Просвещение древней руси сообщение
Обновлено: 04.05.2024
Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и результаты этой деятельности –совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Культуру подразделяют: 1)на материальную и духовную; 2) народную, элитарную и массовую; 3) национальные культуры различных народов и др.
Традиционно объектом рассмотрения историков являются материальные и духовные ценности, созданные народами различных стран в определенные исторические периоды.
Основными направлениями изучения являются: просвещение и наука, литература, фольклор, общественная мысль архитектура, живопись, музыка, театр, кинематограф, бытовые традиции.
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.
Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени и т. д.
Характерные черты:
1. открытость(существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское));
2. синтетичность(культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза).* *- Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских племен. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом. - Второй важнейшей составляющей явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой, дав, таким образом, мощный импульс для развития культуры в целом.
3. самобытностьи самостоятельность (древнерусский народ не просто перенимал достижения и традиции других народов, а творчески их перерабатывал, создавая самобытные и неповторимые произведения);
4. народность и имперсональность(произведения создавались непрофессиональными мастерами, имена которых чаще всего не были обозначены).
Письменность. Просвещение.
1. Письменность на Руси появилась до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.
2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во 2 пол. IX в. братьев Константина(принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия,создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Договор 911г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.
Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаголицей и кириллицей.
• Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. Вероятно именно она была создана Кириллом , использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо,но и древне-еврейский и другие восточные алфавиты, а также буквысобственного изобретения. Памятники, где использована глаголица,написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда — наоборот.
• В основу кириллицы было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славянс конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась.
3. Первые школы открываются во времена Владимира 1 при церквях и монастырях. Особенностью Руси является то, что грамотность была доступна широким слоям городского населения.
* Уникальным доказательством этого являются новгородские, псковские, полоцкие и смоленские берестяные грамоты, первые из которых были найдены в 1951 г. в Новгороде и изучены академиком Арциховским.
3. Древнерусская литература
Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамент, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.
Характерные черты:
- произведения создавались на родном языке, тогда как в Западной Европе на латыни;
- в произведениях присутствовала одна сюжетная линия или тема (значение принятия христианства, смысл жизни, место
Руси среди других народов и др.);
- отсутствовали условные персонажи, все действующие лица реальны (князья, священники и др.);
- изобилие длинных предложений и сложных грамматических конструкций;
- использование ярких образов и эпитетов;
- основными мировоззренческими позициями авторов являлись - патриотизм, гуманизм, терпимость и глубокая религиозность.
Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.
• Переводзанимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произведения и хроники.
• Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами:
летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:
Список всех летописей:
Первая летопись - кон. X века от Рюрика до Владимира I.
Вторая летопись - времен Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)
Третья летопись Никоновская - 60-70 гг. XI века (Митрополит Иларион)
Четвертая летопись -времен Святополка 90 годы XI века.
(составилмонах Киево-Печерского монастыря Нестор.(при Святополке начал,
при Мономахе завершил)
ПВЛ - это самый знаменитый русский летописный свод,
составлена на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий.
наиболее известные из них — Лаврентъевская и Ипатьевская летописи,
Основная идея произведения — единство и величие Русской земли).
Шестая летопись - нач. XII века (начало ФР). игумена Сильвестра
С XII в. с началом ФР расцвет получает летописании е местных центров.
Поздние летописи XIII века разных русских княжеств (Владимиро-Суздальское, Галицкое, Киевское).
Особенности летописания на Руси:
1. Летопись была делом государственным.
2. Она возникла как жанр исторической литературы после принятия Русью христианства, определявшего мировоззрение составителей и заказчиков летописей. Историческая мысль в средние века была подчинена богословию. Библейский рассказ о сотворении мира и человека считался единственно верным. Божественное провидение — творец истории, главная первопричина всех событий. Эти события являются результатом борьбы божественной и дьявольских сил. От слова "провидение" мировоззрение средневековых летописцев принято называть провиденциализмом.
3. Историческое время понималось летописцем как линейное; считалось, что для него характерно поступательное движение (от сотворения мира до конца света). Линейным пониманием времени объяснялось и расположение материала в летописях по годам. Способ передачи информации в летописях определялся как религиозным мировоззрением авторов, так и из авторитета старины, прецедента. В летописании, как и в средневековой живописи и архитектуре, писатель и художник должен был следовать определенным образцам, канонам, литературному этикету.
4. В летописи, как правило, отсутствуют полутона: положительные герои наделены всеми чертами идеальных людей, отрицательные предстают скопищем всех пороков. История была важнейшим аргументом в борьбе властителей.
5. В летописях преобладают сюжеты политической истории, написанные пером пристрастного сочинителя.
— Житие (агиография)представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие Чтение о кн. Борисе и Глебе Нестор *** и др.)
— Слово (поучение, речи)— произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное красноречие.
— Особую группу памятников древнерусской литературы составляют
хождения (хожения) —
разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран.
К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.
АРХИТЕКТУРА
Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.
1. Деревянное зодчество.Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального
каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.
С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.
2. Каменное строительствоначинается в конце X в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон — хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.
|
|
В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей.
План четырехстопного крестово-купольного храма:
1— купол, 2 — столпы, 3 — алтарь, 4 — хоры, 5 - алтарная преграда
В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037) и Новгороде (1045—1050) и
Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036).
Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.
Пример: каменные палаты князя Андрея Боголюбского в Боголюбово (не сохраниплись. только реконструкция)
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.
Принятие христианства в 988 г., ставшего официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распространению письменности и письменной культуры. На Руси появилось большое количество переводной литературы религиозного и светского содержания, при соборах и монастырях возникли первые библиотеки. Начала создаваться оригинальная русская литература — религиозная и светская (летописи, слова, поучения, жития и др.)
Первые русские школы создавались в основном при монастырях, преподавало в них духовенство. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «луч-
Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного содержания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, крестах, оружии, посуде и т. п.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.
Монголо-татарское нашествие имело катастрофические последствия для русской культуры. Гибель населения, разрушение городов — очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книжных богатств привели к понижению общекультурного уровня Древней Руси. Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено ^
В XVI веке возросло число высокообразованных людей как среди духовенства, так и среди светских лиц. Это были не только отдельные аристократы, но и люди умственного труда — деятели государственного управления, дипломатической службы, военные, ученые-книжники. Высокая степень образованности в Древней Руси достигалась путем чтения книг или общения со знающими людьми. Благодаря деятельности этих людей развивались зачатки научных знаний, создавались исторические и литературные произведения, расшатывалась монополия церкви на знания и образование. Некоторые мыслители XVI в. в России, посмевшие критиковать русскую православную церковь, были объявлены еретиками и казнены.
XVII в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, оживление торгово-промышленной деятельности, усложнение системы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.
Распространение книг приобрело в этот период значительно более широкие масштабы. Стали составляться обширные библиотеки из русской и переводной литературы. Более интенсивно работал Печатный двор, выпускавший не только религиозные произведения, но и книги светского содержания.
На протяжении XVII в. в Москве существовали и другие школы — в Немецкой слободе, при церковных приходах и монастырях, частные. При Аптекарском приказе получали медицинское образование лекарские ученики.
Программа Славяно-греко-латинской академии была построена по образцу западноевропейских учебных заведений. Уставом академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук. Многие учебные пособия были составлены Лихудами. В 1694 г. братья были отправлены в отставку, а академия постепенно потеряла свою роль центра образования и науки. Тем не менее, она внесла свой вклад в развитие просвещения, подготовив многих видных деятелей науки и культуры — Ф. Ф. Поликарпова, М. В. Ломоносова и других.
3 Расцвет культуры Древней Руси связан со временем Ярослава Мудрого, когда православная вера распространилась почти по всей Русской земле. Князь Ярослав продолжил дело своего отца Владимира Красное Солнышко: создавал школы и мастерские по переписке книг, строил храмы и монастыри. За время его правления Киев превратился в одну из красивейших столиц мира. Каждый, кому посчастливится побывать в Киеве, сможет посетить храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный при Ярославе Мудром, увидеть в нем древние мозаики и фрески.
5 Время Ярослава ознаменовалось распространением православной веры почти по всей Русской земле. Не только в Киеве, но и в других городах строились церкви и монастыри. Строительство города Ярослава. Миниатюра Радзивилловской летописи.
6 Во время княжения Ярослава уже выросли те дети, которых отдал на книжное учение князь Владимир. Теперь эти дети становились священниками и разъезжались по всей Руси служить в храмах, проповедовать христианство, учить новых детей грамоте. Князь Ярослав Мудрый А.Гергель
7 Ярослав продолжал дело своего отца и создавал новые школы. В Новгороде он собрал 300 детей у старост и священников и отдал учиться книжной грамоте.
8 Великий князь, полюбив книги, сам читал их и днем и ночью. Первые библиотеки на Руси Памятник Ярославу Мудрому в Харькове вблизи станции метро Пушкинская
9 В летописи сохранились строки о создании первой библиотеки при Ярославе Мудром: В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии. Ярославль
12 Великий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней. Софийский собор в Великом Новгороде гг.
13 Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке. Древнейшие русские книги Переписка книг. Миниатюра XVI в.
14 Любимый сын Ярослава, Всеволод, самостоятельно изучил пять иностранных языков, а другой сын, Святослав, собирал где мог книги и заполнял ими свои покои. Сохранилась написанная по его заданию и украшенная драгоценными рисунками книга Изборник Святослава. Изборник Святослава (1073 г.)
15 К этому времени относится также сохранившаяся до сих пор самая древняя русская книга, дату написания которой мы точно знаем, Остромирово Евангелие. Это Евангелие было написано в 1057 году для новгородского посадника Остромира. Оно также содержит великолепные рисунки и украшения. Инициалы из Остромирова Евангелия
16 Кроме сыновей Ярослава, представителем нового грамотного поколения явился первый митрополит из русских Илларион. Первый митрополит из русских - Илларион
18 Выбор пал на Илариона священника из Берестова, одного из образованнейших людей времен Ярослава. Он умел понять превосходство новой христианской жизни над прежней жизнью Руси в язычестве и умел показать другим это превосходство. Александр Морозов. Ярослав Мудрый
21 Объяснив превосходство христианской веры над языческой, Илларион переходит к прославлению того князя, которому суждено было быть апостолом на Руси к похвале Владимиру, а вместе с ним и сыну его Георгию (князю Ярославу), и супруге его княгине Ирине. Князь Владимир. Дионисий
23 «Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение.
ГОСТ
Грамотность и просвещение в Древней Руси
Первые сведения о распространении грамотности и культуры на Руси отмечаются еще в период существования восточных славян, а появление первой славянской азбуки связано с именами монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия.
Распространению письменности и письменной культуры на Руси способствовало принятие христианства в 988 г. Этот период принято считать и началом введение школьного образования на Руси, как организованной и управляемой системы.
Первые школы создаются под началом князя Владимира Святославовича. Позднее князь Ярослав Мудрый расширяет круг людей, которые занимаются обучением. Так, священникам, было предписано учить людей по городам и иным местам. Им же была создана школа в Новгороде, в которой обучалось около 300 детей церковных старост и духовенства.
Обучение в школе велось на родном языке. Дети постигали:
- чтение,
- письмо,
- основы вероучения,
- счет.
Помимо богословия изучались риторика, грамматика, философия, детей знакомили с географическими, историческими и естественнонаучными открытиями.
Позже были открыты особые школы, в которых обучали грамоте и иностранным языкам, чуть позже в Киеве открывают первое женское училище.
По образцу государственных школ Киева и Новгорода, в других городах начинают открываться частные школы при дворах русских князей. Первые такие школы появились в Переславле, Чернигове и Суздале.
Помимо обучения, в школе предусматривалось общекультурное развитие личности учащихся.
Таким образом, в Киевский период, образование на Руси ценилось очень высоко. Свидетельством тому являются дошедшие до наших времен книги и рукописи.
Обучение грамоте на Руси в период монголо-татарского нашествия
Отрицательно на развитие русской культуры повлияло монголо-татарское нашествие. В этот период происходит гибель людей, разрушение и уничтожение целых городов, разрыв с западными странами, понижение общей культуры и грамотности населения Древней Руси, отдаление от Византии и ее культурных ценностей.
Готовые работы на аналогичную тему
Основной целью людей в этот период было выжить. После нападения на города монголо-татары не просто их разрушали, а сжигали, тем самым уничтожалось все культурное наследие народа. Были уничтожены (сожжены и разграблены) не только библиотеки, но и иные места, оказывающие влияние на культурное развитие и становления человека. Разграблялись и похищались исторические ценности (картины, ковры, посуда ручной работы и т.д.).
Несмотря на то, что было уничтожено большое количество книг и рукописей, в целом удалось сохранить письменность. Основа грамотности была сосредоточена в церквях, так как именно им удалось сберечь достаточное количество книг. В связи с чем, после освобождения Руси от Ига, создание учебных заведений осуществлялось при церквях и монастырях. Детей и взрослых обучали азам грамотности представители духовенства.
Обучение на Руси после избавления от монголо-татарского ига
Во многих монастырях и церквях открывались учебные классы, в которые можно было отдать детей на обучение. Чаще всего родители с целью экономии отдавали ребенка в такой класс с условием его проживания при церкви, при этом ребенок оказывал посильную помощь церковным служителям.
Более зажиточные люди могли себе позволить нанять учителя для обучения детей. В этом случае нанимали чаще всего гувернантку или гувернера, который осуществлял присмотр за ребенком, заодно обучал его грамоте и расширял кругозор. Уровень подготовленности гувернера так же зависел от уровня достатка семьи. Семьи с большим достатком могли выписать себе гувернера из-за границы, имеющего много рекомендаций и достаточный уровень образования.
Гувернер, приставленный к ребенку, обучал его не только письму, чтению и счету, но и занимался изучением иностранных языков, расширял представление об окружающем мире, просвещал в плане географических и научных открытий.
Обучение мальчиков и девочек значительно отличалось. Помимо всех перечисленных занятий, мальчикам преподавали так же верховую езду, владение оружием и т.п.
Девочки познавали науку ведение домашнего хозяйства, учились вышивке и шитью, обучались игре на музыкальных инструментах, пению и танцам.
Таким образом, обучение детей отличалось в зависимости от уровня благосостояния и социального положения родителей.
Однако, несмотря на все усилия, общий уровень грамотности населения по-прежнему оставался крайне низким. Для разрешения данной проблемы, было принято решение передавать на обучение детей всем служителям церкви, в случае если они владеют необходимыми знаниями и письменной грамотой. То есть обучение с этого момента осуществлялось не только при церквях, но и на дому у священников и иных церковных служителей.
Количество школ было крайне мало, а вся суть обучения в них сводилась к усвоению элементарной грамоты. Преобладало индивидуальное обучение на дому. В качестве учебных пособий выступали богослужебные книги.
Потребность в специальной учебной литературе была очевидна, в связи с чем, со временем появляются специальные учебники по грамматике и арифметике.
Влияние книгопечатания на процесс обучения
В связи с этими событиями начинают открываться школы по европейскому образцу, имеющие как богословское, так и светское направление в образовании.
Большие изменение претерпевает и методика обучения, особенно в начальной школе. Буквослагательный метод заменяется на звуковой, для обозначения чисел начинают использовать арабские цифры.
Изменения происходят и в области оснащения процесса обучения, появляются толковые словари для учащихся, учебники по арифметике, астрономии, астрологии и т.д.
Начало образованию на Руси положено было одновременно с введением христианства, которое, пробудив в русском обществе первую потребность книжного учения, принесло с собой и первые книги. Св. Владимир хорошо чувствовал острую потребность в подготовке священнослужителей из русских. Дальнейшее продвижение христианства обусловливалось увеличением числа священников и хорошо грамотных переписчиков — множителей книг церковно-богослужебного обихода. В Киеве создаются школы. Владимир побуждал родителей “даяти на учение книжное” своих детей.
Иконы создаются и в других городах Руси, начиная с Новгорода. Учителями в них могли быть почти исключительно иноземцы— священники. Трудно думать, что там могли только обучать умению читать и писать по-славянски. Через несколько десятков лет после массового крещения Руси были люди (из числа никогда не покидавших своей родины), знающие греческий язык, иностранную литературу античного и раннехристианского периодов. Обучение же простой грамотности велось не только в крупных городах, но и в многих захолустных городах. Преп. Феодосии был обучен грамоте в далеком, захолустном тогда Курска. Наличие на Руси значительного количества грамотных людей видно хотя бы из того, что многие бояре и церковные общины приводили для поставления к епископам своих кандидатов во иереи из крестьян, обученных на месте.
Дело просвещения, начатое Владимирам, поддерживал Ярослав. “Владимир вспахал, — говорит летопись, — и умягчил сердца людей, просветивши их крещением, а Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая учение книжное”.
При посещении Новгорода в 1030 г. он распорядился собрать в город для “учения книгам” 300 душ “от старост и поповских детей”.
Ярослав сам любил читать книги, он собрал переписчиков и переводчиков, которые перевели с греческого языка на славянский и переписали много книг. Это первое на Руси собрание рукописей — библиотека — сохранялось при Софийском соборе в Киеве.
При преемниках Ярослава средства к образованию еще более умножились. Сын Ярослава Святослав имел у себя “полны клети книг”.
Дочь Всеволода переяславского, Янка, завела при Андреевском монастыре в Киеве женское училище. Во Владимире-Волынском в конце XI в. были училища, над которыми Для “смотрения” назначен был некто Василий; князь Галицкий Ярослав Осмомысл распорядился, чтобы школы и учителей содержали на свой счет монастыри. Кн. Константин Ростовский имел у себя библиотеку, в которой было до 1000 книг. Ревнителями просвещения были и многие другие князья.
Но главными ревнителями и распространителями христианского образования были, конечно, люди духовные, между которыми всего более было людей, по выражению летописей, “хитрых книгам и учению”. От того и самые средоточия образования — школы и библиотеки — были при церквях и монастырях.
Кроме упомянутых школ в Киеве, Новгороде, Курске и на Волыни, в житиях Авраамия Смоленского и Феодосия Печорского упоминается еще школа в Смоленске, наверное, были они и в других местах, где были церкви и монастыри. Духовные же лица заботились главным образом и об умножении книг, усердно занимаясь их перепиской. Книги в то время были еще великою редкостью и стоили очень дорого. Собирание их до своей трудности и ценности, кроме князей, доступно было только владыкам и монастырям. В монастырях на это дело смотрели как на великий благоугодный подвиг, и некоторые иноки посвящав книжной переписке все время, оставшееся у них от молитвы. Для списывания и собирания книг некоторые монастыри иногда нарочно посылали своих иноков на восток в Константинополь, — в монастырь Студийский, и на Афон.
ПИСЬМЕННОСТЬ ПЕРЕВОДНАЯ
И ОРИГИНАЛЬНАЯ
Само собой понятно, что, будучи всем обязана Церкви, древнерусская книжность вся почти носила религиозный характер.
Раньше и более всех стали умножаться книги, необходимые для совершения богослужения, а затем и другие книги вероучительного и нравоучительного характера в болгарских и русских переводах.
Переводная письменность была преобладающей. Свящ. Писание употреблялось в переводе свв. Мефодия и Кирилла. Полного кодекса Библии не было, так как неканонические книги не были переведены свв. братьями.
Кроме книг Св. Писания, в переводах распространялись творения св. отцов, жития святых, хронографы (история библейская, церковная и гражданская); “Палея” (ветхозаветная история с апокрифическими сказаниями); сборники творений Злотоуста, “Пчела” и др.
Влияние Болгарии на нашу письменность не обошлось без вреда. В Болгарии была распространена ересь о двух началах, добром и злом, павликиан, под новым названием богомилов, отвергавших всю иерархию, обряды и усвоивших, между прочим, множество еврейских и христианских апокрифов. Из Болгарии ересь, а также эти апокрифы были занесены на Русь. Апокрифические сказания распространялись в русской письменности очень рано. С ними знаком уже был летописец Нестор.
Кроме переводной письменности, распространялась и оригинальная письменность (самобытная). Некоторые русские митрополиты из греков писали на греческом языке, и их труды распространялись среди народа в переводах. К таким сочинениям относятся: труд м. Леонтия “Об опресноках”, направленный против латинян; полемическое “Послание м. Иоанна II к папе Клименту III” и его же “Церковное правило”. Митр. Никифор написал: два послания к русским князьям о латинах, послание к Мономаху о посте и поучение к народу в неделю сыропустную.
В послании к Мономаху доказывается важность поста и похваляется простота, щедрость и ласковость Мономаха.
В поучении к народу митрополит тоже указывает на значение поста, выступает против такого господствующего зла в русском народе, как пьянства и больших ростов.
Читайте также: