Сообщение о любимом музыкальном инструменте пианино

Обновлено: 08.07.2024

Фортепиано – известнейший клавишный инструмент современности. Оно имеет две стороны одной медали – рояль и пианино. Эти разновидности фортепиано также являются клавишно-струнными инструментами. Но мало кто знает, что в рояле струны расположены по горизонтали, а у пианино – по вертикали.

В 18 веке музыканты задумались над созданием универсального инструмента, который мог бы издавать как громкие и звонкие, так и нежно-тихие звуки. Тогда у слушателей появилась бы возможность прочувствовать ту самую динамику переходов от высоких тонов к низким.

Устройство уникального создания Бартоломео было достаточно простое. Оно состояло из возвращателя, клавиш, войлочного молоточка, а также струн. Нажатие клавиши вело к удару молоточка по струне. Такое действие создавало вибрацию, звучание которой отличалось от клавесина или того же клавикорда. Возвращатель оттягивал назад молоточек, который не прижимался к струне. Вследствие этого, звучание не заглушалось.

По прошествии времени механизм Кристофори усовершенствовали. Было добавлено приспособление, с помощью которого молоточек бил по струне, а после оттягивался назад только наполовину. Такое решение позволяло выполнять различные виды исполнения, такие как трели, а также репетиции – быстрые удары по одной и той же клавише.

Сравнительно молодой инструмент и в наше время продолжает радовать человечество волшебным звучанием. Многие великие композиторы создавали свои шедевры с помощью фортепиано. По прошествии времени его популярность только растет. Инструмент используют во время создания различных жанров современной музыки, сочетая даже со звучанием электрогитары.

Вариант №2

До появления фортепиано в его классическом виде, подобным инструментом был клавесин, а позже клавикорд. Но их недостатком было отсутствие плавного перехода одного звука в другой, так называемого легато. Изобрел же фортепиано Бартоломео Кристофори, который работал над изменением конструкции клавесина, а именно стремился придумать молоточковый механизм. Именно его идеи и стали основой для современных инструментов. А первое произведение, написанное для фортепиано, появилось в 1732 году, однако популярность среди композиторов инструмент получил лишь в конце 18 века, во времена Моцарта.

В последующие годы этот инструмент развивался и усовершенствовался. Появились педали, менялось расположение струн, увеличился диапазон и т.д. В наше время существует два основных вида фортепиано - рояль (горизонтальное расположение струн) и пианино (вертикальное расположение струн).

Во второй половине 18 века, фортепиано получает широкое распространение в России, и уже в то время там работает свыше 50 мастеров. Первый кто, начал фабричное производство, стал английский мастер Февире. Именно он поставлял инструмент в императорский двор. По сей день, известны сотни имен фортепианных мастеров работавших до революции. Уже в 20 веке появляются современные аналоги фортепиано – синтезаторы.

В наше время этот инструмент остается одним из самых популярных. На данном этапе развития он имеет 88 клавиш, что позволят играть в диапазоне чуть более 7 октав. Благодаря этому фортепиано популярно в различных музыкальных жанрах. Ведь даже название инструмента переводится как forte – громко, piano – тихо, что говорит о том, насколько различным может быть его звучание. Действительно, это именно тот инструмент который способен передать всю многогранность и неоднозначность человеческой натуры.

Фортепиано и его история

Фортепиано и его история

Джейн Остин родилась в Англии 16 декабря 1775 года. С детства родители девочки привили ей любовь к классическим произведениям.

Морской леопард является представителем вида истинных тюленей, которые обитают в субантарктических регионах Южного океана. Морские леопарды очень грозные и опасные хищники среди других обитателей океана. Назвали такого хищника леопардом

Дурман - ядовитое растение семейства пасленовых. Поэтому картофель и томаты являются очень близкими ему родственниками. Родиной этого цветка считается Азия, но из-за своей неприхотливости его можно встретить на разных континентах.

В мире существует много музыкальных инструментов. У каждого своя история, свой неповторимый голос, свои особенности. Как из такого множества можно выбрать лучший инструмент? Многие великие музыканты и композиторы считали фортепиано самым популярным музыкальным инструментом.

Я всегда мечтала научиться играть на фортепиано и просила родителей отвести меня в музыкальную школу, потому что, мне нравится слушать музыку, исполняющую на фортепиано, ведь у него огромные безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может и как целый оркестр. И вот – я поступила в школу искусств, где начала свое знакомство с фортепиано. Правда, продлилось это недолго. Но мечта играть на фортепиано осталась. Я каждый раз представляю себя, как мои руки касаются клавиш, и начинает звучать прекрасная музыка…

С помощью этой работы я решила больше узнать о фортепиано, чтобы потом поделиться своими добытыми знаниями с одноклассниками, а также выяснить, насколько популярным, узнаваемым остается такой интересный инструмент, как фортепиано для них.

Актуальность.

Многие годы фортепиано было самым популярным музыкальным инструментом, однако сейчас в век цифровых технологий и с появлением новых необычных инструментов возникает вопрос, а является ли фортепиано таким же популярным инструментом, как и раньше?

Гипотеза.

Фортепиано является самым узнаваемым, популярным музыкальным инструментом, а значит, самым лучшим музыкальным инструментом.

Цель: узнать историю появления фортепиано, проследить путь его развития до наших дней. Определить, является ли фортепиано самым популярным и востребованным инструментом на данный момент.

Задачи:

1. Изучить историю появления фортепиано.

2. Провести анкетирование среди одноклассников, с прослушиванием музыкальных произведений.

3. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: изучение литературы: энциклопедий, справочников, Интернет – источников; анкетирование по теме, прослушивание музыкальных произведений.

Обзор литературы.

Изучив найденную литературу, я узнала, как же появился этот инструмент и что выделяет его среди десятков других?

Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который по преданию изобрёл Пифагор и использовал для своих музыкально – теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.

Пока Пифагор продолжал свои опыты, другие музыканты придумали и построили инструменты под названием полихорд или многострун. Так как у этого инструмента было несколько струн.

Полихорды были разные, и играли на них разными способами: зацепляли струны пальцами, били по струнам палочками, играли специальными пластиночками.

Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуры мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами взяли у полихорда. Нажмёшь на клавишу – задвигаются соединённые с ней деревянные рычажки. На конце рычажка укреплена металлическая пластиночка, черенок вороньего пера или отрезок буйволовой кожи. Когда при нажатии на клавишу по струне ударяла металлическая пластиночка, раздавался приятный и тихий звук. Такие инструменты получили название клавикорды. А более звучный щипковый полихорд, в котором струна защипывалась пером или зацепкой – клавесин.

Именно, клавикорд и клавесин стали предшественниками фортепиано.

Клавикорды появились примерно к 13-14 векам. Небольшими и лёгкими переносными клавикордами первоначально в Западной Европе пользовались исключительно бродячие музыканты. В небольшом деревянном ящике, который ставился на стол, помещалась узкая клавиатура и набор металлических струн. Струны клавикордов делались одинаковой длины, но разной толщины. Поскольку струны были одинаковой длины, внешне клавикорды выглядели как прямоугольный ящик.

Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках. Звук клавикорда был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством людей. Поэтому его применяли для домашнего музыцирования.

Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. У него было несколько названий: клавицимбал, чембало, верджинел и самое распространённое – клавесин. Клавикордное искусство расцвело в Германии, в то время как клавесин и его разновидности распространились во всех европейских странах.

Клавесин. Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Клавесин похож на спинет, имеет ту же щипковую механику, но размеры его крупнее. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма – внешним видом он напоминает современный рояль. Звук извлекался следующим образом: исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих пёрышек или кусочков кожи. Язычки цепляли струну и раздавался звук. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера (квадратный или прямоугольный). Инструмент был очень популярен во время, когда носили парики и пышные платья со сборками. Это был уже настоящий концертный инструмент. Поначалу клавесин мог давать концерты только в светских салонах и гостиных. В больших залах его голос терялся. На этом инструменте можно было играть лёгкую музыку, подвижные пьесы, сопровождать пение. Звук клавесина хорошо сочетался с голосом, со звуков скрипки или виолы. Клавесин стали использовать в оркестре. Дирижёр сам сидел за клавесином, левой рукой играл аккорды, а правой руководил оркестром. Этот инструмент стал принадлежностью богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта деревьев, его отделывали золотом, слоновой костью, бронзой, драгоценными камнями.

Великолепный инструмент всё-таки был тусклый и малоинтересный. Исполнитель не мог на нём играть громче или тише. Звук клавесина всегда был громким.

Мастера придумывали разные приспособления, чтобы разнообразить звучание клавесина, но все они были неудобными. Клавесин не исчез со сцены, его можно услышать и сейчас на концертах старинной музыки.

В 15-17 веках появился ещё один струнно – клавишный инструмент – это спинет. Это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами в четыре октавы. Он также являлся украшением дома.

На рубеже 18 века композиторы и музыканты стали испытывать потребность в новом клавишном инструменте.

Решил эту проблему итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Он работал мастером по ремонту музыкальных инструментов богатой коллекции флорентийского герцога Козимо Медичи. В свободное время он конструировал новые музыкальные инструменты. В один день 1709 года появился необычный музыкальный инструмент. Он был похож на клавесин, но в этом инструменте звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент откликался на лёгкое прикосновение пальцев руки к клавишам, а механизм позволял молоточку после удара быстро вернуться назад.

После этого независимо было изобретено фортепиано во Франции – Жан Мариус (1716 г, в Германии Готлиб Шретер (1717 – 21гг).

Но признание фортепиано получило не сразу. Долгое время у него был соперник – клавесин. Композиторы писали для клавесина много произведений. Прошло сто лет, как фортепиано вышло вперёд.

Моцарт был первым музыкантом, который выступал на концертах, играя на фортепиано. Но сдался клавесин при Бетховене. Он не выдержал мощной музыки великого мастера.

Первые фортепиано были не очень похожи на современные инструменты. В 19 веке у фортепиано постоянно совершенствовался механизм, менялось расположение струн. Мастера придумали педаль, которая при нажатии меняла тембр и силу звука.

Так появились два вида фортепиано: горизонтальный рояль, и вертикальный пианино. Рояль стал концертным инструментом, пианино стали использовать дома, там, где нельзя поставить рояль, и где нужен меньший звук.

Методика проведения исследования.

В опросе приняли участие 11 человек: 8 мальчиков и 3 девочки. Из ребят никто не получает специального музыкального образования.

Ребятам предлагалось ответить письменно на вопросы анкеты, состоящая из 2 частей, при этом тема и цель опроса не была озвучена. 1 часть представляла собой вопросы, основанные на личные знания и мнение, а 2 часть – вопрос, основанный на слушательский опыт.

Анкетирование проходило в учебном классе, ребята находились за партами.

Третий вопрос являлся второй частью анкеты и содержал в себе прослушивание музыкальных произведений. Это проводилось с целью выяснить, знают ли ребята звучание музыкальных инструментов, могут ли определить на каком инструменте или инструментах исполняется произведение. Для опроса были подобраны классические произведения, в которых фортепиано выступало в разных качествах – как солирующий, как второстепенный – аккомпанемент, как часть целого – квартет и как равноправный участник концертного произведения. Это сделано для того, чтобы узнать, насколько внимательно они слушают музыку и могут расслышать фортепиано наравне с другими инструментами в разных жанрах и составах исполнителей.

Произведения слушались не целиком, давался фрагмент, в каждом случае по-разному от 40 сек до 2 минут. Название произведения и композитор не назывались.

Четвертое произведение – Квартет Г. Малера (1.16). После прослушивания ребятам отводилось больше времени для ответа – 3 минуты, так как задание более сложное.

Пятое произведение, заключительное – Концерт для фортепиано с оркестром №2, часть 3 С. Рахманинова (1.31 сек). На это задание было отведено до 5 минут, с тем расчетом, что дети должны были описать все услышанные инструменты, но ребята справились быстро.

Анкеты собраны. Переходим к обработке результатов.

Подведение результатов исследования.

1. Какие музыкальные инструменты вы знаете? Напишите их названия.

Ребята назвали следующие музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль, скрипка, гитара, орган, барабан, аккордеон, флейта, дудочка, гармошка, ложки, бас-гитара, рожок, тарелки, треугольник, труба, арфа, синтезатор, саксофон, балалайка, тромбон, гусли, виолончель.

В одном ответе могли называться и фортепиано, и рояль, и пианино, в результате засчитывалось что-то одно, так как все они имеют отношение к одному инструменту – фортепиано.

На диаграмме показаны инструменты, которые чаще всего называли:

По диаграмме видно, что большинство (11) учеников назвали фортепиано.

2. На каком или каких музыкальных инструментах вы хотели бы научиться играть?

Ребята назвали такие инструменты: гитара, фортепиано (рояль, пианино, скрипка, барабан, бас-гитара, аккордеон, ложки.


По диаграмме видно, что большинство детей хотели бы научиться играть на фортепиано – 9 из 11, и это большинство голосов.

3. Прослушайте музыкальные произведения. Напишите, какие музыкальные инструменты исполняют эти произведения?

№1 Ф. Шопен Вальс №7 (фортепиано).

Фортепиано определили 11 из 11.

Трубу и фортепиано узнали 11 из 11.

Фортепиано определили 11 из 11, а так же женский голос -11.

№4 Г. Малер Квартет (фортепиано, скрипка, альт, виолончель)

Фортепиано определили 11, скрипку -7, виолончель -1, альт -0, струнные -3.

Полностью перечислить 4 инструмента никто не смог.

Из чего следует – не все дети смогли, кроме фортепиано, правильно определить инструменты квартета.

№5 С. Рахманинов Концерт №2 часть 3 (фортепиано, скрипка, труба, барабан и т. д.)

Фортепиано узнали все, а вот другие инструменты не стали описывать, предпочли написать – оркестр. Это тоже правильный ответ, но задание заключалось в том, чтобы написать все услышанные музыкальные инструменты.

Итог прослушивания – все ребята узнали и написали фортепиано.

В результате анализа анкет можно придти к выводу, который позволяет убедиться в 100% популярности, узнаваемости фортепиано среди моих одноклассников.

Заключение.

Изобретение фортепиано изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие годы почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие их них знамениты именно своими фортепианными произведениями.

Сегодня нельзя найти музыканта – будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач – у которого в доме не было бы фортепиано.

У фортепиано огромные безграничные возможности, поэтому многие великие музыканты предпочли этот инструмент, создавая для него произведения искусства, настоящие шедевры. Такие великие музыканты как: Л. Бетховен, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, В. Моцарт, С. Рахманинов, П. Чайковский, А. Скрябин и многие, многие другие. Они выступали и как пианисты, показывая неограниченные возможности инструмента.

И сегодня среди нас живёт этот инструмент – фортепиано. И чаще других он помогает нам ощущать великую силу музыки и радость общения с ней.

В процессе подготовки этой работы я многому научилась: искать нужную информацию в интернете, оформлять текстовый документ, делать диаграммы, работать со словарями и другой литературой. Я многое узнала из истории инструмента, при подборе музыкальных произведений познакомилась шедеврами классической музыки.

Фортепиано является одним из самых популярных инструментов. На нём обучаются играть большинство детей, в том числе, посещающих музыкальную школу. Основы игры на фортепиано являются обязательными для всех, кто хочет учиться музыке, играет ли ребенок на скрипке, кларнете или поет в хоре.

Фортепиано - удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. На фортепиано можно исполнить любое произведение, оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию. Это любимый инструмент домашнего музицирования, на нем играют и взрослые, и дети. Ни один инструмент не сравнится сегодня с фортепиано в том, что он узнаваемый, популярный. Фортепиано – самый лучший инструмент!

Список литературы.

• Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся старших классов – 2-е изд. -М. : Просвещение,1989. – 192.

• Зильберквит М. Мир музыки. Очерк. - М. : Дет. Лит, 1988, 336 с.

• Зимин П. А. История фортепиано и его предшественников. М. 1968,178

• Клёнов А. С. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Музыка. - М., 1997

• Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М. : Терра, 1996

• Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры; Ростов –на – Дону: Феникс 2005

• Энциклопедический словарь юного музыканта. Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская; М. : Педагогика, 1985

Гареева Алина Ирековна

Цель исследования: выяснить, почему фортепиано считают самым популярным инструментом.

Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано – и по широте, разнообразию возможностей, и по тому, как универсально оно используется.

Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, с другими инструментами. И эта область музыки богата шедеврами. Участник оркестра и любимый инструмент для домашнего музыцирования, фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нём обязательно для музыкантов всех специальностей.

Скоро фортепиано исполниться 300 лет и в связи с этим у меня возникли вопрос:

Гипотеза . А что если фортепиано устарело, стало не нужным? Так как в современном мире существует много электромузыкальных клавишных инструментов, компьютерных музыкальных программ, которые превосходят фортепиано по некоторым качествам?

1. Узнать, что было до фортепиано

2. Почему, где и когда оно появилось

3. Выявить преимущества фортепиано

Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который, по преданию изобрел Пифагор и использовал для своих экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.

Пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты и назвали их полихордами – ″многострунами″, так как вместо одной струны было несколько. Полихорды конструировались по-разному, и играли на них различными способами.

Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, – у полихорда. Клавикорды появились примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV векам и имели устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Но был гораздо проще. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик ударял струну. В тоже время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. Струны у клавикорда располагались перпендикулярно как у современного пианино. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу (в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трёх струн). Клавикорд ставили на стол и играли стоя. На протяжении 5 веков мастера старались его улучшить. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Они размещались одна над одной, в виде лесенки. Звук клавикорда был нежным и певучим. Исполнитель по желанию мог играть то тише, то громче. Но был у клавикорда и большой недостаток, большей громкости так и не удалось добиться.

Конечно, иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Это был предмет роскоши, украшением гостиных и столовых. Инструменты делали нарядными, украшали позолотой. Однако играть на нем было не очень удобно. Все клавиши были темными. И в конце 18 века расположение цветов на клавиатуре изменилось. Клавиатура стала такой, какой мы видим её сегодня у всех клавишных инструментов.

Другой клавишный инструмент – клавесин - скорее всего, был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, были распложены параллельно, как у современного рояля, и это определило характерную форму, которая перешла к роялю. Клавесин был не только домашним инструментом. Его включали в различные ансамбли и даже в оркестр. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.

На рубеже ΧVΙΙΙ века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.

Первым эту проблему решил итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Примерно двести пятьдесят лет назад Кристофори работал у флорентийского герцога Козимо Медичи, имеющего богатую коллекцию музыкальных инструментов. В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. И вот в один прекрасный день 1709 года в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. На самом деле в этом инструменте было замечательное новшество: звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент чутко откликался на прикосновение пальцев руки к клавишам, а специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию.

А вскоре к идее создания фортепиано, независимо от Кристофори, пришли и в других странах: во Франции – Жан Мариус (1716 г), в Германии – Готлиб Шретер (1717-21 г).

Однако признание фортепиано завоевало не сразу. Долгое время у него был соперник – старый клавесин. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали множество прекрасных произведений для него. К его звучанию был приучен слух музыкантов и публики. Сто лет понадобилось, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное.

Постепенно, по мере того, как новый инструмент совершенствовался, им все больше начинают интересоваться композиторы и исполнители. И к концу ΧVΙΙΙ века фортепиано полностью вытесняет клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.

Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были не совершенны. В ΧΙΧ веке фортепиано развивалось очень интенсивно: постоянно совершенствовался механизм фортепиано, изменялось расположение струн. У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все три струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу.

На протяжении и веков сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло (рисунок), и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino – маленькое пианино). Рояль – это концертный инструмент. Пианино же мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.

Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы используем в тем местах, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой звука.

В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Внешне они очень похожи на фортепиано, но эти инструменты по некоторым качествам превосходят его. Они применяются как в домашних условиях, так и для больших аудиторий. Иногда, по некоторым качествам, они превосходят фортепиано.

Некоторые синтезаторы запоминают мелодию. Она программируется, причём трудные для исполнения места можно закладывать в синтезатор в замедленном темпе, а потом они будут виртуозно воспроизведены. Даже обладая способностью как угодно формировать тембр, электромузыкальные инструменты не могут точно воссоздавать звучание ни одного классического инструмента. Синтезатор может звучать очень похоже на кларнет, фагот, скрипку, клавесин, фортепиано и другие, но повторить их не может.

А теперь посмотрим на клавиатуру фортепиано: в ней семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном. При нажатии на клавишу, прикрепленный к ней молоточек приходит в движение – ударяет по струне. Одновременно от нее отскакивает войлочная подушечка – глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Пока клавиша нажата, расположенный над струнами глушитель (демпфер) поднят, и звук длится до полного угасания. Стоит только отпустить клавишу, как глушитель возвращается на свое место (то есть опускается на струны), и звук мгновенно гаснет.

Под клавиатурой, возле ног пианиста, расположены педали. Применяя левую педаль, можно сделать звук более тихим и матовым, то есть, как говорят музыканты, поменять ″окраску″. При нажатии правой педали демпферы поднимаются над струнами, и звук длится даже тогда, когда пианист отпускает клавишу.

Анализ результатов исследования.

Ребятам предлагалось ответить на вопросы анкеты.

Ответы на вопросы

6 человек затруднились дать ответ ,

8 человек назвали Дениса Мацуева,

3 человека – Сергея Рахманинова,

3 человека ответили Моцарта и Чайковского.

1 человек – затруднился ответить.

2 человека затруднились с ответом.

2 человека затруднились ответить.

За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта, у которого в доме не было бы фортепиано. У фортепиано огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр. Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты: Бетховен, Шопен, Шуберт, Рахманинов, Скрябин и другие. Они выступали перед публикой в качестве артистов-пианистов. Их сочинения для фортепиано раскрывали его огромный потенциал. Слушать фортепиано можно бесконечно, но в наше время появилось много электромузыкальных клавишных инструментов, по некоторым качествам превосходящих фортепиано.

Значит ли это, что фортепиано устарело?

Разумеется, нет. Фортепиано молодой инструмент. Ему не более трёхсот лет. Он оказывает на общество большее воздействие, чем любой другой инструмент. Уверены, что его славе ещё далеко до заката. Его история только началась.

И подтверждение этому мы находим в количестве людей стремящихся научиться играть на фортепиано, десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепианной музыки. Это значит, что фортепиано с его богатством и разнообразием звуковых красок и оттенков, любимый музыкальный инструмент. Давно фортепиано стало доступным широкой публике. Ни один инструмент не сравниться сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Композиторов привлекают его огромные, почти безграничные возможности.

Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные инструменты, первые фортепиано. Но и сегодня присутствуя на концертах, мы становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист выходит на эстраду, садиться за рояль и зал замирает. На глазах у всех совершается великое таинство – рождается музыка…

Так и живет с нами фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой.

В процессе исследования, мы многому научились: искать нужную информацию в интернет (научились оформлять текстовый документ, ссылки), работать в нотном редакторе, с предметным указателем, словарями и другой литературой. Мы многое узнали из истории инструмента, игре на котором обучаемся 3 года. Мы поняли, что знать историю музыки, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше понимать содержание того или иного музыкального произведения.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Все инструменты хороши по-своему. Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу. Фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться в музыке.

Объектная область исследования: Музыка Предмет исследования: фортепиано Цель исследования: выяснить, почему фортепиано считают самым популярным инструментом.

Гипотеза . А что если фортепиано устарело, стало не нужным? Так как в современном мире существует много электромузыкальных клавишных инструментов, компьютерных музыкальных программ, которые превосходят фортепиано по некоторым качествам?

Примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV векам появились клавикорды. Звук клавикорда был нежным и певучим, но большей громкости звучания так и не удалось добиться. Играть на нем было не очень удобно. Все клавиши были темными. И в конце 18 века расположение цветов на клавиатуре изменилось, какой мы видим её сегодня у всех клавишных инструментов.

Другой клавишный инструмент – клавесин - был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда , струны клавесина были разной длины и распложены параллельно, как у современного рояля. Клавесин включали в различные ансамбли и даже в оркестр. Звук клавесина был сильнее, чем у клавикорда , но не так выразителен и красив.

Преимущества инструмента. На клавиатуре фортепиано семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном. Под клавиатурой, возле ног пианиста, расположены педали. Применяя левую педаль, можно сделать звук более тихим и мягким. При нажатии правой педали звук длится даже тогда, когда пианист отпускает клавишу.

В результате анкетирования приходим к выводу что не все имеют элементарные сведения о фортепиано, но есть и положительные стороны опроса, которое позволили нам убедиться в 100 % популярности фортепиано среди наших друзей.

Вывод: За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта, у которого в доме не было бы фортепиано. У фортепиано огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр.

Значит ли это, что фортепиано устарело? Разумеется, нет. Фортепиано молодой инструмент. Он оказывает на общество большое воздействие, чем любой другой инструмент. Уверены, что его славе ещё далеко до заката. Его история только началась. И подтверждение этому мы находим в количестве в люде стремящихся научиться играть на фортепиано. Это значит, что фортепиано с его богатством и разнообразием звуковых красок оттенков, любимый музыкальный инструмент.

Каждый музыкальный инструмент интересен и хорош, но по-своему и по-разному. А в руках настоящих исполнителей он превращается в чудо. Каждый из них имеет только свой индивидуальный, а поэтому неповторимый тембр звучания, свою особенность и привлекательность. Я уже окончила музыкальную школу по классу фортепиано, поэтому с большой уверенностью могу утверждать, что лучше инструмента, чем этот, просто не найти. Может это мое личное мнение.

Мне очень нравится этот грациозный и в то же время изящный инструмент. Он имеет довольно давнюю историю, ведь ему уже триста лет. Он уникален, и замены ему нет. Он не может устареть, выйти из моды или стать ненужным. Современный мир музыки, вернее инструментов, тоже не стоит на месте: так, уже есть разные электромузыкальные клавишные инструменты, компьютерные музыкальные программы, но мне кажется, что они не могут превзойти фортепиано по многим качествам. Он на протяжении долгих лет является самым популярным и универсальным. Мои ровесники единодушны во мнении, что фортепиано относится к самому популярному и любимому многими, инструменту.

Сейчас в музыкальных школах проводится много различных конкурсов. Их цель - пропаганда фортепианной музыки. Много детей, которые еще не учатся в школе музыке и игре на инструментах, приходят на такие концерты вместе со своими родителями. Всем нравится игра юных пианистов. Там же рассказывают о известных композиторах, которые писали свою завораживающую музыку именно для этого инструмента. Это и Моцарт, и Чайковский, и Рахманинов и многие другие великие, известные всему миру, имена.

Мне очень нравится игра Дениса Мацуева, его обязательно нужно всем послушать. Тогда и Вы поймете, за что я люблю фортепиано больше всех инструментов.

Вариант 2 - Скрипка

21 предложение/ 241 слово

Нет на свете более нежного и чувственного инструмента, чем скрипка. Ее звук похож на голос человека, поющего задушевную песню, которая уносит слушателя вслед за собой, погружая его в мир трогательных переживаний. И мне так приятно порой бывает тоже оказаться в этом мире. Погрустить о чем-то своем или, наоборот, предаться счастливым мечтам под музыку скрипки.

Это два совершенно разных по настроению произведения. Первое из них написано в мажорном ключе. Это светлая музыка, которая дарит ощущение легкости и счастья. Второе же, напротив, очень лирично, местами оно звучит даже трагически. Думаю, Крейслеру удалось как нельзя лучше продемонстрировать все возможности скрипки и широту ее диапазона, показать, как много оттенков чувств способен передать этот инструмент.

На занятиях в школе искусств преподаватели часто включают нам фрагменты из произведений великих композиторов и рассказывают об истории создания такой музыки. Я заметил, что многие классики обращались к написанию мелодий для скрипки именно в период душевного кризиса, поскольку только она могла отразить глубину их переживаний.

Сегодня скрипка нередко украшает и произведения современных музыкантов, также делая эти мелодии более душевными. Но в таких записях все чаще используется звучание электроинструмента. Оно, безусловно, обогащает музыку, но, по моему мнению, синтетический звук электронной скрипки никогда не сравнится с нежным, живым голосом акустической.

Вариант 3 - Гитара

21 предложение/ 278 слов

Мне очень нравится гитарная музыка. Этот инструмент прекрасно звучит как соло, так и в составе ансамбля или оркестра. Акустическая гитара трогает своей душевностью и мелодичностью. Электрическая — впечатляет мощью и необычной динамикой.

Думаю, на гитаре можно сыграть любую музыку: от произведений И. С. Баха и Никколо Паганини до современных популярных композиций. А сочетание ритм-гитары, соло и баса имеет совершенно невероятное звучание!

Мне сложно поверить, что до XIX века в нашей стране никто даже не слышал о таком инструменте. Гитара, как и многое другое, была привезена в Россию с запада, и только потом у нас стали открываться первые школы игры на ней.

Сегодня же практически вся музыка, которая звучит по радио и телевизору, создается при непосредственном участии гитары. Возможно, именно поэтому в музыкальной школе, где я учусь, гитара — это самый популярный инструмент.

Многие мальчишки хотят научиться играть на ней, чтобы потом иметь возможность создать собственную группу. Потому в нашей школе, помимо класса классической гитары, в прошлом году появился кружок электрогитары, который с удовольствием начал посещать и я. Для меня освоить гитару было непросто. Привыкнув играть на фортепиано, я думал, что и этот инструмент устроен так же понятно, но все оказалось иначе.

Во-первых, гитара требует регулярной настройки, для чего обязательно нужно иметь прекрасный слух. Во-вторых, для зажатия струн нужна определенная физическая сила, поскольку иначе не получится взять нужный аккорд. А что уж говорить о трудностях подсчета ладов на грифе!

Безусловно, чтобы научиться играть, как Джими Хендрикс, Ричи Блэкмор или, например, Би Би Кинг, нужно иметь яркий талант и посвятить инструменту не один год своей жизни. Я искренне восхищаюсь теми музыкантами, которым удалось заставить гитару настолько легко и красиво звучать в своих руках. Для меня пока это остается лишь мечтой.

Вариант 4 - Пианино

15 предложений/ 232 слова

Пианино — это один из наиболее мелодичных музыкальных инструментов. Он имеет широкий диапазон звучаний и оттого способен в мельчайших подробностях передавать различные оттенки человеческих чувств и эмоций.

Недаром многие отечественные классические композиторы отдавали предпочтение именно этому инструменту. И если задуматься, то как много замечательных пьес и концертов было создано непосредственно для пианино Петром Чайковским, Сергеем Рахманиновым, Дмитрием Шостаковичем и многими другими.

Мне нравится как сольное звучание пианино, так и её дуэт со скрипкой. На мой взгляд, такое сочетание инструментов позволяет создавать очень нежную музыку, способную затронуть самые глубокие струны души. Оттого во время прослушивания подобных композиций часто на моих глазах появляются слезы.

Сама я не умею играть на пианино, но с удовольствием слушаю, как это делают другие. Например, моя мама. Она талантливая пианистка и в молодости много выступала на сцене.

Несмотря на то что ее музыкальная карьера давно завершилась, любовь к пианино по-прежнему жива в сердце моей родительницы. Потому по вечерам мама часто садится за электрическое пианино, стоящее в нашей гостиной, и играет нам с папой партии из Людвига Бетховена или Ференца Листа.

Мне нравится смотреть, как мама грациозно левой рукой перелистывает ноты тогда, как пальцы другой ее руки безостановочно бегают по клавишам инструмента. Исполняя любимые вальсы и сонаты, мама словно бы вкладывает душу в каждую ноту и потому игру ее можно слушать часами. И для меня нет на свете лучшего музыканта, чем моя мама, и лучшего инструмента, чем ее любимое пианино!

Вариант 5 - Флейта

19 предложений/ 256 слов

Мне очень нравится нежное звучание флейты. Оно может быть легким и радостным, как свежее росистое утро в деревне. А может быть тоскливым и печальным, как унылый дождливый день осенью. Но никогда музыка, сыгранная на флейте, не звучит бесцветно и равнодушно.

Для меня флейта прежде всего ассоциируется с концертами А. Л. Вивальди, написанными специально для этого инструмента, исполняющего в них солирующую партию. Обычно эта нежная венецианская дудочка в произведениях великого классика играет на фоне большого симфонического оркестра. Но однажды мы с родителями побывали в филармонии, где музыка Вивальди и И. С. Баха исполнялась только лишь на флейте и органе.

То представление оставило глубокий след в моей памяти. На фоне грозного старинного органа флейта звучала невероятно трогательно и мелодично. Атмосфера в зале была настолько таинственной и чарующей, что казалось, словно мы все вдруг очутились в средневековой эпохе.

Прежде я слышала профессиональную игру на флейте только в записи, но в тот день мне посчастливилось узнать, какого истинное звучание этого инструмента при живом исполнении. На сцене выступала хрупкая девушка в красивом вечернем платье. И она просто виртуозно играла на своей серебристой свирели, поочередно зажимая то одно, то другое отверстие.

Артистка с невероятной легкостью делала все это, но я знала, что за внешней простотой стоит большая работа, поскольку флейта считается одним из самых сложных музыкальных инструментов. Чтобы научиться играть на ней, нужно иметь не только хороший слух, но и сильные легкие, а также быстрые пальцы.

Потому, думаю, далеко не каждый человек способен стать профессиональным флейтистом. Но зато, к счастью, всем мы имеем возможность наслаждаться чистотой звучания этого необычного нежного духового инструмента.

Вариант 6 - Барабан

13 предложений/ 239 слов

Многим людям нравится звучание мелодичных инструментов, я же в музыке больше всего ценю ритм, потому всегда прихожу в восторг от прослушивания барабанной партии. Думаю, ударные — это сердце любого ансамбля, так как без них и без бас-гитары даже самым искусным образом сыгранная композиция не имеет той силы, которую придает ей использование ритм-секции.

Звучание ударных только на первый взгляд кажется однообразным. В действительности же оно имеет множество оттенков. Чтобы стать профессиональными музыкантами, барабанщикам, так же как, например, гитаристам или пианистам, обязательно требуется выучить нотную грамоту.

Тот, кто хотя бы раз пробовал сидеть за барабанной установкой, наверняка удивился большому количеству всевозможных приспособлений в арсенале ударника. Здесь есть и хай-хэт, и бас-барабан, и малый барабан, и том-том, а также различного диаметра тарелки. И лишь сам музыкант знает, зачем ему все это.

Я пока еще только начинаю овладевать искусством игры на барабанах, но уже успел понять, насколько сложная задача стоит передо мной в дальнейшем. За несколько месяцев посещения музыкальной студии я успел лишь научиться правильно держать палочки и едва умею сохранять ритм при игре на малом барабане. Но для того чтобы исполнить хотя бы одну самую простую композицию, требуется синхронно выполнять множество задач, задействуя все элементы ударной установки.

Сейчас мне сложно даже мечтать об этом. Но я надеюсь, что в будущем все же смогу научиться играть пусть и не так хорошо, как мои кумиры — Фил Коллинз и Роджер Тейлор, но достаточно профессионально для того, чтобы выступать перед друзьями и знакомыми на сцене.

Читайте также: