Творчество композитора м с березовского сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Вы здесь: Home Мировая художественная культура Музыка Русская музыка Русская профессиональная музыка XVIII века М. Березовский – создатель классического типа русского хорового концерта

  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1

М. Березовский, как и Д. Бортнянский, был выдающимся композитором своего времени.

Но его судьба была трагичной, а жизнь слишком короткой (всего 32 года). Свидетельств его жизни крайне мало. Ноты его произведений чаще всего отсутствуют, хотя он был автором одной оперы, около 40 хоровых концертов, из которых большинство известны только по начальным тактам или по названию, и других небольших произведений. Но иногда всё-таки происходят счастливые находки, как например, рукописная копия Сонаты для скрипки и чембало М. Березовского, которую недавно обнаружили в нотном отделе Парижской национальной библиотеки.

Из биографии М. Березовского (1745-1777)

В этом же году Березовский вернулся в Россию. Но об этих годах его жизни почти ничего не известно. Он не нашёл поддержки своему таланту при дворе, продолжая работать в капелле в качестве рядового служащего. В марте 1777 г. Березовский заболел горячкой и во время одного из приступов болезни покончил жизнь самоубийством. Каковы причины такого поступка – сейчас этого уже не узнать. Скорее всего, здесь совпали многие моменты: нужда, одиночество, невостребованность в современной музыкальной жизни.

Максим Березовский (Maxim Berezovsky)

Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.

Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное образование предположительно получил в глуховской музыкальной школе, славившейся певческими традициями, и затем продолжил его в Киевской духовной академии. По приезде в Петербург (1758) юноша благодаря своему прекрасному голосу был определен в штат музыкантов наследника престола Петра Федоровича, где стал получать уроки по композиции у Ф. Цопписа и по вокалу у итальянского педагога Нунциани. На рубеже 1750-60-х гг. Березовский уже исполнял ответственные партии в операх Ф. Арайи и В. Манфредини, шедших на придворной сцене, соперничая в мастерстве и виртуозности с лучшими итальянскими певцами. После дворцового переворота 1762 г. Березовский, как и другие артисты из штата Петра III, был переведен Екатериной II в итальянскую труппу. В октябре 1763 г. композитор женился на танцовщице труппы Франциске Ибершер. Выступая с сольными партиями в оперных спектаклях, Березовский пел также и в Придворном хоре, что обусловило интерес композитора к хоровым жанрам. По свидетельству биографа П. Воротникова, его первые духовные концерты ("Приидите и видите", "Вси языцы", "Тебе бога хвалим", "Господь воцарися", "Хвалите господа с небес") показали его исключительное дарование и хорошее знание законов контрапункта и гармонии. В мае 1769 г. Березовский был направлен для совершенствования профессионального мастерства в Италию. В знаменитой Болонской академии, по преданию, он занимался под руководством выдающегося теоретика и педагога падре Мартини.

15 мая 1771 г., немногим позже В. А. Моцарта, выдержав вместе с чешским композитором И. Мысливечеком экзамен, Березовский был принят в число членов Академии. В 1773 г. по заказу для Ливорно он создал свою первую и, вероятно, единственную оперу "Демофонт", успех которой был отмечен в ливорнской газете: "Среди спектаклей, показанных во время последнего карнавала, надо отметить оперу, сочиненную регентом русской капеллы, состоящим на службе у Ее величества императрицы всея России, синьором Максимом Березовским, который соединяет живость и хороший вкус с музыкальным знанием". Опера "Демофонт" подвела итог "итальянскому" периоду жизни Березовского - 19 октября 1773 г. он покинул Италию.

Вернувшись в Россию в расцвете творческих сил, Березовский не встретил должного отношения к своему таланту при дворе. Судя по архивным документам, композитор так и не был определен на службу, соответствующую званию члена Болонской академии. Сблизившись с Г. Потемкиным, Березовский некоторое время рассчитывал на должность в предполагаемой Музыкальной академии на юге страны (кроме Березовского князь собирался также привлечь Дж. Сарти и И. Хандошкина). Но проект Потемкина так и не был осуществлен, и Березовский продолжал работать в капелле в качестве рядового служащего. Безысходность положения, личное одиночество композитора в последние годы привели к тому, что, заболев горячкою в марте 1777 г., Березовский в одном из приступов болезни покончил жизнь самоубийством.

Драматична судьба творческого наследия композитора: большинство произведений, звучавших на протяжении всего XIX в., оставались в рукописях долгое время и хранились в Придворной капелле. В начале нашего столетия они были безвозвратно утрачены. Из инструментальных произведений Березовского известна одна Соната для скрипки и чембало до мажор. Утеряна партитура оперы "Демофонт", поставленной в Италии: до наших дней дошли только 4 арии. Среди многочисленных духовных сочинений сохранились лишь Литургия и несколько духовных концертов. Среди них - "Господь воцарися", являющийся наиболее ранним образцом классицистского хорового цикла в России, и "Не отвержи мене во время старости", ставший кульминацией творчества композитора. Этот концерт по сравнению с другими произведениями последних лет имеет более счастливую судьбу. Благодаря своей популярности он получил широкое распространение и был дважды напечатан в первой половине XIX в. (1818, 1841).

Влияние мелодики, полифонической техники, гармонии и образного строя концерта прослеживается в творчестве младших современников Березовского - Бортнянского, С. Дегтярева, А. Веделя. Будучи истинным шедевром музыкального искусства, концерт "Не отвержи" знаменует собой наступление классического этапа в развитии отечественного хорового творчества.

Даже единичные образцы творчества Березовского позволяют говорить о широте жанровых интересов композитора, об органичном соединении в его музыке национальной мелодики с общеевропейскими приемами и формами развития.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сейчас имя замечательного композиторов XVIII века всегда рядом.

МАКСИМ СОЗОНТОВИЧ БЕРЕЗОВСКИЙ ( 1745- 1777).

МАКСИМ СОЗОНТОВИЧ
БЕРЕЗОВСКИЙ
( 1745- 1777)
Русский композитор - создатель православной духовной музыки
Многие музыкальные академии в Италии избрали его своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика.

БИОГРАФИЯМаксим Созонтович Березовский окончил Киевскую Духов.

БИОГРАФИЯ
Максим Созонтович Березовский окончил Киевскую Духовную Академию, по окончании её был в капелле, где занимался композицией у Цопписа. Так как он отличался особенной одаренностью, то был послан для усовершенствования композиции в Италию. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, у которого занимался и Моцарт. В 1771 году Березовский вернулся в Россию. Здесь судьба его сложилась крайне трагично: Березовский не получил признания и в припадке горячки покончил с собой.

ТВОРЧЕСТВОКак композитор духовной музыки, Березовский, вместе с.

ТВОРЧЕСТВО
Как композитор духовной музыки, Березовский, вместе с Веделем , является представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви. Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения в контрапунктическом стиле, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества.

Напечатаны : "Не отвержи мене во время старости","Верую","Причастны творяй а.

Березовский Максим Созонтович

Максим Созонтович родился 17 октября 1745 года в Сумской области (которая в то время принадлежала Российской империи, а ныне является частью Украины). Известно только, что его отец был небогатым шляхтичем, а о матери совсем нет сведений. Точное место рождения Максима и получения им начального образования неизвестны. По предположениям музыковедов, он посещал Певческую школу Даниила Апостола и Киевскую духовную академию. Личность Максима Созонтовича, как и его ранняя смерть, окутана многими тайнами.

Краткая биография

Задумчивый Максим Березовский

Личная жизнь композитора

Как и творческая жизнь Максима Созонтовича, личная жизнь также окутана многими тайнами. Достоверно известно, что в 1763 году он женился на балерине кордебалета Францине Юбершер, с которой вместе выступал как оперный певец. Тем не менее, в 1765 году он отбыл в Италию на долгие 9 лет — без нее. Что с ней стало, биографам неизвестно, как танцовщица она не прославилась. После кончины Березовского его деньги были выданы одному из певчих — а не вдове — что свидетельствует о том, что в браке на тот момент они не находились.

Существует романтическая история о знакомстве Максима Созонтовича с княжной Таракановой и его несчастной любви к ней, но, опять же, достоверных исторических сведений об этом нет. Известно лишь, что они были знакомы.

Княжна Тараканова

Влияние на музыкальную культуру

Если бы не короткая жизнь (по мнению некоторых современников, на трагический конец повлияла вредная привычка), Максим Созонтович Березовский мог бы создать еще много великолепных духовных произведений. Его музыка, вопреки убеждению самого автора, была широко востребована, и даже сама императрица всячески ратовала за сохранение традиций русской духовной музыки.

Композитор Максим Березовский

Соединяя в своем творчестве классические итальянские каноны с русским церковным пением, композитор оставил после себя немногочисленное, но прекрасное наследие. Отличительные черты его музыки — соединение богослужебных текстов, русского канта, гимнического распева и в некотором роде даже народной песни. Полифоническая строгость письма и великолепное владение многоголосным письмом напоминает авторов барокко. Музыка, созданная Березовским, повлияла впоследствии на творчество таких известных композиторов, как А. Гречанинов и С. Рахманинов.

Читайте также: