Вавилон эпохи хаммурапи сообщение

Обновлено: 25.06.2024

Элита и продолжающий ее большой административный аппарат состояли в основном из авилумов, но частью также и из мушкенумов, возвысившихся на службе царя, и существовали на государственном обеспечении — от прямой выплаты жалования до предоставления значительных земельных владений в условное держание или пожалование (обрабатывали их обычно арендаторы). От налогов служилая знать, естественно, освобождалась. Однако такие крупные частные владения встречались очень редко.

Существовало государственное кредитование частных лиц с твердой процентной ставкой, избавлявшее людей от необходимости обращаться к частным ростовщикам. Дворцово-храмовое хозяйство осуществляло даже выдачи неимущим или предоставляло им наделы государственной земли под условием выполнения различных обязанностей. Бедняков в державе Хаммурапи благодаря всем этим мерам было очень немного.

Вавилонское общество

Вавилонское общество В Западной Азии, в Иране, на бывшей родине шумеров, как мы уже упоминали, рядом с хеттским обнаруживается еще одно общество.Если попробовать установить связь этого общества с шумерским по критерий религии, то нам никак не удастся обнаружить здесь

Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи – первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма четко

Держава Хаммурапи

Держава Хаммурапи В 1-й половине XVIII в. до н. э. неожиданно произошла новая территориальная интеграция Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничто этого не предвещало – Вавилонское царство было

Законы Хаммурапи и вавилонское общество

Законы Хаммурапи и вавилонское общество Держава Хаммурапи была централизованной бюрократической империей, все нити управления ею находились в руках царя. Храмовые хозяйства были слиты с государственным. Законы действовали на всей территории страны. Первостепенное

Кодекс Хаммурапи

Кодекс Хаммурапи Важнейшим источником для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилонского царства является знаменитый свод законов царя Хаммурапи, начертанный архаической клинописью на базальтовом столбе. Этот замечательный памятник древневавилонской

Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как великий памятник мудрости на протяжении следующих полутора тысяч лет! Это было связано не только с новизной их содержания (некоторые законы сходной направленности,

Царствование Хаммурапи

Царствование Хаммурапи Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновь созданное государство не играло

Законы Хаммурапи

Хаммурапи (? – ум. в 1750 г. до н. э.)

Хаммурапи (? – ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.).Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после

Хаммурапи

Хаммурапи правил в 1793 до н. э. — 1750 до н. э.Царь Вавилона, создатель свода законов — Кодекса Хаммурапи.Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон — это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного

4. Третье значение слова "общество" - человеческое общество в целом

4. Третье значение слова "общество" - человеческое общество в целом Третье значение термина "общество" - все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических



Деятельность царя Хаммурапи, правившего в Вавилоне с 1792 по 1750 годы до н. э., до сих пор вызывает интерес. Этому человеку удалось вернуть прежнее величие Вавилона, расширить границы, завоевав практически всю территорию Междуречья, а также провести реформу в области права, результаты которой привели к усилению центральной власти, наведению порядка в обществе и делопроизводстве. Долгое время законы Хаммурапи считались образцом восточного права, они переписывались и изучались учеными других государств на протяжении многих сотен лет.



Будущий царь был рожден в одном из воинственных аморейских племен. Его отец был активным правителем, желавшим усилить позиции своего народа и завоевать соседние территории. Молодой наследник всегда был при дворе и учился управлять государством, вести переговоры с союзниками и организовывать военные походы против соперников.

Хаммурапи стал правителем в юном возрасте после смерти отца. Первые годы своего правления он посвятил налаживанию связей, подготовке к походам, разработке планов. Военная деятельность на начальном этапе была стремительной и победоносной. Царю удается завоевать государство Иссин со столицей в Вавилоне. Именно этот город стал центром нового единого государства в Месопотамии. Правитель был известен своей целеустремленностью, обладал острым умом и хорошими лидерскими качествами.

Первые десятилетия своего правления юный правитель посвятил завоевательным походам и объединению подчиненных областей. На вторую половину правления пришлась активная реформаторская деятельность в области права, государственного и общественного устройства, введению в обращение новых систем ирригации и орошения полей, которые позволили значительно увеличить урожайность.

Самым известным деянием стало составление свода законов. Чтобы все могли их прочитать, положения были выбиты на гигантской каменной стеле, установленной в центре города.

Надо отметить, что царь почти не придумывал новых правил и ограничений. Деятельность заключалась в сборе уже имеющихся и действующих на тот момент, их анализе, приведении в строгое соответствие с настоящим положением вещей в обществе. До этого каждые племя или земля имели свои законы, по которым судили людей за те или иные преступления. Это приводило к путанице и делало судебную систему неповоротливой и тяжеловесной. Царь приказывает составить обощающий свод, который позволит осуществлять делопроизводство или судить в соответствии с единой нормой права, действующей на всей территории государства.

Законы касались всех сфер жизни населения. В них не только оговаривалось наказание за совершенные преступления в виде убийства, воровства, порчи чужого имущества, но и процедура решения вопросов аренды, заключения сделок, выдачи кредитов.

Из анализа положений свода Хаммураппи следует, что общество в Вавилоне было неоднородным. Существовали государственные служащие, получавшие вознаграждение в виде наделов и орудий труда. Эта категория не имела прав на выделенный участок. Государственный человек не мог продать землю, отдать за долги или передать наследнику. Также можно выделить крестьян-общинников. У них не было собственного надела. Вся земля и скот принадлежали общине, а люди пользовались ими по очереди. Большую группу населения составляли рабы, в своем положении приравнивавшиеся к вещи. Основную часть составляли пленные иноземцы или люди, оказавшиеся в рабстве из-за долгов. Царь ограничил долговое рабство тремя годами. Затем человек должен был быть отпущен на волю. Также разрешались браки между рабами и свободными людьми. Их дети рождались свободными.

Введение единого законодательства позволило навести порядок на обширной территории. Время правления царя Хаммураппи принято называть расцветом Вавилонского царства. Его наследники уже не смогли сохранить власть в своих руках, постепенно все пришло в упадок, и страна распалась на несколько независимых государств.


В месте встречи великих рек Тигр и Евфрат, когда-то стоял великий древний город Вавилон. Небольшая территориальная община выросла в невероятно могущественное Вавилонское царство. Вавилон неоднократно подвергался набегам и разрушениям, прекратил он своё существование во 2 веке, но слава этого величайшего государства жива и сегодня. Своим величием Вавилон практически во всём обязан самому знаменитому из своих царей – Хаммурапи. Этот человек сумел превратить Вавилон в важнейший экономический и культурный центр Ближнего Востока.

Что же такого особенного сделал этот царь, что имя его на слуху, спустя почти четыре тысячелетия после смерти?

Вавилонский царь Хаммурапи.

Карта Древнего Вавилонского царства.

Руины величайшего государства своего времени - Вавилонского царства.

Вавилон к этому моменту был очень молодым государством — ему было менее сотни лет. Первые пятнадцать лет правления Хаммурапи никак не отражены в исторических документах. Историки знают только то, что царь активно отстраивал своё государство и расширял его за счёт завоевания соседних народов. Делал он это весьма успешно и царство значительно увеличилось в размерах.

При Хаммурапи Вавилон превратился в могущественную империю.

Более всего, конечно, этот правитель запомнился благодаря Кодексу Хаммурапи, который был начертан на каменных столбах. Эти столбы равнялись человеческому росту и были размещены во всех городах вавилонского царства. Но этот свод из 282 законов был лишь одним из огромных достижений харизматичного лидера, превратившего ничем не выдающийся город-государство Вавилон, в доминирующую державу древней Месопотамии.

Во всё время своего правления, Хаммурапи служил прекрасным образцом того, как нужно сочетать военную мощь, дипломатическое искусство и политическое мастерство для создания и контроля империи, простирающейся от Персидского залива вглубь страны. Помимо высекания законов на каменных столбах, этот великий человек был мудрым правителем, отважным воином, искусным дипломатом и великолепным администратором.

Хаммурапи стал величайшим из царей своего времени, потому что он был проницательным государственным деятелем. Он невероятно ловко проложил себе путь к господству в регионе. Вавилонский царь умел заключить очень нужный союз и также лихо разорвать его, как только он становился невыгодным. Хаммурапи владел чрезвычайно развитой для тех времён шпионской сетью. Он был самым информированным правителем в регионе. Изощрённая дипломатия способствовала продвижению интересов Вавилонского царства. Одновременно с этим царь наращивал военную мощь. Правление Хаммурапи походило на искусную шахматную партию, где царь безоговорочно выигрывал.

Хаммурапи - строитель и завоеватель

Вавилонское государство расширилось и стало процветающим при Хаммурапи.

Хаммурапи стал первым вавилонским царём, воздвигшим защитные стены вокруг города. В то же время правитель постарался снискать расположение своих подданных, издав прокламацию, аннулирующую все их долги. Этот широкий жест царь повторял за время своего правления четырежды. Подобно современному губернатору или мэру, который повышает свою популярность за счёт ремонта дорог и строительства мостов в своем родном городе, Хаммурапи ещё больше укрепился в политическом плане, реализовав целый ряд масштабных инфраструктурных проектов. Он построил храмы, зернохранилища, дворцы, мост через реку Евфрат, который позволил городу расширяться на обоих берегах. Хаммурапи вырыл большой оросительный канал, который стал защищать вавилонскую землю от наводнений.

Хаммурапи знал толк в саморекламе.

Сделанные им вложения окупились сторицей, поскольку Вавилон постепенно превратился в богатое и процветающее государство. Хаммурапи, в свою очередь, позаботился о том, чтобы все знали, что только он причастен ко всему, что несёт стране процветание. Царь следил за тем, чтобы обо всех удачах было донесено народу. Например, когда он построил канал, то постарался проинформировать всех о том, что он только выполняет свои обязательства перед богами, которые доверили ему эту землю. Очень грамотный пиар.

Вавилонский царь был очень мудрым правителем и грамотным политиком.

После нескольких десятилетий строительства Вавилона Хаммурапи стал достаточно силён, чтобы начать захватнические войны. Чем он весьма успешно и занялся. Хаммурапи быстро завоевал Эшнунну на востоке, Ассирию на севере, Ларсу на юге и Мари на западе. Царь умел очень ловко, хотя и двулично сочетать силу и дипломатию. Хаммурапи заключал союзы с другими правителями, а затем разрывал их, когда это было ему удобно. Он также вёл войну чрезвычайно хитрыми способами. Одна из его знаменитых уловок заключалась в том, чтобы перекрыть водоснабжение осаждённого города. Затем он либо использовал жажду, чтобы заставить правителей города сдаться, либо внезапно выпускал на город потоки воды, что вызывало разрушительное наводнение. После этого атака всегда была обречена на успех.

Кодекс Хаммурапи - образец правовой модели

Кодекс Хаммурапи, высеченный на камне.

Сложный правовой кодекс Хаммурапи охватывал все вопросы жизнедеятельности государства: начиная от безопасности, строительства, принципов наследования, дисциплины, поведение рабов, налогов и заканчивая сборами, которые древние ветеринары должны были платить за право лечить быков и ослов. Это, конечно, не было первой в истории правовой системой, Хаммурапи фактически включил в свой кодекс законы, созданные предыдущими царями. Но главное было то, что он фактически реализовал идею общества, построенного на принципе закона и порядка, применимого ко всем.

Развалины великого Вавилона.

Эксперты в этой области говорят, что там есть много законов, которые сегодня мы бы квалифицировали как суровые или варварские. Вместе с этим есть и другие, которые предполагают заботу о простых гражданах и ответственность за преступления и нарушения прав других людей. Правовая система Хаммурапи включала в себя привычные сегодня особенности, такие как принцип презумпции невиновности. Согласно этому принципу, для того, чтобы осудить человека, сначала надо было собрать доказательства его вины. Кроме этого, кодекс регулировал и предусматривал даже выплату алиментов.

Остатки этого великого царства хранят отблески былого величия.

Хаммурапи - великодушный правитель

В некотором смысле Кодекс Хаммурапи также был инструментом связи с общественностью, его способом тонко рекламировать себя как мудрого и доброго царя. С этой целью сохранившийся образец каменных столбов Хаммурапи изображает его встречу с Шамашем, вавилонским богом Справедливости. Царь хотел, чтобы подданные воспринимали его не только как великодушного правителя, защищающего своих граждан. Хаммурапи желал являть собой для своих граждан некий симбиоз богов на Земле, военного вождя, великого строителя и строгого, но справедливого судьи.

Ворота Иштар в Вавилоне.

древний Вавилон

Где находится Вавилон

Вавилон в современости

Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.

Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.

Карта вавилонсого царства

Карта Вавилонского царства.

История

История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.

Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.

Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, величайший юридический памятник законов древности).

В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – Ассирия.

Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.

Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.

Вавилонский плен

Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.

Падение

Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.

Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание персов против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.

Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.

Архитектура

Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.

висячие сады Семирамиды

Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.

Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.

Ворота Иштар

Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.

Ворота Иштар

Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.

вавилонская башня

Религия

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

вавилонские жрецы

Культура

Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.

Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.

Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.

В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.

Искусство

Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.

статуетка чиновника

Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.

львы на воротах Иштар

фрески на воротах Иштар

А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.

кодекс законов царя Хаммурапи

А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.

Видео


Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

Похожие публикации:

5 комментариев

Вы библию каким местом читали? Навуходоносор не строил башню, слияние языков произошло за долго до Иудеи, после потопа когда размножился Ной, был один язык, и они возгордились захотев построить башню, но Бог смешал их языки и они разошлись по земле недостроев башню. Так появились народы. После Ноя смешание языков примерно было через 100-400 лет, Иудея возникла после Ноя примерно через 600-900 лет, а когда Иудея была переселена в Вавилон после Ноя прошло примерно 1800-2300 лет. В то время когда Навуходоносор переселил Израиль в Вавилон, разница во времени 2000 лет со смешанием языков а вы пишите, что это было в одно время. Какая глупость……

Николай, увы, но мы не трактуем слияние языков как реально историческое событие, скорее это просто легенда, тем не менее легенда философская, практически притча. Так же и всемирный потоп нельзя трактовать как историческое событие и Ноя нельзя считать реальным историческим лицом, как впрочем и Адама и Еву, Каина и Авеля. Надеюсь Вы различаете в каким местах Библия говорит о реальной истории, а в каких о легенде-притче?

И разумеется в Вавилоне не было никакого слияния языков, его с ним связала легенда.

Все это так интересно и так волнительно. Хотелось бы на мгновение оказаться там…Конечно, вся история трактуется теми, кто ее описывает, кто ее подгоняет под себя, извращает, мифологизирует, переписывает. И это надо со смирением принимать. Доказательная наука – единственное, на что надо опираться и принимать во внимание, а не амбиции и гордыню тех, кто закомплексован и обделен. А Библию писали люди, мужчины, очень захватывающее чтение, как авантюрный роман. Тема, которую можно обсуждать вечно…

Павел, в историческом плане, даже если рассматривать легенды (Вавилонская башня и смешение языков) – необходимо их публиковать именно в той последовательности и порядке, как они представлены в источниках. Тем более что ваш сайт как раз и отображает историю. На мой взгляд, любое искажение может нести серьёзные последствия в восприятии истории как науки в целом. Вольная трактовка фактов (пусть для вас она является легендой) и повествований дошедших до нас из глубины веков – негативно скажется на дальнейшем понимании течения исторических событий, умалит доверие к историческим очеркам и подорвёт репутацию всего исторического сообщества в глазах молодого поколения.
И ещё одна заметка: очень мало информации о деятельности правителей Вавилона. Хотелось бы узнать больше из одной статьи. Но это не обязательно, у каждого свои запросы. Признаюсь, я многое узнал нового из вашей работы.

Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй , самым почитаемым. Он дважды становился столицей могущественной державы, а само название города — Баб-Илу (“Ворота Бога”) — говорило о его святости, об особом покровительстве богов.

Первое его усиление охватывает период примерно с 1800 до 1700 г. до н.э. Историки называют его “старовавилонским”. Второй период подъема после крушения Ассирийской державы также продолжался около столетия (626 — 539 гг. до н.э.). Эти годы принято обозначать как время существования “нововавилонского” царства.

Захват Амореями

Небольшое поселение на месте будущего Вавилона существовало, вероятно, еще во времена шумеров. Городом Вавилон стал после захвата Междуречья кочевниками-амореями около 2000 г. до н.э.

Город располагался в очень удобном месте — там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом.

Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец. Но запустение оказалось недолговременным.

Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вел долговых записей на глиняных табличках. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью.

Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, восстановления каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъем.

К 1800 г. до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению новых центров, таких, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами — Ларсой, Исином, Мари — и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнера. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не стал.

Правление Хаммурапи

Положение меняется при шестом царе Вавилона — Хаммурапи, одном из величайших политиков древности.


Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причем нередко — чужими руками.


После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”.

В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей — воинов и так называемых “мушкену”. Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на двенадцать месяцев, час — на минуты и секунды, а круг — на 360 градусов.

Научная и культурная жизнь Вавилона оказалась мало зависимой от перемен в его политической судьбе. Менялись цари и завоеватели, а в Вавилоне также почитали Мардука, собирали библиотеки и обучали в специальных школах молодых писцов.

Царь Навуходоносор II

В 689г. до н.э. Вавилон в наказание за постоянные мятежи был полностью разрушен по приказу ассирийского царя Синаххериба. Через некоторое время город был отстроен вновь и обрел невиданный прежде блеск.

Вершины своего расцвета он достигает при вавилонском царе Навуходоносоре II (605 — 562 гг. до н.э.). Вместо узких кривых улочек были проложены прямые длинные улицы протяженностью до 5 км, которые использовались для торжественных процессий; они делили город на правильные кварталы. Было воздвигнуто великолепное святилище — семиступенчатый, похожий на пирамиду храм высотой 91 метр. Такие сооружения в Междуречье называли “зиккурат”.

Восхищение современников вызывали и две мощные оборонительные стены Вавилона: каждая 6-7 метров толщиной. Главный вход в город был через великолепно украшенные ворота, посвященные богине Иштар. На них царь Навуходоносор II написал:

“Я строил Вавилон, прекраснейший из городов…У порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня еще ни один царь”.


Некоторые из рельефных изображений диковинных животных на воротах Иштар археологами найдены и восстановлены; по замыслу царя, они должны были отпугивать от города врагов.


Также археологами найдены следы таких сооружений, как Великая храмовая башня, давшей начало библейской легенде о Вавилонской башне и террасы Висячих садов, в которых деревья как бы взбирались под самое небо. Такой эффект достигался благодаря тому, что они были посажены на специально выстроенных террасах, примыкающих к царскому дворцу. По-видимому, уход за деревьями требовал больших хлопот, но правителей Вавилона это не смущало. Своей цели они добились — люди были поражены…


Около 600 г. до н.э. в Вавилоне жило не меньше 200 000 человек — это был огромный по тем временам город. Но в 539 г. до н.э. красивейший город внезапно прекратил свое существование, когда был завоеван персами под предводительством Кира Великого. Согласно легенде, Киру удалось отвести в сторону воды Евфрата, который тогда протекал через город, и армия персов вошла в город по руслу реки…

Читайте также: