и оставляли в общине в качестве младших членов, слуг, а потом как рабов.
Так формировались классы бедных и богатых, рабов и хозяев. Между ними возникали напряженность, конфликты и борьба за экономические интересы. Чтобы подавлять эту борьбу и сглаживать конфликты, чтобы классы не уничтожили друг друга, чтобы урегулировать их отношения и возникло государство. Таков один из путей возникновения государства. Функция урегулирования конфликтов – одна из основных в деятельности этого нового учреждения, причем урегулирование часто сводилось к подавлению выступлений и протестов низших слоёв населения. Но не менее важной была и функция организации хозяйственной жизни в регионах с мощными оросительными
системами. Неслучайно поэтому первые в истории государства появились в Передней Азии, на севере Африки, в долинах крупных рек Азии.
Возникает вопрос: почему так долго в течение сотен тысяч лет в разных частях нашей планеты существовало первобытное общество, не было имущественного неравенства, классов и государства? Потом вдруг и сравнительно недавно это все появилось. Очевидно, следует ответить, что эволюция человеческого общества шла очень медленно. Получаемых от природы готовых средств существования едва хватало для физического выживания людей. Избыточный продукт, остававшийся после
удовлетворения элементарно необходимых потребностей, впервые стал появляться у высокоспециализированных так называемых высших охотников и рыболовов. У них возникло обособление разных видов деятельности (охота, рыбная ловля, собирательство), что позволяло получать больше средств к жизни.
Получаемый высокоорганизованными охотниками избыточный продукт был не регулярным и не таким большим, чтобы возникли крупные поселения и города. Отсутствовало и значительное имущественное расслоение, классы и цивилизация вообще с присущими ей письменностью, государством и правом.
Избыточный продукт систематически и в значительных объёмах люди стали получать тогда, когда перешли к регулярному, постоянному выращиванию полезных растений и плодов, приручили диких животных, сделав их домашними, стали использовать тягловую силу животных для вспашки земли и для передвижения. Эти процессы происходили относительно медленно (в течение столетий и даже тысячелетий) и получили название – неолитическая революция.
Большая замедленность процессов обусловлена тем, что это было ещё в каменном веке, точнее в последней стадии его развития, называемой неолитом (новым (нео)каменным (литом). Люди использовали каменные орудия труда и соответствующие технологии, получали средства существования в незначительных объёмах, которых едва хватало для выживания.
Стимулы к переходу от собирательства к производству и необходимость этого перехода появились тогда, когда, с одной стороны, стали появляться совершенные орудия из камня (шлифованные и полированные топоры, ножи, орудия с просверленными отверстиями), а с другой – могли подействовать различные природные катаклизмы: засухи и неурожайные годы для дикорастущих растений, массовый падеж диких животных и т. п.
И люди вынуждены были приспосабливаться к изменившимся условиям: постепенно переходили от собирательства к выращиванию полезных растений и приручению диких животных.
Указанные процессы – появление производящей экономики, формирование новых общин и племен, союзов племен и, наконец, возникновение классов, государств – важно исследовать учёным и специалистам разных направлений. Почему появлявшийся избыточный продукт первоначально расходовался на формирование даров и развитие дарообмена? Почему стало престижно делать подарки и чем крупнее и ценнее подарок, тем престижнее? Для создания вещей-даров в определенный период даже возникла престижная экономика. Люди трудились, чтобы сделать подарок. Но через некоторое время избыточный продукт стал постепенно присваиваться отдельными лицами, они
начали богатеть и стали привилегированным слоем общества, а затем и правящим классом, взявшим политическую власть в свои руки. Причем, аналогичные процессы происходили во многих частях: в долинах рек Тигр и Евфрат, в Северной Африке, на территории современных Индии, Китая и др.
Избыточный продукт использовался не только для формирования подарков соседним общинам. Какая-то его часть могла использоваться на поощрение за очень успешный труд. Это было дополнительным трудовым распределением наряду с обычным, традиционным уравнительным. Применение новой формы распределения расширялось. Количество успешно работающих увеличивалось, и они со временем старались отделиться от общины, создать своё хозяйство, семью, чтобы самостоятельно
получать и распоряжаться избыточным продуктом.
Были и такие общины, где выделялись умельцы, у которых получался хороший результат в создании орудий труда, производстве домашней утвари, предметов одежды и т. д. Деятельность таких умельцев называлась домашним промыслом. Они со временем могли стать ремесленниками и тоже выйти из общины. Некоторые из них, наиболее успешные, имели возможность, обособившись, стать зажиточными. Но это очень долгий путь. Больше возможностей получать часть избыточного продукта, создаваемого общиной, имелось у глав родов, лидеров общин и их помощников. Во-первых, за работу по формированию дара, организацию обмена они получали определенное вознаграждение. Во-вторых, другая община что-то дарила первой, и этот ответный дар использовался в общинах. При этом главы родов и общин имели больше возможностей получения увеличенной доли. В-третьих, формирование даров, осуществление обменных операций приносило главам родов и общин дополнительный доход.
Читайте также: