Трубопроводный транспорт сообщение по географии

Обновлено: 01.05.2024

Для России трубопроводный транспорт имеет очень важное значение в социально-экономическом развитии страны. В условиях преобладания в российской экономике топливно-сырьевого сектора, где лидирующие позиции по вкладу ВВП и по доходной части наполнения государственного бюджета занимает как раз-таки нефтегазовый сектор, возможность, эффективность и безопасность транспортировки углеводородного сырья и продуктов его переработки носит достаточно критичный характер. В этой связи необходимо особое внимание уделить тому, что преобладает в производстве, потреблении и экспорте первичной энергии в РФ нефти и газа, огромные расстояния между районами добычи углеводородов и местами их потребления доля трубопроводного транспорта в структуре грузооборота всех видов транспорта достаточно велика.

Таким образом, при объёме перевозимых грузов он занимает третье место, то по грузообороту он прочно закрепился на первом. Необходимо также отметить, что с середины 1990-х гг. трубопроводный транспорт перевозит примерно 50% от всего российского грузооборота.

Магистральный трубопроводный транспорт – это транспорт узкой специализации, которые предназначен для прокачки только трёх видов продукции: нефти, светлых нефтепродуктов и природного газа.

Для данного вида транспорта характерно отсутствие таких показателей, вроде объёма перевозки пассажиров и пассажирооборот.

Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы

Стратегия России в отношении развития транспорта нефтегазоресурсов на внутреннем рынке обязана полностью отвечать требованиям национальных интересов и приоритетам экономики страны. По этой причине одной из наиболее важных задач, стоящих перед трубопроводным транспортом, является задача по ускоренному экономическому и демографическому укреплению наименее развитых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Даже в связи с активным развитием морского транспорта углеводородов в РФ, трубопроводная прокачка нефти и газа по-прежнему остаётся наиболее выгодной формой экспорта нефтегазовых ресурсов. Конечно, основным инструментом транспортировки углеводородов выступают магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, газопроводы.

Магистральные нефтепроводы – это инженерные сооружения, которые состоят из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, а также связанных с ними насосных станций, хранилищ нефти и иных технологических объектов, которые способны обеспечить транспортировку, приёмку, сдачу нефти потребителям или перевалку на иной транспорт.

Кроме магистральных трубопроводов существует достаточно развитая система промысловых трубопроводов. Такие трубопроводы предназначены для соединения непосредственных мест добычи с местами первичной обработки нефти или газа и подготовки их для магистральной транспортировки.

Транспортировать нефть по трубопроводу придумал выдающийся русский учёный Д. И. Менделеев. Именно он предложил построить нефтепровод "Баку-Батуми" с целью прокачки нефти из Каспийского региона на заводы по переработке нефти на Черноморском побережье.

Самый первый трубопровод, длина которого составила всего 9 км. Проложили на бакинских промыслах в 1878 г. Этим вплотную занимался великий русский инженер и изобретатель В. Г. Шухов. В 1891 г. первый в мире трубопровод появился в горах "Долляр – Кадабенские медные рудники". Его протяжённость составила 45 км. А трубопровод "Баку – Батуми" стал первым магистральным керосинопроводом, протяжённость которого составила 853 км.

Перед самым началом Первой мировой войны в России был построен нефтепровод "Грозный – Махачкала", его протяжённость составила 162 км., а его часть в 16 км. стала впервые в мировой практике частью трубопровода, которую проложили по морскому дну Каспийского моря.

В 1928 г. был введён в эксплуатацию ещё один трубопровод "Грозный – Туапсе", его длина составила 618 км., а в 1930 г. сдали вторую очередь строительства трубопровода "Баку – Батуми" протяжённостью 832 км. В 1935 г. был возведён нефтепровод "Эмба- Орск", протяжённость которого составила 850 км, а в 1937 г. был запущен трубопровод "Ишимбаево – Уфа" длиной 166 км.

Во время Великой Отечественной войны проводилась уникальная операция по прокладке в 1942 г. по дну Ладожского озера бензопровода, который использовали впоследствии для доставки в блокадный Ленинград до 600 т. жидкого топлива в сутки. Этот трубопровод поистине является самым жизненно необходимым и важным, его длина составила 30 км., а диаметр – 100 мм. Ещё одна его особенность в том, что проложили его всего за 42 дня.

Также в 1942 г. с целью обеспечения топливом Саратовской электростанции, которая занималась обслуживанием и производством военной техники, необходимой для Сталинградского фронта, в течении полутора месяца был построен вручную, без использования какой-либо строительной техники, газопровод "Елшанка – Саратов", общей протяжённостью 18 км.

Г. Куйбышев являлся основным топливным центром Поволжья, для его снабжения был построен в 1943 г. газопровод "Бугуруслан – Куйбышев". Одновременно с этим на другом конце страны возводился нефтепровод на Дальнем Востоке "Оха – Софийск", общая длина которого составила 368 км, именно этот нефтепровод стал первым участком будущего магистрального нефтепровода "Оха – Комсомольск-на-Амуре".

В 1944 г. было принято решение заняться строительством первого магистрального газопровода "Саратов – Москва", который уже рассчитывался на строительство и ведение в эксплуатацию в наблюдающееся мирное время и на мирного потребителя.

Вторая половина 1950-х гг. была отмечена возросшими темпами роста добычи нефти и газа. Этому способствовало начало ускорения в развитии трубопроводного транспорта. Примечательно, что основной сырьевой базой роста нефтяной добычи были месторождения в Урало-Поволжском регионе. Именно в это время стали осваиваться наиболее обогащённые земли на нефтяные ресурсы Тюмени, что повлияло на сильный скачок темпов строительства нефтепроводов.

В 1970 г. доля перевозок нефтяных грузов трубопроводным транспортом составила 51%, в 1985-1990 гг. 60-63%, с 2000 г и по настоящее время этот показатель варьируется в пределах 66-67%.

В таблице ниже представлена динамика структуры перевозки нефтяной продукции по видам транспорта.

На основе представленной таблицы можно сделать вывод, что уровень перевозов нефтяных грузов до настоящего времени не достиг уровня 1990 г. В качестве основной причины падения транспортировки в 1991-2000 гг. считается падение в это время добычи нефти, в том числе уменьшение морской транспортировки нефтегрузов.

Если сравнивать данные показатели, то необходимо обратиться в прошлое. К примеру, в 1980 г. через море перевозилось 54 млн. т. продукции нефтяной промышленности, а в 2005 г. только 3,6 млн. т., что в пятнадцать раз меньше, чем в 1980 г. Это говорит о том, что основная масса нефтеналивных грузов транспортируется под иностранными флагами, иными словами, судами, которые принадлежат зарубежной юрисдикции.

Таблица также вносит ясность в вопрос о том, что же на самом деле является единственным видом транспорта, который нарастил транспортировки с 1990 по 2012 гг. Ответ прост – железнодорожный транспорт. Одновременно с этим себестоимость перевозки нефтяных грузов по железной дороге сократилась в три раза, чем не у нефтепроводов. Однако даже несмотря на увеличение прокачки нефтепродуктов по трубопроводам её объём до настоящего времени не вышел на уровень РСФСР конца 1970-х гг. Это показано схематично на изображении ниже.

В общем объёме за период с 1991 по 2013 гг. протяжённость нефтепроводов увеличилась на 3 000 км, а нефтепродуктопроводов на 2,6%.

На изображении ниже представлен график протяжённости магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в РСФСР и РФ.

На изображении ниже представлен схематично график перекачки магистральной нефте- и нефтепродуктопроводами в РСФСР и РФ

Трубопроводы в России: исторические факты и информация

В 1991 г. общая протяжённость магистральных трубопроводов в СССР составила 90,2 тыс. км. В их число вошли 600 тыс. км. промысловых трубопроводов и коллекторов диаметром от 57 до 700 мм. Большая часть трубопроводов строилась из труб диаметром 700 мм и более. В начале 1991 г. протяжённость трубопроводов, которые предназначены исключительно для сырой нефти, составила 70,4 тыс. км. и на них работало 572 перекачивающие станции.

В соответствии с официальной статистикой длина нефтепродуктопроводов в 1991 г. составила 20 тыс. км. Однако неофициальные данные разнились на 3-4 тыс. км. в связи с тем, что в официальных данных не учитывались построенные, но не введённые в эксплуатацию трассы, в том числе и некоторые засекреченные объекты.

На изображении ниже на графике представлена доля протяжённости магистральных нефтепродуктопроводов в общей протяжённости магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в РСФСР и РФ. Примечательно, что в общей протяжённость магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов ул=дельный вес нефтепродуктопроводов по состоянию на 2013 г остался практически на том же уровне, что и в 1990 г.

Примечательно, что после 1990 г. стал наблюдаться огромный спад объёмов грузооборота магистрального трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов, однако не стоит упускать из виду тот факт, что такое положение сложилось и с другими показателями социально-экономического развития в эти год. В этой связи уже к 1995 г. общее падение объёмов составило 86%, что соответствовало уровню середины 1970-х гг. С 2000 по 2005 г. стали прослеживаться положительные динамики в росте и в общем восстановительный рост показателей и уже к 2013 г. грузооборот стабилизировался и вышел на уровень 1980-х гг.

На изображении ниже представлен на графике грузооборот магистрального нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта в РСФСР и РФ.

В качестве оператора всех магистральных нефтепроводов, кроме нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, который находится в международном владении, выступает акционерная компания "Транснефть".

100% обыкновенных или, как их ещё называют голосующих акций принадлежат государству, что составляет 78,1% акционерного капитала. Владельцы привилегированных акций или, не голосующих, представлены частными акционерами, которые официально не названы.

Газопроводы и их структура в России

В первую очередь, стоит отметить, что среди магистральных трубопроводов лидирующее место по протяжённости занимают именно газопроводы, которые имеют длину более 175 тыс. км. по состоянию на начало 2013 г.

Магистральные газопроводы – это трубопроводы, назначение которых состоит в том, чтобы транспортировать газ в больших объёмах на дальние расстояния от мест добычи или производства до газораспределительных станций.

Ответвление от магистральных газопроводов – это трубопровод, который присоединяется непосредственно к магистральному газопроводу с целью отвода части транспортируемого газа к отдельным населённым пунктам и промышленным предприятиям.

Важно понимать, что из магистрального газопровода газ поступает в газораспределительную сеть.

Газораспределительная сеть – это система трубопроводов и оборудования, которая выполняет функцию транспорта и распределения для газа в населённых пунктах.

Протяжённость газовых сетей в России составляет свыше 200 тыс. км.

Магистральные газопроводы вкупе образуют систему газоснабжения страны. Единая система газоснабжения страны представляет собой широко разветвлённую сеть магистральных газопроводов, которые в состоянии обеспечить потребителей газом с газовых месторождений Тюменской области, Республики Коми, Оренбургской и Астраханской областей.

История развития газопроводов в России

Вместе с открытием и началом освоения гигантских газовых месторождений севера Тюменской области произошло перемещение основных районов строительства магистральных газопроводов. Произошло это в 1970-х гг. Именно в это время были построены наиболее крупные газопроводы, в их числе: "Медвежье – Надым – Ухта – Торжок – Минск", который имеет ответвление "Надым – Пунга – Пермь", а также газопровод "Уренгой – Сургут – Тюмень – Челябинск".

Важным этапом на пути становления современной системы газопровода России стала стройка, которая началась в 1980 г., которая предполагала строительство гигантской газопроводной системы "Западная Сибирь – Европа" в основу которой лёг газопровод "Уренгой – Помары – Ужгород", его общая протяжённость составила 4,5 тыс. км., а мощность – 32 млрд. куб. м. в год. 16 сентября 1983 г. этот трубопровод дошёл до советско-польской границы и был пристыкован к ранее построенному экспортному газопроводу "Союз", его путь "Оренбург – Волгоград – Ужгород" составлял 2,8 тыс. км. Надо отметить, что всего за пять лет с 1980 по 1985 гг. в рамках данной газопроводной системы было введено в эксплуатацию шесть газовых веток, которые имели диаметр 1420 мм, а их общая длина составила более 20 тыс. км. Это позволило газотранспортному коридору прокачать в Европу до 124 млрд. куб. м. газа в год.

Анализ показателей транспортировки природного газа по магистральным газопроводам в ретроспективе достаточно ограничен. Этому причиной является то, что до 1990 г. сведения о грузообороте и протяжённости газопроводов в статистические данные не вошли.

На протяжении практически всего статистически наблюдаемого периода происходил регулярный рост протяжённости магистральных российских газопроводов. Это следует из изображения ниже.

Начиная с 1991 г. по 2013 г. она увеличилась на 32,1 тыс. км., что в процентном соотношении составляет 22% и к концу 2013 г. составила в общей сложности 176 тыс. км. Важно отметить, что одновременно с этим объём транспортировки почти на изменился он стал меньше, чем объём в 1990 г. на 0,4%. Га изображении ниже представлена схема протяжённости магистральных газопроводов в РСФСР и РФ.

Вместе с тем надо отметить. Что с 1990 по 1995 гг. уменьшился грузооборот на магистральных газопроводах на 15%, однако уже к 2012 г. это отставание удалось сократить до 5%. Это следует из схемы, представленной на изображении ниже.

С 1990 по 2008 г. наблюдалась тенденция к снижению интенсивности транспортировки газа по магистральным газопроводам, это можно наблюдать на схеме, которая представлена на изображении ниже.

Однако экономический кризис в 2009 г. негативно повлиял на данные показатели и произошло резкое их падение, даже несмотря на восстановительный рост, интенсивность прокачки газа в 2013 г. серьёзно отставала от показателей, которые были зафиксированы в 1990 г.

В связи с экономическим кризисом в 2009 г. произошло резкое падение этого показателя и, несмотря на восстановительный рост, интенсивность прокачки газа в 2013 г. значительно отставала от показателя 1990 г.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что даже несмотря на множество проблем, связанных с развитие трубопроводного транспорта, современная российская трубопроводная система по поставке нефти, природного газа и нефтепродуктов сумела выйти, а по некоторым показателям и превзойти существующую нефтегазотранспортную систему СССР. Следует также отметить, что на сегодняшний день она активно развивается и более того, имеет хорошие перспективы для дальнейшего стабильного прогрессивного развития, что позволяет обеспечить транспортную энергетическую безопасность как одной из составляющих экономической и национальной безопасности.

Первый нефтепровод появился в Российской империи в 1911 году и связал Баку с Батумом (Батуми), а первый магистральный газопровод был построен в СССР лишь в 1940 году из Дашавы во Львов.

Трубопроводный транспорт — самый дешёвый, самый экологически чистый, но самый медленный вид транспорта. В настоящее время трубо­проводный транспорт является крупнейшим в России по грузообороту (около 60% грузооборота и 1/3 всех перевозимых грузов). По длине нефте- (около 80 тыс. км) и газопроводов (около 165 тыс. км) Россия занима­ет 2 место в мире, пропуская вперёд только США (на 2013 год).

Трубопроводный транспорт – вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Причины появления этого вида транспорта: НТР; потребность хозяйства в транспортировке массовых жидких и газообразных продуктов.

Специализация трубопроводного транспорта: перемещение жидких, газообразных и твердых (зерно, уголь) продуктов. Следовательно, протяжённость трубопроводов в зависимости от специализации разная – от нескольких км до нескольких тысяч км. Места назначения тоже разные: от места добычи (нефть) – к НПЗ; от места добычи (газ) – на химические заводы; от места добычи (уголь, мазут) – на электростанции; также пунктом назначения является бытовой потребитель.

Классификация трубопроводного транспорта:

1. Трубопроводы по значимости: магистральные, подводящие, промысловые, местные, для передачи документации.

2. Трубопроводы по виду перекачиваемого топлива: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, пульпопроводы, газопроводы, водопроводы, канализационные.

Преимущества трубопроводного транспорта:

- возможность прокладки в условиях разного рельефа, через водные пространства, в условиях многолетней мерзлоты;

- неограниченность объёмов перекачки;

- полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;

- отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

- автоматизация начально-конечных операций;

- самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда (это связано также с небольшим количеством работников для выполнения перекачки);

- эффективность работы на любых расстояниях перевозки.

Недостатки: экологические проблемы; неуниверсальность.

Современными тенденциями развития трубопроводного транспорта являются:

- повышение пропускной способности трубопроводов за счёт увеличения диаметра или строительства вторых линий;

- увеличение мощности насосных станций;

- создание прочных тонкостенных труб;

- изменение технологии изготовления труб, способов спайки швов;

- расширение номенклатуры перевозимых жидких и твёрдых грузов.

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. ХХ столетия. Сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объёму грузооборота железнодорожный транспорт на второе место. Россия занимает второе место в мире после США по протяжённости трубопроводов. Отечественные трубопроводы выполняют наибольшие объёмы работы, поскольку используются трубы большого диаметра.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.

Общая протяжённость отечественных магистральных трубопроводов составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов – 168 тыс. км, нефтепроводов – 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов – 16 тыс. км. Компания Транснефть владеет крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90% российской нефти. Крупным оператором трубопроводного транспорта также является компания Газпром.

В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье. Они пересекают всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в странах Восточной и Западной Европы.

По нефтепроводам нефть из районов добычи подаётся на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты – Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.

Балтийская трубопроводная система (БТС)-1 – связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск;

БТС-2 – Унеча – Андреаполь – Усть-Луга;

Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва;

Нижний Новгород – Ярославль – Кириши;

Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон, Снегиревка – Одесса;

Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск;

Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу;

Каспийский трубопроводный консорциум – месторождения Западного Казахстана – российское побережье Чёрного моря (около Новороссийска).

В проекте сооружение Мурманского нефтепровода, связывающего месторождения нефти Западной Сибири с глубоководным незамерзающим портом Мурманск, а также нефтепровода Заполярье – Пурпе – Самотлор.

Протяжённость магистральных нефтепродуктопроводов в 3 раза уступает нефтепроводам. Значительно меньше и их мощность.

Наиболее крупные нефтепродуктопроводы:

- Уфа – Брест с ответвлением на Ужгород;

- Уфа – Омск – Новосибирск;

Сегодня Россия обладает обширной сетью магистральных газопроводов большого диаметра (в основном 1220 и 1420 мм). Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов – Москва протяженностью 840 км и диаметром 325 мм.

В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь – Москва; Краснодарский край – Ростов-на-Дону – Серпухов – Ленинград; Средняя Азия – Урал и Средняя Азия – Центр.

С 70-х гг. большой размах получило строительство газопроводов из Республики Коми и особенно с западносибирского Севера: Медвежье – Надым – Тюмень – Уфа – Торжок; Надым – Пунга – Пермь; Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск. Строится целая система мощных газопроводов из Уренгоя и других месторождений Тюменского Севера в Центр и крупнейшая в мире система газопроводов протяженностью 4451 км: Уренгой – Помары – Ужгород – страны Восточной и Западной Европы.

Таким образом, перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны, поскольку предполагается строительство крупных трубопроводов-дублёров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов – для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ

Трубопроводный транспорт – это узкоспециализированный вид транспорта, предназначенный для транспортировки жидких, газообразных и сухих (в измельчённом состоянии) продуктов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями.

Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газы. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения.

На территории России действует крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжающих Россию, а также ведущие в Западную Европу, Турцию и Юго-Восточную Азию. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1 220 и 1 420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.

История Длина магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на 2008 г. составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 г. на 2 тыс. км. Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1950-х гг. В 2008 г. трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн т нефти и нефтепродуктов. Данный показатель увеличился в сравнении с 2000 г. на 53%. Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 г. составил 1,1 трлн. т×км, увеличившись в сравнении с 2000 г. на 49%.

Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км, в т.ч.: 151 тыс. км газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км – нефтепроводных, 19,3 тыс. км продуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 нефтеперекачивающих станций, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. м³, 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. В общем объёме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки.

Преимущества трубопроводного транспорта Повсеместная укладка трубопровода Низкая себестоимость транспортировки Сохранность качества продукта благодаря полной герметизации трубы Меньшая материалоёмкость и капиталоёмкость Полная автоматизация операций по наливу, перекачке, транспортировке и сливу продукта Малочисленность персонала Непрерывность процесса перекачки Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.

Недостатки трубопроводного транспорта Узкая специализация Для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза

Строящиеся нефтепроводы В настоящее время ведётся строительство нефтепроводов Балтийская трубопроводная система-II (35 млн т/год) и Заполярье – Пурпе – Самотлор. 15.12.2010 г. принято окончательное решение об инвестировании по проекту расширения мощности трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-2) до 67 млн. т нефти в год.

Стоящиеся и проектируемые газопроводы В настоящий момент строются: Северный поток Бованенково – Ухта Сахалин – Хабаровск – Владивосток Джубга – Лазаревское – Сочи. Проектируются: Южный поток Алтай Якутия – Хабаровск – Владивосток Прикаспийский газопровод.

Этиленопровод Этиленопровод – это кольцевой трубопровод, перекачивающий этилен. Объединяет несколько предприятий в Татарстане и Башкирии.

Продуктопроводы Крупные продуктопроводы: Уфа – Брест с ответвлением на Ужгород; Уфа – Омск – Новосибирск; Нижнекамск – Одесса.

1 – эксплуатационная длина, тыс. км 2 – объём перекачки, млн т 3 – грузооборот, млрд. т×км Нефтепроводы 000 1913 1928 1940 1950 1960 1980 1990 1995 2000 2005 1 1,1 0,7 1,7 3,6 15 53,6 66 62 61 63 2 0,4 0,4 5 12 123 576 558 309 318 482 3 0,3 0,1 1,5 3,4 49 1090 1240 668 745 1156

1 – эксплуатационная длина, тыс. км 2 – объём перекачки, млн т 3 – грузооборот, млрд. т×км Газопроводы 000 1990 1995 2000 2005 1 144 145 152 160 2 543 474 511 565 3 1335 1230 1171 1317

Проблемы трубопроводного транспорта России Российская система газоснабжения эксплуатируется более 40 лет. На сегодня около 20% газопроводов служат более 33 лет и уже выработали свой срок амортизации. 67% газопроводов эксплуатируются от 10 до 32 лет, остальные 13% – имеют срок эксплуатации до 10 лет. Средний возраст газопроводов составляет примерно 22 года. Старение систем магистральных газопроводов ставит задачу обеспечения их безопасности и надежности.

Трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Главные преимущества трубопроводного транспорта — низкая себестоимость, стабильность и надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет более 1,9 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива.

В Северной Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента.

Трубопроводный транспорт

В Западной Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента.

В СНГ нефте- и газопроводы проведены из районов Западной Сибири и Поволжья в европейскую часть России и далее в Восточную и Западную Европу

Среди стран по протяженности нефте- и газопроводов наиболее значимы следующие:

  • нефтепроводы: США (325 тыс км); Россия (66 тыс км); Канада (50 тыс км); Китай (8 тыс км); Саудовская Аравия (8 тыс км); Мексика (6 тыс км); Алжир (5 тыс км); Румыния (4 тыс км); Великобритания (4 тыс км).
  • газопроводы: США (440 тыс км); Россия (148 тыс км); Канада (95 тыс км); ФРГ (55 тыс км); Франция (30 тыс км); Италия (18 тыс км); Румыния (7 тыс км); Мексика (7 тыс км).

По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта). Это обеспечивается, прежде всего, благодаря большому диаметру труб и давлению.

В настоящее время трубопроводы прокладываются не только по суше, но и под водой. Поэтому часто трубопроводный транспорт не относят к сухопутным видам, а выделяют в отдельную группу.

Читайте также: