Сообщение логопеда на мо обучение грамоте

Обновлено: 02.07.2024

2. Когда ребёнок готов к обучению грамоте?

3. Как заниматься с дошкольником?

  • Проявляйте искренний интерес к тому, что вы делаете вместе с ребёнком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.
  • Учитывайте состояние ребёнка (до начала занятия). Но если занятие уже началось, постарайтесь довести начатое задание до конца.
  • Не раздражайтесь. Ребёнок должен чувствовать, что Вы – его партнёр и хотите помочь ему. Хвалите за старание.
  • Чаще читайте ребёнку хорошие стихи (С. Михалкова, С. Маршака, А.Барто, Б.Заходера) – это благотворно влияет на восприимчивость детей к звукам речи.
  • Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с успехами других детей. Темп овладения чтением индивидуален для каждого!

4. С чего начинать обучение грамоте?

Приведу варианты игр со звуками.

1) Составить слово из первых звуков слов: ШАПКА, АВТОБУС, РАК – ШАР
2) Составить слово из последних звуков слов: КОМАР, ТРАВА, СОК – РАК
3) Составить слово из третьих звуков слов: КУСТ, КРОТ, КУКЛА – СОК

Играть можно с картинками или без наглядной основы.

НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА
КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС
КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА
КОТ, ГОД, КОТ, КОТ
МЁД, МЁД, ЛЁД, МЁД
ДУДОЧКА, УДОЧКА, ДУДОЧКА, ДУДОЧКА

С помощью этих и подобных занимательных игр со словом можно достичь удивительных результатов: они побуждают ребёнка думать, рассуждать, искать и пробуждают интерес к познавательной деятельности, а это – основа обучения!

5. Как избежать трудностей в овладении грамотой?

  • Ошибки, связанные с неточным различением на слух звуков речи.
  • Ошибки, связанные с нарушением языкового анализа:
  • Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи.
  • Ошибки, связанные с недоразвитием пространственных представлений, зрительного узнавания.

У детей с оптической дисграфией с трудом формируются зрительные образы букв. При этом наблюдаются стойкие замены графически сходных букв (П – Н, Д – У, Д – Б) либо искажения букв (зеркальное написание, пропуски элементов, написание лишних элементов).
Для предупреждения подобных ошибок необходимо в дошкольном возрасте сформировать у ребёнка чёткие образы букв. В этом помогут такие игры, как:

Если у ребёнка возникают трудности при выполнении подобных заданий, надо обратиться за помощью к логопеду.
Дорогие родители! Я надеюсь, что эти рекомендации помогут вам в обучении малыша грамоте. Чтобы это обучение было успешным, я советую регулярно проходить с дошкольником обследование у логопеда и прислушиваться к его советам. Удачи вам и терпения!

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения учащимися знаний.

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся.

Задача учителя-логопеда устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно - воспитательного процесса.

Так как школы и детские сады переходят на работу по ФГОСам, то одним из важных механизмов требований стандарта являются планируемые результаты. К числу планируемых результатов относятся универсальные учебные действия. УУД формируются в комплексе на всех уроках и занятиях по внеурочной деятельности, значит, логопедические занятия являются звеном этой цепочки. При посещении логопедических занятий можно увидеть, что УУД носят надпредметный характер, обеспечивают преемственность в работе логопеда и учителя начальных классов. На логопедических занятиях развивают все виды УУД. Например, личностные УУД - формируется учебная мотивация, положительное отношение к школе и к занятиям через игровую деятельность. Основные этапы деятельности на логопедических занятиях - принятие и сохранение задачи, планирование, контроль, оценка, а это формирование регулятивных УД. Они просто необходимы на этапе автоматизации звуков, когда обучающийся должен контролировать положение языка при произношении звуков в слогах, словах, а особенно в спонтанной речи. Сознательно поправлять неправильно сказанные слова и оценивать свою речь, признавая ошибки. Познавательные УУД - включают решение проблемных заданий, моделирование. Например слоговые схемы-слияния соотносят схему и звук или слог в дальнейшем предупреждают ошибки в письменной речи (дисграфия на фоне несформированного звукового анализа и синтеза). Используются схемы предложений. Сравнение и классификация присутствуют на каждом логопедическом занятии по развитию речи. Невозможно представить логопедическое занятие без общения, что относится к коммуникативным УУД. Они формируются через работу в группе, в паре, принятие на себя различных ролей ученика или учителя. Ребята учатся вести диалог, строят высказывания тем самым развивается их речь, как на уроках в начальной школе, так и на занятиях с логопедом.

Предлагаю более подробно рассмотреть все плюсы этого взаимодействия.
Логопедическая работа в начальных классах нашего образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и оценочный.

Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов осуществляется поэтапно:

1 этап - диагностический (1 – 15 сентября)

Учитель начальных классов

  1. Проводит полное обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомит учителя с его результатами.
  2. Приступает к планированию коррекционной работы, учитывая программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем.
  3. Участвует в работе методических объединений учителей начальных классов.
  4. Проводит консультации для учителей начальных классов.
  1. Знакомит логопеда с учебной программой и стандартом начального образования.
  2. Сообщает о применяемых методах, приемах и технологиях обучения.

2 этап - подготовительный (октябрь)

Совместно учителем начальных классов и логопедом уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой. Проводится работа по развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление). Проводится работа по развитию свойств внимания и памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для возраста упражнений, направленных на развитие мелкой моторики).

3 этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

  1. Периодически информирует учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия.
  2. Показывает учителю начальных классов логопедические приемы, которые отрабатываются на логопедических занятиях.
  3. Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма, проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.
  4. Ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.
  1. Сообщает информацию об успеваемости учащихся.
  2. При помощи логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.
  3. Помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.

Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт.

4 этап – оценочный (май)

Совместное определение перспективы дальнейшей деятельности.

Рекомендации логопеда учителю:

1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.

2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.

3. Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.

4. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.

5. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов,

6. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.

7. Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.

Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые на рушения. Очень много предметных умений, которые развивают и учитель и логопед (развитие фонематического слуха, словообразование, грамматического строя речи , связной речи) Если у ребёнка есть речевая проблема, то она отразится в комплексной работе ,которую проводит учитель начальных классов. Работая в одном направлении по развитию речевых умений и учитель и логопед видят личностный рост ребёнка. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия у логопеда.

Единые требования к занятиям с учениками-логопатами

На уроке в классе и на логопедическом занятии необходимо:

1.всесторонне развивать личность учащегося-логопата;

2. обучение должно носить воспитывающий характер;

3. учитывать возрастные особенности детей;

4. осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

5.предъявлять программные требования с учетом возможных

6.специфических (речевых) ошибок;

7.учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

8.добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

9.широко использовать наглядность, игровые приемы.

Таким образом, можно сделать вывод:

качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия педагогов и специалистов.


Ключевые слова: педагогический проект, знакомство с буквами, профилактика нарушений письменной речи, работа с родителями.

Актуальность проекта

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Г. А. Каше, В. Н. Зайцев, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева). Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ТНР является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Дети с ОНР испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу, невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка образовательного проекта по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Вид проекта: образовательный, творческий, коллективный, долгосрочный.

Продолжительность проекта: сентябрь — май

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР в возрасте от 6-ти до 7-ми лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Проблема. У детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.

Образовательная область: речевое развитие

Цель. Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их акустическом образе и графическом изображении.

Задачи:

Для детей:

Для родителей:

  1. Повышение эффективности коррекционной работы по подготовке детей к обучению в школе посредством взаимодействия с родителями.
  2. Познакомить родителей с играми и упражнениями для более легкого запоминания детьми букв и различения их среди других букв;

Для педагогов:

1. Знакомство со специальными методами и приемами в проведении игр и упражнений по ознакомлению детей с буквами русского алфавита и профилактике нарушений чтения и письма у детей с ТНР.

Образовательные области винтеграции:

Социально-коммуникативное развитие: развитие речевого общения воспитанников умения придерживаться правил и норм поведения в процессе совместной деятельности.

Познавательное развитие: развитие познавательного общения, совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы.

Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого воображения и художественных способностей, в процессе изображения и составления букв из различных материалов (пластилина, бумаги, конструктора и др.)

Физическое развитие: развитие координации движений мелкой моторики обеих рук.

Предпосылки учебной деятельности.

− формирование предпосылок к освоению грамоты;

− формирование коммуникативных навыков, умению слушать и слышать;

− совершенствование навыков чтения;

− развитие произвольности, умения доводить начатое дело до конца;

− воспитание стремления к получению знаний

Предполагаемые результаты:

Для детей:

Для родителей:

  1. Проведение итогового мероприятия для детей и родителей с выставкой творческих работ (объемных букв) и тематических буклетов.
  2. Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
  3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятий в целях привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Для педагогов:

Условия реализации проекта.

методическое обеспечение (планы, конспекты занятий, методическая литература);

Формы реализации проекта: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями.

Этапы исроки реализации проекта:

План реализации проекта

1 этап. Подготовительный (сентябрь— октябрь)

− Определение целей и задач проектной деятельности;

− Изучение методической литературы по обучению грамоте;

− Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта;

− Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта;

− Составление плана проектной деятельности;

− Диагностика речевого развития детей (учитель-логопед);

− Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте;

− Изготовление дидактических игр, схем, карточек;

− Подборка стихов о звуках и буквах.

2 этап. Основной (ноябрь— апрель)

− Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте;

− Проведение дидактических игр по обучению грамоте;

− Промежуточная диагностика детей (воспитатели);

− Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов (согласно плану по ОГ);

− Изготовление и выкладывание букв из различных материалов (марблс, палочки, спички, пуговицы, и т. д.)

3 этап. Заключительный (апрель- май)

− Организация выставки букв, изготовленных из различных материалов, в процессе непосредственной деятельности с воспитателем;

− Отчёт о реализации проекта на родительском собрании;

Образовательные продукты проекта

Для детей

Для логопеда

Для педагогов

Для родителей

2.Презентация своей любимой буквы выполненной совместно с родителями из различных материалов.

1.Оформление картотеки игр и заданий по формированию фонематического слуха и восприятия;

Значимость ирезультативность проекта.

Данный проект может быть использован родителями в домашних условиях, педагогами в практике ДОУ, педагогами коррекционных образовательных учреждений в работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Его применение приведет к достижению новых результатов в образовательной практике.

  1. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6–7 лет. Альбом № 1, 2,3 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О. С. Гомзяк. — М.: Гном, 2014. — 32 c.
  2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  3. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  4. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
  5. Соболева, А. Е. Как подготовить ребенка к обучению грамоте / А. Е. Соболева. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 112 c.

Основные термины (генерируются автоматически): буква, ребенок, грамота, обучение, родитель, компенсирующая направленность, ознакомление детей, подготовка детей, реализация проекта, русский алфавит.

Похожие статьи

Итоговое занятие по обучению грамоте в группе.

Дети читают предложения и вписывают пропущенные слова. (Каждый ребёнок читает одно

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте.

Обучение дошкольников элементам грамоты — один из самых сложных процессов обучения в

В большой кармашек помещается изучаемая буква. Задача детей выложить ее из

На обратной стороне карточки дается образец буквы, которую ребенок выкладывал (его следует.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием.

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего.

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского психолога Д. Б. Эльконина: «Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Современные формы взаимодействия с родителями как средство.

родитель, ребенок, семья, компенсирующая направленность, школьное обучение, коррекционная работа, дошкольное учреждение, авторская речевая газета, дошкольная организация, дошкольное образование.

Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство.

Модернизация образования в ДОУ повлекла за собой совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов.

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с

Он помогает детям более подробно узнавать мир сказок, знакомиться с русским

В мини музее происходит знакомство детей с различными видами театра, (пальчиковый театр.

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.

Похожие статьи

Итоговое занятие по обучению грамоте в группе.

Дети читают предложения и вписывают пропущенные слова. (Каждый ребёнок читает одно

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте.

Обучение дошкольников элементам грамоты — один из самых сложных процессов обучения в

В большой кармашек помещается изучаемая буква. Задача детей выложить ее из

На обратной стороне карточки дается образец буквы, которую ребенок выкладывал (его следует.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием.

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего.

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского психолога Д. Б. Эльконина: «Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Современные формы взаимодействия с родителями как средство.

родитель, ребенок, семья, компенсирующая направленность, школьное обучение, коррекционная работа, дошкольное учреждение, авторская речевая газета, дошкольная организация, дошкольное образование.

Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство.

Модернизация образования в ДОУ повлекла за собой совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов.

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с

Он помогает детям более подробно узнавать мир сказок, знакомиться с русским

В мини музее происходит знакомство детей с различными видами театра, (пальчиковый театр.

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.

Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе учителя-логопеда на этапе формирования предпосылок к обучению грамоте

Подготовила: учитель - логопед Старостина Марина Александровна

МБДОУ Детский сад № 30 "Берёзка" город Чусовой

В моей логопедической практике на помощь приходят дидактические игры. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда у него появится желание много узнать и добиться результата. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко, без принуждения.


1. Пособия для формирования у детей фонематического слуха на этапе знакомства с буквой. (профилактика акустической дисграфии).

Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Каждый изучаемый звук я обязательно связываю с наглядной опорой (чтобы разгрузить аудиоканал). Это картинка с изображением предмета, который издаёт подобный звук или игрушка. Например, змейка знакомит детей со звуком [Ш], пчёлка со звуком [Ж], самолёт со звуком [Л] и.т .д.

Для чёткого усвоения артикуляции согласных звуков имеются схемы, а для гласных звуков пособие "Поющие девочки". Для закрепления акустических характеристик звуков русского языка имеются кружки-сигналы на каждого ребёнка. (синие обозначают твёрдость звука, зелёный - мягкость, красные - гласные звуки, колокольчик - звонкость. В пособии "Звуковые домики" дети учатся самостоятельно давать характеристику звука, строя домик. В зависимости от характеристик звуков, каждая буква имеет место в своём замке. (Замок гласных звуков, и замок согласных звуков, с разными по цвету крышами: синяя, зелёная, сине-зелёная, чёрная). Звуками этих замков управляют две принцессы Гласа и Согласа. Ребятам очень нравится определять место каждой буквы, после того как они дают ему характеристику (описывают его характер). Мною придуманы стихотворения - шпаргалки для характеристики звуков и наглядные схемы-подсказки:

  • Спеть всегда вам рады, для них преграды, зимой и летом красные - это звуки. (гласные).
  • Есть преграда - звук согласный, он не поётся он не гласный, ниточка не тянется и петь не получается!

2. Пособия и дидактические игры для коррекции звукопроизношения (профилактика артикуляторно - фонетической дисграфии).

Всем известно, что дети пишут так, как говорят. Очень важно, чтобы у детей была чёткая артикуляция произносимых звуков, тогда повышаются шансы быть правильно записанной буквой в слове каждого звука. В этой серии игр я использую :
"Логопедическое лото", "Весёлые клоуны", "Звуковая ёлочка", "Ёжик - грибочки", "Звуковые дорожки".

3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

Предметом изучения на занятиях по обучению грамоте является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. Многолетний опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как "звук", "слово", "слог", "предложение".

Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами, являются зрительные символы гласных и согласных звуков и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте. Эта самая обширная серия игр и пособий для как индивидуальных так и для фронтальных занятий.
Пособие "Слоговой домик" (Цель: формирование навыков слогового анализа.) Пособие "Звуковой замок" (Цель - формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.) Пеналы и картинки для звукового анализа (Цель -формирование навыков звукового анализа.) Слоговой паровозик закрепляет навыки слогового анализа и синтеза, а волшебные паровозики помогают детям определить позицию звука в слове и количество слогов. Паровозик предложений учит детей определять количество слов в предложении и составлять предложение с заданным количеством слов. Многофункциональная игра "В гости к звуку" систематизирует языковой анализ и синтез у детей.

4. Формирование буквенного гнозиса (профилактика оптической дисграфии).

В русском языке 33 буквы, которые состоят из немногого набора элементов: длинная палочка, короткая палочка, полукруги. Есть буквы, которые смотрят влево, вправо и вперёд. Детям очень трудно бывает усвоить графический образ буквы и узнать её среди других, а ещё труднее её написать правильно.
Для профилактики этих школьных трудностей мною была придумана целая серия игр, пособий, альбомов.
Пособие "Букваёлочка". На плоскостную ёлочку дети вывешивают буквы на магнитах. Каждая буква изображена предметом в виде этой буквы. А место у каждой буквы своё. Это цветной кружочек в зависимости от характеристики данного звука.

Дидактическая игра "Мастерская букв", где дети передвигая бусины на ниточках создают графический образ буквы. Дети могут играть двумя руками (кинезиология), хорошо работает мышление.

Дидактическая игра "Собери букву". Дети собирают букву из частей, как пазлы, на которых нарисованы картинки на данный звук. Наглядное пособие "Феечки на буквах" рассчитано на узнавание буквы по её видимым элементам.

Альбомы "Буквы разные бывают". Имеются 2 альбома на гласные и согласные буквы, где собраны разнообразные шрифты и стили написания букв.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений (профилактика моторной дисграфии).

В развивающей среде группы есть "логопедический конструктор" для развития мелкой моторики рук. Наполняемость его это-пластилин, буквы алфавита, камушки, верёвочки и нитки мулине, мячики попрыгунчики, толстая проволока.

Многофункциональное пособие "Путешествие в королевство грамоты".

Знаменитые игры-бродилки очень нравятся детям. Разработка данной игры позволяет закреплять и систематизировать знания, полученные на занятиях по обучению грамоте целой подгруппой детей и в игровой форме. Эта игра была представлена на конкурсе дидактических пособий в нашем детском саду и заняла первое место. Систематическое применение дидактических игр и пособий и других игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, превращают занятия по подготовке к обучению грамоте в интересную занимательную игру, способствующую развитию ребенка , а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.

Сейчас Вашему вниманию будет представлен мастер-класс по теме « Формирование предпосылок обучения грамоте старших дошкольников с ОНР учителем-логопедом Буровой О.Н.

Представление технологии.

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обуче­нию в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви­тием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

Основой в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове.

Исходя из методик авторов обучаем детей способам овладения умственными действиями звукового анализа, позиционного чтения, а также соблюдаем этапность формирования способа чтения (по Д. Б. Эльконину).

Мы знакомим детей с гласными и согласными звуками. Они узнают о том, что согласные бывают твердыми и мягкими, учатся их дифференцировать, овладевают действием звукового анализа.

Помимо задач, направленных на развитие речи на занятиях по обу­чению грамоте, нами предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Благодаря специфики детского возраста, все это легче усваивается в рамках сложения сказки, путешествия, приключения, игры.

В формировании предпосылок обучении детей грамоте нами используются разнообразные приемы работы над предложением, которые соответствуют основному правилу — от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки.

Затем задания мы усложняем, детям предлагаем составить предложение по набору слов или по опорным словам. Детям с более высоким уровнем развития речи мы предлагаем задания на восстановление деформированного тек­ста предложения.

Знакомство с буквой, означающей изучаемый звук, начинаем обычно с того, на что похожа та или иная буква.

Следующий вид, используемый нами в работе с детьми — это печа­тание букв в тетрадях, затем слогов. На наших занятиях используются сразу не­сколько анализаторов — зрительный, слуховой, речедвигательный, а также мы разрабатываем кисти руки, тем самым формируем двигательный навык при пе­чатании букв. И чем больше анализаторов задействуем в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее его усваивают наши воспитанники.

На последнем 3 этапе работы с детьми по обучению грамоте воссоздаем звуковые формы слога и слова на основе их графического изображения. Здесь мы закрепляем с детьми отработанный на предыдущем этапе способ чтения. На этом этапе дети постепенно знакомятся с сог­ласными буквами, овладевают вначале слоговым, потом плавным чтением в пределах всего алфавита. Важным являлся и тот факт, что дети усваивают принцип чтения.

Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей грамоте, поможет детям и родителям избежать трудности обучения в школе и проблемы дисграфии и дислексии в процессе работы будут снижены.

Совместное моделирование

– А как Вы думаете, нужно ли обучение грамоте в детском саду? Родители делятся своими мнениями, идет совместное обсуждение

Проведение имитационной игры

- Сегодня мы с Вами будем на месте детей.

- А что вы знаете про слово? (слово имеет значение).

- Здесь зашифровано слово. Отгадайте это слово.

- Что это за слово? (дерево)

- Посмотрите, у нас есть волшебный экран и вот одно из названий деревьев мы записываем туда. (Слово липа в системный оператор).

- Как вы догадались? (Правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

- А как можно проверить? (отхлопать).

- А какие вы еще знаете звуки? (согласные. Они бывают твердые и мягкие. Глухие и звонкие.)

- А как вы их различаете? (гласные можно пропеть и протянуть).

- Какие внимательные у нас дети, молодцы.

- А сейчас обратите внимание на это слово. Постарайтесь дать звуковой анализ слова липа.

Весь разбор заполняется в системный оператор.

- Вы хорошо справились с заданием.

Слова записаны на доске. Участники читают их самостоятельно.

- Свяжите эти слова по смыслу.

Дети составляют предложения.

- Что вы сейчас придумали? (предложение).

- А что такое предложение? (предложение — это слова, которые связаны между собой по смыслу).

- Сколько в вашем предложении слов? (4).

- Назовите первое, второе, маленькое слово.

- Давайте постараемся, сделаем схему этого предложения.

Заполняем системный оператор.

- Ребята, а какие звуки можно услышать в лесу или парке? Давайте их изобразим. Фонетическая ритмика (звуки С-СЬ; З; Ш; Р-РЬ; Ж).

- Посмотрите, что это? Да, это ребусы попробуем разгадать.

Слова: щель, щавель, качели.

- Молодцы, посмотрите, какая красивая елочка.

- Давайте с вами сочиним небольшую сказку про ель. Я начну, а вы мне помогайте.

Росла в лесу елочка. Было у нее три подружки. Кто они?

Догадайтесь сами: это лиственные деревья, в названиях которых три слога.

БЕРЕЗА ОСИНА РЯБИНА

- Мы с вами сочинили предложения, которые связаны между собой по смыслу. Что у нас получилось? (текст)

По ходу работы заполняем системный оператор.

– Давайте посмотрим на наш волшебный экран. Вот раньше, когда люди не могли писать и читать, как они общались? (рисовали)

В прошлое системного оператора помещаем картинку дерева (липа).

- А из чего состоит рисунок? (из символов)

- А на чем рисовали раньше? (на стенах, в пещерах, на папирусе, на дощечках)

- Сейчас чаще всего что мы используем? (электронный вид) – Это и будет будущее системного оператора.

- А из чего состоит электронный вид? (набор букв)

- Набираем эти буквы при помощи чего? (компьютера)

Вот и заполнили все окошки нашего системного оператора, мы вспомнили ступени овладения грамотой.

Рефлексия

- Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работали. Легко ли вам было сегодня вспомнить раннее изученное? Что у вас вызвало наибольшее затруднение? Что вы сегодня узнали нового, чему научились?

- Очень хорошо! А теперь можем расслабиться и встать на позицию взрослого. Так привычнее… С позиции родителей ответьте, что вам понравилось, а может быть вы с чем то и не согласны?

- Мне приятно было видеть живой интерес в ваших глазах. Надеюсь, что наша встреча поможет Вам в подготовке ваших детей к школе.

Бурова Оксана Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Центр развития ребенка -
детский сад №24,
г. Орел

Читайте также: