Оборудование столярной мастерской сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Что нужно купить для оборудования домашней столярки? Этот вопрос часто возникает у новичков, ведь деньги на ветер выбрасывать не хочется. Мы обратились к профессиональному столяру, исполнителю Биржи FORUMHOUSE Виктору Королько и узнали, как оборудовать мастерскую и сколько это стоит.

"Есть большое желание работать с деревом и свободное помещение 10 квадратов для оборудования любительской мастерской. Хочу делать какую-то простую мебель, работать с эпоксидкой. Подскажите, какой минимальный набор инструментов нужно на первое время купить? Что необходимо для начинающего столяра?"

Ответ столяра

"Я всегда смотрю вперёд, поэтому начну свой ответ не с настоящего, а с будущего. Сегодня вы новичок, только начинаете мастерить, купили минимальный набор и готовы выделить 10 м2 площади, а через год вы профи и все 10 квадратов заставлены станками, завалены инструментом, мебелью, и залиты эпоксидкой. Встать негде — тесно!

К чему это я? Если всерьёз задумываетесь о столярной мастерской для производства, то 10 квадратов мало, а когда всё производство сводится к одной табуретке для кухни, хватит и пяти метров".

Специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лабораториях, на тренажерах, учебных установках и т. п.) и в условиях производства.

Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.

ВложениеРазмер
доклад Материально-техническое оснащение мастерских 25.9 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 190

Основные требования к материально-техническому

оснащению столярных мастерских

(Доклад к инструктивно-методическому совещанию)

Мастер п\о Крупко Б.В.

п. Каменский, 2016

Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.

Специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лабораториях, на тренажерах, учебных установках и т. п.) и в условиях производства.

Учебная мастерская - специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в учебной мастерской в общем учебном процессе определяются спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учебных и производственных задач (подготовка столяров, токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т. п.), учащиеся обучаются в учебных мастерских, как правило, до 60% времени, отводимого на производственное обучение.

Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно-конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов.

Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности.

Помещения для учебных мастерских должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования.

Большое значение для создания комфортной среды производственного обучения имеют освещенность в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны также соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности.

Как правило, учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т. е. на 25-30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.

Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащаются оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависят от специфики продукции учебных мастерских, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение оборудования общего пользования - обеспечение качественного выполнения программ производственного обучения.

Большое значение для решения учебных и воспитательных задач имеет оформление учебных мастерских. Оно зависит от возможностей учебного заведения, инициативы и опыта мастера, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера учебной мастерской необходимо исходить из целесообразности и соблюдать чувство меры.

Рабочее место учащегося

Рабочее место учащегося - это определенная часть площади учебной мастерской (лаборатории) с наиболее оптимально расположенными на нем оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения учебно-производственных работ, соответствующих требованиям программы производственного обучения. Как уже говорилось, рабочее место учащегося оснащается оборудованием индивидуального пользования, которое должно отвечать следующим основным учебно-техническим требованиям: типичность для профессии; современность конструкции; относительная простота в управлении; сравнительно небольшие габариты; оптимальная стоимость; удобство в эксплуатации и обслуживании; безопасность в работе.

При оснащении рабочих мест учащихся предпочтение отдается универсальному оборудованию, на котором возможно отрабатывать большее количество трудовых приемов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой производственного обучения.

Рабочее место учащегося оснащается также устройствами для расположения и хранения материалов и готовой продукции, документации.

Планировка рабочих мест учащихся в учебной мастерской зависит от характера и содержания оснащения, типичной продукции учебной мастерской, расположения окон, размеров и конфигурации помещения, характера освещения.

Размещение рабочих мест учащихся должно обеспечивать возможность проведения мастером со своего рабочего места коллективного инструктажа всей группы и наблюдения за действиями каждого учащегося в процессе выполнения упражнений; наиболее благоприятные и безопасные условия для работы учащихся; удобный доступ со всех сторон к оборудованию при работе, ремонте, обслуживании, а также при транспортировке материалов, заготовок, деталей и отходов.

Рабочее место мастера производственного обучения

Под рабочим местом мастера понимается определенная часть площади учебной мастерской, оснащенная с учетом обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательных и организационных функций по руководству процессом производственного обучения.

Устройство и оснащенность рабочего места мастера зависит от специфики соответствующей профессии, возможностей и общего стиля учебно-материального оснащения учебного заведения. Можно выделить обязательное и дополнительное (создаваемое в порядке совершенствования) оснащение рабочего места мастера.

К обязательному (оптимальному) оснащению рабочего места мастера относятся: рабочий стол, стул, классная доска; дидактические и технические средства обучения; учебно-техническая документация по всем изучаемым операциям и типичным учебно-производственным работам; устройства для демонстрации трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок, и т.п.); устройство для сидения учащихся во время их коллективного инструктирования; устройство для хранения инструментов, приспособлений, материалов, документации, дидактических и технических средств обучения (шкафы, ящики, полки, подставки и т. п.); устройства для использования дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.); специальный щит для подачи на рабочие места учащихся и выключения энергии - электрического тока, и т.п.; специальный стол для приемки выполненных учащимися учебно-производственных работ.

средства оперативной связи с рабочими местами учащихся;

При наличии свободных площадей в столярной учебной мастерской дополнительно к рабочему месту мастера организуют препараторскую, что создает наиболее благоприятные условия для работы мастера. В препараторской устанавливаются и хранятся технические средства, необходимое количество шкафов и стеллажей для хранения и подготовки дидактического оснащения уроков, оборудование для изготовления и ремонта наглядных пособий, приспособлений и др.

Разделение оснащения рабочего места мастера на основное и дополнительное весьма условное. Оно постоянно пополняется и обновляется в соответствии с совершенствованием производственного обучения, научными и методическими рекомендациями, достижениями передового педагогического опыта, учитывая при этом, естественно, возможности учебного заведения.

В. А. Скакун. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Учебное пособие. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования . Москва . ФОРУМ - ИНФРА-М. 2007

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Правильная организация столярной мастерской в боль­шой мере способствует эффективной подготовке учащихся к труду. Наличие необходимого оборудования, его рациональное размещение и использование — все это воспитывает у школьников трудовую культуру, чувство уваже­ния к занятиям в мастерской, повышает производительность их труда.

Учебные мастерские коррекционных школ в части соблюдения правил безопасности и гигиены труда подчи­няются тем же требованиям, что и мастерские массовых школ. Поэтому сведения о гигиенических нормах, и правилах безопасности учитель труда коррекционной школы может получить из литературы, предназначенной для учителей труда массовых школ.

В учебных мастерских коррекционных школы осу­ществляется как практическое, так и теоретическое обу­чение труду.

Главная особенность организации учебных мастерских коррекционной школы вытекает из необходимости решения коррекционных задач обучения. Практика пока­зывает, что в организации и оборудовании мастерской необходимо предусмотреть возможность развития не только трудовых двигательных навыков, но и умственных действий учащихся.

Оборудование мастерской в соответствии с его назначением состоит из трех участков: классного, ручной рабо­ты и машинной работы. Помещение для столярной мас­терской располагается на первом этаже, как правило, в торце школьного здания.

Классный участок столярной мастерской отличается от слесарной мастерской прежде всего тем, что на рабочем месте учителя устанавливают столярный верстак для де­монстрации трудовых приемов учащимся.

На участке ручной работы размещают одноместные столярные верстаки с таким расчетом, чтобы при работе учащиеся были обращены лицом к классной доске.

Для того чтобы обеспечить устойчивость верстаков, их необходимо закрепить к полу. Высоту верстаков регули­руют по росту учащихся.

На каждом верстаке необходимо иметь щетку-сметку, направитель для пиления (стусло), подкладную доску для долбления и лучковую пилу. Остальные инструменты и приспособления для ручной столярной работы рекомендуется хранить в инструментальном шкафу, который дол­жен быть расположен так, чтобы не мешал передвижению учащихся. Кассы с инструментом необходимо поместить в шкафу с таким расчетом, чтобы полностью исключить всякую возможность получения травм, когда ученики до­ стают инструмент из шкафа. Наиболее часто используемые инструменты располагают не выше, чем на уровне груди учащихся, чтобы за ними не нужно было тянуться или нагибаться.

Инструмент и приспособления индивидуального и об­щего пользования (коловороты, выкружные пилы, струб­цины и т. п.) хранят кассовым способом в общем инстру­ментальном шкафу. Если позволяют габариты инструмен­тального шкафа, инструменты индивидуального пользова­ния целесообразно хранить наборами. В этом случае на­боры инструментов на каждое рабочее место помещают в отдельных ящиках, для которых в инструментальном шкафу сделаны ниши.

Независимо от способа хранения инструмента индиви­дуального пользования и приспособлений их нумеруют в соответствии с номерами рабочих мест учащихся.

Участок машинной работы столярной мастерской со­стоит из токарных, сверлильных и заточных станков. Для создания хорошей освещенности рабочих мест естествен­ным светом названные станки рекомендуется располагать вдоль окон.Помещение столярной мастерской, в котором хранятся различные столярные материалы, изделия учащихся и ус­ыновлены заготовительные станки (круглопильные, рейс­мусовый, комбинированный), лишь условно можно назвать подсобным. Оборудование и поддержание порядка в этом помещении необходимо рассматривать не только исходя из технических и хозяйственных нужд, но и с точки зрения воспитательных задач.

Наиболее удобный способ хранения столярных мате­риалов в подсобном помещении предполагает использование стеллажей. При таком способе Можно расположить материалы отдельно друг от друга, а каждое отделение стеллажа снабдить табличкой с соответствующим назва­нием материала. Заготовительные станки должны быть оснащены вытяжной вентиляционной установкой.

Статья посвящена оснащению столярной мастерской современными бытовыми и полупромышленными станками, работающими как от промышленной сети (380–400 В), так и от сети 220 В. Рассмотрен вариант мастерской с полным комплектом оборудования, который позволяет изготовлять почти все столярно-мебельные изделия в режиме единичных заказов или мелкими сериями.

В качестве основного исходного сырья приняты сухие пиломатериалы. Рынок сегодня предлагает большое разнообразие реек, брусков, досок и брусьев любых размеров и сортов из разных пород. В сочетании с широким выбором деревообрабатывающих станков, устройств, приспособлений и инструмента это дает предпринимателю возможности для реализации самых смелых решений. При использовании еще и древесных плит, особенно облицованных ДСП и ДВП, или фанеры многие операции не требуются.

Для производства изделий из массивной древесины необходимы организация следующих основных операций, оборудование и инструмент, упомянутые в табл. 1.

В таблице указаны также станки, используемые на более крупных производствах, это прежде всего четырехсторонний строгальный станок, подключаемый к промышленной сети 380–400 В. Он необходим и для участка сращивания коротких пиломатериалов. Такая информация представляется не лишней, поскольку успешный бизнес неизбежно расширяется.

В небольшой (12 × 6 м) мастерской можно разместить оборудование для выполнения всех основных операций с древесиной на специализированных станках: поперечного, продольного и смешанного пиления, фугования и рейсмусования, зарезки шипов и проушин на торцах заготовок, профильной обработки кромок, точения деталей, склеивания и обработки щитов (рис. 1).

Рис. 1. Схема расстановки оборудования в столярной мастерской (220 В)

Рис. 1. Схема расстановки оборудования в столярной мастерской (220 В): 1 – торцовочный станок, 2 – круглопильный универсальный станок, 3 – фуговальный станок, 4 – рейсмусовый станок, 5 – мобильный стружкоотсос, 6 – фрезерный станок с кареткой, 7 – фрезерный станок для концевых фрез, 8 – клеенаноситель, 9 – вайма для склейки щитов, 10 – ленточно-пильный столярный станок, 11 – фрезерно-копировальный станок с ЧПУ, 12 – токарный станок, 13 – шлифовальный станок, 14 – универсальный заточной станок, 15 – рабочие столы

Такую мастерскую можно организовать даже на собственном дачном участке. Размер здания для мастерской зависит от набора оборудования для решения производственных задач. Предложенный парк оборудования позволяет изготовлять самый широкий спектр изделий из древесины: столярные изделия (окна, двери), корпусную и решетчатую мебель из массивной древесины, в том числе садовую, декоративные детали интерьера и прочее.

На схеме выбрано минимальное допустимое расстояние между станками, позволяющее размещать межоперационные запасы заготовок в самом маленьком объеме.

К производственному помещению предъявляются те же требования, что и к жилому. Высота его должна быть не менее 3 м. Температуру воздуха следует поддерживать не ниже 15°С, иначе невозможны качественное склеивание заготовок и отделка изделий.

Для столярного цеха подойдет и двухэтажное здание, тогда участок сборки и отделки изделий организуется на втором этаже, где воздух будет чище, без древесной пыли, а температура выше. Сбор стружки и опилок можно организовать с помощью передвижного стружкоотсоса.

Итак, какое же оборудование понадобится для малого и мелкосерийного деревообрабатывающего производства?

Участок хранения пиломатериалов

Для того чтобы обеспечить максимальную гибкость производства и быструю перенастройку на выпуск новой продукции, необходим достаточный запас пиломатериалов разного сечения из разных пород. Желательно, чтобы доски были выдержаны в цехе не менее двух месяцев – до достижения стабильной равновесной влажности древесины.

Конечная влажность древесины в готовых изделиях зависит от условий их эксплуатации. В отапливаемой городской квартире в зимнее время влажность древесины может снизиться до 5–8%, тогда как в дачном доме с нерегулярным отоплением устанавливается близкая к атмосферной (15–20% в зависимости от климата и времени года). В связи с этим обычно целесообразно закупать пиломатериалы так называемой транспортной влажности – 18–22% и досушивать, выдерживая на участке хранения.

Длинные доски (до 6 м) хранятся в горизонтальных штабелях на калиброванных прокладках. Для экономии производственной площади можно закупать короткие пиломатериалы или длинные пилить пополам, чтобы хранить в вертикальном положении. При высоте помещения до 3 м можно оборудовать ячейки для вертикального хранения досок. Такой способ не препятствует досушке, а кроме того, облегчает доступ к каждой доске, которые для удобства можно рассортировать по породам и размеру поперечного сечения. Поскольку длина готовой продукции редко превышает 2–2,2 м, такой способ хранения можно считать оптимальным.

Желательно проводить регулярный контроль влажности древесины с помощью игольчатых или бесконтактных влагомеров. Нужно иметь в виду, что игольчатый влагомер измеряет влажность локально (в месте проникновения иголок), а индукционные бесконтактные приборы – в объеме древесины на глубине от 20 до 50 мм, усредненно. Современные влагомеры настраиваются по температуре и плотности древесины (породы).

Равновесная влажность зависит от температуры воздуха и его относительной влажности (табл. 2).

Таблица 2. Равновесная влажность древесины

Таблица 2. Равновесная влажность древесины

Для контроля влажности пиломатериалов можно рекомендовать периодическое взвешивание контрольных образцов досок разных сечений из разных пород. Отсутствие изменений веса образца будет свидетельствовать о том, что материал прошел акклиматизацию и достиг влажности, близкой к равновесной.

Для контроля веса можно использовать, например, промышленные весы Compact Scale ICS425, Mettler Toledo (рис. 2). Максимальная нагрузка 6 кг, точность взвешивания 0,1 г.

Рис. 2. Промышленные весы Compact Scale

Рис. 2. Промышленные весы Compact Scale

Участок поперечного раскроя досок

Черновые брусковые заготовки должны иметь припуски на последующую обработку. Размеры этих припусков указаны в ГОСТ 7307–75, они составляют примерно 15–30 мм по длине (на чистовую торцовку), 5–7 мм по ширине и 4–6 мм по толщине (на фугование и рейсмусование).

Черновые заготовки получают в результате торцевания, вырезки дефектов и прирезки досок по ширине. Параллельно можно выполнять сращивание немерных отрезков в длинные доски с их последующей торцовкой на заданную длину. Сращивание пиломатериалов стало почти повсеместным, так как оно позволяет более полно использовать ресурсы сырья, сделать рентабельным обработку низкосортных и короткомерных пиломатериалов, а также добиться выпуска продукции без сучков. Современный рынок предлагает очень широкий выбор оборудования для раскроя и сращивания, от самого примитивного до полностью автоматизированного.

В самом скромном варианте для продольного и поперечного пиления досок можно использовать ручную электропилу с направляющей шиной (рис. 3). Мощность двигателя пилы от 1,2 до 2 кВт, толщина пиления до 75 мм.

Следующим по сложности станком для торцевания досок можно считать балансирную настольную пилу (рис. 4). Вес пилы 17 кг, мощность 2 кВт, диаметр диска 305 мм, есть подсветка и лазерный указатель пропила. Мaксимальный размер распиливаемой доски (бруса) 100 × 200 мм.

Рис. 4. Торцовочная пила Metabo KS 305

Рис. 4. Торцовочная пила Metabo KS 305

Для столярной мастерской следует предпочесть модели, в которых, кроме качательного движения пилы, предусмотрено ее поперечное перемещение, что позволяет отпиливать материал шириной до 350 мм. Некоторые станки позволяют делать как прямые пропилы, так и под углом до 45°. Возможны дополнительные опции: лазерный указатель пропила и плавный пуск двигателя.

Описанные станки относятся к серии бытовых, то есть не рассчитанных на интенсивную многочасовую работу. Их использование может быть оправдано в мастерской, выполняющей индивидуальные заказы. В мелкосерийном производстве может потребоваться принципиально иное оборудование.

В частности, на участке торцовки досок на заготовки разной длины имеет значение время перенастройки упоров. Торцовочный станок фирмы Rexel, Польша, оснащен системой автоматического позиционирования упора (рис. 5). Его рабочая длина 0–3000 мм, ширина пиления до 350 мм, скорость движения упора ~1,0 м/с, точность позиционирования ±0,1 мм/м.

Рис. 5. Торцовочный станок Rexel

Рис. 5. Торцовочный станок Rexel

В комплект поставки входит стол с алюминиевой рамой (до пилы), стол для режущего инструмента, стол с механизмом передвижения упора и сенсорным дисплеем для задания длины заготовок.

Рис. 6. Торцовочный станок ЦТ10-4М

Рис. 6. Торцовочный станок ЦТ10-4М

При большом объеме работы ручная подача пилы препятствует повышению производительности труда на этом участке. Удачным решением может стать использование полуавтоматического торцовочного станка с нижним расположением пилы (рис. 7). Максимальный размер доски 110 × 250 мм. Мощность двигателя 5,5 кВт, диаметр пилы 400 мм.

При подаче доски оператор нажимает на педаль, и материал прижимается, а пила поднимается. Время цикла составляет не более 2 с. Выходной конвейер иногда оснащается устройством с автоматическими упорами и сбрасывателями.

Участок сращивания короткомерных пиломатериалов

Участок сращивания заготовок на зубчатый шип в столярном цехе организуется при обработке ценных пород древесины, а также при переработке коротья и получении чистой продукции без сучков.

Оборудование для сращивания состоит из фрезерного станка для нарезки зубчатых мини-шипов и пресса для сращивания. Эти станки могут быть объединены в линии сращивания, в том числе с двумя шипорезами. Однако линии занимают большую площадь. Для малых производств эти два станка можно разместить компактно в зоне раскроя пиломатериалов. На участок сращивания должны подаваться заготовки только одного сечения, обычно длиной 0,15–1 м.

Рис. 8. Фрезерный станок и профиль мини-шипов

Рис. 8. Фрезерный станок и профиль мини-шипов

После этого каретка возвращается в исходное положение, прижим снимается и оператор вручную разворачивает пакет на 180°, далее цикл повторяется со смещением фрезерного шпинделя по высоте на полшага. Производительность станка не менее одного пакета в минуту.

Рис. 9. Пресс сращивания заготовок одноканальный СПР 002М-3200

Рис. 9. Пресс сращивания заготовок одноканальный СПР 002М-3200

На участке торцевания и сращивания пиломатериалов возможен вариант организации труда по схеме (рис. 10).

Рис. 10. Схема участка торцевания и сращивания пиломатериалов

Рис. 10. Схема участка торцевания и сращивания пиломатериалов: 1 – штабель пиломатериалов, 2 – торцовочный станок, 3 – кондиционные заготовки, 4 – ящик для отходов, 5 – заготовки для сращивания, 6 – фрезерный станок, 7 – стол для заготовок с шипами, 8 – пресс для сращивания, 9 – поперечный конвейер для сращенных досок

Пиломатериалы из штабеля (1) подаются на стол торцовочного станка (2), где раскраиваются на заданную длину с вырезкой недопустимых дефектов. Кондиционные заготовки укладываются на подстопные места (3), отходы сбрасываются в ящик (4). Короткие бессучковые заготовки с подстопных мест (5) подаются на стол фрезерного станка (6) для зарезки мини-шипов. На столе (7) наносится клей, и заготовки подаются в пресс для сращивания (8). Длинные доски сталкиваются на поперечный конвейер (9).

Участок раскроя заготовок по ширине и толщине

Получение заготовок нужной ширины называется прирезкой. Наличие специального прирезного станка позволяет использовать в работе необрезные доски, а также устранять разноширинность заготовок – это необходимо для сращивания короткомерных пиломатериалов.

В большинстве случаев для прирезки в столярных мастерских используют универсальный круглопильный станок, в котором нужная ширина заготовки задается перемещением параллельного упора относительно пилы.

Без такого станка не обходится ни одна столярная мастерская, так как с его помощью можно не только раскраивать доски, но и опиливать щитовые детали, раскраивать плитный материал. На рынке можно найти такие станки из серии бытовых (на 220 В), например универсальный круглопильный станок PM1000 компании Powermatic (рис. 11). Его мощность 2,0 кВт, размеры рабочего стола 685 × 508 мм. Он применяется для смешанной распиловки досок и щитов, для получения заготовок нужной ширины по направляющей линейке, для опиловки кромки под углом до 45°. Возможна выпиловка прямоугольных пазов специальным инструментом. Для раскроя больших листов к станку добавляют необходимые удлинители или столы.

Рис. 11. Универсальный круглопильный станок Powermatic PM1000

Рис. 11. Универсальный круглопильный станок Powermatic PM1000

Для сравнительно крупных производств можно рекомендовать однопильные прирезные станки с гусеничной подачей, например MJ-153, Lespt (рис. 12).

Рис. 12. Однопильный прирезной станок MJ-153

Рис. 12. Однопильный прирезной станок MJ-153

Станок предназначен для точной прямолинейной продольной распиловки обрезных и необрезных досок и брусков на заданный размер по ширине. Скорость подачи до 25 м мин. Максимальная высота пропила 85 мм, минимальная длина заготовки 330 мм. Мощность станка 9 кВт, вес 980 кг.

Рис. 13 Ленточно-делительный станок HP-68

Рис. 13 Ленточно-делительный станок HP-68

Раскрой плитных материалов в самом экономном варианте выполняется на рабочем столе с помощью ручной электропилы и направляющей шины или на универсальном круглопильном станке. При серийном производстве для этой цели используются форматно-раскроечные станки с подвижной кареткой.

Для промышленных целей подходят станки мощностью до 2–3 кВт, такие как ЛС-40 Кировского станкозавода (рис. 16). Высота станка 1800 мм. Диаметр пильных шкивов 400 мм, высота пропила 200 мм, расстояние от колонны до пилы 380 мм. Длина пилы 3600 мм, ширина 10–20 мм, скорость резания 18 м/с.

Рис. 16. Ленточно-пильный столярный станок ЛС-40

Рис. 16. Ленточно-пильный столярный станок ЛС-40

Участок чистовой обработки заготовок

Один из необходимых в столярном производстве фуговальный станок позволяет получить одну-две базовые поверхности под заданным углом (обычно 90°).

Настольный строгально-пильный станок Белмаш Могилев 2.4 СДМЛ-2400 (рис. 17) представляет собой агрегат бытового класса для пиления и строгания заготовок в небольшой мастерской. Мощность двигателя 2,4 кВт, вес станка 45 кг. Ширина строгания 280 мм.

Рис. 17. Станок настольный строгально-пильный Белмаш Могилев 2.4 СДМЛ-2400

Рис. 17. Станок настольный строгально-пильный Белмаш Могилев 2.4 СДМЛ-2400

Более основательные станки Powermatic на чугунной раме, например Powermatic 60C (рис. 18). Мощность узла резания 2,4 кВт, частота вращения строгального вала 5700 об/ мин. Максимальная ширина заготовки 203 мм, глубина строгания за один проход до 3 мм.

Рис. 18. Фуговальный станок Powermatic 60C

Рис. 18. Фуговальный станок Powermatic 60C

Для промышленных целей следует использовать станки с шириной строгания 400–600 мм, они долговечны, со столами большой длины, могут быть оборудованы автоподатчиком для снижения затрат ручного труда.

К ним относится СФ-4К Кировского станкозавода (рис. 19). Ширина строгания 400 мм, мощность двигателя 4 кВт, общая длина столов 2,5 м.

Рис. 19. Станок фуговальный СФ-4К с автоподатчиком

Рис. 19. Станок фуговальный СФ-4К с автоподатчиком

Импортные станки отличаются большим количеством новшеств: возможностью установки строгального вала helical (рис. 20), быстрой регулировкой глубины строгания, регулируемым фуговальным упором, фуговальными столами и упорами из чугунного литья. Квадратные ножи из твердого сплава не подлежат заточке, но могут поворачиваться на 90°, последовательно включая в работу все четыре кромки ножа. За счет этого увеличивается срок службы строгального вала. Для калибрования заготовок в размер по толщине предназначены рейсмусовые станки. Среди малых станков можно назвать станок Белмаш Р 1500 (рис. 21). Вес станка 33 кг, мощность 1,5 кВт, ширина строгания 330 мм. Скорость подачи заготовок 8 м/мин.

Настройка на толщину в этом станке производится путем подъема-опускания верхней части со строгальным валом, на котором два ножа. Выпускаются также станки с подъемным нижним столом и фиксированным ножевым валом.

Для малой мастерской представляют интерес сдвоенные станки – фуговально-рейсмусовые: к обычному фуговальному станку добавляется подъемный нижний стол с приводными вальцами подачи. При фуговании используют верхние столы, при рейсмусовании – нижний стол. Фуговально-рейсмусовый станок JET JPT-10B (рис. 22) мощностью 1,5 кВт характеризуется глубиной строгания до 3 мм. Максимальная высота (толщина) заготовки 120 мм, максимальная ширина 254 мм, минимальная длина 160 мм. Скорость подачи заготовок 6 м/мин.

Рис. 22. Станок фуговально-рейсмусовый JPT-10B

Рис. 22. Станок фуговально-рейсмусовый JPT-10B

В числе лучших промышленных рейсмусов станки фирмы Robland. У Robland D 510 (рис. 23) три ножа, ширина строгания 400 мм. Вес станка 680 кг. Настройка выполняется с помощью подъема подающего стола, оборудованного цифровым датчиком положения.

Рис. 23. Рейсмусовый станок Robland D 510

Рис. 23. Рейсмусовый станок Robland D 510

Столярка – это не только помещение для работы с деревом. Это хобби, которым увлечены многие мужчины. Ведь оно позволяет смастерить все необходимое для дома и участка своими руками – от мебели до беседки. Какое оборудование столярной мастерской нужно, как и где обустроить это помещение, чтобы было удобно и безопасно работать, какими инструментами обзавестись, с чего начинать, как научиться работать с деревом, что вообще можно из него сделать – опытом и идеями делится FORUMHOUSE.

Статьи:

Обустройство столярной мастерской. Потребность в небольшой столярной мастерской у тех, кто занимается домашним хозяйством, существует всегда. И если вы не знаете, в каком помещении должна располагаться мастерская по дереву, как ее распланировать, что в первую очередь разместить внутри него, какие столярные инструменты начинающему столяру лучше не приобретать – прочтите данную статью до конца.


Столярные станки для домашней мастерской.

Деревянные фантазии. Необычные столярные изделия. Сколько бы ни появлялось новых синтетических материалов для строительства и декора, дерево остается нужным, незаменимым и любимым во все времена. Из пластичной и податливой древесины мастера столярного дела продолжают создавать свои шедевры. Работа с деревом не устаревает. Из этого обзора вы узнаете, какие неожиданные вещи можно сделать из этого самого экологичного и доступного материала.

Сушилка для древесины своими руками. Проблема поддержания оптимальной влажности у пиломатериалов актуальна как среди строителей, так и среди любителей что-либо изготовить в собственной столярной мастерской. Сушка древесины в домашних условиях позволяет неплохо сэкономить на ее покупке, ведь сухое сырье всегда стоит дороже влажного.

Строгать – так строгать! Электрический рубанок – важнейший инструмент для всех, кто имеет дело с обработкой древесины или собирается научиться этому ремеслу, а при строительстве или ремонте он может стать незаменимым помощником. Электрорубанком доводят заготовки до нужных размеров, выравнивают поверхности, удаляют зазубрины, заусенцы и сучки, срезают кромки, выбирают пазы. Как выбрать этот электроинструмент – разбираемся в статье.

Пила-помощница. В домашнем хозяйстве и на приусадебном участке пила – незаменимый инструмент, для которого всегда найдется работа. Какая пила лучше – бензиновая или электрическая со сравнением функциональности и цен читайте на FORUMHOUSE.

Видео:

Верстак. Каким должно быть рабочее место столяра – краснодеревщика, рассказывает известный мастер Всеволод Полтавцев, у которого своя столярная мастерская в Москве. Работа краснодеревщика кипит за особым рабочим местом – верстаком. И это не просто стол или инструмент – это точный механизм, изготовление которого требует немало опыта и усилий.

Мебель своими руками. Нестандартные решения. Сергей Ильин построил дом практически полностью своими руками, а после, имея необходимые станки для столярной мастерской, мебель тоже решил делать сам. По нескольким причинам. Даже, можно сказать, с философским подходом к её изготовлению. Из недорогих мебельных щитов он изготовил кухню, кабинет, различные шкафы, стеллажи. Реализовал несколько нестандартных идей — меблированная комната, шкаф-стена, мебель, облегчающая уборку. В сюжете любитель столярничать делится, какие результаты дала его работа с деревом своими руками.

Инструменты в столярной мастерской. Рекомендации специалиста. Столярное дело для Александра Холодникова – это и хобби, и профессия одновременно. В видео Александр советует, как правильно обустроить свою столярную мастерскую. Какие станки нужны для столярной мастерской, каковы необходимые инструменты столярной мастерской, какие более редкие инструменты он рекомендовал бы купить, особенно, если вы собираетесь делать столярные изделия на заказ. А также рассказывает об устройстве фрезерного станка, изготовленного собственноручно из подручных материалов.

Гараж и столярная мастерская в одном здании. Александр – московский столяр, и сам изготавливает деревянные окна. На приобретенном загородном участке ему нужно было место для работ, и он решил совместить столярную мастерскую с гаражом. Установив столярные инструменты и станки, он принялся за работу!

Изготовление простой чердачной лестницы. В деталях. С помощью мастера-столяра демонстрируем все этапы изготовление простой чердачной лестницы из дуба.

Деревянные лестницы. Часто лестница, установленная в деревянном доме, спустя время меняет свою геометрию и начинает смещаться относительно основной конструкции. Но ошибок можно избежать. Как это сделать, расскажет столяр-краснодеревщик Денис Андреев. А заодно даст профессиональный совет для тех, кто любит делать мебель своими руками.

Состаривание древесины. Мастер-класс. Брашировка – особая технология структурирования древесины, благодаря которой изделия из дерева приобретают благородный состаренный вид. В сюжете — мастер-класс от архитектора Сергея Петрова по состариванию древесины для мебели. Способ, показанный Сергеем, позволяет сделать доску гладкой, приятной на ощупь и, что очень важно для мебели, – без заноз.

Тема на форуме:


Слово третье о мастерской столярной… Эта тема – настоящая практическая энциклопедия, которую можно озоглавить: "Столярная мастерская, инструменты и оборудование". Здесь каждый, кто любит работать с деревом и делает это каждый день, найдет для себя самую разную полезную информацию – от очистки воздуха в столярной мастерской и оборудования этого помещения необходимыми недорогими инструментами до интересных идей с чертежами для изготовления деревянных изделий.

Столярка для дома и дачи – это еще одна многотомная тема о технологиях, которые можно использовать для обработки дерева и приемах работы с деревообрабатывающим инструментом. Здесь форумчане делятся своими секретами и личным опытом.

Выбор фрезера. Ручной деревообрабатывающий электроинструмент для фрезерования – еще один хороший помощник столяра, особенно, когда столярня вот-вот разрастется до размеров большого цеха. Обработать кромки, вырезать пазы, просверлить отверстия – далеко не полный перечень работ, с которыми он легко справится. При условии – если вы к его покупке отнеслись с пониманием дела, а не просто выбрали самый недорогой.

Читайте также: