Сообщение на тему христианство на кубани

Обновлено: 30.06.2024

Северный Кавказ – одна из древнейших колыбелей христианства в России. Первая проповедь христианства на Кавказе относится к 40-м годам по Рождеству Христову, когда на наши земли ступила нога апостола Андрея Первозванного, верного ученика Иисуса Христа. Апостол Андрей с учениками проповедовал христианское вероучение среди многих народов, в том числе греков, скифов, зихов, сугдеев, касогов – предков нынешних адыгов.

Массовое обращение в христианство началось при византийском императоре Юстиниане Великом. Юстиниан присылал на Кавказ священников, которые обращали на­род в христианскую веру. Проповедь христианства пользовалась большим успехом. Важно еще и то, что она никогда не сопровождалась насилием. Период с V по XIII века стал временем крещения многих северо­кавказских племен, эпохой образования кавказских епархий.

Схема расположения древних христианских храмов на территории Западного Кавказа

В первой половине XI века на Северном Кавказе возникло русское Тмутараканское княжество, а вместе с ним и Тмутараканская епархия. Легкость, с которой возникла эта первая русская епархия на Северном Кавказе, свидетельствует о значительном распространении христианства среди местного населения. В её состав вошли не одни русские, но и завоеванные зихи и касоги..

Тмутараканская епархия просуществовала около ста лет. Здесь же, на Тамани, жил святой преподобный Никон, игумен Печерский, который основал здесь монастырь.

На территории Кубани христианство было возвращено черноморскими казаками при их переселении на подаренные земли в 1793 году.

Несмотря на все трудности первого времени освоения новых земель, они первым долгом заботились о строительстве церквей и подготовке духовенства из казачьей среды. Самый первый храм казаки возвели на Тамани в честь Покрова Божией Матери в 1793 году

В 1796 г. на Кубани уже было 4 церкви, в 1797 году – 23 построенных и строящихся церквей, на службе состояло 25 священников и дьяконов. В 1802 г. вместо походной Свято-Троицкой церкви в городе Екатеринодаре был построен Воскресенский войсковой собор

Предметы периода раннего христианства, найденные на территории Таманского полуострова – исторические свидетели этой эпохи.

Самостоятельно письменно ответь на вопрос: Зачем человеку нужна (не нежна) "вера"? (ответ в 2-3 предложениях)?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока кубановедения в 10 классе "Меотские племена и кочевники на Кубани"

Одним из важных элементов данного урока являются анализ научных источников, работа учащихся с картой и извлечение материала из схем и иллюстраций. Схемы, которые указаны в плане урока.


Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".

Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия.

Интересный урок кубановедения в 6 классе.

урок кубановедения в 6 классе "Кубань в произведениях русских и зарубежных литераторов в 15-16 веках"

Презентация к уроку кубановедения в 6 классе "Кубань в произведениях русских и зарубежных литераторов в 15-16 веках".


Урок кубановедения 5 класс "Распространение христианства на Кубани"


Урок кубановедения 5 класс "Истоки христианства на Северном Кавказе"


Урок кубановедения 8 класс "Монастыри Кубани"

В системе ценностей кубанского казачества исследователи-казаковеды первое место справедливо отводят православной вере. Помимо основного своего мировоззренческого значения, Православие пронизывало многие стороны жизни казачьего войска, станичной общины, семьи [1]. Сегодня история Православия кубанских казаков стала возвращаться из забвения. Появляются статьи по отдельным станицам, основанные на полевом и архивном материале [2], первые работы обобщающего характера [3], публикации документов [4]. Однако специфика региона с казачьим, крестьянским, горским населением еще мало осознается как священством на всех уровнях, так и современными казачьими организациями. Между тем на необходимость изучения локально-исторических трансформаций христианских традиций постоянно указывают историки, архивисты, этнографы, исследователи культуры старообрядчества и др.

В XVII столетии к кубанскому Приазовью стали проявлять интерес донские и запорожские казаки. Не случайно турецкий разведчик и ученый Эвлия Челеби, дважды посетивший край в середине XVII в., с озабоченностью описывал морские и сухопутные походы в Прикубанье вольных обитателей Днепра и Дона. По свидетельству Челеби, донские и запорожские казаки хорошо ориентировались в здешних местах и имели проводников из числа славянских обитателей Кубани [6].

В XVII в. Северный Кавказ становится одним из центров русского старообрядчества. К концу века начинается строительство первых старообрядческих церквей и на Кубани.

В то же время среди священнослужителей было немало тех, кто пользовался любовью казаков и умел врачевать душевные недуги и переживания добрым словом, сердечным отношением и бескорыстной помощью. В линейных станицах православное духовенство было поначалу малочисленным из-за большого количества староверов. Священников здесь не выбирали, а назначали военным начальством в каждую станицу.

Своих священников имели не только станичные приходы, но и конные полки, пластунские батальоны и артиллерийские батареи. В укреплениях Черноморской береговой линии духовными наставниками были иеромонахи Балаклавского Георгиевского монастыря. Один из них, иеромонах Маркел, благословил на бессмертный подвиг рядового Тенгинского полка Архипа Осипова. Полковые и батальонные священники должны были не только совершать церковные службы и требы, но и обучать воинов церковной истории, Закону Божию и основным молитвам. Священники следили за поведением казаков во время богослужения, исповедовали и причащали, устанавливали обязательное пение хором всеми нижними чинами молитв. Полковой священник требовал соблюдения всех постов, боролся со сквернословием, старался не допускать пьянства. Понимая, какие тяготы и лишения терпят нижние чины на военной службе, священник всячески пытался облегчить их участь. Он нередко выступал связующим звеном между воинским подразделением и станицей. Зачастую именно батюшка отсылал весточку родным о том или ином герое, он же читал неграмотным долгожданное письмо из дома. Случалось, что полковой священник, подняв крест, верхом на коне увлекал казаков в атаку под ливнем вражьих пуль и картечи.

Случалось, что храмы использовались не только по прямому назначению. В случае нападения горцев на станицу храмы становились укрытием для женщин, стариков и детей. Церковь никогда не стояла вне интересов станичного или хуторского общества. Это находило отражение в характерных для края обычаях. Так, после объявления войны двери станичного храма не затворялись. В них непрерывно читались молитвы, велись службы. Атеистическая политика, активно проводившаяся в 20–30-е и 50–60-е гг. ХХ в., привела к полному или частичному разрушению храмов на Кубани, их разграблению и осквернению. В народном сознании разрушение храма воспринималось как конец мира, временный уход Христа и приход Антихриста.

Свои просветительские и благотворительные традиции имели на Кубани монастыри. Здесь сыновья жителей близлежащих селений, а также дети духовенства обучались грамоте, пению и разным ремеслам. Пустынь была и школой для лиц, желающих поступить в духовное звание. В обители учились церковной службе, чтению на клиросе. Многие кубанцы вменяли себе в обязанность раз в два-три года совершить паломничество в монастырь. Люди спешили сюда, потому что были убеждены в особой силе молитвы, произнесенной в святых местах. В монастырях хранились чудотворные иконы или частицы мощей святых угодников Божьих. Так, предметом особого почитания паломников в Михаило-Афонской пустыни были частицы Животворящего древа Господня, частицы нетленных мощей святых великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца и Харлампия. Причем мощи святого великомученика Георгия Победоносца, почитаемого местными горцами, привлекали в Успенский храм обители даже мусульман ближайших поселений. Монастыри играли и важную хозяйственную роль в развитии края. В обителях развивалось виноградарство, скотоводство, хлебопашество, рыболовство, сыроварение. Славились монастыри Кубани иконописными школами, рукоделием: художественным шитьем золотом и бисером, кружевоплетением, прядением и вязанием, ковроделием.

Народная вера не воспроизводила буквальные догматы Православия, во многом по-своему воспринимала сущность христианского учения. Это проявлялось в пересказах житий святых, в народных молитвах, в вещих снах и видениях, в толковании сюжетов Священной истории и легенд о чудесах и праведниках. Православное мировоззрение проявлялось у кубанцев в хождении со святынями в крестных ходах. Они воспринимались как могучее средство очищения, освящения земли и людей, источников и жилищ. Глубоко в народной вере ощущалось понятие греха и осознание необходимости покаяния. Любовное, заботливое отношение к храму и его святыням всегда присутствовало у казаков. Разрушительное воздействие на народную духовность казачества в послереволюционные десятилетия было направлено на полное искоренение религиозных традиций. Но вера народа в его святыни продолжала существовать, уходила внутрь души и сердца, помогая выжить нравственно. Не имея возможности противостоять запрещению и разрушению видимых религиозных символов и святынь, кубанцы втайне оставались со своими личными ценностями: нательными крестами, домашними иконами, духовными стихами, представлениями о благочестии.

Все это и многое другое говорит о том, что православная вера — основа глубинных традиций казачества Кубани. Она была и остается великим достоянием народа, а не поверхностным явлением, навязанным якобы извне.

Примечания

Источник: Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения: Материалы Первой Межрегиональной научно-практической конференции в г. Москва, 16-17 августа 2011 г. Под общей редакцией Преосвященного Кирилла, епископа Ставропольского и Невинномысского, председателя синодального комитета русской православной Церкви по взаимодействию с казачеством. — Ставрополь: Графа, 2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Антипова Любовь Николаевна, учитель кубановедения МБОУ СОШ№1 Ленинградского района Краснодарского края

Антипова Любовь Николаевна, учитель кубановедения

МБОУ СОШ№1 Ленинградского района Краснодарского края

Я верю, Господи! Ты вознесён! И вот звучат, как арфы, неба сферы. Тому на радость явь Христовой веры, Кому земля – как преходящий сон… И в голубых лучах, в любви ликуя, Тебе престолы благостно поют Священное от века аллилуйя. Г. Чулков

Я верю, Господи! Ты вознесён!

И вот звучат, как арфы, неба сферы.

Тому на радость явь Христовой веры,

Кому земля – как преходящий сон…

И в голубых лучах, в любви ликуя,

Тебе престолы благостно поют

Священное от века аллилуйя.

Северный Кавказ – одна из древнейших колыбелей христианства в России. Первая проповедь христианства на Кавказе относится к 40-м годам по Рождеству Христову, когда на наши земли ступила нога апостола Андрея Первозванного, верного ученика Иисуса Христа. Апостол Андрей с учениками проповедовал христианское вероучение среди многих народов, в том числе греков, скифов, зихов, сугдеев, касогов – предков нынешних адыгов.

Северный Кавказ – одна из древнейших колыбелей христианства в России.

Первая проповедь христианства на

Кавказе относится к 40-м годам по Рождеству Христову, когда на наши земли ступила нога апостола Андрея Первозванного, верного ученика Иисуса Христа. Апостол Андрей с учениками проповедовал христианское вероучение среди многих народов, в том числе греков, скифов, зихов, сугдеев, касогов – предков нынешних адыгов.

В V веке на Северный Кавказ был сослан святитель Иоанн Златоуст.

В V веке на Северный

Кавказ был сослан

святитель Иоанн Златоуст.

Схема расположения древних христианских храмов на территории

Западного Кавказа

В середине IX века по северным землям нашего края проходил путь святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия.

В середине IX века по северным землям нашего края проходил путь святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия.

В первой половине XI века на Северном Кавказе возникло русское Тмутараканское княжество, а вместе с ним и Тмутараканская епархия. Легкость, с которой возникла эта первая русская епархия на Северном Кавказе, свидетельствует о значительном распространении христианства среди местного населения. В её состав вошли не одни русские, но и завоеванные зихи и касоги..

В первой половине XI века на Северном Кавказе возникло русское Тмутараканское княжество, а вместе с ним и Тмутараканская епархия. Легкость, с которой возникла эта первая русская епархия на Северном Кавказе, свидетельствует о значительном распространении христианства среди местного населения. В её состав вошли не одни русские, но и завоеванные зихи и касоги..

Тмутараканская епархия просуществовала около ста лет. Здесь же, на Тамани, жил святой преподобный Никон, игумен Печерский, который основал здесь монастырь.

Тмутараканская епархия просуществовала

около ста лет. Здесь же, на Тамани, жил

святой преподобный Никон, игумен

Печерский, который основал здесь

На территории Кубани христианство было возвращено черноморскими казаками при их переселении на подаренные земли в 1793 году.

На территории Кубани христианство было возвращено черноморскими казаками при их переселении на подаренные земли в 1793 году.

С приходом черноморцев – отважной казачьей вольницы из Запорожья – Кубань во всей полноте познала Веру Христову. Это были рыцари Православия, девиз которых был

С приходом черноморцев –

отважной казачьей вольницы

из Запорожья – Кубань во всей

полноте познала Веру Христову.

Это были рыцари Православия,

девиз которых был "За Веру,

Православие с того момента

становится надежным оплотом

южных границ государства

Российского, православное

казачество – верным носителем.

Несмотря на все трудности первого времени освоения новых земель, они первым долгом заботились о строительстве церквей и подготовке духовенства из казачьей среды. Самый первый храм казаки возвели на Тамани в честь Покрова Божией Матери в 1793 году

Несмотря на все трудности первого времени освоения новых земель,

они первым долгом заботились о строительстве церквей и подготовке

духовенства из казачьей среды. Самый первый храм казаки возвели на

Тамани в честь Покрова Божией Матери в 1793 году

В 1796 г. на Кубани уже было 4 церкви, в 1797 году – 23 построенных и строящихся церквей, на службе состояло 25 священников и дьяконов. В 1802 г. вместо походной Свято-Троицкой церкви в городе Екатеринодаре был построен Воскресенский войсковой собор

В 1796 г. на Кубани уже было 4 церкви, в 1797 году – 23 построенных и строящихся церквей, на службе состояло 25 священников и дьяконов.

В 1802 г. вместо походной Свято-Троицкой церкви в

городе Екатеринодаре был построен Воскресенский войсковой собор

Предметы периода раннего христианства, найденные на территории Таманского полуострова – исторические свидетели этой эпохи.

Предметы периода раннего христианства,

найденные на территории Таманского

полуострова – исторические свидетели

Фрагмент ручки от древнерусской корчаги. Этот артефакт украшен Крестом. Можно сделать вывод, что соответствующий сосуд принадлежал монастырюпреподобного Никона.

Фрагмент ручки от древнерусской корчаги. Этот артефакт

украшен Крестом. Можно сделать вывод, что соответствующий

сосуд принадлежал монастырюпреподобного Никона.

Блюда с христианской символикой

Блюда с христианской символикой

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m34e813f7.jpg

Листая пожелтевшие страницы истории Кубани, с одной стороны испытываешь гордость за свою страну и предков; с другой – чувствуешь и свою причастность к историческому процессу. Мы находимся на святой и благословенной земле Таманской: отсюда начиналась наша Кубань и нельзя в полной мере понять суть исторического процесса, происходившего на кубанской земле без представлений о его духовной стороне, без знаний по истории Русской Православной Церкви, которая всегда играла важную роль в судьбах нашего края.

Мне хочется открыть некоторые, наиболее важные, на мой взгляд, страницы истории Православия на Кубани и прочитать их вместе с Вами .

Итак, открываем страницу первую.

1.Начало Православия на Кубани

Кубань – один из немногих регионов России, где христианство задолго до Крещения Руси получило свое распространение и его семена легли на благодатную почву. Подтверждение этому мы находим в материалах Вселенских соборов.

Слово Божие было проповедано святыми апостолами Андреем Первозванным (62) и Симоном Зилотом (Кананиотом) (1 в.) Неприхотливость в одежде, искренность в речах, милосердие и сострадание к ближнему и удивительный свет, исходивший от проповедников, поражали язычников. Впервые земля Кубанская услышала христианское учение.

hello_html_421e6e0.jpg

Апостол продолжал поучать народ, стоя на возвышении. Он был роста немалого, а более высокого, но немного согбен, нос имел орлиный, глаза выразительные, брови, волосы на голове и браду густые и благолепные. Силою своего чудодейственного сло­ва, силою кротости и мудрости он обратил многих, поручал ученикам наставлять новообращенных, крестил, устроил для них церковь и научил совершению Литургии и псалмопении, а избранных поставил в священники и диакон

Эта словесная картина из I века от Рождества Христова передана нам монахом и историком Епифанием, жившим в IV веке, любившим путешествовать и собиравшим воспоминания о проповеди апостолов. Описанное событие происходило на берегу Чер­ного моря, а речь идет об апостоле Андрее Первозванном. По свидетельству Епифания и ряда других церковных историков древ­ности, ему в апостольский удел по жребию выпала Скифия (так называлась наша Русь) — обширная область, включавшая в себя и Северное Причерноморье. Об этом же свидетельствуют многие современные библейские справочники. Во время своего третьего путешествия в 40-м г. от Р.X. апостол Андрей с учениками оказался на Северном Кавказе.

Теперь можно только догадываться, расшифровывая древние названия городов и народов, где именно проповедовал апостол. Основной его путь пролегал по черноморскому побережью Кавказа. Город Никопсия, который историки располагают или на современном Новом Афоне или на месте городища Дузу Кале, что возле села Ново-Михайловского Туапсинского района, упоминается как одно из мест его проповеди. Слово апостола Андрея также звучало в Северном Причерноморье, в горах и предгорных равнинах, просвещая светом Христовой истины многие народы. среди многих народов.

Малочисленные еще в то время христиане смело проповедовали свою веру, рассказывали своим языческим соплеменникам и соседям о Спасителе мира, а примером бескорыстной христианской любви и стойкости убеждали окружаю­щих в истинности своих слов. Так тихо и незаметно по древним торговым путям — рекам Кубани, Урупу и Тереку, через степи и горные ущелья — благая весть о Христе распространилась по всему Северному Кавказу.

А с 313 года, с момента провозглашения христианства государственной религией Римской империи его позиции еще более укрепи­лись среди населения Северного Кавказа. Если самые древние археологические памятники — немые свидетели тех лет рас­сказывают нам о жизни местных христиан, начиная только с VI века, то письменные источники указывают на более ран­нее время — IV век. Уже в этот период епископские кафедры существовали на Босборе и Скифии, а христианские миссионеры достигли побережья Каспийского моря.

Предметы периода раннего христианства, найденные на территории Таманского полуострова

1. Крест нательный с изображением св.Георгия, VII в.

2. Головка статуэтки Божией Матери, V-VI вв.

3. Лампадка, V-VI вв.

4. Стеклянные сосудики под елей, VI в.

5. Блюдо с клеймом-изображением Иисуса Христа в виде человека-рыбы, VI в.

6. Светильник с христианской символикой, V-V1 вв.

Схема расположения древних христианских храмов на территории Северо-Западного Кавказа

Распространение христианства по территории нынешнего Таманского полуострова в период раннего средневековья подтверждено материалами Вселенских Соборов.

Массовое обращение в христианство началось здесь при византийском императоре Юстиниане Великом (527-565 гг.). Этот человек пользовался большим авторитетом и остался в памяти адыгов, черкесов и кабардинцев под именем Юстука даже спустя многие века. Проповедь христианства никогда не сопровождалась насилием. Может поэтому период с V по XIII века стал временем крещения многих северокавказских народов, эпохой образования кавказских епархий.

Раньше всего христианство утвердитесь на Тамани, в том числе у готов — тетракситов, в Зихии (на побережье Черного моря от Сочи до Джубги) и Абасгии (Абхазии). Здесь встречаются каменные крепости, храмы, монастырские и другие сооружения, датируемые VI-IX веками. В это же время происходит крещение алан и зихов.

В верховьях рек Кубани и Урупа, в сердце Алании (современная Карачаево-Черкесская республика и Отраднснский район Краснодарского края), началось широкое церковное строительство. В ущелье реки Большой Зеленчук обосновалась кафедра Аланской епархии — Северный Зеленчукский храм — монументальное сооружение, расписанное внутри фресками греко - византийского происхождения. Всего же на Нижне-Архызском городище Х-ХГП веков сохранилось 14 церквей и несколько христианских кладбищ. Возможно именно здесь находилась столица средневековой Алании — Магас.

После крещения алан христианство начинает активно проникать в глубь территории Северного Кавказа. Помимо Византии его распространению способствовали Грузия и Армения. Пожалуй, не было в то время ни одного народа на этой земле, среди которого бы не побывали миссионеры с проповедью о Христе и у которого бы не остались их последователи.

Возникновение Тмутараканского княжества и Тмутараканской епархии .

hello_html_35e27423.jpg

Не прошло и сорока лет от Крещения Руси, как на Тамани русский князь Мстислав Удалой воздвиг церковь в честь Пресвятой Богородицы. Долгое соперничество Византии, Хазарского каганата и Киевской Руси из-за древней греческой колонии Таматархи завершилось вхождением ее в состав Руси под именем Тмутараканского княжества. Решающим эпизодом в этой истории был поединок князя Мстислава с могучим касожским предводителем Редедею, который многим известен, но мне хочется напомнить его Вам.

Не желая проливать невинную кровь своих подданных, князь тмутараканский вызвал на единоборство князя касожского. По условиям заключенного договора проигравшая сторона должна была подчиниться победителю поединка и признать его власть над собой. По преданию, победа над богатырем русскому князю далась не без помощи Божией. Во время схватки Мстислав начал изнемогать и взмолился:

Живым свидетельством той эпoхu является найденный на территории Тамани Тмутараканский камень с надписью:

Kнязь Глеб мерил море от Тмутаракани до Корчева, 14 тысяч сажень . "

В Х1 веке значительному усилению позиций Православной Церкви в нашем крае способствовали труды преподобного Никона, игумена Киево – Печерского монастыря, одного из авторов русских летописей, который в общей сложности более 10 лет провел в Тмутаракани, где своим личным примером способствовал укреплению христианской веры. Преподобный Никон основал на Таманском полуострове монастырь и учредил праматерь будущей Кубанской епархии – Тмутараканскую епархию, которая просуществовала более 100 лет и сыграла большую роль в просвещении Словом Божиим местных степных и горских племен .

После утверждения на Таманском полуострове христианская вера распространилась по всему Черноморскому побережью, начинается широкое церковное строительство .

На современной карте Таманского полуострова на черноморском побережье между мысом Тузла и мысом Железный Рог есть небольшой мыс под названием Панагия. Легенда былых времен витает над ним. Впервые Панагию и легенду о ней описал в XIX веке выдающийся историк-археолог И.Г. Забелин .

Возрождение Православия на Кубани после переселения черноморских казаков .

Всем изве6стно, что 30 июня 1792 года произошло знаменательное событие в жизни черноморских казаков, Ектнрина 11 подписала указ, по которому Черноморскому войску передавалась во владение территория от Тамани до устья Лабы по правую сторону реки Кубани. 25 августа 1792 года 3247 первых казаков – новопоселенцев высадились на песчаном берегу. В 1911 году на месте высадки казаков был поставлен памятник, который раньше я видела на картинке, а теперь увидела воочию.

К тому времени на Северном Кавказе о вере Христовой напоминали лишь развалины древних храмов и монастырей, сказания и некоторые обычаи местных народов. Оказавшись в вынужденной изоляции от основных христианских центров, население Северного Кавказа во многом утратило память о своей былой христианской славе. Роковую роль в этом сыграл и кровавый натиск ислама. По приказу турецких султанов войска крымских ханов огнем и мечом искореняли христианство, силой насаждая ислам среди коренных пародов. Христианские храмы разрушались, священники и верные христиане подвергались гонениям.

Таким образом, казакам предстояло не только заселить новые земли, но и вернуть сюда свет Христовой веры. Еще не обустроившись, испытывая огромные трудности, казаки приступили к церковному строительству. Первым войсковым храмом черноморцев стала походная церковь во имя святой Троицы.

Войсковой судья Антон Головатый в 1793 году на Тамани начал строительство самой первой казачьей церкви. Этот храм, возведенный из камня, был посвящен самому главному празднику черноморцев — Покрову Божией Матери и возведен на месте разрушенного.

hello_html_m8434aee.jpg

Свято – Покровский храм ст. Тамани. Основан в 1793 году. Современное состояние.

Читайте также: