Просвещение древней руси сообщение

Обновлено: 04.05.2024

Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и результаты этой деятельности –совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Культуру подразделяют: 1)на материальную и духовную; 2) народную, элитарную и массовую; 3) национальные культуры различных народов и др.

Традиционно объектом рассмотрения историков являются материальные и духовные ценности, созданные народами различных стран в определенные исторические периоды.

Основными направлениями изучения являются: просвещение и наука, литература, фольклор, общественная мысль архитектура, живопись, музыка, театр, кинематограф, бытовые традиции.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневеко­вой культуры Евразийской цивилизации.

Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину ми­ра той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени и т. д.

Характерные черты:

1. открытость(существенное влияние на развитие древнерусской культуры ока­зало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже та­таро-монгольское));

2. синтетичность(культура Киевской Руси формировалась не в результате механи­ческого соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза).* *- Основу этого синтеза составила языческая культура восточ­нославянских племен. Культура Киевской Руси опиралась на многове­ковую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом. - Второй важнейшей составляющей явилась христианская куль­тура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопре­делило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Ев­ропой, дав, таким образом, мощный импульс для развития культуры в целом.

3. самобытностьи самостоятельность (древнерусский народ не просто перенимал достижения и традиции других народов, а творчески их перерабатывал, создавая самобытные и неповторимые произведения);

4. народность и имперсональность(произведения создавались непрофессиональными мастерами, имена которых чаще всего не были обозначены).

Письменность. Просвещение.

1. Письменность на Руси появилась до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во 2 пол. IX в. братьев Константина(принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия,создавших первую славянскую азбуку для распространения христи­анских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Договор 911г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальней­шему развитию письменности и просвещения.

Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаго­лицей и кириллицей.

Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. Вероятно именно она была создана Кириллом , использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо,но и древне-еврейский и другие восточные алфавиты, а также буквысобственного изобретения. Памятники, где использована глаголица,написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из ко­жи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда — наоборот.

• В основу кириллицы было положено только греческое торжест­венное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славянс конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, ки­риллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаго­лица так и не прижилась.

3. Первые школы открываются во времена Владимира 1 при церквях и монастырях. Особенностью Руси является то, что грамотность была доступна широким слоям городского населения.

* Уникальным доказательством этого являются новгородские, псковские, полоцкие и смоленские берестяные грамоты, первые из которых были найдены в 1951 г. в Новгороде и изучены академиком Арциховским.

3. Древнерусская литература

Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамент, изготовленный из специаль­но выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниа­тюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

Характерные черты:

- произведения создавались на родном языке, тогда как в Западной Европе на латыни;

- в произведениях присутствовала одна сюжетная линия или тема (значение принятия христианства, смысл жизни, место

Руси среди других народов и др.);

- отсутствовали условные персонажи, все действующие лица реальны (князья, священники и др.);

- изобилие длинных предложений и сложных грамматических конструкций;

- использование ярких образов и эпитетов;

- основными мировоззренческими позициями авторов являлись - патриотизм, гуманизм, терпимость и глубокая религиозность.

Вся древнерусская литература делится на переводную и ориги­нальную.

Переводзанимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор перевод­ных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произ­ведения и хроники.

Оригинальная древнерусская литература представлена следу­ющими основными жанрами:

летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:

Список всех летописей:

Первая летопись - кон. X века от Рюрика до Владимира I.

Вторая летопись - времен Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)

Третья летопись Никоновская - 60-70 гг. XI века (Митрополит Иларион)

Четвертая летопись -времен Святополка 90 годы XI века.

(составилмонах Киево-Печерского монастыря Нестор.(при Святополке начал,

при Мономахе завершил)

ПВЛ - это самый знаменитый русский летописный свод,

составлена на основе не сохранившихся более ранних летописей и уст­ных преданий.

наиболее из­вестные из них — Лаврентъевская и Ипатьевская летописи,

Основная идея произведения — единство и величие Русской земли).

Шестая летопись - нач. XII века (начало ФР). игумена Сильвестра

С XII в. с началом ФР рас­цвет получает летописании е местных центров.

Поздние летописи XIII века разных русских княжеств (Владимиро-Суздальское, Галицкое, Киевское).

Особенности летописания на Руси:

1. Летопись была делом государственным.

2. Она возникла как жанр исторической литературы после принятия Русью христианства, определявшего мировоззре­ние составителей и заказчиков летописей. Историческая мысль в средние века была подчинена богословию. Библейский рассказ о сотворении мира и человека считался единственно верным. Божественное провидение — творец истории, главная первопричина всех событий. Эти события являются результатом борь­бы божественной и дьявольских сил. От слова "провидение" мировоззрение средневековых летописцев принято называть провиденциализмом.

3. Историческое время понималось летописцем как линейное; считалось, что для него характерно поступательное движение (от сотворения мира до конца света). Линейным пониманием времени объяснялось и расположе­ние материала в летописях по годам. Способ передачи информации в летописях определялся как религиоз­ным мировоззрением авторов, так и из авторитета старины, прецедента. В летописании, как и в средневековой живописи и архитектуре, писатель и художник должен был следовать определенным образцам, канонам, лите­ратурному этикету.

4. В летописи, как правило, отсутствуют полутона: поло­жительные герои наделены всеми чертами идеальных людей, отрицатель­ные предстают скопищем всех пороков. История была важнейшим аргу­ментом в борьбе властителей.

5. В летописях преобладают сюжеты полити­ческой истории, написанные пером пристрастного сочинителя.

Житие (агиография)представляет собой жизнеописание ду­ховных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие Чтение о кн. Борисе и Глебе Нестор *** и др.)

Слово (поучение, речи)— произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное крас­норечие.

— Особую группу памятников древнерусской литературы состав­ляют

хождения (хожения) —

разновидность литературы о путешест­виях. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о приро­де, климате, обычаях других стран.

К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений ви­зантийской литературы и их переосмысления в соответствии с нацио­нальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.

АРХИТЕКТУРА

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высо­ком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком ху­дожественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.

1. Деревянное зодчество.Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального

каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зда­ний, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были де­ревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

2. Каменное строительствоначинается в конце X в. Первые камен­ные сооружения были построены под руководством византийских масте­ров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской ар­хитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образо­вывали крест, над которым возвы­шался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались бо­гослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились ве­рующие, невысокой преградой, ук­рашенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон — хо­ры, где во время богослужения на­ходились князь с семьей и его приближенные.



В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану зда­ния и символике его частей.

План четырехстопного крестово-купольного храма:

1— купол, 2 — столпы, 3 — алтарь, 4 — хоры, 5 - алтарная преграда

В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Со­фийские соборы в Киеве (1037) и Новгороде (1045—1050) и

Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036).

Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.

Пример: каменные палаты князя Андрея Боголюбского в Боголюбово (не сохраниплись. только реконструкция)

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Принятие христианства в 988 г., ставшего официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распрост­ранению письменности и письменной культуры. На Руси по­явилось большое количество переводной литературы религи­озного и светского содержания, при соборах и монастырях воз­никли первые библиотеки. Начала создаваться оригинальная русская литература — религиозная и светская (летописи, сло­ва, поучения, жития и др.)

Первые русские школы создавались в основном при монас­тырях, преподавало в них духовенство. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «луч-

Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного со­держания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, крестах, оружии, посуде и т. п.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.

Монголо-татарское нашествие имело катастрофические по­следствия для русской культуры. Гибель населения, разруше­ние городов — очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книжных богатств привели к понижению общекультурного уровня Древ­ней Руси. Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено ^

В XVI веке возросло число высокообразованных людей как среди духовенства, так и среди светских лиц. Это были не только отдельные аристократы, но и люди умственного труда — деятели государственного управления, дипломатической служ­бы, военные, ученые-книжники. Высокая степень образован­ности в Древней Руси достигалась путем чтения книг или об­щения со знающими людьми. Благодаря деятельности этих людей развивались зачатки научных знаний, создавались ис­торические и литературные произведения, расшатывалась мо­нополия церкви на знания и образование. Некоторые мысли­тели XVI в. в России, посмевшие критиковать русскую право­славную церковь, были объявлены еретиками и казнены.

XVII в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, ожив­ление торгово-промышленной деятельности, усложнение сис­темы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.

Распространение книг приобрело в этот период значитель­но более широкие масштабы. Стали составляться обширные библиотеки из русской и переводной литературы. Более ин­тенсивно работал Печатный двор, выпускавший не только ре­лигиозные произведения, но и книги светского содержания.

На протяжении XVII в. в Москве существовали и другие школы — в Немецкой слободе, при церковных приходах и мо­настырях, частные. При Аптекарском приказе получали ме­дицинское образование лекарские ученики.

Программа Славяно-греко-латинской академии была пост­роена по образцу западноевропейских учебных заведений. Ус­тавом академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук. Многие учебные пособия были составлены Лихудами. В 1694 г. братья были отправлены в отставку, а академия постепенно потеряла свою роль центра образования и науки. Тем не менее, она внесла свой вклад в развитие просвещения, подготовив многих видных деятелей науки и культуры — Ф. Ф. Поликарпова, М. В. Ломо­носова и других.

3 Расцвет культуры Древней Руси связан со временем Ярослава Мудрого, когда православная вера распространилась почти по всей Русской земле. Князь Ярослав продолжил дело своего отца Владимира Красное Солнышко: создавал школы и мастерские по переписке книг, строил храмы и монастыри. За время его правления Киев превратился в одну из красивейших столиц мира. Каждый, кому посчастливится побывать в Киеве, сможет посетить храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный при Ярославе Мудром, увидеть в нем древние мозаики и фрески.

5 Время Ярослава ознаменовалось распространением православной веры почти по всей Русской земле. Не только в Киеве, но и в других городах строились церкви и монастыри. Строительство города Ярослава. Миниатюра Радзивилловской летописи.

6 Во время княжения Ярослава уже выросли те дети, которых отдал на книжное учение князь Владимир. Теперь эти дети становились священниками и разъезжались по всей Руси служить в храмах, проповедовать христианство, учить новых детей грамоте. Князь Ярослав Мудрый А.Гергель

7 Ярослав продолжал дело своего отца и создавал новые школы. В Новгороде он собрал 300 детей у старост и священников и отдал учиться книжной грамоте.

8 Великий князь, полюбив книги, сам читал их и днем и ночью. Первые библиотеки на Руси Памятник Ярославу Мудрому в Харькове вблизи станции метро Пушкинская

9 В летописи сохранились строки о создании первой библиотеки при Ярославе Мудром: В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии. Ярославль

12 Великий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней. Софийский собор в Великом Новгороде гг.

13 Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке. Древнейшие русские книги Переписка книг. Миниатюра XVI в.

14 Любимый сын Ярослава, Всеволод, самостоятельно изучил пять иностранных языков, а другой сын, Святослав, собирал где мог книги и заполнял ими свои покои. Сохранилась написанная по его заданию и украшенная драгоценными рисунками книга Изборник Святослава. Изборник Святослава (1073 г.)

15 К этому времени относится также сохранившаяся до сих пор самая древняя русская книга, дату написания которой мы точно знаем, Остромирово Евангелие. Это Евангелие было написано в 1057 году для новгородского посадника Остромира. Оно также содержит великолепные рисунки и украшения. Инициалы из Остромирова Евангелия

16 Кроме сыновей Ярослава, представителем нового грамотного поколения явился первый митрополит из русских Илларион. Первый митрополит из русских - Илларион

18 Выбор пал на Илариона священника из Берестова, одного из образованнейших людей времен Ярослава. Он умел понять превосходство новой христианской жизни над прежней жизнью Руси в язычестве и умел показать другим это превосходство. Александр Морозов. Ярослав Мудрый

21 Объяснив превосходство христианской веры над языческой, Илларион переходит к прославлению того князя, которому суждено было быть апостолом на Руси к похвале Владимиру, а вместе с ним и сыну его Георгию (князю Ярославу), и супруге его княгине Ирине. Князь Владимир. Дионисий

23 «Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение.

Гост

ГОСТ

Грамотность и просвещение в Древней Руси

Первые сведения о распространении грамотности и культуры на Руси отмечаются еще в период существования восточных славян, а появление первой славянской азбуки связано с именами монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия.

Распространению письменности и письменной культуры на Руси способствовало принятие христианства в 988 г. Этот период принято считать и началом введение школьного образования на Руси, как организованной и управляемой системы.

Первые школы создаются под началом князя Владимира Святославовича. Позднее князь Ярослав Мудрый расширяет круг людей, которые занимаются обучением. Так, священникам, было предписано учить людей по городам и иным местам. Им же была создана школа в Новгороде, в которой обучалось около 300 детей церковных старост и духовенства.

Обучение в школе велось на родном языке. Дети постигали:

  • чтение,
  • письмо,
  • основы вероучения,
  • счет.

Помимо богословия изучались риторика, грамматика, философия, детей знакомили с географическими, историческими и естественнонаучными открытиями.

Позже были открыты особые школы, в которых обучали грамоте и иностранным языкам, чуть позже в Киеве открывают первое женское училище.

По образцу государственных школ Киева и Новгорода, в других городах начинают открываться частные школы при дворах русских князей. Первые такие школы появились в Переславле, Чернигове и Суздале.

Помимо обучения, в школе предусматривалось общекультурное развитие личности учащихся.

Таким образом, в Киевский период, образование на Руси ценилось очень высоко. Свидетельством тому являются дошедшие до наших времен книги и рукописи.

Обучение грамоте на Руси в период монголо-татарского нашествия

Отрицательно на развитие русской культуры повлияло монголо-татарское нашествие. В этот период происходит гибель людей, разрушение и уничтожение целых городов, разрыв с западными странами, понижение общей культуры и грамотности населения Древней Руси, отдаление от Византии и ее культурных ценностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Основной целью людей в этот период было выжить. После нападения на города монголо-татары не просто их разрушали, а сжигали, тем самым уничтожалось все культурное наследие народа. Были уничтожены (сожжены и разграблены) не только библиотеки, но и иные места, оказывающие влияние на культурное развитие и становления человека. Разграблялись и похищались исторические ценности (картины, ковры, посуда ручной работы и т.д.).

Несмотря на то, что было уничтожено большое количество книг и рукописей, в целом удалось сохранить письменность. Основа грамотности была сосредоточена в церквях, так как именно им удалось сберечь достаточное количество книг. В связи с чем, после освобождения Руси от Ига, создание учебных заведений осуществлялось при церквях и монастырях. Детей и взрослых обучали азам грамотности представители духовенства.

Обучение на Руси после избавления от монголо-татарского ига

Во многих монастырях и церквях открывались учебные классы, в которые можно было отдать детей на обучение. Чаще всего родители с целью экономии отдавали ребенка в такой класс с условием его проживания при церкви, при этом ребенок оказывал посильную помощь церковным служителям.

Более зажиточные люди могли себе позволить нанять учителя для обучения детей. В этом случае нанимали чаще всего гувернантку или гувернера, который осуществлял присмотр за ребенком, заодно обучал его грамоте и расширял кругозор. Уровень подготовленности гувернера так же зависел от уровня достатка семьи. Семьи с большим достатком могли выписать себе гувернера из-за границы, имеющего много рекомендаций и достаточный уровень образования.

Гувернер, приставленный к ребенку, обучал его не только письму, чтению и счету, но и занимался изучением иностранных языков, расширял представление об окружающем мире, просвещал в плане географических и научных открытий.

Обучение мальчиков и девочек значительно отличалось. Помимо всех перечисленных занятий, мальчикам преподавали так же верховую езду, владение оружием и т.п.

Девочки познавали науку ведение домашнего хозяйства, учились вышивке и шитью, обучались игре на музыкальных инструментах, пению и танцам.

Таким образом, обучение детей отличалось в зависимости от уровня благосостояния и социального положения родителей.

Однако, несмотря на все усилия, общий уровень грамотности населения по-прежнему оставался крайне низким. Для разрешения данной проблемы, было принято решение передавать на обучение детей всем служителям церкви, в случае если они владеют необходимыми знаниями и письменной грамотой. То есть обучение с этого момента осуществлялось не только при церквях, но и на дому у священников и иных церковных служителей.

Количество школ было крайне мало, а вся суть обучения в них сводилась к усвоению элементарной грамоты. Преобладало индивидуальное обучение на дому. В качестве учебных пособий выступали богослужебные книги.

Потребность в специальной учебной литературе была очевидна, в связи с чем, со временем появляются специальные учебники по грамматике и арифметике.

Влияние книгопечатания на процесс обучения

В связи с этими событиями начинают открываться школы по европейскому образцу, имеющие как богословское, так и светское направление в образовании.

Большие изменение претерпевает и методика обучения, особенно в начальной школе. Буквослагательный метод заменяется на звуковой, для обозначения чисел начинают использовать арабские цифры.

Изменения происходят и в области оснащения процесса обучения, появляются толковые словари для учащихся, учебники по арифметике, астрономии, астрологии и т.д.

Начало образованию на Руси положено было одновременно с введением христианства, которое, пробудив в русском обществе первую потребность книжного учения, принесло с собой и первые книги. Св. Владимир хорошо чувствовал острую потребность в подготовке священнослужителей из русских. Дальнейшее продвижение христианства обусловливалось увеличением числа священников и хорошо грамотных переписчиков — множителей книг церковно-богослужебного обихода. В Киеве создаются школы. Владимир побуждал родителей “даяти на учение книжное” своих детей.

Иконы создаются и в других городах Руси, начиная с Новгорода. Учителями в них могли быть почти исключительно иноземцы— священники. Трудно думать, что там могли только обучать умению читать и писать по-славянски. Через несколько десятков лет после массового крещения Руси были люди (из числа никогда не покидавших своей родины), знающие греческий язык, иностранную литературу античного и раннехристианского периодов. Обучение же простой грамотности велось не только в крупных городах, но и в многих захолустных городах. Преп. Феодосии был обучен грамоте в далеком, захолустном тогда Курска. Наличие на Руси значительного количества грамотных людей видно хотя бы из того, что многие бояре и церковные общины приводили для поставления к епископам своих кандидатов во иереи из крестьян, обученных на месте.

Дело просвещения, начатое Владимирам, поддерживал Ярослав. “Владимир вспахал, — говорит летопись, — и умягчил сердца людей, просветивши их крещением, а Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая учение книжное”.

При посещении Новгорода в 1030 г. он распорядился собрать в город для “учения книгам” 300 душ “от старост и поповских детей”.

Ярослав сам любил читать книги, он собрал переписчиков и переводчиков, которые перевели с греческого языка на славянский и переписали много книг. Это первое на Руси собрание рукописей — библиотека — сохранялось при Софийском соборе в Киеве.

При преемниках Ярослава средства к образованию еще более умножились. Сын Ярослава Святослав имел у себя “полны клети книг”.

Дочь Всеволода переяславского, Янка, завела при Андреевском монастыре в Киеве женское училище. Во Владимире-Волынском в конце XI в. были училища, над которыми Для “смотрения” назначен был некто Василий; князь Галицкий Ярослав Осмомысл распорядился, чтобы школы и учителей содержали на свой счет монастыри. Кн. Константин Ростовский имел у себя библиотеку, в которой было до 1000 книг. Ревнителями просвещения были и многие другие князья.

Но главными ревнителями и распространителями христианского образования были, конечно, люди духовные, между которыми всего более было людей, по выражению летописей, “хитрых книгам и учению”. От того и самые средоточия образования — школы и библиотеки — были при церквях и монастырях.

Кроме упомянутых школ в Киеве, Новгороде, Курске и на Волыни, в житиях Авраамия Смоленского и Феодосия Печорского упоминается еще школа в Смоленске, наверное, были они и в других местах, где были церкви и монастыри. Духовные же лица заботились главным образом и об умножении книг, усердно занимаясь их перепиской. Книги в то время были еще великою редкостью и стоили очень дорого. Собирание их до своей трудности и ценности, кроме князей, доступно было только владыкам и монастырям. В монастырях на это дело смотрели как на великий благоугодный подвиг, и некоторые иноки посвящав книжной переписке все время, оставшееся у них от молитвы. Для списывания и собирания книг некоторые монастыри иногда нарочно посылали своих иноков на восток в Константинополь, — в монастырь Студийский, и на Афон.

ПИСЬМЕННОСТЬ ПЕРЕВОДНАЯ
И ОРИГИНАЛЬНАЯ

Само собой понятно, что, будучи всем обязана Церкви, древнерусская книжность вся почти носила религиозный характер.

Раньше и более всех стали умножаться книги, необходимые для совершения богослужения, а затем и другие книги вероучительного и нравоучительного характера в болгарских и русских переводах.

Переводная письменность была преобладающей. Свящ. Писание употреблялось в переводе свв. Мефодия и Кирилла. Полного кодекса Библии не было, так как неканонические книги не были переведены свв. братьями.

Кроме книг Св. Писания, в переводах распространялись творения св. отцов, жития святых, хронографы (история библейская, церковная и гражданская); “Палея” (ветхозаветная история с апокрифическими сказаниями); сборники творений Злотоуста, “Пчела” и др.

Влияние Болгарии на нашу письменность не обошлось без вреда. В Болгарии была распространена ересь о двух началах, добром и злом, павликиан, под новым названием богомилов, отвергавших всю иерархию, обряды и усвоивших, между прочим, множество еврейских и христианских апокрифов. Из Болгарии ересь, а также эти апокрифы были занесены на Русь. Апокрифические сказания распространялись в русской письменности очень рано. С ними знаком уже был летописец Нестор.

Кроме переводной письменности, распространялась и оригинальная письменность (самобытная). Некоторые русские митрополиты из греков писали на греческом языке, и их труды распространялись среди народа в переводах. К таким сочинениям относятся: труд м. Леонтия “Об опресноках”, направленный против латинян; полемическое “Послание м. Иоанна II к папе Клименту III” и его же “Церковное правило”. Митр. Никифор написал: два послания к русским князьям о латинах, послание к Мономаху о посте и поучение к народу в неделю сыропустную.

В послании к Мономаху доказывается важность поста и похваляется простота, щедрость и ласковость Мономаха.

В поучении к народу митрополит тоже указывает на значение поста, выступает против такого господствующего зла в русском народе, как пьянства и больших ростов.

Читайте также: