Направления в русской литературе 19 века сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Литературные направления в русской литературе — описание

Литературное направление — это общие черты в художественных произведениях одного исторического периода, которые обусловлены общностью духовных, философских и эстетических взглядов их авторов.

Каждое литературное направление характеризуется:

  • объединением писателей и поэтов конкретного исторического периода;
  • выражением определенной философии, взглядов на историю и искусство, жизненных и человеческих ценностей;
  • использованием определенных сюжетов, тем, типов героев и художественных приемов;
  • характерными жанрами;
  • особым художественным стилем.

Специалисты в истории и теории литературы выделяют следующие значительные литературные направления:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • классицизм;
  • сентиментализм;
  • романтизм;
  • реализм;
  • модернизм;
  • постмодернизм.

Хронология возникновения направлений

Разберемся с хронологией литературных направлений:

  1. Классицизм зародился в XVII в. и просуществовал до начала XIX в.
  2. Сентиментализм возник во второй половине XVIII в. и существовал параллельно с классицизмом до начала XIX в.
  3. Романтизм появился во второй половине XVIII в. и просуществовал до начала XX в.
  4. Реализм занимал господствующее положение во второй половине XIX в.
  5. Модернизм властвовал на международной арене почти век — с конца XIX по конец XX вв.
  6. С 1980-х гг. XX в. возник постмодернизм, к которому относят и современную литературу.

Классицизм

Классицизм — это мощнейшее литературное направление, которое в общей сложности просуществовало более двух веков.

В европейской истории подразделяется на два периода:

  • XVII век — собственно классицизм;
  • конец XVIII — начало XIX вв. — неоклассицизм.

В русской литературе периоду классицизма соответствует европейский неоклассицизм.

Литературное направление возникло во Франции. Французский классицизм поставил личность человека выше религиозного влияния, провозгласил ее высшей ценностью бытия. Классицисты опирались на произведения античности, считая их примерами.

Для классицизма верны следующие характеристики:

Яркими представителями классицизма в русской литературе были:

  • Д.И. Фонвизин (комедии);
  • А.Д. Кантемир (сатира);
  • А.П. Сумароков (басни);
  • И.И. Хемницер (басни);
  • М.В. Ломоносов (оды);
  • Г.Р. Державин (оды).

На классицизм в России серьезное влияние оказали идеи Просвещения и реформы Петра I. Особой любовью у авторов-классицистов пользовались те жанры, которые предполагали наличие авторской точки зрения на историческое событие.

Сентиментализм

Сентиментализм возник в противовес классицизму, оторванному от жизни, в 20-е гг. XVIII в. в Европе и просуществовало до 80-х гг. XVIII в. В России направление появилось в конце XVIII в. и угасло в начале XIX в. Сентиментализм характеризуется идеализацией персонажей, повышенной чувствительностью в изображении их душевных переживаний, жизненных обстоятельств и природы.

В произведениях сентименталистов четко прослеживаются следующие признаки:

  1. В центре сюжета душевный мир героев: переживания и чувства персонажей первостепенны, обстоятельства — незначительны.
  2. Для сентиментализма характерны такие жанры, как элегия, роман в письмах, дневник исповедально-психологического характера, дневник-путешествие, послание, повесть.
  3. Целью своих произведений писатели-сентименталисты ставили пробуждение в читателях сочувствия и сопереживания героям.
  4. Сентиментализм прославляет вечные ценности: природу, добро, нравственную чистоту, любовь, дружбу.
  5. Тема смерти — лейтмотив произведений.

В России сентиментализм угас к 1820 году, открыв путь романтизму.

Романтизм

Романтизм зародился в конце XVIII в. – первой половине XIX в., для литературного направления характерно утверждение самоценности духовной и творческой составляющих жизни. В произведениях писателей романтизма изображены сильные личности, бунтарские страсти и волевые характеры, а также красивая природа, обладающая целительной силой.

В эпоху романтизма появились новые художественные формы (фантастика, сатирический гротеск) и жанры (исторический роман, фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма). Лирика в период романтизма достигла своего расцвета за счет метафоричности, музыкального начала в стихотворениях, открытости ко всему новому.

Романтизм появился в Германии среди философов и писателей Йенской школы (Л. Тик, В.Г. Ваккенродер, Новалис, Ф. и А. Шлегели). Теория и философия романтизма отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. С течением времени немецкий романтизм тяготеет к мифологическим и сказочным мотивам, что ярко проявилось в сказках братьев Гримм и Э. Гофмана.

Романтизм быстро распространился по всей Европе и другим континентам и проявился в творчестве многих авторов данного исторического периода. Писателями романтизма считают Ф. Шатобриана, Ж. Сталя, А. де Виньи, П. Мериме, А. Ламартина, В. Гюго, А. де Виньи, П. Мериме, Ж. Санд, А. Дюма (все — Франция), Н. Фосколо, Дж. Леопарди, А. Мандзони (все — Италия), А. Мицкевича, Ю. Словацкого, З. Красинского, Ц. Норвида (все — Польша), В. Ирвинга, Ф. Купера, У.К. Брайанта, Э. По, Н. Готорна, Г. Лонгфелло, Г. Мелвилла (все — CША).

Для романтизма считаются типичными следующие характеристики:

Романтизм в России исследователи подразделяют на несколько этапов:

С приходом романтизма в русскую литературу:

  • появляются новые жанры — баллада и романтическая драма;
  • формируются новые взгляды на сущность и значение поэзии, которая отныне считается показателем идеальных стремлений человека, а не забавой;
  • для главного героя русского романтизма свойственны страдания и одиночество.

Реализм

Реализм — литературное направление, которое первым, появившись во второй половине XVIII в., поставило своей целью правдивое изображение действительности и типичных героев. Авторы реалисты выступали против идеальных героев, мистики и какого-либо украшения реальной жизни в художественных текстах.

О времени и месте зарождения реализма идут постоянные споры между исследователями. Большинство из них склоняется к тому, что реализм зародился в период античности. Ученые, разделяющие такую точку зрения, выделяют несколько этапов становления реализма в искусстве и литературе:

  1. Античный реализм.
  2. Реализм эпохи Ренессанса.
  3. Реализм XVIII-XIX вв.
  4. Неореализм XX в.

Основными характеристиками реализма являются:

Под влияние этого литературного направления в той или иной мере попали многие русские писатели. Мы назовем те их произведения, в которых ярче других проявляются черты реализма:

Типы реализма

В рамках реализма выделяют два вида, у которых есть как общие черты с направлением, так и существенные различия:

  • критический реализм;
  • социалистический реализм.

Критический реализм — это литературное направление, которое сложилось в капиталистическом обществе XIX в. и предшествовало социальному реализму.

Критический реализм раскрывал обусловленность жизненных обстоятельств и психологии личности его социальной средой. Написанными в духе этого течения исследователи считают романы О. де Бальзака, Дж. Элиота. В России представителями критического реализма считали В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Максим Горький считал, что направление ярко проявилось в творчестве А.П. Чехова.

Социалистический реализм — это литературное направление, возникшее в социалистических странах, ставило своими целями как правдивое историческое изображение действительности, так и идейное воспитание читателей в духе социализма.

Принципами социалистического реализма являются:

  1. Народность (литература для народа и о народе).
  2. Идейность (изображение мирной жизни народа, поиск лучшей жизни, героические поступки во имя счастливой жизни всех людей).
  3. Конкретность (изображение процесса исторического развития).

Наиболее известные представители социалистического реализма — это:

  • М. Горький;
  • В.В. Маяковский;
  • Н.Н. Носов;
  • Н.А. Островский;
  • А.С. Серафимович;
  • К.М. Симонов;
  • А.Т. Твардовский;
  • А.А. Фадеев;
  • М.А. Шолохов.

Модернизм

Модернизм — это радикальное литературное направление конца XIX – начала XX вв., которое характеризуется отрицанием традиций прошлого, поиском нового стиля и литературных форм.

В рамках модернизма выделяют несколько отдельных течений, которых объединяют следующие признаки:

  • противопоставление каждого из них классицизму и реализму;
  • активный поиск новых способов изображения действительности;
  • самоценность и самодостаточность личности — главная идея творчества писателей-модернистов.

Так как первыми течениями в рамках модернизма стали импрессионизм и последовавший за ним символизм, стоит полагать, что модернизм зародился во Франции в 70-е гг. XIX в., где и появились эти литературные течения, затем быстро проникнув во все европейские страны.

Основные литературные направления, возникшие в русле модернизма, — это:

  • символизм;
  • акмеизм;
  • имажинизм;
  • футуризм;
  • импрессионизм;
  • экспрессионизм;
  • экзистенциализм;
  • сюрреализм.

Импрессионизм — литературное течение, сформировавшееся в последней трети XIX — начале ХХ в. и давшее начало развитию символизма.

Для течения характерны:

  • фрагментарность композиции;
  • создание неизгладимого первого впечатления;
  • изображение чувств и эмоций, внутреннего состояния человека;
  • интерес к необычным, единичным вещам в окружающем мире.

В русской литературе импрессионистами были К. Бальмонт и И. Анненский.

Символизм — литературное течение, для произведений которого характерны образы-символы и передача тонких душевных чувств.

  • трепетным отношением к символам и тайным смыслам;
  • идеалистической философией и мистицизмом;
  • преобладанием стихотворных жанров;
  • изысканным, легким, музыкальным стилем произведений;
  • ориентацией на произведения античности и Средневековья;
  • созданием собственных мифов.

Представителями символизма в России были — В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, Ф. Сологуб, А. Белый, К. Бальмонт, В. Иванов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, М. Волошин, А. Ремизов, М. Кузмин, А. Кондратьев и др.

  • изображением красоты предметного мира и правдивых человеческих чувств;
  • ясностью и конкретностью художественных образов;
  • стилистическим равновесием, выверенной композицией и проработанными деталями.

Становление акмеизма связано с деятельностью и творчеством Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Городецкого, М. Зенкевича, О. Мандельштама.

  • созданием ярких поэтических образов;
  • использованием эпатажных литературных приемов (например, сравнение несравнимых между собой предметов);
  • обильным количеством метафор в текстах;
  • стремлением обновить поэтический язык;
  • упадническими мыслями, негативным отношением к революции, неверием в светлое будущее.

Представителями имажинизма стали А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин, Р. Ивнев, И. Грузинов, М. Ройзман, А. Кусиков, Н. Эрдман, Л. Моносзон.

Футуризм — течение в литературе, которое возникло в Италии в 1909 году. Официальным основоположником футуризма считается итальянский поэт и теоретик искусства Ф. Маринетти, предложивший революционную теорию в искусстве.

Характеристиками футуризма являются:

  • мечта о создании сверхискусства;
  • эксперименты авторов с рифмой, расположением строф и строчек;
  • активное словотворчество, использование вульгаризмов и неологизмов;
  • эпатаж и декламирование произведений;
  • культ городов и научно-технологических открытий;
  • настроение бунтарства.

Представителями русского футуризма являются И. Северянин, В. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский, Б. Лившиц и др.

Экспрессионизм как литературное течение появился в Германии в 1910-1920-е годы. Главными чертами этого течения стали:

  • использование таких тем, как гибель человека и потеря человечности;
  • любовь писателей к абстракции;
  • активное использование приема фантастического гротеска.

В русской литературе признаки экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева, И. Соколова, Б. Лапина, М. Кузьмина, Б. Земенкова, Г. Сидорова, С. Спасского, Е. Габриловича, Е. Замятина.

Сюрреализм — это литературное течение, возникшее в 1920-е гг. во Франции.

Сюрреализм ставил перед собой цель освободить искусство от каких-либо условностей. Фрейдизм оказал серьезное влияние на теорию этого течения. Особое внимание в произведениях сюрреалисты уделяли случайно возникшим образам, которые затем тщательно прорисовывались и прорабатывались.

Отдельным течением в русской литературе сюрреализм не стал, но его черты прослеживаются в творчестве многих авторов и их отдельных произведений:

Экзистенциализм — философское течение, родившееся во Франции в середине ХХ в., в период Второй мировой войны. Основоположником течения стал философ Серен Кьеркегор. Для авторов-экзистенциалистов главную ценность представляет психологическая сторона жизни человека и все иррациональное в ней.

Для экзистенциализма свойственно:

  • крах ранее признанных духовных ценностей;
  • изображение трагизма человеческой жизни;
  • идея одинокого страдающего человека в привычном ему обществе.

Постмодернизм

Постмодернизм пришел на смену модернизму в конце XX в. С одной стороны, это литературное направление противопоставляет себя модернизму, с другой — является его преемником. Это литературное направление современности, которое сочетает в себе разные жанры, стили, эпохи и открыто всему новому.

Постмодернизм возник в 1980-е гг. XX в. На его формирование сильно воздействовали такие события текущего века, как:

  • Мировая война;
  • бомбардировка Хиросимы и Нагасаки;
  • военные концлагеря и холокост;
  • бомбардировка Токио и Дрездена;
  • Холодная война;
  • появление персонального компьютера;
  • разработка искусственного интеллекта.

Для постмодернизма как литературного направления характерны:

  • отсутствие какой-либо жанровой или стилистической иерархии;
  • отсутствие глобальной цели привнести что-то новое в искусство;
  • равенство всех мировых культур и лояльность в оценке искусства;
  • использование таких приемов, как черный юмор, ирония, интертекстуальность, фрагментарность, максимализм/минимализм, магический реализм.

В русской литературе выделяют отдельные произведения многих авторов, которые написаны в духе постмодернизма:

В конце концов, эта функция опиума также была одним из решающих мотивов литературного авангарда века, который использовал опиум именно для вышеупомянутых свойств, чтобы стимулировать их духовную энергию. Многие из величайших художников прошлого века страдали в своем собственном существовании и смягчали их страдания опиумом. В конце концов, они тоже были мистиками, стремясь приблизиться к одному, каким бы другим он ни был, Богом. Опиум делает своих пользователей несвязанными с тем, как мистики сознательно стремятся к нему как к предпосылке для любого высшего знания.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии.

Может быть, этот процесс укорачивается и усиливается наркотиками - высшее сознание его не заменяет. По этим причинам никакая причинно-следственная связь не может быть установлена ​​на сегодняшний день, поскольку исследователи из Зеефелдера пытаются объяснить это мусульманским культовым формированием. Мало того, что он охватывает его евроцентрические и эволюционистские предрассудки, поскольку он не рассматривает Восток и Запад как адекватные, эквивалентные культуры.

Подобно прежним римским условиям, исламский мир, особенно в его городских, богатых и прогрессивных центрах, допускается, по крайней мере, либертариант к наркотикам, если не ориентирован на наркотики. Часто сообщают о декадентских явлениях и излишествах.

До того, как Восточно-Индийская компания завоевала Индию, опиум, казалось, был хорошо известен там, но никоим образом не столь значителен, как это было в Риме или исламских обществах. Это, по-видимому, имеет место только после 862 года в работе по токсикологии Навабана из Малабар, Сасвата и Вагбхатта из Чакрадтаты Даса. На самом деле можно предположить, что опий был бессмыслен для Индии - либо он отсутствовал, либо настолько очевиден, что ему не нужно было упоминать, или что индейцы просто имели более эффективные лекарства, чтобы опий не нужен.

Описания регулярности и нормальности их употребления наркотиков свидетельствуют о том, что опиум должен был широко использоваться в соответствии с их правилом. На рубеже веков появилась первая опийная монополия Моголов. Важность налоговых поступлений от выращивания мака неуклонно возрастала.

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

С самого начала до римского дивизиона

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Его можно рассматривать как прототип группы врачей, которые добавляли по одному веществу каждый рецепт для каждой цели и болезни: опиум. В то время опиум уже использовался как своего рода панацея. Его терапия заключалась в том, чтобы облегчить боль через сон.

Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова . Во взглядах прогрессивной части российского общества 30-х гг. XIX в. проявились черты романтического миросозерцания, вызванные неудовлетворенностью современной действительностью. Это мировоззрение отличало глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой стороны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разрешения противоречий бытия и понимание невозможности этого (разрыв между идеалом и действительностью).

В разных его произведениях просматриваются темы родины, любви, поэта и поэзии, отражая особенности яркой индивидуальности и мировоззрения поэта.

Из чего можно заключить, что он был склонен к нему, почти предком всех одиозных ветхих коллег. Но он также предупредил о непрерывном использовании и описал пример зависимости и отторжения Императора Марка Авреля. В своих работах он пишет о египетском, ливийском и испанском опиуме, предлагая расширенное распространение. Те, кто взял его до того, как они заболели, имели только легкую атаку.

Появление христианства сопровождалось глубоким изменением в жизни Рима. Распущенная жизнь - и, следовательно, наркотики - больше не вписывалась в официальный образ, а записи опия исчезли не позднее раздела Римской империи, завершенного Феодорием. Еще в 312 году дилеры опия только в Риме имели 793 официальных магазина, из которых государство привлекало около 15% своих налогов!

Тютчев: Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. Начав с одических произведений, он постепенно нашел свой собственный стиль. Это было чем-то вроде сплава русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Кроме того он никогда не хотел видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрегал результатами собственного творчества.

Свободное от опиума время европейского средневековья

Подавление научного мышления во имя христианской власти привело к снижению значимости греческой медицины. В течение тысячелетия христианство едва произвело значительного врача! Рейс взял на себя роль одного из самых важных мусульманских врачей в своей книге.

У евреев всегда была широкая сеть торговли, поэтому очень вероятно, что они тоже занимались этим и знали о его последствиях. Религиозные оговорки могут возражать против использования этого препарата. На христианском Западе также изменилось обращение с человеческими страданиями; их облегчение противоречило христианскому самопониманию, болезни и страданиям, рассматривались как божественное провидение. По крайней мере, на какое-то время это не ограничивалось богохульством, болью и болезнью, а не молитвой и добродетельной жизнью, но с опиатами или схожими. для облегчения.

Наряду с поэзией начала развиваться проза . Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности (в лирике Пушкина получила отражение героика современной истории 1820-х гг.), но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Хотя Папа Сильвестр официально запретил использование опиума в девятнадцатом веке, он все еще позволял использовать его в медицинских целях, что противоречит ему. В Центральной Европе теперь было спокойно говорить о опиуме. Цветок Деметры отступил к тому месту, откуда он когда-то пришел: Восток, Восток. Это снова изменилось только в течение средневековья и колониального периода.

Зевс был братом Деметром, а браки между дядей и племянницей были широко распространены в Греции. Чтобы получить имущество семьи. Арабская биография Александра. Другие императоры опиумных наркоманов были: Титус, Нерон, Нерва, Траян, Адриан, Септимий Северус, Каракалла. Далее Бех утверждает, что, вероятно, почти все Цезари были зависимы; не обязательно из-за опьянения, как. скорее из-за приема опиумсодержащих лекарств в качестве защиты от обычных ядовитых приступов.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Философская школа в Афинах была построена в 3 веке до нашей эры. Рудольф Гельпке: О отравлении на Востоке и Западе. Опять же, весьма сомнительно, были ли и в какой степени фактически потреблены наркотики; почти все. Источники настолько идеологически окрашены и предвзяты, что вполне может быть окончательное утверждение. больше не будет.

Ошеломляющие и возбуждающие стимуляторы. С самого начала он сообщал о своей зависимости; другой запретил наркотики, и это был не только рынок опиума. но и аромат, который подавляет неприятный горький вкус опиума. должен. Следующий император, Северус, снова узаконил этот вопрос.

Реализм в искусстве, 1) правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19 - 20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество"

Крити́ческий реали́зм - художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Развитие поэзии несколько затихает .

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.






Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии.

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова . Во взглядах прогрессивной части российского общества 30-х гг. XIX в. проявились черты романтического миросозерцания, вызванные неудовлетворенностью современной действительностью. Это мировоззрение отличало глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой стороны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разрешения противоречий бытия и понимание невозможности этого (разрыв между идеалом и действительностью).

В разных его произведениях просматриваются темы родины, любви, поэта и поэзии, отражая особенности яркой индивидуальности и мировоззрения поэта.

Тютчев: Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. Начав с одических произведений, он постепенно нашел свой собственный стиль. Это было чем-то вроде сплава русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Кроме того он никогда не хотел видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрегал результатами собственного творчества.

Наряду с поэзией начала развиваться проза . Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности (в лирике Пушкина получила отражение героика современной истории 1820-х гг.), но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Реализм в искусстве, 1) правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19 - 20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество"

Крити́ческий реали́зм — художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Развитие поэзии несколько затихает .

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Русская литература 19 века

Русская литература 18 века характеризовалась очень спокойным развитием. На протяжении всего столетия поэты воспевали чувство человеческого достоинства и старались привить читателю высокие нравственные идеалы. Только в конце 90-х годов начали появляться более смелые произведения, авторы которых делали акцент на психологии личности, переживаниях и эмоциях.

Видео: XIX век в русской литературе

Почему русская литература 19 века достигла такого развития? Это было обусловлено событиями, которые происходили в политической и культурной жизни страны. Это и война с Турцией, и вторжение армии Наполеона, и прилюдная казнь оппозиционеров, и искоренение крепостного права… Все это дало толчок появлению совершенно иных стилистических приемов.

Ярким представителем русской литературы 19 века является Александр Сергеевич Пушкин

Еще одним автором, который навсегда вошел в историю русской литературы 19 века, является М. Лермонтов

Еще одним автором, который навсегда вошел в историю русской литературы 19 века, является М. Лермонтов. Он продолжил лучшие традиции Пушкина. Как и его учитель, он старался понять свое предназначение. Они очень хотели донести свои принципы до власти. Некоторые сравнивали поэтов того времени с пророками. Эти писатели оказали влияние и на развитие русской литературы 20 века. Они придали ей черты публицистичности.

Именно на 19 век приходится утверждение реалистической литературы. Славянофилы и западники постоянно спорили об особенностях исторического становления России. С этого времени начал развиваться реалистический жанр. Писатели стали наделять свои произведения чертами психологии, философии. Развитие поэзии русской литературы 19 века начинает сходить на нет.

В конце века заявили о себе такие писатели, как А.П. Чехов, А.Н. Островский, Н. С. Лесков, М. Горький. В большей части произведений начинают прослеживаться предреволюционные настроения. Реалистическая традиция начинает отходить на второй план. Ее вытеснила декадентская литература. Ее мистицизм и религиозность пришлась по вкусу и критикам, и читателям.

Стилевые направления русской литературы XIX века:

Стилевые направления русской литературы 19 века

В конце 19 столетия на пике популярности был Чехов. В самом начале его деятельности критики неоднократно замечали, что он был равнодушен к острым социальным темам. Но его шедевры пользовались огромной популярностью. Он следовал принципам Пушкина. Каждый представитель русской литературы 19 века создал небольшой художественный мир. Их герои хотели добиться большего, боролись, переживали… Одни хотели быть нужными и счастливыми. Другие задавались целью искоренить социальную несостоятельность. Третьи переживали свою собственную трагедию. Но каждое произведение примечательно тем, что отражает реалии века.

Читайте также: