Тронный зал южного дворца царя навуходоносора в вавилоне сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Вавилонское царство достигло вершины своего могущества в VI веке до н.э. при Навуходоносоре II. Этот царь прославился как удачливый завоеватель, который покорил Иудею и взял Иерусалим, изгнал египтян из Малой Азии, успешно сражался с эламитами, населявшими территорию современного Ирана. Благодаря библейским легендам имя Навуходоносора стало синонимом безжалостного завоевателя, но для самой Вавилонии его правление было временем экономического расцвета и культурного возрождения после долгого трехвекового подчинения соседней Ассирии.

В период правления Навуходоноссора тысячелетний Вавилон превратился в крупнейший центр Древнего Востока с населением около двухсот тысяч человек. Город стал мощной крепостью, окруженной несколькими рядами стен. По велению царя было возведено множество новых сооружений; три из них стали поистине легендарными: висячие сады Семирамиды, зиккурат Э-темен-анки ("Вавилонская башня") и ворота Иштар, с ведущей к ним дорогой процессий. Последний памятник дошел до нас если не в оригинале, то в виде, достаточно к нему близком, увидеть его можно в Пергамском музее Берлина.


Ворота Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

История этого экспоната чрезвычайно интересна. Она связана с именем немецкого археолога Роберта Кольдевея (1855-1925), который долгое время мечтал подтвердить существование Вавилона Навуходоносора, известного по древним текстам. Эта его мечта осуществилась на рубеже XIX и XX веков.


Гертруда Белл. Роберт Кольдевей, 1914

Вот как пишет о Кольдевее К.Керам: "Он был необычным человеком, а по сравнению с коллегами по профессии - и необычным ученым. Любовь к археологии, к науке, которая выглядит в публикациях специалистов весьма скучной, не мешала ему наблюдать людей, изучать страну, все видеть, все подмечать, на все реагировать, не могла она в нем заглушить и бьющего через край юмора." Мне кажется, эта характеристика хорошо дополняет приведенный выше фотопортрет ученого.

Поиски остатков города - дело жизни археолога, предмет его страстной веры в правильность догадок и расчетов, интуиции. При этом раскопки - это очень дорогостоящее мероприятие, часто производимое в труднодоступных местах и на территориях не всегда дружественных государств. В конце XIX века Месопотамия находилась в составе Османской империи. Турок мало заботили чуждые им памятники культуры, они разрешали и раскопки, и вывоз экспонатов, но только если им за это платили. Поэтому организация экспедиций требовала многочисленных переговоров и "продвижений" на всех уровнях, от самых высоких до самых низких, и в этом Кольдевей неизменно преуспевал.

Археолог начал работы в Вавилоне в марте 1899 года. В отличие от своих коллег Ботта и Лэйярда, искавших совершенно неизвестную в их время Ниневию, Кольдевей представлял себе историю Вавилона, знал и место, где были скрыты под землей развалины города. Поэтому он проводил раскопки достаточно целенаправленно и довольно быстро обнаружил две колоссальных параллельных стены (часть Дороги процессий), вдоль которых в метровых слоях щебня находились многочисленные обломки глазурованных рельефов.


На руинах Вавилона. Раскопки Кольдевея, ок. 1900 года

На небольшом участке стены длиной в восемь метров была найдена почти тысяча фрагментов. Так как по расчетам Кольдевея общая длина рельефов на стенах равнялась примерно тремстам метрам, он писал в одном из писем: "Я рассчитываю найти по меньшей мере 37 000 обломков. Неплохие перспективы после четырнадцати дней раскопок!".

На месте руин можно было понять только общие планы стен и башен ворот, которые замыкали дорогу, все остальное представляло собой осыпавшуюся кашу из кусков камней, кирпичей и керамики. Их просеивали и сортировали; куски кирпича с нанесенными на них рисунками упаковывали в пронумерованные по местам находок ящики, и отсылали в Берлин. И уже не отдельные обломки, а ящики исчислялись тысячами. Только представьте себе объем этой гигантской головоломки, многие кусочки которой наверняка отсутствовали, и вы поймете какой сложной была задача воссоздания вавилонских рельефов.


Бык с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

На снимке ясно видны кусочки вавилонских кирпичей, пригнанные друг к другу во время реконструкции. А целые кирпичи без рисунка - это уже современные вставки, их можно отличить от оригинальных и по более ясному цвету.

Воссоздание двух стен дороги процессий и передней половины ворот Иштар и велось по натурным макетам, в новых залах Пергамского музея, специально построенных для этой цели.


Уменьшенный макет Дороги процессий и ворот Иштар. Пергамский музей, Берлин

Кольдевей принимал в реконструкции ворот активное участие, но завершена эта работа была уже после его смерти. Новые экспонаты музея представили публике в 1930 году.


Фрагмент Дороги процессий. Пергамский музей, Берлин

Мне захотелось представить, как могла бы выглядеть эта знаменитая дорога двадцать шесть веков назад, и я сделал ее фото-реконструкцию на основе снимков из Пергамского музея.


Вавилон. Дорога процессий и ворота богини Иштар. Фото-реконструкция (кликабельно).

Дорога была вымощена огромными каменными плитами, на нижней стороне каждой из которых высечена надпись: "Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".

Мардук был главным богом и покровителем Вавилона, именно ему были посвящены храмы, стоявшие у подножия и на вершине "Вавилонской башни". Священным животным и символом Мардука являлся сирруш - дракон, который имел голову змеи с раздвоенным языком на тонкой изогнутой шее, чешуйчатое тело, львиные передние и орлиные задние ноги и хвост с ядовитым жалом скорпиона.


Сирруш с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

Также почитали в Вавилоне и Адада - бога бури, грома и ветра, воплощение созидательных и разрушительных сил природы. Его священным животным был бык (рельеф показан на фото перед макетом Дороги процессий), который традиционно олицетворял плодородие и силу, имел охранительное значение, символизировал ярость и неукротимость.

Сами ворота были посвящены богине Иштар, которая имела для вавилонян сразу несколько ипостасей: она была богиней плодородия, плотской любви, войны и распрей. Ее священным животным являлся лев, чье изображение было повторено по обеим сторонам Дороги процессий 120 раз. В вавилонском пантеоне Иштар была олицетворением планеты Венеры. Это одна из самых древних богинь человечества, почитавшаяся еще у шумеров (как Инанна), потом ее имя трансформировалось в Иштар (у аккадцев), Астарту (у финикийцев), Афродиту (у греков) и превратилось в Венеру у римлян.


Иштар-"Венера", Нововавилонское царство, IV в.до н.э. Лувр, Париж

В аккадской мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами: "Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги."

За воротами Иштар начиналась дворцовая площадь. Дворец, который вечно неудовлетворенный Навуходоносор постоянно продолжал расширять, был настоящим чудом с богатейшими украшениями и многоцветными барельефами из глазурованного кирпича. Царь утверждал, что он построил его за пятнадцать суток и эта версия передавалась из поколения в поколение на протяжении столетий как абсолютно достоверная.


Фрагмент дворцовой стены, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин


Реконструкция входа в тронный зал дворца

Последний снимок взят мною из ролика, созданного в 2013 году сотрудниками канадского университета для Королевского музея Онтарио. Это своего рода "полет" над трехмерной моделью Вавилона, которая, на мой взгляд, дает самое лучшее представление о городе времен Навуходоносора.

Прежде чем дать ссылку на сам ролик, приведу посекундную привязку к показу главных сооружений и несколько комментариев.

0:25-0:35 - Дорога процессий и ворота Иштар

0:47-1:05 - Дворец Навуходоносора


1:13-1:35 - "Висячие сады Семирамиды"

Геродот причислил сады к чудесам света, но по современным меркам это было достаточно скромное сооружение. Навуходоносор взял в жены мидийскую царевну Амитис, выросшую в гористой и зеленой Мидии (ныне это Иран). Чтобы порадовать жену, скучавшую в пыльном и плоском Вавилоне, царь приказал развести на ступенчатых террасах сады, постоянно орошаемые подающейся снизу водой. Они и получили эпитет "висячих", по видимому из-за неточности в переводе с греческого. А в истории имя Амитис оказалось смешанным с именем ассирийской царицы Семирамиды, жившей на 200 лет раньше нее. Так и образовалось название садов, в котором два слова из трех не соответствуют тогдашней реальности.


1:50-2:05 - "Вавилонская башня"

Самым высоким сооружением Вавилона был зиккурат Э-темен-анки (Дом основания неба и земли), который Библия назвала Вавилонской башней. Он существовал по крайней мера с XVIII века до н.э., неоднократно разрушался завоевателями, но вновь и вновь восстанавливался вавилонянами. Последнюю реконструкцию начал отец Навуходоносора, а его сын добавил гордую надпись: "Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так, чтобы поспорить она могла с небом". Башня поднималась гигантскими террасами, поставленными друг на друга; чем выше, тем размер этажа был меньше. Ширина нижнего этажа составляла 90 метров, общая высота зиккурата также была равна 90 метрам. Около его основания располагался главный храм бога Мардука, где стояла его золотая статуя весом более 20 тонн. Сюда стекались тысячи людей для поклонения своему верховному божеству.


2:13-2:35 - Панорама города из святилища Мардука

Самый верхний этаж зиккурата был занят святилищем Мардука. Покрытый золотом и облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников. В отличие от нижнего храма здесь не было статуй, и стояли лишь ложе и позолоченный стол. В это святилище народ не имел доступа, поскольку здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно. Только одна избранная женщина проводила здесь ночь за ночью, готовая разделить ложе с богом.

Объемная реконструкция Вавилона выполненная для Королевского музея Онтарио, Канада

Долгие века в Месопотамии строили из кирпичей, высушенных на солнце, которые под воздействием ветра и времени довольно быстро разрушались. Поэтому от строений ранних эпох не осталось почти никаких следов, кроме полу-рассыпавшихся холмов. Навуходоносор стал применять при постройке настоящий кирпич, обожженный в печах. Но от его построек осталось почти так же мало, как от предшествующих, правда уже по другой причине: на протяжении столетий местное население смотрело на их развалины как на своего рода каменоломни и брало там крепкий кирпич для своих нужд. Многие селения и даже города в окрестностях бывшего Вавилона целиком выстроены из кирпичей, на которых стоит клеймо Навуходоносора. Можно сказать, он прочно вошел в историю.

Впервые упоминание о Вавилоне встречается в легенде о царе Саргоне, который правил Аккадом примерно в середине третьего тысячелетия до нашей эры. В ней рассказывается о том, что Саргон Аккадский подавил восстание в подвластном ему Вавилоне.

Своего расцвета Вавилон достиг в VI веке до нашей эры — при царе Навуходоносоре II. Тогда ему были подвластны земли Аккада и Шумера, и Вавилон превратился в крупный торговый и культурный центр. Через него протекал Евфрат, по которому в город с севера приходили корабли с медью, мясом, строительными материалами, а на север следовали караваны с пшеницей, ячменем и фруктами.

В годы царствования Навуходоносора II притекавшие в Вавилон сокровища из Передней Азии употреблялись на перестройку столицы и возведение вокруг нее могучих укреплений. За 500 лет до Рождества Христова в Вавилоне побывал греческий ученый Геродот, но тогда город был уже лишь памятником своей былой славы. Во время своего путешествия Геродот знакомился с местными жителями, вступал с ними в беседы и записывал их обычаи, предания и легенды, которые они ему рассказывали. Он подробно описал, каким увидел Ва вилон, какие в нем были каналы, храмы и дворцы.

Лет через 100–150 после Геродота в Вавилоне жил жрец Бероз, который написал большое сочинение о городе. В своей книге жрец рассказал историю Вавилона и Ассирии, изложил много легенд о царях и главные мифы о богах. К сожалению, бесценный труд Бероза почти полностью погиб, до нас дошли только несколько отрывков из него, которые приводит в своих сочинениях христианский писатель Евсевий Кесарийский.

Так печально обстояло дело, и казалось, что вместе с Вавилоном, разрушенным во время упадка Римской империи, погибли и все письменные памятники, которые могли бы рассказать нам о судьбе города. На протяжении 44 столетий город дважды исчезал с исторической арены, но развалины знаменитого Вавилона не исчезли бесследно.

Руины Вавилона привлекли внимание археологов еще в 1850 году, их обследованием занимались А. Г. Лэйярд, О. Рассам, Дж. Смит и другие ученые, а с 1899 года здесь начались систематические археологические раскопки, и город переживает свое третье рождение.

Сами жители считали свой город центром Вселенной, что видно из дошедшей до нас картографической схемы. Древние путешествен ники и купцы, подъезжая к Вавилону с севера по реке Евфрат, прежде всего поражались его огромным стенам, которые окружали город снаружи. Своей толщиной они не уступали стенам Дур-Шаррукина, и потому на них были выстроены казармы для солдат гарнизона, охранявшего город.

Двести пятьдесят башен защищали город, имевший около 60 миль в окружности. Евфрат разделял его на две части, и на каждом берегу возвышался величественный царский дворец. Один из дворцов был цитаделью, а другой — местом пребывания царей.

Личные покои Навуходоносора II, составляющие наиболее древние постройки всего дворцового ансамбля, размещались вокруг чет вертого двора, а на пятый двор выходили апартаменты царицы и помещения царского гарема. Величественный дворец царя состоял из 172 комнат общей площадью около 52 000 квадратных метров.

Прежний дворец Навуходоносора II тоже был выстроен с необычайным великолепием, но он состоял всего из трех палат, разделенных стеною. В этом дворце, точно сдавленном крепостными стенами, Навуходоносор II и его семья должны были чувствовать себя, как в темнице, поэтому царь и выстроил себе новый дворец — более приветливый и весь утопающий в зелени. Набережная пред ним и все дворы были засажены деревьями и кустами, стоявшими в больших глиняных вазах и на искусственных насыпях.

Набережную перед дворцом тоже выложили обожженными кирпичами, а от самого дворца каменная лестница спускалась прямо к Евфрату. У ее подножия была устроена пристань, возле которой всегда качалась в волнах роскошная царская лодка, готовая в любое время принять царя и царицу. Многочисленные грузовые и пассажирские суда, сновавшие взад и вперед по Евфрату, на далеком расстоянии обходили царскую пристань и плыли дальше по своим делам.

В настоящее время ученые реконструировали дворец Навуходоносора II. Анфилада многочисленных комнат, бесконечные лестницы, и кажется, что из этого лабиринта нет выхода — перед глазами только стены комнат, выложенные современным кирпичом светложелтого цвета.

А от настоящего дворца остался только базальтовый лев, некогда стороживший покои Навуходоносора II. Всепожирающее время пощадило древнюю скульптуру и разрушило ее лишь отчасти. Поднятая на каменный пьедестал фигура льва неизменно привлекает внимание туристов, ведь ему более 2500 лет. Но он как будто и сейчас готов нести свою нелегкую службу.


Неподалеку от храма Эмах был раскопан Южный дворец-крепость, расширенный и украшенный при Навуходоносоре II. Севернее, отделенный от Южного дворца городской стеной, располагался Северный дворец-укрепление, так называемый дворцовый музей (в нем хранилась скульптура, по-видимому, трофеи нововавилонских царей). Южный дворец представлял собой в плане неправильный прямоугольник и имел пять внутренних дворов (главный из них площадью 55×60м). Южная стена главного двора была облицована темно-синимими кирпичами с орнаментом в виде желтых колонн, увенчанных капителями с четырьмя волютами; над колоннами шел фриз из голубых ромбов с бело-желтыми пальметтами. Три открытых арочных проема в этой стене вели в продольный тронный зал (15×52м).

В стене тронного зала против центрального проема находилась ниша с уступчатым обрамлением. В ней, вероятно, на возвышении помещался царский трон, воздействие которого усиливалось светом, лившимся через проемы. Здесь разрешалась не столько архитектурная, сколько инсценировочная задача: с царского трона был виден заурядный, хотя и огромный двор, зато подходивший к царскому трону видел великолепную облицовку южной стены и на фоне ее в арочных проемах — трон владыки.

В северо-восточном углу дворца, по-видимому, было расположено знаменитое в древности сооружение, так называемые висячие сады, устроенные, по преданию, Навуходоносором II для жены-мидянки, не привыкшей к плоскому и безлесному ландшафту Вавилонии. Сохранились только остатки — подвалы сооружения.

Оно представляло собой в плане неправильный четырехугольник, северную и восточную часть которого образовывали внешние стены дворца, с юга же и с запада оно имело свои стены, к которым изнутри примыкал ряд одинаковых сводчатых помещений. В центре располагался еще один четырехугольник стен, построенный таким образом, что его возможное оседание не могло отразиться на окружающих частях здания. Самая длинная внутренняя стена тянулась на 42м, с юга находился вход. Внутри в два ряда помещалось четырнадцать камер, перекрытых мощными сводами, опиравшимися на внешнюю стену и на стены ряда внешних сводчатых камер.

Четырехугольник стен нес тяжесть висячих садов, верхняя часть которых, согласно свидетельству античных писателей, находилась на высоте стен дворца (около 25 м). Наземная часть здания, вероятно, состояла из ряда мощных столбов или стен, вроде стен сводчатых камер, составлявших подземную часть. Над сводами лежали большие каменные плиты, остатки которых были найдены при раскопках, затем слои кирпича, битума, тростника, свинца и, наконец, толстый слой земли, в котором и росли деревья висячего сада. Сад орошался при помощи водоподъемного колеса.

Дворец был окружен мощными стенами общей протяженностью 900 метров.

Декоративное убранство. Поливная керамика. стены большинства комнат были выложены кирпичом светло-желтого цвета. Декоративное убранство Тронного зала отличалось особой пышностью: темно-синие поливные плитки с растительными орнаментами; большая ниша против центрального входа, в которой стоял царский трон. Выходившая во двор парадного зала стена была облицована глазурованными кирпичами с пестрыми украшениями разных цветов, главным образом темно- и светло-голубого, белого, желтого и черного.

Набережную перед дворцом тоже выложили обожженными кирпичами, а от самого дворца каменная лестница спускалась прямо к Евфрату. У ее подножия была устроена пристань.

Сохранился базальтовый лев, некогда находившийся в покоях Навуходоносора II.

Находки из Вавилона в настоящее время хранятся в Музее Передней Азии в Берлине.

Находился недалеко от храма Мардука. Башня являла собой массивное кирпичное сооружение семи ступеней (длина стен составляла 92 метра, высота - 91 метр); на самом верхнем ярусе, куда можно было попасть по лестнице, находилось маленькое святилище, в котором будто бы жил бог Мардук. Александр Македонский снес уже начавшую разрушаться Вавилонскую башню, так как планировал построить вместо нее главное святилище империи.

священная дорога, по которой проходили в храм Мардука, служившая основной композиционной осью города и имевшая в ширину около 7,5 м. Она была вымощена известняковыми плитами с инкрустацией из красной брекчии.

Стены, составлявшие ворота Иштар, имели толщину около 25м.

Они были украшены глазурованными кирпичами с рельефными изображениями львов, диких быков, а также фантастических существ, желтых и белых на темносинем фоне. По верху стен тянулся изразцовый фриз и ряд зубцов.

орнаментальные мотивы искусства двуречья

Звериная орнаментика. Встречается многократное повторение одного и того же животного мотива: фигуры рыбы на древневавилонской цилиндрической печати в коллекции Леклерка; фигуры оленя, преследуемого водяным чудовищем, на цилиндре из Тело (Лувр). В орнаментах встречаются фантастические животные - сказочные крылатые животные, иногда крылатые быки и кони.

растительная орнаментика чужда древневавилонскому искусству. Древнейшая розетка, имеющая некоторое подобие цветка, встречается впервые на тиаре царя, изображенного на межевом камне XII столетия до н. э.

Наиболее употребительная в Ассирии розетка, заимствованная из растительного царства, имеет вид звездчатого цветка, похожего на подсолнечник или маргаритку. На одном ассирийском рельефе позднейшего времени мы видим отчетливое изображение в виде цветка на длинном стебле (12 в. до н.э.). Наряду с розеткой в ассирийской орнаментике видную роль играет пальметта - опахало из расправленных листьев. Иногда в рядах пальметта чередуется с фигурами животных, иногда же фигура животного изображается на ее верхушке.

Сочетание элементов растительного, животного орнаментов с ленточным и плетеным орнаментом является особенностью искусства Ассирии.

Абстрактная орнаментика, символизирующая явления природы. Узоры, иногда напоминающие розетки на цилиндрических печатях, представляют собой солнечный диск, испускающий лучи. Встречаются изображения луны, напоминающие очертание турецкого полумесяца, повторялось бесчисленное множество раз как символ бога света, царящего над вселенной. Точно так же не следует смешивать с растительной розеткой диск, окруженный семью шарами-планетами или вмещающий их в себе. Волнистые линии обычно означают воду. астрономические мотивы - зубчатые звезды и концентрические круги. Из искусства Египта позаимствованы изображения крылатого солнечного диска. Но изображение на этом диске божества в образе бородатого мужа имеет месопотамское происхождение.

Геометрический орнамент, составленный из ромбов, чередующихся темных и светлых треугольников, зигзагообразных параллельных линий, концентрических кругов. Часто встречаются лента и плетение. Такие орнаментальные мотивы часто встречаются на цилиндрических печатях.

Читайте также: