Употребление глаголов в речи 6 класс сообщение

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы МБОУ Кирицкая сош Конкина Г.Н.)

иметь представление о роли глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи

овладевать навыками анализа художественного текста, выявляя в нём особенности употребления глаголов разных форм

обогатить речь учащихся глаголами различных лексико-семантических групп, в частности глаголами движения, чувства, звучания, которые наиболее употребительны

совершенствовать речевые нормы и навыки правильного употребления глаголов в речи.

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть и были совсем незнакомы:

Что особенного тем мы друг другу сказали? Слайд 1

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

И я, ребята, хочу, чтобы наша встреча подарила всем вам капельку солнца, счастья, радости, чтобы вы почувствовали сегодня тепло нашего общения.

Сегодняшний урок я хотела бы начать с эпиграфа

Что без меня предметы? Слайд 2

Всё в действие придёт:

Люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

Вы, конечно, догадались, о какой части речи здесь говорится? (Глагол)

Я предлагаю вам ознакомиться с планом нашего урока: Слайд 5

речевые нормы при употреблении глаголов.

Давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока. Что мы должны повторить? Чему должны научиться?

Глагол – самая живая, самая деловая и деятельная часть речи, которая никогда не сидит на месте, вся в движении, суетится, бегает. Глагол выражает бесчисленные действия, сопровождающие человека, различные явлений природы. Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает ещё и высокой эстетической ценностью. На это обращали внимание многие писатели: Слайд 6

Глаголы движения, действия

Вот такая живая, непоседливая часть речи – глагол. Не сидится ему на месте. И вместе с ним и мастерами слова мы сегодня совершим экскурсию в природу.

А теперь побудем немного волшебниками и попробуем вместе с глаголом оживить картины природы. Слайд 7

Обратимся к заданию №1.

1 группа – метель, гром, облака

2 группа – ветер, снег, туман

Подберите слова, обозначающие действие.

В каком значении употреблены некоторые глаголы? (в переносном)

Как называется это средство художественной изобразительности? (метафора, олицетворение) Посмотрите на экран. Слайд 8

Метафора – употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета (Горит восток зарёю новой)

Олицетворение – (частный случай метафоры) перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевлённые предметы.

Вывод (запишем):Глаголы могут употребляться в переносном значении. Эти средства художественной изобразительности называются метафора и олицетворение.

А теперь понаблюдаем, с помощью каких глаголов оживил эти явления один наших спасских поэтов.

Засверкало с небес.

Озарился весь лес.

Яркий молнии свет

Туче путь освещал,

Ну, а гром ей во след

Очень громко рычал.

Экспрессия – выразительность, яркое проявление чувств, настроений.

Глаголы могут выражать экспрессию

Состояние природы выражается безличными глаголами.

А теперь мы вместе с глаголом перенесёмся в летний лес. Слайд 10

Мы уходили от дома далеко в лес, бродили по заросшим черникой сухим болотам. В таких болотах нога тонула, будто в перине, а в воздухе крепко пахло запахом багульника. Мы заглядывали в густые малинники и рвали тёмно- красные спелые ягоды.

-В какой форме употреблены глаголы в данном тексте? ( в прош. Врем.)

-А что изменится, если мы употребим глаголы в настоящем времени? Прочитайте.(создаётся эффект присутствия)

Вывод: Эффект присутствия создают глаголы в настоящем времени.

-Мастера русской речи умело использовали и используют в своих произведениях синонимическое богатство глаголов. Поработаем и мы с вами с глаголами-синонимами. Сначала давайте вспомним, что такое синонимы? Для чего они употребляются? Слайд 11

Синонимы – слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Используются:

1.для более точного выражения мысли

2.для выражения эмоциональной окраски

3.как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова.

4.как способ связи соседних предложений в тексте.

Обратимся к заданию 3.

Задание 3. 1 группа : Прочитайте текст. Слайд 12.

На краю леса росли стройные берёзки. Рядом с ними росли небольшие ёлочки. И вот под ними-то и росли необыкновенно крепкие белые грибы.

2 группа: подберите к словам ромашка, васильки, лютики глаголы со значением цвета.

Картина станет более яркой, если вы употребите глагол со значением цвета.(зеленели)

Вывод. 1. Глаголы- синонимы помогают избежать повторения слова.

2.Более яркой картину можно нарисовать, если употребить глагол со значением цвета.

с глаголами какой группы мы с вами работали?(движения, действия)

Что же ещё могут обозначать глаголы? (чувство)

Задание 4. Прочитайте текст, передавая настроение, которое называют глаголы.

Разговор красок. Слайд 13

Над горизонтом встаёт радуга. То тут, то там ещё падают одинокие дождевые капли. И вместе с ними цветные карандаши роняют слово – другое.

Глядите! – говорит красный. – Радуга – это я!

И я! – добавляет оранжевый.

И я! – улыбается жёлтый.

И я! – ликует зелёный.

И я! – восклицает голубой.

И я! - веселится синий.

И я! – смеётся фиолетовый.

Выпишите глаголы, обозначающие речевую деятельность. В каких их них выражается настроение говорящего?

Прочитаете глаголы, которые обозначают чувство

Восхищаться, восторгаться, радоваться

Любоваться, нравится, чувствовать

-Составьте предложения, используя глаголы чувства. Расскажите о своём отношении к любимому уголку природы. (4-5 предложений)

-Молодцы! Вы поделились со всеми своей радостью.

Вывод: при помощи глаголов можно передать чувства и настроение.

Глаголы звучания

-Нас всюду окружают звуки. Мы просыпаемся от заливистого звона будильника. В морозный день скрипят шаги по хрустящему снегу. В дождливый день крупные капли барабанят по стеклу, а на улицах вода хлюпает под ногами прохожих.

А сколько новых звуков мы услышим в лесу!

Умеете ли вы слушать природу?

Задание 6. 1. Используя глаголы, запишите, что вы услышали?(фонограмма)

2. Понаблюдаем, что услышали мастера слова в летнем лесу. Прочитайте текст. Слайд 14.

На утренних и вечерних зорях не только птицы, все лесные жители поют и играют, кто на ч1м и как умеет.

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики.

Барабанят дятлы. Свистит флейтой иволга.

Лают лисицы и белая куропатка. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.

Выпишите глаголы звучания.

Вывод: при помощи глаголов можно передать звуки природы.

Хорошо среди зимы оказаться на тёплом летнем лугу или в лесу. Но…пора возвращаться. Зима спешит. Ей хочется до Нового года не только прибрать, но и принарядить лес.Она прикидывает, кому что подарить. Ёлки-мерзлячки, решила зима, и одела на них длинные-предлинные шубы. Или надела? Что-то я совсем запуталась. Как правильно сказать- ОДЕТЬ или НАДЕТЬ? Слайд 16

Посмотрите на экран. Какое правило проиллюстрировано?(Употребление глаголов ОДЕТЬ- НАДЕТЬ; одеть кого-то, надеть на себя, что-то)

Задание 7. 1. Придумайте и запишите предложения по рисункам.

1. группа со словом ОДЕТЬ

2 группа со словом НАДЕТЬ

2.определите, во всех ли предложениях правильно употреблён глагол ОДЕТЬ:

Хвойный лес одел все горы и вплотную подошёл к морю.

Зима одела ёлочки в тёплые снежные шубы.

Берёзки одели свой осенний наряд.

Вывод: 1. одеть кого-то надеть что-то, на себя

2. Слова, которые сходно звучат, но имеют разное значение, называются паронимы.

-Хорошо. Теперь, я надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы одеть – надеть и правильно построите предложение: Зима надела на ёлочки длинные-предлинные шубы.

А как называется это выражение?(фразеологизм)

В состав фразеологизмов входят глаголы. Посмотрите на экран. Слайд 17 Объясните, правильно ли рисунки показывают значение фразеологизмов?

Задание 8. определите значение фразеологизмов:

1.Заткнуть за пояс – превзойти в чём-либо

2.водой не разольёшь – тесная дружба, неразлучны

3.кипит от негодования – сильно возмущается.

Вывод: глаголы в составе фразеологических оборотов употребляются в переносном значении и служат для выразительности речи

-Вы показали хорошие знания по культуре речи. Я считаю, что и в повседневной жизни вы будете правильно говорить, правильно употреблять глаголы в речи.

В качестве домашнего задания хочу предложить вам написать сочинение – миниатюру, используя глаголы движения, действия, чувства, звучания, от имени:

1.Ромашки на лугу

3.Подсолнечника в поле (на выбор)

И помните, что русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов. Слайд 18

Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением:

В плену возвышенных идей

Не игнорируй пользу школы,

Необходимо твёрдо знать глаголы.

Рефлексия. На прощание я хочу поздравить вас с наступающим новым годом, Слайд 19 пожелать вам всего только самого доброго и попросить вас оставить мне на память о вас своё настроение, которое возникло у вас на уроке.(Смайлики)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Глагол Урок русского языка в 6 классе Культура речи. Правильное употребление.

Глагол Урок русского языка в 6 классе Культура речи. Правильное употребление глаголов. Подготовила: учитель русского языка и литературы Карномазова Татьяна Анатольевна МБОУ СОШ №29 г. Самара

Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называ.

Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем КУЛЬТУРОЙ. Паустовский К. Г. Цель урока: развивать понятие культуры речи, умение правильно и красиво строить свою речь. Задачи: учить школьников правильно употреблять глаголы в речи; продолжать знакомство с языковыми нормами, лингвистическими словарями; воспитывать любовь к родному языку, родному слову.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ: орфоэпические грамматические лексические орфогра.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ: орфоэпические грамматические лексические орфографические и пунктуационные

Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения з.

Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения звуков и нормы ударения.

Орфоэпические нормы. Проверь себя: правильно ли ты произносишь слова? Спиши.

Орфоэпические нормы. Проверь себя: правильно ли ты произносишь слова? Спиши, поставь ударение. Начал, задал, занял, прожил, понял, подал, прибыл, создал, принял, отдал.

1. Проверь себя! Начал, задал, занял, прожил, понял, подал, прибыл, создал, п.

1. Проверь себя! Начал, задал, занял, прожил, понял, подал, прибыл, создал, принял, отдал. Если ты допустил ошибки, обратись к упр. 381. (1)Если ошибок нет, ты заработал 1 балл, но всё же посмотри на упр. 381.

Что общего в произношении глаголов? Звонит, включит, вручит, сверлит, повтори.

Что общего в произношении глаголов? Звонит, включит, вручит, сверлит, повторит. Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение: звонить, включить, вручить.

2. Проверь себя! Звонит, включит, вручит, сверлит, повторит. (2)Добавь себе 1.

2. Проверь себя! Звонит, включит, вручит, сверлит, повторит. (2)Добавь себе 1 балл, если ты с заданием справился.

Чем отличаются в произношении слова 1 и 2 столбцов? Не был не была Не дал не.

Чем отличаются в произношении слова 1 и 2 столбцов? Не был не была Не дал не дала Не жил не жила Не пил не пила

3. Проверь себя! Не был не была Не дал не дала Не жил не жила Не пил не пила.

3. Проверь себя! Не был не была Не дал не дала Не жил не жила Не пил не пила (3)Добавь себе 1 балл, если ты с заданием справился.

Грамматические нормы Морфологические (формообразование, словоизменение) Синт.

Грамматические нормы Морфологические (формообразование, словоизменение) Синтаксически (построение словосочетаний и предложений)

Грамматические нормы Исправь ошибки в управлении: Оплатить за что-либо Скуча.

Грамматические нормы Исправь ошибки в управлении: Оплатить за что-либо Скучать по вам Разбил вазу по невнимательности Пренебрегать перед опасностями Преклоняться мужеством Доказывать о необходимости Уделять внимание на проблемы Описывать о жизни Отметить о том, что… Указать о недостатках

4. Проверь себя! Оплатить что-либо Скучать по вас Разбил вазу из-за невнимате.

4. Проверь себя! Оплатить что-либо Скучать по вас Разбил вазу из-за невнимательности Пренебрегать опасностями Преклоняться перед мужеством Доказывать необходимость Уделять внимание проблемам Описывать жизнь Отметить то, что… Указать на недостатки (4) Добавь1 балл за безошибочный ответ.

Поставь глаголы в форму 1лица единственного числа. Убедить- я … Победить –я….

Поставь глаголы в форму 1лица единственного числа. Убедить- я … Победить –я… Задудеть- я… Пропылесосить- я…

5. Проверь себя! Я(…) убедить, победить, задудеть. Я пропылесошу. (5) Если не.

5. Проверь себя! Я(…) убедить, победить, задудеть. Я пропылесошу. (5) Если нет ошибок, ты заработал 1 балл. постараюсь, должен, сумею, смогу

6. Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов. 1).

6. Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов. 1) Мой сосед броется электрической бритвой. 2) Сосед жгёт костёр уже второй день. 3) Ты не берегёшь себя. 4) Мы стригёмся в парикмахерской. 5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. 6) Они давно не плотят за свет и газ. 7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (6) Добавь1 балл за безошибочный ответ.

Лексико-фразеологические нормы – нормы употребления слов и фразеологизмов в с.

Лексико-фразеологические нормы – нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.

Лексические нормы Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разн.

Лексические нормы Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. N: приучать – приручать. Словарь С.И. Ожегова: приучить – заставить привыкнуть к кому – чему-нибудь.



7. №534 Надеть – одеть. Ошибка в 3 предложении. Запомни: Одеть Надежду – наде.

7. №534 Надеть – одеть. Ошибка в 3 предложении. Запомни: Одеть Надежду – надеть одежду. (7) Добавь1 балл за безошибочный ответ.

8. №385 1…забить… 2…насыщена… 4…приближались… (8) Добавь1 балл за безошибочны.

8. №385 1…забить… 2…насыщена… 4…приближались… (8) Добавь1 балл за безошибочный ответ.

9. Как правильно? Зализать залезать Посветить посвятить Спешите ИЛИ спишите У.

9. Как правильно? Зализать залезать Посветить посвятить Спешите ИЛИ спишите Увядать увидать Завила завела Полоскать поласкать Примерять примирять №387. Как называются такие слова? (9) Добавь1 балл за безошибочный ответ. омофоны

Смотреть сквозь пальцы – … Заткнуть за пояс – . Водой не разольёшь – … Хром.

Смотреть сквозь пальцы – … Заткнуть за пояс – . Водой не разольёшь – … Хромает по математике –. Кипит от негодования –. 10. № 387. Объясните значения фразеологизмов. (10) Добавь1 балл за безошибочный ответ.

Чем запомнился урок? РЕФЛЕКСИЯ Что нового узнали?

Чем запомнился урок? РЕФЛЕКСИЯ Что нового узнали?

1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Если будешь на знания смотреть ск.

 СПАСИБО! До свидания!

СПАСИБО! До свидания!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 651 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.10.2016 2017
  • PPTX 4.4 мбайт
  • 54 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Карномазова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Повторим изученное. Что вы знаете о правописании приставок пре-, при-? Что вы знаете о правописании неизменяемых приставок? Что вы знаете о правописании приставок на -з, -с? Что вы знаете о правописании и, ы после приставок?

Объясните написание слов. Раз…скивать, пр…бежать, пр…добрый, пр…злой, пр…открыть дверь, ра…строиться, (с/з)делать, бе…покоиться, сверх…нтересный, пр…школьный, пр…морский, с…щик, без…нициативный, пр…шить, пр…умный, бе…конечный.

Проверим! Разыскивать , прибежать , предобрый, презлой, приоткрыть дверь, расстроиться , сделать , беспокоиться , сверхинтересный, пришкольный, приморский, сыщик, безынициативный, пришить , преумный, бесконечный.

Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе. А.Н. Толстой

Употребление глаголов в речи

Что узнаем на уроке? Какова роль глагола в речи. Как правильно писать глаголы. Как избегать ошибок в употреблении глаголов.

Обратимся к учебнику, стр. 136 – 137. Как вы понимаете слова писателей о глаголах? Почему глагол – очень важная часть речи?

Умеете ли вы правильно употреблять глаголы в речи?

Я ложу тетрадь вам на стол! – крикнул Вася. - И ещё останься на дополнительный урок русского языка, – сказал учитель.

Правильно ли сказал Вася? - Сейчас я покладу все вещи в рюкзак, - сказал Вася.

Одеть и надеть На девают пальто, шапку, о девают ребёнка, куклу. От глагола на девать задаётся вопрос что? (надевать что? варежки), от глагола о девать – кого? во что? (одевать малыша в куртку)

Одеть и надеть Одеть Надежду, Надеть одежду.

Исправь речевые ошибки 1)Я хочу написать самый памятный день в жизни. 2) Повар делает обед. 3) Твоя занятость не играет никакого значения.

Запомните! играть роль иметь значение

Исправьте грамматические ошибки 1) Сосед жгёт костёр уже второй день. 2) Ты не берегёшь себя . 3) Мы стригёмся в парикмахерской. 4) Вы хочете спать? 5) Ляжьте на диван, отдохните!

Найдите неправильный вариант Я надел куртку и пошел гулять. Я ложу все вещи в сумку. Я положил ключи в карман. Мама одела детей.

Вспомним тему наших двух уроков.

Какова роль глагола в речи? Почему эта часть речи очень важна?

Какова цель урока? Узнать об особенностях употребления глаголов в речи.

Каковы задачи урока? Научиться правильно употреблять глаголы в речи. Научиться избегать ошибок в употреблении глаголов. Научиться правильно писать глаголы. Развивать речь.

Что вы узнали об особенностях употребления глаголов на пред ы дущем уроке? Глагол – значимая часть речи. Глагол может употребляться в прямом и переносном значении. Важно не делать речевых и грамматических ошибок при употреблении глаголов в потоке речи.

Каким общим словом называются такие выражения? Гладить против шерсти Водить за нос Взять себя в руки Пустить пыль в глаза

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.

Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе. Жить как кошка с собакой - быть в постоянной ссоре, вражде. Как без рук – совершенно беспомощен.

Соотнеси фразеологизм и его значение. клевать носом играть первую скрипку заморить червячка перекусить быть самым главным дремать

Писать неразборчиво Как курица лапой

Льёт как из ведра Идёт проливной дождь

Вставлять палки в колёса Мешать в каком-либо деле

Сесть в галошу Оказаться в неловком положении

Итоги Я хорошо понял… Мне понравилось… Мне было легко… Мне было трудно…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация и конспект урока для 5 класса "Употребление глагола "to be".

Презентация и конспект к уроку"Употребление глагола "to be", личных и притяжательных местоимений" по УМК О.В.Афанасьевой для 5 класса.


Презентация "Спряжение глаголов" (5,6 классы)

В презентации представлен алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.


Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой.


Презентация к уроку письма в 7 классе по теме: "Изменения глаголов по лицам"

Данную презентацию взяла на сайте презентаций и подкорректировала к своему уроку.


презентация к уроку повторения в начале учебного года по теме "Глагол. Личные окончания глаголов" в 5 классе

В презентации представлен алгоритм работы по определению безударного окончания глаголов, поэтапная система отработки данной орфограммы. .


Презентация содержит информационный и иллюстративный материал о многообразии значений глагола.


Презентация по теме "Глагол"в 5 классе.

Презентация может использоваться после изучения материала по теме:"Глагол" в 5 классе.На уроке обобщения и систематизации знаний по теме можно использовать материал.


Роль глагола в речи важна необычайно, без него наша речь немыслима. Существительные дают предметам, идеям и событиям имена, прилагательные описывают их свойства. А глаголы, подобно живой воде, вдыхают жизнь в окружающих их словам, связывают их в законченное, полноценное предложение, наполняя его движением и активностью. Они придают мыслям эмоциональную окраску, показывают протекающие процессы не в застывшем виде, а в их развитии, помогают понять природу взаимоотношений между объектами бытия.

История слова "глагол"

Прародителями термина "глагол" были старославянские слова "глагол" – речь, слово; "глаголишь" — ведешь речь, многословишь, молвишь; "глаголивый" – беседливый, разговорчивый. Глаголицей именовалась древняя азбука славян. Еще во времена Пушкина слово "глагол" буквально переводилось как "речь", "слово", о чем свидетельствует известный призыв поэта "глаголом жечь сердца". Постепенно старое значение вышло из употребления, и сегодня под словом "глагол" понимается часть речи.


Какую роль выполняет глагол в нашей речи

Глаголами называются слова, которые обозначают состояние объекта или действие и отвечают на вопросы "что сделать?", "что делать?" (съесть, идти). При помощи глаголов говорящий может выразить не только процесс или состояние, но и признаки (листья желтеют), отношение (люблю родителей), количество (утроили доходы), время действия (завтра уезжаю).

Это самая богатая смыслами и формами часть речи в русском языке. Глагол с помощью приставок и суффиксов образует целое семейство слов, которые способны тонко отражать смысловые и эмоциональные нюансы действительности, это можно увидеть на примере слова бежать: сбежать – пробежать – убегут – оббежать – избежал – отбегали – прибежать – забежала — разбежался.


Грамматическое значение

Грамматическая роль глагола в речи заключается в отражении динамической природы явлений, предметов, живых существ, он может характеризовать:

• состояние объекта (лежать, быть, переживать);

• физическое действие (работать, бить, молотить);

• процессы, происходящие с объектом (молодеть, расти, толстеть);

• движение (идти, плыть, лететь);

• отношения (уважать, ненавидеть, завидовать);

• эмоции (восторгаться, робеть, грустить);

• состояние природы (холодает, темнеет).

Грамматические формы глагола:

1. Инфинитив (остановиться, дышать).

2. Личные формы (я танцую — ты танцуешь — мы танцуем — они танцуют).

3. Родовые формы (он упал – она упала – оно упало – они упали).

4. Причастия (придуманный, влюбленная).

5. Деепричастия (принимая, начиная).

6. Безличная форма, обозначают процессы, которые происходят без действующего объекта (сверкало, приготовлено, светало).


Морфологические функции глаголов в речи

Глаголы обладают несколькими постоянными и непостоянными морфологическими признаками.

К постоянным относятся следующие.

1. Вид глагола -определяет суть происходящего действия относительно его завершенности или незавершенности:

  • глаголы, которые отвечают на вопрос "что делать?", называются глаголами несовершенного вида, они описывают еще продолжающиеся процессы (он пишет письмо, она готовит ужин);
  • глаголы, которые отвечают на вопрос "что сделать?", называются глаголами совершенного вида, они описывают уже законченные процессы (он написал письмо, она приготовила ужин).

2. Переходность глаголов определяет, переходит ли действие на объект или нет:

  • переходные глаголы описывают действия, распространяющиеся на объект (мама кормит дочку, я читаю книгу);
  • непереходные глаголы относятся к процессам, которые не переносятся на другой предмет (краснеют листья клена, птица парит).

3. Возвратность показывает направленность процесса на себя или на другой объект:

  • возвратные глаголы описывают действие, направленное, возвращенное на себя, они строятся с помощью суффиксов "-сь" и "-ся" (Лена умывается, я греюсь);
  • невозвратные глаголы излагают процессы, которые направлены на другой объект (Лена моет голову, я грею ладони).

4. Спряжение регламентирует написание глаголов в зависимости от числа и рода:

  • Глаголы первого спряжения имеют любые окончания, кроме " –ить" (орать, хотеть, блеснуть).
  • Глаголы второго спряжения имеют окончание "-ить" (дорожить, крутить, дарить).


К непостоянным признакам относятся следующие.

  • мужской (играл, играющий);
  • женский (стояла, стоящая);
  • средний (уходило, приготовленное).
  • первое (я говорю, ты говоришь);
  • второе (мы знаем, вы знаете);
  • третье (он помогал, она помогала, они помогали).
  • настоящее (ищу, берут, требует);
  • прошлое (искал, брали, требовали);
  • будущее (найду, возьмут, потребуют).
  • единственное (укусил, покусанная);
  • множественное (укусили, покусанные).
  • изъявительное (я успеваю, она уходит);
  • повелительное (обязательно успей, уходи);
  • условное (успел бы, ушла бы).


Синтаксическое значение

Глагол занимает важнейшее место в русском синтаксисе. Прежде всего, он является сказуемым, которое в связке с подлежащим описывает многообразие действий и состояний объектов. Но синтаксическая роль глагола в речи значительно шире, он может быть:

• сказуемым (я (что сделал?) смастерил скворечник);

• дополнением (я очень люблю (что?) мастерить скворечники);

• обстоятельством (я пошел к друзьям (зачем?) мастерить скворечники):

• несогласованным определением (я обожаю одно хобби – (какое?) мастерить скворечники);

• подлежащим: ((что?) мастерить скворечники – мое хобби).


Стилистика

В глаголе заключены громадные стилистические возможности. Использование глаголов в речи многообразно и зависит от ситуации, они могут сделать мысль предельно ясной или экспрессивной, холодной или обжигающей, неспешной или стремительной. Они помогают доходчиво и живописно формулировать сложнейшие процессы, состояния людей, их эмоции и потребности.

1. Деловой стиль. Официальные бумаги характеризуются строгой, емкой и сухой стилистикой. На первое место выходят шаблонность, описательность, именной вид речи. Глаголы часто вытесняются громоздкими отглагольными существительными. В деловых бумагах совсем мало глаголов, примерно 60 штук на 1000 слов, в научных работах этот показатель равен 90 слов, а в публицистическом и художественном стилях — 150 глаголов и больше.

2. Научный стиль насыщен абстрактными понятиями, точными определениями, характеризуется сдержанностью и логичностью. Цель научных работ – описывать и раскрывать закономерности и разнообразные феномены, поэтому выбор глаголов негласно регламентирован научным сообществом в пользу слов с отвлеченной, абстрактной семантикой: иметь, быть, являться.

3. Публицистический стиль многообразен: в него входят и бульварные газеты, и серьезные аналитические издания, и статьи в тематических журналах. Публицистике свойственен событийный, повествовательный способ изложения. Стилистическая окраска и количество глаголов зависит от типа издания. Так, в узкоспециализированном тексте, испещренном сложными существительными-понятиями, количество глаголов может быть минимально. А в статье, посвященной жизни телезвезды, глаголы выйдут на первый план.

4. Разговорный стиль имеет невообразимое число градаций и полутонов, его эмоциональное и смысловое содержание зависит от ситуации и темперамента говорящего. Глаголы в разговорной речи помогают облечь чувства, желания и состояния в слова, донести их до другого.

5. Художественный стиль наиболее полно раскрывает роль глагола в речи и его потенциал. В руках мастеров слова глагол превращается в магический инструмент, способный образно и конкретно выразить самые сложные вещи. В художественной литературе глаголы часто встречаются в переносных смыслах, кроме того, все великие писатели искусно используют богатую синонимичность глаголов, тщательно выискивая самое верное слово, идеально описывающее ситуацию или героя.


Многозначность глагола

Значение и употребление в речи некоторых глаголов заставляет задуматься даже носителей русского языка, что уж говорить об иностранцах, которые порой не в состоянии понять смысл, казалось бы, очевидного предложения. Все дело в многозначности глаголов. Например, у слова "ломать" пять словарных значений, у слова "стоять" – девять, а у слова "брать" – двенадцать. Язык постоянно развивается, аккумулируя удачные слова и значения. Из первичного значения слова появляются вторичные и крепко входят в речь, делая ее цветастой и образной.

Например, можно пилить ветки, а можно – мужа; упасть в лужу или в чужих глазах; хлопать в ладоши или дверью; собрать доказательства или урожай; бить копытом или баклуши; держать яблоко, экзамен или слово; сойти с поезда или с ума; попасть в рай или на деньги; родить ребенка или мысли; порой убегает собака, а порой – молоко или время.

Синонимичность

Глаголы-синонимы имеют одно значение, но отличаются эмоциональной и стилистической окраской. К примеру, слово "упасть" нейтрально по стилю, слово "шмякнуться" или "грохнуться" относится к разговорному стилю (просторечному), "низвергнуться" или"рухнуть" – к высокому, художественному стилю.

Синонимы показывают, какую роль выполняет глагол в нашей речи. Выбор уместного варианта зависит от ситуации и очень важен, потому что неверно сказанное слово не только искажает мысль и затрудняет понимание, но и ставит человека в смешное положение. Уличный сленг нелеп в научной статье, высокопарные глаголы несуразны житейском разговоре, научные слова лишние в легком художественном произведении.

Читайте также: